Научная статья на тему 'Типы имиджа российских женщин- парламентариев в условиях кризиса'

Типы имиджа российских женщин- парламентариев в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
475
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ЖЕНЩИНА-ПАРЛАМЕНТАРИЙ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Токарева О.В.

Исследованы типы имиджей российских женщин-парламентари-ев в условиях кризиса 2013-2017 гг. Дано авторское определе-ние понятия «имидж женщин-парламентариев». Замечено, что в исторических условиях, связанных с кризисом на Украине, через каналы СМИ запоминаются имиджи женщин-парламентариев, которые отстаивают государственную позицию Российской Фе-дерации по вопросам национальных интересов. Определены два «кризисных» типа имиджа женщин-парламентариев: «государ-ственник» и «борец за порядок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы имиджа российских женщин- парламентариев в условиях кризиса»

УДК 070(4/5)

типы имиджа российских женщин-парламентариев в условиях кризиса

о. В. Токарева

Казанский национальный исследовательский технологический

университет

E-mail: olgato@mail.ru

Исследованы типы имиджей российских женщин-парламентариев в условиях кризиса 2013-2017 гг. Дано авторское определение понятия «имидж женщин-парламентариев». Замечено, что в исторических условиях, связанных с кризисом на Украине, через каналы СМИ запоминаются имиджи женщин-парламентариев, которые отстаивают государственную позицию Российской Федерации по вопросам национальных интересов. Определены два «кризисных» типа имиджа женщин-парламентариев: «государственник» и «борец за порядок».

Ключевые слова: имидж, женщина-парламентарий, кризис.

Types of Image of Russian Women-Parliamentarians under Conditions of Crisis

o. V. tokarev3

The types of images of Russian women parliamentarians in the context of the crisis of 2013-2017 are investigated. The author's definition of the image of women parliamentarians is given. It is noticed that in historical conditions connected with the crisis in Ukraine, through the media channels, the images of women parliamentarians who defend the state position of the Russian Federation on issues of national interests are remembered. Two "crisis" types of image of women parliamentarians are defined: "statist" and "fighter for the orderliness". Key words: image, female parliamentarian, crisis.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-3-349-353

Время обострения кризиса 2013-2017 гг., начиная с событий «Евромайдана» и февральского переворота 2014 г. на Украине, а вслед за тем возврата Крыма в Россию, становится началом новой турбулентности мировой расстановки геополитических сил, в котором Россия отстаивает свои государственные интересы наравне с основными мировыми игроками. В информационных войнах в борьбе за сознание электоральных групп все больше используются конструкции имиджевых технологий, когда СМИ все сильнее играют ведущую роль в формировании политических имиджей.

Интерес к политическому имиджу женщин возрос, потому что политические процессы последних лет как внутри России, так и за ее пределами обращают внимание общественности на активное участие в этих процессах женщин. Евразийский женский форум в Санкт-Петербурге осенью 2015 г., где обсуждалась роль женщин в экономике, политике, социальной сфере, показал волю и консолидацию женщин в решении са-

мых наболевших мировых проблем. Речь шла и об усилении роли женщин в политических процессах. В медийном пространстве современной России формируются и становятся все более заметными имиджи российских женщин-парламентариев, которые отстаивают государственную позицию Российской Федерации по вопросам национальных интересов. Их выступления касаются урегулирования украинского кризиса, предотвращения террористических атак, а также защиты духовных и моральных ценностей граждан России. У современных российских женщин появилась стратегия, инициатором которой стала известная женщина-парламентарий председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Итогом реализации стратегии должна стать сформированная система мер, когда предполагается увеличение доли женщин в законодательной власти России до 30%*. Интерес к имиджу женщин-парламентариев обусловлен их значимой ролью в процессах законотворчества для развития демократии и всеобщего блага российского общества в целом.

На наш взгляд, политический имидж женщины-парламентария - это образ, представление о ней, который сконструирован в сознании трех основных аудиторий: членов парламента, электоральной аудитории, а также журналистов, посредством кого транслируется имид-жформирующая информация, окрашенная ген-дерными характеристиками, отличными от характеристик политиков мужчин: визуальными, вербальными, кинетическими. Женщины-парламентарии имеют особый менталитет, необходимый для парламентской деятельности; обладают организаторскими и ораторскими способности, артистизмом; умеют выступать публично, владеют мастерством парламентской риторики, выдерживают большие нагрузки на голос. Это аналитики и прогнозисты, генераторы идей с быстрой реакцией, высокой адаптивностью, эмоционально-рациональным поведением. Женщина-парламентарий - это профессиональный коммуникатор, умеющий общаться со своими избирателями, с коллегами по законотворчеству, с журналистами, профессионально ведут себя на радио и ТВ.

