Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 63-75 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 1. P. 63-75
Научная статья
УДК 379.85
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-l/063-075
Типология визит-центров национальных парков Российской Федерации
Суржиков Виктор Иванович
Мальцева Ксения Андреевна
Владивостокский государственный университет
Владивосток. Россия
Аннотация. Предметом исследования выступают визит-центры национальных парков России как основные элементы туристско-рекреационной инфраструктуры. Цечь работы - провести типологию визит-центров национальных парков России по направленности их деятельности. Исследование проводилось с использованием методов контент-анализа, сравнительного анализа, статистического, типологии. Результаты: для исследования были выделены 22 показателя, характеризующие внутреннюю структуру и деятельность визит-центров (количество визит-центров, их местоположение, этажность, наличие постоянной экспозиции, залов сменных выставок, конференц-зала, видеозала, учебной аудитории, экологических троп, начинающихся непосредственно от визит-центров, экологической площадки, гостиной, детской комнаты, библиотеки, интерактивность материала, проведение эколого-просветитечьских мероприятий, реализация сувенирной продукции, возможность размещения и питания посетителей, стоимость входа, организация экскурсий и мастер-кчассов внутри центров, а также их средняя стоимость). Собраны данные по выбранным критериям и проведена типология визит-центров шестидесяти пяти национальных парков Российской Федерации. Выделены следующие типы визит-центров: эколого-просветитечьские, информационные и познавательно-развлекательные. Научная новизна: в статье разработана и проведена авторская типология визит-центров. Практическая значимость: полученные результаты должны лечь в основу принятия решения о модернизации существующих визит-центров информационной и эколого-просветитечьской направленности, а также при строительстве новых визит-центров.
Ключевые слова', визит-центр, экотуристская и эколого-просветительская инфраструктура, национальный парк, типология. Российская Федерация.
Для цитирования: Суржиков В.И., Мальцева К.А. Типология визит-центров национальных парков Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 63—75. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/WSU/2949-1258/2023-l/063-075.
Original article
Typology of visitor centers of national parks of the Russian Federation
Viktor I. Surzhikov
Kseniya A. Maltseva
Vladivostok State University
Vladivostok. Russia
© Суржиков В.И., 2023 © Мальцева К.A., 2023
63
Abstract The subject of the study is visitor centers of national parks in Russia as the main features of tourism and recreation infrastructure. The aim of the work is to indicate a typology of visit centers of national parks in Russia according to the focus of their activities. The study was conducted by using typology, the methods of content, comparative and statistical analyses. Results: twenty-two indicators characterizing the internal structure and activities of visit centers (the number of visit centers, the location of the visit center, the number offloors, the availability of a permanent exhibition, the presence of changing exhibition halls, a conference hall, a video hall, a training room, ecological trails starting directly from the visit center, an environmental site, a living room, a children's room, a library, interactive material, arranging of environmental education events, souvenir sales, etc.) were identified for the study. The information was collected on the selected criteria. A typology of visit centers in sixty-five national parks of the Russian Federation was carried out. The following types of visitor centers were classified: ecological, educational, informational and cognitive-entertaining. Scientific novelty: the authors ' typology of visit centers has been developed and exemplified in the article. Practical significance: the obtained results should form the basic decision making on the modernization of existing informational and ecological-educational visit-centers, as well as for the construction of the new ones.
Keywords', visitor center, ecotourism and environmental education infrastructure, national park, typology, Russian Federation.
For citation: Surzhikov V.I., Maltseva KA. Typology of visitor centers of national parks of the Russian Federation // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 1. P. 63-75. DOT. https://doi.org/10.24866/WSU/2949-1258/2023-l/063-075.
Введение
С активным развитием экологического туризма и совершенствованием эко-лого-просветительской деятельности создание визит-центров приобретает очень важное значение. В зарубежных странах визит-центры давно стали неотъемлемой частью любого национального парка. Многофункциональность, оригинальность архитектурных и дизайнерских решений, совершенствование и интеграция цифровых процессов в экспозиции визит-центров способны привлечь посетителей, приобщить их к деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и познакомить с природными особенностями региона, страны. В то же время визит-центр позволяет не только увлечь посетителей, но и осуществить эффективную организацию туристских потоков через оказание туристско-рек-реационных услуг.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние восемь лет количество визит-центров в национальных парках колеблется от 128 до 150 единиц, не превышая последнего значения. При этом количество посетителей объектов эколого-просветительской направленности национальных парков России в 2019 г. резко возросло с 581 900 до 1 704 266 человек, достигнув абсолютного максимума. 2020 г. характеризовался падением значения показателя до 703 339 человек по причине пандемии COV1D-19 и действия карантинных ограничительных мер. Однако в 2021 г. вновь наблюдается рост - количество посетителей увеличилось на 23 %, составив 865 010 человек (рис. 1).
