Научная статья на тему 'ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ЦИКЛЕ "ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ" ВИКТОРА ДРАГУНСКОГО'

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ЦИКЛЕ "ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ" ВИКТОРА ДРАГУНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В Ю ДРАГУНСКИЙ / "ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ" / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / КОНФЛИКТ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХАРАКТЕР РЕБЕНКА / V DRAGUNSKY / THE STORIES OF DENIS / RELATIONSHIPS BETWEEN ADULTS AND CHILDREN / CONFL ICT / RELATIONSHIP TYPES / CHARACTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ши Юйцин

В статье исследуются разные типы отношений взрослых и детей в цикле Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Рассмотрены взаимоотношения Дениса Кораблева и Мишки Слонова с педагогами, родителями, их друзьями и случайными прохожими, обнаруживаются четыре разных типа взаимоотношений между детьми и взрослыми у Драгунского: персонажи могут проявлять уважение друг к другу, способность понять мотивы поступков и простить случайные ошибки; желание понять другую сторону при неспособности принять отдельные поступки и некоторые ситуации; взрослый может диктовать ребенку свои условия, подчинять его собственной воле; сам ребенок может не желать общаться со взрослым, который груб и неправ.Диапазон отношений между взрослым и ребенком, таким образом, весьма велик и разнообразен: от взаимного приятия, понимания друг друга, дружбы, заботы, уважения и любви до взаимной ненависти и нежелания общаться. Рассказы подводят к пониманию необходимости компромиссов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF RELATIONSHIPS BETWEEN ADULTS AND CHILDREN IN VICTOR DRAGUNSKY’S THE STORIES OF DENIS

The article discusses the types of relationships between adults and children in Victor Dragunsky’s The Stories of Denis , Denis Korablev and Mishka Slonov, on the one hand, and the teachers, parents, friends, and passers-by, on the other. The focus is on the nature of confl ict between an adult and a child and ways of repairing it. Dragunsky depicts four types of relationships between adults and children: the readiness to understand the main motives of the other side’s actions and to forgive some mistakes, the respect not only for seniors but also for juniors; the confl ict between the desire to understand each other and the inability to accept certain situations and actions; the imposing of the parents’ will on children, the inability and unwillingness to listen to the child; the unwillingness of a child to communicate with adults who are rude to him or to his parents. The relations between adults and children are diverse: mutual acceptance, understanding, caring, respect, and love, and resentment and unwillingness to communicate.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ЦИКЛЕ "ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ" ВИКТОРА ДРАГУНСКОГО»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 4

Юйцин Ши

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ

И ДЕТЕЙ В ЦИКЛЕ «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ»

ВИКТОРА ДРАГУНСКОГО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье исследуются разные типы отношений взрослых и детей в цикле Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Рассмотрены взаимоотношения Дениса Кораблева и Мишки Слонова с педагогами, родителями, их друзьями и случайными прохожими, обнаруживаются четыре разных типа взаимоотношений между детьми и взрослыми у Драгунского: персонажи могут проявлять уважение друг к другу, способность понять мотивы поступков и простить случайные ошибки; желание понять другую сторону при неспособности принять отдельные поступки и некоторые ситуации; взрослый может диктовать ребенку свои условия, подчинять его собственной воле; сам ребенок может не желать общаться со взрослым, который груб и неправ.

Диапазон отношений между взрослым и ребенком, таким образом, весьма велик и разнообразен: от взаимного приятия, понимания друг друга, дружбы, заботы, уважения и любви до взаимной ненависти и нежелания общаться. Рассказы подводят к пониманию необходимости компромиссов.

Ключевые слова: В.Ю. Драгунский; «Денискины рассказы»; взаимоотношения взрослых и детей; конфликт; детская литература; характер ребенка.

Жанр юмористического рассказа обрел особую популярность во второй половине XX в. и стал основой творчества Н. Носова, В. Голявкина, В. Драгунского и др. В.Ю. Драгунский (1913—1972) обратился к этому жанру в цикле о Денисе Кораблеве, прототипом которого стал сын писателя.

Изучение творчества Драгунского началось в 1968 г. с диссертации Е.Е. Зубаревой, говорившей о писателе прежде всего как о юмористе (о юморе Драгунского см. также, например: [Недува, 1981; Долженко, 2001]). В работах последних лет предметом особенного внимания становятся особенности повествования, например, в «Денискиных

Юйцин Ши — аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (e-mail: fdsyq@outlook.com).

