Научная статья на тему 'ТОБОЛЬСКИЕ ГОНЧАРНЫЕ КЛЕЙМА XVII в.'

ТОБОЛЬСКИЕ ГОНЧАРНЫЕ КЛЕЙМА XVII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тобольск / xvii в. / керамические комплексы / гончарные клейма / вариант / potter's stamps / tobolsk / xvii-th century / pottery complexes / variant

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балюнов Игорь Валерьевич

Статья посвящена изучению керамических клейм археологических коллекций XVII в. г. Тобольска. Они являются важной характеристикой уровня развития гончарного ремесла. Обнаруженные экземпляры представляют собой изображения «колеса», «креста в круге», «косого креста в прямоугольнике». Указанные рисунки клейм традиционно относятся к магической символике и, очевидно, отражают сложные мировоззренческие взгляды жителей древнего Тобольска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying earthenware stamps from Tobolsk archaeological collections of XVII century. The findings serve an important characteristic with regard to development level of potters craft. The found specimens represent pictures of «a wheel», «a cross in a circle», «a diagonal cross in a rectangle». The said stamps pictures being traditionally related with magic symbols, and probably, reflect complex world-outlook of Ancient Tobolsk dwellers.

Текст научной работы на тему «ТОБОЛЬСКИЕ ГОНЧАРНЫЕ КЛЕЙМА XVII в.»

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13)

ТОБОЛЬСКИЕ ГОНЧАРНЫЕ КЛЕЙМА XVII в.

И.В. Балюнов

Статья посвящена изучению керамических клейм археологических коллекций XVII в. г. Тобольска. Они являются важной характеристикой уровня развития гончарного ремесла. Обнаруженные экземпляры представляют собой изображения «колеса», «креста в круге», «косого креста в прямоугольнике». Указанные рисунки клейм традиционно относятся к магической символике и, очевидно, отражают сложные мировоззренческие взгляды жителей древнего Тобольска.

Тобольск, XVII в., керамические комплексы, гончарные клейма, вариант.

Тобольск — духовная столица Сибири, один из самых древних городов за Уралом. Согласно летописным свидетельствам, в 1587 г. на высоком берегу Иртыша недалеко от устья Тобола стараниями небольшого отряда казаков под предводительством Данилы Чулкова был возведен первый деревянный острог. Выгодное географическое положение способствовало тому, что город на протяжении XVII—XVIII вв. быстро рос и развивался. В результате сформировался достаточно мощный культурный слой этого периода времени.

Первые раскопки в исторической части Тобольска были проведены П.А. Беляевым в 1986 г. на участке земляного вала города 1688 г. После этого в 1998 г. Л.Н. Сладкова произвела исследования на территории усадьбы купца Неудачина. В 2000 г. А.А. Адамов заложил раскоп на месте строительства иконной лавки в Тобольском кремле [Адамов и др., 2008, с. 25]. Широкие исследования начались после принятия решения о превращении города в туристический центр в связи с активными строительными работами, при которых культурный слой стремительно уничтожался. Причем за период 2003-2009 гг. было разрушено во много раз больше, чем изучено.

В культурном слое г. Тобольска фрагменты гончарной посуды представляют наиболее массовый археологический материал. Интересной особенностью керамического комплекса являются присутствие рельефных клейм, которые традиционно фиксируются на внешней поверхности донцев. Основная часть находок выявлена в коллекциях раскопов (на месте строительства иконной лавки, внутри Софийско-Успенского собора) и шурфов, заложенных на территории Тобольского кремля. Стратиграфические наблюдения и сопутствующий материал позволяют нам достаточно надежно датировать клейменую керамику в границах XVII столетия. Лишь один экземпляр (рис., 7) не имеет четких временных привязок, что, однако, не противоречит общей хронологии находок, поскольку в известных нам археологических коллекциях г. Тобольска XVIII-XIX вв. гончарные клейма не обнаружены.

Собранный материал достаточно фрагментарен, только одно клеймо принадлежит археологически целому сосуду (рис., 1). Он представляет собой горшок с невысокой хорошо профилированной шейкой, плавно переходящей в округлое плечико. Посуда такой формы имела широкое распространение в г. Тобольске в XVII в. и является типовой для этого периода времени [Балюнов, 2007, с. 46-47]. Для остальных находок в нескольких случаях определяется такой параметр, как диаметр донца, составляющий от 8 до 12 см. Насколько можно судить по этим и другим признакам (цвет черепка, визуально определимая структура формовочной массы), клейменая посуда не имеет каких-либо заметных отличий от основного керамического комплекса г. Тобольска XVII в. и, скорее всего, производилась местными гончарами.

В большинстве случаев рисунки клейм выражены не очень четко — контуры частично «смазаны» или плохо отпечатаны. Несмотря на это все они достаточно уверенно определяются при осмотре. Согласно классификации, предложенной В.Ю. Ковалем, обнаруженные в Тобольске клейма принадлежат к группе сложных геометрических рисунков [2002, с. 128]. Внутри этой группы можно выделить еще три варианта, каждый из которых характеризуется своим изобразительным мотивом.

