С. ЛУКОНИН, Институт Дальнего Востока РАН
ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ ВХОЖДЕНИЯ НА РЫНОК АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА КОМПАНИЙ ИЗ ЯПОНИИ, ЮЖНОЙ КОРЕИ И КНР
Период, когда страны АТР были исключительно получателями иностранных инвестиций, давно прошел. В настоящее время в промышленно развитых и развивающихся странах этого региона сформировались крупнейшие мировые компании, осуществляющие выход на внешние рынки. В этой связи представляется интересным рассмотреть опыт японских корпораций по транснационализации своей деятельности, а также корпораций из Южной Кореи и КНР, как во многом повторяющих японский путь развития иностранного инвестирования.
Большую часть своего капитала японские ТНК на первом этапе своего развития инвестировали в Европе и Северной Америке (США и Канада). Позднее региональное распределение инвестиций стало меняться - возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая волна японских инвестиций в Азии (1960-х гг.) началась с переноса текстильной и электронной промышленности, ориентированной прежде всего на местные рынки. Вторая волна - 1970-е гг. была возглавлена компаниями, которые ориентировались уже на экспорт. Основные инвестиции производились в разведку и добычу полезных ископаемых, которые в последствии вывозились в Японию. Инвестиционной активности японских компаний в АТР, способствовало удорожание иены по отношению к доллару США и низкооплачиваемая рабочая сила (средний уровень зарплаты в азиатских филиалах японских компаний составлял менее 50% от средней зарплаты в Японии)1.
Стратегии японских транснациональных компаний по вхождению на зарубежный рынок основаны на теории «летящих гусей», разработанной японскими же экономистами. Сначала проникновение на зарубежный рынок обеспечивалось за счет экспорта товаров из Японии, которые были конкурентоспособными с точки зрения цены, доступности или носили инновационный характер на местном рынке. К таковым относились: черно-белые телевизоры, малолитражные автомобили, спортивные мотоциклы и некоторые другие виды товаров. Как правило, экспорт и последующая торговля осуществлялись с помощью торговой компании. Постепенно японские компании переходили к созданию на
1 Хлынов В.Н. «Японские секреты управления персоналом», ИДВ РАН. - М.: Изд-во «Восточная литература», 1995 . С. 54.
иностранном рынке сети торговых и снабженческих фирм. К созданию производственных предприятий на местном рынке японские фирмы переходили крайне неохотно1. До момента достижения определенного уровня продаж крупные капиталовложения в строительство не осуществлялись. Это связано, прежде всего, со специфическими требованиями, предъявляемыми японскими компаниями к своим товарам - минимальные производственные издержки, технология производства, контроль качества и дизайна. По этой причине уровень инвестиций в обрабатывающую и необрабатывающую промышленность за 10 лет изменился незначительно - в 1996 г. в обрабатывающую промышленность было инвестировано 27,6% всех инвестиций, в необрабатывающую - 72,4%, в 2006 г. - 39,6% и 60,4% соответственно2.
В общем виде стратегии японских корпораций по выходу на иностранный рынок можно условно разделить на 4 вида:
1. Вхождение на иностранный рынок с помощью торговых компаний (сого сёся), которые обладали достаточной компетенцией и информацией, став тем самым первым каналом, через который японские товары проникали на иностранный рынок.
2. Создание местных распределительно-снабженческо-сервисных центров (как правило, после исследования рынка с помощью торговой компании).
3. Создание предприятий уже на первом этапе вхождения на иностранный рынок (обычно трудоемкие и ресурсоемкие товары, производство которых в Японии неконкурентоспособно).
4. Строительство заводов под ключ. При строительстве промышленных объектов, независимо от их назначения и месторасположения, японские компании заключают контракты с многочисленными японскими подрядчиками и субподрядчиками - это усиливает присутствие японских предприятий в регионе, т.к. для экономии издержек они вынуждены открывать предприятия прямо на месте большого строительства.
