DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-10-68-80 Астанин Д.М.
Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева
Вологодский государственный университет E-mail: montenegro. astanin@mail. ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВИЗИТ-ЦЕНТРА ТЕРРИТОРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ П. БУРДЬЕ)
Аннотация. Градостроительная система территории экотуризма исследуется как система взаимодействующих объектов - сети эколого-просветительских информационных визит-центров. Формирование экологического сознания является основным путем, ведущим к сбалансированному развитию человека и природы. Визит-центры создаются для косвенного управления рекреационным воздействием на экосистемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с помощью формирования у посетителей, на основе транслируемой информации, экологического сознания. Содержание информации (главная тема) взаимодействующих визит-центров образует информационное пространство территории экотуризма, морфология которого организует планировочную структуру территории. Главная тема показывает уникальность территории, выделяя наиболее яркие природные и культурно-исторические особенности, транслирует объективно сложившуюся на этой основе модель гармоничных взаимоотношений человека и природы. Для усиления информационного влияния на посетителей содержание информации должно быть структурировано и представлять хорошо организованную систему, части которой воздействует на различные группы посетителей. Концептуальной основой моделирования содержания (главной темы) визит-центра стала модель социального поля П. Бурдье. Согласно концепции социального поля П. Бурдье, социальное пространство рассматривается как топология, разделенная на ряд элементов-полей, которые обязаны своей структурой неравномерному распределению отдельных видов капитала. Капиталом экологического социального поля являются культурные модели гармоничного сосуществования человека и природы. Воздействие эко-просветительских учреждений в экологическом социальном поле зависит от величины принадлежащего им культурного капитала и внутренней схемы восприятия культурной модели (габитус). Социальный ресурс и внутренние установки посетителей структурируют социальное пространство. В результате проведенных исследований, для усиления влияние экологического поля автором предложена концептуальная модель системы экологического просвещения, суть которой состоит в том, что содержание информации визит-центра (главная тема) должно соответствовать месту его локализации - полю влияния визит-центра на посетителей.
Ключевые слова: социальное пространство, модель социального поля, информационная модель, информационный поток, габитус, визит-центр.
Введение. Объектно-ориентированный подход позволяет рассмотреть моделируемую систему как набор взаимодействующих объектов. Объект определяется как осязаемая реальность -предмет, явление, имеющее четко определенное поведение и обладающее состоянием и индивидуальностью. Целью применения объектно-ориентированного подхода является выделение объектов системы и распределение между ними ответственности [1].
Градостроительная система территории экотуризма исследуется как система взаимодействующих объектов - эколого-просветительских информационных визит-центров. Эколого-про-светительский информационный визит-центр -это место первой встречи с посетителем, где он получает информацию о территории экотуризма и соответствующие рекреационные услуги. Ви-
зит-центр является хорошо организованной системой информации об ООПТ, ориентированной на разные группы посетителей и, одновременно с этим, он создает образ охраняемой территории, обращаясь к чувственному восприятию зрителя.
Территория, прилегающая к визит-центру, используется для создания информационной инфраструктуры, дополняющей основную экспозицию и служащие ее естественным продолжением. Информационные потоки визит-центра распространяются по эколого-просветительским маршрутам различной продолжительности.
Эколого-просветительские информационные центры, эколого-просветительские маршруты и окружающую их природная и природно-антропогенная среда образуют информационную систему экологического просвещения территории экотуризма.
Постановка проблемы
Информационное моделирование территории экологического туризма
Информационная модель. Любой объект может быть представлен в виде модели его информационной структуры. Экологическое просвещение, представленное как непрерывная цепь информационно-коммуникационных потоков, не является исключением. Экологическое просвещение является эффективным методом управления рекреационным воздействием на территории экотуризма. Оно дает знания о природе и культуре территории и, соответственно, формирует экологический менталитет[2-4].
Именно формирование экологического менталитета является основным путем, ведущим к сбалансированному развитию человека и природы. Поэтому, информационное моделирование территории экотуризма - это моделирование социального пространства.
Оказывает решающее влияние на развитие и формирование личности, в то же время преобразуется под влиянием творческой активности человека. Реализуя потенциал окружающей среды, совершенствуя деятельность учреждений можно обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создавать возможности для развития и самореализации человека.
Направление информационных потоков. Основными целью и задачами системы экологического просвещения являются расширение знаний о природе территории, воспитание экологической культуры и привлечение населения в практическую деятельность по охране природе. Это положение закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях», основополагающем правовом акте, определяющем основы всей деятельности ООПТ, где предусматривается и ведение эколого-просветительской работы с населением для решения задачи управления рекреационным воздействием на охраняемых территориях. Сеть эколого-просветительских визит-центров и эколого-просветительских маршрутов в одном национальном парке позволяет сохранять природу ничуть не хуже, чем создание егерских кордонов или наличие специальных оперативных групп по его охране, так как формирует экологический менталитет посетителей, бережное отношение к природе и позволяет контролировать весь поток посетителей и туристов через организованную систему центров и оборудованных маршрутов.
Информационные потоки экологического просвещения формируются в визит-центре, распределяются по территории экотуризма и направлены на формирование экологического
менталитета у различных групп посетителей территории экотуризма.
Содержание. В соответствии с целью и задачами экологического просвещения конструируется его содержание, которое отображает разнообразие природы, ее целостность и единство природы и общества.
Для усиления информационного влияния на посетителей содержание информации должно представлять хорошо организованную систему. Содержание информации воплощается в главной теме визит-центра. Определение главной темы визит-центра - первоначальная задача при его проектировании. Главная тема показывает уникальность территории, выделяя ее наиболее яркие природные и культурно-исторические особенности, национальные традиции, транслирует объективно сложившуюся на этой основе модель гармоничных взаимоотношений человека и природы. Ее функция состоит главным образом в том, чтобы задать тон, направить и ограничить содержание выставок. Главная тема - это характеристика конкретной территории, фундаментально наполненная содержанием, которое будет оказывать большее воздействие на посетителей, потому что оно будет ясное и целенаправленное. Без основной темы содержание выставки будет состоять фрагментировано, и давать информацию ради информации - вместо того, чтобы донести до посетителей опыт, имеющий глубокое содержание.
