Научная статья на тему 'Тобольское отделение Императорского русского музыкального общества: страницы истории’'

Тобольское отделение Императорского русского музыкального общества: страницы истории’ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
421
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ТОБОЛЬСК / ИСТОРИЯ / ГОРОД / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / TOBOLSK BRANCH OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY / TOBOLSK / HISTORY / CITY / MUSICAL CULTURE / MUSIC CLASS / COMMUNITY INITIATIVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Валитов Александр Александрович

Вторая половина XIX столетия характеризуется как время пробуждения общественной активности, одним из направлением реализации общественных сил стала культурно-просветительская деятельность. Императорское Русское музыкально общество приобрело в исследуемый период большую популярность. В статье проанализирован исторический опыт организации и деятельности Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. В возникновение и деятельность регионального отделения в Тобольске связано с активной позицией местной интеллигенции. В сохранившихся отчетах отделения можно проследить основные направления работы. Первое направление это популяризация музыкального искусства для широких масс, а второе развитие музыкального образования. В целом характеризуя деятельность Тобольского отделения можно выделить общие тенденции и специфические особенности в работе: так названое культурно-просветительное объединение возникло на волне общественного подъема в конце XIX в., успешная деятельность отделения зависела от активности ее руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Валитов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOBOLSK ОТДЕЛЕНИЕ THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY: PAGES ИСТОРИИ

The second half of the XIX century is characterized as a time of awakening public activity, one focus of the implementation of the social forces became the cultural and educational activities. Imperial Russian musical society acquired in the study period, the popularity. The article analyzes historical experience of the organization and activities of the Tobolsk branch of the Imperial Russian musical society. In the origin and work of the regional office in Tobolsk due to the strong position of the local intelligentsia. In the surviving records of the Department can be traced to the main areas of work.

Текст научной работы на тему «Тобольское отделение Императорского русского музыкального общества: страницы истории’»

яля

УДК947(571.1)78.091. ББК26.891

тобольское отделение императорского русского

музыкального общества: страницы истории

ВалитовАлександр Александрович,

ведущий научный сотрудник,к.и.н., Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, 626150, Россия, Тобольск, ул. Академика Ю. Осипова, 15

val11@bk.ru

Аннотация:

Вторая половина XIX столетия характеризуется как время пробуждения общественной активности, одним из направлением реализации общественных сил стала культурно-просветительская деятельность. Императорское русское музыкально общество приобрело в исследуемые период большую популярность. В статье проанализирован исторический опыт организации и деятельности Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. В возникновение и деятельностьрегионального отделения в Тобольске связано с активной позицией местной интеллигенции. В сохранившихся отчетах отделения можно проследить основные направления работы. Первое направление — это популяризация музыкального искусства для широких масс, а второе развитие музыкального образования. В целом характеризуя деятельность Тобольского отделения можно выделить общие тенденции и специфические особенности в работе: так названое культурно-просветительное объединение возникло на волне общественного подъема в конце Х1Хв., успешная деятельность отделениязависела от активности ееруководителей.

Ключевые слова:

Тобольское отделение Императорского Русского музыкального общества, Тобольск, история, город, музыкальная культура, музыкальная культура, музыкальные класса, общественная инициатива

Современные исследователи истории культуры проявляют повышенный интерес к возникновению и деятельности уникального музыкального социокультурного института дореволюционной Российской империи - Императорского русского музыкального общества (далее ИРМО). Культурологи рассмотрели историю деятельно-

сти Ростовского и Уральских отделений ИРМО, показав их значительное влияние на развитие музыкальной культуры провинциальных городов позднеимперской России1.

1 Сметанникова А.Ю. Ростовское отделение ИРМО: первое десятилетие работы // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1 (18). С. 89-94.; Шабалина Л.К. Отделения Им-

ИРМО — одна из старейших общественных организаций России, основанная в 1859 г. в результате сотрудничества Великой Княгини Елены Павловны и знаменитого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. ИРМО ставила цель популяризация музыкального образования в стране, «развитие всех отраслей музыкального искусства, поощрение способных русских художников (сочинителей и плодотворных исполнителей), и содействие развитию «вкуса к музыке в России»2. Отечественные исследователи признают уникальность данного Общества, которое являлось самым массовым в истории отечественной музыкальной культуры.

В началеХХ столетия Общество имело более 50 отделений по всей стране. Исследователь Т.Ю. Зима выявила, что ИРМО «оставалось единственной хорошо отлаженной просветительско-образовательной системой на территории огромной империи - от Варшавы до Владивостока и от Кронштадта до Астрахани»3. А.В. Крылова считает, что благодаря деятельности ИРМО и его региональных отделов в Российской империи постепенно складывалась музыкальная инфраструктура4.

