ш
CL
0
1
О ^
О о;
Типологизация подходов к формированию и развитию пропульсивных кластеров в экономике региона*
Classification of Approaches to the Formation and Development of Propulsive Clusters in Regional Economy
УДК 332.122
Вертакова Юлия Владимировна
заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г Курск), доктор экономических наук, профессор 305040, г Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Vertakova Yuliya Vladimirovna
Southwest State University (Kursk) 50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
Плотников Владимир Александрович
профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Plotnikov Vladimir Aleksandrovich
St. Petersburg State University оf Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
Исследование направлено на систематизацию известных подходов к определению кластеров и их типологизацию, авторская группировка дополнена новым классификационным признаком, связанным с возможностью кластеров давать импульс для развития экономики региона в целом, вводится новое понятие «пропульсивный кластер».
Цель. Провести сравнение подходов к выделению в экономике кластеров и их систематизации, на основе чего предложить меры по повышению эффективности кластерной политики за счет приоритетного стимулирования пропульсивных кластеров.
Задачи. Выявить необходимость и целесообразность кластерного развития российской экономики; систематизировать подходы к выделению кластеров, определить признаки кластерных структур; обосновать необходимость выделения пропульсивных кластеров, определить их разновидности и описать механизм влияния на региональный рост; дать рекомендации по повышению эффективности региональной политики, основанной на кластерном подходе.
Методология. В работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного и ретроспективного анализа систематизированы подходы к выделению кластеров, на основе структурного анализа описаны свойства кластеров, на основе анализа эмпирических данных обоснована необходимость выделения про-пульсивных кластеров и описаны их свойства с учетом положений теории жизненного цикла систем.
Результаты. Уточнена классификация кластеров и раскрыт механизм их влияния на региональное социально-экономическое развитие. Введена в научный оборот трактовка пропульсивных кластеров и предложена их авторская классификация. Выявлены проблемы стимулирования формирования и развития пропульсивных кластеров, даны рекомендации по их учету в государственной политике.
Выводы. Разнообразие типов кластеров предъявляет к органам власти и управления требование индивидуального подхода к каждому из образуемых или функционирующих кластеров. Это входит в противоречие с необходимостью стандартизации инструментария механизма государственного влия-
ния на процессы кластерообразования. В этой связи на практике следует осуществлять приоритизацию кластеров и их признаков, имеющих наибольшее значение для конкретного региона.
Ключевые слова: кластер, региональная экономика, кластерная политика, экономический рост, социально-экономическое развитие
This study aims at systematizing known approaches to the identification and classification of clusters. The classification proposed by the authors is enhanced with a new criterion based on the clusters' capability to produce an impulse for regional economic development, and the concept of "propulsive clusters" is introduced.
Aim. This study aims to compare approaches to the identification and classification of economic clusters and propose measures to increase the effectiveness of cluster policy through priority stimulation of propulsive clusters.
Tasks. This study determines the necessity and expediency of cluster development of the Russian economy; systematizes approaches to cluster identification and determines the features of cluster structures; substantiates the need to identify propulsive clusters, determines their sub-types, and describes the mechanism of their impact on regional growth; and provides guidelines for increasing the effectiveness of regional policy based on the cluster approach.
Methods. This study uses general methods of scientific cognition as well as comparative and retrospective analysis to systematize approaches to cluster identification. Structural analysis is employed to describe the properties of clusters, and analysis of empirical data substantiates the need to identify propulsive clusters and describe their properties with due consideration of the life cycle theory of systems.
Results. This study specifies the classification of clusters and explains the mechanism of their impact on regional socioeconomic development. Moreover, it introduces the concept of propulsive clusters and their classification. Furthermore, it determines the problems of stimulating the formation and development of propulsive clusters and provides guidelines for their observation in government policy.
* Исследование выполнено в рамках государственного задания в сфере научной деятельности № 26.2671.2014/К «Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем».
Conclusions. The wide variety of cluster types requires an individual approach to each of the created or functioning clusters that are defined by the government. This contradicts the need for the standardization of the means of government influence on cluster formation processes. Thus, the clusters and their features that are the most important for a particular region should be prioritized.
Keywords: cluster, regional economy, cluster policy, economic growth, socioeconomic development
Начиная с 2013 г. экономика России переживает затянувшуюся стагнацию, которая ужесточилась вследствие девальвации рубля (с конца 2014 г.) и высокой вола-тильности его обменного курса, «санкционого противостояния» со странами Запада и их геополитическими союзниками, неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и др. В этих условиях обострились проблемы, связанные с неэффективностью реализованной в России экспортно-сырьевой модели экономики, на что неоднократно авторы указывали в ряде более ранних публикаций [1-4 и др.]. В результате стала очевидной необходимость ускорения инновационно-технологических преобразований, повышения устойчивости национальной и региональных экономик, в том числе к внешнеэкономическим и внешнеполитическим шокам, что актуализировало необходимость реализации мер по развитию импортозамещения.
Очевидно, что в новых условиях изменились и продолжают трансформироваться цели и ориентиры государственной экономической политики, что требует новых подходов к выбору ее инструментария. Накопленный мировой и отечественный опыт государственного регулирования и рыночного саморегулирования экономики, теоретические исследования ученых стран мира свидетельствуют, что наиболее адекватным подходом к стимулированию прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем является реализация кластерного подхода. Его инструментарий позволяет гармонизировать частные и общественные интересы, диверсифицировать риски, более полно использовать региональный потенциал с достижением синергетического эффекта.