Любой политический имидж конструируется на основе структуры, которая включает в

© Токарева О. В., 2017

себя составляющие внешнего облика, публичной риторики, кинетики, среды окружения, а также репутации, которая опирается на деятельность объекта имиджа. По мнению специалистов в области политической имиджелогии, политический имидж высокого ранга определяется тремя группами основных факторов: личностью политика; тем, как его представляют СМИ; историческими событиями, на фоне которых имидж формируется2.

Типы политического имиджа женщин-парламентариев, о которых пойдет речь, сформированы на фоне исторических событий, связанных с обострением украинского кризиса, отделением Крыма от Украины, событиями на Донбассе, угрозой терроризма и участием России в урегулировании гражданского конфликта в Сирии. Телевизионные передачи федеральных каналов («Специальный корреспондент», «Вечер с Владимиром Соловьевым» ГТРК «Россия 1», «Право голоса» ТВЦ) транслируют имиджи женщин-парламентариев, законодательная инициатива и публичная риторика которых продиктованы проблемами, связанными с кризисом последних лет. По этой причине типы этих женщин-парламентариев мы предлагаем относить к категории «кризисных».

В мировой истории известны «кризисные» сценарии вхождения женщин во власть: когда трудности в стране или правящей партии нарастают, встает проблема смены лидера, в этом случае принимается нестандартное решение -избрать на этот пост женщину. Так, в Израиле в 1969 г. премьер-министром стала Голда Меир; в Японии в 1987 г. Токано Дон была продвинута в парламент от партии социалистов; в Польше в 1992 г. премьер-министром стала Ханна Сухоц-ка; в Турции в 1993 г. Таннсу Чиллер; в Либерии в 2006 г. в сложных экономических условиях стала президентом экономист по образованию Элен Джонсон-Серлиф. В Великобритании сложная ситуация партии тори нормализовалась с избранием на пост премьер-министра лидера партии консерваторов Маргарет Тетчер в 1979 г. В сегодняшней Британии в нестандартной ситуации выхода страны из ЕС на пост премьер-министра опять пришла женщина - Тереза Мэй.

В информационном пространстве современной России периода кризиса 2013-2017 гг. выделяются и становятся узнаваемы женщины-парламентарии, занимающие видные политические позиции, имидж которых окрашивается определенными характеристиками, направленными на укрепление институтов государства. Мы выделяем два «кризисных» типа имиджа женщин-парламентариев: «государственник» и «борец за порядок».

Тип «государственник» принадлежит женщинам-политикам, которые с учетом своего индивидуального стиля и убеждений в условиях кризиса выступают за позиции сильного, спра-

ведливого государства, способного противостоять внешним угрозам и навести порядок внутри страны (В. Матвиенко, И. Хакамада).

Другой тип - «борец за порядок» - появился в российском парламенте в последнее десятилетие, прежде всего, относится к женщинам-парламентариям, которые в ходе законотворчества выдвигают законы, регламентирующие моральные права и обязанности граждан России и, как правило, укрепляют контролирующие функции государства, но вызывают неоднозначную реакцию со стороны определенной группы общественности, в частности либеральной (И. Яровая, Е. Мизулина).

Председатель Совета Федерального собрания Российской Федерации В. Матвиенко в политике постсоветской России наиболее успешна, во власти, как исполнительной, так и законодательной, находится достаточно продолжительное время. После февральских событий 2014 г. на Украине в медийном пространстве становятся заметными не одно ее выступление, направленное на защиту позиций Российского государства, способного противостоять внешним угрозам и навести порядок внутри страны. РИА «Новости» 3 апреля 2015 г. публикует заявление политика, в котором она говорит, что такие решения, как продление американских санкций в отношении России, подтверждают, что «кризис на Украине - это лишь повод, чтобы иметь рычаг давления на Россию, экономически ее ослабить, оторвать от нее Украину и вовлечь ее в сферу своего влияния». В. Матвиенко критикует позицию США в отношении Украины: «Вашингтон не заинтересован в стабильности на Украине. Как только начиналось перемирие, из Вашингтона сразу слышались заявления, не способствующие примирению». Политик выразила надежду в том, что «другого пути нет, кроме как последовательно выполнять минскую дорожную карту»3.

