Научная статья на тему 'Типы социальной активности разных групп учащейся молодежи'

Типы социальной активности разных групп учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
451
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодѐжь / учащаяся молодѐжь / социальная активность / социальная мобильность / социальные процессы / жизненные стратегии. / youth / studying youth / social activity / social mobility / social pro-cesses / life strategies.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна, Давыдова Ольга Викторовна, Барча Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы формирования активной жизнен-ной и гражданской позиции учащейся молодѐжи. Актуальность разработки дан-ной темы носит нарастающий характер в связи с трансформацией механизмов социализации молодого поколения в информационной среде, особенно в сетевом пространстве. Это требует системного и последовательного анализа и обеспе-чения мер по стимулированию социальной активности молодѐжи. Цель исследования состояла в обосновании направлений развития граж-данской и образовательной активности учащейся молодѐжи. Объект исследова-ния – социальная активность, предмет – типы социальной активности учащейся молодѐжи. Социологический анализ проблемы был проведѐн авторами методом анкетного опроса (N = 367 учащихся школ, техникумов и вузов). Полученные результаты авторам позволили выделить типы социальной активности у обучающихся школьников, техникумов и вузов. Различия отноше-ний и поведения стали основанием для предложения использования комплексного подхода в стимулировании приоритетов достижения и формировании активной жизненной позиции молодѐжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна, Давыдова Ольга Викторовна, Барча Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SOCIAL ACTIVITY OF DIFFERENT GROUPS OF STUDENTS

The article discusses the problems of forming an active life and civic position of students. The relevance of the research is growing in connection with the transformation of the mechanisms of socialization of the young generation in the information environ-ment, especially in the network space. This requires a systematic and consistent analysis and provision of measures to stimulate the social activity of youth. The purpose of the study is to justify the directions of development of civic and educational activity of stu-dents. The object of the study is social activity, the subject is the types of social activity of students. A sociological analysis of the problem has been carried out by the questionnaire survey method (N = 367 students of schools, technical schools and universities). The obtained results allowed the authors to identify the types of social activity among students of schools, technical schools and universities. Differences in attitudes and behavior became the basis for the use of an integrated approach to stimulating achievement priorities and creating an active life position of youth.

Текст научной работы на тему «Типы социальной активности разных групп учащейся молодежи»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

18. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.

19. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba // Campinas. - SP. 2019. Vol. 21, No. 1. P. 105-125.

20. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guide to Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 p.

УДК 316.444.5 DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11014

Ключникова Т.Н., Давыдова О.В., Барча С.С. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РАЗНЫХ ГРУПП УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Ключникова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и информационных технологий

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -

филиал, Орёл, Россия

Е-mail: t.clyuchnikova@yandex.ru

тел.: +7 (910) 269 95 32

Давыдова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры социологии и информационных технологий

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -филиал, Орёл, Россия Е-mail: olga_050388@mail.ru тел.: +7 (920) 809 83 25

Барча Светлана Сергеевна, магистр кафедры социологии и информационных технологий

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления -

филиал, Орёл, Россия

Е-mail: lana.barcha.97@yandex.ru

тел.: +7 (910) 269 95 32

В статье рассматриваются проблемы формирования активной жизненной и гражданской позиции учащейся молодёжи. Актуальность разработки дан-

139

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ной темы носит нарастающий характер в связи с трансформацией механизмов социализации молодого поколения в информационной среде, особенно в сетевом пространстве. Это требует системного и последовательного анализа и обеспечения мер по стимулированию социальной активности молодёжи.

Цель исследования состояла в обосновании направлений развития гражданской и образовательной активности учащейся молодёжи. Объект исследования - социальная активность, предмет - типы социальной активности учащейся молодёжи. Социологический анализ проблемы был проведён авторами методом анкетного опроса (N = 3б7учащихся школ, техникумов и вузов).

