УДК 332.133.42:339.138
Н.Д. ЛУКЬЯНЧЕНКО, д-р экон. наук, зав. кафедрой управления персоналом и экономики труда, e-mail: [email protected],
Т.В. ИБРАГИМХАЛИЛОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и логистики, e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ АСПЕКТ
Проведено исследование подходов к типологизации территорий как к методу исследования их социально-экономического развития, предложена классификация регионов с учетом маркетингового подхода (на основе различных маркетинговых стратегий привлекательности).
Ключевые слова: типологизация, территория, социально-экономическое развитие, маркетинговые стратегии, привлекательность, регион, страна.
Lukyanchenko N.D., Ibragim-khalilova T.V. Typology as a method of researching the social and economic development of territories: marketing aspect.
The article studies the approaches to the typology of territories as a method for studying the social and economic development of the territory, proposes the classification of regions taking into account the marketing approach (based on various marketing attractiveness strategies).
Keywords: typology, territory, social and economic development, marketing strategies, attractiveness, region, country.
В современных условиях социально-экономическое развитие территорий базируется на принципах устойчивого развития, исследование которых предопределит рост экономики и улучшение качества жизни человека в гармонии с природной средой и недопущение истощения ее ресурсов. Именно гармоничное развитие общества и окружающей его природной среды должно лежать в основе территориального развития и программ, определяющих формирование эффективной пространственной структуры экономики территории при соблюдении баланса интересов всех их субъектов. Процесс разработки и внедрения данных программ сложен и индивидуален и обусловлен, с одной стороны, специфичностью особенностей территориальных социально-экономических систем и векторов их развития, а с другой - территориальными диспропорциями, возникающими независимо от размеров, экономического потенциала, экологической ситуации и политической системы.
Вопросы территориальной индивидуальности регионов, типологизации и
© Н.Д. Лукьянченко,
Т.В. Ибрагимхалилова, 2018
ранжирования территорий на основе характеристик имиджа и репутации, конкурентоспособности регионов, проблемы центра и периферии в региональном развитии рассматривали И.С. Волжанина [1, 3], О.В. Грицай [4], Ю.К. Перский, Н.Я. Калюжнова [5], С.А. Кузнецова [6], Д. Сэпик [7], Хайнс Арндт [8], Дед-ли Сирс [9], Энн Осборн Крюгер [10].
Значительное количество публикаций отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего исследования этих вопросов.
Цель статьи состоит в исследовании типологизации территорий на основе маркетингового аспекта, учитывающего, с одной стороны, критерий административно-территориальных границ территорий (страна, регион, город), а с другой - специфику социально-экономического развития с учетом критерия дифференцированного маркетинга по привлекательности сегмента для инвестиционной деятельности как научного метода исследования социально-экономического развития территорий.
Хайнс Арндт [8] под социально-экономическим развитием понимал комплексный характер преобразований, охватывающих глубокие изменения в технической, экономической, социальной, политической, институциональной сферах, в области инфраструктуры, технологий, образования, а также в области главных факторов производства: капитала, природных ресурсов, труда.
Дедли Сирс [9] утверждал, что экономическое развитие имеет результативный характер и в растущей экономике всегда наблюдается процесс сокращения либо ликвидации бедности, неравенства и безработицы, т.е. присутствует социальный аспект.
Директор Стэнфордского Центра исследований экономического развития и политических реформ Энн Осборн Крюгер [10] отмечает, что социально-
экономическое развитие представляет собой рост благосостояния, доходов на душу населения, улучшение качества жизни, повышение степени удовлетворенности основных потребностей всех членов общества.
Таким образом, социально-экономическое развитие - это многовекторный процесс, включающий модернизацию всей экономической и социальной системы, ведущей к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, и, как результат, ускорению экономического роста, сокращению неравенства и ликвидации безработицы.
Следует отметить, что социально-экономическое развитие территорий -это процесс управления качественными изменениями социальной и экономической сфер, который ведет к улучшению уровня жизни населения территорий, то есть дает возможность территориальным органам управления более полно удовлетворять потребности граждан и осуществлять эффективную экономическую деятельность, направленную на формирование благоприятного имиджа территорий.
Современные условия хозяйствования и общемировые тенденции развития территорий определяют необходимость более детального исследования социально-экономического развития территорий, базирующихся не только на методологических приемах математики, статистики, картографии, экономической географии в виде моделей, группировок, графических и логических схем, но и на основе методов научного познания, а именно типологизации. В самом общем виде типологизация (от греч. «отпечаток, форма, образец» и «слово учение») - это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели, то есть результат типологического описания и сопоставления [6].