Обычно в вопросах продаж и послепродажного обслуживания японские транснациональные компании полностью полагались на торговые компании. Впоследствии, торговые компании брали на себя роль координатора по организации производства внутри страны. В состав учредителей предприятия обычно входили: торговая компания, местный дистрибьютор и японский экспортер. В 1980-х гг. японская модель вхо-
1 Urata S. «The Creation of Regional Production Network in Asia Pacific: The Case of Japanese Multinational Corporations», Waseda University, 2006. Р. 38.
2 Japan Institute for Overseas Investment. Интернет-сайт http://www.joi.or.jp.
ждения на иностранный рынок претерпела некоторые изменения и стала походить на европейскую и американскую модели.
Японские ТНК остаются до сих пор чрезвычайно осторожными инвесторами. Пока большинство критериев не будет на 100% удовлетворять компанию, она не будет предпринимать значительных шагов в создании производственных предприятий. Преимущественно японские компании стараются инвестировать в иностранные предприятия, где они обладают контрольным пакетом акций. Динамика прироста филиалов со 100% японским капиталом значительно опережает динамику прироста филиалов с японским капиталом от 25 до 50%!.
Существуют некоторые особенности при выборе японскими компаниями формы создания совместного предприятия:
• чем больше японская компания тратит на НИОКР - тем предпочтительнее она выбирает полное владение иностранным филиалом;
• чем опытнее японский партнер, тем вероятнее он выберет полное владение предприятием;
• чем больше культурная дистанция, тем вероятнее частичное владение СП;
• чем выше степень политического риска, тем вероятнее частичное владение2.
В среднем в совместных предприятиях на Филиппинах японским компаниям принадлежит 45% уставного капитала, Китай - 60%, Таиланд, Индонезия и Малайзия - 50-60%, Вьетнам и Индия - 25%3. Серьезными препятствиями для японских инвестиций выступают ограничения на вывоз и на участие в капитале, а также низкий уровень образования рабочих. Интересная особенность - на желание японской компании инвестировать в страну сильно влияют действия ее конкурентов, т.е. если конкуренты собираются инвестировать, то и сама фирма будет делать то же самое.4 Кроме того, крупная компания создающая производство в одной из стран ЮВА как правило, привлекает своих традиционных поставщиков из Японии, которые вынуждены открывать свое производство в выбранной компанией-патроном стране. Это послужило стимулом для транснационализации японской экономики.
Южнокорейские компании начали направлять свои первые инвестиции в другие страны в 1970-х гг. На начальном этапе инвестиции
1 Pontus A. «Japanese exports and foreign direct investment», Asia Pacific Transitions. - UK, Houndmills, 2007.
2 «Management international review» vol. 44, no.1, 2004. Р. 28.
3 Могзоев А.М. Развитие экономики стран Восточной Азии и инвестиционная модель региона России.-М.: ИДВ РАН, Наука, 2004. С. 123.
4 «Kansai University Review», №1, 1999, Osaka, Japan. Р. 25.
осуществлялись в разработку природных ресурсов в ЮВА. Постепенно, с модернизацией производства южнокорейских ТНК, характер и сферы осуществления инвестиций за рубежом менялись. Большая часть первоначальных инвестиций, осуществляемая в отрасль разработки и добычи полезных ископаемых, была переориентирована и стала осуществляться в отрасль производства.
Важным условием развития южно-корейского транснационального капитала можно считать жесткую государственную ориентацию на экспорт готовой продукции. Для Южной Кореи, впрочем, как и для многих государств АТР, такая стратегия стала своеобразным активатором развития всей промышленности страны и положительно повлияла на ее конкурентоспособность.
Также государством были предприняты и другие шаги, которые способствовали активизации инвестиционной деятельности южнокорейских компаний за границей, среди них:
• либерализация правил осуществления иностранных инвестиций (с 1989 г. осуществление иностранных инвестиций размером до 2 млн. долл. не требует разрешения);
• Южнокорейский экспортно-импортный банк начал предоставлять кредиты фирмам, осуществляющим иностранные инвестиции. Размер кредита достигает 80% от планируемых финансовых вложений;
• предоставление налоговых льгот для компаний, осуществляющих иностранные инвестиции в случае финансовых потерь, а также позволяет не платить некоторые корпоративные налоги в случае их уплаты в стране-рецепиенте ПИИ.