Первый вариант образован шестью экземплярами (рис., 1, 7-11). Рисунок клейма представляет собой солярный знак, напоминающий изображение колеса (окружность, в которую вписан многолучевой крест). Диаметр окружности составляет от 3 до 5,5 см. Изображение «ко-

леса» известно по керамическим комплексам Пирова селища XI—XII вв. [Кадиева, 2003, с. 107, рис. 2, 5-6], памятников Тверского Поволжья XI—XII вв. [Олейников, 2002, с. 47 рис. 26], Великого Новгорода X-XIV вв. [Хижняков, 2002, с. 137], Старой Рязани XI—XIII вв. [Даркевич, Борисе-вич, 1995, с. 214, 215, рис. 132-134], Смоленска XI-XIII вв. [Каменецкая, 1983, с. 246, рис. 1, 823], Сампсониева острова XI—XIII вв. [Моргунов, 2003, с. 141, рис. 69, 8], городища Слободка XII—XIII вв. [Никольская, 1987, с. 171, рис. 81, 21], поселения Настасьино XII—XV вв. [Коваль, 2004, рис. 57, 11, 12] и др.

Рис. Гончарные клейма г. Тобольска: 1, 7-11 — первый вариант; 2, 3, 5, 6 — второй вариант; 4 — третий вариант

Второй вариант образуют четыре экземпляра (рис., 2, 3, 5, 6). Клейма представляют собой рисунок прямоугольного креста, помещенного в окружность. Один из экземпляров включен в этот вариант условно, поскольку сохранил только небольшую часть изображения (рис., 3). Диаметр окружности составляет от 3 до 5 см. Клеймо «крест в круге» находит аналогии в материалах Пирова селища XI—XII вв. [Кадиева, 2003, с. 107, рис. 2, 12, 14-16, 18-20], памятниках Тверского Поволжья XI—XIII [Олейников, 2002, с. 47, рис. 26], Великого Новгорода X—XIV [Хижняков, 2002, с. 137], Старой Рязани XI—XIII вв. [Даркевич, Борисевич, 1995, с. 214, рис. 133], Смоленска

XI—XIII вв. [Каменецкая, 1983, с. 246, рис. 1, 4, 5], Ростиславля Рязанского XII—XV вв. [Коваль, 2002, с. 126, рис. 1, 9, 10], Сампсониева острова XI—XIII вв. [Моргунов, 2003, с. 141, рис. 69, 13, 14], городища Слободка XII—XIII вв. [Никольская, 1987, с. 171, рис. 81, 4] поселения Настасьино

XII—XV вв. [Коваль, 2004, рис. 57, 1] и др.

Третий вариант представлен только одним экземпляром (рис., 4). Рисунок клейма состоит из косого (диагонального) креста, дополненного линиями, исходящими из его углов. Крест находится внутри прямоугольника. Сохранился небольшой фрагмент, поэтому истинные размеры клейма определить невозможно. Отдаленными аналогами являются прямоугольные клейма из керамических комплексов Ростиславля Рязанского XII—XV вв. [Коваль, 2002, с. 132, рис. 2, 9, 10], Великого Новгорода X—XIV вв. [Хижняков, 2002, с. 139], Смоленска XI—XIII вв. [Каменецкая,

Тобольские гончарные клейма XVII в.

1983, с. 246, рис. 1, 1], Сампсониева острова XI—XIII вв. [Моргунов, 2003, с. 141, рис. 69, 15]. Близкие аналоги известны в материалах Старой Рязани Х!-ХШ вв. [Даркевич, Борисевич, 1995, с. 214-215, рис. 132, 134].

Описанные варианты имеют многочисленные аналогии в материалах средневековых памятников Европейской России. Можно видеть, что изображения «колеса» и «креста в круге» представлены практически повсеместно, в то время как прямоугольные знаки встречаются значительно реже. Эта тенденция находит отражение и в наших материалах. Следует также отметить, что известные аналоги имеют достаточно широкую датировку — Х!-ХУ вв., и можно уверенно говорить, что известные в Тобольске рисунки клейм возникли еще в Древней Руси и без значительных изменений просуществовали до позднего средневековья. В литературе неоднократно отмечалось, что хронологической классификации данная категория находок практически не поддается [Коваль, 2002, с. 127; Хижняк, 2002, с. 145]. На большей части Московского государства традиция клеймения посуды угасает еще в XIV в. и только иногда фиксируется на северо-востоке Руси в XV-XVII вв. [Каменецкая, 1983, с. 247; Коваль 2002, с. 127]. Ее исчезновение обычно связывают с изменениями в технологии производства керамики, а именно с переходом от гончарного круга медленного вращения (ручного) к кругу быстрого вращения (ножного) [Коваль, 2002, с. 125-127]. Таким образом, с одной стороны, тобольские клейма могут характеризовать уровень развития гончарного ремесла, с другой — их малочисленность в слое свидетельствует о том, что традиция клеймить посуду в Тобольске XVII в. выступает как уже отживающее явление.

