Научная статья на тему 'ТИПЫ АКТИВНЫХ ПОМЕХ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО СКОРОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ'

ТИПЫ АКТИВНЫХ ПОМЕХ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО СКОРОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1005
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ПОМЕХИ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО СКОРОСТИ / КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОМЕХИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Костромицкий Сергей Михайлович, Давыденко Игорь Николаевич, Шумский Пётр Николаевич

В статье рассматриваются целевое назначение активных помех системам автоматического сопровождения по скорости и их основные типы. Особое внимание уделяется влиянию рассматриваемых типов помех на помехозащищённость систем автоматического сопровождения по направлению. Затрагивается вопрос комбинирования имитирующих помех системам автоматического сопровождения по скорости с имитирующими помехами каналам углового сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Костромицкий Сергей Михайлович, Давыденко Игорь Николаевич, Шумский Пётр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF JAMMING AGAINST AUTOMATIC VELOCITY-TRACKING SYSTEMS AND METHODS OF THEIR GENERATION

The article discusses the designated purpose of jamming against automatic velocity-tracking systems and main types of jamming. Particular attention is paid to the influence of the considered types of jamming on the jamming immunity of the angle tracking systems. The issue of combining of deception jamming against automatic velocity-tracking systems and angle deception jamming is raised.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ АКТИВНЫХ ПОМЕХ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО СКОРОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ»

,-б^ис.

Л9У

УДК 621.396.98

ТИПЫ АКТИВНЫХ ПОМЕХ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО СКОРОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

TYPES OF JAMMING AGAINST AUTOMATIC VELOCITY-TRACKING SYSTEMS AND METHODS OF THEIR GENERATION

© Костромицкий Сергей Михайлович

Sergei M. Kostromitsky

доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, директор, Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Центр радиотехники Национальной академии наук Беларуси» (г. Минск, Республика Беларусь).

DSc (Technical), Professor, Corresponding Member of the National Academy of Sciences of Belarus, director, Republican Science-and-Production Unitary Enterprise «Radio Engineering Center of the National Academy of Sciences of Belarus» (Minsk, Belarus).

И info@radiotechnika.by

© Давыденко Игорь Николаевич

Igor N. Davydenko

кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь, Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Центр радиотехники Национальной академии наук Беларуси» (г. Минск, Республика Беларусь).

PhD (Technical), Associate Professor, Academic Secretary, Republican Science-and-Production Unitary Enterprise «Radio Engineering Center of the National Academy of Sciences of Belarus» (Minsk, Belarus).

И info@radiotechnika.by

© Шумский Пётр Николаевич

Petr N. Shumski

кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Центр радиотехники Национальной академии наук Беларуси» (г. Минск, Республика Беларусь).

PhD (Technical), Associate Professor, head researcher, Republican Science-and-Production Unitary Enterprise «Radio Engineering Center of the National Academy of Sciences of Belarus» (Minsk, Belarus).

И info@radiotechnika.by

Аннотация. В статье рассматриваются целевое назначение активных помех системам автоматического сопровождения по скорости и их основные типы. Особое внимание уделяется влиянию рассматриваемых типов помех на помехозащищённость систем автоматического сопровождения по направлению. Затрагивается вопрос комбинирования имитирующих помех системам автоматического сопровождения по скорости с имитирующими помехами каналам углового сопровождения.

Ключевые слова: Активные помехи системам автоматического сопровождения по скорости, комбинированные помехи.

Abstract. The article discusses the designated purpose of jamming against automatic velocity-tracking systems and main types of jamming. Particular attention is paid to the influence of the considered types of jamming on thejamming immunity of the angle tracking systems. The issue of combining of deception jamming against automatic velocity-tracking systems and angle deception jamming is raised.

Key words: Jamming against automatic velocity-tracking systems, combined jamming.

Вт

Введение

I торой этап развития средств РЭБ во второй половине семидесятых и начале восьмидесятых годов прошлого века соответствовал переходу от некогерентных РЛС на основе использования импульсных зондирующих сигналов к доплеровским РЛС с непрерывными и квазинепрерывными зондирующими сигналами, обеспечивающими эффективное наблюдение целей, летящих на фоне земной поверхности [1, с. 700; 2, с. 180; 3, с. 218; 4, с. 151; 8, с. 222; 24]. Яркими и широко известными примерами такого рода РЛС являются радиолокационная головка самонаведения ЗРК «Хок», радиолокатор подсвета целей и наведения ракет ЗРК «С-200», бортовые РЛС истребителей-перехватчиков. В основе селекции целей на фоне отражений от земной поверхности в доплеровских РЛС положен принцип частотной фильтрации сигналов, отражённых от целей, движущихся с различными радиальными скоростями. Для сопровождения цели по скорости используются системы автоматического сопровождения по скорости (АСС) [5]. Информация о скорости цели, содержащаяся в величине доплеровского смещения частоты отражённого сигнала, используется в алгоритмах помехозащиты, самонаведения и целеуказания. Кроме того, она даёт возможность с высокой точностью селектировать принимаемые сигналы по доплеровской частоте. Необходимость такой селекции цели обусловлена недостаточной разрешающей способностью бортовой РЛС по углам. При одновременном нахождении в пределах диаграммы направленности (ДН) нескольких целей сопровождение одной из них без предварительной селекции по доплеровской частоте становится затруднительным [5]. Принципы работы систем автоматического сопровождения по скорости с точки зрения постановки им помех рассматриваются в [3, с. 219; 4, с. 151; 6, с. 157; 8, с. 224; 24].