рассказах» [Михайлова, 2013; Октябрьская, 2016: 94]. Типология персонажей Драгунского, как нам представляется, может быть обсуждена более подробно, чем это делалось раньше.

Основа «Денискиных рассказов» — цепь эпизодов, воссоздающих и обыденные, и исключительные ситуации из жизни дошкольника и младшего школьника. Цикл скрепляют сквозные персонажи, динамика их роста, линейное время действия.

Образная система цикла весьма ограничена. Главный герой — Денис Кораблев, персонажи — его родители, учителя (их тоже немного — особое внимание уделено учителю музыки Борису Сергеевичу, который подтрунивает над отсутствием музыкального слуха у Дениса, и учителю начальных классов Раисе Ивановне) и друзья: Мишка Слонов, Аленка. Появляются и эпизодические персонажи — взрослые и дети.

Денис Кораблев открыт для других, позитивен и эмоционален, воспринимает окружающий мир в ярких и радужных тонах, радуется всему. Это настоящий ребенок, раскрепощенный: «Я люблю посмеяться... Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, — смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я прямо кисну от смеха!» Он легко общается со сверстниками, простодушен и наивен. Особым проявлением его естественности становится желание петь, он поет и на улице, и на уроке музыки. «И я запел изо всех сил. Я хорошо пою, громко! Громче меня никто не может.» Из-за своей непосредственности Денис не понимает ни того, как он фальшивит, ни того, что громкость не главное достоинство пения. Особую радость, даже «телячий восторг», может вызывать у него любое проявление жизни — от деревенского пейзажа до победы в игре. Его эмоциональную реакцию может вызвать что угодно — закончившееся соревнование по плаванию, выезд за город на природу и т.д.

Образ Дениса — смысловой и композиционный центр цикла, поэтому особую роль играют взаимоотношения героя с другими персонажами. Конфликты, которые движут развитие сюжета, рождаются от непонимания других и основаны на поиске взаимопонимания. Через взаимодействие Дениса с родителями, друзьями, педагогами, даже прохожими писатель показывает нам разные типы отношений взрослых и детей.

Достижение взаимопонимания — сложный и серьезный труд. Основными в установлении взаимопонимания между ребенком и взрослым становятся желание общаться, умение понять собеседника.

Дети и взрослые живут в разных мирах. Ребенок обладает особой психологией и своеобразным пониманием сути проблем. Он пока несовершенен, несамостоятелен.

Драгунский изображает разные типы отношений взрослых и детей. Например, в основе сюжета рассказа «Рыцарь» — странный поступок Дениса, который сливает в одну банку коллекционный черный «Мускат» и дешевое жигулевское пиво. Что получится, для Дениса не важно, ему нужно освободить бутылки, сдать их и на полученные деньги купить маме подарок. И мама способна увидеть в поступке сына его искреннее чувство, желание доставить ей радость: «Она еле-еле проговорила: — Ведь это он. из лучших побуждений. Ведь он же. рыцарь. Я умру от смеха». Денис по смеху мамы и волнению папы чувствует, что сделал что-то не то. Он не понял ошибки, но доброе отношение родителей и желание сына поздравить маму сближают семью.

Однако не всегда взаимоотношения родителей и ребенка именно такие. В «Арбузном переулке» писатель разделяет родителей. Денис не хочет есть молочную лапшу: терпеть не может молочные пенки, а мама требует: «Ты меня вгонишь в гроб! Какие пенки? Ты на кого похож? Ты вылитый кощей!» Как мать не понимает сына, так и сын не может понять ее переживания из-за худобы мальчика.

Отец вместо нотации рассказывает историю из своего голодного военного детства. Разбитый арбуз, подаренный незнакомым рабочим, вспоминался в трудные времена. Желание хоть что-то съесть и муки голода, которые переживали отец и его товарищ в годы войны, подводят ребенка к пониманию необходимости дорожить едой. Драматический рассказ отца становится связующим звеном между родителями и сыном.

Взаимоотношения мамы и Дениса неоднозначны. Она любит сына, воспитывает его честным и ответственным за свои поступки, патриотичным и самостоятельным. Однако общая верная направленность дидактической стратегии мамы нередко входит в противостояние с частной практикой единичных случаев. Например, для мамы самым важным оказывается кормление ребенка, она требует безоговорочного подчинения своим приказам и предлагает традиционные, но очень невкусные блюда: скользкую, липкую, густую манную кашу, молочную лапшу с пенками и т.д. Когда мама не получает желаемого, она начинается сердиться, и ребенок сразу замечает изменение на ее лице: «Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник».