Если на охраняемой территории существует сеть эколого-просветительских учреждений -главная тема придает ей связанность на принципе от общего к частному, главная тема визит-центра региона рассказывает о его природном комплексе в целом, главная тема визит-центра объекта туристского притяжения - о наиболее яркой особенности этого комплекса [5].
Материалы и методы
Моделирование главной темы информационного визит-центра
Эколого-просветительская информация направлена на формирование экологического сознания различных групп посетителей, которое возникает в результате взаимодействия туристов с информационной системой. В ходе взаимодействия, разворачивающегося в определенной материальной среде, возникает новое системное качество. Сама ситуация взаимодействия выступает в качестве причины того или иного поведения участников, образования социального пространства.
Благодаря работам И. Ньютона, И. Канта, Э. Гидденса, К. Маркса, В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева была выделена классификация про-
странственных форм - физическое, биологическое, историческое, экономическое, этническое пространство. Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов [6-8]. В начале 1970-х гг. в научный оборот введена социально-философская категория «социальное пространство» [9-11].
«Социальная реальность - это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций». Социальное пространство выступает как структура, определяемая рядом соотносящихся друг с другом позиций, которые выстраиваются в иерархию. В определении позиции в социальном пространстве участвует капитал. Процессы, протекающие в социальном пространстве, приобретают ту или иную конфигурацию, порождая неоднородную плотность социального пространства. социальное пространство распадается на социальные поля - основные его единицы, представляющие собой узлы переплетения тех или иных процессов. Каждое поле включает в себя - ресурсы (капитал), программу жизнедеятельности (совокупность ценностей и норм поведения), средства коммуникации. Поле включает в себя индивида в качестве элемента. Люди участвуют в процессах, формирующих поле под давлением ценностно-нормативной системы. Если люди принимают ценности поля, то их индивидуальные поля с их ресурсами превращаются в потенциал поля. Социальное пространство у Бурдье - это абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала.
Социальное поле понимается П. Бурдье как относительно замкнутая и автономная система социальных отношений [9-11].
Методической основой моделирования содержания (главной темы) визит-центра, то есть выявлению того специфического капитала, который и является основой его влияния, на посетителей стала модель социального поля П. Бурдье.
Для анализа какого-либо поля П. Бурдье предлагает 3-ступенчатый процесс:
1. проследить отношения поля с другими полями;
2. составить план объективной структуры отношений между позициями в рамках исследуемого поля;
3. исследовать позиции субъектов поля, характер габитуса агентов [9-11].
Во второй половине 20-го в. человечество осознало, что вследствие прогрессирующей экономической и технологической мощи человеческого влияния на окружающую среду, уменьшается продуктивность биосферы, истощаются
природных ресурсы, исчезают природные ландшафты, загрязняется окружающая среда. Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к антропогенно-обусловленным изменениям природной среды не успевают восстанавливать естественные связи, что в итоге может стать причиной исчезновения всего живого на земле. В результате этого происходит становление экологической культуры населения. Экологические знания стали рассматриваться как особая методологическая система, особый стиль мышления. Формируются экологические образцы поведения, моральные нормы, регулирующие взаимодействие человека и природы.
Экологическая модель восприятия социальной действительности становится основанием для конкретных действий индивида: это привело к общественному разделению сил и возникновению экологического поля, которое ведет борьбу с экономическим полем, по поводу восприятия социального мира.
Влияние в социальном пространстве осуществляется за счет присвоения капитала, который в нем распределен. П. Бурдье утверждает, что не одна, а две разновидности капитала - экономический и культурный, дают доступ к позициям власти, определяют структуру социального пространства.
Обладание природным наследием может быть как экономическим капиталом (ресурсом в стремлении максимизировать денежную выгоду), так и основой культурного капитала - модели гармоничного взаимоотношения человека и природы. Распределение этого капитала осуществляется в политическом поле.
Население города Красноярска по справедливости оценило Столбы и, с каждым годом все шире и шире стало использовать для отдыха, спорта, познания родного края. 150 лет назад возникло общественное движение Столбизм.
Расширяющееся строительство города в начале 20-го в. потребовало большое количество камня.
Губернатор дал разрешение рвать скалы динамитом в районе Такмака и, в верховье Лалетин-ского лога. В результате, в Моховом ущелье были взорваны легендарные, редчайшей красоты скалы Кизям, небольшой утес Олененок, поразительно напоминавший животное с поднятой головой. Все это вызвало энергичные протесты красноярцев. К губернатору обращались не только отдельные лица, но и организации (Общество попечения о начальном образовании, Красноярская лига образования, Правление учительского дома просвещения). Благодаря их настояниям разрушение было остановлено, но через некоторое время началась массовая рубка лесного
массива. Устраивались торги на вырубку леса на Столбах. Купец Гадалов вывез с Каштакской деляны 1400 строевых бревен.
В 1923-м А. П. Яворским был подготовлен проект организации государственного заповедника Столбы. Проект был поддержан директором краеведческого музея, зоологом А. Я. Тугарино-вым, а также художником Д. И. Каратановым. Благодаря их усилиям и был взят под охрану уникальный участок сибирской природы.
И, в дальнейшем во многом благодаря стол-бистам, заповедник Столбы был сохранен в 1950-е годы, когда по стране прокатилась волна ликвидации природных заповедников, и из 130 существующих осталось 40. Собрав более 50 тыс. подписей в защиту Столбов, удалось отстоять право на его существование [13].