Так как доплеровские РЛС осуществляют селекцию путём сопровождения доплеровского сдвига частоты отражённого от цели сигнала, то основными видами помех будут помехи, нарушающие сопровождение и селекцию целей по скорости. К таким помехам относят узкополосные шумовые помехи, спектр которых перекрывает заданный диапазон возможных доплеровских частот отражённого сигнала, и уводящие по скорости помехи, создаваемые путём имитации ложных доплеровских частот [2, с. 181; 3, с. 221; 4, с. 156; 6, с. 159; 8, с. 226; 20, с. 259]. Широкополосные заградительные по частоте помехи для доплеровских РЛС мало эффективны из-за узкой полосы пропускания фильтра доплеровской селекции [2, с. 181; 3, с. 221; 4, с. 156; 21, с. 22]. Иногда разделяют узкополосные шумовые помехи и заградительные доплеровские шумовые помехи, которые перекрывают весь диапазон возможных допле-ровских частот (до 100 кГц) [6, с. 160].

По полной аналогии с уводящими помехами по дальности утверждается, что уводящие по скорости (частоте Доплера) помехи создаются прежде всего для нарушения работы систем углового сопровождения [3, с. 222; 23]. В процессе увода по скорости угломер сопровождает постановщик помех без ошибок. После выключения помехи начинается процесс поиска сигнала по частоте, в течение которого система углового сопровождения отключена и ошибка сопровождения цели накапливается. Кроме того, увод по скорости позволяет обеспечить благоприятные энергетические условия проникновения ложной угловой информации в комбинированных помехах: помеха системе автоматического сопровождения по направлению создаётся либо после момента рассогласования строба скорости с сигналом цели, либо после момента перенацеливания строба скорости на ложный доплеровский сигнал [2, с. 181; 7, с. 26].

Кроме появления доплеровских РЛС, важным фактором, способствующим широкому распространению помех системам АСС, является трудность постановки уводящих помех по дальности РЛС с квазинепрерывным зондирующим сигналом [3, с. 218; 4, с. 191].

1. Активные помехи системам АСС

Наиболее распространённым видом имитирующей помехи системе АСС является однократная уводящая по скорости помеха. Данная помеха характеризуется тем, что строб скорости РЛС переводится на сопровождение сигнала помехи и уводится по частоте, после чего сигнал помехи выключается, что приводит к потере цели и переходу в режим поиска. Этот процесс периодически повторяется. Создание помехи происходит в следующей последовательности [2, с. 183; 7, с. 25]:

а) радиолокационный сигнал принимается, усиливается и ретранслируется в направлении подавляемой РЛС;

б) мощный ретранслированный сигнал из-за действия АРУ вызывает уменьшение коэффициента усиления радиолокационного приёмника, вследствие чего отражённый от цели сигнал ослабляется, а АСС захватывает сигнал помехи. Время действия сигнала помехи на несущей частоте необходимо для воздействия на систему АРУ подавляемого радиолокатора и обычно составляет доли секунды;

в) доплеровская частота переизлученного сигнала помехи последовательно меняется в сторону увеличения или уменьшения от доплеровской частоты сигнала, отражённого от реальной цели. При этом возможны различные законы изменения частоты, но если производится одновременно увод по дальности, то производная функция изменения дальности должна быть равна во всех соответсвующих точках значению функции уводящей помехи по скорости. Согласование законов изменения скорости и дальности подробно обсуждается в [2, с. 201; 14, с. 222; 22, рис. 4.28, 8.8, 8.39];

Ж:

..I

г) по достижении требуемой величины увода по скорости передатчик ретрансляционных помех выключается, вызывая срыв сопровождения цели. Отношение уровней сигналов при включённом и выключенном ретрансляторе должно быть таким, чтобы не позволить ГСН наводиться на собственные шумы, излучаемые передатчиком помех;

д) РЛС переходит в режим перезахвата и начинает процесс поиска допле-ровской частоты сигнала цели. При этом через некоторое время возможен либо повторный захват потерянного доплеров-ского сигнала, либо захват доплеровских сигналов от других целей, включая и ложные. Во время поиска угломерная система размыкается или находится в режиме памяти по углам или угловой скорости;

е) процесс увода по скорости повторяется. Манёвр самолёта с максимальным ускорением повышает эффективность воздействия уводящей помехи по скорости.

Законы изменения приращения во времени частоты уводящей по скорости помехи и отношения амплитуд помехового и отражённого сигналов представлены на рис. 1.

