Научная статья на тему 'Типология семьи этноконфессиональных групп населения Камско-Воткинского завода в конце XIX века'

Типология семьи этноконфессиональных групп населения Камско-Воткинского завода в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КАМСКО-ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД / ГОРНОЗАВОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васина Татьяна Анатольевна

В статье на примере Камско-Воткинского завода Вятской губернии рассматри-вается структура семьи разных этнических и конфессиональных категорий горноза-водского населения конца XIX в. С помощью количественных методов исследования проводится сравнительный анализ домохозяйств заводских жителей, типы семей раз-личаются по двум основным показателям поколенному и родственному составу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология семьи этноконфессиональных групп населения Камско-Воткинского завода в конце XIX века»

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Т. А. Васина

ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХГРУПП НАСЕЛЕНИЯ КАМСКО-ВОТКИНСКОГО ЗАВОДА В КОНЦЕ XIX ВЕКА

В статье на примере Камско-Воткинского завода Вятской губернии рассматривается структура семьи разных этнических и конфессиональных категорий горнозаводского населения конца XIX в. С помощью количественных методов исследования проводится сравнительный анализ домохозяйств заводских жителей, типы семей различаются по двум основным показателям - поколенному и родственному составу.

Ключевые слова: Вятская губерния, Камско-Воткинский завод, горнозаводское население, семейный уклад, этноконфессиональные группы.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью1. Отечественная историография насчитывает множество трудов, посвященных изучению семьи и домашнего быта. В центре внимания исследователей -формы семейной организации городского и сельского населения России, поколенный и родственный состав, брачный возраст, положение женщин и детей и другие вопросы. Ученые различают семьи одинокие, простые малые (нуклеарные), расширенные и составные (братские или большие патриархальные отцовские)2. В качестве критериев определения семьи исследователи выделяют наличие общего нераздельного имущества и главы, который управляет всеми делами в домашнем хозяйстве (Б. Н. Миронов), ведение общего домашнего хозяйства (М. Г. Рабинович), брак, кровное родство, изолированность домашнего быта и хозяйства3.

Проблема типологии семьи населения горнозаводских центров - административных и промышленно-торговых неземледельческих поселений России - рассматривалась в трудах ученых-историков Урала4. В центре внимания исследователей находились структура семьи заводского рабочего, источники дохода, семейное право, влияние производства на изменение состава домохозяйств, демографические процессы и другие вопросы. Так, С. В. Голикова, Н. А. Миненко, И. В. Побережников различают простые двухпоколенные (родители-дети) и сложные двух- и трехпоколенные (братские и отцовские) семьи заводских рабочих5. Н. М. Арсентьев, М. Ю. Нечаева и А. С. Черкасова выделили пять типов семей: одинокие, малые и неразделенные (отцовские, братские и семьи из дядей и племянников)6. Ученые отметили преобладание в горнозаводской среде малых (нуклеарных) семей, особенно в период возникновения заводов и формирования местного населения, а также постепенное разрастание простых двухпоколенных домохозяйств до сложных трехпоко-

7

ленных .

Структура семьи жителей Камско-Воткинского завода конца XIX в. - крупного населенного пункта Вятской губернии - до настоящего времени не являлась предметом специального научного исследования (за исключением освещения Т. А. Васиной вопросов типологии семьи Камских заводов конца XVIII - первой половины XIX в.8). Поэтому изучение данной тематики представляется актуальным.

Раскрытие типологии семьи заводского населения предполагает применение методов количественного анализа: формализации - приведения статистических данных источников в однородный вид, выделения всех возможных вариантов семей, их измерения (подсчета в абсолютных показателях и процентах); выборочного метода как способа изучения массовых источников; ранжирования - упорядочивания явления по количеству или интенсивности признака; дисперсионного анализа - воздействия качественного признака на количественный (например, исследования зависимости структуры семьи от социального статуса, вероисповедания, национальной принадлежности)9.

Сведения по типологии семьи населения Камско-Воткинского завода конца XIX в. содержат материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Удмуртской Республики10. Переписные листы включают информацию по следующим показателям: хозяин двора, количество жилых строений, ф.и.о. членов семьи, родственные связи по отношению к главе хозяйства, имена жильцов, возраст, семейное состояние, место рождения и место приписки, отметки об отсутствии или временном пребывании, сословие, вероисповедание, родной язык, грамотность, средства существования и положение по воинской повинности. Для настоящего исследования представляют интерес две графы переписных ведомостей - «вероисповедание» и «родной язык», которые позволяют проанализировать типологию семьи этноконфес-сиональных групп заводского населения. В качестве единицы подсчета принят двор, домохозяйство - «совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека - хозяина»11. Основными критериями определения форм семейной организации выбраны поколенный и родственный состав.