64
1 800 000 Р 1 600 000
>5 1 400 000
I 1 200 000
S 1 000 000
0
С 800 000
S 600 000
1 400 000
I 200 000
Рис. 1. Динамика количества визит-центров и их посетителей в 2014-2021 гг.
Примечание: составлено автором по [1, 2].
Дальнейшее развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности требует не только количественного увеличения числа визит-центров, но и создания многофункциональных объектов, способных решать большой спектр задач. Для этого необходимо понимать, какие типы визит-центров представлены в национальных парках России.
Цель работы - провести типологию визит-центров национальных парков России по направленности их деятельности. Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- провести отбор критериев для типологии;
- осуществить сбор данных по выбранным критериям;
- провести типологию.
Предметом исследования являются визит-центры национальных парков России как основные элементы туристско-рекреационной инфраструктуры.
Методология работы включает отбор критериев, сбор, систематизацию и анализ данных. В работе использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, статистический, типологии.
Анализ публикаций по теме исследования показал, что учёные уделяют недостаточно внимания вопросу деятельности визит-центров. Так, постановкой проблемы функционирования визит-центров и музеев при ООПТ занималась A.B. Сартакова, которая под дефиницией «визит-центр» понимала место, где посетители получают подробную информацию об охраняемой природной территории, а также сопутствующие рекреационные услуги. В ходе детальной проработки темы автором были изучены правовые стороны деятельности подобных инфраструктурных объектов, а также определены ключевые задачи визит-центров, реализуемые в процессе их функционирования [3].
Важно отметить понимание некоторыми авторами визит-центров как связующих элементов между туристами и субъектами туристской сферы. В научной работе И.И. Старкова, A.B. Манатова, Б.В. Дагбаев выделили пять направлений деятельности визит-центров как элементов туристской инфраструктуры, которые непосредственно способны влиять на удовлетворение потребностей
Количество внзнт-центр ов. ед. —О—Количество посетителей, чел
65
туристов и туристскую привлекательность дестинации [4]. Е.В. Кондратова и
B.А. Пинюгина аналогично рассматривали туристические визитно-информа-ционные центры как стратегический ресурс развития туризма [5].
Интерес представляет работа О.Э. Мишаковой, в которой изложен опыт выделения и систематизации имеющихся зарубежных и отечественных требований к созданию и организации деятельности визит-центров [6]. В свою очередь, И.Ю. Калюжная, определяя визит-центры как основной элемент инфраструктуры ООПТ, рассматривала опыт и подходы, применяемые к созданию и развитию визит-центров на особо охраняемых природных территориях стран Евросоюза и возможности их использования в российских условиях [7].
В исследовании Л.В. Ильиной был проанализирован опыт проектирования и создания визит-центров в российских заповедниках и национальных парках, изучена их роль во взаимодействии с посетителями [8]. В соавторстве с
C.Ю. Королевской предпринята попытка разделения всей деятельности визит-центров на три направленности в зависимости от выполняемых задач. Однако в исследованиях не учитывался анализ внутренней структуры объектов [9].
Основная часть
Для типологии визит-центров национальных парков Российской Федерации авторами были проанализированы официальные отчетные документы и электронные сайты учреждений, выделены 22 критерия: количество визит-центров, их местоположение, этажность, наличие постоянной экспозиции, зала сменных выставок, конференц-зала, видеозала, учебной аудитории, экологических троп, начинающихся непосредственно от визит-центров, экологической площадки, гостиной, детской комнаты, библиотеки, интерактивность материала, проведение эколого-просветительских мероприятий, реализация сувенирной продукции, возможность размещения и питания посетителей, стоимость входа, организация экскурсий и мастер-классов внутри центров, а также их средняя стоимость.