Максимальные значения увода по доплеровской частоте лежат в диапазоне 1...50 кГц [9, с. 395; 16; 17; 21, с. 23], 200 кГц [10, стр.160; 20, с. 262] и 2.10 кГц [11, с. 225]. Начальное значение увода не должно превышать 25% от разрешающей способности РЛС по частоте Доплера и при отсутствии информации о ней хорошим выбором считается величина 20 Гц [21, с. 23]. Считается, что ширина спектра уводящей по скорости помехи несколько расширена по сравнению со спектром полезного сигнала [10, с. 157;

20, с. 259] и может, например, составлять 2 кГц [11, с. 224]. Существует утверждение, что в системе сдвига частоты всегда существует начальная (не нулевая) доплеровская частота, в лучшем случае не превышающая 20.50 Гц [2, с. 183; 16]. При превышении этой начальной частотой 25% величины разрешающей способности РЛС по скорости вероятность обнаружения и селекции уводящей помехи существенно возрастает. Механизм возникновения данного ограничения рассматривается в [2, с. 194]. Закон изменения частоты обычно линейный, но также возможен параболический или модифицированный экспоненциальный закон [2, с. 184;

21, с. 23]. Однако при линейном законе изменения приращения частоты Доплера высока вероятность того, что такая помеха может быть распознана из-за скачка в ускорении на входе следящей системы при появлении уводящей помехи [21, с. 23].

Рис. 1. Законы изменения приращения частоты и отношения амплитуд помехового и отражённого сигнала однократной уводящей помехи

Для более плавного изменения частоты на начальном участке увода кроме параболического и экспоненциального закона может использоваться и косинусоидальный закон увода. Период уводящей помехи по скорости должен соответствовать диапазону полос пропускания следящих систем 0.1.10 Гц [7, с. 28; 13, с. 214; 21, с. 268] и изменяется в пределах 0.1. 10 с [10, с.160; 20, с. 262; 21, с. 23]. Например, в [11, с. 225] период увода составляет 1.6 с.

Эффективность однократных уводящих помех по скорости очень критична к параметрам помехи: если в РЛС при сопровождении цели анализируется ускорение или скорость сопровождаемой цели, то при превышении этими параметрами некоторого порога может быть принято решение о наличии уводящей помехи. По этой причине время увода по скорости должно меняться в пределах от 1 с до 10 с [17]. Например, имитируемое помехой ускорение не должно быть значительным, поскольку РЛС может автоматически сбросить сигнал уводящей помехи по скорости. При уводе по скорости изменение на 20 кГц за 5 с соответсвует скорости 4 кГц/с, или ускорению примерно 5g [2, с. 184]. В соответствии с [12, с. 354] максимальное ускорение увода для бортовых носителей помехи составляет не более 30 м/с2.

Разновидностью однократной уводящей помехи по скорости является уводящая по скорости помеха с регулируемым уровнем мощности [2, с. 187; 14, с. 433]. Для такой помехи первоначально излучается сигнал на частоте ГСН с высоким уровнем мощности, обеспечиваются захват помехи стробом скорости приёмника атакующей ГСН и последующий увод строба скорости на несколько килогерц; затем мощность помехи уменьшается до значения, превышающего на 3.12 дБ уровень собственных шумов приёмника ГСН. При уменьшении уровня мощности помехи усиление приёмника ГСН за счёт действия АРУ будет возрастать, что приведёт к увеличению чувствительности

•SIS^'

ГСН к мешающим отражениям, модуляционным «турбинным» составляющим отражённого сигнала, случайным помеховым сигналам и внутренним шумам. Всё это в целом ухудшает точность наведения ракеты на цель.

Многопрограммная уводящая по скорости помеха [2, с. 185] функционирует подобно обычной уводящей помехе по скорости, но при её создании одновременно используется много программ, формируемых на основе разделения во времени или распределения по мощности сигналов при подавлении одной или нескольких РЛС. Этот позволяет уменьшить среднее время увода радиолокационного строба скорости по сравнению с действием одиночного увода. Например, в [11, с. 225] приводятся следующие характеристики многопрограммной помехи: количество одновременно формируемых частотных составляющих помехи - 5...6; частотное расстояние между составляющими - 5.6 кГц; скорость перемещения - 4 кГц/с; закон перемещения - линейный; длительность увода - 10 с; пауза действия помехи - 5.10 с.