Указанную задачу необходимо решать комплексно, на основе гармонизации мер кластерной политики со стратегическими и программными документами регионального и федерального уровня, с учетом необходимости повышения степени устойчивости региональных экономик, развития межрегиональных связей, стимулирования инновационной активности и т. д. Это усложняет ее решение, требует углубленной комплексной научной проработки не только кластерной проблематики, но и широкого междисциплинарного анализа на базе современных достижений в экономических, социологических, философских, юридических и других отраслях науки.
Возросший интерес к обоснованию инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем, а также к созданию и развитию жизнеспособных кластеров при недостаточной разработанности методических вопросов реализации кластерного подхода определили актуальность решаемой научно-технической проблемы. Основная цель кластерной политики — обеспечение опережающего развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отраслей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического,
кадрового, производственного потенциалов субъекта ^ Российской Федерации [5]. =п
Решение проблем формирования и реализации х региональной кластерной политики затруднено не- ш четкостью самого понятия «кластер» [6], размытостью х признаков отнесения видов экономической деятель- ^ ности к кластерообразующим, разнообразием подхо- ^ дов по включению предприятий (организаций) к ядру кластерного образования или субъектам, обеспечи- ^ вающим и обслуживающим это ядро, отсутствием к данных в официальной российской статистике по =Ц отраслям или кластерным образованиям (статистика < предоставляет данные только в отношении видов ^ экономической деятельности), по показателям, ха- ^ рактеризующим кооперационные связи предприятий ^ (организаций) и их состояние [7]. 2
Анализ показывает, что в настоящее время все многообразие кластеров характеризуется множеством отличающихся друг от друга сочетаний форм организации и способов осуществления взаимодействия, отсутствием единообразного правового регулирования взаимоотношений их субъектов. С одной стороны, такая ситуация приводит к «размытости» объекта кластерной политики, невозможности четко специфицировать ее направленность на практике, а, значит, к затруднениям в оценке ее эффективности и целесообразности.
В то же время ряд авторов отмечает, что необходимость законодательного оформления кластеров, как и других интеграционных структур, отсутствует, что подтверждает практика применения федерального закона «О финансово-промышленных группах», показывающая, что в России де-факто существует большое количество экономически успешных финансово-промышленных групп, не имеющих официальной государственной регистрации [8; 9]. Тем не менее эта регистрация возможна, и отказ от нее — результат экономически обоснованного решения, принятого менеджментом соответствующей группы. В этой связи нам представляется разумным правовое закрепление понятия «кластер». При этом, безусловно, вопрос официальной регистрации фактически сложившихся кластеров должен решаться на добровольной основе.
Что же следует понимать под кластером? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. С момента, когда М. Портер исследовал место кластеров в современной рыночной экономике и доказал, что именно кластеры, а не отдельные предприятия обеспечивают высокий уровень страновой, региональной и отраслевой конкурентоспособности [10], появилось огромное количество трактовок этого термина и попыток дать их классификацию. В подтверждение этого в табл. 1 приведен перечень некоторых распространенных трактовок категории «кластер» и их разновидностей, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе.
Анализ содержания табл. 1 (в которую, безусловно, включены не все имеющиеся в литературе определения кластера) показывает, что общее понятие «кластер» представляет собой достаточно абстрактную категорию. Каждый из авторов, конкретизируя понятие «кластер», вносит отличительные признаки, связанные с уровнем развития, охватом большей или меньшей территории, включением экономических субъектов различных отраслей и сфер деятельности и др. Можно сказать, что различные исследователи обращают внимание на те или иные характеристики кластеров, составляющие основу их типологии, важные для проведения конкретного анализа и достижения конкретной цели исследования.
Таблица 1
Основные определения «кластера» (выборка)
Определение Автор / источник
Определение экономической категории «кластер»
Кластер — географическая концентрация взаимосвязанных компаний и организаций в конкретной области М. Портер [11]
Кластеры — группы взаимосвязанных производств, функционирующих в определенной местности М. Дельгадо, М. Портер, С. Штерн [12]
Кластер — группа фирм, связанных с ними экономических субъектов и институтов, которые расположены рядом друг с другом и достигают достаточного масштаба для развития специальных знаний, услуг, ресурсов, поставщиков и навыков Совет по конкурентоспособности США [13]
Кластер — тенденция фирм схожих типов бизнеса концентрироваться близко друг к другу, хотя и без какой-либо важной причины присутствия именно в данной области С. Кроуч, Х. Фаррелл [14]
Кластер — это концентрация фирм, способных к синергии от их географической близости и независимости, хотя их масштабы занятости могут и не быть значительными С. Розенфельд [15]
Кластеры — группы фирм в рамках одной отрасли, базирующиеся в одной территориальной Г. Сванн, М. Превезер [16]
Кластеры — большие группы фирм смежных отраслей, сконцентрированных в одном месте Г. Сванн, М. Превезер [17]
Кластеры — сеть производителей сильно взаимосвязанных фирм (включая специализированных поставщиков), связанных между собой в цепочке производства добавленной стоимости Т. Роэландт, П. Гертог [18]
Кластер — это временная локализованная группа специализированных субъектов экономики оптимального состава с участием государственных органов. Кластер обладает полной самостоятельностью и выступает как способ инновационного развития определенной сферы экономики, основанный на принципах кооперации и конкуренции в условиях воздействия факторов внутренней и внешней среды Е. В. Поклоно-ва, И. П. Заго-ра [19]