Полученные результаты авторам позволили выделить типы социальной активности у обучающихся школьников, техникумов и вузов. Различия отношений и поведения стали основанием для предложения использования комплексного подхода в стимулировании приоритетов достижения и формировании активной жизненной позиции молодёжи.

Ключевые слова: молодёжь, учащаяся молодёжь, социальная активность, социальная мобильность, социальные процессы, жизненные стратегии.

Для цитирования: Ключникова Т.Н., Давыдова О.В., Барча С.С. Типы социальной активности разных групп учащейся молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2G2G. Вып. 1(44). С. 139-150. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11014.

Klyuchnikova T.N., Davydova O.V., Barcha S.S. TYPES OF SOCIAL ACTIVITY OF DIFFERENT GROUPS OF STUDENTS

Klyuchnikova Tatyana Nikolaevna, Candidate of Psychology, an associate professor of the Department of Sociology and Information technologies

FSBEI of HE "The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration", Central Russian Institute of Management - a branch, Orel, Russia E-mail: t.clyuchnikova@yandex.ru tel.: +7 (910) 269 95 32

Davydova Olga Victorovna, a senior lecturer of the Department of Sociology and Information Technology

FSBEI of HE "The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration", Central Russian Institute of Management - a branch, Orel, Russia E-mail: olga_050388@mail.ru tel.: +7 (920) 809 83 25

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Barcha Svetlana Sergeevna, a Master of the Department of Sociology and Information Technology

FSBEI of HE "The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration", Central Russian Institute of Management - a branch, Orel, Russia E-mail: lana.barcha.97@yandex.ru tel.: +7 (910) 269 95 32

The article discusses the problems of forming an active life and civic position of students. The relevance of the research is growing in connection with the transformation of the mechanisms of socialization of the young generation in the information environment, especially in the network space. This requires a systematic and consistent analysis and provision of measures to stimulate the social activity of youth. The purpose of the study is to justify the directions of development of civic and educational activity of students. The object of the study is social activity, the subject is the types of social activity of students. A sociological analysis of the problem has been carried out by the questionnaire survey method (N = 367 students of schools, technical schools and universities).

The obtained results allowed the authors to identify the types of social activity among students of schools, technical schools and universities. Differences in attitudes and behavior became the basis for the use of an integrated approach to stimulating achievement priorities and creating an active life position of youth.

Key words: youth, studying youth, social activity, social mobility, social processes, life strategies.

For citation: Klyuchnikova T.N., Davydova O.V., Barcha S.S. Types of social activity of different groups of students // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologiches-kogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 139-150. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11014.

Исследование особенностей социальной активности молодёжи приобретает всё большую значимость. Целью воспитания юного поколения должна стать способность внести созидательный вклад в экономику и развитие государства и нации. Используя разные типы социальной активности - образовательную, политическую, добровольческую, досуговую, экономическую, общественную, молодёжь обретает ценный опыт и ресурсы для дальнейшей самореализации. Не секрет, что сегодняшнее формирование жизненных ориентиров нового поколения происходит в среде социальных сетей. В условиях смены основных агентов социализации важно изучать особенности основных типов активности обучающихся разных видов образовательных учреждений. Это позволит выявить преемственность этапов становления и предложить систему мер органичного гражданского становления.

Современная российская молодёжь, сохраняя свойственные возрасту преимущества в энергичности, интеллектуальной форме и жажде жизни, обретает

141

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

новые социальные качества. К числу отличительных характеристик поколения, формирующегося в новых экономических реалиях, относятся - доминирование нефизического труда, высокие потребительские стандарты, совершенное владение средствами коммуникации и ориентированность в информационной среде [1, с. 220]. Наряду с этим, из года в год учащаяся молодёжь оказывается в ситуации пробуксовывающей адаптации и реализации своего личностно-профессиональ-ного потенциала, что приводит к обеднению жизненных стратегий [2, с. 43].