К перспективным видам уводящих помех, эффективных при воздействии на доплеровские РЛС сопровождения целей, относят увод строба скорости на ложную цель типа «hook or hold-out target» [2, с. 402]. Отмечается [14, с. 473], что метод обеспечивает перенацеливание подавляемой РЛС на помеховый сигнал и не позволяет ему переходить в режим поиска, при котором возможен повторный перезахват и последующее сопровождение сигнала цели. Подробное описание помехи приводится в [12, с.357]. При использовании уводящей по скорости помехи в момент времени, когда уводящая помеха достаточно удалилась по скорости от истинной цели, к имитирующему сигналу могут дополнительно применяться уводящие помехи по угловым координатам. Однако если увод по скорости не состоялся и следящая система по скорости осталась следить за истинной отметкой от цели, то увод по угловым координатам не происходит. Так как для станции помех нет способа определить, произошёл увод по скорости или нет, то существует необходимость повторного увода по скорости с положения истинной отметки от цели. Повторный увод по скорости инициируется с момента времени, когда первая уводящая помеха по скорости удалилась от истинной отметки на достаточную величину, превышающую разрешающую способность РЛС по скорости. Во время первой попытки увода, когда достигается максимальная величина увода по скорости, станция помех продолжает формировать помеховый сигнал с фиксированной максимальной величиной увода по скорости. Следовательно, при данном способе увода станция помех излучает два помеховых сигнала на каждый принятый импульс подавляемой РЛС. Второй помеховый сигнал соответствует повторной программе увода по скорости. Первый помеховый сигнал после завершения программы

Рис. 2. Частотная структура уводящей помехи по скорости типа Hold Out Hook

увода по скорости фиксируется на максимальной скорости увода. Этот зафиксированный поме-ховый сигнал обозначается, как «hook target» или «hold-out target». Помеха получила название «hook or hold-out target» [12] или «Hold Out Hook: HO&H» [15]. Без зафиксированного по скорости помехового сигнала повторный увод по скорости не приведёт к эффективному уводу по угловой координате, который теперь непрерывно прикладывается к зафиксированному по скорости помеховому сигналу. В случае успешного увода по скорости на зафиксированный помеховый сигнал, будет осуществляться постоянный увод по угловой координате. Частотная структура уводящей помехи по скорости типа Hold Out Hook приведена на рис. 2.

Закон увода по скорости для первого и второго циклов увода для помехи типа Hold Out Hook приведён на рис. 3.

Рис. 3. Законы увода по скорости и отношения амплитуд помехового и отражённого сигнала

помехи типа Hold Out Hook (вертикальная ось - величина увода по скорости; горизонтальная ось - время)

Подробное описание второго подхода к формированию данного вида помехи приводится в [2, с.188]. При этом подходе один из помехо-вых сигналов изначально зафиксирован на максимальной скорости и имеет значительный перевес по амплитуде над вторым помеховым сигналом, который осуществляет классический увод по скорости. В этом же источнике сообщается, что метод приведёт к увеличению радиолокационной заметности цели. В результате РЛС будет способна сопровождать цель по угловым координатам и, вероятно, обеспечить получение необходимой информации, хотя и с ошибкой по скорости, для успешного наведения ракеты на цель. Поэтому этот метод не рекомендуется использовать самостоятельно, его необходимо применять в сочетании с помехами нарушения сопровождения по угловым координатам.

Третий подход к формированию помехи Hold Out Hook приводится в [16]: помеха рассматривается как модификация однократной уводящей помехи по скорости, в которой вводится интервал фиксированного приращения частоты. Закон увода по скорости в этом случае приведён на рис. 4.

В выключении помехи на некоторое время в этом случае нет необходимости. Такой подход к формированию помехи также упоминается в [2, с. 182]. Достоинством помехи является её однопрограммный характер, что упрощает её техническую реализацию.

Помеха типа «доплеровский шум» (Doppler noise) [17; 18, c. 20; 2, с. 190] отличается от обычной шумовой маскирующей помехи тем, что она является ответной. Постановщик помехи должен принять импульс подавляемой доплеровской РЛС и сформировать ответный помеховый сигнал. Ответный сигнал по длительности соответствует длительности принятого сигнала РЛС и модулируется и по фазе и по амплитуде (чтобы заполнить спектр вблизи несущей частоты) таким образом, чтобы сформи-

^WTJ

SIS4«*

A/V')

10 кГц

20 Гц

Рис. 4. Закон увода по скорости третьей разновидности помехи типа Hold Out Hook (вертикальная ось - величина увода по скорости; горизонтальная ось - время)

ровать узкополосный шум, сконцентрированный на несущей частоте радиолокационного сигнала и перекрыть полностью или частично диапазон возможных доплеровских частот [2, с. 190]. Таким образом, для импульсно-доплеровской РЛС помеха прикрывает весь диапазон доплеровских частот на дальности носителя помехи [18, с. 20]. Для непрерывного зондирующего сигнала ответный сигнал является непрерывным.

Недостатком помехи типа «доплеровский шум» является то, что помеха ставится только системе сопровождения по скорости, а сопровождение по дальности и угловым координатам сохраняется [17; 18, с. 20]. Для устранения этого недостатка может применяться прерывистая помеха «доплеровский шум». В этом случае ставится помеха не только системе сопровождения по скорости, но и системе сопровождения по угловым координатам [17]. Частота прерывания в этом случае составляет 0,1 ... 10 Гц, а скважность прерывания 2 ... 8 [11, с. 224].