Кластер — эффективное сосредоточение взаимосвязанных конкурирующих фирм по видам экономической деятельности, образующих такое золотое сечение всей экономической системы государства, которое обеспечивает сильные конкурентные позиции на региональном, национальном и международном рынках А. А. Мигранян [20]
Кластеры — сложные экономические системы, включающие взаимосвязанную совокупность экономических субъектов, таких как промышленные предприятия, объединенные общим производственным циклом, а также организации, оказывающие вспомогательные услуги (банки, консалтинговые и маркетинговые организации, научно-исследовательские и образовательные учреждения, страховые компании и т. д.) Ю. В. Вертакова, И. Е. Рисин [21]
Определение экономической категории «региональный кластер»
Региональный кластер — это промышленный кластер, в котором фирмы-члены находятся в непосредственной близости друг к другу М. Энрайт[22]
Региональный промышленный кластер — кластер, элементы которого имеют общее региональное расположение, где регион выступает как территория, рынок труда или другая функциональная экономическая единица Э. Бергман, Э. Фезер [23]
Региональный кластер — объединение фирм, университетов и других организаций, связанных в конкретной производственной области в данном регионе. Синергия в кластере достигается в условиях конкуренции и через кооперацию между участниками Н. Н. Семенова [24]
Региональный кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных по совокупности экономических интересов и/или функциональному признаку и обеспечивающих получение синергетического эффекта от взаимодействия, обусловленного наращиванием исходных конкурентных преимуществ Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положен-цева [25]
Определение экономической категории «инновационный кластер»
Инновационные кластеры — это группа независимых предприятий (инновационные стартапы, малые, средние и крупные предприятия, а также научно-исследовательские организации, работающие в конкретной отрасли региона и направленные на стимулирование инновационной деятельности путем стимулирования интенсивного взаимодействия, совместного использования средств обмена знаниями и опытом, а также путем содействия эффективной передачи технологий и распространения информации среди предприятий кластера) Сообщество государственной помощи в исследованиях, развитии и инновациях [26]
Инновационный кластер — это большое количество взаимосвязанных промышленных и/или сервисных компаний, имеющих высокую степень сотрудничества, как правило, через цепочки поставок и операций в одинаковых рыночных условиях Дж. Симми, Дж. Сенни [27]
Определение экономической категории «экономический кластер»
Экономические кластеры — это не просто связанные и поддерживающие друг друга предприятия и институты, а скорее связанные и поддерживающие друг друга институты, которые наиболее конкурентоспособны в силу своих взаимоотношений Э. Фезер [28]
Экономические кластеры представляют собой группы связанных предприятий и организаций в отраслях промышленности, чье совместное сотрудничество обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество Кластерные инициативы Юты, США [29]
Экономический кластер — это густая сеть компаний и институтов, сконцентрированных в одной географической области. Экономические кластеры, которые основаны на базе уникальных региональных активов, для достижения своих целей создают структуру «лягушачьего шага» Институт Реута, Израиль [30]
Составлено: с использованием [31].
В дополнение к проведенному анализу отметим, что, на наш взгляд, достаточно успешная систематизация различных подходов к типологии кластеров проведена Е. В. Бородкиной и И. Е. Рисиным [32]. Эти авторы обобщают имеющиеся классификации, выделяя некоторые продуктивные моменты и дополняя их. Они справедливо отмечают, что единой типологии кластеров нет, каждый классификационный признак основан на том или ином аспекте функционирования кластеров.
С нашей точки зрения, которая базируется на анализе отечественной и зарубежной литературы, в том числе нормативно-правовых и нормативно-методических разработок, изучении имеющегося в России и других странах опыта реализации кластерных инициатив, весьма важное значение имеет еще одна классификация кластеров, пока не нашедшая явного отражения в литературе. Речь идет о таком признаке, как способность кластера влиять на темпы экономического роста. В конечном итоге, об этом говорил и М. Портер, увязывая кластеры с конкурентоспособностью, которая создает предпосылки для экономического роста. Но саму эту связь он не показал, хотя она, по нашему мнению, имеет приоритетное значение.
Как указывалось выше, кластеры всегда ассоциируются с территориальной концентрацией хозяйственной деятельности, более активным организационным и производственно-кооперационным взаимодействием, некоторым обособлением от других экономических субъектов (кластер считается одной из форм концентрации капитала и формирования интеграционного предпринимательского объединения) и др. Это дает право рассматривать их как самостоятельный объект изучения и управления (в том числе воздействия со стороны публичной власти в рамках самостоятельной кластерной политики). В то же время в имеющихся разработках постулируется не имеющий строгого эмпирического и теоретического подтверждения тезис об однозначно прогрессивном и значительном воздействии кластеров на социально-экономическую систему региона и страны в целом. Однако опыт показывает, что это не всегда так. «Сила» воздействия кластера на экономику может быть различной.
В этой связи нами выделены следующие типы кластеров.
1. Наиболее значимыми для экономики региона являются пропульсивные кластеры.
Темпы роста производства добавленной стоимости внутри пропульсивного кластера значительно выше, чем в некластеризованной части экономики. В результате их деятельности общие темпы роста экономики региона возрастают, она получает импульс к развитию. За счет мультипликативного эффекта деятельности таких кластеров возможно ускорение развития социально-экономической системы региона в целом. Такого рода кластеры также именуются в литературе (термин предложен Ф. Перру) «полюсами роста».