Из 65 национальных парков 44 в своей организационной структуре имеют визит-центры. Чаще всего это один визит-центр, но их количество в пределах одного парка может достигать семи единиц (например, национальный парк «Ке-нозерский»), В пяти национальных парках («Бузулукский», «Зигальга», «Онежское поморье», «Самарская лука», «Хибины») идёт строительство визит-центров в соответствии с принятыми программами и стратегиями развития учреждений, ещё в пяти парках («Кодар», «Русский Север», «Самурский», «Сочинский», «Шорский») начало строительных работ запланировано на 2022-2024 гг. Проекты будущих визит-центров находятся в стадии разработки и утверждения. Особое внимание стоит уделить национальному парку «Русская Арктика», который, несмотря на наличие современного и интерактивного визит-центра в Архангельске, ведет активные работы по строительству нового объекта - самого северного в стране, на Земле Франца-Иосифа. Общее количество визит-центров в 65 национальных парках составляет 69 единиц [10].
По местоположению визит-центры ранжируются следующим образом: 34 инфраструктурных объекта располагаются в границах национальных парков, 17 - вне их, а один объект - вне границ национального парка, но на территории
66
заповедника. Так, визит-центр национального парка «Калевальский» находится на территории государственного заповедника «Костомукшский» по причине их объединенной дирекции.
По этажности визит-центры могут быть одно-, двух- и трёхэтажными. 18 центров являются одноэтажными, 26 - двухэтажными, один визит-центр (национального парка «Валдайский») - трехэтажным. По восьми визит-центрам данные не предоставлены. Важно отметить, что в большинстве случаев визит-центры представляют собой отдельно стоящие, обособленные здания. Хотя некоторые из них (в национальных парках «Койгородский», «Кенозерский», «Русская Арктика») занимают один или несколько этажей офисных зданий, находящихся в населенных пунктах или административных центрах субъектов.
Под постоянной экспозицией визит-центра понимается конкретная выставочная площадь, способная демонстрировать особенности территории, своеобразие флоры и фауны и т.д. Анализ показал, что в 44 визит-центрах она имеется и успешно используется, в пяти учреждениях данного элемента нет. По национальным паркам «Алания», «Берингия», «Нечкинский», «Прибайкальский», «Приэльбрусье», «Самарская лука» данных предоставлено не было. Примечательно, что с постоянной экспозицией довольно тесно связан критерий интерактивности. Постоянная экспозиция должна создаваться с учетом внедрения цифровых технологий и отвечать интересам различных возрастных категорий. 30 визит-центров применяют в своей деятельности интерактивные, компьютерные и игровые технологии. Например, в выставочных залах визит-центров национальных парков «Калевальский», «Кисловодский», «Нижняя Кама», «Смольный» можно встретить сенсорное оборудование, мультимедийные технологии. В то же время 19 визит-центров не обладают подобными возможностями.
Кроме зала постоянной экспозиции в визит-центрах встречаются залы сменных выставок. В них могут быть организованы тематические выставки, приуроченные к конкретным событиям или для привлечения внимания посетителей к определенным проблемам. 32 визит-центра имеют подобное выставочное пространство, в 17 оно отсутствует. Однако кроме зала сменных выставок для проведения различных тематических мероприятий может использоваться конференц-зал, который в настоящее время представлен в 20 визит-центрах, как площадка для проведения семинаров и конференций экологической направленности. 29 объектов не располагают возможностью организации подобного пространства.
Видеозал, оборудованный специальным экраном и техникой, может использоваться для расширения области взаимодействия с посетителями путем показа и демонстрации эколого-познавательных фильмов, слайд-шоу для разных возрастных категорий. Согласно полученным данным, 19 визит-центров активно используют видеозал в своей деятельности. Следует отметить, что подобный элемент организационной структуры объекта встречается преимущественно в современных и технически оснащенных центрах, к которым можно отнести визит-центры национальных парков «Водлозерский», «Калевальский», «Кисловодский», «Паанаярви», «Смольный».
67
Ориентация визит-центров на экологическое просвещение и информирование определяет наличие учебной аудитории или специального экологического класса, который в настоящее время представлен в 33 визит-центрах и отсутствует в 16. Некоторые национальные парки создают подобные аудитории как отдельные самостоятельные центры. Примером может служить экоцентр национального парка «Кенозерский» в Архангельске или информационный центр «Бакланово» парка «Смоленское Поозерье».