Экраны индикаторов «дальность-скорость» радиолокатора с непрерывным фазо-манипулированным зондирующим сигналом и частотой повторения 165 кГц при экспериментальном наблюдении помехи типа «доплеровский шум» с шириной спектра 10 кГц приведены на рис. 5 [19].

б) есть помеха типа «доплеровский шум

Рис. 5. Экраны индикаторов «дальность-скорость» при наблюдении помехи типа «доплеровский шум» (по вертикали - дальность; по горизонтали - доплеровская частота)

Помеха типа «доплеровский шум» имеет расширенный спектр 10...20 кГц [10, с. 157], 2...50 кГц [11, с. 224] или 7.20 кГц [20, с. 262]. Заградительные доплеровские шумовые помехи перекрывают весь диапазон доплеровских частот до 100 кГц [6, с. 160]. Кроме того, в [20, с. 259, с. 262] предполагается, что для данного типа помехи также возможен одновременный увод по частоте в диапазоне 0.200 кГц с периодом увода до 10 с.

Помеха типа «узкополосный доплеровский шум» (narrowband Doppler noise) [17] также является ответной и предполагает знание полосы пропускания доплеровского фильтра системы сопровождения по скорости подавляемой РЛС. При этом частота ответного узкополосного доплеровского шума подбирается таким образом, чтобы помеха находилась в пределах полосы пропускания доплеровского фильтра системы сопровождения по скорости со сдвигом по частоте вниз или вверх относительно реальной частоты Доплера (рис. 6 [17]). Путём увеличения мощности помехового сигнала можно добиться того, чтобы подавляемая РЛС перестала следить за частотой Доплера полезного сигнала и сопровождала только помеховый сигнал.

В общем случае такая помеха может быть прерывистой. В этом случае ставится помеха не только системе сопровождения по скорости, но и системе сопровождения по угловым координатам.

Помеха «мерцающий узкополосный доплеровский шум» (blinking narrowband Doppler noise) предназначена для срыва сопровождения цели по скорости и описана в [14, с. 278]. Данный способ создания помех РЛС основан на качании строба сопровождения с частотой, которая может вызвать срыв сопровождения цели. Для того, чтобы реализовать этот способ, необходимы два помеховых сигнала J1 и J, как показано на рис. 7.

При реализации способа необходимы априорные сведения о ширине строба скорости подавляемого радиолокатора. При этом два ретранслируемых сигнала (непрерывных или квазинепрерывны) сдвигаются по частоте: один в область верхних частот, а другой в область нижних частот от несущей частоты подавляемой РЛС. Величина сдвига частоты, фиксированного

Transmitted Frequencies

Target Doppler

Jamming " Pulses

I Frequency

Velocity Bins

Рис. 6. Спектр помехи типа «узкополосный доплеровский шум»

Рис. 7.

а) положение спектров сигналов помех относительно частотной характеристики фильтра доплеровской селекции;

б) закон изменения аплитуд помеховых сигналов во времени

или периодически изменяемого, обычно лежит в диапазоне от 50 до 2000 Гц. Амплитуды двух сигналов J1 и J2 изменяются по синусоидальному закону в противофазе со скоростью, которая близка к максимально допустимой скорости перемещения строба доплеровской селекции РЛС. Для обоих помеховых сигналов создаются условия больших отношений помеха-сигнал, и следящая система будет сопровождать поме-ховый сигнал, а не сигнал, отражённый от цели. Раскачка скоростной следящей системы при увеличении частоты амплитудной модуляции может вызвать срыв слежения сигнала цели на одном из циклов воздействия помехи.

Описание аналогичного вида помехи имеется в [2, с. 193]. Отличия заключаются в том, что с одной стороны доплеровской частоты сигнала цели предлагается сформировать не одну, а последовательно во времени две ложные доплеровские частоты. В случае необходимости могут быть сформированы две ложные доплеровские цели и по другую сторону от несущей частоты. При этом по прежнему добиваются, чтобы стробы доплеровской селекции перемещались между группами ложных частот. Для повышения эффективности воздействия ложных целей предлагается одновременное формирование помехи типа «доплеровский шум» на частоте отражённого сигнала, которая на 6 дБ превышает отражённый сигнал, но значительно меньше по величине, чем сигналы ложных до-плеровских частот. Для РЛС с длиной волны 2.3 см предлагается, чтобы смещение частот двух ложных целей составило в одну сторону от частоты отражённого сигнала 2 и 3 кГц. В процессе мерцаний следящая система обычно захватывает один из ложных сигналов. Положение спектров полезного и помеховых сигналов относительно АЧХ фильтра доплеровской селекции приведено на рис. 8. Период мерцаний должен выбираться примерно равным постоянной времени системы захвата на сопровождение.

Особенности формирования помех для обзорных импульсно-доплеровских РЛС с различ-

Рис. 8. Спектры полезного сигнала и помех относительно АЧХ фильтра скоростной селекции К(1)

ными частотами повторения зондирующего сигнала (низкая, средняя, высокая) приводятся в [21, с. 18, с. 256]. При этом для низких частот повторения предполагается создавать помехи системам стабилизации уровня ложных тревог (расширенный импульс, повторяющий частоту Доплера цели), а для средних и высоких частот повторения предпочтительны множественные ложные отметки, отличающиеся дальностью и частотой Доплера.

