Научная статья на тему 'ТИПЫ РЕФЛЕКСИИ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ СНОВИДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ТИПЫ РЕФЛЕКСИИ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ СНОВИДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СНОВИДНЫЕ ОБРАЗЫ / ТИПЫ РЕФЛЕКСИИ / ИНТРОСПЕКЦИЯ / КВАЗИРЕФЛЕКСИЯ / СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева О.И., Доронкина Н.О.

В статье обращено внимание на типы рефлексии и содержание сновидений у студентов психологических специальностей, обучающихся в магистратуре и бакалавриате. Целью исследования является выявление особенностей рефлексии (интроспекции, квазирефлексии, системной и личностной рефлексии) и содержания сновидений у студентов-психологов. Авторами предложена классификация, включающая структурированные и неструктурированные типы сновидений у студентов-психологов. Выявлены преобладающие типы сновидений и типы рефлексии у магистрантов, бакалавров младших и старших курсов; значимые взаимосвязи между типами рефлексии (квазирефлексией, интроспекцией, системной рефлексией, личностной рефлексией) и содержанием сновидений у студентов-психологов. Материалы исследования окажутся полезными в психологической практике при работе с различными типами сновидений и в профессиональной подготовке студентов-психологов, учитывающей особенности рефлексии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF REFLECTION AND REFLEXIVE ASPECTS OF DREAM CONTENT OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL SPECIALTIES

The article draws attention to the types of reflection and the content of dreams among students of psychological specialties studying in master's and bachelor's degrees. The purpose of the study is to identify the features of reflection (introspection, quasi-reflection, systemic and personal reflection) and the content of dreams of students of psychological specialties. The authors propose a classification that includes structured and unstructured types of dreams of psychology students. The predominant types of dreams and types of reflection in undergraduates, bachelors of junior and senior courses are revealed; significant relationships between types of reflection (quasi-reflection, introspection, systemic reflection, personal reflection) and the content of dreams of students of psychological specialties. The research materials will be useful in psychological practice when working with various types of dreams and in the professional training of students of psychological specialties.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ РЕФЛЕКСИИ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ СНОВИДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.99

Типы рефлексии и рефлексивные аспекты содержания сновидений у студентов-психологов

Types of reflection and reflexive aspects of dream content of students of psychological specialties

Каяшева О.И., Московский государственный областной университет, art1230@list.ru Доронкина Н.О., Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 556», cool.editor.dn@mail.ru

Kayasheva О., Moscow Region State University, art1230@list.ru

Doronkina N., State budgetary educational institution of the city of Moscow «School № 556», cool. editor. dn@mail. ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.026

Ключевые слова: бессознательное, сновидные образы, типы рефлексии, интроспекция, квазирефлексия, системная рефлексия, личностная рефлексия.

Keywords: unconscious, dream images, types of reflection, introspection, quasi-reflection, systemic reflection, personal reflection.

Аннотация. В статье обращено внимание на типы рефлексии и содержание сновидений у студентов психологических специальностей, обучающихся в магистратуре и бакалавриате.

Целью исследования является выявление особенностей рефлексии (интроспекции, квазирефлексии, системной и личностной рефлексии) и содержания сновидений у студентов-психологов.

Авторами предложена классификация, включающая структурированные и неструктурированные типы сновидений у студентов-психологов. Выявлены преобладающие типы сновидений и типы рефлексии у магистрантов, бакалавров младших и старших курсов; значимые взаимосвязи между типами рефлексии (квазирефлексией, интроспекцией, системной рефлексией, личностной рефлексией) и содержанием сновидений у студентов-психологов.

Материалы исследования окажутся полезными в психологической практике при работе с различными типами сновидений и в профессиональной подготовке студентов-психологов, учитывающей особенности рефлексии обучающихся.

Abstract. The article draws attention to the types of reflection and the content of dreams among students of psychological specialties studying in master's and bachelor's degrees.

The purpose of the study is to identify the features of reflection (introspection, quasi-reflection, systemic and personal reflection) and the content of dreams of students ofpsychological specialties.

The authors propose a classification that includes structured and unstructured types of dreams of psychology students. The predominant types of dreams and types of reflection in undergraduates, bachelors of junior and senior courses are revealed; significant relationships between types of reflection (quasi-reflection, introspection, systemic reflection, personal reflection) and the content of dreams of students ofpsychological specialties.

The research materials will be useful in psychological practice when working with various types of dreams and in the professional training of students of psychological specialties.

