Научная статья на тему 'Типы учебных заведений системы профессионального образования на территории Рейхскомиссариата «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. )'

Типы учебных заведений системы профессионального образования на территории Рейхскомиссариата «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕЙХСКОМИССАРИАТ «УКРАИНА» / ГЕБИТСКОМИССАРИАТ / REICHSKOMMISSARIAT «UKRAINE» / LOCAL AUTHORITY / HEBIETSKOMMISSARIAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаренко А. Н.

Автор публикации, анализируя ситуацию в образовательной сфере на территории Рейхскомиссариата «Украина» четко обозначает их типологию и конкретное содержание учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гончаренко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы учебных заведений системы профессионального образования на территории Рейхскомиссариата «Украина»: историко-педагогические аспекты (1941-1944 гг. )»

Гончаренко А.Н. ©

Доктор исторических наук, доцент кафедры истории и культуры Украины ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕЙХСКОМИССАРИАТА «УКРАИНА»: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (1941-1944 ГГ.)

Аннотация

Автор публикации, анализируя ситуацию в образовательной сфере на территории Рейхскомиссариата «Украина» четко обозначает их типологию и конкретное содержание учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: орган местного управления, Рейхскомиссариат «Украина», гебитскомиссариат.

Keywords: local authority, Reichskommissariat «Ukraine», hebietskommissariat.

Несмотря на военные действие и установление жесточайшего гитлеровского оккупационного режима на территориях, вошедших в состав Рейхскомиссариата «Украина» (далее - РКУ), работа некоторой части учреждений системы профессионального образования, все же не прекратилась. Причины этого следует искать в планах реализации гитлеровской оккупационной политики на землях, захваченных Вермахтом. Для организации полноценной экономической эксплуатации местного общества необходимы были квалифицированные кадры. А вот их как раз и недоставало. Поэтому, администрации РКУ довелось неким образом, но все же, отказываться от немедленного исполнения стратегического плана оккупации, предусматривавшего превращение захваченной страны в «жизненное пространство» для немецкого народа.

На процесс формирования сети образовательных учреждений влияла и позиция А.Розенберга - руководителя Рейхсминистерства восточных оккупированных территорий, который считал, что на Украине следует проводить более лояльную линию поведения по отношению к местному населению. Тем самым, как считал рейхсминистр, местное население можно будет отвести от участия в движении сопротивления. В этом плане, у него были постоянные конфликты с руководителем РКУ - Е.Кохом, который просто не выполнял директивных указаний своего непосредственного начальника. В споры двух нацистских руководителей довелось вмешиваться лично А.Гитлеру. В результате, - оккупационная политика в сфере образования на территории РКУ,по линии такой управленческой структуры как генеральные комиссариаты, проводилась неодинаково. Отдельные генеральные комиссары выполняли указания А.Розенберга, а другие, - Е.Коха. Подобные тенденции происходили и в управленческих структурах гебитскомиссариатов. Даже Е.Кох, как руководитель РКУ до конца не владел ситуацией, сложившейся в сфере функционирования учреждений профессионального образования.

Несмотря на провозглашенный централизм системы управления оккупированными территориями, уровень параллелизма в них, имел довольно высокий уровень. Помимо подотделов образования политических отделов генеральных комиссариатов и гебитскомиссариатов, этими вопросами ведали структурные подразделения, занимающиеся хозяйственным освоением оккупированных территорий. Тоже самое происходило и в местных органах власти, представленными районными и городскими управами.

В соответствии с директивными установками Рейхсминистерства восточных оккупированных территорий, систему профессионального образования должны были представлять профильные ремесленные и профессиональные курсы, двухгодичные подготовительные школы, ремесленные училища и учебные мастерские. Среднее звено

© Гончаренко А.Н., 2013 г.

профессионального образования представляли средние профессиональные школы и техникумы [2, 34].

Высшее образование на территории РКУ представлено целым рядом высших учебных заведений. В Украине, осенью 1941 г. возобновили свою работу Киевский и Днепропетровский университеты. Киевский университет реально так и не начал свою работу, прекратив существование в конце 1941 г. Но вот университет в Днепропетровске, за исключением нескольких перерывов, работал практически весь период оккупации. В нем происходили даже процедуры официальных защит соискателей научных ступеней и званий. В Украине возобновили свою работу несколько технических вузов и ряд факультетов, готовивших инженерно-технические кадры. В Киеве, летом 1942 р. начал вступительную кампанию гидромелиоративный институт [1].