2. Формирователи помех каналу скорости

При создании помех доплеровским РЛС более эффективными считаются передатчики помех ретрансляционного типа, позволяющие в силу своей природы удовлетворять требованиям по точности наведения помехи по частоте [2, с. 181; 3, с. 222].

Формирование ложных доплеров-ских целей может осуществляться с помощью балансного модулятора с хорошо подавленными несущей и второй боковой составляющей, однако наибольшее распространение получили фазовые модуляторы на основе управляемых высокочастотных фазовращателей [2, с. 193]. В качестве фазовращателей используют лампы бегущей волны (ЛБВ) или дискретные управляемые фазовращатели. Почти все способы создания помех каналу скорости используют устройства сдвига частоты с помощью пилообразной фазовой мо-

дуляции. Структурная схема широко используемого передатчика уводящей по скорости помехи на основе ретранслятора со сдвигом частоты на ЛБВ приводится в [2, с. 184; 20, с. 260]. Подробно процессы сдвига частоты с использованием высокочастотных фазовращателей рассматриваются в [8, с. 231; 2, с. 193; 21, с. 247; 14, с. 160]. Отмечаются эффекты свободной от помех области вблизи несущей с шириной 20.100 Гц [2, с. 194] и конечной величины подавления сигнала от - 15 дБ до - 40 дБ на несущей частоте [2, с. 198]. В случаях, когда требуется не только смещение по частоте, но помеха типа «доплеровский шум», для заполнения свободной от помех зоны в окрестности несущей используется дополнительная амплитудная модуляция [2, с. 190; 14, с. 442]. Перспективным современным методом формирования помех каналу скорости является технология DRFM [21, с. 256; 22, с. 171, с. 293].

Заключение Приведены основные типы активных помех системам АСС и приведены их основные параметры. Основной целью имитирующих помех системам АСС, кроме снижения точности измерения скорости, является срыв сопровождения по угловым координатам и энергетическое облегчение создания помех системе углового сопровождения за счёт захвата ложной цели по скорости. Рассмотрены особенности реализации активных помех каналу скорости.

Материалы поступили в редакцию 18.04.2021 г.

Библиографический список (References)

1. Антонов, Д. А. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / Д. А. Антонов [и др.] - М. : Дрофа, 2005. - 734 с. - ISBN 5-7107-7070-1. -Текст : непосредственный.

1. Antonov, D. A. (2005). Aviacija VVS Rossii i nauchno-tehnicheskijprogress: boevye kompleksy i sistemy vchera, segodnja, zavtra [Aviation of the Russian Air Force and scientific and technical progress: combat complexes and systems yesterday, today, tomorrow]. Moscow. Drofa. 734 p. ISBN 5-7107-7070-1.

2. Перунов, Ю. М. Радиоэлектронное подавление информационных каналов систем управления оружием / Ю. М. Перунов, К. И. Фомичев, Л. М. Юдин. - М. : Радиотехника, 2003. - 415 с. -ISBN 5-93108-039-2. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бобнев, М. П. Основы теории радиоэлектронной борьбы : учеб. для воен. каф. по профилям ВВС / М. П. Бобнев, В. Д. Казаков, Н. Ф. Николенко [и др.]. - М. : Воениздат, 1987.

- 351 с. - Текст : непосредственный.

4. Семенихина, Д. В. Теоретические основы радиоэлектронной борьбы. Радиоэлектронная разведка и радиоэлектронное противодействие : учеб. пособие / Д. В. Семенихина, Ю. В. Юханов, Т. Ю. Привалова. - Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2015. - 252 с. - ISBN 978-5-9275-1815-9. - Текст : непосредственный.

5. Меркулов, В. И. Защита радиолокационных систем от помех: состояние и тенденции развития / В. И. Меркулов, В. С. Чернов, В. В. Дрогалин и др.]. - М. : Радиотехника, 2003. - 416 с. - ISBN 5-93108-043-0. - Текст : непосредственный.

6. Бородин, А. М. Проектирование систем радиопротиводействия и радиотехнической разведки методами моделирования / А. М. Бородин, Н. В. Усков. - Бендеры : РВТ, 2002. - 492 с. -Текст : непосредственный.

7. Палий, А. И. Радиоэлектронная борьба / А. И. Палий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Воениздат, 1989. - 350 с. - ISBN 5-203-001766. - Текст : непосредственный.

8. Вакин, С. А. Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки / С. А. Вакин, Л. Н. Шустов. - Москва : Советское радио, 1968.

- 444 с. - Текст : непосредственный.

9. Neri, F. Introduction to electronic defense systemsi. 2nd ed. Edison. SciTech Publishing, 2006. XIX, 622 p. ISBN 0890065535.