Введение. Первые известные исследования сон, как составляющую часть животного,

сна и сновидений относятся к периоду выполняющую функцию самосохранения;

Античности (Аристотель, Гиппократ, Демокрит, антагонистичным сну является бодрствование.

Платон и др.). Сон представлялся божественным Состояние сна характеризуется лишенностью

даром и специфическим состоянием, во время ощущений, обладания и бездействием, но при

которого душа могла покидать тело и получать этом сами сновидения - это результат

новый опыт. Аристотель обратил внимание на полученных человеком ощущений.

Целесообразна корректная интерпретация сновидений, способствующая прогнозированию будущего [11;14]. Гиппократ обнаружил связь сна и сновидений с болезнями человека. На основе определения качества сна и символики сновидений возможна диагностика состояния пациента и прогнозирование течения болезни [3]. В Средние века отношение к сновидениям было связано с религиозными аспектами и тем, что являлось источником их происхождения -«божественное» или «дьявольское» [9]. Отход от доминирующего религиозного контекста толкования сновидений отмечался с периода Нового времени.

Сновидения стали предметом изучения в психологических исследованиях на рубеже ХГХ-ХХ вв. В психоанализе З. Фрейда был предложен новый взгляд на сновидения и возможности их применения в практике работы с невротиками. Содержание сновидений связано с реальными переживаниями и воспоминаниями, которые не доступны человеку в состоянии бодрствования. Сновидения представлены как образные выражения нереализованных желаний человека и их воображаемого исполнения. З. Фрейдом сновидения понимаются как уникальный психологический феномен, способствующий обращению человека к его бессознательному [16]. В юнгианском подходе отмечалась символическая природа сновидений (Дж. Тэйлор, К.Г. Юнг и др.). Сны - черта символической и сублимволической системы. Сны хорошо поддаются вербализации, описанию (задействование рефлексивного уровня) и эмоционально насыщенны. Сновидения связаны с функцией реорганизации аффектов, вызванных трудным опытом человека [18].

В гуманистическом и экзистенциальном подходах сновидения понимаются как специфические психологические феномены (М. Босс, К. Роджерс и др.). В экзистенциальном подходе особое внимание уделяется целостности человека. Сновидения обеспечивают возврат к необходимой целостности, к бытию-в-мире и позволяют увидеть человека таким, какой он есть с его неразрешенными проблемами [2]. Сновидения - это часть человеческого бытия, необходимая для получения человеком нового опыта, при этом нет необходимости «перевода», интерпретации сновидений как в психоанализе. Сновидения раскрывают способы присутствия человека в мире и показывают скрытые, нереализованные возможности. Сон и бодрствование связаны друг с другом, поскольку движение из сна в бодрствование раскрывает возможности человека в его бытие и в

отношениях с Другими. Осознание нового опыта происходит из понимания содержания сновидения, при возникновении сложностей понимания необходимы проведение

дополнительных бесед, работа с ассоциациями, анализ дневниковых записей клиента и др. Сновидения необходимы для обеспечения открытости экзистенции с ее основными характеристиками (экзистенциалами) и обретения свободы [4;5]. В клиент-центрированном подходе сновидения понимаются как отражение опыта целостного человека, они способствуют личностному росту и самоактуализации. Обсуждение сновидений с клиентом является одним из составляющих психотерапевтического процесса [13].

В когнитивно-ориентированном подходе сновидения связывают с когнитивными процессами и искажениями. Сновидное мышление имеет определенную специфику (нелогично, символично, метафорично и т.д.), описание клиентом своих сновидений является субъективным, что приводит к когнитивным искажениям. Идея об ущербности сновидений, их когнитивной недостаточности, нерефлексивности и выраженной тенденцией к забыванию по сравнению с бодрствующим сознанием длительное время подчеркивалась во многих исследованиях, но вследствие развития психологической науки и появления новых исследований в данной сфере было обращено внимание на возможность существования непрерывной связи между различными уровнями сознания [6;19].

Мышление человека представлено символическими процессами. Сновидения в свою очередь являются символической деятельностью и одновременно производными бодрствующего сознания в когнитивной психологии. Сновидения обладают разными возможностями

саморефлексии: саморефлексивность более характерна для быстрых (парадоксальных) сновидений, чем для сновидений на 2 и 4 стадиях сна [19]. Появление когнитивно-поведенческой психотерапии позволило изменить представления о сновидениях и повысить эффективность работы с нарушениями сна через анализ причин нарушений, контроль стимулов и изменение поведения [20].