По переписи 1897 г. было учтено 4465 домохозяйств жителей Камско-Воткинского завода. Это, прежде всего, семьи сельских обывателей - основной категории заводского населения (сложившейся из бывших казенных мастеровых, обязанных «бессрочною в своем ведомстве службою»12, и их потомков), а также семьи духовенства, дворян и чиновников, почетных граждан, купцов, «нижних чинов» (канцелярских, горных, медицинских), мещан, крестьян, военнослужащих, проживавших в собственных домах. При этом в 18,7 % учтенных дворов были выявлены так называемые неродственные включения - квартиранты, жильцы, постояльцы, «нахлебники», гости, прислуга, «призреваемые» и прочие, которые насчитывали 1214 временно проживавших семейств. Таким образом, всего по переписи 1897 г. было учтено 5679 семей (не считая около 400 выбывших из завода, структура которых не показана в ведомостях). Сопоставление домохозяйств заводского населения и временно проживавших здесь семей представляется целесообразным, поскольку позволяет обнаружить существенные отличия в их структуре.

В качестве методологической основы анализа материалов переписи был использован выборочный метод как наиболее результативный способ изучения массовых источников. Была применена типическая выборка: совокупность семей разбита на отдельные категории, в данном случае на религиозные (по вероисповеданию) и национальные (по языковой принадлежности) группы. Исследование показало, что в конце XIX в. Камско-Воткинский завод представлял собой поселение со сложным полиэтническим и поликонфессиональным составом. Основную массу заводских жителей составляли православные (95,41 % постоянных домохозяйств и 93,00 % семей квартирантов), значительную долю - старообрядцы (2,42 % и 1,57 % соответственно) и мусульмане (1,55 % и 4,78 %), меньшую численность имели католики

(0,22 % домохозяйств и 0,41 % семей квартирантов), лютеране (0,13 % и 0,16 % соответственно), иудеи (0,25 % и 0,08 %) и язычники (0,02 % домохозяйств).

По национальной принадлежности были выявлены следующие категории жителей завода: в подавляющем большинстве семейств родным языком был русский (97,76 % домохозяйств и 93,90 % семей квартирантов), на татарском языке разговаривали в 1,48 % домохозяйств и 4,53 % семей квартирантов, башкирском - 0,07 % и 0,25 % соответственно, еврейском - 0,25 % и 0,08 %, удмуртском - 0,05 % и 0,41 %, чувашском - 0,02 % и 0,25 %, марийском - в 0,02 % домохозяйств; немецкий язык был родным для 0,13 % домохозяйств и 0,17 % семей квартирантов, польский - для 0,20 % и 0,33 % соответственно, французский - для 0,02 % домохозяйств и шведский - для 0,08 % семей квартирантов.

Анализ поколенного состава домохозяйств внутри каждой выделенной группы показал, что у жителей Камско-Воткинского завода в конце XIX в. наблюдалось четыре типа семей: одно-, двух-, трех- и четырехпоколенные.

Двухпоколенные семьи доминировали в большинстве этноконфессиональных категорий заводского населения: у православных они насчитывали 60,35 % дворов, старообрядцев - 48,14 %, мусульман - 75,36 %, католиков - 50,00 %, лютеран (немцев) - 66,67 %; татар - 74,24 %, поляков - 55,56 %, русских - 60,04 %. У башкир, марийцев (язычников) и чувашей выявлены исключительно двухпоколенные семьи (100 %). Среди удмуртов одно- и двухпоколенные домохозяйства насчитывали равную долю. В прочих группах (евреи, французы) преобладали однопоколенные семьи. Трехпоколенные семейства составляли значительную массу (22,41 %) среди русскоязычного населения (православных и раскольников), а также имелись в наличии в домохозяйствах татар (7,58 %) и поляков (33,33 %). Четырехпоколенные -встречены лишь в домохозяйствах говорящих на русском языке жителей (0,70 % семейств православных и 0,93 % - старообрядцев).