Во многих случаях герой пытается пойти на компромисс и даже пожертвовать своим вкусом, поэтому он все делает, чтобы исправить кулинарную неудачу мамы и съесть ненавистное блюдо («Тайное становится явным»). И только в конце, когда все его попытки провалились, он выбрасывает кашу в окно. Мать и сын во многом друг другу уступают. Так, после вмешательства отца ребенок съедает

лапшу с пенками («Арбузный переулок»). Сын готов смириться и с тем, что для живого уголка могут подойти только белые мышки, а не зубробизон, лось, як «или хотя бы бегемот». Мама, успокаивая сына, предлагает купить моллинезию («Живой уголок»).

Не всегда поступки мамы действуют на сына хорошо. Приняв всерьез шутливые слова мамы о том, что выражение «профессор кислых щей» — похвала, Денис попадает в нелепое положение: «награждает» настоящего профессора, врача, осматривающего Аленку, обидным прозвищем («Профессор кислых щей»).

Однако писатель показывает и то, как ребенок не отстаивает собственную позицию. В этом случае герой-ребенок во многом противопоставлен героям-взрослым. Если взрослые практичны, приземлены, рассудочны, то ребенок более эмоционален, романтичен, больше способен к творчеству. Так, мама Дениса, пытаясь уговорить его использовать игрушечного медведя вместо боксерской груши, не может понять, почему Денис протестует, почему старая игрушка не может стать боксерской грушей для подросшего сына. Она не понимает, как можно отдать «такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?» Шкала ценностей у взрослых и детей оказывается разная, для родителей важнее всего материальное, а для ребенка — эмоциональное. Для мамы плюшевый медведь — старая, ни к чему не пригодная игрушка, которую можно использовать в качестве боксерской груши. Для Дениса это друг детства. Самосвал для мамы — то, что стоит дорого, и поэтому его нельзя поменять на жука, а Денисом эмоционально воспринят не самосвал, а светлячок, который утешает и успокаивает ребенка в темноте и одиночестве.

Взаимоотношения с отцом выстраиваются иначе. Если с матерью сын общается постоянно, то отец появляется дома лишь под вечер, часто уезжает в командировку. Поэтому Денис особенно ценит время общения с ним. Отец часто что-либо рассказывает Денису, это сближает их. Кораблёв-старший может развлечь сына и его друзей, показывая фокусы, варит с сыном бульон и т.д. Но когда отец устал или ему что-то мешает, он иногда игнорирует сына.

Например, в рассказе «Одна капля убивает лошадь» отец не понимает сына и ругает его, в то время как тот старается защищать его. Ребенку трудно понять и осмыслить условность мира взрослых, абстрактность их мышления, метафоричность языка, поэтому маленький герой понимает маму буквально, а ее слова о никотине («Ведь ты не знаешь, что одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь») заставляют сына волноваться за отца. Денис сердится на тетю Тамару, которая подарила портсигар, злится (что ему несвойственно), пытается «усовершенствовать» курево отца и отрезать папиросы со стороны не мундштука, а табака. Но то, что вызвано любовью к отцу и заботой о нем, воспринимается как озорство...

Кроме родителей в цикле есть и другие взрослые. Учитель Борис Сергеевич оценивает певческий талант каждого из учеников, их музыкальный слух, умение петь по нотам. Однако для Дениса важно другое: громкость голоса, и он удивляется, когда Борис Сергеевич хвалит тихое пение Мишки. Сам Денис выбирает песни Гражданской войны и поет их громко и звонко, но получает тройку.

Герой не понимает, что не нравится Борису Сергеевичу. Денис эмоционален, авторитет Бориса Сергеевича для него важен — но учитель кажется равнодушным, иронизирует, что такое хорошее пение — не объясняет, и Денис не понимает его.

Но в ситуации, которая не касается профессиональных интересов учителя пения, тип отношений между педагогом и учеником меняется: именно Борис Сергеевич понял суть характеров Дениски и Мишки. Он сразу заметил, что душа главного героя открыта для всего мира («Честно говоря, ты ведь еще маленький. а смотри-ка, любишь как много! Целый мир!»), а чувства его друга сосредоточены только на чем-то материальном («Получается, ты любишь целый продуктовый магазин, и только.»).