Территория, как объект экономических исследований, представляет собой не просто носитель природно-ресурсного потенциала, но и место пространственного базирования, проживания, ведения деятельности человека и наличие определенных социальных отношений в различных формах их проявления. Кроме того, это комплекс социально-экономических отношений, существующих на ней, учитывающий историю развития и национальные традиции, особые черты характера и темперамента ее жителей, веками складывающийся тип жизнедеятельности и множество других «нематериальных» факторов.
Таким образом, часть пространства, земной поверхности, обладающая наличием:
границ (геополитических, информационных, экономических, контрактных), определяющих ее размер, конфигурацию, состав;
природных и иных видов ресурсов; возможности формирования среды обитания человека, его материальной основы существования (т.е. территория представляет собой субстрат жизнедеятельности человека);
определенного юридического статуса и соответствующего ему правового режима и будет являться территорией.
О.М. Рой уточняет, что помимо вышеперечисленных признаков территории, самодостаточное территориальное образование должно обладать собственностью, органами легитимной власти, бюджетом и населением [11].
Профессор И.С. Важенина конкретизирует, что отличительным признаком территорий является наличие специфического территориального (регионального) экономического интереса [1], под которым автор понимает побудительные мотивы объективных экономических отношений, связанных со стремлением субъ-
ективного удовлетворения возрастающих потребностей.
Необходимо отметить, что наряду с понятием «территория» в географических, экономических и др. науках фигурирует понятие «регион», ключевым компонентом которого является территория, территориальная целостность, территориальная единица или территориальное объединение, на которой действуют хозяйствующие агенты, и, дополняя территорию социальной конструкцией, регионы выступают активными субъектами хозяйствования [5, а 7].
Анализ специальной литературы позволил выделить ряд признаков, которыми должна быть наделена территория как объект экономических исследований (в т.ч. маркетинга) (рис. 1 ).
Типологизация территорий - это группировка территорий по определённым типам (группам) на основе их общих признаков (или специфических особенностей), отражающих некоторые существенные закономерности возникновения (присущие данной территории), развития и функционирования. Типологизация содействует более глубокому пониманию признаков, свойств, сущности территорий, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
По существу типологизация территорий представляет собой отождествление изучаемых территорий в зависимости от их сходств и различий. Следует подчеркнуть, что принадлежность территории к определенному типу во многом обусловливает модель управления его социально-экономическим развитием.
Анализ подходов, посвященных проблеме типологизации территорий (табл. 1), показал, что большая часть авторов акцентируют внимание на трех критериях, а именно: уровне социально-
Границы - геополитические, информационные, экономические, контрактные
Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства
Власть - означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным структурам
Экономические интересы - осознанное стремление к удовлетворению экономических потребностей (интеллектуальных, имущественных, финансовых)
Бюджет - отношения по мобилизации, распределению и использованию средств, денежного фонда территориального уровня
Рис. 1. Признаки территории как объекта экономических исследований
(в т.ч. маркетинга)
экономического развития, динамичности развития и природно-географических условий.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко исследованы причины территориальных диамет-ральностей, среди них: различия природно-климатических условий; пространственные характеристики; структура производства; экономический потенциал; агломерационные преимущества и недостатки; демографические различия; ряд социально-культурных факторов (степень урбанизации, научный потенциал и др.).
Так, Дж. Фридман [4] и Ф. Котлер [12] основной акцент типологизации делают на социально-экономическом развитии и его динамичном характере; Д. Сэпик [7], используя проблемно-ориентированный характер, выделяет проблемность территориального размещения; К. Гусева [13] степень благоприятности инвестиционного климата считает базовым критерием типологии;
Р. Мартин [16] закладывает критерий инвестиционно-инновационной привлекательности. Типология М. Хейнденриха [15] основана на комбинированном использовании двух критериев - центр-периферии и сервиса. Стоит отметить, что разделение территорий на «депрессивные» или «растущие» не в полной мере отражает конкурентные преимущества, сколько выявление причин, влияющих на определение региона в ту или иную группу.
Таким образом, можно выделить 3 подхода к типологизации территорий на основе пространственного критерия и 8 типов проблем социально экономического развития территорий.