Общественная инициатива постепенно проникала в отдаленные провинциальные города Российской государства. В различные временные отрезки возникали региональные отделения, основанные по образцу центрального отдела.

Во второй половине XIX в. в западносибирских городах становится более оживленной музыкальная жизнь. Во многом данное явление связано с политической ссылкой, когда в край с попадали представители благородных сословий. С другой развитие средств коммуникаций позволяла совершать длительные поездки, так профессиональные музыканты все чаще посещают с гастролями сибирские города. С ростом музыкальных запросов населения, турне музыкантов

ператорского русского музыкального общества на Урале // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2. С. 84-88.

2 Устав Императорского русского музыкального Общества СПб., 1873. С. 1.

3 Зима Т.Ю. Томское отделение Императорского ррусского музыкального общества как социокультурный феномен Сибири конца XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного университета История. 2014. № 2 (28) С.74.

4 Крылова А.В. Роль Императорского русского му-

зыкального общества в формировании музыкальной инфраструктуры Ростова-на-Дону // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1. С. 83.

и певцов увеличивались. В городах проходили не только публичные концерты, музыканты давали представления в домах высших чиновников, которые служили в качестве собраний местной элиты, ценителей музыки.

Большое влияние на распространение музыкальной культуры в среде местного социума оказали политические ссыльные: они образовывали новые любительские музыкальные коллективы, устраивали публичные концерты и проводили музыкальные вечера в своих домах, занимались обучением игре на музыкальных инструментах. Политические преступники способствовали распространению домашнего музицирования во всех слоях сибирского социума. Широкое распространение получила домашняя музыка, она выступала ведущей формой организации досуга и культурного времяпровождения, в среде городских чиновников, и верхушки купечества западносибирских городов.

Возникновение региональных отделений музыкального общества гармонично выписывалось в существующие запросы провинциальной элиты которая стремилась реализовать свои эстетические потребности. В целом новые общественные институты успешно вписывались в действующую систему досуга местной культуры, выступали центрами распространения культуры и способствовали развитию музыкального образования, выполняя важную функцию, направленную на развития у местного общества вкуса к классической музыке и подготовки музыканта-профессионала.

В провинции в основном инициатива в открытии общественных ассоциаций шла сверху, так Николай Геннадьевич Казнаков генерал-губернатор Западной Сибири в мае 1878 г. выступил с ходатайством об открытии Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества (далее ТО ИРМО)5.

С момента возникновения в деятельности регионального отделения принимали активное участие представители местного чиновничества, купечества и мещанства. Тобольское отделение ставило основную задачу содействие в консолидации жителей города, занимавшихся музыкой. Одновременно с основной задачей Общество выполняло благотворительные функции, очень

5 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества за 1879-80 г. Тобольск, 1880. С. 2.

часто члены Тобольского отделения проводили благотворительные музыкальные мероприятия, собранные средства шли в пользу различных филантропических ассоциаций: Общества вспомоществования бедным студентам из Тобольской губернии, Тобольского губернского музея, Общества оказания помощи бедным ученикам из городских училищ6.

Первым председателем Тобольского отделения стал Филолог Васильевич Рудаков директор Тобольской губернской мужской гимназии и училищ Тобольской губернии. С 1895 г. возглавил отделение С.П. Матвеев - управляющий Тобольской казённой палаты. Он организовал оркестр из 35 любителей, выступление которого были заметным музыкальным событием в культурной жизни городе. Помимо оркестра, солистов, камерного ансамбля при Тобольском отделе действовали два хора - мужской входило (20 чел.) и смешанный (30 чел.). С уходом С.П. Матвеева активная деятельность общества пре-кратилась7.

Основной формой деятельности Тобольского общества стало проведение музыкальных представлений, которые проходили в виде вечеров и спектаклей, состоящих из нескольких отделений. В каждом из отделений исполнялись вокально-инструментальные и музыкально-литературные номера, спектакли состояли из двух актов, в первом демонстрировали театральную постановку, пьесу или водевиль, а во втором исполнялись музыкальные репризы, отрывки из известных опер российских композиторов8.

а т ■■: к т ъ

Л 4lllMb#414 "f44*JLriHrt QTEljrikl . fWrj rjwijüi IfMiaJUm Мщцч ч mm t*7*-l«!v т. k> 1 OitMti.

Il Ч- -г - -и- ■

I =r-t^|in n (V. r№j 4 h K— |l| i ■ <>4Ъ1 r"

t| ¿1 ч

U Ltk№

El r. . -I r| I

ift. Eh Kl <*ШМГ*ПП-, 1

■J 1 ГМ1

"f- E Л

6 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 01.09.1886-1.09.1887 года Тобольск, 1887. С. 3.

7 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества с 1-го сентября 1890 по 1-е сентября 1891 года. Тобольск, 1891. С. 4.