10. Цветнов, В. В. Радиоэлектронная борьба: радиоразведка и радиопротиводействие

: учеб. пособие / В. В. Цветнов, В. П. Демин, А. И. Куприянов. - Москва : Издательство МАИ, 1998. - 247 с. - ISBN 5-7035-2186-6. - Текст : непосредственный.

11. Система зенитного управляемого ракетного оружия дальнего действия С-200Д. Т. 1. Общие сведения и основные тактико-технические характеристики огневого комплекса системы С-200Д : эскизный проект / Центральное конструкторское бюро «Алмаз». - Москва : Центральное конструкторское бюро «Алмаз», 1974. - 227 с.

- Текст : непосредственный.

12. De Martino, A. Introduction to modern EW systems. Second ed. Boston. Artech House, 2018. XI, 463 p. ISBN 9781630815134.

13. Adamy, D. EW 101 : a first course in electronic warfare. Boston. Artech House, 2001. XIX, 308 p. ISBN 1580531695.

2. Perunov, Ju. M., Fomichev, K. I., Judin, L. M. (2003). Radiojelektronnoe podavlenie informacionnyh kanalov sistem upravlenija oruzhiem [Radioelectronic suppression of information channels of weapons control systems]. Moscow. Radiotehnika. 415 p. ISBN 5-93108-039-2.

3. Bobnev, M. P., Kazakov, V. D., Nikolenko, N. F. [et al.] (1987). Osnovy teorii radiojelektronnoj bor'by [Fundamentals of the theory of electronic warfare]. Moscow. Voenizdat.

351 p.

4. Semenihina, D. V., Juhanov, Ju. V., Privalova, T. Ju. (2015). Teoreticheskie osnovy radiojelektronnoj bor'by. Radiojelektronnaja razvedka i radiojelektronnoe protivodejstvie : ucheb. posobie [Theoretical foundations of electronic warfare. Radio-electronic intelligence and radio-electronic counteraction]. Taganrog. Izd-vo JuFU. 252 p. ISBN 978-5-9275-1815-9.

5. Merkulov, V. I., Chernov, V. S., Drogalin, V. V., [et al.] (2003). Zashhita radiolokacionnyh sistem ot pomeh: sostojanie i tendencii razvitija [Protection of radar systems from interference: the state and trends of development]. Moscow. Radiotehnika. 416 p. ISBN 5-93108-043-0.

6. Borodin, A. M., Uskov, N. V. (2002). Proektirovanie sistem radioprotivodejstvija i radiotehnicheskoj razvedki metodami modelirovanija [Design of systems of radio interaction and radio engineering intelligence by modeling methods]. Bendery. RVT. 492 p.

7. Palij, A. I. (1989). Radiojelektronnaja bor'ba [Radioelectronic struggle]. Moscow. Voenizdat. 350 p. ISBN 5-203-00176-6.

8. Vakin, S. A., Shustov, L. N. (1968). Osnovy radioprotivodejstvija i radiotehnicheskoj razvedki [Fundamentals of radio communication and radio engineering intelligence]. Moscow. Sovetskoe radio. 444 p.

9. Neri, F. Introduction to electronic defense systemsi. 2nd ed. Edison. SciTech Publishing, 2006. XIX, 622 p. ISBN 0890065535.

10. Cvetnov, V. V., Demin, V. P., Kuprijanov, A. I.

(1998). Radiojelektronnaja bor'ba: radiorazvedka i radioprotivodejstvie. [Radioelectronic warfare: radio intelligence and radio communication]. Moscow. Izdatel'stvo MAI. 247 p. ISBN 5-70352186-6.

11. (1974). Sistema zenitnogo upravljaemogo raketnogo orudija dal'nego dejstvija S-200D.. Obshhie svedenija i osnovnye taktiko-tehnicheskie harakteristiki ognevogo kompleksa sistemy S-200D [The system of the S-200D long-range anti-aircraft guided missile gun. General information and basic tactical and technical characteristics of the S-200D system fire complex]. Moscow. 227 p.

12. De Martino, A. Introduction to modern EW systems. Second ed. Boston. Artech House, 2018. XI, 463 p. ISBN 9781630815134.

13. Adamy, D. EW 101 : a first course in electronic warfare. Boston. Artech House, 2001. XIX, 308 p. ISBN 1580531695.

14. Ван Брандт, Л. Б. Справочник по методам радиоэлектронного подавления и помехозащиты систем с радиолокационным управлением. В 2 т. Т. 1. / Л. Б. Ван Брандт ; под ред. К. И. Фомичева, Л. М. Юдина ; пер. с англ. - Москва : Воениздат, 1985. - 504 с. - Текст : непосредственный.

15. AN/ULQ-21 Countermeasures set. Federation of American Scientists. URL: https://fas.org/ man/dod-101/sys/ac/equip/an-ulq-21.htp (дата обращения: 03.09.2021).

16. Patent № 5003312 US. Velocity deception apparatus and method therefor : № 06/855151 : declared 28.03.1986 : publ. date 26.03.1991 . Madni A. M., Wan L. A. 16 p.