Общая теория Ф. Перру является совокупностью трех концепций: доминирующей экономики, гармонизированного роста, всеобщей экономики. Как указывает М. Г. Световцева [33], отправной пункт теории Ф. Перру [34] — «эффект доминирования», состоящий в изменении сущности и форм отношений между экономическими единицами. Этот эффект приводит к «поляризации производства» вокруг отрасли, где экономические единицы ведут себя как части единого целого («макроединицы»). В итоге стихийная «агрессивная» конкуренция исчезает, а совокупная эффек-
тивность действий партнеров возрастает. Подобную ^ отрасль можно называть пропульсивной. =п
Ведущая, или пропульсивная, отрасль, с точки х зрения основоположника теории поляризованного ш развития Ф. Перру, это отрасль, которая имеет вы- х сокую степень взаимодействия с другими и является ^ доминирующей в этом взаимодействии, т. е. облада- ^ ющей свойством пропульсивности. Процесс развития взаимодействия между пропульсивными отраслями и/ ^ или предприятиями, его многоуровневая структуриза- к ция называется поляризацией. Полюс превращается =Ц в центр по мере развития в нем различной инфра- < структуры и производства. За счет такого гармонич- ^ ного развития собственно производственные отрас- ^ ли такого «полюса роста» органически вписываются ^ в экономику окружающего района. 2
Следовательно, полюс роста через ключевые (пропульсивные) отрасли будет связывать отдельные элементы территории в единую производственно-экономическую систему. Важно подчеркнуть, что, по мнению Ф. Перру, в отношениях между элементами полюсов роста присутствует не только горизонтальное взаимодействие, но и вертикальное (пусть и выраженное в мягкой форме). Это близко к трактовке ядерно-периферических взаимосвязей в кластерах. Ф. Перру [35] выделяет так называемые группы, или «макроединицы». Группа — это объединение неравных экономических единиц, в которых сложились иерархические отношения. Устойчивыми являются группы, образовавшиеся вокруг увлекающей единицы (по сути — ядра кластера), которая обладает силой и возможностью менять структуру, тип организации других единиц, их темпы роста и т. д.
За счет такого разделения ролей между субъектами группы одни из них, развивающиеся более высокими темпами, как бы «тянут за собой» других участников. Следовательно, в данном случае можно говорить о создании пропульсивного кластера. Под пропульсивностью в данном контексте нами подразумевается сила развития, которая сама движет вперед обладающего ею субъекта, а также ускоряет развитие других связанных с ним субъектов. Т. е. «пропульсив-ность» — это эффект создания силы экономического роста, приводящей к развитию всей совокупности взаимодействующих хозяйствующих субъектов.
В то же время рассматриваемый нами импульс регионального роста является потенциальным. Эффект мультипликации может не наблюдаться (что не меняет классификации такого рода кластеров как пропульсив-ных), например, в случае создания «изолированных» от региональной социально-экономической системы экспортоориентированных кластеров сборочных машиностроительных производств (реализующих технологию так называемой отверточной сборки). Тем не менее и в этом случае наблюдается пропульсивное воздействие кластера на экономику региона за счет возрастания темпов прироста ВРП, среднего размера заработной платы занятого населения, увеличения объемов налоговых отчислений в бюджет и т. д.
Для разделения рассмотренных двух видов про-пульсивных кластеров мы предлагаем условно именовать их «пропульсивно-мультиплицирующими» и «пропульсивно-изолированными». При этом отметим, что с течением времени возможно превращение про-пульсивно-изолированного кластера в пропульсивно-мультиплицирующий. Это, например, может произойти в случае создания в регионе кластера на основе привлечения крупных зарубежных инвестиций в «точечный» проект создания комплекса взаимосвязанных
^ производств, которые постепенно, под влиянием мо-
1 тивов экономической целесообразности (логистиче-х ская экономия) и целенаправленной государственной ш политики (требования локализации производства), ^ проходят эволюцию от изолированного к мульти-х плицирующему пропульсивному кластеру. Примерно
2 такая картина наблюдалась в России в отношении ^ Санкт-Петербургского и Калужского автомобильных ^ кластеров.
к 2. Следующим типом кластеров в рамках предлагаемой нами классификации являются кластеры ^ нейтральные.
^ Их темпы экономического роста сопоставимы ^ (с учетом наблюдаемых естественных флуктуаций и ^ имеющихся различий в темпах роста по фазам жиз-
3 ненного цикла отдельных производств и комплексов) с темпами роста регионального хозяйственного комплекса. Ускорения развития за счет непосредственно собственной деятельности такие кластеры не создают. Это не означает, что формирование и развитие таких кластеров неэффективно с позиций целей и задач управления экономической системой на мезо- и макроуровнях. Почему?
Во-первых, кластерообразование приводит к проявлению положительных синергетических эффектов за счет роста связности хозяйственной системы, повышения ее устойчивости, возрастания уровня инно-вационности, диверсификации видов экономической деятельности, вовлечения в оборот новых ресурсов (в том числе хозяйственного освоения новых территорий) и т. д.
Во-вторых, изначально нейтральные кластеры с течением времени могут трансформироваться в про-пульсивные. Например, нейтральность является характерным свойством для всех кластеров на начальных стадиях их формирования (говорить о мультипликативном воздействии протокластера на региональную экономику, очевидно, нельзя, но это не исключает необходимости выявления протокластеров и оказания им целенаправленной поддержки со стороны государства).
В-третьих, социально-экономическая система может и должна оцениваться не только с позиций ее динамических количественных характеристик (например, темпа увеличения ВРП), но также статических и структурных. Воздействие нейтральных кластеров на улучшение статических характеристик состоит в большей занятости, производстве большего объема продукции и услуг в регионе и т. д. Т. е. даже будучи «нейтральными», кластеры экстенсивно увеличивают объем производства в региональной и национальной экономике (в случае пропульсивных кластеров имеет место интенсивное увеличение).
По нашему мнению, для России с учетом значительного объема недоиспользуемых ресурсов экстенсивный экономический рост не менее важен, чем интенсивный. Особенно на региональном уровне, в связи с наблюдаемой значительной дифференциацией региональных социально-экономических систем. Кроме того, даже не влияя на объемные характеристики экономики, нейтральные кластеры, как правило, инициируют в ней положительные структурные сдвиги, например, за счет инкорпорирования инновационных технологий, внедрения новых стандартов управления и социальной ответственности, производства более современной и востребованной продукции и т. д.