В сентябре 2015 г. Председатель Совета Федерального собрания Российской Федерации выступает на Евразийском женском форуме в Санкт-Петербурге, который собрал более 700 участниц делегаций из 85 стран мира, и говорит о необходимости консолидации, усилении роли женщин в общественной жизни, экономике, политике. Внутри России в условиях кризиса В. Матвиенко стремится укрепить слабое звено в российской политической реальности - положение женщин. На государственном уровне она последовательно продвигает «систему поддерживающих действий» со стороны государства, направленную на поддержку прав российских женщин во многих сферах общественной жизни России. В начале марта 2017 г. по инициативе В. Матвиенко принята «Национальная стратегия действий в интересах женщин», рассчитанная на 2017-2022 гг. Стратегия основана на Конвенции Генассамблеи ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Итогом

реализации Стратегии должна стать сформированная к 2022 г. система мер, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей женщин во всех сферах жизни, повышение их экономической независимости, политической активности и самореализации личности4.

Исследователь О. В. Попова относит В. Матвиенко к типу имиджа «деятель советского образца - умеренно строгий чиновник, четкий функционер, умеющий играть по заданным правилам»5. Мы полагаем, что тип имиджа, к которому относит автор типологии эту женщину-парламентария, недостаточно емкий. Не вызывает сомнения, что В. Матвиенко - «строгий чиновник и четкий функционер, умеющий играть по заданным правилам». Однако есть признаки, которые не входят в рамки этого типа имиджа, и он становится тесен, невыразителен для нее. Внешний облик политика - со специфическим «державным шиком»: деловые костюмы ярких цветов, шелковые платки с русским узором, разнообразные шубы. В Санкт-Петербурге, где политик работала губернатором, граждане ее называют «женщиной-праздником». По опросам «ВЦИОМ-Спутник» от 2-3 марта 2017 г., россияне назвали В. Матвиенко одной из самых умных женщин России6. Она человек власти, в ней сочетаются яркая внешность, ум, организаторские способности, дальновидность, направленные на развитие и укрепление государственных институтов. Имидж этой женщины-парламентария в большей степени относится к предложенному нами типу «государственник», который вмещает большое количество признаков, описанных выше.

Опросы «ВЦИОМ-Спутник» от 2-3 марта 2017 г. показали также, что одной из умных российских женщин-политиков россияне называют сторонницу демократических ценностей депутата Государственной думы I созыва, члена Совета при Президенте России по вопросам развития гражданского общества И. Хакамаду7. В типологии О. В. Поповой, И. Хакамада отнесена к типу имиджа «деловая женщина»8, что не вызывает сомнения, однако риторика и поведение политика, которые транслируют в последние годы СМИ, дают нам повод относить ее сразу к нескольким типам женского политического имиджа. В том числе и к «кризисному» типу «государственник», который мы предлагаем рассмотреть.

В программе «Поединок» ГТРК «Россия 1» В. Соловьева в прямом эфире 3 декабря 2013 г. она появляется в тельняшке, тем самым подчеркивая некий ореол стиля революции; с раскованной кинетикой, экспрессивной революционной риторикой политик призывает: «Кто выбирает свободу, голосуйте за меня!». Впечатление от этого выступления создают ассоциации с образом революционного «комиссара», по классификации Е. Шерман9. В этот период И. Хакамада

выступает с поддержкой «Евромайдана», будучи адвокатом украинского народного протеста. Далее в интервью «Обозреватель» 30 декабря 2013 г. она призывает Майдан распустить и готовиться к выборам; обращается к украинским элитам с призывом «лоббировать изменения в Конституции через парламент», выдвинуть своего кандидата, а также «убрать антирусскую кар-ту»10. И. Хакамада поддерживает демократическое устремление Украины в Европу и в то же время призывает соблюдать интересы России. Верная своим демократическим идеалам и патриотическому настрою российского общества, И. Хакамада поддержала выбор народа Крыма. Однако в вопросе признания его частью России отличилась независимой позицией. В интервью «Новой газете» 31 июля 2016 г. вновь предложила заплатить контрибуцию Украине за присоединение полуострова; провести еще один референдум под эгидой ОБСЕ, полагая, что такой шаг поможет удостовериться в том, что крымское население невозможно уговорить вернуться обратно11. Противоречива и независима позиция И. Хакамады относительно ситуации на Донбассе. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» 25 апреля 2014 г. она высказывалась о том, что гражданская война на Украине нужна российской политической элите и непосредственно президенту Путину для «поддержания рейтинга»12. Затем во время телемоста между российским «Дождем» и киевским телеканалом «112 Украина» 27 мая 2014 г. в качестве эксперта заявила: «Сегодня не в интересах России дальнейшее раскручивание конфликта и гражданской войны в Украине, и прежде всего в Донецкой и Луганской областях. Это уже России совершенно не выгодно...»13

