Научная статья на тему '\ точки роста \ ближе к земле'

\ точки роста \ ближе к земле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ точки роста \ ближе к земле»

\точки РОСТА \

Ближе к земле

PHOTOXPRESS

• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщила о сокращении срока государственной регистрации прав на недвижимость до 20 дней с 1 января 2013 года. Сейчас этот период ограничен 60 днями. Кроме того, новые нормы о регистрации прав на недвижимость позволят обращаться заявителям за получением услуг Росреестра не только через офисы ведомства, но и через многофункциональные центры. Это позволит сократить очереди в офисах Росреестра.

• С 2013 по 2015 год в рамках программы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ) из аварийного жилья предполагается переселить около 800 тыс. человек. По словам главы фонда Константина Цицина, для решения этой проблемы нужно расселить 10 млн кв. м жилья. С 2008 года по настоящее время в новые дома переехали примерно 300 тыс. человек, еще 50 тыс. граждан получат квартиры до конца 2012 года. C 2008 года объем аварийного и ветхого жилья в России увеличился с 7 до 10 млн кв. м. Капитального ремонта требуют уже 1,5 млн домов (в 2008 году — только 1 млн, при этом по программе фонда ЖКХ было отремонтировано 135 тыс. объектов). За пять лет действия программы по расселению и капремонту фондом, администрациями регионов и собственниками квартир было истрачено более 440 млрд руб. На период с 2013 по 2015 год из феде рального бюджета фонду на ликвидацию аварийного жилья будет выделено еще 172,9 млрд рублей.

• Правительство Московской области планирует повысить налоговую ставку на неиспользуемые сельскохозяйственные

СТРОИТЕЛЬСТВО

Ульяновский горно-обогатительный комбинат

В Ульяновской области открылся горно-обогатительный комбинат группы «Кварц-верке». Предприятие будет производить обогащенный кварцевый песок для предприятий стекольной промышленности. Производственная мощность комбината — 1,3 млн т песка в год. По объему добычи это будет одно из самых крупных предприятий «Кварцверке» в Европе. Инвестиции в проект превысили 1,2 млрд руб. В планах учредителей — создание инфраструктуры и коммуникаций для двукратного увеличения производственных мощностей.

По словам гендиректора ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Дмитрия Рябова, комбинат «Кварцверке» станет ядром формирующегося в области кластера строительных материалов и даст импульс другим аналогичным производствам к усовершенствованию технологии. «Это не первый горно-обогатительный комбинат в области. Но если ранее все предприятия вывозили добываемое сырье для стекольных заводов в необработанном виде, то теперь будут продавать уже частично готовую продукцию», — отметил директор.

ПИЩЕПРОМ

Свинокомплекс «Восточно-Сибирский»

В селе Усть-Брянь Заиграевского района Республики Бурятия при финансовой поддержке Байкальского банка Сбербанка России открыли первую очередь свинокомплекса «Восточно-Сибирский». При общей стоимости проекта чуть более 3 млрд руб. Сбербанк предоставил инвесткредит на сумму 2,4 млрд. Холдинг «Сибирская Аграрная Группа» (Томская область), ведущий создание свинокомплекса, в июле привез чартерным рейсом на «Боинге-747-400», за 7,5 тыс. км, из Дании в Бурятию первую партию племенных свиней — более 1,3 тыс. голов. Для достижения проектной мощности аграрии завезут еще три партии, в результате поголовье датских хрюшек достигнет 5,2 тыс. Пока кормят животных комбикормом, привозимым из Томской области, но уже в этом году Сибирская Аграрная Группа планирует начать строительство комбикормового завода возле поселка Онохой (Бурятия). Расчетная мощность комплекса «Восточно-Сибирский» — 12,9 тыс. т свинины в год. На такой показатель свинокомплекс рассчитывает выйти уже летом 2013 года. Предполагается, что строительство свинокомплекса даст региону 300 рабочих мест. Сейчас Бурятия обеспечивает себя мясом лишь на 40%, республика импортирует мясо из 24 стран мира. Реализация проекта по строительству свинокомплекса не просто сократит количество завозной свинины, но позволит закрыть потребность в ней практически на 70%. «Бурятия не вводила новых производств такого масштаба последние 20-30 лет, — отмечает президент республики Вячеслав Наговицын. — Мы начинаем реализацию очень крупного для нас инвестиционного проекта, и меня не может не радовать то,

Федеральные власти с новой энергией взялись за упрощение процедур регистрации прав с недвижимостью, а подмосковные — за сохранение оставшихся в их распоряжении земель сельхозназначения.

Елена АРХИПОВА Екатерина ВОРОБЬЕВА Юлия ЖАРКОВА Виктор ИЛИН Антон КРАВЦОВ Саида ПАНЕШ Анастасия СЕЛЯНИНА Александра СТАРИКОВА Роман ФИЛЬЦЕВ

что нынешняя программа только открывает череду подобных проектов. Сегодня мы немного приблизились к той идеальной ситуации, когда сможем сами себя обеспечить мясом, молоком, овощами».