Социальной проблемой является противоречие между поставленными целями дальнейших преобразований во всех сферах жизни и недостаточной гражданской и образовательной активности у разных групп современной учащейся молодёжи. Разрыв между сформированным представлением о стандартах жизненного успеха и ресурсами личности по их достижению является доминирующей тенденцией в условиях воздействия в информационном пространстве различных агентов социализации на выпускников учебных заведений.

Методология настоящего исследования определялась на основе теории социальной мобильности П.А. Сорокина [3, с. 297-301], концепции жизни В.А. Ядо-ва [4, с. 78-88] и теории социального капитала П. Бурдье [5, с. 60-74]. Основными выбранными положениями данных концепций было определение необходимости уточнения средовых условий при принятии решения и выборе средств достижения целей для реализации вертикальной мобильности молодёжи.

Социальная активность молодого поколения является предметом изучения философов (П.П. Блонский, Е.Н. Ануфриев), педагогов (В.А. Ситаров, С.П. Баранов, В.А. Сластёнин), социологов (Д.Е. Фролов, В.И. Малкин, О.Н. Яницкий), психологов (В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). С философской точки зрения исследование активной деятельности связано с характером функционирования молодёжи, с их образом жизни и общественной позицией. Педагогическая методология изучения данного понятия строится на фокусе формирования личностных качеств человека, стимулирующих это развитие. С социологической точки зрения, социальная активность - это основа внутренних возможностей индивида для осуществления деятельности, которая направлена на становление индивидуальной целостности. Психологи, в большей степени, обращают внимание на объективные условия формирования личности, так как развитие способствует повышению уровня активного поведения молодого человека и дальнейшей социализации [6, с. 453].

Целью проведенного авторами социологического исследования в апреле 2019 года было определение профилей социальной активности разных групп учащейся молодёжи. Задачи исследования состояли в выявлении особенностей у обучающихся

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

опыта и предпочтений разных типов социальной активности. Гипотеза предполагала выделение связи типов социальной активности молодёжи разных видов учебных заведений. Метод исследования - анкетный опрос (N=367 учащихся школ, техникумов, вузов г. Орла), обработка результатов проводилась с помощью пакета SPSS.

В качестве индикаторов, отражающих виды активности, были выделены следующие: опыт гражданского участия в различных сферах жизни и уровень образовательной активности.

Учащуюся молодёжь следует охарактеризовать, как наиболее перспективную группу, поэтому своевременный анализ происходящих социальных процессов и её гражданское и профессиональное становление - важная задача науки и практики.

Внутри этой социально-демографической категории существует разграничение по возрасту, целям и зрелости позиций и мотивов. Так, учащиеся общеобразовательных школ осваивают программу допрофессионального развития. При этом, находясь на этапе выбора жизненного пути, они определяются в мире профессий, осуществляют важнейшие решения при поддержке родителей, педагогов и друзей. Основными видами деятельности на этом этапе является учебная, направленная на освоение универсальных образовательных программ. Участие во внеурочной активности становится ценным опытом и лишь прикосновением к разным сторонам общественного и политического участия. Чаще всего, под руководством педагогов, школьники осваивают азы научных исследований, политической, спортивной, добровольческой форм активности [7, с. 95].

Несколько иначе складывается судьба выбравших средние профессиональные заведения. Мотивами перехода из общеобразовательной школы в лицей или техникум становятся либо выраженные интересы - к технике, программированию, банковскому делу, творческие наклонности, либо недостаточное рвение к учебной деятельности, реже дефицит кадров в старших классах сельских школ. Соответственно, мотивы и профили социальной активности здесь выглядят иначе, чем в средней образовательной школе.

Ярче и многообразнее должны выглядеть формы и опыт активности у обучающихся вузов, чей выбор уже состоялся, и просматриваются перспективы профессионализации. Кажется, очевидным, что высокая активность станет залогом успеха, поскольку становится опорой, накопленным капиталом и пробой собственных сил, тренировкой для дальнейшего успеха.