3. Очевидно, что могут сформироваться и «догоняющие» кластеры, темпы роста которых относительно региональной экономики в целом более низкие.
Такое отставание может быть обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, если мы рассматриваем динамично развивающийся регион, темпы экономического роста которого значительно опережают среднестрановые (и, возможно, среднемировые), то при реализации в таком регионе успешного на других территориях (где он являлся бы пропульсивным) типового кластерного проекта может дать основания для классификации его как «догоняющего». В силу того, что темп роста — не единственная и не определяющая характеристика социально-экономического развития, такого рода кластеры могут признаваться вполне успешными, несмотря на то что по количественному признаку может высказываться критика относительно их эффективности и целесообразности формирования и развития.
Во-вторых, кластер, как и всякая сложная социально-экономическая система, с течением времени развивается в логике определенной последовательности этапов жизненного цикла. Периоды бурного роста кластера закономерно сменяются периодами замедления и даже стагнации (примером такого рода стагнирующего кластера является сформированный еще во времена СССР текстильный в Ивановской области). При стабильно низких показателях такого рода кластера, безусловно, эффективной мерой будет его разрушение в том виде, в котором он существует (перепрофилирование, помощь в инновационно-технологическом обновлении производства и др.).
Однако такого рода действия, абсолютно оправданные с позиций догматов неолиберальной экономико-теоретической парадигмы, неприемлемы с позиций социально-экономических (Конституцией Российской Федерации задан приоритет социально-ориентированной модели экономики в нашей стране). В этой связи такого рода догоняющим кластерам, находящимся на завершающем этапе жизненного цикла, может оказываться — в течение достаточно длительного времени — поддержка, продлевающая их существование, направленная на сохранение социальной стабильности в регионе.
Вместе с тем следует учитывать «нелинейность» социально-экономической системы, отсутствие однозначно заданных линейно-возрастающих долгосрочных и среднесрочных трендов ее развития. В случае изменения ситуации (резкая девальвация национальной валюты, внешнеполитические ограничения и экономические санкции и т. п. — то, что мы наблюдаем в течение последних 2 лет в России) те кластеры, которые ранее позиционировались как «догоняющие», могут изменить свой статус. В этой связи следует осторожно относиться к принятию решений об их ликвидации, базируясь на слабо проработанных доводах о том, что они (в какие-то периоды своей исторической эволюции) тормозят экономический рост.
Таким образом, каждый кластер характеризуется определенным сочетанием конкретных характеристик, которые мы предлагаем классифицировать по различным критериям, представленным в табл. 2. Указанная классификация кластеров не означает, что каждый кластер относится только к одной из указанных групп. Напротив, любой кластер характеризуется сочетанием всех признаков, причем в различных сочетаниях.
В развитие указанных соображений отметим, что с учетом предложенной нами классификации, на наш взгляд, достаточно логичной с теоретических позиций, ее использование в практической кластерной политике может быть связано с затруднениями. Дело в том, что кластеризация экономического про-
Таблица 2 т
Классификация кластеров
Классификационный признак Тип кластера по выделенному признаку
По степени формализации • Формальные; • неформальные
По происхождению • Спонтанно возникшие; • искусственно сформированные
По степени реализации потенциала • Действующие; • латентные; • потенциальные
По масштабу • Глобальные; • межстрановые; • национальные; • межрегиональные; • региональные; • местные (локальные)
По отраслевой принадлежности • Внутриотраслевые; • отраслевые; • межотраслевые (в том числе секторальные)
По характеру доминирующей технико-технологической связи • Вертикальные; • горизонтальные
По объекту концентрации производства и капитала • Сфокусированные — с явно выраженным ядром в виде отрасли, группы предприятий, предприятия; • диверсифицированные — без явно выраженного ядра, с относительно равномерным распределением капитала и производств по видам деятельности, отраслям, сегментам рынка и пр.
По характеру доминирующей организационно-экономической связи • Рыночные — объединяющие совокупность малых или средних предприятий, использующих одни и те же территориально локализованные ресурсы; • квазирыночные — с доминированием одной крупной фирмы, привлекающей малые и средние предприятия на основе субконтрактации, аутсорсинга и т. п.; • административные — создаваемые государством для реализации своих функций
По уровню конкурентоспособности • Международный; • национальный; • региональный; • местный
По степени инновационности • Инновационные; • традиционные
По фазе развития • Прогнозируемый кластер; • агломерация; • развивающийся кластер; • зрелый кластер; • распадающийся кластер
По потенциальной способности влиять на темпы экономического роста • Пропульсивный, в том числе пропульсивно-мультиплицирующий и пропульсивно-изолированный; • нейтральный; • догоняющий
Составлено с использованием: Бородкина Е. В., Рисин И. Е. Государственное управление процессами кластеризации социально-экономического пространства региона. Воронеж: ВГПУ, 2011.
странства далеко не всегда происходит в границах административно-территориального деления страны. Следовательно, при формировании, например, про-пульсивных кластеров сила их импульса может направляться не на территории, требующие поддержки (с позиций достижения целей государственных органов), а на высокоразвитые районы.
В результате, один и тот же кластер при его рассмотрении на различных уровнях иерархии национальной экономики будет классифицирован различным образом. Такая противоречивость оценки, безусловно, негативно скажется на мерах его поддержки, они окажутся несогласованными и по этой причине не-
достаточно эффективными. С другой стороны, в этом случае можно говорить о другой форме интеграции, некластерной, когда возникают устойчивые связи между предприятиями, локализованными в территориально разобщенных центрах экономической активности. И эта форма интеграции также способствует экономическому росту, хотя и не на уровне региона, а на уровне национальной экономики в целом.