Спирт из зерна

Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин и замдиректора по развитию ООО «Зернопродукт+» Ирина Гостева подписали соглашение о строительстве в Мичуринском районе современного высокотехнологичного предприятия по комплексной переработке зерна. «Зернопродукт+» было специально создано ООО «Объединенные спиртовые заводы» (совместное предприятие Росспирт-прома и финской компании Saimaa Beverages Оу) для реализации проекта на Тамбовщине. Производственные мощности планируется ввести в эксплуатацию к концу 2014 года. Предполагается, что завод сможет перерабатывать свыше 240 тыс. т зерна в год, это составляет в среднем примерно 10% от урожая зерновых в регионе. Планируется получать 7 млн дал этилового спирта (который можно будет использовать как на пищевые, так и на топливные цели), а также 70 тыс. т сухой барды — ценного кормового продукта с высоким содержанием протеина для животноводства. Объем инвестиционных вложений предположительно составит 4,5 млрд руб. Расчетный срок окупаемости проекта — пять лет. Новый завод должен стать одним из крупнейших участников российского спиртового рынка.

Сухой лед из отходов

Производство сухого льда из выбрасываемого котельными углекислого газа начала нижегородская компания ЗАО «Реал-Инвест», владеющая сетью автомобильных газозаправочных станций. Завод по выработке углекислоты разместился рядом с Нижегородской ГРЭС (НиГРЭС). Мощность производства — 1,5 тыс. т углекислоты в месяц, инвестиции в проект составили 230 млн руб. По словам гендиректора и владельца ЗАО «Реал-Инвест» Льва Тара-барина, в случае успешной реализации проекта планируется поставить еще две линии по выпуску углекислоты. Продукция выпускается в гранулах, а также в брикетах и шайбах различных объемов. Сухой лед востребован в пищевой промышленности и машиностроении, химической промышленности и сельском хозяйстве. Главная выгода ТГК-6 от этого проекта в том, что его реализация даст возможность на 10% уменьшить объемы парниковых выбросов НиГРЭС, — сообщили в управлении по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям нижегородского филиала ОАО «ТГК-6».

земли. Об этом сообщил председатель правительства региона Андрей Шаров. Причем поднять ставку планируется в 10 раз — с 0,3 до 3% кадастровой стоимости участка. Штрафы для юридических лиц за неиспользование земель сельхозназначения могут увеличиться с 80-100 тыс. руб. до 1 млн. Цель законопроекта — ввести сельхозземли в оборот. В результате увеличения налогов поступления в бюджет могут вырасти на 4 млрд руб., так как сейчас в Подмосковье насчитывается порядка 700 тыс. га неиспользуемых сельхоз-земель. Законопроект потребует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ и в КоАП. • Губернатор Московской области Сергей Шойгу предложил ввести пошлину в 30% от кадастровой стоимости участка за изменение его назначения.Дело в том, что в Московской области большое количество земель было переведено из сельхозкатего-рии в категорию для жилищного строительства. Изменение статуса участков обогатило землевладельцев, обещавших использовать земли для сельского хозяйства, но впоследствии продавших их с большой прибылью под строи-

1Т-ТЕХНОЛОГИИ

Цифровое хранилище

В Ставрополе открылось первое хранилище цифровой информации. Центр обработки данных (ЦОД) был создан в рамках частно-государственного партнерства правительства Ставрополья и Российской телекоммуникационной компании

тво. По словам зампредседателя подмосковного правительства Дмитрия Куракина, в среднем такая пошлина составит примерно 35 тыс. руб. за сотку. • С 24 августа, в связи со вступлением России в ВТО, начали действовать новые пошлины на импортные автомобили. Отныне и новые и подержанные машины младше семи лет облагаются таможенным сбором в размере 25% (было 30 и 35% соответственно). Пошлины на новые машины в течение трех лет останутся