Первый подход предполагает использование в качестве основного типологического критерия - территорию страны. В зависимости от степени экономического развития территории, её маркетинговой привлекательности и пер-
Таблица 1
Типологизация территорий
Название Типы территорий
Страновый Типология Ф. Котлера [12] Территории, умирающие (в состоянии хронического кризиса)
Избранные территории с сильной маркетинговой позицией
Территории, имеющие признаки как расцвета, так и спада
Территории в крайне плачевном состоянии (но имеющие потенциал для возрождения)
Территории оздоровительного преобразования
Региональный Типологизация по степени благоприятности инвестиционного климата К. Гусевой [13] Регионы с сильной и устойчивой реакцией Регионы с маркетинговой стратегией имиджевой привлекательности Регионы с маркетинговой стратегией инвестиционной привлекательности Регионы с маркетинговой стратегией туристической привлекательности Регионы с маркетинговой стратегией социальной привлекательности
Регионы с наиболее слабой рыночной реакцией на проводимые экономические реформы
Регионы, имеющие среднюю или подавленную реакцию на рыночные реформы
Типология Дж. Фридмана [4] Районы-ядра
Депрессивные районы
Растущие районы
Типология Д. Сэпика [7] Растущие мегаполисы
Депрессивные регионы
Сельские регионы с транзитным положением
Изолированные сельские регионы
Сельские регионы вблизи крупных городов
Динамичные городские регионы вне основной зоны экономического развития
Регионы в состоянии экономического перехода
Регионы с неблагоприятным географическим положением
Типологии регионов РФ [14] «Регионы - локомотивы роста»
«Депрессивные регионы»
«Опорные регионы»
Типология М. Хейнденриха [15] Метрополитенские регионы с высокоразвитой сферой услуг
Полупериферийные административные регионы и регионы, специализирующиеся на сфере услуг
Кризисные промышленные регионы
Бедные регионы, специализирующиеся на сфере услуг
Регионы - промышленные центры (ядра)
Промышленная полупериферия
Сельскохозяйственные регионы
Промышленная периферия
Типология Р. Мартина [16] «Регионы - производственные площадки» привлекательные для инвестиций
Регионы - источники увеличения прибыли
«Регионы - центры знаний»
Городской Типология Д. Визгалова [17] Города - лидеры
Развлекательные города
Умные города
Города - посредники, проводники и перекрестки
Города уникального имиджа
Города - предприниматели
спектив группа авторов во главе с Ф. Котлером выделяют:
территории, которые находятся в состоянии хронического кризиса или умирают;
территории, имеющие потенциал для возрождения, однако находятся в плачевном состоянии;
территории, имеющие признаки как спада, так и расцвета;
территории, где уже проведены оздоровительные преобразования;
избранные территории, которые имеют сильные маркетинговые позиции, они привлекательны для новых жителей, бизнесменов и посетителей [12].
Второй подход базируется на внут-ристрановых различиях территорий, т.е. рассматривает регионы на основе учета репутационных характеристик территорий [2, 3].
Необходимо акцентировать внимание, что типология регионов ЕС, базируясь на фундаменте региональной конкурентоспособности, большее внимание уделяет территориям с наиболее трудной социально-экономической ситуацией. В свою очередь, российские региональные классификации акцентируют внимание на территориях с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, а именно: локомотивов, полюсов роста, опорных регионов, точек роста.
Наиболее распространенный вариант классификации регионов ЕС основан на моделях конкурентоспособности, среди которых выделяют:
отстающие регионы, характеризующиеся высокой долей занятости в отраслях с низкой добавленной стоимостью и низкой производительностью труда (сельское хозяйство, многие отрасли промышленности);
регионы с высокой долей занятости в промышленности, которые могут быть как благополучными, так и неблагополучными в зависимости от состояния доминирующих отраслей;
регионы с высокой долей занятости в сфере услуг, которые также могут существенно различаться между собой по уровню развития: среди них могут быть как крупнейшие мегаполисы, так и регионы с относительно невысоким уровнем развития, но со специализацией, например, на туризме [18].
Третий подход акцентирует внимание на исследование городов, но не как таковых, а на их маркетинговые программы, стратегические устремления, которые реализуются с разной степенью успешности этими городами. Согласно данной типологии выделяют семь типов городов, приверженцев той или иной маркетинговой стратегии: города - лидеры, города - предприниматели; развлекательные города; города - музеи; умные города;
города - посредники, проводники и перекрестки;
города уникального имиджа [17, с. 31].