Но не всегда взрослый способен чутко отреагировать на эмоции и поступки детей. Так, безымянный шахматист («Шляпа гроссмейстера») не просто равнодушен к поступку ребят, которые с трудом вытащили из пруда его шляпу, но и обвиняет их в порче его главного убора. Гроссмейстер слишком замкнут в мире шахматной игры, и поэтому сначала не понимает, что происходит, а потом становится даже агрессивным. Взрослый привык считать, что от детей можно ожидать лишь неприятностей.

Откровенная глупость, граничащая с бестактностью, свойственна герою рассказа «Ничего изменить нельзя». Безымянный персонаж не ищет контакта с ребенком, а лишь задает странные вопросы: «Ну, Денис, как тебя зовут?» Взрослый оказывается порой более эгоистичным и жестоким, чем ребенок, и общается лишь формально. Так, друг родителей Дениса из рассказа «Ничего изменить нельзя» задает мальчику неприятный вопрос, кого тот любит больше: маму или папу. Тетя Роза не обращает внимания на страх и одиночество ребенка и задерживает Денискину маму своей болтовнёй («Он живой и светится.»). Мария Петровна обманывает ребенка, обещая подарить настоящую саблю, но не терпит, когда обманывают ее саму. Она пользуется наивностью маленького героя и грубо разоблачает его («Разговаривающая ветчина»). Писатель маркирует ее поведение знаковыми глаголами «кричать», «квакать», «вскипать», «захлебываться», «булькать».

Таким образом, тема взаимоотношений взрослых и детей в «Де-нискиных рассказах» является ведущей на смысловом и структурном

уровнях. Главный герой почти всегда готов общаться с другими, выражать свои чувства, понять и принимать весь мир. Он становится закрытым только тогда, когда отношение взрослого человека к нему агрессивно и слишком авторитарно или эгоистично. Он не понимает и не принимает того, что не согласуется с его представлениями о мире.

Взрослый герой реже идет на открытый контакт с ребенком, особенно если не является его родителем или учителем. Дистанция между взрослым и ребенком слишком велика, взаимопонимание может возникнуть лишь тогда, когда и взрослый, и ребенок идут навстречу друг другу и принимают то, что вначале кажется странным и неприемлемым.

Общаясь друг с другом, дети и взрослые в рассказах Драгунского могут проявлять уважение друг к другу, способность понять мотивы поступков и простить случайные ошибки; могут желать понять другую сторону, но не быть способными принять отдельные поступки и некоторые ситуации; взрослый может диктовать ребенку свои условия, подчинять его собственной воле по праву взрослого и сильного; сам ребенок может не желать общаться со взрослым, который некорректен по отношению к нему или его родителям.

Список литературы

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М., 2005.

2. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50—80-х гг. XX в.: H.H. Носов, В.Ю. Драгунский, А.Г. Алексин, В.П. Крапивин: Дисс. ... докт. филол. наук. Волгоград, 2001.

3. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. М., 2015.

4. Зубарева Е.Е. Проблема юмора в художественной литературе для детей и подростков: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1968.

5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. М., 1997. С. 164—166.

6. Линкова И.Я. Дети и книги. М., 1970.

7. Михайлова О.О. Типология конфликтов в «Денискиных рассказах» В.Ю. Драгунского: рецептивно-функциональный аспект // Детские чтения. Т. 7. 2015. № 1. С. 94-112.

8. Михайлова О.О. Формы выражения авторской адресации в рассказах В.Ю. Драгунского для детей: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2013.

9. Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920-50-х годов: Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2017.

10. Недува Э.Ш. Творчество Носова и его роль в развитии жанров юмористической прозы для детей: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1981.

11. Плешкова О.И., Селиверстова М.П. Формирование представления о психологизме детской литературы у будущих учителей начальных

классов (на материале творчества В.Ю. Драгунского) // Современные образовательные технологии в начальной школе. 2017. С. 78—82. 12. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. М., 1980.