На наш взгляд, основополагающей характеристикой социальной активности является её направленность, то есть совокупность идеалов, потребностей, взглядов и интересов индивидуального поведения молодёжи, ориентированная на решение

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

конкретных задач, стоящих перед обществом. При этом активность в поведении возникает только тогда, когда молодым человеком осознаётся его общественная значимость и его действия совпадают с личными мотивами. Социум ставит перед молодёжью такие задачи, которые требуют от них активного участия во взаимодействии в политической, экономической и духовной сферах. Причём структура общества изменяется под воздействием локальных и глобальных социальных процессов, посредством чего происходит формирование новых сообществ, в том числе сетевых. Данный вид активности молодёжи даёт неисчерпаемые возможности для самопрезентации, развития творческого потенциала, построения отношений и коммуникативных навыков, в то же время, затрудняет проявление себя в системе традиционных социальных институтов - образования, семьи, занятости [8, с. 39].

В современном российском обществе молодое поколение не ассоциативно, зачастую не участвует в общественной деятельности. Однако, в последнее время, просматриваются тенденции развития молодёжных движений. Молодёжь стала осознавать важность их роли в становлении общества. Это происходит через участие в социальных проектах, молодёжных организациях, в управленческой деятельности. На сегодняшний момент достаточно большое число молодых людей состоят в студенческих объединениях, основывающихся на значимых видах общественных работ, что способствует развитию не только индивидуальных потребностей личности, но и социальным интересам социума. Таким образом, сотрудничество молодёжи и общественных организаций оказывает значительное влияние на формирование активности, способствует социализации и личностному росту молодого человека в обществе.

По мнению Проказиной Н.В., Бобылёвой Н.Ю., Хатнюк Н.Н. заметной тенденцией роста социальной активности в молодёжной среде становится волонтерская деятельность. Инициативность молодых людей приводит к появлению добровольческих организаций, участие в которых даёт положительный результат и уверенность в эффективности общественных работ, ведущих к социальным изменениям [9, с. 48-49]. Занятость молодёжи в общественных движениях помогает им развивать такие личностные качества как доброжелательность, гуманность, сопереживание, терпимость, отзывчивость. Помимо этого, можно говорить о том, что молодое поколение слабо ориентирована на институциональные формы активного поведения. Её основными социальными каналами выступает индивидуальная инициатива или неофициальные организации. Мотивы участия представителей молодого поколения в общественной деятельности заключаются, с одной стороны, в оказании благотворительной помощи, с другой, в достижении целей самореализации и социальной мобильности.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Всё большую значимость получает задача повышения гражданской культуры не только молодёжи, но и населения в целом, поэтому необходимо системно анализировать состояние общественно-политической активности. Важно формировать самостоятельность и зрелость жизненной позиции, неравнодушие к происходящему и мотивацию общественного созидательного участия [10, с. 98]. Этот процесс должен основываться на совершенствовании механизмов взаимодействия власти и общества, а также воспитании у молодого поколения чувства патриотизма и правосознания [11, с. 54]. Политическая активность напрямую зависит от ценностей и установок, сознания, поведения, политической культуры и субкультуры субъекта деятельности, определяющих характер социально-политических действий [12, с. 8].

Следовательно, можно говорить, что социальная активность молодёжи направлена на укрепление и становление уже достигнутых позиций в обществе, предотвращение любой её трансформации, а также характеризуется двойственностью понимания общественных отношений, происходящих в социуме, и может носить как поддерживающий, так и протестный характер относительно складывающихся ситуаций.

Для выявления механизмов развития социальной активности молодёжи было проведено социологическое исследование, направленное на выявление ведущих форм активной деятельности молодых людей в зависимости от типа учебного заведения.

Первая задача эмпирического исследования заключалась в выявлении представлений у молодёжи о социальной активности. В общественном сознании она характеризуется через ценности, цели и жизненные стратегии.

