Научная статья на тему 'ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ / МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведзижев Ш.А.

В статье приводится типовая модель проведения анализа формирования и распределения прибыли предприятия. Рассмотрены основные подходы к определению прибыли и выявлены факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD MODEL OF PROFIT USE AND DISTRIBUTION ANALYSIS

This article shows standard model of profit use and distribution analysis. Also I listed main factors that affect profit generation.

Текст научной работы на тему «ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 658.155

Ведзижев Ш.А. студент магистратуры 3 курса факультет «Экономики и финансов» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» Северо-западный институт управления Россия, г. Санкт-Петербург ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: В статье приводится типовая модель проведения анализа формирования и распределения прибыли предприятия. Рассмотрены основные подходы к определению прибыли и выявлены факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия.

Ключевые слова: анализ прибыли, управление прибылью предприятия, формирование и распределение прибыли, методы распределения прибыли.

Vedzizhev S.

Graduate Student 3 year, Faculty of Economics and Finance North-WestInstitute of Management, branch of RANEPA

Russia, the city of Saint-Petersburg STANDARD MODEL OF PROFIT USE AND DISTRIBUTION

ANALYSIS

Annotation: This article shows standard model of profit use and distribution analysis. Also I listed main factors that affect profit generation.

Key words: profit analysis, profit management in company, profit formation and distribution, profit distribution methods.

В современных условиях экономического развития Российской Федерации и формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствование происходят значительные изменения в отношении к прибыли в пользу роста ее роли в хозяйственном механизме предприятия, так как прибыль является не только стимулом его деятельности, но и основным источником развития.

Рассмотрим трактовки различных авторов относительно данного определения в табл. 1.

Таблица 1.

Определение прибыли с точки зрения разных авторов_

Автор Содержание определения

1 2

Давыденко Е.А. Прибыль - это результат деятельности отдельных предприятий, областей экономики, развития отдельных сфер, структурных сдвигов в экономике, изменений в порядке учета финансовых результатов.

Григорьева Т.И. Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического усовершенствования его материальной базы и продукции всех форм инвестирования.

Жилкина А.Н. Прибыль как экономическая категория охватывает широкий, разнообразный круг общественных отношений, связанный с образованием, распределением и использованием дополнительного продукта.

Ищенко Е.П. Прибыль - это преобразованная форма дополнительного продукта и добавочной стоимости, которая выражает отношения между владельцами средств производства и наемных работников в процессе его создания.

Кривицкая О.Р. Прибыль - конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности деятельности любого предприятия.

Ковалев ВВ. Прибыль - это итоговый показатель, результат финансово-хозяйственной деятельности предприятий как субъектов хозяйствования.

Мальцева И.В Прибыль - это преобразованная форма добавочной стоимости, результат отношения между необходимым и дополнительным рабочим временем

Найденов А. И. Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это, прежде всего, производственная категория, которая характеризует отношения, складывающиеся в процессе общественного производства.

Виноходова А. Ф. Прибыль предприятия в общем понимании представляет собой часть стоимости прибыльного продукта, созданного работой, и является составной частью дохода предприятия.

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод о неоднозначной трактовке понятия прибыли и предложить определение данного понятия, что, на наш взгляд, обобщает все выше приведенные трактовки: прибыль - главная цель предпринимательской деятельности, основной обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационно-правовой формы.

С учетом данных выводов, прибыль можно определить одним из важнейших показателей финансового состояния предприятия, характеризующего конечную денежную оценку его производственной и финансовой деятельности и эффективность хозяйствования.

Оценка динамики и структуры показателей прибыли, а также анализ финансовых результатов деятельности предприятий производятся обычно на базе оценки перечисленных видов прибыли и структуры составляющих те или иные виды прибыли доходов и расходов.

Положительные либо отрицательные выводы об объемных и структурных изменениях прибыли делаются на основе ее факторного анализа.

Соотношение прибыли от продаж, внереализационных и прочих доходов, их влияние на общую величину прибыли дает основание делать выводы о резервах роста прибыли предприятия.

Система формирования и распределения прибыли на предприятиях претерпела множество изменений.

Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на Рисунке 1.1

Рис. 1.1 Общая схема распределения прибыли

Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами,

интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Определим особенности распределения прибыли предприятий разных форм собственности.

Рис. 1.2. Распределение прибыли акционерного общества

На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. По сути это вся совокупность факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации.

Рис. 1.3. Классификация факторов, оказывающих влияние на прибыль

предприятия [36, с. 45]

Таким образом, формирование финансовых результатов определяется количеством факторов, которые характеризуют разные стороны финансово -хозяйственной деятельности предприятий.