Yuqing Shi

THE TYPES OF RELATIONSHIPS BETWEEN ADULTS AND CHILDREN IN VICTOR DRAGUNSKY'S THE STORIES OF DENIS

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

The article discusses the types of relationships between adults and children in Victor Dragunsky's The Stories of Denis, Denis Korablev and Mishka Slonov, on the one hand, and the teachers, parents, friends, and passers-by, on the other. The focus is on the nature of conflict between an adult and a child and ways of repairing it. Dragunsky depicts four types of relationships between adults and children: the readiness to understand the main motives of the other side's actions and to forgive some mistakes, the respect not only for seniors but also for juniors; the conflict between the desire to understand each other and the inability to accept certain situations and actions; the imposing of the parents' will on children, the inability and unwillingness to listen to the child; the unwillingness of a child to communicate with adults who are rude to him or to his parents. The relations between adults and children are diverse: mutual acceptance, understanding, caring, respect, and love, and resentment and unwillingness to communicate.

Key words: V. Dragunsky; The Stories of Denis; relationships between adults and children; conflict; relationship types; characters.

About the author: Yuqing Shi — PhD Student, Department of the History of Contemporary Russian Literature and Modern Literature Process, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: fdsyq@outlook.com).

Reference

1. Arzamastseva I.N., Nikolaeva S.A. Detskaya literatura [Children's literature]. Moscow, Akademiya Publ, 2005. 576 p.

2. Dolzhenko L.V. Ratsional'noe i emotsional'noe v russkoy literature 50-80-kh gg. XX v.: N.N. Nosov, V.Yu. Dragunsky, A.G. Aleksin, V.P. Krapivin [Rational and emotional in Russian literature of the 1950-1980-ies.: H.H. Nosov, V.Yu. Dragunsky, A.G. Aleksin, V.P. Krapivin]: diss. dokt. filol. nauk: 10.01.01. Volgograd, 2001. 394 p.

3. Dragunsky V.Yu. Deniskiny rasskazy [The Stories of Dennis]. Moscow, Ehksmo Publ, 2015. 464 p.

4. Kuznetsova N.I., Meshcheryakova M.I. Russkie detskiepisateliXXveka: Bio-bibliograficheskiy slovar' [Russian children's writers of the twentieth century], Moscow, Flinta Publ, 1997, pp. 164-166.

5. Linkova I.Ya. Deti i knigi [Children and books], Moscow, Znanie Publ, 1970. 80 p.

6. Mikhaylova O.O. Formy vyrazheniya avtorskoy adresatsii v rasskazakh V,Yu, Dragunskogo dlya detey [The forms of expression of the author's addressing in V.Yu. Dragunsky's stories for children]: diss. kand. filol. nauk:10.01.01. M., 2013. 200 p.

7. Mikhaylova O.O. Tipologiya konfliktov v "Deniskinykh rasskazakh" V,Yu Dragunskogo: retseptivno -funktsional'nyy aspekt [Typology of conflicts in "The stories of Dennis" by V.Yu. Dragunsky: a receptive-functional aspect]. Detskie chteniya, 2015. T. 7. № 1, pp. 94-112. (In Russ.)

8. Neduva E.Sh. Tvorchestvo Nosova i ego rol' v razvitii zhanrov yumoristicheskoy prozy dlya detey [Creativity Nosov and its role in the development of genres of humorous prose for children]: diss. kand. filol. nauk: 10.01.01. Moscow, 1981.

9. Oktyabr'skaya O.S. Formirovanie i razvitie zhanrovoy sistemy v russkoy detskoy proze 1920-50-kh godov [Formation and development of the genre system in the Russian children's prose of the 1920-50-ies]: diss. dokt. filol. nauk: 10.01.01. Moscow, 2017.

10. Pleshkova O.I., Seliverstova M.P. Formirovaniepredstavleniya opsikhologizme detskoy literatury u budushchikh uchitetey nachal'nykh klassov (na materiale tvorchestva V,Yu, Dragunskogo) [Formation of ideas about the psychologism in children's literature of future teachers in primary school (based on the work of V.Yu. Dragunsky)]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v nachal'noy shkole, 2017, pp.78-82. (In Russ.)

11. Sivokon' S.I. Veselye vashi druz'ya [Your funny friends], Moscow, Detskaya literatura Publ, 1980. 191 p.

12. Zubareva E.E. Problema yumora v literature dlya detey ipodrostkov [The problem of humour in literature for children and adolescents]: diss. kand. filol. nauk: 10.01.01. Moscow, 1968. 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.