\точки РОСТА \

на этом уровне, а потом начнут снижаться на 2,5% в год, пока не достигнут 15%. На подержанные машины они снизятся до 20% к 2018 году. Что касается автомобилей старше семи лет — главных конкурентов продукции АвтоВАЗа, — то их и вовсе перестали к нам возить, и вряд ли теперь поставки воз обновятся. Пошлины на этот транспорт по-прежнему остаются заградительными: 1,5-2,2 евро за 1 куб. см двигателя. Импортная пошлина на легковые автомобили до трех лет с двигателем больше 2,8 л будет снижена к 2019 году до 12,5% (было 30%). На мощные кроссоверы и внедорожники, обозначаемые в протоколе о присоединении к ВТО как Sport Utility Vehicles (SUV — американский маркетинговый термин, включающий классы машин с полным приводом и высоким клиренсом), с двигателем 3,5-4,2 л, пошлина к 2019 году должна снизиться до тех же 12,5%, а на более мощные — и вовсе до 10%. Какие именно машины относятся к классу SUV, ни в одном официальном российском документе не говорится, нет специального кода для них и в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. • Правительство России утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора, который будет введен в нашей стране с 1 сентября. Все автомобили, которые получили паспорттранспортного средства(ПТС)до 1 сентября, сбором не облагаются. Так что при дальнейшей перепродаже новые владельцы могут спокойно ездить на них. Утилизация таких машин будет осуществляться за счет последних собственников. Все остальные автомобилиподпадают под действие закона. Взимать сбор будет Федеральная таможе иная служба, которая выдает ПТС на импортированные автомобили, в котором и ставит соответствующую отметку. ГИБДД зарегистрирует машину только при наличии такой отметки в ПТС. Сбором будут облагаться как новые, так и подер жанные машины разных классов: легковые, коммерческие, грузовые и автобусы. Если автомобиль выпущен на территории России, у его производителя есть два выхода: гарантировать безопасную утилизацию этой машины в будущем или заплатить сбор в ФТС. Платить сбор будут, в первую очередь, юридические лица

и является единственным такого рода проектом ОАО «Ростелеком» на юге России. «Ставропольский край в качестве площадки для размещения ЦОДа был выбран не случайно, — сообщил вице-президент, директор макрореги-онального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» Александр Шипулин. — Здесь активно развиваются телекоммуникационные технологии, есть сильный менеджмент. Кроме того, Ставрополье входит в число восьми пилотных регионов по информатизации здравоохранения». На Ставрополье внедрена единая государственная информационная система здравоохранения, в рамках которой все лечебные учреждения региона объединились в одну корпоративную сеть передачи данных. В ряде медицинских учреждений уже работает электронная регистратура, ведутся электронные медицинские карты, созданы архивы графических результатов медицинских обследований. Вся информация, переведенная в электронный вид, нуждается в хранении и обработке, которую теперь сможет обеспечить новый центр. Услуги виртуального хранилища востребованы также в рамках программы «Электронное правительство» и ряда других проектов. Предприятия смогут разместить в помещении ЦОДа собственное оборудование, а также установить дополнительные программные продукты. Для оказания помощи клиентам в центре будет круглосуточно действовать служба техподдержки.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

По России пустят канадские трамваи

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и канадская машиностроительная компания Bombardier Transportation начнут совместное производство вагонов трамваев и метро. Стороны планируют достигнуть 50% локализации производств уже на начальных этапах сотрудничества. Сборку трамваев предполагается организовать в 2013 году на мощностях ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения». На первом этапе ежегодно планируется производить до 400 трамваев. Основой для них станут современные образцы из имеющегося модельного ряда компании Bombardier. Среди них полноразмерная кабина низкопольного трамвая Bombardier Flexcity, отличающаяся высокой динамической устойчивостью, меньшим износом колес и потреблением меньшего количества энергии. Выпуск вагонов метро планируется наладить в 2014 году.

Экологичные двигатели

Ярославский моторный завод (ЯМЗ) «Автодизель» «Группы ГАЗ» готовится к серийному выпуску двигателей экологического класса «Евро-4»: предприятие ведет стендовые испытания V-образных дизельных восьмицилиндровых моторов ЯМЗ-6585 и шестицилиндровых ЯМЗ-6565. Выпуск первой опытно-промышленной партии двигателей «Евро-4» намечен на декабрь 2012 года. Потенциальными заказчиками являются заводы «тяжелой» автомобильной и сельхозтехники — МАЗ, «Урал», «АвтоКрАЗ», ЛиАЗ, «Промтрактор», «Брянсксельмаш» и др. Доводку до стандартов «Евро-4» базового семейства шести- и восьмицилиндровых двигателей «Автодизель» ведет совместно со специалистами Ярославского завода дизельной аппаратуры «Группы ГАЗ». Основное отличие ярославских V-образных экологичных двигателей от зарубежных и отечественных аналогов заключается в том, что в новинке применены основные элементы системы Common Rail российского производства (ТНВД, электроуправляемая форсунка, электронный блок управления). Двигатели модернизируются с сохранением габаритных размеров, что позволяет использовать их в серийно выпускаемых автомобилях без изменения конструкции техники. Мощность шестицилиндровых дизелей «Евро-4» — 230-300 л.с., восьмицилиндровых — 330-450 л.с. Согласно постановлению Правительства РФ от 20 января

2012 года об ужесточении требований к выбросам загрязняющих веществ автомобильной техникой, серийный выпуск всей линейки двигателей экологического класса «Евро-4» завод планирует начать со следующего года.