Согласно полученым результатам, социально активная личность для школьников - это, прежде всего, экономически мобильный, включенный в политическую жизнь, не равнодушный к происходящему в обществе, человек. Такая структура образа активности, с главенством экономических (36 %), то есть личных материальных интересов, соответствует ценностям рыночной экономики. Важным является преобладание политической активности (29 %) над общественной (14 %). Преимущество одного типа над другим можно объяснить нестабильностью во внешнеполитическом пространстве, а также недостатком внимания к ценности личного участия в решении проблем в рамках волонтерской, благотворительной организации. Видится важным обратить внимание на формирование добровольческой формы социальной активности в системе внеучебной деятельности [13, с. 111].

Интересным на этом фоне оказался профиль социальной активности в представлениях учащихся техникумов. Согласно полученным результатам, представление обучающихся указывает на изменение на этапах взросления ценности развития собственных профессиональных компетенций. Обращает на себя внимание низкая

145

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

экономическая активность молодого поколения (17 %), уступающая политической (28 %) и общественной (28 %). Причинами этого является неуверенность данной группы молодёжи и неясность перспектив на рынке труда. Это расходится со стратегией молодёжной политики Российской Федерации, главная задача которой заключается в воспитании личности, способной к самореализации, граждански активной и готовой к защите интересов государства [14, с. 28]. В данном случае сопоставление позиций школьников и учащихся техникумов указывает на неуверенность влияния человека на экономическую мобильность. Это связано с невысоким уровнем доходов в регионах, более реалистичной позицией обучающихся средних профессиональных заведений и неработающими социальными лифтами. Получается, что есть необходимость в поддержке молодёжи на этапах освоения профессии, обеспечении уверенности и социальных гарантиях трудового пути.

Иначе выглядит профиль социальной активности респондентов высших учебных заведений. Выраженным показателем у студенческой молодёжи оказался опыт общественного участия (34 %), несколько ниже волонтёрской деятельности (29 %), интерес к политической жизни (21 %) и экономической активности (16 %). Это указывает на роль системы высшего образования в формировании гражданского потенциала молодого поколения. Высокая вовлеченность в различные формы активности, развитие научного уровня анализа экономических реалий и политической событий стимулируют общественно значимое поведение.

Следующей задачей проведенного анализа социальной активности учащейся молодёжи было выявление опыта и готовности к участию в различных формах общественной деятельности. Опыт непосредственного взаимодействия, в оценках респондентов, отразил закономерные для данного возраста и социального статуса практики. Учебная деятельность, являясь основной, оказывается на первом месте, поскольку занимает значительную часть жизнь и носит приоритетный характер у молодых людей (53 %). Досуговая, выполняя восстановительную, развивающую, рекреационную функции, находится также на лидирующих позициях (32 %), выступает важнейшим ресурсом построения отношений, базовой потребностью в процессе социального становления и формирования самооценки молодёжи. Результаты показали, что в целом, эта последовательность просматривается.

При анализе групп респондентов по типам учебного заведения картина меняется. У школьников учебная деятельность, то есть, самоподготовка (49 %) лидирует в структуре свободного времени с большим отрывом от остальных групп (обучающихся техникумов - 26 %, студентов вузов также 26 %). Коммуникативная активность у школьников (в виртуальном пространстве 38 %) и учащихся техникумов (в виртуальном пространстве 38 %) и вузов (в виртуальном пространстве 25 %). Это

146

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

можно объяснить различиями в видах педагогического контроля. В школах ежедневный опрос, а также подготовка к серьезному рубежу - испытаниям в форме ЕГЭ.

Следующим шагом проверки социальной активности учащейся молодёжи было определение уровня мотивации к предпринимательской деятельности. В данном исследовании степень экономической зрелости или готовности к самореализации в труде анализировалась через внутреннюю мотивацию к созданию своего дела. У старшего поколения россиян трудовые ценности для условий планового хозйствования, такие как - дисциплина, трудовой энтузиазм, ответственность формировали социальные иституты социализации советской системы воспитания. В современной рыночной экономике необходимы другие ведущие к самореализации в трудовой сфере качества: инициатива и ответственность. Серьёзной проблемой сегодня является недостаточная социальная база бизнеса. Молодёжь неохотно интегрируется в предпринимательскую сферу. Именно активная экономическая позиция предполагает стремление молодого поколения в дальнейшем к профессиональному развитию и мобильности.