В 50-х гг. ХХ в. Дж. Аделсон было сделано предположение о том, что сны являются дологическим способом репрезентации и зависят от индивидуальных особенностей человека. Творческие люди чаще описывают нелогичные сновидения, не соответствующие рациональным представлениям о времени, пространстве и

причинно-следственных связях, сюжет может быть связан с чужой, экзотической обстановкой. В сновидениях творческих людей есть много детализаций, описаний цвета и т.д. Жесткий когнитивный контроль нетворческой группы молодых людей, принявших участие в исследовании, существенно обедняет их сновидения, но при этом позволяет «уйти» от внутреннего дискомфорта и адаптироваться к требованиям западного общества Содержание сновидений обусловлено индивидуальными различиями в когнитивных способностях [17].

В практике клинической психологии сновидениям придается особое значение. Основными характеристиками качества сна являются количественные составляющие -легкость засыпания, продолжительность (общее или истинное время сна), непрерывность, латентность, количество пробуждений во время сна, пробуждение после сна, эффективность сна и др. [19]. Качественные составляющие сложно изучать вследствие субъективности оценки клиентами и сложностями передачи содержания сновидений, существенные искажения наблюдаются в сновидениях при психических расстройствах.

Качество сна и содержание сновидений являются показателями психического здоровья человека. Отмечается, что частота жалоб на нарушения сна выше у женщин, чем у мужчин, но при этом у женщин, согласно полисомнографическим исследованиям, качество сна выше, чем у мужчин. На качество сна и возникновение нарушений влияют различные предрасполагающие факторы - биологические (связанные с гиперактивностью стрессовых систем организма; у женщин - менструальный цикл, беременность, климактерический синдром), социальные (сложная специфика работы, низкий социальный статус и др.) и поведенческие. К провоцирующим факторам относят в первую очередь стрессовые события [15].

При депрессиях у 50% больных отмечаются нарушения сна и изменяется содержание сновидений (преобладают тревожные и кошмарные сновидения) [15]. Отмечены взаимосвязи между содержанием сновидений, нарушениями сновидений и стрессом у человека. Нарушения сна наблюдаются при тревожных расстройствах, биполярном расстройстве, шизофрении, ПТ СР, зависимостях от ПАВ и др. [20]. Распространение СОУГО-19 стало коллективной травмой, негативно влияющей на физическое и психологическое здоровье, в том числе, на сон и сновидения человека [19].

Сновидения являются результирующими

различных психических и иных процессов у человека, дополняющихся сюжетированием с целями регуляции и контроля [1]; выполняют функцию специфической сигнальной системы, передающей информацию о соматическом и психическом состоянии человека [12]. Сновидения могут пониматься как важные составляющие активной психической

деятельности человека в период его сна [8].

Полученный опыт сна связан с осознанием сновидения. Именно рефлексия является важным механизмом осознания материала, полученного из бессознательного с помощью сновидений. Рефлексия, обеспечивающая развитие личности, способствует процессам самопознания и самопонимания, является важным составляющим подготовки будущих психологов и представляет собой сознательный механизм психики человека, но, несмотря на ее важное место в достижение целостности субъекта, не позволяет обратиться в полной мере к бессознательному. В данном случае сновидения становятся специфическим посредником между различными уровнями психики и предоставляют необходимый содержательный материал для анализа и интерпретации. Рефлексия необходима для поиска себя, своего места в обществе и самореализации [7], сновидения дополняют данные аспекты и углубляя и расширяя возможности человека.

В настоящее время продолжают изучаться возможности использования сновидений в профессиональной и учебной деятельности (эксплуатация сна) [8], в практике психологического консультирования и др. Нахождение связей содержаний сновидений с различными типами рефлексии, как мы полагаем, позволит повысить эффективность оказания психологической помощи.

Нами были выдвинуты предположения о существовании:

- различий содержания сновидений и преобладающих типов рефлексии у студентов-психологов младших, старших курсов бакалавриата и магистрантов: структурированные сновидения и конструктивные типы рефлексии более характерны для бакалавров старших курсов и магистрантов, чем для бакалавров младших курсов;

- положительных корреляций между конструктивными типами рефлексии и структурированными сновидениями, между неконструктивными типами рефлексии и неструктурированными сновидениями у студентов-психологов.