Среди квартирантов, жильцов и прочих неродственных включений, напротив, сложилась иная ситуация. Здесь у подавляющего большинства религиозных и национальных групп населения доминировали однопоколенные семьи (составляли от 66,67 % семейств у чувашей до 100 % семей удмуртов, поляков, немцев и шведов); двух- и трехпоколенные, занимающие значительно меньшую долю, выявлены у иудеев (евреев), мусульман (татар и башкир), чувашей, старообрядцев и православных (родной язык - русский).

По характеру родства среди этноконфессиональных категорий населения Кам-ско-Воткинского завода в конце XIX в. также было выделено четыре типа домохозяйств: одиноко проживавшие, малые, расширенные и сложные семьи.

К первому типу («одинокие») были отнесены бессемейные жители завода, вдовцы и вдовы, не имевшие родственников. Кроме того, значительную долю одиноких в Камско-Воткинском заводе составляли приезжие чиновники, купцы, прибывшие на заработки крестьяне и мещане. Особенно большим их число было среди неродственных включений, что явилось основной причиной превалирования среди квартирантов, жильцов, постояльцев и прочих лиц одиноких, однопоколенных семей. Внутри этой категории одинокие составляли 100 % семей католиков и лютеран, удмуртов, поляков, немцев и шведов, 89,47 % - старообрядцев, 79,45 % - православных (79,56 % - говорящих на русском языке), 77,59 % - мусульман (78,18 % - татар) и по 66,67 % - семей чувашей и башкир.

Напротив, в домохозяйствах постоянных жителей завода одинокие занимали меньшую долю: 45,46 % семей иудеев (евреев), 33,33 % - лютеран (немцев), 20,00 % - католиков, 11,11 % - поляков, 4,55 % -православных, 3,70 % - раскольников и единоверцев

(4,54 % - русскоязычных), 1,52 % - татар (1,45 % - мусульман); исключение составили лишь французы (выявлен только один человек - 100 % одиноко проживавших).

Малые (нуклеарные) одно- и двухпоколенные семьи охватывали супружеские пары и супружеские пары с детьми (несовершеннолетними или не вступившими в брак). Нуклеарные семьи составляли основную массу постоянных домохозяйств различных религиозных и национальных групп населения Камско-Воткинского завода: 100 % семей удмуртов (две учтенные семьи), чувашей (одна учтенная семья) и ма-рийцев-язычников (одна учтенная семья), 74,24 % - семей татар, 66,67 % - башкир (73,91 % - мусульман), 66,67 % - лютеран (немцев), 60,49 % - православных, 49,07 % -раскольников и единоверцев (60,18 % - русских), 36,36 % - иудеев (евреев), 33,33 % -поляков и 30,00 % семей католиков. Кроме того, были выявлены и другие варианты небольших по численности и не сложных по структуре домохозяйств, представлявших собой различные этапы «жизненного цикла» семьи: это супруги, воспитывавшие внуков или племянников, проживавшие вместе братья и сестры (неженатые/незамужние либо разведенные или вдовые), супружеские пары, с которыми проживали младшие братья или сестры мужа. В целом, данные варианты насчитывали незначительную долю дворов: от 9,09 % семей иудеев до 2,68 % - православных. Все семьи делились на полные и неполные (в последних отсутствовал один из супругов, в первом или втором поколении, по причине развода, смерти, тюремного заключения и т. д.).

Среди квартирантов наблюдалась иная картина: малые семьи составляли 100 % лишь в среде евреев (одна учтенная семья), у прочих категорий заводских жителей показатели были меньшими: по 33,33 % - семей чувашей и башкир, 18,97 % - мусульман (18,18 % - татар), 18,51 % - православных и 10,53 % - старообрядцев (18,42 % - русских).

К расширенным двухпоколенным семьям принадлежали домохозяйства с родителями, детьми и прочими родственниками (зятем или снохой, братом или сестрой родителей, племянниками), полные и неполные. Расширенные семьи можно рассматривать в качестве переходной, промежуточной формы между малыми и сложными домохозяйствами. Они занимали относительно небольшую долю в структуре населения Камско-Воткинского завода: 33,33 % дворов башкир, 10,60 % - татар, 22,23 % - поляков, 8,80 % - русских; 20,00 % - католиков, 11,59 % - мусульман, 11,11 % - раскольников, 9,09 % - иудеев (евреев), 8,73 % - православных. В числе неродственных включений (квартирантов и прочих) расширенные семьи насчитывали всего 0,61 % русскоязычного, православного населения.