Важным аспектом управления прибылью предприятия является рациональное и детальное планирование, которое обеспечивает эффективную работу предприятия и максимизацию прибыли.

Осуществляется планирование прибыли отдельно по каждому виду деятельности предприятия:

- продажи товарно-материальных ценностей;

- реализации продукции (работ, услуг);

- реализации основных производственных фондов и другого имущества предприятия, а также реализации имущественных прав;

- внереализационной деятельности.

Методы планирования прибыли различны и классифицировать их можно следующим образом:

1. Метод прямого счета;

2. Аналитический метод;

3. Метод совмещенного расчета.

Рассмотрим подробно каждый метод планирования прибыли.

1. При небольшом ассортименте продукции на предприятии в основном применяется метод прямого счета, являющийся самым распространенным. Сущность этого метода в том, что прибыль определяется как разница между полученной выручкой от реализации товара за минусом НДС и полной себестоимости товара.

а) Определение плановой прибыли (П) производится по формуле:

где: V - объем производства продукции в планируемом периоде в натуральном исчислении;

Ц - цена на единицу продукции (без НДС и акциза);

С - полная себестоимость единицы продукции.

б) Расчет прибыли по товарному выпуску (Птп) производится на основании сметы затрат на выпуск и продажу продукции, в которой устанавливается себестоимость продукции, которая реализуется в планируемом периоде:

где: Цтп — стоимость выпуска продукции планируемого периода в рыночных ценах продажи (без учета НДС, акцизов, торговых и сбытовых надбавок и скидок);

Стп — полная себестоимость продукции планируемого года. в) Прибыль на продажу продукцию (Прп) нужно отличать от плановой

П = (V х Ц) - (V х С)

(1.1)

Птп = Цтп - Стп,

(1.2)

прибыли, которая рассчитана на товарный выпуск продукции.

Прибыль на продажу продукцию (Прп) в общем виде определяется при помощи формулы:

где Врп — планируемая выручка от продажи продукции в текущих ценах (без учета НДС, акцизов, торговых и сбытовых надбавок и скидок);

Срп — полная себестоимость проданной в планируемом году продукции.

Прибыль от объема проданной продукции в плановом году более детально можно рассчитать используя формулу:

где: Пон — величина прибыли остатков непроданной продукции на начало планового года;

Птп — прибыль от объема производства товарной продукции в планируемом периоде;

Пок — прибыль от остатков непроданной продукции в конце планируемого периода.

Преимуществом метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Несмотря на простоту и достоверность, этот метод ограничивает возможность определения внутренних ресурсов роста прибыли в процессе ее планирования, поскольку он дает лишь конечный счет и не учитывает влияния отдельных факторов на размер прибыли.

Разновидностью метода прямого счета считается метод планирования по ассортименту выпускаемой продукции. При этом, прибыль суммируется по ассортиментным группам товаров и к полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, которая не реализована на начало планируемого периода.

В связи с этим рекомендуется применять аналитический метод, который рассмотрим ниже.

2. При необходимости проведения факторного анализа, а также при широком ассортименте выпускаемой продукции, применяется аналитический метод, при котором исчисление прибыли происходит поэтапно:

- определяется базовая рентабельность как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

- исчисляется объем товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определяется прибыль на товарную

Прп = Врп - Срп,

(1.3)

Прп = Пон + Птп - Пок,

(1.4)

продукцию исходя из базовой рентабельности;

- проводится учет влияния различных факторов на плановую прибыль. Например, за счет снижения себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества, изменение ассортимента и т.д.

По итогам проведенных расчетов по каждому этапу рассчитывается прибыль от продажи товарной продукции.

Прибыль или убытки от традиционных статей внереализационных расходов и доходов (штрафы, неустойки, пени и др.) рассчитываются, как правило, на основании опыта предыдущих лет.

После определения прибыли (убытков) по другим видам деятельности, а также внереализационных расходов и доходов и с учетом прибыли от продажи товарной продукции рассчитывается общая (валовая) прибыль компании.

Сущность этого метода заключается в том, что полученная прибыль в базовом периоде подлежит корректированию с учетом разработанных предприятием мероприятий по изменению реализации продукции, ценового и затратного механизма. Учитываются также возможные изменения рентабельности продукции предприятия.

Недостатком предложенного метода является то, что он, во-первых, не учитывает влияние интенсивных факторов на процесс производства, таких как: повышение производительности труда, улучшение использования основных средств и оборотных активов и т.п..