Задачи исследования: выявление основных психологических подходов к сновидениям и роли рефлексии в осознавании содержания сновидений; на основе анализа материалов сновидений студентов-психологов определение типов сновидений; выявление взаимосвязей между различными типами рефлексии и типами сновидений у студентов-психологов; определение различий между типами сновидений, между типами рефлексии у студентов-психологов, обучающихся на младших, старших курсах бакалавриата и в магистратуре.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленных цели и задач нами применялись теоретические методы исследования

- анализ, сравнение и обобщение работ отечественных и зарубежных философов и психологов по проблемам рефлексии и сновидений, эмпирические методы -тестирование, контент-анализ и методы математической статистики. Результаты методик обрабатывались с помощью IBM SPSS Statistics 26.

Организация и процедура исследования. Исследование проводилось в 2021-2022гг. среди студентов-психологов (70 студентов-психологов в возрасте от 18 до 32 лет, 61 женщина, 9 мужчин) очной формы обучения (1-2 курсы бакалавриата

- 25 человек, 3 - 4 курсы бакалавриата - 30 человек, 1 - 2 курсы магистратуры - 15 человек). Исследование проводилось в три этапа: теоретический этап (анализ, сравнение и обобщение научной литературы проблеме исследования); этап организации эмпирического исследования; анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования.

Научная новизна исследования состояла в том, что были выявлены основные типы сновидений у студентов-психологов, взаимосвязи структурированных типов сновидений с конструктивными типами рефлексии, неструктурированных типов сновидений с неконструктивными типами рефлексии; определены различия содержаний сновидений и типов рефлексии у студентов бакалавриата младших, старших курсов и у магистрантов.

Результаты исследования. Нами были проанализированы описания сновидений студентов-психологов. На основе функций, выполняемых сновидениями, была предложена их классификация и определено основное содержание типов Н.О. Доронкиной:

- реалистичные сновидения - нейтральный тип сновидений по их содержанию, является отражением реальности, привычных жизненных

событий студента-психолога;

- сновидения о том, что произошло накануне - сновидения, имеющие стойкую связь с реальностью, проецирующие актуальные, сложные проблемы и переживания человека; частыми являются сюжеты проигрывания реальных действий предыдущего дня (например, конфликтных ситуаций), иногда с другим исходом или с проецированием возможного будущего исхода ситуации; выполняют компенсаторную и защитную функцию;

- фантастические сновидения - категория сновидений, характеризующая наличием в содержании фантастического сюжета, образов, выходящих за границы реальности;

- сказочные сновидения - тип сновидений близкий к предыдущему в плане характеристики содержания, но акцентируется на архетипических образах, связанных с фольклором и подобной метафоризацией;

- сюрреалистичные сновидения -категория сновидений, в которых респонденты отмечают значительное искажение образов по сравнению с реальными; присутствует высокая степень цензуры при формировании сновидных образов, что отличает данный тип сновидений от фантастических и сказочных;

- глупые сновидения - тип сновидений, описываемый студентами с негативно-эмоциональной формулировкой, характеризуются негативным отношением респондентов к ним, не несут фактической информации об образах;

- тревожные сновидения - негативно окрашенные сновидные образы, вызывающие отрицательные переживания; часто являются показателем высокого уровня тревожности сновидца;

- страшные сновидения - более высокая степень негативной окрашенности сновидных образов, которые вызывают острые негативные переживания; характеризуются физиологическими симптомами (учащенными сердцебиением и дыханием и др.); в сновидениях данного типа респонденты описывают переживаемые страх, ужас, панику и др.; содержание сновидения часто связано с угрозой жизни и здоровья его героя;

- сновидения о том, что беспокоит -сновидения, связанные с реальностью, и проецирующие актуальные в настоящее время проблемы и переживания человека, отмечается негативный оттенок образов, отражающий отношение к проецируемой ситуации;

- повторяющиеся (или одинаковые) сновидения характеризуются навязчивым

повторением сюжета, одного или того же образа (или образов); обычно рассматриваются в качестве сигнала о проблемной ситуации, которая длительное время не решается;

- приятные сновидения - характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, описанием приятных ощущений и положительным отношением к содержанию сновидения; не несут в себе какого-либо значимого психологического контекста о личности и ее проблемах;

- непонятные сновидения - формально нейтральное описание, либо тенденция к негативной характеристике отношения к сновидениям; присутствует акцент на высокой степени цензуры при формировании сновидных образов, что мешает респондентам осознавать или интерпретировать их; студентам сложно описать сюжет, понять смысл сновидения.

Обратим внимание на то, что одно и то же сновидение может относиться к различным типам в связи со сложностью и многоплановостью сюжета. Сновидения респондентов были разделены нами на группы - структурированных и неструктурированных сновидений.