В конце 1980-х гг. крупные финансово-промышленные группы, такие как «Самсунг» и «Голдстар», имели за рубежом 12 филиалов, в том числе 6 в развитых странах, (США, Германия, Англия, Португалия, Испания) и 6 в развивающихся странах (Мексика, Таиланд, Турция, Индонезия). Причем практически все филиалы за исключением Португалии и Мексики, полностью принадлежали южнокорейскому капиталу1.
Результатом государственной поддержки бизнеса стало значительное увеличение совокупного количества иностранных филиалов и представительств южнокорейских компаний за границей (1981 г. - 1981, 2006 г. - 3770)2.
С точки зрения проникновения южнокорейских транснациональных корпораций на иностранный рынок, их действия во многом повторяют
1 Overseas direct investment statistical yearbook, The Export-Import Bank of Korea, 2006.
2 Там же.
действия их японских коллег. Единственным исключением является учреждение торговой компании как структурного подразделения корпорации, а не сотрудничество с независимыми продавцами.
Транснационализация компаний из КНР началась с помощью и под пристальным контролем государства. В 1979-1985 гг. Госсоветом КНР было предложен ряд экономических реформ, которые предполагали, в том числе и создание предприятий за рубежом, основанных на китайском капитале. В 1983 г. Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭСиТ) получило разрешение рассматривать предложения об инвестировании китайского капитала за границей (до 1983 г. осуществлять прямые иностранные инвестиции разрешалось только государственным компаниям, самому министерству и подчиненным ему структурам). В этот период вся деятельность зарождающихся транснациональных компаний контролировалась государством, масштабы инвестиций были не велики, имели формы субподрядов или малых сбытовых сетей, а география ограничивалась ближайшими к КНР территориями - Макао, Гонконг, страны Ближнего и Дальнего Востока.
В 1986-1991 гг. правительство КНР приняло ряд мер по стимулированию транснационализации, в частности были ослаблены ограничения на осуществление инвестиционной деятельности за границей. Право на подачу заявления на осуществление инвестиций могло получить любое предприятие, обладающее устойчивым источником финансирования, соответствующим техническим уровнем и иностранным партнером. Благодаря принятым мерам количество китайских иностранных предприятий увеличилось до 819. Сумма накопленных китайских иностранных инвестиций к 1991 г. возросла до 1395 млн. долл. США1. Основными формами осуществления инвестиций стали - разработка природных ресурсов и сборка компонентов. Кроме крупных государственных компаний, специализирующихся на внешней торговле, иностранное инвестирование начали осуществлять крупные и средние производственные объединения.
В 1992-1998 гг. ускорилась реформа внешнеторговой системы, упростилась система регистрации предприятий основанных за рубежом, стали внедряться передовые системы управления предприятиями. В 1997 г. в докладе ЦК КПК был четко сформулирован курс на поощрение иностранных инвестиций за границей, которые способствовали бы выявлению сравнительных преимуществ КНР. В 1998 г. Цзян Цзэминь на 2-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей впервые
1 Цзиньсинь Ба. Проблемы формирования в КНР ТНК с китайским капиталом. Кандидатская диссертация. - М.: ЦДВ РАН, 2006. С. 32.
официально выдвинул идею «выхода вовне»1. Инвестиции стали осуществляться в перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство и информационный сектор.