П. Бурдье считает, что «агенты и институции пользуются всеми имеющимися в их распоряжении силами для того, чтобы привести в действие, актуализировать те возможности, которые более всего соответствуют их намерениям и специфическим интересам». Поэтому основная функция экологического поля состоит в изменении состояния социального пространства в свою пользу. Борьба по поводу восприятия социального мира проявляется через действия, направленные на принуждение индивида к осмыслению определенных реалий. Это символическое насилие осуществляется косвенно, во многом посредством механизмов культуры. Институтом, посредством которого к людям применяется символическое насилие в экологическом поле - это система экологического просвещения. В пространстве экологического поля расположены субъекты (эколого-просветительские информационные визит-центры), которые занимают различные социальные позиции. В определении позиции в социальном пространстве участвует капитал, обладание которым дает власть внедрять в чужой ум новое видение социального мира. Посредством расчленения пространства на структурные элементы (позиции в конкретной точке пространства), можно оценить объем и структуру капитала, на основе которого осуществляется влияние социальных субъектов.
При этом нужно отметить, что новизна подхода П. Бурдье состоит в определении взаимоотношений социального и физического пространства. Физическое пространство является отображением социального пространства, выражением социального пространства во вне. Физическое пространство у П. Бурдье есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (например, план территории экологиче-
ского туризма). Информационный поток и воспринимающий его туристический поток сосредоточены в визит-центре и распространяются по эколого-просветительским маршрутам. Визит-центр и туристические маршруты имеют конкретную локализацию в физическом пространстве территории экотуризма. Место (или topos, по определению П. Бурдье) - это и точка локализации в физическом пространстве, и позиция в социальной иерархии. В физическом пространстве место имеет определенные границы, конфигурация которых зависит от исходящих от визит-центра туристических маршрутов. В социальном пространстве - это позиция визит-центра, основанная на обладании специфическим капиталом - моделью гармоничных отношений человека и природы, транслируемой посетителям.
Обладание капиталом - это качественное состояние пространства, поэтому позиции субъектов не зависят от расстояний. Науку о качественных свойствах пространства А. Пуанкаре определил как топологию [14]. Поэтому, для исследования был применен топологический анализ системы экологического просвещения, с помощью которого можно определить объем и структуру капитала визит-центра, используя математический аппарат теории графов. Каждый объект (визит-центр) может быть представлен в виде вершины графа, которая является позицией в социальном пространстве. При построении графа, моделирующего информационный поток, все информационные центры - фактические вершины, точки пересечения маршрутов принимаются за фиктивные вершины. Поскольку системы могут быть представлены в виде совокупности статистических объектов, декомпозиция графа системы экологического просвещения основана на выделении подграфов по признаку принадлежности вершин объектам. В физическом пространстве подграф - это место, которое формирует главную тему визит-центра, здесь демонстрируется легитимная для данной территории модель гармоничного взаимоотношения человека и природы. В социальном пространстве подграф - это позиция субъекта, основанная на объеме специфического капитала, с помощью которого визит-центр осуществляет свое влияние. Если подграф дополнительно окрашен по принципу функционального назначения туристических маршрутов, он отражает структуру капитал.
Основная часть. Проверим эти положения на примере экологического поля Республики Алтай, которая располагает наиболее развитой в Российской Федерации сетью ООПТ. Особо охраняемые природные территории охватывает более 25% территории республики (самый высокий показатель в России). Развивающаяся на их
территории система экологического просвещения должна решать следующие задачи:
- повышение информированности общества о проблемах окружающей среды и роли особо охраняемых природных территорий в их решении;
- создание условий, способствующих приобретению широкими слоями населения практических знаний в области окружающей среды и рационального природопользования.
Система экологического просвещения Республики Алтай транслирует посетителям объективно сложившиеся на конкретной территории модели взаимоотношений человека и природы:
Рис. 1. Визит-центр Катунского заповедника [15]
1. Катунский заповедник и природный парк Белуха, созданный для сохранения священной горы Белуха, транслирует модель достижения личной свободы в духовной гармонии человека и природы [15].
2. Алтайский заповедник, созданный для сохранения Телецкого озера, и природный парк Ак Чолушпа, созданный для сохранения наиболее ценных участков Улаганского района: долину реки Чулымшан, богатую биоразнообразием Калбакаю и знаменитые Пазырыкские курганы. Транслирует модель, сочетающую традиционное природопользование коренного народа Алтая ту-болар и современные формы охраны мирового природного наследия [16].
3. Сайлюгемский национальный парк, созданный в целях сохранения крупнейшей на Алтае группировки снежного барса и крупнейшей трансграничной группировки горного барана арагли, а также одной из самых многочисленных группировок горного козла (козерога), популяризирует модель международного трансграничного сотрудничества в обеспечении охраны краснокнижных животных и эталонных участков нетронутой природы [17].
4. Природный парк Зона покоя Укок, созданный для сохранения уникального биологического и культурно-исторического наследия
плато, транслирует модель существующего более 3 тыс. лет традиционного природопользования - отгонного скотоводства, которое способствовало сохранению биологического разнообразия плато.
5. Этноприродный парк Уч-Энмек в Кара-кольской долине создан для сохранения и популяризации традиционных древних знаний коренного населения, как основы существования человека и природы. Легитимная модель взаимоотношений человека и природы этноприродного парка Уч-Энмек в Каракольской долине Республики Алтай сформировалась на основе Караколь-ской с долины и горы Уч-Энмек - сакрального места алтайцев.
Рис. 2. Этноприродный парк Уч-Энмек [20]
Опираясь на декларацию ООН о правах Коренных Народов, по желанию населения, на основе осознания ими собственных культурных ценностей, в 2001-м г. была создана ООПТ. В парке действует этнокультурный научно- образовательный центр Арусвати. Центр проводит экскурсии, знакомит с основами традиционного паломничества - посещения священных мест [18].
По результатам проведенных комплексных научно исследовательских и этно-экологических изысканий на территории ООПТ Каракольский этноприродный парк Уч Энмек оказалось, что наличие археологических объектов в данной местности, сложенных из магнитонасыщенных горных пород не просто совпадение, а осознанно созданная структура, ориентированная на магнитосферу Земли. В результате территория обладает уникальным оздоровительным потенциалом, предоставляющим организму ресурсы самовосстановления и самоорганизации. На основе ценных природно-антропогенных участков территории парка в центре Арусвати практикуется новая образовательная система «говорящего ландшафта». Обучение основано на выявлении закономерностей расположения археологичских и природных объектов, значащихся у местного
населения как священные места. Это помогает выстроить у обучающихся целостный подход к решению различных задач и успешно формирует новые ценностные качества: глубокое понимание экологии, философии, традиций коренной культуры.