Сложные двух-, трех- и четырехпоколенные семьи, полные и неполные, представляли собой следующие формы семейной организации: родителей с детьми, внуками (и правнуками), супругов, на воспитании которых находились племянники и их дети (и внуки), братьев с женами, детьми и внуками. Сложные семьи насчитывали 33,33 % домохозяйств поляков, 23,73 % - русских, 9,09 % - татар; 30,56 % - старообрядцев, 30,00 % - католиков, 23,55 % - православных, 8,70 % - мусульман. Среди квартирантов и жильцов сложные семьи составляли лишь 1,82 % семейств татар (1,72 % - мусульман) и по 0,44 % - русских и православных. При этом наибольшее число вариаций большие патриархальные семьи имели в среде раскольников и православных (русскоязычного населения).

Таким образом, по сложности структуры населения Камско-Воткинский завод в конце XIX в. не уступал официальным городам Российской империи. Горнозаводской центр на протяжении второй половины XVIII - середины XIX в. формировался как многонациональное и поликонфессиональное поселение. Становление и развитие завода было связано с адаптацией разных этнических и религиозных культур к

условиям труда на промышленном предприятии. Михаил Блинов, смотритель школ Воткинского горного округа, в 1855 г. писал: «Народонаселение завода составилось из пришельцев от разных мест. Коренные жители этого края, Вотяки, остались в своих деревнях по рекам Вотке и Шаркану, и только часть их приписана к заводу... часть мастеровых образовалась из государственных крестьян Вятского края. [Рекрутские наборы. - Т. В.] привели в завод и Татар Елабужских и Вотяков Шаркан-ских, и значительное число жителей Пензенской губернии. Торговая промышленность привлекла сюда купцов, мещан и торгующих крестьян из разных губерний. Таким образом, завод представляет. довольно разнообразное общество народа.»13. Основной этнический компонент заводских жителей, как было показано выше, сформировали семьи, для которых родным являлся русский язык. Их ядро образовали бывшие крепостные железоделательных заводов графа П. И. Шувалова, рекруты-крестьяне из Вятской, Пермской, Казанской, а также ряда центральных и сибирских губерний России, ставшие в XVIII - начале XIX в. источником формирования кадров заводских служащих. Второе по численности место в составе населения занимали семьи, говорящие на татарском языке (в качестве основной причины можно назвать соседство Вятского края с Казанской губернией). Удмурты - коренное население данного региона - проживали преимущественно в округе Камско-Воткинского завода, поэтому среди жителей заводского селения их доля была невелика.

Проведенное исследование показало, что семейная структура этноконфессио-нальных групп жителей Камско-Воткинского завода в конце XIX в. имела определенную специфику. Анализ состава населения по двум категориям - вероисповеданию и родному языку - позволил обнаружить различия среди семей православных, старообрядцев, мусульман, иудеев, католиков, протестантов, язычников; русских, татар, башкир, марийцев, удмуртов, чувашей, евреев, поляков, шведов, немцев, французов, проживавших в заводе.

В большинстве домохозяйств, как было выявлено в ходе исследования, преобладали малые, двухпоколенные формы семейной организации. Исключение составили семьи неродственных включений (квартирантов и жильцов), среди которых доминировали однопоколенные семейства (прежде всего одиноко проживавшие). В целом семьи квартирантов отличались меньшим разнообразием вариантов и очень незначительной долей расширенных и сложных семей. Последние отмечены лишь среди православного (русскоязычного) и мусульманского (татарского) населения. Наиболее крупными домохозяйствами, отличавшимися большим разнообразием вариантов, были семьи православных, старообрядцев (родной язык - русский), мусульман (родной язык - татарский) и католиков (родной язык - польский).

В превалировании в Камско-Воткинском заводе нуклеарных семей можно увидеть сходство с населением горнозаводских центров Уральского региона. Сдельная оплата труда не требовала сохранения крупных домохозяйств. Каждый работавший на заводе и получавший жалованье член семьи обладал некоторой материальной самостоятельностью, поэтому наблюдалось стремление молодых пар отделиться от родителей в собственный дом. В целом, можно сделать вывод, что одной из специфических черт населения Камско-Воткинского завода в конце XIX в. являлось преобладание относительно небольших по численности и несложно структурированных семей.