Немаловажным является критерий наличия эколого-просветительских мероприятий. Они могут быть представлены в формате экоуроков, выставок, фестивалей, тематических конкурсов. Из 69 визит-центров 42 реализуют подобные мероприятия, в то время как семь не имеют возможности организовать их по различным причинам.
Экологические тропы и площадки являются также неотъемлемой составляющей визит-центров. Экотропы организованы в 23 объектах и отсутствуют в 26. Экологическая площадка представляет собой территорию, прилегающую к визит-центру, которая специально обустроена информационными аншлагами о национальном парке, стендовыми зонами, указателями и табличками, арками, различными аттракциями, фигурами животных или иными скульптурами. В некоторых случаях экологическая площадка может быть организована в формате детского развлекательного комплекса с экологической тематикой для проведения игровых занятий с детьми дошкольного и младшего возраста. Среди российских национальных парков лишь в 12 такая площадка присутствует.
В организационную структуру 20 визит-центров входит гостиная - специальное помещение, где гостям предоставляется возможность отдохнуть, ознакомиться с литературой и иными печатными материалами экологической направленности, брошюрами, информационными листовками, содержащими краткую информацию о деятельности национального парка. Гостиная может быть разделена на несколько функциональных зон- входная, рекреационная, игровая, детская. Все они объединены общей целью создания атмосферы отдыха для посетителей. В 29 визит-центрах подобный элемент внутренней структуры не встречается.
Только шесть визит-центров («Водлозерский», «Забайкальский», «Куршская коса», «Паанаярви», «Русская Арктика») располагают детской комнатой - специальным местом для дошкольников и детей младшего школьного возраста, где могут проводиться определенные интерактивные и тактильные занятия, игры. Большая часть визит-центров, а именно 43, детской комнаты не имеют.
Библиотека в визит-центрах представлена не так часто. Лишь 10 центров оказывают гостям подобную услугу. 39 объектов библиотеки не имеют или доступ к ней возможен только сотрудникам национального парка. Наличие библиотеки отмечается лишь в том случае, если свободный доступ к представленным в ней материалам разрешен всем посетителям.
В составе немногих визит-центров (28 единиц) успешно функционирует сувенирная лавка, которая через реализацию товаров позволяет особо охраняемым природным территориям получать дополнительный доход, а также популяризи-
68
ровать традиционные промыслы местного населения, предметы ручной работы, так или иначе связанные с региональной идентичностью и брендом парка.
Услуги размещения посетителей предоставляют только 10 визит-центров. Примечательно, что в национальных парках «Сайлюгемский» и «Тункинский» визит-центрами обозначают гостевые дома, расположенные в границах парков. В восьми визит-центрах - национальные парки «Валдайский», «Лосиный остров», «Смольный», «Таганай» и «Кенозерский» (четыре визит-центра) - представлены кухонные зоны для приготовления и потребления пищи, оснащённые необходимым оборудованием (холодильники, печи и т.д.).
Одним из критериев исследования был платный вход в визит-центр. В 15 объектах, согласно перечням платных услуг, оказываемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, вход возможен только при покупке билетов, стоимость которого ранжируется по социальным категориям. В 27 визит-центрах вход бесплатный, в 10 - прейскурант не содержит данных относительно исследуемого критерия. Важно заметить, что платный вход наблюдается преимущественно в комплексных и обустроенных объектах. Это объясняется необходимостью финансово поддержать особо охраняемые природные территории или окупить затраты на внедрение и использование передовых технологий, применяемых при наполнении постоянных экспозиций.
Экскурсионная деятельность по визит-центру обеспечивает эффективный процесс коммуникации между посетителем и ООПТ, который направлен в первую очередь на формирование полного представления о портрете территории и её заповедности. Полученные данные свидетельствуют, что 32 визит-центра активно проводят экскурсии для гостей, причем заняты в этом научные сотрудники и специалисты национальных парков. 14 объектов подобной возможностью не обладают, по девяти визит-центрам (национальные парки «Алания», «Берин-гия», «Таганай», «Чаваш Вармане», «Чикой» и «Шушенский бор») информация отсутствует.