Отмеченный эффект возможного «территориального переноса» экономических выгод кластеризации еще более усиливается в связи с узаконением создания в России консолидированных групп налогоплательщиков. Такие группы пока что создают крупные
g компании: «Газпром», «Роснефть», «Северсталь» и i др. Но данный механизм потенциально может быть s использован и в кластерах. По данным Министерства ш финансов Российской Федерации, из-за деятельности х консолидированных групп налогоплательщиков про-х изошло существенное перераспределение доходов s между регионами: в 2014 г. у 53 российских регионов i поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 ^ млрд руб., но при этом у 32 — снизились, причем к на гораздо большую сумму — на 127 млрд руб. Т. е.
нетто-эффект для бюджетов оказался отрицательным ^ и превысил 65 млрд руб.
^ Еще одна проблема, с которой могут столкнуть-^ ся власти при реализации кластерной политики и g стимулировании создания, поддержке развития про-s пульсивных кластеров, — нехватка ресурсов на территориях их локализации. В качестве примера такого рода можно привести ситуацию с автосборочным заводом «Фольксваген», построенным в Калужской области: в первый период его работы руководство компании было вынуждено организовать служебную развозку (до и после смены) рабочих фактически по территории всей области по причине физического отсутствия необходимого количества достаточно квалифицированных и мотивированных (дисциплинированных) рабочих в месте локализации предприятия и окрестных районах. Для предупреждения такого рода проблем необходимо комплексное управление процессами кластеризации для получения максимального положительного эффекта.
По нашему мнению, кластерная политика должна быть сопряжена с программами и стратегиями регионального развития. Перераспределение инвестиций в пропульсивные кластеры будет способствовать си-нергическому эффекту и приведет не только к росту экономики региона, но и к улучшению социальных показателей, повышению уровня жизни населения.
Таким образом, все многообразие кластеров, описываемое указанными нами признаками, допускает множество отличающихся друг от друга сочетаний. Это предъявляет к органам власти и управления требование индивидуального подхода к каждому из образуемых или функционирующих кластеров [36; 37]. Несмотря на это, при разработке механизма государственного влияния на процессы кластерообразования необходимо использовать достаточно стандартизированный инструментарий [38; 39]. На практике следует при его разработке исходить из одного признака или ограниченного сочетания приоритетных признаков, имеющих наибольшее значение для конкретного региона.
Литература
1. Попов А. И., Плотников В. А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 197-209.
2. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Перспективы импор-тозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.
3. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development // Regional Research of Russia. 2013. Vol. 3, N 1. P. 89-95.
4. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Щедрин А. В., Хлынин М. Ю. Кластеризация регионального пространства: опыт Курской области // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 3 (21). С. 98-104.
5. Рисин И. Е. Целевая функция и эффекты региональной кластерной политики // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). С. 60-64.
6. Горелова Я. С. Развитие понятия «кластер» в научной литературе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 134-136.
7. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. Алгоритм кластеризации регионального экономического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 1 (235).
8. Бородкина Е. В. Управление процессами кластеризации социально-экономического пространства региона: Дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2010. 187 с.
9. Кластерный механизм управления региональным развитием и налогообложение кластерных структур / Л. И. Кайшева, Р. А. Кулик, Н. Н. Волкова, М. И. Левкивский, Е. М. Козаченко, Т. В. Сахно: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.confcontact.com/dec/KajEk. htm. (Дата обращения: 11.09.2015).
10. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
11. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. 1998. N 76 (6). P. 77-90.
12. Delgado M., Porter M., Stern S. Clusters, Convergence, and Economic Performance. National bureau of economic research. July, 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w18250.pdf.
13. Report of the US Council on Competitiveness // Innovation America — Cluster-Based Strategies for Growing State Economies, Washington, DC: National Governors Association Hall of the States, 2007. 44 p.
14. Crouch C., P. Le Gales, Trogilia C., Voelzkow H. Local Production Systems in Europe: Rise or Demise? Oxford: Oxford University Press, 2001. 286 p.
15. Rosenfeld S. A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development // European Planning Studies. 1997. N 5 (1). P. 3-23.
16. Swann G. M. P., Prevezer M. A comparison of the dynamics of industrial clustering in computing and biotechnology // Research Policy. 1996. Vol. 25, N 7. P. 1139-1157.
17. Swann G. M. P., Prevezer M., Stout D. (eds) The Dynamics of Industrial Clustering. International Comparisons in Computing and Biotechnology. Oxford: Oxford University Press, 1998. 347 p.
18. Boosting Innovation: The Cluster Approach. Paris: OECD, 1999. 427 p.
19. Поклонова Е. В., Загора И. П. Новые инструменты формирования регионального кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 5 (236). С. 9-16.
20. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник Киргызско-Российского Славянского университета. 2002. Т. 2, № 3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krsu.edu.kg/vest-nik/2002/v3/a15.html.
21. Vertakova Yu. V., Risin I. E. Clustering of Socio-Economic Space: Theoretical Approaches and Russian Experience // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 27. P. 538-547.
22. Enright M. Regional clusters and economic development: a research agenda // U. Staber, N. Schaefer, B. Sharma (eds) Business Networks. Prospects for Regional Development. Berlin: Walter de Gruyter, 1996. P. 190-213.
23. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications // The Web Book of Regional Science / Ed. S. Loveridge. Morgantown, WV: Regional Research Institute, West Virginia University, 1999. 132 p.
24. Семенова Н. Н. Форсайт в условиях глобализации // Информационное общество. Вып. 5. 2008. С. 112-125.
25. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. Кластерно-ориен-тированная политика развития экономического пространства регионов России // Кластерная структура экономики промышленности / Под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 300 с.