Для изучения «говорящего ландшафта» организованы ноосферные туры - своеобразные духовные путешествия по местам силы, с соблюдением традиций народа, живущего на этой территории. Ноосферный тур предполагает прохождение трех уровней. Отбор участников на 2-й и 3-й уровень проходит через инициацию, которую проводят хранители традиций коренного населения.
Деятельность этно-культурного научно-образовательного центра Арусвати направлена на восприятие посетителями объективно сложившейся на этой территории этно-экологической модели восприятия социальной действительности, которая транслирует значение для геопланетарного организма сохранения священных пространств, влияние магнитосферы Земли на гармонизацию как ландшафта, так и человеческого организма. Вместе с обучающими программами, паломническими и ноосферными турами традиций коренного населения, священные места порождают системное качество экологического поля, которое формирует у посетителей определенную совокупность ценностей, норм поведения, способов интерпритации событий. Священные места играют роль локального социального порядка, в результате которого многообразие живой природы сохраняется в таких местах в большем количестве, благодаря традициям местного населения [18].
Место (топос) здесь является тем капиталом, обладание которым дает возможность внедрять в чужой ум новое видение социального мира. Понятие места, или topos, было введено Протагором и развито Аристотетелем в «Топике» и «Риторике» [19]. От древнегреческого topos - буквально место, переносное значение - тема, аргумент. Поэтому, можно сказать, что священные места, их уникальность и своеобразие, - главный аргумент, воздействующий на посетителей, а значит и главная тема центра Арусвати. Эта уникальная образовательно-просветительская площадка представляет объекты древних цивилизаций - курганные захоронения, каменные стелы, гармонично встроенные в природный комплекс долины, демонстрируя модель гармоничных отношений человека с природой, выработанная предыдущими поколениями на основе природных ландшафтов Каракольской долины [18].
Объем и структура капитала этнокультурного научно-образовательного центра Арусвати
образована ноосферными (научно-образовательными), паломническими (этно-культурными) туристическими маршрутами к священной горе Уч-Энмек, геокультурными маршрутами по экотро-пам Бай-Туу, Мажелик и к Туектинскому курганному комплексу, активно-познавательной экскурсией к устью Аргута, экологическим маршрутом «Теректинская панорама».
Результаты исследований показали, что позиция визит-центра в экологическом поле определяются культурным капиталом, которым он обладает. Сила влияния визит-центра пропорциональна величине его ресурса - культурного капитала, иначе говоря, сложившейся на основе ценности природных и природно-антропогенных ландшафтов модели взаимодействия человека и природы. Сила влияния увеличивается, если информация о месте хорошо организована, структурирована и воплощена в главной теме визит-центра. Структура информации зависит от функционального назначения туристских маршрутов, исходящих от визит-центра. Главная тема визит-центра - от территории, охватываемой туристическим потоком.
Влияние визит-центра - динамическое явление. Оно может трансформироваться как в сторону увеличения, при росте специфического капитала - при выявлении новых объектов туристического притяжения, создании новых эколого-просветительских маршрутов, информационных программ, так и в сторону уменьшения, при расходовании капитала - деградации экосистем, традиционной культуры, разрушении объектов туристического притяжения.
Влияние поля зависит и от позиции агента (индивида). Индивид (агент) - это точка пересечения экологического поля и габитуса (внутренней схемы восприятия социальной действительности). Понятие габитуса в трактовке П. Бурдье звучит, как «принцип вторичного восприятия индикаторов, направленных на усиление или подтверждение габитуса, нежели на его трансформацию; это матрица - генерирующая реакции». Габитус - это система устойчивых ожиданий и предпочтений индивида. Габитус становиться базовым элементом конфигурирования социального пространства, поскольку схемы восприятия задают отношение индивида к другим социальным субъектам, а именно задают пространственное видение реальности [9-11]. Сила влияния экологического поля возрастет, если позиции субъекта и индивида будут сходны. Это способствует соблюдению индивидом экологических норм и правил на территории экотуризма и, в дальнейшем проецированию индивидом своих представлений на ту социальную структуру, элементом которой он является.
Поэтому, необходимо создать возможность выбора индивиду той позиции субъекта, которая соответствовала бы его внутренней схеме восприятия социальной действительности, так как схожие позиции всегда сближаются и в физическом пространстве. Как статусные люди выбирают для жизни статусные места, так и туристы выбирают близкие им по духу места (экстремальные туристы - труднодоступные территории, туристы с духовной направленностью - места силы и т.д.).
Рассмотрим, как процесс выбора осуществляется на примере системы экологического просвещения Республики Алтай. Первая встреча посетителей с природным комплексом Алтая проходит в Государственном туристско-информаци-онном центре в столице республики г. Горно-Алтайске, который является центром распределения туристских потоков. Туристско-информацион-ный центр Республики Алтай предоставляет информацию об отдыхе, обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, особо охраняемых и культурно-исторических территориях и объектах, объектах туристического показа, расположенных на всей территории Республики Алтай. Здесь можно забронировать размещение, активные туры, экскурсионные услуги, транспортные услуги, купить сувенирную продукцию и карты. Центр нельзя назвать эколого-просвети-тельским учреждением, так как основная его функция - информировать и предоставлять услуги туристам. То есть, имея возможность охватить весь туристический поток Республики Алтай, туристско-информационный центр не популяризирует богатый культурный капитал, наработанный прошлыми и нынешними поколениями в деле сохранения природного наследия на территории республики. Это затрудняет возможность выбора для посетителя позиции визит-центра. В результате сила влияния визит-центра снижается и не соответствует его статусной позиции [20].