Однако в современных условиях, когда ряд территорий (страны, регионы, города) выбрали вектор модернизации СЭС, отвечающей требованиям современного постиндустриального общества, с отходом от сырьевой ориентации, интенсификацией производства за счет освоения инновационных, конкурентоспособных на мировом уровне производств, созданием новых рабочих мест, экологизацией производства, а также разработкой комплекса мероприятий по повыше-
нию территориальной привлекательности, представленная типологизация не в полной мере отражает объективность социально-экономического развития территорий, не затрагивая практически маркетинговый аспект, именно поэтому нам представляется важным предложить ти-пологизацию территорий в соответствии с маркетинговыми стратегиями развития территорий (регионов).
Выводы
В результате научного исследования маркетингового аспекта развития территорий и их социально-экономического преобразования следует выделить следующее:
для выработки территориальной (региональной) политики социально-экономического развития следует выделить территории (регионы) с маркетинговой стратегией имиджевой привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией инвестиционной привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией туристической привлекательности и территории (регионы) с маркетинговой стратегией социальной привлекательности;
использование маркетинговых стратегий привлекательности будут способствовать, с одной стороны, выравниванию территориальных диаметральностей социально-экономического развития, а с другой - усиливать процесс взаимного тяготения территорий друг к другу;
типологизация территорий на основе маркетингового аспекта учитывает, с одной стороны, критерий административно-территориальных границ территорий (страна, регион, город), а с другой -специфику социально-экономического развития с учетом критерия дифференцированного маркетинга по привлека-
тельности сегмента, например, инвестиционной деятельности как научного метода исследования социально-экономического развития территорий.
В ходе дальнейших исследований маркетинга территорий как фактора социально-экономического развития, повышения инвестиционной активности и формирования благоприятного имиджа территории необходимо изучить более детально подходы к типологизации территорий на основе пространственного критерия, проблемы социально экономического развития территорий и пути их решения.
Список использованной литературы
1. Важенина, И.С. Территориальная индивидуальность региона / И.С. Важенина, С.Г. Важенин // Журнал экономической теории. - 2017. - № 3. - С. 33-39.
2. Важенина, И.С. Типологизация и ранжирование территорий на основе характеристик имиджа и репутации / И.С. Важенина, С.Г. Важенин // Региональная экономика: теория и практика. -2013. - № 31 (310). - С. 2-11
3. Важенина, И.С. Репутация территории: теория, методология, практика / И.С. Важенина; РАН, УрО, Институт экономики. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 207с.
4. Грицай, О.В. Центр и периферия в региональном развитии / О.В. Грицай. -М.: Наука, 1991. - 176 с.
5. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. -М.: ТЕИС, 2003. - 293 c.
6. Кузнецова, С.А. Большой толковый словарь русского языка / под ред.
Кузнецова С.А. - СПб.: Норинт, 1998. -876 с.
7. Сэпик, Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты / Д. Сэпик [Электронный ресурс]. - URL: http://www.recep.ru/files/documents/regiona l_competitiveness_ru.pdf (Ьата обращения: 24.02.2018).
8. Heinz Arndt, The Economic Lessons of Lesson of the Nineteen-Thirties (London: Oxford University Press, 1944).
9. Dudley, S. (1979). The Meaning of Development, with a Postscript. In Seers, Nafziger, Cruise O'Brien, & Bernstein, pp. 9-30.
10. Krueger А. Foreing trade regimes and economic development: Liberalization attempts and consequences. Lexington, MA: Ballinger Press, 1978.
11. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления. -СПб.: Питер, 2003. - 108 c.
12. Маркетинг мест / Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д.; Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - СПб, 2005. - 302 с.
13. Гусева, К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности
инвестиционного климата / К. Гусева // Вопросы экономики. - 1996. - № 6. -С. 90-99.
14. Типология регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://www.minregion.ru/W orkltems/ Newsltem. aspx?PageID=327&NewsID=492.
15. Heidenreich M. The Changing System of European Cities and Regions. http://www.sozialstruktur.uni-oldenburg.de/ dokumente/regionew.pdf.
16. Martin, R.L. A study on the factors of regional competitiveness. A draft final report for The European Comission Directorate-General Regional Policy / R.L. Martin [Электронный ресурс]. -URL: http ://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/docgener/studies/pdf (Дата обращения: 15.01.2018).
17. Визгалов, Д.В. Маркетинг города / Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - 110 с.
18. Серкова, А.Е. Зарубежный опыт классификации регионов как инструмент региональной политики / А.Е. Серкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 8 (299). -С. 57-61.
Статья поступила в редакцию 28.03.2018