8 Отчет Тобольского отделения Императорского

русского музыкального общества. за 1894/5 год. Тобольск,

1895. С. 3.

■ l.HlL...... Г. II ..... ^iiIiM и iv-^v^iu -v-j^ Ii

I 1ШШ ИМ* >11|Щ1 ^Jrtimj UMif**4jn Ъ жшчч J n Liih 1* IIb Г1'- г. ■: ж i->l-. a IE и > hv

■14 ■ а И*П 1мп ih ■ lühk jl^vr^n j k^jij

:im tfi Ii )игч II p 1 nw-dijt|r.' im I 1 L"■; "ч i I T Blmwi ■ .........— II, hrnJ я .lu .ьг ( ^

fh n jij; i^-i-aph Г. Г™тчл | |

JMUI'I Ii. Г- rw rt iruA iiqm ihJI

мп* ulb l^llfc fc- г г-'l. IMKiWIr .l ни i'* ql | i; щ

""*■ j iii ■ ..............ju 'Jllll=l-u144l4>

" D*f<Wt» НИИ Иа^ Ut|U " iДЧгчч «^wmmpn Ч Hfl, vitoiE n Un^pb 1 |р<н Ш «i Md ih»

■iwUHlir L-д m Mm 1.1.1рож=п vw i

Мл" i .-II ivl.JJ ■ Г.-.^-ч ....... vr^iinij.Li . . i Ц.

"Kl I tlMt-fn TT U. L Ilinui л hlilMIM r. u_ll № Л4П П. J. luHvn i ■■■ i- C, f. *|JiHt1 ■■.•■ + W

■i пни k

Рис.1 Отчет о деятельности Тобольского отделения ИРМО за 1878-1879 гг.

Основным местом организации вечеров и концертов служило здание Общественного собрания, а после открытия в 8 сентября 1899 г. Народной аудиторий она стала центром сосредоточения культурной элиты. Спустя десятилетие в 1897-1998 гг. Тобольское отделение состояло из 3 почетных, 81 действительных и 162 членов по-сетителей9.

Тобольское отделение ИРМО основательно укрепилось в городской культурной инфраструктуре, на рубеже XIX -XX в. членами общества в течение года устраивалось от 5-8 «музыкальных собраний», на которых квартет искусно исполнял камерные и симфонические произведения. В целом отделение успешно справлялось с основой задачей популяризацией музыкального искусства, например, в 1897-1898 гг. было сыграно более 62 музыкальных композиций, в их числе произведения известных иностранных и русских композиторов10.

Среди авторов очень часто исполнялись шедевры: Л. Бетховена, К.М. фон Вебера,Й. Гайдна, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Ш.Ф. Гуно, Я.Л.Ф. Мендельсона, В.А. Моцарта, Ф.П. Шу-

9 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. за 1897/8 г. Тобольск, 1899. С. 5.

10 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. за 1897/8 г. Тобольск, 1899. С. 6.

берта. Особое место в развитии городской музыкальной культуры занимал духовой оркестр, образованный при Тобольском резервном батальоне, которым управлял один из офицеров действительный член ТО ИРМО, выполняющий функции дирижёра в отсутствии настоящего капельмейстера. Военный оркестр пользовался огромной популярностью в городе, служил украшением многих праздничных мероприятий на протяжении нескольких десятилетий (до вывода батальона из города в 1910 г.), о чем сохранились многочисленные свидетельства горожан11.

Таблица 1 Количество выступлений Тобольского отделения ИРМО

годы концерт музыкальные вечера

1879-1880 4 8

1881-1882 1 4

1886-1887 1 2

1888-1889 2 4

1890-1891 2 2

1902-1903 1 4

1903-1904 1 4

Тобольское общество заботилось не только о распространении музыкального искусства, но и о подготовке кадров для музыкального общества. Так с 1 декабря 1903 г. при Тобольском отделении были открыты музыкальные классы, обучение в них было платным, размер платы с каждого ученика в месяц составлял 3 рубля, но кроме платных учащихся, общество выделяло средства на бесплатное обучение 21 ученика - «за особые музыкальные способности». Бесплатное преподавание несколькими учениками по классу фортепиано принял на себя директор Тобольского музыкального общества Н.А. Ордовский-Тана-евский тобольский губернатор12.

Музыка имела важное значение для эстетического развития учащихся, особенно тех, которые участвовали в художественном творчестве: пели в хоре, играли на сцене, выступали на кон-

11 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 1 сентября 1903 г. - 1 сентября 1904 гг. Тобольск, 1904. С. 16.

12 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 1 сентября 1903 г. - 1 сентября 1904 гг. Тобольск, 1904. С. 4.