Подобное можно сказать и о туристско-ин-формационном центре «Визит Бурятия», который расположен в городе Улан-Уде и оказывает в основном туристско-информационные услуги. В какой-то мере его функции как регионального эколого-просветительского центра берет на себя визит-центр «Байкал Заповедный», открытый в 2017-м г. и расположенный в опорном центре Байкальского заповедника п. Танхой на берегу озера. Здесь действуют интерактивные экспозиции и реализуются просветительские программы, которые знакомят не только с историей и направлениями деятельности заповедника, но и со всей системой ООПТ Байкальского региона [21].
Рис. 3. Визит-центр «Байкал Заповедный» [21]
Система ООПТ Байкальского региона не попадает в поле влияния визит-центра и не связана с ним туристическими маршрутами. Информация о системе не находит практического подтверждения на маршрутах. Посетитель может выбрать для посещения территорию сходную с его позицией, но не сможет ее посетить.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что как позиция субъекта соответствует его капиталу, так и содержание, структура информации визит-центра (главная тема) должны соответствовать той территории, где осуществляется его воздействие, которое иначе можно назвать полем влияния визит-центра. В этом случае посетитель может сделать выбор, способствующий формированию у него экологического сознания.
Другим недостатком визит-центров, расположенных в планировочных центрах распределения потоков посетителей является их раздробленность. Визит-центр Кенозерского национального парка и национального парка «Русская Арктика» находится в Архангельске. В этом случае целесообразно создание единого для всех ООПТ туристического визит-центра. Примером может служить дружественный окружающей среде, выставочный и событийный финский природный центр Халтия, который находится в 40 минутах езды от центра г. Хельсинки и расположен в непосредственной близости от национального парка Нууксио. Здесь можно получить информацию о всех услугах, предоставляемых Природной Службой Главного лесного управления Финляндии, в ведении которого находится 12 млн га государственных земель и акваторий, а в управлении 39 национальных парков, 19 заповедников, 12 туристических зоны 24 визит-центра Финляндии. В центре Халтия Природная служба предоставляет бесплатные услуги для отдыха на природе, охотничьи и рыболовные услуги на всех государственных землях и акваториях [22].
Природный центр Халтия ежедневно посещают более 700 человек в день (в том числе 25 % иностранных туристов), где знакомятся с экспозициями об особо охраняемых территориях Финляндии, природных достопримечательностях.
Здание природного центра включает в себя выставочные помещения, учебные аудитории, зоны для проведения собраний и конференций, кафе и рестораны с возможностью организации мероприятий максимально на 500 мест. Террасы служат смотровыми площадками с раскрытием видовых точек на озерный пейзаж. От природного центра отходят множество природных троп и два коротких маршрута без препятствий. Природный центр Халтия - это многофункциональный комплекс, связанный как с территорией экотуризма, так и со всеми ООПТ, туристическими зонами и визит-центрами Финляндии.
Рис. 4. Визит-центр «Халтия» [22]
В России проектируется визит-центр для объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми» в Сыктывкаре на базе республиканского эколого-биологического центра. Это многофункциональный комплекс, включающий зоопарк, конюшню, дендрарий, вольерный комплекс, игровую площадку, информационный центр по туризму, а также большую интерактивная карту всех 240 ООПТ Коми [23].
Подобный визит-центр может стать источником информации о природных и культурных достопримечательностях, видах туризма, погодных и иных условиях, возможностях размещения, тем самым, предоставляя выбор наиболее интересного, удобного и благоприятного для реализации туристического маршрута. На визит-центр будут возложены функции экологического просвещения, информирования по экотуризму, содействия сотрудникам ООПТ в профессиональном общении, формирования общественной поддержки ООПТ. Создание региональных визит-центров необходимо, как отметила в своем докладе заместитель директора национального парка «Югыд ва» Елена Шубницина: «Более 25 процентов в Коми ничего не знают о национальном парке и заповеднике, а более 70 процентов -слышали только о самом факте их существования. Многие не догадываются, что у нас есть горы!». Необходимость создания визит-центра в Сыктывкаре диктуется также и тем, что города и
поселки, где размещены офисы национального парка и заповедника (Вуктыл, Печора, Инта, Якша), отдалены от столицы республики на 700800 километров. В поле влияния регионального визит-центра входят все ООПТ региона, а темой экспозиций становится весь его природный комплекс.
Следующей позицией системы экологического просвещения является визит-центр в опорном планировочном центре территории экоту-ризма, который должен иметь прямое транспортное сообщение с центром распределения туристских потоков. Экопросветительское учреждение опорного центра информирует посетителей о флоре и фауне, природных и культурных достопримечательностях, истории и культуре коренных народов территории экотуризма. Главные визит-центры Республики Алтай: Визит-центр Катунского заповедника в селе Усть-Кокса, Усть-Коксинского района информирует об охраняемой территории, традиционной культуре алтайцев и староверов. В июне 2007-го г., при поддержке Фонда дикой природы WWF в поселке Яйлю, расположенном в Алтайском заповеднике построен первый визит-центр, который знакомит с традицией и культурой, обычаями и кухней коренного народа туболары. Здесь можно познакомиться с историей Алтайского заповедника, особенностями его природы и фауны [20].
Визит-центр территории экотуризма, являясь центром всей ее системы экологического просвещения, определяет архитектурный стиль и концепцию развития территории и служит примером будущим визит-центрам. При проектировании здания визит-центра планировочного узла Алтайского заповедника у водопада Корбу был использован опыт финских визит-центров и продолжена этнографическая тема, использованная при проектировании визит-центра в п. Яйлю [20].
Главные визит-центры территории экоту-ризма имеют развитую прилегающую территорию, которая является продолжением внутренних экспозиций. На территории Главного визит-центра на центральной усадьбе Катунского заповедника расположены: этно-экологический музей алтайской культуры, экоплощадка игровая для детей «В гармонии с природой», заповедный рокарий, где можно увидеть, включенные в красную книгу растения, узнать о роли можжевельника в обрядах алтайского народа [24].
Визит-центр «Куршская коса» расположен в Гурьевском районе (поселок Лесное на берегу залива 14 км). Это информационный, эколого-про-светительский, научный и познавательно-развлекательный центр [25].