Особое место в образовательных планах оккупантов и их местных пособников, получили высшие медицинские учреждения, а именно - Киевский и Винницкий институты. Они также некоторое время готовили соответствующие кадры. А в Винницком медицинском институте даже произошли выпуски студентов старших курсов. Все они получили направления в местные медицинское учреждения [6].

Как известно, особое место в колонизационных планах гитлеровцев занимало сельское хозяйство Украины. Поэтому, в первые дни оккупации в стране возобновили свою работу вузы сельскохозяйственного профиля в Киеве, Житомире, Умани. Но со временем все они были превращены в высшие агрономические школы, готовившие специалистов среднего управленческого звена - агрономов, зоотехников, ветеринаров [3].

Негативная участь ждала вузы, готовившие педагогические кадры для средних и начальных школ Украины. Немало бывших советских педагогических институтов начали работать осенью 1941 г. Мало того, при них создавались учительские семинарии. Но в начале 1942 г. на месте средних школ и гимназий были созданы народные школы, выпускники которых дающие только лишь начальное образование. Таким образом, подготовка учительских кадров была никому не нужна. К тому, же на оккупированной территории находилось много учителей, имеющих статус безработных. Реальное количество народных школ было таково, что педагогических вакансий в РКУ на всех желающих получить работу за специальностью было недостаточно. В связи с этими обстоятельствами и принципиальным нежеланием немецкой администрации заниматься гуманитарной подготовкой украинской молодежи, все эти заведения были закрыты [2].

Немалое место в планах гитлеровцев занимала подготовка кадров через систему среднего специального образования. В связи с этим, в Украине работали техникумы разного, -как технического, так и сельскохозяйственного профилей, медицинские училища, фармацевтические школы. Немалое количество их них было открыто за инициативой руководства органов местного управления, которые смогли убедить немецких администраторов в необходимости проведения этих мероприятий в связи с катастрофической нехваткой квалифицированных кадров [4].

Большинство этих учебных заведений так и не успели выпустить подготовленных специалистов. В этом отношении сработал «фактор времени». РККА наступала на всех фронтах, а поэтому со второй половины 1943 г. обучение в этих заведений приостанавливается и больше уже не возобновляется. Но часть специалистов, набранных из учеников и студентов старших курсов, администрации этих учреждений выпустить все же удалось. Все они получали направления на работу [5].

Таким образом, несмотря на доминирование идеологических подходов в оккупационном администрировании руководству РКУ, генеральных комиссариатов и гебитскомиссариатов довелось от них частично отказываться, санкционируя открытие части довоенных образовательных учреждений, имеющих профессиональное направление. Следует признать, что часть контингента этих заведений, сумела окончить обучение и получила направление на работу.

Литература

1. Гончаренко I. Вища професiйна освта в Райхскомiсарiатi «Укра!на»: основнi тенденци розвитку (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко / Науковi записки з укра!нсько! ютори: Збiрник наукових статей. -Вип. 25. - Переяслав-Хмельницький, 2011. - С. 159 - 165.

2. Гончаренко I. Окремi питання функщонування заклащв професшно! освiти на теренах Райхскомiсарiату «Укра!на» у контекстi реалiзащ! завдань окупацшно! адмшютраци (1941 - 1944 рр.) / I.Гончаренко / Науковi записки з украшсько! ютори: Збiрник наукових статей. - Вип. 26. -Переяслав-Хмельницький, 2011. - С. 207 - 212.

3. Гончаренко I. Педагопчна освга на теренах генерального округу «Ки!в» райхскомiсарiату «Украша» (1941 - 1944 рр.) / ГГончаренко / Мац^вець. - 2011. - № 2. - С. 34 - 38.

4. Гончаренко I. Стан системи професшно! осв^и в Райхскомiсарiатi «Укра!на» на шпальтах окупацшно! перюдики (1941 - 1944 рр.) / ^Гончаренко / Часопис укра!нсько! ютори / За ред. доктора юторичних наук, професора А.П.Коцура. - Ки!в, 2011. - Вип. 21. - С. 130 - 131.

5. Гончаренко I. Функщонування осв^ньо! системи на теренах Райхскомiсарiату «Укра!на»: управлiнсько-розпорядчi аспекти (1941 - 1944 рр.) / ^Гончаренко / Науковi записки з укра!нсько! iсторi!: Збiрник наукових статей. - Вип. 28. - Переяслав-Хмельницький, 2012. - С. 138 - 143.

6. Гончаренко I. Пщготовка спещалюив iз середньою медичною освiтою на теренах Райхскомiсарiату «Укра!на» (1941 - 1944 рр.) / !.Гончаренко / Мандрiвець. - 2012. - № 2. - С. 34 - 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.