Согласно официально опубликованным данным, диапазон цен на экскурсии, проводимые по визит-центру, варьирует от 15 до 350 рублей с человека. Минимальная стоимость была зафиксирована в национальном парке «Югыд Ва», максимальная - в парках «Лосиный остров», «Орловское полесье» и «Угра». Кроме того, в некоторых учреждениях отмечались невозможность индивидуального обслуживания и проведение экскурсий лишь в составе заранее организованных групп. В таком случае стоимость составляла 500 рублей в национальном парке «Хвалынский» и 1000 рублей с группы в количестве до 10 человек в национальном парке «Забайкальский».
Помимо проведения экскурсий визит-центры национальных парков всё чаще переходят в интерактивный формат взаимодействия с детской аудиторией путем организации мастер-классов, тематических и посвященных природным особенностям региона. Так, в 20 визит-центрах мастер-классы успешно реализуются посредством работы с группами школьников и дошкольников в специально оборудованных учебных аудиториях. В 26 центрах такой элемент в эколо-го-просветительскую деятельность не включается. По девяти объектам данные
69
отсутствуют. Стоимость мастер-классов варьируется от 35 (национальный парк «Мещёра») до 750 рублей с человека («Лосиный остров»). Средняя стоимость по всем визит-центрам составляет 200-300 рублей.
Проведенный анализ визит-центров 65 национальных парков даёт основание наблюдать не только дифференцированную структуру их внутренней организации, но и различные подходы к пониманию дефиниции. Выделенные критерии позволили провести типологию визит-центров в зависимости от их направленности: информационные, эколого-просветительские и познавательно-развлекательные (табл. 1).
Таблица 1
Типы визит-центров в зависимости от их направленности
Наименование критерия Информационный Эколого-просветительский Познавательно-развлекательный
Постоянная экспозиция + + +
Зал сменных выставок - + +
Видеозал - + +
Конференц-зал - + +
Учебная аудитория - + +
Детская комната - + +
Гостиная - + +
Библиотека - + +
Экологическая площадка +/- +/- +
Экологические тропы +/- +/- +/-
Объекты питания - - +
Возможность размещения посетителей - - +/-
Интерактивность материала - - +
Эколого-просветительские мероприятия - + +
Реализация сувенирной продукции + + +
Экскурсии по визит-центру + + +
Организация мастер-классов - + +
Платный вход - +/- +
Примечание: разработано автором.
Так, в рамках исследования было выявлено, что информационные визит-центры в большинстве случаев оказывают услуги по первичному обслуживанию посетителей и туристов посредством общего информирования, предоставления
70
сведений об особо охраняемой природной территории и расположенных в ее границах объектах - инфраструктурных составляющих, природных и культурно-исторических достопримечательностях. Относительно информационных визит-центров экстрагируется закономерность: они меньше по площади, часто не располагают многими структурными элементами - залами сменных выставок, видео- и конференц-залами, детскими комнатами и учебными аудиториями. В них отсутствует элемент интерактивности преподносимого материала и не наблюдается интеграция функциональных экспозиционных процессов с цифровыми технологиями. Однако такие визит-центры способны успешно реализовывать свои главенствующие задачи - осведомление, контроль и содействие развитию экологического туризма.
Действующее российское законодательство указывает на то, что за особо охраняемыми природными территориями закрепляются функции не только природоохранные и научно-исследовательские, но и эколого-просветительские. Эколого-просветительские визит-центры, в сравнении с информационными, характеризуются более расширенными возможностями функциональной деятельности по причине сочетания информативно-содержательной направленности с экологическим просвещением и воспитанием посетителей. Эколого-просвети-тельский визит-центр ориентируется на реализацию одноименных задач, поэтому он должен располагать постоянной и познавательной экспозицией, которая не только демонстрировала бы достопримечательности территории, но и объясняла ключевые основы заповедного дела в целом. При наличии достаточных ресурсных возможностей в таком визит-центре необходима организация учебного аудиторного пространства для занятий с детьми, видеозала с целью показа документальных фильмов, лаборатории натуралистов для проведения эколого-просветительских мероприятий. Экологическая работа может вестись также посредством проведения бесед на природоохранную тематику, экскурсий как по экспозициям центра, так и по экологическим тропам, расположенным на прилегающей к визит-центру территории, путем организации конкурсов и выставок детского творчества с задействованием залов сменных экспозиций и т.д. Вышеуказанная деятельность призвана способствовать формированию экологического сознания и развитию экологической культуры населения вследствие эффективной и грамотной эколого-просветительской работы.