цертах. Правда, число юных музыкантов-любителей, выступавших на публичных концертах, было незначительно. Многие дети и подростки пели в хоре. Главным направлением деятельности хоров было церковное пение, но они имели в репертуаре и светские произведения, с которыми выступали на народных гуляниях, концертах и танцах13.

Музыкальные концерты любителей кроме задач организации культурного досуга горожан носили и благотворительные цели. Например, в Тобольске 12 января 1904 г. в общественном собрании состоялся литературно-музыкальный вечер в пользу недостаточных студентов-тобо-ляков. Программа вечера была довольно разнообразна и интересна, зал был полон публики, вечер доставил публике большое удовольствие, после литературно-музыкального отделения состоялись танцы14.

Таким образом, мы можем наблюдать, что для горожан, участвовавших в музыкальных концертах, вечерах, способствовавших общему развитию музыкального искусства в губернии, такая деятельность была средством самовыражения и реализации их творческой активности.

В целом прослеженная в данной статье динамика развития музыкальной культуры Тобольска наглядно демонстрирует, что усилиями энтузиастов-меломанов, среди которых особое место занимают представительницы прекрасного пола. Местным обществом пройден трудный путь от любительского кружка 1870-х гг. через образование Тобольского отделения ИРМО с постоянным решением проблемы создания оркестра и хора, с открытием музыкальных классов при ТО ИРМО (что вполне вписывалось в тогдашнюю складывающуюся систему государственного образования) до регулярных публичных концертов (симфонических, камерных, хоровых, оперных сцен) местными музыкантами-профессионалами, до четкой координации выступлений гастролеров и оперных трупп, отлаженного учебного процесса

Также можно констатировать, что в эту богатую музыкально-культурную палитру города в 57 начале XX в. гармонично вписывались и другие формы бытования музыки, а именно - частные

13 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. за 1904-1905 г. Тобольск,

- 1906. С. 7.

14 Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. за 1904-1905 г. Тобольск,

- 1906. С. 8.

музыкальные школы, преподавание музыкальной грамоты в различных учебных заведениях, музыкальные вечера в домах профессуры, деятельность музыкальных отделов разных просветительских обществ и профессионально-корпо-

ративных клубов, звучание музыки на всенародных праздниках и официальных торжествах «по случаю.» и т. д. Во всех этих достижениях надо отдать должное женской составляющей, без которой многое могло бы просто не состояться.

Список литературы:

1. Зима Т.Ю. Формирование системы профессионального музыкального образования в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XIX- начале XX вв. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 179-183.

2. Крылова А.В. Роль Императорского русского музыкального общества в формировании музыкальной инфраструктуры Ростова-на-Дону // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1. С. 83-89.

3. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества за 1879-1980 годы. Тобольск, 1880. 10 с.

4. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества за 1881-1982 годы. Тобольск, 1882. 8 с.

5. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 01.09.18861.09.1887 года. Тобольск, 1887. 5 с.

6. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества с 1 сентября 1887 года - 1 сентября 1888 года. Тобольск 1888. 6 с.

7. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 1 сентября 1888 года по 1 сентября 1889 года. Тобольск, 1889.8 с.

8. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 1 сентября 1890 года по 1 сентября 1891 года. Тобольск, 1891.6 с.

9. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества 1 сентября

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1902 года - 1 сентября 1903 года. Тобольск, 1903.18 с.

10. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества1 сентября

1903 г. - 1 сентября 1904 гг. Тобольск, 1904. 18 с.

11. Отчет Тобольского отделения Императорского русского музыкального общества. за 19041905 годы. Тобольск, 1906. 15 с.

12. Сметанникова А.Ю. Ростовское отделение ИРМО: первое десятилетие работы // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1 (18). С. 89-94.

13. Шабалина Л.К. Отделения Императорского русского музыкального общества на Урале // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2. С. 84-88.

14. Устав Императорского русского музыкального общества СПб., 1873.

TOBOLSK ОТДЕЛЕНИЕ THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL

SOCIETY: PAGES ИСТОРИИ

ValitovAlexander Alexandrovich,

leading researcher,

Ph. D., Tobolsk complex scientific station, Ural branch, Russian Academy of Sciences, Tobol'sk, Russia, 626150 street of Academician Yuri Osipov, 15

val11@bk.ru

Abstract:

The second half of the XIX century is characterized as a time of awakening public activity, one focus of the implementation of the social forces became the cultural and educational activities. Imperial Russian musical society acquired in the study period, the popularity. The article analyzes historical experience of the organization and activities of the Tobolsk branch of the Imperial Russian musical society. In the origin and work of the regional office in Tobolsk due to the strong position of the local intelligentsia. In the surviving records of the Department can be traced to the main areas of work.

Keywords:

Tobolsk branch of the Imperial Russian musical society, Tobolsk, history, city, musical culture, musical culture, music class, community initiative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.