17. Electronic warfare fundamentals. [S. l.] : Nellis AFB, 2000. 351 p. - Текст : электронный. URL: https://ru.scribd.com/document/427548167/ Electronic-Warfare-Fundamentals-pdf (дата обращения: 15.04.2021).

18. Система зенитного управляемого ракетного оружия Орша : технические предложения / Центральное конструкторское бюро «Алмаз».

- ЦКБ «Алмаз», 1978. - 178 с. - Текст : непосредственный.

19. Юдин, Л. М. Исследование радиолокатора с непрерывным зондирующим сигналом в условиях воздействия известных и перспективных помех самоприкрытия одиночной цели, а также основных видов помех с групповой цели / Л. М. Юдин, Н. Г. Трухачев.

- М. : Произв. изд., 1971. - 194 с. - Текст : непосредственный.

20. Леньшин, А. В. Бортовые системы и комплексы радиоэлектронного подавления /

A. В. Леньшин. - Воронеж : Научая книга, 2014.

- 590 с. - ISBN 978-5-4446-456-4. - Текст : непосредственный.

21. Shleher, D. C. Introduction to Electronic Warfare. Dedham. Artech House, 1986. XII, 559 p. ISBN 0890061424.

22. Adamy, D. L. EW 104 : EW against a new generation of threats. Boston. Artech House, 2015. XXII, 491 p. ISBN 9781608078691.

23. Афинов, В. Направления совершенствования средств РЭП индивидуальной защиты самолётов /

B. Афинов. - Текст : непосредственный // Зарубежное военное обозрение. - 1998. - № 7.

- С. 33-42. - ISSN 0134-921X.

24. Меркулов, В. И. Автоматическое сопровождение целей в РЛС интегрированных авиационных комплексов. В 3 т. Т. 2. Сопровождение одиночных целей / В. И. Меркулов, В. С. Верба, А. Р. Ильчук, Е. Е. Колтышев. - Москва : Радиотехника, 2018.

- 483 с. - ISBN 978-5-93108-171-7. - Текст : непосредственный.

14. Van Brandt, L. B. (1985). Spravochnik po metodam radiojelektronnogo podavlenija i pomehozashhity sistem s radiolokacionnym upravleniem. [Handbook of methods of radio-electronic suppression and interference protection of systems with radar control]. Moscow. Voenizdat.

504p.

15. AN/ULQ-21 Countermeasures set. Federation of American Scientists. URL: https://fas.org/man/ dod-101/sys/ac/equip/an-ulq-21.htp (accessed 03 September, 2021).

16. Patent № 5003312 US. Velocity deception apparatus and method therefor : № 06/855151 : declared 28.03.1986 : publ. date 26.03.1991. Madni A. M., Wan L. A. 16 p.

17. Electronic warfare fundamentals. - [S. l.] : Nellis AFB, 2000. 351 p. URL: https://ru.scribd. com/document/427548167/Electronic-Warfare-Fundamentals-pdf (accessed 15 April, 2021).

18. (1978). Sistema zenitnogo upravljaemogo raketnogo oruzhija Orsha : tehnicheskie predlozhenija [The system of anti-aircraft guided missile weapons Orsha: technical proposals]. CKB «Almaz», 178 p.

19. Judin, L. M., Truhachev, N. G. (1971).

Issledovanie radiolokatora s nepreryvnym zondirujushhim signalom v uslovijah vozdejstvija izvestnyh i perspektivnyh pomeh samoprikrytija odinochnoj celi, a takzhe osnovnyh vidov pomeh s gruppovoj celi [Investigation of a radar with a continuous sounding signal under the influence of known and promising interference of self-concealment of a single target, as well as the main types of interference from a group target]. Moscow.

194 p.

20. Len'shin, A. V. (2014). Bortovye sistemy i kompleksy radiojelektronnogo podavlenija [Onboard systems and complexes of radio-electronic suppression]. Voronezh. Nauchaja kniga. 590 p. ISBN 978-5-4446-456-4.

21. Shleher, D. C. Introduction to Electronic Warfare. Dedham. Artech House, 1986. XII, 559 p. ISBN 0890061424.

22. Adamy, D. L. EW 104 : EW against a new generation of threats. Boston. Artech House, 2015. XXII, 491 p. ISBN 9781608078691.

23. Afinov, V. (1998). Napravlenija sovershenstvovanija sredstv RJeP individual'noj zashhity samoljotov [Directions for improving the means of electronic countermeasures of individual protection of aircraft]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. No. 7. P. 33-42. ISSN 0134-921X.

24. Merkulov, V. I., Verba, V. S., Il'chuk, A. R., Koltyshev, E. E. (2018). Avtomaticheskoe soprovozhdenie celej v RLS integrirovannyh aviacionnyh kompleksov. V 31. T. 2. Soprovozhdenie odinochnyh celej [Automatic tracking of targets in the radar of integrated aviation complexes. Support of single targets]. Moscow. Radiotehnika. 483 p. ISBN 978-5-93108-171-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.