Согласно полученным результатам, учащиеся техникумов в большей мере ориентированы на собственное продвижение (56 %). Достаточно выражена экономически активная позиция студенчества (51 %). Школьники (42 %) уступают, возможно, из-за отдалённости перспектив трудовой деятельности, по сравнению с респондентами двух других групп, уже встраивающихся в профессиональную среду, получающих системные навыки и знания своей отрасли.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить следующие типы социальной активности у учащейся молодёжи:

1 тип - экономически ориентированный, характерен для учащихся средних общеобразовательных школ, представление об активности определяется стремлением к вертикальной мобильности и получению знаний.

2 тип - общественной активности, отражает интересы обучающихся вузов. Выраженная общественная, гражданская позиция показывает успешное формиро-ание политической культуры.

3 тип - нестабильный в формах активности, преобладающим опытом является участие в досуговых и коммуникативных видах взаимодействия и снижение внимания к освоению профессиональной учебной программы.

Для решения противоречий в формировании способностей к самореализации и актвной жизненной и гражданской позиции видится важным применение комплексного подхода стимулирования и развитиия учащейся молодёжи.

Эффективным способом привлечения молодого человека к социальной активности является деятельность специализированных ресурсных учреждений, работаю-

147

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

щих в сфере развития и поддержки добровольчества. Цель подобных организаций состоит в обеспечении условий для общественно полезной занятости молодых людей в решении значимых проблем. Такое участие позволяет ощущать положительные результаты своей деятельности и укрепляет ценности общественной активности.

Результативной технологией формирования активного поведения молодёжи является проведение органами государственной и муниципальной власти конкурсов социальных проектов. К преимуществам конкурентных технологий можно отнести: во-первых, выявления целевых групп, которым необходимо оказать различного рода поддержку; во-вторых, ориентация участников мероприятия на решение серьёзных социальных проблем; в-третьих, самостоятельный выбор методик достижения целей; в-четвёртых, осуществления контроля над использованием необходимых ресурсов.

Также стоит отметить эффективность коллективной деятельности учебных заведений и государственных и муниципальных органов власти. Их цель - привлечение добровольцев и контроль их участия в разрешении проблем социального развития на местном уровне.

Значительная роль в формировании социальной активности студенческой молодёжи отводится развитию коммуникативного пространства, реализующегося через фестивали, встречи, собрания, лагеря и флешмобы, создание чатов по обсуждению событий и другие формы. Организация такой деятельности способствует расширению контактов среди молодых людей из разных регионов, обмену опытом их деятельности. Эта технология нацелена на решение следующих задач: сохранение и развитие традиций общественных движений; определение оптимальных механизмов взаимодействия в различных сферах; прививание молодёжи понимания значимости их участия в общественной деятельности. Помимо этого, органам власти необходимо для молодого поколения организовывать дискуссионные клубы, чтобы активисты имели возможность проявлять себя и отстаивать свою точку зрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для участия молодёжи в общественной жизни общества нужно обеспечить молодых людей определенным набором инструментов. Например, дать возможность представителям молодого поколения являться не только потребителями средств массовой информации, но и самостоятельно публиковать медиа заметки, так как это может способствовать доступному представлению информации для своих сверстников, так у менее активных представителей молодёжи может возникнуть интерес к общественной деятельности.

Таким образом, типы социальной активности молодёжи формируются не только под воздействием социальных институтов общества, но и в пространстве приложений Интернета. Её развитие осуществляется в условиях многообразия видов образовательных учреждений и системы общественных институтов. Реали-

148

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

зация современных целей российской молодёжной политики станет более эффективной при использовании комплексного подхода с учетом особенностей разных целевых аудиторий обучающейся молодёжи.

Литература:

1. Шилина С.А. Дискурс коммуникативной культуры в свете ценностных ориентаций молодежи // Дискурс. 2018. №11(25). С. 216-226.