Рис. 5. Визит-центр «Куршская коса» [25]
Визит-центр национального парка Лем-менйоки (Финляндия) расположен в населенном пункте Инари включает музей саамской культуры Сиида и визит-центр Северной Лапландии. В состав саамского музея входят экспозиции, размещенные под открытым небом на площади 7 га. Здесь представлены 50 объектов жилища саамов-рыболовов, саамов-оленеводов, лесные схроны, речные запруды. В помещении музея представлены экспозиции о природе и культуре народов Лапландии [26].
Главный визит-центр опорного планировочного центра является отправным пунктом большинства эколого-просветительских маршрутов территории. От п. Кош-Агач, где расположен главный визит-центр Сайлюгемского национального парка Республики Алтай, берут начало 5 из 6 эколого-туристических маршрута: Сайлюгем-Карагем, Тропой алтайских козерогов, Наследие Уландрыка, Созвездие трех архаров, Путешествие в зону покоя Укок.
В визит-центре «Мелодия рассвета» Байкальского заповедника разработаны 22 маршрута, которые оборудованы экологическими тропами протяженностью 91,6 км [27].
От главного визит-центра Киехинен, расположенного в туристическом центре и горнолыжном курорте Саариселькя национального парка Урхо Кекконен (Финляндия), начинается большинство маршрутов продолжительностью от 2 до 20 км.
Следующей позицией в системе экологического просвещения идут визит-центры планировочных узлов, расположенных в непосредственной близости от объектов туристического притяжения. Данные визит-центры представляют посетителям информацию о посещаемых природных достопримечательностях, здесь можно купить сувениры, посетить выставки и эколого-просве-тительские площадки и, разместиться в экологических лагерях (например, визит-центр Алтайского заповедника на водопаде Корбу).
Эколого-просветительский центр Крониц-кого заповедника размещен в Долине Гейзеров, в
его состав входит зал экспозиций и музей природы. Проектируется создание визит-центров в Кальдере Узона, экспозиции которого посвятят использующим тепло земли обитателям экосистемы, и на кордонах Травяной и Озерный, главной темой экспозиции которых является жизненный цикл бурого медведя.
Минимальным эколого-просветительским учреждением являются визит-пункты и информационные пункты, где посетители могут ознакомиться с границами функциональных зон, получить информацию о памятниках природы, правилах поведения, существующих тропах, разнообразии флоры и фауны. Расположены они, как правило, на кордонах заповедников и национальных парков [2-4].
Природно-информационная хижина Коло-веси одноименного национального парка Финляндии открыта в старом амбаре, недалеко от красивых порогов, рядом с южной границей парка. Работает постоянная выставка, посвященная формированию парка после ледникового периода, превращению тюленя в сайменскую кольчатую нерпу, можно купить изделия местных ремесленников, посмотреть фильмы о природе.
Выводы. В результате проведенных исследований можно сказать, что позиция, ранг визит-центра в социальном пространстве должен соответствовать культурному капиталу, которым он обладает. В этом случае влияние экологического поля максимально. В физическом пространстве это выражается в том, что содержание информации (главная тема) визит-центра должна соответствовать месту его локализации, той территории, где осуществляется воздействие. Автором предложена концептуальная модель системы экологического просвещения, которая максимально усиливает эколого-просветительское влияние экологического поля.
Поле влияния визит-центров, расположенных в планировочных центрах распределения туристских потоков, охватывает все особо охраняемые и рекреационные территории региона. Такой визит-центр информирует о природных комплексах, этносах всего региона. Полем влияния визит-центра, расположенного в опорном планировочном центре, является территория экоту-ризма. Главной темой экспозиций эколого-про-светительского учреждения опорного центра является информация о флоре и фауне, природных и культурных достопримечательностях, истории и культуре коренных народов территории экоту-ризма. Экопросветительские учреждения, расположенные в планировочных узлах территории экотуризма, подразделяются на визит-центры и визит-пункты. Они информируют посетителей о
достопримечательностях, находящихся в поле влияния визит-центра планировочного узла.
Топологический анализ определяет конфигурацию поля влияния объекта и соответствующую его полю влияния позицию. Это позволяет
проектировать содержание и структуру информации главной темы визит-центра, экспозиции которого обладают максимальной силой влияния на посетителей.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
туристический поток
региональный визит-центр
главный визит-центр территории экотуризма
визит-центр территории экотуризма
визит-пункты территории экотуризма
структура информации визит-центра
информационные потоки, образующие структуру информации
природно-экологическая этно-экологическая эко-культурная рекреационная
поле влияния визит-центра (объем культурного капитала)
поле влияния регионального визит-центра
поле влияния главного визит-центра
поле влияния визит-центров
поле влияния визит-пунктов
Рис. 6. Концептуальная модель территориальной организации сети визит-центров (распределение информационных потоков)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Мысль, 1982. 222 с.
2. Астанин Д.М. Территориальное планирование системы эко-туристических просветительских учреждений // Архитектон: известия вузов. 2016. № 55. С. 3.
3. Астанин Д.М. Использование характерных элементов оборонного и промыслового зодчества Сибири при строительстве туристических
комплексов в Восточных Саянах // В сборнике: Новые информационные технологии в науке нового времени.2017. С. 156-159.
4. Астанин Д.М. Планируемый главный визит-центр территории экотуризма центральной части Восточного Саяна // В сборнике: Современные концепции развития науки. 2017. С. 177180.
5. Водлозерский парк: [Электронный ресурс] URL: http://vodlozero.ru/, (дата обращения: 13.04.2021)
6. Лапшина Е.Г. Архитектурное пространство как динамическая система: автореферат дис. доктора архитектуры: 05.23.20. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. 60 с.
7. Назарова М.П. Архитектурное пространство как социокультурный феномен: автореферат дис. доктора философских наук: 09.00.13. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2013. 49 с.
8. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: диссертация доктора архитектуры: 18.00.01. Москва: Московский архитектурный институт, 2006. 335 с.
9. Бурдье П. Социология социального пространства. пер. с фр. М: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2005. 288 с. ISBN 5-89329-762-8 (в пер.)