К структурированным сновидениям мы отнесли сновидения способствующие развитию личности, решению возникших или прогнозируемых трудностей, вызывающие положительные переживания, способствующие повышению стрессоустойчивости, ассертивности и др. Данные типы сновидений могут быть ресурсными для студентов-психологов. К предложенной группе мы отнесли реалистичные сновидения, сновидения о том, что произошло накануне, приятные сновидения.

К неструктурированным сновидениям мы отнесли глупые, тревожные, страшные, непонятные, сюрреалистические и

повторяющиеся сновидения. Они отличаются тем, что часто способствуют возникновению негативных переживаний, свидетельствуют о том, что человек не справляется с внутриличностными конфликтами, с проблемами в учебной, семейной или профессиональной сферах.

Промежуточная группа сновидений -сновидения о том, что беспокоит, фантастические сновидения и сказочные сновидения. Данные сновидения в зависимости от преобладающих характеристик у испытуемых могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группам. У студентов-психологов фантастические и сказочные сновидения выполняли ресурсную и развивающую функции, поэтому были отнесены нами к первой группе. У клиентов в практике психологического консультирования они могут

выполнять функцию ухода от реальности, быть связаны с нежеланием клиента решать возникшие проблемы, таким образом, переходя в группу неструктурированных сновидений. Разделение всех типов сновидений на группы является условным и может быть пересмотрено с учетом анализа каждого отдельного описания сновидения и характеристики респондентов.

У студентов-психологов отмечается преобладание реалистичных, приятных и тревожных сновидений, менее характерны повторяющиеся и глупые сновидения. У магистрантов преобладают приятные сновидения, у бакалавров 1 - 2 курса - неструктурированные сновидения (непонятные и тревожные), у бакалавров 3 - 4 курса, как структурированные, так и неструктурированные сновидения -сюрреалистичные, сказочные, фантастические, реалистичные, страшные сновидения, сновидения о том то произошло накануне, о том, что беспокоит. Непараметрический Н-критерий Краскела-Уоллиса показал статистически значимые различия между тремя группами учащихся по указанным типам сновидений (при р<0,05), кроме приятных сновидений. В связи с вышеизложенным, предположение о том, что структурированные сновидения более характерны для бакалавров старших курсов и магистрантов, чем для бакалавров младших курсов подтверждается частично.

Описания сновидений студентами-психологами обрабатывались с помощью метода контент-анализа на наличие конкретных сновидных образов и частоты их встречаемости. Итогом анализа описанных респондентами сновидений стал перечень категорий:

- время (модусы настоящего (реальность), прошлого и будущего);

- пространство: внешний локус (город, парк или др.) и внутренний локус (сознание); фантастический локус (нереальный мир);

- эмоции: позитивные (радость, наслаждение и др.), нейтральные (интерес и др.), негативные (злость, печаль и др.);

- потребности: физиологические, в безопасности (защита), в принадлежности (профессия), в признании (успех);

- образ Я: реальный, фантастический, третье лицо;

- категории жизни (дом, семья; транспорт; социальные контакты; здоровье; любовь; образование; политика; смерть; природа);

- восприятие, ощущения: зрение (цвет или яркость), тактильные ощущения (прикосновения, боль).

Для установления различий между тремя группами учащихся в зависимости от сновидного содержания был использован непараметрический Н-критерий Краскела-Уоллиса. Мы пришли к выводу о преобладании у бакалавров старших курсов категорий «позитивные эмоции», «физиологические потребности»,

«фантастический образ Я», «Образ Я - третье лицо», «образование» и «политика» (при р<0,05). У группы магистрантов преобладают категории «прошлое время», «внутреннее пространство», «нейтральные эмоции», «потребность в принадлежности», «потребность в признании», «дом, семья», «транспорт», «природа», «восприятие посредством зрения», «обладание» и «множественность сюжетов» (при р<0,05). Такие различия указывают на переживания студентов-психологов и формируют образ актуальной реальности для них. Магистранты заботятся о потребностях в принадлежности и признании, так как выбор профессионального пути достаточно актуален для респондентов данной группы. Образ прошлого времени может быть символом пройденного пути и рефлексии над ним, где прошлое - это первая ступень к будущему. Базовые категории человеческой жизни (дом, семья; транспорт; обладание) становятся указанием на ценности магистрантов и их стремление к данным ценностям.