2. Ключникова Т.Н. Трансформация социальной активности молодёжи в условиях информатизации // Уральский научный вестник. 2019. №1. С. 42-45.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и пре-дисл. А.Ю. Союмонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

4. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

5. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] / пер. М.С. Добряко-вой // Экономическая социология. 2002. Т. 3, №5. URL: https://ecsoc.hse.ru/ data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

6. Ерина И.А., Крафт Е.В. Феномен «социальная активность» с точки зрения и позиции отечественных учёных // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 453-457.

7. Моисеенко Н.А., Шилина С.А. Социологическое исследование мотивов выбора в дискурсе электората // Дискурс. 2017. № 8 (11). С. 94-112.

8. Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В. Проблема безопасности виртуализован-ных интеракций молодёжи в сетевых сообществах как форма проявления активности // Право и общество. 2018. № 1. С. 38-40.

9. Проказина Н.В., Бобылёва Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 2. С. 47-56.

10. Шилина С.А. Социологический анализ социальной политики государства в современном обществе // Дискурс. 2018. №4(18). С. 96-107.

11. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В. Основные направления повышения политической активности населения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 3. С. 53-60.

12. Игнатова Т.В. Политическая активность как основная форма политического участия российской молодёжи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып 1. С. 3-12.

13. Проказина Н.В., Алексеёнок А.А. Отношение молодёжи к волонтёрской деятельности: опыт фокус-группового исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 4. С. 111-118.

149

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

14. Государственная молодёжная политика в современной России: инструменты интеграции молодёжи в общественные практики / Меркулов П.А. [и др.] // Власть. 2015. №10. С. 27-32.

Literature:

1. Shilina S.A. Discourse of communicative culture in the light of the value orientations of youth // Discourse. 2018. No 11(25). P. 216-226.

2. Klyuchnikova T.N. Transformation of youth social activity in the conditions of informatization // Ural Scientific Bulletin. 2019. No 1. P. 42-45.

3. Sorokin P.A. A Man. Civilization. Society / ed., comp. and foreword by A.Yu. Soyumonov. M.: Politizdat, 1992. 543 p.

4. Yadov V.A. Self-regulation and prediction of social behavior of an individual: a dispositional concept. M.: CSPiM, 2013. 376 p.

5. Bourdieu P. Forms of capital [Electronic resource] / trans. By M.S. Dobry-akova // Economic sociology. 2002. V. 3, No. 5. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (accessed date: 10/02/2020).

6. Erina I.A., Kraft E.V. The phenomenon of "social activity" from the point of view and position of domestic scientists // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 59-1. P. 453-457.

7. Moiseenko N.A., Shilina S.A. A sociological study of the motives of choice in the discourse of the electorate // Discourse. 2017. No. 8(11). P. 94-112.

8. Dorokhova Yu.V., Ignatova T.V. The security problem of virtualized youth interactions in online communities as a form of activity // Law and Society. 2018. No. 1. P. 38-40.

9. Prokazina N.V., Bobyleva N.Yu., Khatnyuk N.N. Realization of volunteer potential in Russia // Scientific Result. Sociology and management. 2019. No 2. P. 47-56.

10. Shilina S.A. Sociological analysis of the social policy of the state in modern society // Discourse. 2018. No 4(18). P. 96-107.

11. Alekseyonok A.A., Kaira Yu.V. The main directions of increasing the political activity of the population // Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences. 2018. Issue 3. P. 53-60.

12. Ignatova T.V. Political activity as the main form of political participation of Russian youth // Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences. 2016. Issue 1. P. 3-12.

13. Prokazina N.V., Alekseyonok A.A. The attitude of youth to volunteering: the experience of focus group research // Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences. 2019. Issue 4. P. 111-118.

14. State youth policy in modern Russia: tools for integrating youth into public practices / P. Merkulov [et al.] // Power. 2015. No. 10. P. 27-32.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.