10.Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика. пер. с фр. М: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2005. 576 с. ISBN 5-89329-761-Х (в пер.)
11.Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. Том I, 1998. № 2.
12.Сокулер З.А. Социальное и географические пространства в концепции п. Бурдье // В сборнике: Социальное пространство: междисциплинарные исследования. Москва: Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 2003. С. 20-68
13.Беляк И.Ф. Край причудливых скал. Заповедник "Столбы" Красноярского края. Красноярск: Красноярское краевое изд-во, 1952. 132 с.
14.Пуанкаре А. Новые методы небесной механики. Топология. Теория чисел. 1972. 999 с.
15.Визит-центр Катунского заповедника: [Электронный ресурс] URL: http://www.katun-skiy.ru/posetitelyam/obyektyi-tsentralnoy-
usadbyi/tsentralnaya-usadba-katunskogo-bi-osfernogo-zapovednika (дата обращения: 13.04.2021)
16.Природный парк Ак Чолушпа: [Электронный ресурс] URL: https://oopt-ra.ru/in-dex.php/portfolio/item/1-ak-chol (дата обращения: 13.04.2021)
17.Национальный парк «Сайлюгемский»: [Электронный ресурс] URL: http://sailugem.ru/ (дата обращения: 13.04.2021)
18.Научно-образовательный центр «Арусвати»: [Электронный ресурс] URL: http://uchenmek.ru/tag/arusvati/?lang=en (дата обращения: 13.04.2021)
19.Аристотель. Риторика; Поэтика. Москва: Лабиринт, 2005. 253 с.
20.Алтайский государственный природный биосферный заповедник: [Электронный ресурс] URL: http://www.altzapovednik.ru/ (дата обращения: 13.04.2021)
21. Визит-центр «Байкал Заповедный»: [Электронный ресурс] URL: http://baikalecotourism.ru/baikalreserved (дата обращения: 13.04.2021)
22.Природный центр «Халтия»: [Электронный ресурс] URL: https://www.haltia.com/ru/ (дата обращения: 13.04.2021)
23.«Девственные леса Коми». URL: http://whc.unesco.org/ru/list/719 (дата обращения: 13.04.2021)
24.Катунский биосферный заповедник: [Электронный ресурс] URL: http://www.katunskiy.ru/ (дата обращения: 13.04.2021)
25.Визит-центр «Куршская коса»: [Электронный ресурс] URL: http://www.park-kosa.ru/cn_posetitelyam/muzei/ (дата обращения: 13.04.2021)
26.Национальный парк «Лемменйоки» (Финляндия): [Электронный ресурс] URL: https://www.nationalparks.fi/lemmenj okinp (дата обращения: 13.04.2021)
27.Визит-центр «Мелодия рассвета» Байкальского заповедника: [Электронный ресурс] URL: http://baikalecotourism.ru/estate (дата обращения: 13.04.2021)
28.Прибайкальский национальный парк: [Электронный ресурс] URL: https://baikal-1.ru/territory/pribaikalsky/ (дата обращения: 13.04.2021)
Информация об авторе
Астанин Дмитрий Михайлович, доцент, старший преподаватель. E-mail: montenegro,[email protected]. Вологодский государственный университет. Россия. 160000, г. Вологда, ул. Ленина, 15. Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева. Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.
Поступила 16.03.2021 г. © Астанин Д.М., 2021
Astanin D.M.
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Vologda state University E-mail: montenegro. astanin@mail. ru
MODELING OF THE MAIN TOPIC FOR THE INFORMATION VISITOR CENTER
OF ECOTOURISM TERRITORIES (URBAN PLANNING TESTING OF BOURDIEU'S CONCEPT OF FIELD)
Abstract. The urban planning system of the ecotourism territory is studied as a system of interacting objects - a network of ecological and educational information visitor centers. The formation of ecological consciousness is the main path leading to the balanced development of human and nature. Visitor centers are created to indirectly manage the recreational impact on the ecosystems of specially protected natural areas (SPNA) by forming an ecological consciousness among visitors, based on the transmitted information. The content of the information (the main subject) of the interacting visitor centers forms the information space of the ecotourism territory, its morphology organizes the planning structure of the territory. The main theme shows the uniqueness of the territory, highlighting the most striking natural and cultural-historical features, translates the model of harmonious relations between human and nature that has developed on this basis. The information should be properly structured and well-organized system to strengthen the informational influence on visitors. The conceptual basis for modeling the content (main subject) of the visit center is the model of the social field of P. Bourdieu. According to P. Bourdieu's social field, the social space is considered as a topology divided into a number of elements-fields that owe their structure to the uneven distribution of individual types of capital. The capital of the ecological social field is the cultural models of the harmonious coexistence of human and nature. The impact of eco-educational institutions in the ecological social field depends on the size of the cultural capital belonging to them and the internal scheme of perception of the cultural model (habitus). The social resource and the internal attitudes of visitors structure the social space. As a result of the research, the author proposes a conceptual model of the environmental education system to strengthen the influence of the ecological field. Its essence is that the content of the information of the visitor center (the main subject) should correspond to the place of its localization-the field of influence of the visitor center on visitors.
Keywords: social space, social field model, information model, information flow, habitus, visitor center.
REFERENCES
1. Ahundov M.D. The concept of space and time: origins, evolution, prospects [Koncepciya pros-transtva i vremeni: istoki, evolyuciya, perspektivy]. M.: Thought, 1982. 222 p. (rus)
2. Astanin D.M. Territorial planning of a system of eco-tourism outreach educational organizations [Territorial'noe planirovanie sistemy eko-turis-ticheskih prosvetitel'skih uchrezhdenij]. Architecton: Proceedings of Higher Education. 2016. No. 55. p. 3. (rus)
3. Astanin D.M. Use of characteristic elements of defense and commercial architecture of Siberia in the construction of tourist complexes in the Eastern Sayans [Ispol'zovanie harakternyh elementov obo-ronnogo i promyslovogo zodchestva Sibiri pri stroitel'stve turisticheskih kompleksov v Vostochnyh Sayanah]. In the collection: New information technologies in modern science. 2017. Pp. 156-159.