Познавательно-развлекательный визит-центр, или Science Center (Центр науки), в отечественной практике - явление довольно новое. Он позволяет соединять привычные и общепринятые способы просветительской работы, к которой можно отнести проведение учебных занятий в оборудованных лекционных классах, образовательные беседы и игры, направленные на приобретение и закрепление знаний об экологии, со специфическими музейными и интерактивно-компьютерными приемами. Подобные центры, как правило, оснащены новейшим современным оборудованием, активно внедряют креативные компьютерные решения в организационный аспект своей работы и, несмотря на новизну и определенно небольшой временной промежуток существования в пределах российских ООПТ, пользуются особенной популярностью по причине необычного
71
и зачастую экстраординарного формата представления информации. На примере визит-центров национальных парков «Калевальский», «Нижняя Кама», «Кисло-водский» можно сделать вывод о том, что нестандартный, интерактивный подход в формировании экспозиционного пространства способен не только успешно информировать посетителей о базовых элементах деятельности особо охраняемых природных территорий, но и увлекать их в процессы экологического просвещения посредством игровых форм, способствуя лучшему пониманию природных процессов. Примечательно, что познавательно-развлекательные визит-центры находятся в меньшей зависимости от местоположения в сравнении с информационными и эколого-просветительскими. Они могут располагаться как в границах национального парка, так и вне их.
В таблице 2 представлены результаты типологии национальных парков Российской Федерации по направленности их деятельности.
Таблица 2
Типология визит-центров национальных парков Российской Федерации по направленности их деятельности
Информационные Эколого-просветительские Познавательно-развлекательные
«Алания» «Башкирия» «Зюраткуль»
«Алханай» «Валдайский» «Калевальский»
«Анюйский» «Водлозерский» «Кисловодский»
«Бикин» «Забайкальский» «Нижняя Кама»
«Земля леопарда» «Койгородский» «Таганай»
«Кенозерский» «Куршская коса» «Угра»
«Красноярские столбы» «Ладожские шхеры»
«Мещёра» «Ленские столбы»
«Мещёрский» «Лосиный остров»
«Нечкинский» «Орловское полесье»
«Плещеево озеро» «Паанаярви»
«Прибайкальский» «Русская Арктика»
«Приэльбрусье» «Сенгилеевские горы»
«Самарская лука» «Смоленское Поозерье»
«Себежский» (два визит-центра)
«Смоленское Поозерье» «Смольный»
(один визит-центр) «Тебердинский»
«Чикой» «Хвалынский»
«Чаваш Вармане»
«Шушенский бор»
«Югыд Ва»
Примечание: составлено автором.
В процентном соотношении выделенные группы визит-центров распределяются следующим образом: 47,61 % - эколого-просветительские визит-центры;
72
38,09%- информационные; 14,28%- познавательно-развлекательные. Примечательно, что последняя малочисленная группа визит-центров характерна лишь для западных регионов Российской Федерации, в то время как эколого-просветительские и информационные визит-центры не ограничиваются территориальным аспектом. Важно отметить, что в двух национальных парках -«Сайлюгемский» и «Тункинский» под дефиницией визит-центр понимается коллективное средство размещения, что не позволяет определить их тип.
Заключение
В результате исследования поставленная цель достигнута, поставленные задачи выполнены:
- проведён отбор 22 критериев для типологии визит-центров;
- осуществлён сбор данных по выбранным критериям для 65 национальных парков России;
- проведена типология визит-центров национальных парков по направленности их деятельности.
Научной новизной работы является авторская типология. Результаты типологии визит-центров получены впервые. Они свидетельствуют о том, что сеть национальных парков характеризуется крайне низким процентом визит-центров познавательно-развлекательной направленности, в то время как зарубежный опыт демонстрирует иную ситуацию.
В качестве практической составляющей была проведена типология визит-центров 65 национальных парков. Выделенные критерии должны лечь в основу принятия решения о модернизации существующих визит-центров информационной и эколого-просветительской направленности, а также при строительстве новых визит-центров. Руководителями национальных парков для дальнейшего развития экологического туризма и эколого-просветительской деятельности рекомендуется использовать материалы исследования.