СУДОСТРОЕНИЕ

На водных путях Хабаровска

В середине августа 2012 года ООО «Самусьский судостроительно-судоре-монтный завод» (Томская область) завершил строительство и спустил на воду два первых теплохода, сделанных по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» (подпрограмма «Внутренний водный транспорт»). Еще шесть теплоходов планируется построить до конца 2012 года. На возведение первых двух кораблей ушло полгода. Суда будут обслуживать водные пути Хабаровска — заниматься промерами глубин и обследованием речной обстановки.

Всего предприятие должно построить 18 теплоходов до 2015 года. Общая стоимость контракта составляет 570 млн руб. По словам гендиректора Виктора Шварца, Самусьский завод будет заниматься строительством теплоходов, которые будут использовать на реках восточнее Урала.

НЕФТЯНАЯ

импортеры и производители. Физическим лицам также придется уплачивать сбор при ввозе машины. Однако ставки в этом случае предусмотрены минимальные. Для легковых автомобилей базовая ставка составит 20 тыс. руб. Она умножается на коэффициент. Например, транспортные средства (ТС) с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3: коэффициент на новые ТС составит 0,83, а старше трех лет — 5,3; свыше 1000 смз, но не более 2000 смз — 1,34 и 8,26 соответственно; свыше 2000 см3, но не более 3000 смз — 2,56 и 16,12; свыше 3000 смз, но не более 3500 смз — 3,47 и 28,5; свыше 3500 смз — 5,5 и 35,01; ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя — 0,1 и 0,15 соответственно.

Труба зовет

Между компаниями «Транснефть» и НК «Альянс» при поддержке правительства Хабаровского края заключено соглашение о присоединении Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (ХНПЗ) к нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО).

Отвод к заводу предполагается построить за полтора года, в 2014 году предприятие сможет первоначально получать по трубе 2 млн т сырья в год. Сегодня ХНПЗ остается единственным в России, транспортирующим нефть только по железной дороге. «Но мы не можем обеспечить полную загрузку своих мощностей, используя одни лишь железнодорожные перевозки, — говорит Виктор Лемеха, управляющий ХНПЗ. — Переработка 11 тыс. т в сутки сегодня является предельной, исходя из пропускной способности железной дороги». Подключение к ВСТО позволит «Альянсу» повысить надежность поставок, наращивать производство топлива, которого сегодня не хватает Дальнему Востоку. Речь идет, прежде всего, о бензинах «Евро-4» и «Евро-5».

ЛЕСНАЯ

Химия на миллиард евро

ООО «Сайбервуд» намерено построить в Усть-Кутском районе Иркутской об ласти лесохимический комплекс стоимостью 40 млрд руб. Предполагается, что структура будет ориентирована на производство целлюлозы (700 тыс. куб. м в год) и беленой химико-термомеханической массы (около 300 тыс. т в год), также в его составе предполагается построить завод по выпуску перекиси водорода, использую щейся в производстве целлюлозы. Проектно-изыскательские работы компания рассчитывает начать уже в текущем году. На полную мощность интегрированный завод планируется запустить к концу 2016 года. В результате реализации проекта будет создано более 2 тыс. рабочих мест. «Сайбервуд» планирует при создании производства впервые в России применить технологию, преимуществами которой являются относительно невысокий расход воды и электроэнергии, а также глубокая переработка древесины. Как сообщает пресс-служба правительства Иркутской области комплекс может стать одним из крупнейших производств в мире в своем сегменте.

• Минэнерго утвердило схему развития Единой энергетической системы России (ЕЭС) на 2012-2018 годы. В нее включены все энергоблоки мощностью больше 25 МВт и сети от 220 кВт — и существующие, и те, которые должны быть построены или, наоборот, выведены из эксплуатации. На основе документа разрабатываются ин-вестпрограммы энергетиков и программы развития регионов, а также определяется спрос на мощность для конкурентного отбора мощности. Разработали документ «Системный оператор» и ФСК. Установленная мощность российских электростанций к 2018 году должна вырасти на 12,3% до 245,9 ГВт. Будет введено свыше 40 ГВт новых энергоблоков. Это на 5 ГВт меньше, чем предполагалось в прошлом варианте схемы (с 2011 до 2017 года). Больше половины новой мощности придется на тепловые станции (22,9 ГВт). Еще 12,3 ГВт дадут АЭС, а 4,8 ГВт — ГЭС. Больше всего энергоблоков планируется ввести в 2014 году. При этом общий избыток мощностей в этот год составит 27 ГВт, отмечается в схеме. Экспорт российского электричества с 2013 года снизится в два раза до 1176 ГВт. Предполагается, что цены на российском энергорынке будут расти быстрее, чем на рынках других стран, то есть экспортная деятельность станет менее выгодной, объяснил источник, близкий к разработчикам схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.