Представления о сновидениях, как мы полагаем, претерпевают на различных курсах изменения. У студентов-психологов меняется отношение к сновидениям и их интерпретации, что связано, по всей видимости, со спецификой их подготовки и повышением возраста. Студенты старших курсов и магистранты используют менее негативно окрашенные формулировки в описании преобладающих сновидений, чем бакалавры 1 - 2 курсов. Студенты младших курсов по частоте используемых категорий сновидных образов уступают другим студентам-психологам. У студентов младших курсов бакалавриата преобладают множественные сюжеты, при этом они уступают по данному критерию магистрантам, но превосходят бакалавров старших курсов.

Методика «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев и др.) предназначена для выявления типов рефлексии - системной рефлексии, квазирефлексии и интроспекции [10]. Системная рефлексия (связана с самодистанцированием, взглядом человеком на себя со стороны) относится к конструктивным типам рефлексии, квазирефлексия (предполагает уход человека от реального бытия) и интроспекция (чрезмерное «самокопание») - к

неконструктивным. Личностная рефлексия, которая предложена в следующей методике, также относится к конструктивному типу рефлексии [7].

Результаты методики «Дифференциальный тип рефлексии» показали, что у студентов младших курсов ниже уровни как конструктивных, так и неконструктивных типов рефлексии, чем у магистратов и бакалавров старших курсов. У бакалавров старших курсов выше уровни квазирефлексии и системной рефлексии, чем у магистрантов. Результаты расчета Н-критерия Краскела-Уоллиса показали статистически значимые различия в выборках студентов (при р<0,05).

По уровню личностной рефлексии бакалавры 1 - 2 курса превосходят бакалавров 3 - 4 курса и магистрантов, у магистрантов выше уровень личностной рефлексии, чем у бакалавров старших курсов. Бакалавры 3 - 4 курсов превосходят по рефлексивности (Опросник рефлексивности А.В. Карпова) другие группы респондентов, при этом у бакалавров 1-2 курсов, согласно данным методики, уровень рефлективности выше, чем у магистрантов. Были выявлены значимые различия с помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса (при р<0,05) между тремя группами студентов по показателям рефлективности и личностной рефлексии.

Предположение о том, что конструктивные типы рефлексии более характерны для бакалавров старших курсов и магистрантов, чем для бакалавров младших курсов подтвердилось частично. Полученные результаты требуют дополнительного исследования и уточнения причин снижения уровня личностной рефлексии и рефлексивности у бакалавров старших курсов.

Последнее предположение о существовании положительных корреляций между

конструктивными типами рефлексии и структурированными сновидениями, между неконструктивными типами рефлексии и неструктурированными сновидениями у студентов-психологов было подтверждено нами частично. В ходе корреляционного анализа у студентов-психологов были выявлены значимые положительные корреляционные связи между системной рефлексией и «приятными сновидениями» (г=0,39, при р<0,05), интроспекцией и «глупыми сновидениями» (г=0,44, при р<0,01), интроспекцией и «тревожными сновидениями» (при г=0,46, при р<0,01), квазирефлексией и «глупыми сновидениями» (при г=0,44, при р<0,01), личностной рефлексией и фантастическими сновидениями (0,361, при р<0,05). При этом

обнаружена отрицательная корреляция между квазирефлексией и страшными сновидениями (при г=0,47, при р<0,01). Предположительно квазирефлексия способна выполнять защитную функцию и нивелировать проявления кошмарных сновидений как показателя психологического неблагополучия личности. В остальных случаях значимых корреляций между типами рефлексии и типами сновидений выявлено не было.

Заключение. Сознательные и бессознательные уровни психики человека взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Рефлексия, как сложный комплексный механизм, сопровождает процессы самопознания и самопонимания, способствует взаимодействию человека с Другими и нахождению его места в мире сложных социальных отношений. Содержание сновидений представляет собой материал, продуцируемый бессознательным уровнем психики, и является средством глубинного изучения личности. Обнаружение особенностей различных типов рефлексии и рефлексивный анализ сновидений у студентов психологических специальностей необходимы для повышения эффективности их профессиональной подготовки.

Выдвинутые нами ранее предположения частично подтвердились. У магистрантов преобладают по сравнению со студентами других групп структурированные приятные сновидения; у бакалавров старших курсов, как структурированные (реалистичные, сказочные, фантастические, о том то произошло накануне), так и неструктурированные (страшные, сюрреалистичные) сновидения, у бакалавров младших курсов - неструктурированные сновидения - непонятные и тревожные.