Список источников
1. Количество посетителей объектов эколого-просветительской и туристической деятельности. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44146.
2. Эколого-просветительская и туристическая деятельность на территории государственных природных заповедников и национальных парков. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194.
3. Сартакова A.B. Музеи и визит-центры при ООПТ: к постановке проблемы // Наследие - музей - туризм: мифы и современные реалии: межрегиональный молодежный форум с международным участием. Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного института культуры, 2016. С. 284-292.
4. Старкова И.И., Мантатова A.B., Дагбаев Б.В. Визит-центр как связующий элемент между туристами и субъектами туристской сферы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85). С. 426-431.
5. Кондрашова Е.В., Старкова И.И., Пинюгина В.А. Туристические визитно-информационные центры как стратегический ресурс развития туризма // Вестник
73
Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2017. № 3. С. 111-122.
6. Мишакова О.Э., Сартакова А.В. Визит-центры как музейные институции при особо охраняемых природных территориях (на примере Республики Бурятия) // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2017. № 1 (1). С. 123132.
7. Калюжная И.Ю. Визит-центры как основной элемент инфраструктуры ООПТ: зарубежный опыт / под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука // Объекты природного наследия и экотуризм: материалы международной научно-практической конференции, Улан-Удэ - п. Гремячинск, 25-27 августа 2014 г. Москва: Изд-во МГУ, 2014. С. 279286.
8. Как сделать визит-центр или опыт работы заповедников и национальных парков: сборник / составитель JI.B. Ильина. Москва: ЭкоЦентр «Заповедники», 2001. 40 с.
9. Ильина JI.B., Королевская С.Ю. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ // Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. Москва: «Р.Валент», 2007. С. 148-163.
10. Особо охраняемые природные территории России. URE: http://oopt.aari.ru/oopt/
References
1. The number of visitors to the objects of environmental education and tourism activities. The unified interdepartmental information and statistical system (EMISS). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44146.
2. Ecological-educational and tourist activities on the territory of state nature reserves and national parks. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194.
3. Sartakova A.V. Museums and visitor centers in protected areas: to the statement of the problem. Heritage - museum - tourism: myths and contemporary realities: interregional youth forum with international participation. Ulan-Ude: East Siberian State Institute of Culture; 2016. P. 284-292.
4. Starkova 1.1., Mantatova A.V., Dagbaev B.V. Visit-center as a connecting element between tourists and subjects of the tourist sphere. Economics and Entrepreneurs hip. 2017; 8-4 (85): 426-431.
5. Kondrashova E.V., Starkova 1.1., Pinyugina V.A. Tourist visitor-information centers as a strategic resource for tourism development. Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2017; (3): 111-122.
6. Mishakova O.E., Sartakova A.V. Visit-centers as museum institutions in specially protected natural areas (by the example of the Republic of Buryatia). Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture. 2017; (1): 123-132.
7. Kalyuzhnaya I.Yu. Visitor Centers as the Basic Element of Protected Areas Infrastructure: Foreign Experience / ed. by Prof. M.V. Slipenchuk. Objects of Natural Heritage and Ecotourism: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference, Ulan-Ude -Gremyachinsk, August 25-27, 2014. Moscow: Moscow State University Press; 2014. P. 279-286.
8. How to make a visit-center or experience of work of reserves and national parks: collection / compiled by E.V. Ilyina. Moscow: Ecocentre «Zapovedniki»; 2001. 40 p.
9. Ilyina L.V., Korolevskaya S.Y. What is a visitor center for visitors of SPNAs. Trail in harmony with nature. Collection of Russian and foreign experience in creating ecological trails. Moscow: «R.Valent»; 2007. P. 148-163.
10. Specially protected natural territories of Russia. U R L: http://oopt.aari.ru/oopt/
74
Информация об авторах:
Суржиков Виктор Иванович, ст. преподаватель кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8846-952
Мальцева Ксения Андреевна, студент 3-го курса кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/org/0000-0003-4146-869X0
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-l/063-075
Дата поступления: 14.02.2023
Одобрена после рецензирования: 20.02.2023
Принята к публикации: 01.03.2023