В 1999-2005 гг. была окончательно сформулирована стратегия «выхода за границу». В 1999 г. на 4-м пленуме ЦК КПК 15-го созыва была подчеркнута необходимость для государственных предприятий повышать свою международную конкурентоспособность, организовывать филиалы за границей, осваивать мировой рынок. В принятом 15 марта 2001 г. 10-м пятилетнем плане стратегии «выхода за границу» посвящен специальный абзац, в котором были обозначены 6 направлений осуществления стратегии выхода за границу:
1. сотрудничество в развитии зарубежного строительного подряда и трудовых услуг, стимулирование за рубежом производства товаров по образцам заказчика китайскими предприятиями, обладающими сравнительными преимуществами, развитие экспорта товаров, услуг и технологий;
2. разработка за рубежом недостающих в стране ресурсов, стимулирование реструктуризации производства;
3. стимулирование использования китайскими предприятиями иностранных интеллектуальных ресурсов, создание за рубежом научноисследовательских центров;
4. поддержка транснационального хозяйствования сильных предприятий, осуществление интернационального развития;
5. стимулирование системы иностранного инвестирования, создание благоприятных условий для осуществления стратегии «выхода за границу» в области финансов, страхования, валютного регулирования, информационного и юридического обеспечения;
6. усовершенствование структуры управления и ограничительных механизмов для предприятий - юридических лиц, осуществляющих зарубежное инвестирование, внедрение нормативов контроля за внешними инвестициями2.
В настоящее время существуют несколько видов стратегий, которые используются компаниями из КНР при транснационализации своей деятельности («выход за границу»):
• создание или приобретение предприятий за рубежом, чаще всего приобретается компания с мировым именем.
1 Там же. С. 62.
2 Могзоев А.М. Развитие экономики стран Восточной Азии и инвестиционная модель региона России. - М.: ИДВ РАН, 2004.
• приобретение за рубежом сети сбыта. По такой схеме действуют преимущественно компании, не имеющие сильной и узнаваемой марки;
• производство внутри Китая при крупных объемах импорта и экспорта. Например, компания «Вуяо» производит автомобильное стекло, 90% сырья импортируется из Индонезии и Таиланда, более 60% продукции идет на экспорт, на США приходится - 12%, Австралия -15%, Япония - 7%, Россия - 10%*;
• производство осуществляется в стране, произведенная продукция закупается бизнесменами других стран;
• китайская компания выступает в качестве покупателя активов или долевого участия в зарубежной компании и может выступать в качестве ее стратегического инвестора (например, компания «Ляньсян» («Ьепоуо»), которая приобрела компьютерное производство фирмы «АйБиЭм»);
• китайская компания создает за границей исследовательский центр, который позволяет использовать зарубежные исследовательские ресурсы для получения собственной интеллектуальной собственности мирового уровня. Примером использования такой стратегии является фирма «Хуавэй», которая создала исследовательские центры в США (Силиконовая долина), Индии (Бангалор) и России (Москва), в подобных центрах работают лучшие научные кадры, которые и создают интеллектуальную собственность для китайской компании.
Темпы осуществления китайскими компаниями инвестиционной деятельности за рубежом имеют тенденцию к ускорению. За период с 1979 по 1988 гг. за пределами страны было вложено более 665 млн. долл. В 2000-2001 гг. два года подряд выдавались санкции на вложение 600 млн. долл. В 2000 г. было основано 243 предприятия, размер китайского капитала в которых составил более 622 млн. долл.2 Всего на конец сентября 2006 г. общий объем прямых китайских инвестиций за рубежом составил 71 млрд. 220 млн. долл., число предприятий, созданных за границей с участием китайского капитала, превысило 10 тысяч3. С момента начала действия программы по поддержке стратегии «выхода за границу» количество китайских предприятий осуществляющих иностранные инвестиции увеличилось практически в два раза4.
1 Там же.
2 «Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом», отв. ред. Чуфрин Г. И., ИМЭМО РАН. - М.: Наука, 2004. С. 128.
3 Данные Министерства коммерции КНР. Интернет-сайт http:llwww.mofcom.gov.cn.
4 «China Goes Global: A Survey of Chinese Companies Outward Direct Investment Intentions», Asia Pacific Foundation of Canada China Council for the Promotion of International Trade, September 2007.