Для студентов-психологов характерно преобладание реалистичных, приятных и тревожных сновидений, менее характерны повторяющиеся и глупые сновидения. Для бакалавров старших курсов и магистрантов

характерны содержательно наполненные сновидения, включающие в себя перечень всех категорий; у них меняется отношение к сновидениям, как способу изучения личности, и расширяются возможности их описания и интерпретации.

У старшекурсников и магистрантов отмечается повышение уровней как конструктивных (системной рефлексии), так и неконструктивных (квазирефлексии и интроспекции) типов рефлексии, что возможно связано с учебными нагрузками и необходимостью соответствия требованиям, предъявляемым к выбранной сфере профессиональной деятельности. У студентов младших курсов выше уровень личностной рефлексии, чем у бакалавров старших курсов и магистрантов, что предположительно связано с возрастными задачами в данной группе респондентов (самопознанием,

самоопределением и др.).

Содержание сновидений студентов-психологов имеет необходимый

психодиагностический потенциал, что является важным для психологической практики. Были выявлены значимые взаимосвязи между типами сновидений и типами рефлексии, что окажется полезным в практике психологического консультирования при работе с клиентами. Связь сновидений как «сновидного сознания» с рефлексией как активного сознания человека открывает новые перспективы для подготовки студентов психологических специальностей.

В качестве основных перспектив исследования мы предполагаем выявление механизмов взаимосвязей рефлексии и сновидений, уточнение классификации сновидений для различных возрастных групп, подготовку методик для работы со сновидениями и на их основе определение личностных особенностей и основных психологических проблем клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Авакумов С.В. Психологическая модель сновидения в норме и патологии / С.В. Авакумов // Эффективная фармакотерапия. - 2017. - № 35. - С. 3237.

2. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. -М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. - 299 с.

3. Гиппократ. Книга четвертая (о сновидениях) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/426hippo/25.htm

4. Гуревич П.С. «Высвечивание» человека: экзистенциальный анализ Метарда Босса / П.С.

Гуревич // Философская антропология. - 2020. - Т.6. -№ 2. - С. 6-22.

5. Джгндлин Ю.Т. Феноменологическая концепция vs Феноменологический метод: критический анализ работы Медарда Босса со сновидениями / Ю.Т. Джендлин // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - Т. 17. - № 2. - С. 130-146.

6. Завершнева Е.Ю. Исследование сновидений в современной когнитивной психологии: основные подходы и гипотезы / Е.Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 93-108.

7. Каяшева О.И. Взаимосвязи конструктивных и неконструктивных типов рефлексии с алекситимией у студентов / О.И. Каяшева // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 2. - С. 32-39.

8. Курганов С.А., Носс И.Н. К вопросу о применении психологического анализа сновидений в сфере повышения эффективности научно-творческой деятельности персонала / С.А. Курганов, И.Н. Носс // Человеческий капитал. - 2019. - 8 12-2 (132). - С. 249255.

9. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф; под ред. В.А. Бабинцева. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2000. -326 с.

10. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110-135.

11. Месяц С.В. Аристотель. О сне и бодрствовании (перевод и комментарии) / С.В. Месяц // Платоновские исследования. - 2021. - № 14(1). - С. 226251.

12. Пичугина И.М., Воронцова В.С., Фролов Д.И. Исследование сна и сновидений в соматической практике / И.М. Пичугина, В.С. Воронцова, Д.И. Фролов. - 2017. - Т. 4. - № 2(14). - С. 131-140.

1. Avakumov S.V. Psychological model of dreaming in norm and pathology / S.V. Avakumov // Effective pharmacotherapy. - 2017. - № 35. - P. 32-37.

2. Binswanger L. Being-in-the-world / L. Binswanger. - M.: KSP+; St. Petersburg: Yuventa, 1999. - 299 p.

3. Hippocrates. Book Four (about dreams) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.bibliotekar.ru/ 426hippo/25.htm

4. Gurevich P.S. "Highlighting" a person: an existential analysis of Metard Boss / P.S. Gurevich // Philosophical Anthropology. - 2020. - V.6. - № 2. - P. 6-22.

5. Jendlin Yu.T. Phenomenological concept vs Phenomenological method: a critical analysis of the work of Medard Boss with dreams / Yu.T. Gendlin // Counseling psychology and psychotherapy. - 2009. - T. 17. - № 2. - P. 130-146.

6. Zavershneva E.Yu. The study of dreams in modern cognitive psychology: basic approaches and hypotheses / E.Yu. Zavershneva // Questions of psychology. - 2020. - № 1. - P. 93-108.