26. Community Framework for State Aid for Research and Development and Innovation // Official Journal of the European Union, 2006. 30.12.2006: [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://www.vutbr.cz/en/research-and-development/legislation/legislation-f19468/communi-ty-framework-for-state-aid-for-r-d-and-innovation-d48612/ community-framework-for-state-aid-for-r-d-and-innovation-p41742.
27. Simmie J., Sennett J. Innovation in the London metropolitan region // D. Hart, J. Simmie, P. Wood, and J. Sennett (eds) Innovative clusters and competitive cities in the UK and Europe. Working Paper N 182. Oxford Brookes School of Planning, 1999.
28. Feser E. J. Old and new theories of industry clusters // M. Steiner (ed.) Clusters and Regional Specialisation. On Geography, Technology and Networks. London: Pion, 1998. P. 18-40.
29. Utah's economic cluster initiative: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://business.utah.gov/targeted-indus-tries/economic-clusters.
30. Economic Cluster. Regional Leapfrogging. The Reut Institute. Israel: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. reut-institute.org/Publication.aspx?PublicationId=3753.
31. Череповская Н. А. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах: Дисс. ... канд. экон. наук. Белгород, 2013. 21 с.
32. Бородкина Е. В., Рисин И. Е. Государственное управление процессами кластеризации социально-экономического пространства региона. Воронеж: ВГПУ, 2011. 158 с.
33. Световцева М. Г. Управление формированием экономического ядра региона: Дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004. 270 с.
34. Perroux F. Note sur la notion de pôle de croissance // Économie appliquée. 1955. N 8. P. 307-320.
35. Perroux F. Dialogue des monopoles et des nations: équili-breou dynamique des unités actives? Grenoble, Presses universitaires de Grenoble, 1982. 473 p.
36. Положенцева Ю. С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4 (43). Ч. 3. С. 31-38.
37. Рисин И. Е., Трещевский Д. Ю. Типологизация инновационного развития регионов России на основе поэтапной кластеризации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 1. С. 20-27.
38. Рисин И. Е. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации. Воронеж: ВГПУ, 2014. 112 с.
39. Положенцева Ю. С., Вертакова Ю. В. Управление пространственным социально-экономическим развитием территорий. Курск: ЮЗГУ, 2015. 217 с.
References
1. Popov A. I., Plotnikov V. A. Vybor novoy modeli razvitiya i modernizatsiya: osnovy perekhoda k innovatsionnoy eko-nomike [Selection of a new model of development and modernization: the basis of the transition to an innovative economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2012, no. 2, pp. 197-209.
2. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Perspektivy importozame-shcheniya v vysokotekhnologichnykh otraslyakh promyshlen-nosti [The prospects of import substitution in high-tech industries]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF, 2014, no. 27 (545), pp. 7-19.
3. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development. Regional Research of Russia, 2013, vol. 3, no. 1, pp. 89-95.
4. Vertakova Yu. V., Polozhentseva Yu. S., Shchedrin A. V., Khlynin M. Yu. Klasterizatsiya regional'nogo prostranstva: opyt Kurskoy oblasti [Clustering regional space: The experience of the Kursk region]. Vestnik OrelGIET [Bulletin of the Orel State Institute of Economics and Commerce], 2012, no. 3 (21), pp. 98-104.
5. Risin I. E. Tselevaya funktsiya i effekty regional'noy klasternoy politiki [The objective function and the effects of the regional cluster policy]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie, 2014, no. 2 (25), pp. 60-64.
6. Gorelova Ya. S. Razvitie ponyatiya «klaster» v nauchnoy m literature [The development of the concept of "cluster" in m the scientific literature]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo ° gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2014, no. ol 6, pp. 134-136. g
7. Vertakova Yu. V., Polozhentseva Yu. S. Algoritm klasterizatsii x regional'nogo ekonomicheskogo prostranstva [Clustering al- ^ gorithm of regional economic space]. Nauchno-tekhnicheskie i vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekh- 2 nicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific ® and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical ^ University. Economic Sciences], 2016, no. 1 (217). ^
8. Borodkina E. V. Upravlenie protsessami klasterizatsii sot- m sial'no-ekonomicheskogo prostranstva regiona. Kand ekon. ^ nauk diss. [Clustering process management of the regional ^ social and economic space. Cand econ. sci. diss.]. Voronezh, ^ 2010. 187 p. §
9. Kaysheva L. I., Kulik R. A., Volkova N. N., Levkivskiy M. I., Kozachenko E. M., Sakhno T. V. A cluster mechanism of regional development management and the taxation of cluster structures. Available at: http://www.confcontact.com/ dec/KajEk.htm. Accessed September 11, 2015. (in Russ.).
10. Porter M. E. Competitive strategies: Techniques for analyzing industries and competitors. New York, Free Press Publ.,
1998. 397 p. (Russ. ed.: Porter M. Konkurentnye strategii: metodika analiza otrasley i konkurentov. Moscow, Al'pina Publ., 2011. 454 p.).
11. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 6, pp. 77-90.
12. Delgado M., Porter M., Stern S. Clusters, convergence, and economic performance. National Bureau of Economic Research. July, 2012. Available at: http://www.nber.org/ papers/w18250.pdf.
13. Report of the US Council on Competitiveness. Innovation America - Cluster-Based Strategies for Growing State Economies. Washington, DC, National Governors Association Hall of the States, 2007. 44 p.
14. Crouch C., P. Le Gales, Trogilia C., Voelzkow H. Local production systems in Europe: Rise or demise? Oxford, Oxford University Press Publ., 2001. 286 p.
15. Rosenfeld S. A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development. European Planning Studies, 1997, vol. 5, no. 1, pp. 3-23.