В рамках одного варианта не зафиксировано абсолютно идентичных рисунков, т.е. изготовленных при помощи одной матрицы. Данный факт может иметь несколько трактовок, поскольку в литературе до сих пор не решен вопрос о предназначении гончарных клейм. Существует две основные точки зрения. Согласно одной из них, клеймо является знаком гончара, согласно другой — знаком заказчика [Коваль, 2002, с. 125]. Однако в обоих случаях они, возможно, выполняли функцию оберегов [Плохов, Семенов, 2006, с. 252-253]. Вместе с тем ряд авторов придерживаются мнения, что изображение «колеса», «креста в круге» и «косого креста» принадлежат к общей языческой символике, имеют культовый характер и выражают обоготворение, почитание неба и небесных святил [Каменецкая, 1983, с. 244, 247]. В связи с этим мы можем говорить о том, что известные рисунки тобольских клейм имеют достаточно архаичное происхождение, и вероятно, в позднем средневековье гончары могли уже не осознавать их первоначального (языческого) значения. Подтверждением этому может служить и то, что аналогичные рисунки характерны также для кирпичных клейм конца XVII — XVIII в., зафиксированных в г. Тобольске. При этом, насколько можно судить по опубликованным материалам, данная традиция не получила в сибирском гончарном ремесле широкого распространения.

Рассмотрение тобольского материала позволяет прийти к следующим выводам:

— гончарные клейма являются ярким хронологическим признаком, поскольку все их находки в г. Тобольске принадлежат слою XVII в.;

— основные мотивы рисунков относятся к языческой символике и, вероятно, отражают сложные мировоззренческие взгляды первых жителей города;

— присутствие клейм на керамике является достаточно яркой характеристикой уровня развития гончарного производства в Тобольске;

— гончарные клейма находят многочисленные аналогии, что позволяет говорить о преемственности и тесной связи сибирского гончарного ремесла с ремеслом Европейской России;

— гончарные клейма могут выступать как еще одно доказательство того, что заселение сибирских земель первоначально происходило из районов северо-восточной Руси, поскольку именно на этой территории традиция клеймения посуды существовала в XVI-XVII вв.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Адамов А.А, Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск: Археологический очерк. Тобольск, 2008. 114 с.

Балюнов И.В. Об одном из видов гончарной посуды г. Тобольска XVII в. // II Емельяновские чтения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Курган: Изд-во КургГУ, 2007. С. 45-47.

Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли: XI—XIII вв. М.: Кругъ, 1995. 445 с. Кадиева Е.К. Круговая керамика Пирова селища: Общая характеристика // Археология: История и перспективы: Первая межрегион. конф. Ярославль: Ярослав. музей-заповедник, 2003. С. 100-111.

Каменецкая Е.В. Керамические клейма XI-XIII вв. из Смоленска // СА. 1983. № 2. С. 244-247.

Коваль В.Ю. Клейма на средневековой русской керамике (опыт исследования на примере Ростислав-ля Рязанского) // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь: Твер. науч.-исслед. историко-археологический и реставрационный центр, 2002. Вып. 4. С. 125-135.

Коваль В.Ю. Исследование керамического материала // Средневековое поселение Настасьино: Тр. Подмосковной экспедиции ИА РАН. М.: ИА РАН, 2004. Т. 2. С. 21-39.

Моргунов Ю.Ю. Сампсониевы остров: Пограничная крепость на посульской окраине Южной Руси в XI-XIII вв. М.: Наука, 2003. 192 с.

Никольская Т.Н. Городище Слободка XII-XIII вв.: К истории древнерусского градостроительства в земле вятичей. М.: Наука, 1987. 184 с.

Олейников О.М. Круговая керамика Тверского Поволжья конца Х — начала XIII вв.: Классификация, орнамент, хронология // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь: Твер. науч.-исслед. историко-археологический и реставрационный центр, 2002. Вып. 4. С. 35-68.

Плохов А.В., Семенов С.А. О семантике крестообразных знаков на днищах лепной керамики с Новгородского (Рюрикова) городища и Старой Ладоги // Археология и история Пскова и Псковской земли: Материалы LI науч. семинара. Псков: Псков. гос. объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2006. С. 242-261.

Хижняков О.И. Новгородские гончарные клейма // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь: Твер. науч.-исслед. историко-археологический и реставрационный центр, 2002. Вып. 4. С. 136-148.

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

[email protected]

The article is devoted to studying earthenware stamps from Tobolsk archaeological collections of XVII century. The findings serve an important characteristic with regard to development level of potter's craft. The found specimens represent pictures of «a wheel», «a cross in a circle», «a diagonal cross in a rectangle». The said stamps' pictures being traditionally related with magic symbols, and probably, reflect complex world-outlook of Ancient Tobolsk dwellers.

Tobolsk, XVII-th century, pottery complexes, potter's stamps, variant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.