7. Kayasheva O.I. The relationship of constructive and non-constructive types of reflection with alexithymia among students / O.I. Kayasheva // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2021. - № 2. - P. 32-39.

8. Kurganov S.A., Noss I.N. To the question of the application of psychological analysis of dreams in the field of increasing the effectiveness of the scientific and creative activity of personnel / S.A. Kurganov, I.N. Noss // Human Capital. - 2019. - S 12-2 (132). - P. 249-255.

13. Роджерс К. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2017. - 240 с.

14. Солопова М.А. Возникновение науки о снах и сновидениях в Древней Греции [Электронный ресурс] / М.А. Солопова. - Режим доступа: https://simposium.ru/ru/node/10214

15. Сомнология и медицина сна; под ред. М.Г. Полуэктова. - М.: Медфорум, 2016. - 664 с.

16. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. -М.: Эксмо, 2022. - 560 с.

17. Adelson J. Creativity and the dream // Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development. - 1960. -№ 6. - Pp. 92-97.

18. Mariani R., Monaco S., Christian C., Di Tram M. Dreaming in quarantine: linguistic analysis of referential process of dreams during COVID-19 pandemic lockdown // Research in psychotherapy: psychopathology, process, and outcome. - 2021. - № 24(2). - Pp. 176-187.

19. Purcell S., Mullington J., Moffitt A., Hoffmann R., Pigeau R. Dream self-reflectiveness as a learned cognitive skill // Sleep. - 1986. - № 9(3). - Pp. 423-437.

20. Soffer-Dudek N. Arousal in Nocturnal Consciousness: How Dream- and Sleep-Experiences May Inform Us of Poor Sleep Quality, Stress, and Psychopathology // Frontiers in Psychology. - 2017. - № 8(733). - URL: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/fpsyg.2017.00733/full

ces:

9. Le Goff J. Another Middle Ages: time, work and culture of the West / J. Le Goff; ed. V.A. Babintsev. -Yekaterinburg: Publishing House Ur. un-ta, 2000. - 326 p.

10. Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good" and "bad": From an explanatory model to differential diagnosis / D.A. Leontiev, E.N. Osin // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. - 2014. - T. 11. - № 4. - Р. 110-135.

11. Mesyatc S.V. Aristotle. On sleep and wakefulness (translation and comments) / S.V. Mesyatc // Platonov's studies. - 2021. - № 14(1). - Р. 226-251.

12. Pichugina I.M., Vorontsova V.S., Frolov D.I. Study of sleep and dreams in somatic practice / I.M. Pichugina, V.S. Vorontsova, D.I. Frolov. - 2017. - V. 4. - № 2 (14). - Р. 131-140.

13. Rogers K. Establishment of personality / K. Rogers. - M.: Institute of Humanitarian Research. - 2017. -240 p.

14. Solopova M.A. The emergence of the science of dreams and dreams in Ancient Greece [Electronic resource] / M.A. Solopova. - Access mode: https://simposium.ru/ru/node/10214

15. Somnology and sleep medicine; ed. M.G. Poluektov. - M.: Medforum, 2016. - 664 p.

16. Freud Z. Interpretation of dreams / Z. Freud. - M.: Eksmo, 2022. - 560 p.

17. Adelson J. Creativity and the dream // Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development. - 1960. -№ 6. - P. 92-97.

18. Mariani R., Monaco S., Christian C., Di Tram M. Dreaming in quarantine: linguistic analysis of referential

process of dreams during COVID-19 pandemic lockdown // Research in psychotherapy: psychopathology, process, and outcome. - 2021. - № 24(2). - P. 176-187.

19. Purcell S., Mullington J., Moffitt A., Hoffmann R., Pigeau R. Dream self-reflectiveness as a learned cognitive skill // Sleep. - 1986. - № 9 (3). - P. 423-437.

20. Soffer-Dudek N. Arousal in Nocturnal Consciousness: How Dream- and Sleep-Experiences May Inform Us of Poor Sleep Quality, Stress, and Psychopathology // Frontiers in Psychology. - 2017. - № 8(733). - URL: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/fpsyg.2017.00733/full

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторах:

Каяшева Ольга Игоревна (г. Москва Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования, Московский государственный областной университет, e-mail: art1230@list.ru

Доронкина Наталья Олеговна (г. Москва Россия), педагог-психолог, ГБОУ г. Москвы «Школа № 556», e-mail: cool.editor.dn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.