Примечания

1 Харчев, А. Г. Семья / А. Г. Харчев // Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 23. - М., 1976. - С. 244.

2 Александров, В. А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма /

B. А. Александров // История СССР. - 1981. - № 3. - С. 78-96; Гришкина, М. В. Удмуртская семья в XVIII - первой половине XIX в. / М. В. Гришкина // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII-XX вв. - Устинов, 1985. - С. 3-17; Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 1 / Б. Н. Миронов. - СПб., 2000.

3 Миронов, Б. Н. Социальная история... С. 219; Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. - Ульяновск, 2000. - С. 74; Рабинович, М. Г. Очерки этнографии русского феодального города : Горожане, их общественный и домашний быт / М. Г. Рабинович. - М., 1978. - С. 178.

4 Арсентьев, Н. М. Семья рабочих в первой половине XIX в. по материалам Замосковных и Уральских заводов (типология и состав) / Н. М. Арсентьев, М. Ю. Нечаева, А. С. Черкасова // Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма. -Свердловск, 1990. - С. 123-128; Голикова, С. В. Культура горнозаводского населения Урала XVIII - XIX вв. : жизнеобеспечение, ритуалы, религиозные верования. дис. ... д-ра ист. наук / С. В. Голикова. - Екатеринбург, 2005; Голикова, С. В. Семья горнозаводского населения Урала XVIII - XIX веков : демографические процессы и традиции / С. В. Голикова. - Екатеринбург, 2001; Голикова, С. В. Горнозаводские центры и аграрная среда в России : взаимодействия и противоречия (XVIII - первая половина XIX в.) / С. В. Голикова, Н. А. Миненко, И. В. Побережников. - М., 2000; Злобина, И. В. Семья на Урале в XVIII - первой половине XIX в. / И. В. Злобина, Р. Г. Пихоя // Деревня и город Урала в эпоху феодализма : проблема взаимодействия. Свердловск, 1986. - С. 131-144; Крупянская, В. Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало XX в.) / В. Ю. Крупянская, Н. С. Полищук. - М., 1971; Кузьмин, А. И. Семья на Урале (демографические аспекты выбора жизненного пути) / А. И. Кузьмин. - Екатеринбург, 1993; Миненко, Н. А. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века / Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова. - М., 2006.

5 Голикова, С. В. Семья горнозаводского населения.; Голикова, С. В. Горнозаводские центры... С. 103.

6 Арсентьев, Н. М. Семья рабочих.

Голикова, С. В. Семья горнозаводского населения. С. 190-191.

8 Васина, Т. А. Камские заводы : население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.) / Т. А. Васина. - Ижевск, 2006.

9 См.: Миронов, Б. Н. Историк и математика : математические методы в историческом исследовании / Б. Н. Миронов, З. В. Степанов. - Л., 1975.

10 Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР), Ф. 236.

Оп. 1. Д. 47. Л. 34-293; Д. 48. Л. 1-306; Д. 49. Л. 3-344; Д. 50. Л. 3-169; Д. 51. Л. 3378; Д. 52. Л. 3-331; Д. 53. Л. 5-450; Д. 54. Л. 7-326; Д. 55. Л. 7-516; Д. 56. Л. 5-378;

Д. 57. Л. 3-256; Д. 58. Л. 3-322; Д. 59. Л. 3-442; Д. 60. Л. 3-533; Д. 61. Л. 7-364;

Д. 62. Л. 7-493; Д. 63. Л. 3-529; Д. 64. Л. 1-529; Д. 65. Л. 3-290; Д. 66. Л. 5-352;

Д. 67. Л. 3-308; Д. 68. Л. 6-311; Д. 69. Л. 3-346; Д. 70. Л. 3-330; Д. 71. Л. 3-451;

Д. 72. Л. 3-322; Д. 73. Л. 3-334; Д. 74. Л. 1-336; Д. 75. Л. 1-453.

11 Миронов, Б. Н. Историк и математика... С. 219.

12 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 3991. Л. 1.

13

Блинов, М. Историко-статистическое известие о Камско-Воткинском заводе и тамошних вотяках / М. Блинов // Журн. Мин-ва внутр. дел. - 1855. - Ч. 11. - Отд. III. -

C. 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.