Более поздняя риторика И. Хакамады отличается достаточной гибкостью и европейской толерантностью. 12 апреля 2015 г. в интервью с редактором сайта РСМД Марией Смекаловой политик предложила свой сценарий урегулирования украинского кризиса: «Донецкая и Луганская области должны стать автономными республиками в составе Украины. <.> Русскоязычное население должно чувствовать себя в безопасности, иметь возможность говорить на своем языке, смотреть украинские и российские каналы. Если нормандские соглашения будут реализованы до конца, то политической воли хватит на то, чтобы положить конец происходящему»14. Таким образом, И. Хакамада призывает к выполнению минских соглашений. С начала украинского кризиса риторика Хакамады противоречива, что отражается на состоянии ее имиджа. Как показывает мониторинг СМИ, ее позиция по вопросам украинского кризиса меняется от призыва к «свободе» во время «Евромайдана», до призыва к примирению воинствующих сторон украинского общества на Донбассе. Габитарный имидж меняется от революционной тельняшки

до привычного делового костюма, высказывания

- от радикального либерализма до умеренного консерватизма, однако неизменными остаются независимая позиция и верность истинным демократическим ценностям, а также интересам Российского государства, с ее точки зрения. Противоречия и сложность имиджа И. Хакамады повлияли на результат ее предвыборного марафона кандидата в депутаты Государственной думы РФ VII созыва от «Партии Роста». Несмотря на известность и узнаваемость имиджа, выборы ею проиграны.

Более успешной в предвыборном марафоне оказалась женщина-парламентарий, вновь вошедшая в Государственную думу РФ VII созыва от партии «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции И. Яровая. На фоне украинского кризиса и борьбы с терроризмом депутат становится узнаваем благодаря появлению на федеральных каналах СМИ. Всегда сдержанная кинетика, опрятный внешний облик И. Яровой (шелковые блузы нежных оттенков с накрахмаленными воротничками, строгие голубые костюмы) вызывают, как правило, положительные отзывы, но запоминается депутат благодаря законодательной инициативе, направленной на защиту консервативных ценностей, а также наведение порядка внутри России, и вербальным составляющим ее имиджа. В силу этих особенностей И. Яровой свойственна характеристика типа имиджа «борец за порядок».

2 декабря 2015 г. на передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым» на ГТРК «Россия 1» депутат использовала патриотическую риторику, направленную на защиту государственных интересов. И. Яровая представила свою позицию относительно основных причин кризиса в России: «Кризис - это то, когда "довели страну",

- говорит она. - Но ведь сегодня этого нет. А есть неправомерные действия западных стран, направленные на то, чтобы понудить нашу страну сделать выгодные Западу шаги. Это попытка ограничить развитие России и подорвать ее суверенитет. А Россия сегодня - главный субъект международного права, который честно говорит о преступлениях на Украине. Оказывает гуманитарную помощь тем украинским гражданам, которые защищают свои фундаментальные права. Для несистемной оппозиции права человека давно стали спекулятивным лозунгом, реальную же защиту прав русскоговорящего населения Украины сегодня помогает отстаивать Россия»15.

РИА «Новости» от 9 июля 2015 г. публикует мнение Яровой по вопросам международной безопасности. Она называет США «беспилот-ником, который управляется издалека и угрожает всем, ничем не рискуя, но жертвы их обмана и прямой агрессии всегда реальны». По мнению депутата, «в системе глобальной безопасности для наших европейских партнеров очень важно

не стать жертвами манипуляций заокеанских "дронов", для которых благополучие Европы, к сожалению, не имеет даже виртуальной ценно-сти»16. Стал широко известен антитеррористический пакет И. Яровой, который она готовила совместно с сенатором В. Озеровым. Инициатива законодателей была продиктована условиями угрозы терроризма и стала своевременной реакцией законодателей на присутствующую реальную опасность. Однако данная инициатива была воспринята различными аудиториями общества неоднозначно, новый закон не возмутил сенаторов, но вызвал массу нареканий общественности, следовательно, нуждался в поправках.

Вызывает нарекания определенной группы общественности законодательная деятельность депутата Государственной думы РФ со II по VI созыв от партии «Справедливая Россия», сенатора верхней палаты парламента России Е. Мизулиной, которую автор предлагает относить к «кризисному» типу имиджа «борец за порядок». Проведенный нами контент-анализ СМИ показывает, что эта женщина-парламентарий обладает достаточной степенью узнаваемости, известности. Однако данный пример говорит о том, что степень узнаваемости политического имиджа женщины-парламентария не всегда свидетельствует о его успешности и универсальности.