Во-вторых, очень сложно учесть изменения ценовых факторов на объем прибыли и рентабельности предприятия, так как в условиях инфляции цены на ресурсы, быстро изменяются, причем очень часто в неравноценных соотношении их.

В-третьих, если предприятие в плановом периоде предусмотрит изменение ассортиментов продукции больше чем на 25 %, то размер прибыли необходимо будет определять по методу прямого поасортиментного расчета.

3. При применении метода совмещенного расчета используются элементы аналитического метода и метода прямого счета, так как стоимость товарного выпуска в ценах планового периода года и по себестоимости текущего периода рассчитывается с помощью метода прямого счета, а влияние на планируемую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, рост качества, изменение ассортиментной политики, уровня цен и пр., раскрывается при помощи аналитического метода.

Получение определенной величины прибыли обусловливает результативность производственной деятельности, но сама величина прибыли не может охарактеризовать, как результативно работает организация. Для этого нужно величину прибыли «взвесить» на затраты компании. Этим целям служит показатель рентабельности.

Также существует метод С^-Р. Модель «издержки - объем - прибыль

(С-У- Р)» позволяет связать финансовую деятельность с экономической или коммерческой. Эта модель может быть использована как в процессе анализа, так и прогнозирования финансовых результатов и(или) источников организации.

Предполагается, что издержки в организации могут быть разделены в данном периоде в зависимости от предварительного выбранного показателя деятельности (например, оборота или продукции, в натуральных или денежных единицах) на постоянные и переменные.

В заключение стоит отметить ряд выводов. Прибыль в рыночных условиях хозяйствования выступает не только как источник финансирования развития предприятия, но и как стимул его деятельности и обеспечивает интересы владельцев предприятия, его трудового коллектива, государства, и, таким образом, является движущей силой стабильного экономического роста и существенным образом повышает уровень жизни общества.

Прибыль, как экономический показатель, позволяет объединять экономические интересы государства, предприятия, как хозяйственного субъекта, рабочих и владельцев предприятия.

Анализ инструментария управления прибылью предприятий позволил определить направления его усовершенствования: существующие подходы к управлению прибылью не имеют системного характера и не учитывают все те особенности, которые присущи рыночным отношениям.

По результатам анализа инструментария управления прибылью сделан вывод, что наибольшее развитие и использование приобрели методы управления прибылью предприятия, исследование которых проявило их разнообразие и, кроме того, большое количество мнений научный работников и практиков относительно методов управления и их классификации. Это убеждает в том, что для действующего управления прибылью предприятия необходимо комплексное и системное использование совокупности методов, что позволит направить методический аппарат управления прибылью именно на те аспекты управления, которые являются наиболее важными для предприятия в стратегическом плане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Абдукаримов И.Т, Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие /. -М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 215 с.: - (Высшее образование). - 500 экз.

2. Абрютина М. С. Экспресс-анализ финансовой отчетности / метод. пособие. М., Дело и Сервис, 2009.

3. Артемова С.В. Особенности формирования и реализации финансовой политики компании // Вестник российского государственного торгово-экономического университета. 2013. № 2 (62)

4. Бальмонт Б.А. Аналитический инструментарий разработки и реализации стратегии предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Бальмонт Борис Александрович. - М., 2010. - 26 с. - Библиогр.: с. 26.

5. Богомолова И.П. Управление прибылью [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 21. - с.10-13

6. Варламова Т.П., М. А. Варламова. Финансовый менеджмент: учебное пособие - Москва: Дашков и К°, 2012. - 302 с.

7. Воскобоева О.Н. Прибыль как основной источник саморазвития предприятий// Торговля и рынок России. - 2013. - № 13. - с. 45 - 55

8. Давыденко Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятия // Финансовый менеджмент, № 22013 г., - с. 15 - 19

9. Ищенко Е.П. Прибыль как критерий эффективности функционирования предприятия// Экономист, август, 2013, №8. - с. 12-14.

10.Колчина Н.В., Португалова О.В., Макеева Е. Ю., Финансовый менеджмент: учебное пособие - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с.

11.Кривицкая О.Р. Планирование прибыли предприятий во время определения стратегии его развития// Финансы. - 2013. - № 3. - 138- с. 147 -150.

12.Лихолап С.М. Экономическая сущность прибыли // Экономика и финансы, 2013, № 10 - с. 10-15.

13.Мальцева И.В. Политика распределения прибыли предприятия// Менеджер. -2013. - №1. - с.95-99

14. Никитин С. Прибыль: теоретические и практические подходы / С. Никитин, Е. Глазова, А. Никитин // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 5. - с. 20-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.