В основном, китайские инвестиции осуществляются в предприятия среднего и малого размера. Вложения в один объект в среднем равны 1,2 млн. долл. - это меньше, чем вкладывают, например, предприниматели из развитых стран (в среднем 6 млн. долл.), а также из развивающихся стран (2,6 млн. долл.). Основной объем денежных средств направляется на создание предприятий производственной сферы, оптовую и розничную торговлю. Учитывая ресурсоемкость развивающейся китайской экономики уровень инвестиций в добывающую промышленность - все также высок.
Инвестиции из КНР направляются в большое количество стран, но большая часть (более 50%) инвестируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что определено сходствами в культуре, моделью экономического развития, особенностями ведения бизнеса и влиянием китайской диаспоры!.
В основном, инвестирование осуществляется путем создания совместных предприятий - 60,7%, 23,2% инвестиций - осуществляются путем приобретения иностранных предприятий и 16,1% инвестиций приходится на создание предприятий «с нуля». С точки зрения структуры владения - на 60% заграничных предприятий китайский капитал занимает ведущее положение (от 51% до 99% уставного капитала) и является фактически оператором предприятия, на 27,3% - уставной капитал полностью является китайским, и лишь на 12,7% предприятий - доля китайского капитала составляет менее 50%2.
Большая часть китайских инвестиций за рубежом (около 44%) осуществляется крупными государственными корпорациями. Обычно компании такого типа предпочитают осуществлять инвестиции в создание совместных предприятий. Они обладают международной коммерческой информацией, пользуются поддержкой государственных организаций в соответствии с программой «выхода вовне», могут осуществлять крупные капиталовложения, не опасаясь значительных рисков, имеют доступ к государственным ресурсам. Компании с ограниченной ответственностью осуществляют примерно 22% заграничных инвестиций, акционерные компании - 11%. Частные предприятия (малые и средние) пытаются самостоятельно занять свободные ниши на внешних рынках, осуществляя примерно 10% иностранных инвести-
1 Данные Министерства коммерции КНР. Интернет-сайт http://www.mofcom.gov.cn.
2 Huan X., Schroder B., Steffens P. «The Chinese steel industry in transition: industry perspective on innovation policy», R&D Management, V.29, №1, Jan. 2006. Р. 23.
ции!. При осуществлении иностранного инвестирования они предпочитают полностью контролировать бизнес.
Постепенно тип предприятий, осуществляющих иностранное инвестирование, меняется. Если раньше основную долю инвестиций осуществляли внешнеторговые компании, то теперь - крупные и средние производственные предприятия. Сейчас на долю 30 крупнейших предприятий по объему накопленных зарубежных инвестиций приходится более 80% (36 млрд. долл. США) общих инвестиций за рубежом2.
Бизнес - стратегии японских, южнокорейских и китайских компаний достаточно сходны. Причиной подобной популярности является и «экономическое чудо» Японии, и количество японских иностранных инвестиций, и успешность ведения бизнеса японскими предпринимателями в странах АТР. Однако в будущем японская модель организации и оперирования транснациональными корпорациями не будет являться доминирующей. Во-первых, в самой Японии организационные, управленческие и юридические формы национальных компаний претерпевают изменения. На смену традиционным формам ведения и организации бизнеса приходят универсальные глобальные модели. Во-вторых, страны, последовавшие по японскому пути, сами не заинтересованы сохранять устаревшую японскую модель и, скорее всего, попытаются выработать новую, основанную на лучших мировых образцах. Несмотря на нежелание японских фирм делиться своими полномочиями, техническими и управленческими технологиями, количество совместных предприятий в АТР будет расти. Партнерство с местными производителями и поставщиками позволяют японским транснациональным компаниям сокращать производственные издержки, а местным производителям получать доступ к ноу-хау (хотя и в ограниченном количестве). Перемещение производств из Японии в страны ЮВА и АСЕАН будет продолжаться, следовательно, местные поставщики будут играть более значительную роль в производственных цепях японских корпораций.
1 Зданович А.В. Прямые инвестиции КНР за рубежом. // БИКИ. - №13. - 2005. Всероссийская академия внешней торговли.
2 Там же.