Как правило, СМИ не фиксируют своего внимания на внешнем облике депутата Е. Мизулиной. Интерес представляет ее законодательная инициатива. Будучи председателем комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, политик стала известна как «борец за порядок», как автор и соавтор резонансных инициатив и законопроектов, вызвавших неоднозначную общественную реакцию, сопровождающихся скандалами. Среди них - борьба с гей-пропагандой, матом в Сети, разводами и иностранными усыновителями российских сирот. Например, Е. Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции утверждение о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России, что вызвало негативное отношение в комментариях блогосферы, поскольку Россия является страной многих конфессий. Депутат Е. Мизулина предложила запретить высшее образование для нерожавших девушек, а также запретить суррогатное материнство, что ограничивает права и свободы граждан РФ.

По мнению либеральной общественности, различные законы, инициированные Е. Мизулиной, законодательно оформляют вещи, которые должны являться вопросом личного выбора. Политолог М. Урнова считает, что «законы, инициированные Е. Мизулиной, разнообразны. Но они имеют одну очень специфическую черту - они сеют нетерпимость. Они просто вы-

ражают в юридической форме ту установку на нетерпимость и подавление всего, что не соответствует твоим личным представлениям о том, что есть правильно, а что неправильно»17. По мнению писателя Дмитрия Быкова, Е. Мизулина постоянно предлагает «законодательно оформить вещи, которые должны являться вопросом личного выбора, и это гораздо опасней, чем любой гей-парад»18. Журналист Мария Гессен считает инициативы Мизулиной «вмешательством в чужую личную жизнь»19. Законодательные инициативы и высказывания Елены Мизулиной вызвали распространение в Интернете многочисленных карикатур на депутата, «демо-тиваторов», пародий, тем самым женщина-парламентарий запомнилась как персонаж нарицательный. Имидж ее нельзя назвать успешным в глазах либеральной общественности, несмотря на то что узнаваемость повысилась. Тем не менее, в глазах элит имидж депутата Е. Мизулиной достаточно успешный. Она продвигается в коридорах власти последовательно наверх. С 23 сентября 2015 г. Е. Мизулина - член Совета Федерации, представитель от исполнительной власти Омской области.

Всех описанных в статье российских женщин-парламентариев, разных по своим позициям в российской политике, политическим взглядам, различных по типам «кризисного» имиджа, объединяют высокий профессионализм, патриотическая риторика в отстаивании государственных интересов по острым вопросам сложных исторических условий современной России. Кризис способствовал активизации их деятельности, направленной, с их точки зрения, на развитие и гармонизацию общественного пространства РФ, сохранение национальных ценностей внутри страны, урегулирование международных конфликтов, защиту государства и его граждан

от неблагоприятного воздействия внешних и

внутренних сил, стремящихся к его разрушению.

Примечания

1 См.: Проект Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «ПАБЛИК РИЛЕЙШЕНЗ». СПб. : Питер, 2003. С. 67.

3 РИА «Новости». 2015. 3 апр.

4 См.: Проект Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.

5 См.: Политическая имиджелогия / под общ. науч. ред. Л. Г. Лаптева и Е. А. Петрова. М. : РИЦ АИМ, 2006. С. 249.

6 См.: Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» от 2-3 марта 2017 г. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116100 (дата обращения: 18.04.2017).

7 Там же.

8 См.: Политическая имиджелогия. С. 249.

9 См.: Шерман Е. Политика женского рода // Русский журнал. 1997. URL: http://www/russ.ru (дата обращения: 18.04.2017).

10 Обозреватель. 2013. 30 дек.

11 Нов. газ. 2016. 31 июля.

12 Эхо Москвы. 2014. 25 апр.

13 112 Украина. 2014. 27 мая.

14 URL: https://aftershock.news/?q=node/301380&full (дата обращения: 18.04.2017).

15 Вечер с Владимиром Соловьевым // ГТРК «Россия 1». 2015. 2 дек.

16 РИА «Новости». 2015. 9 июля.

17 Свобода. 2013. 2 авг.

18 Собеседник. 2013. 1 авг.

19 Colta.ru. 2013. 20 нояб.

Образец для цитирования:

Токарева О. В. Типы имиджа российских женщин-парламентариев в условиях кризиса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 349-353. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-349-353.

Cite this article as:

Tokarev O. V. Types of Image of Russian Women-Parliamentarians under Conditions of Crisis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 349-353 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-349-353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.