4. Astanin D.M. the Planned main visit center of the ecotourism territory of the Central part of Eastern Sayan. [Planiruemyj glavnyj vizit-centr territorii ekoturizma central'noj chasti Vostochnogo Sayana] In the collection: Modern concepts of science development. 2017. Pp. 177-180. (rus)
5. Vodlozersky Park [Vodlozerskij park]. URL: http://vodlozero.ru/ (date of treatment: 13.04.2021)
6. Lapshina E.G. Architectural space as a dynamic system [Arhitekturnoe prostranstvo kak dinamicheskaya sistema] : abstract of the dissertation of the Doctor of Architecture. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. 2016. 60 p. (rus)
7. Nazarova M.P. Architectural space as a socio-cultural phenomenon [Arhitekturnoe prostranstvo kak sociokul'turnyj fenomen] : abstract of the dissertation of the Doctor of Philosophy. Volgograd State University. 2013. 49 p. (rus)
8. Shubenkov M.V. Structure of architectural space [Struktura arhitekturnogo prostranstva]: dissertation of the Doctor of Architecture. Moscow, 2006. 335 p. (rus)
9. Burd'e P. Sociology of social space [Soci-ologiya social'nogo prostranstva]. M; Institute of Experimental Sociology; Aleteya. 1st. kn., 2005 (GUP Tip. Nauka). 288 p. (in trans.) (rus)
10. Burd'e P. Social space: fields and practice [Social'noe prostranstvo: polya i praktika]. per. s fr. Moscow: Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg: Aleteya, 2005. 576 p. (in trans.) (rus)
11. Burd'e P. Structure, habitus, practice [Struktura, gabitus, praktika]. Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. I, 1998. No. 2. (rus)
12. Sokuler Z.A. Social and geographical spaces in Russia concepts of p. Bourdieu [Social'noe i geo-graficheskie prostranstva v koncepcii p. Burd'e]. In the collection: Social space: interdisciplinary research. Ref. sat.. Ser. Sociology / Russian Academy of Sciences. In-t nauch. inform. by default. sciences " Ed. by L. V. Girko. Moscow, 2003. pp. 20-68. In the collection: Social space: interdisciplinary research. Sociology. Moscow: Russian Academy of Sciences, 2003. Pp. 20-68 (rus)
13. Belyak I.F. The Edge of bizarre rocks [Kraj prichudlivyh skal]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Regional Publishing House, 1952. 132 p. (rus)
14. Puankare A. New methods of celestial mechanics. Topology. The theory of numbers [Novye metody nebesnoj mekhaniki]. Topology. Number theory. 1972. 999 p. (rus)
15. Visit center of the Katun nature reserve [Vi-zit-centr Katunskogo zapovednika]. URL: http://www.katunskiy.ru/posetitelyam/obyektyi-tsentralnoy-usadbyi/tsentralnaya-usadba-katunskogo-biosfernogo-zapovednika (date of treatment: 13.04.2021)
16. Natural Park AK Colospa [Prirodnyj park Ak Cholushpa]. URL: https://oopt- ra.ru/in-dex.php/portfolio/item/1-ak-chol (date of treatment: 13.04.2021)
17. Saylyugemsky national Park [Nacional'nyj park «Sajlyugemskij»]. URL: http://sailugem.ru/ (date of treatment: 13.04.2021)
18. Scientific and educational center "Arusvati" [Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Arusvati»]. URL: http://uchenmek.ru/tag/arusvati/?lang=en (date of treatment: 13.04.2021)
19. Aristotel'. Rhetoric; Poetics [Ritorika; Poet-ika]. Moskva: Labirint, 2005. 253 p. (rus)
20. Altay state natural biosphere reserve [Altajskij gosudarstvennyj prirodnyj biosfernyj zapovednik]. URL: http://www.altzapovednik.ru/ (date of treatment: 13.04.2021)
21. Visit center "Baikal Reserve" [Vizit-centr «Bajkal Zapovednyj»]. URL: http://baikalecotour-ism.ru/baikalreserved (date of treatment: 13.04.2021)
22. Natural center "Haltia" [Prirodnyj centr «Haltiya»]. URL: https://www.haltia.com/ru/ (date of treatment: 13.04.2021)
23. "Virgin forests of Komi"[«Devstvennye lesa Komi»]. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/719 (date of treatment: 13.04.2021)
24. Katun biosphere reserve [Katunskij biosfernyj zapovednik]. URL: http://www.katun-skiy.ru/ (date of treatment: 13.04.2021)
25. Visit center "Curonian spit [Vizit-centr «Kurshskaya kosa»]. URL: http://www.park-kosa.ru/cn_posetitelyam/muzei/ (date of treatment: 13.04.2021)
26. Lemmenjoki national Park (Finland) [Nacional'nyj park «Lemmenjoki» (Finlyandiya)]. URL: https://www.nationalparks.fi/lemmenjokinp (date of treatment: 13.04.2021)
27. Visit center "Melody of dawn" of the Baikal nature reserve [Vizit-centr «Melodiya rassveta» Bajkal'skogo zapovednika]. URL: http://baikalecotourism.ru/estate (date of treatment: 13.04.2021)
28. Pribaikalsky national Park [Pribajkal'skij nacional'nyj park]. URL: https://baikal-1.ru/terri-tory/pribaikalsky/ (date of treatment: 13.04.2021)
Information about the author
Astanin, Dmitry M. Associate Professor, Department of Architecture and Urban Planning. E-mail: [email protected]. Vologda State University. Russia. 160000, Vologda, 15 Lenin street. Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy. Russia, Moscow, 127550, Timiryazevskaya st., 49.
Received 16.03.2021 Для цитирования:
Астанин Д.М. Моделирование главной темы информационного визит-центра территорий экологического туризма (градостроительная апробация концепции социального поля П. Бурдье) // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 10. С. 68-80. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-10-68-80
For citation:
Astanin D.M. Modeling of the main topic for the information visitor center of ecotourism territories (urban planning testing of bourdieu's concept of field). Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2021. No. 10. Pp. 68-80. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-10-68-80