16. Swann G. M. P., Prevezer M. A comparison of the dynamics of industrial clustering in computing and biotechnology. Research Policy, 1996, vol. 25, no. 7, pp. 1139-1157.
17. Swann G. M. P., Prevezer M., Stout D., eds. The dynamics of industrial clustering. International comparisons in computing and biotechnology. Oxford, Oxford University Press Publ., 1998 . 347 p.
18. Boosting innovation: The cluster approach. Paris, OECD,
1999. 427 p.
19. Poklonova E. V., Zagora I. P. Novye instrumenty formirovaniya regional'nogo klastera [New tools of formation of regional clusters]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika, 2012, no. 5 (236), pp. 9-16.
20. Migranyan A. A. Teoreticheskie aspekty formirovaniya kon-kurentosposobnykh klasterov v stranakh s perekhodnoy ekonomikoy [Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with economies in transition]. Vestnik Kirgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University], 2002, vol. 2, no. 3. Available at: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/ v3/a15.html.
21. Vertakova Yu. V., Risin I. E. Clustering of socio-economic space: Theoretical approaches and Russian experience. Procedia Economics and Finance, 2015, vol. 27, pp. 538-547.
22. Enright M. Regional clusters and economic development: A research agenda. Business networks. Prospects for regional development. Berlin, Walter de Gruyter Publ., 1996, pp. 190-213.
23. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and regional clusters: Concepts and comparative applications. The Web Book of Regional Science. Morgantown, WV, Regional Research Institute, West Virginia University, 1999. 132 p.
24. Semenova N. N. Forsayt v usloviyakh globalizatsii [Foresight in the context of globalization]. Informatsionnoe obshchest-vo, 2008, no. 5, pp. 112-125.
m 25. Vertakova Yu. V., Polozhentseva Yu. S. Klasterno-orien-□c tirovannaya politika razvitiya ekonomicheskogo prostranstva regionov Rossii [Cluster-based policy of economic space development of regions of Russia]. Klasternaya struktura cl ekonomiki promyshlennosti [Cluster structure of industrial economics]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. Publ., 2014. x 300 p.
q 26. Community framework for state aid for research and dei velopment and innovation. Official Journal of the European 2 Union, 2006. 30.12.2006. Available at: http://www.vutbr.cz/ en/research-and-development/legislation/legislation-f19468/ ^ community-framework-for-state-aid-for-r-d-and-innovation-d48612/community-framework-for-state-aid-for-r-d-and-m innovation-p41742.
^ 27. Simmie J., Sennett J. Innovation in the London metropolitan ^ region. Innovative clusters and competitive cities in the ^ UK and Europe. Oxford Brookes School of Planning, 1999. (Working Paper no. 182).
28. Feser E. J. Old and new theories of industry clusters. Clusters and regional specialisation. On geography, technology and networks. London, Pion Publ., 1998, pp. 18-40.
29. Utah's economic cluster initiative. Available at: http:// business.utah.gov/targeted-industries/economic-clusters. Accessed January 08, 2015.
30. Economic cluster. Regional leapfrogging. The Reut Institute. Israel. Available at: http://www.reut-institute.org/Publication. aspx?PublicationId=3753.
31. Cherepovskaya N.A. Prioritety i formy realizatsii klasternoy politiki v rossiyskikh regionakh. Kand. ekon. nauk diss. Avtoref. [Priorities and forms of realization of cluster policy in Russian regions. Cand. econ. sci. diss. Synopsis]. Belgorod, 2013. 21 p.
32. Borodkina E. V., Risin I. E. Gosudarstvennoe upravlenie protsessami klasterizatsii sotsial'no-ekonomicheskogo prostranstva regiona [State management of clustering processes
of regional social and economic space]. Voronezh, VSPU Publ., 2011. 158 p.
33. Svetovtseva M. G. Upravlenie formirovaniem ekonomicheskogo yadra regiona. Kand. ekon. nauk diss. [Management of formation of regional economic core. Cand. econ. sci. diss.]. Voronezh, 2004. 270 p.
34. Perroux F. Note sur la notion de pôle de croissance [Note on the concept of growth pole]. Économie appliqué, 1955, no. 8, pp. 307-320.
35. Perroux F. Dialogue des monopoles et des nations: équili-breou dynamique des unités actives? [Dialogue of monopolies and nations on dynamic equilibrium of active units?]. Grenoble, Presses universitaires de Grenoble, 1982. 473 p.
36. Polozhentseva Yu. S. Klasternyy podkhod k analizu inno-vatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii [The cluster approach to the analysis of innovative development of the Russian Federation]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Southwestern State University], 2012, no. 4 (43), pt. 3, pp. 31-38.
37. Risin I. E., Treshchevskiy D. Yu. Tipologizatsiya innovat-sionnogo razvitiya regionov Rossii na osnove poetapnoy klasterizatsii [Typology of innovative development of Russian regions on the basis gradual clustering]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Bulletin of the Southwestern State University. Ser.: Economics. Sociology. Management], 2011, no. 1, pp. 20-27.
38. Risin I. E. Regional'naya klasternaya politika: soderzhanie i mekhanizm realizatsii [Regional cluster policy: Content and implementation mechanism]. Voronezh, VSPU Publ., 2014. 112 p.
39. Polozhentseva Yu. S., Vertakova Yu. V. Upravlenie prostranst-vennym sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem territoriy [Management of spatial socio-economic development of territories]. Kursk, Southwestern State Univ. Publ., 2015. 217 p.
Издания САУ
Научный журнал
ISSN 2219-6242
Социология и право
Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.
Журнал включен в новый перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ от 01.12.2015 г.
Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.
Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.
Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.
С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.
По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство САУ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected]. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
№ 1 (18).2013