О.Г. Леонова доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова
Типология региональной политической культуры России
Сегодня особенно важным фактором развития региона являются новые аспекты культуры, т.е. не столько исторические традиции и фольклор, сколько политическая культура. Уже в середине ХХ в. наблюдалась тенденция возрастания роли политической культуры как ключа к объяснению явлений в политической, социальной, экономической и духовной сферах.
Внутри национальной политической культуры выделяют общий, региональный и локальный уровни. Общему уровню соответствует национальная политическая культура, региональная политическая культура аналогична региональной стратификации общества; локальный уровень отражает политическая субкультура. Она возникает в случае, если политические установки и ценностные системы какой-либо группы общества заметно отклоняются от «национального среднего» показателя. Примером такой субкультуры в России является политическая культура казачества
Существует множество определений политической культуры вообще. Однако не сегодняшний день нет какого-либо общепринятого определения региональной политической культуры. Региональную политическую культуру можно определить как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, представлений, установок сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, характерных для данного региона, и тесно связанную со степенью выраженности региональной идентичности.
Изучение региональной политической культуры является своеобразным «ключом» к пониманию «души» региона, его психосоциального профиля.
Региональная политическая культура есть функция самого существования региона, поскольку само наличие региона обусловливает и наличие на его территории особой региональной политической культуры.
Как правило, региональные политические культуры и национальная политическая культура сосуществуют, не отрицая друг друга. Таким примером являются современные Германия, Италия, Испания. В Германии в рамках национальной немецкой политической культуры сосуществуют баварская, саксонская, тюрингская политические культуры, своеобразные по содержанию, специфические по формам выражении, однако, основанные на не отрицающих друг друга ценностных ориентациях.
Региональная политическая культура заключает в себе некое противоречие. С одной стороны, политическая культура региона,
основанная на архетипах сознания и восходящая к историко -генетическим кодам нации, оказывается весьма стабильной и с большим трудом поддается каким-либо кардинальным изменениям. Изменения в региональной политической культуре чаще всего затрагивают лишь ее внешние, поверхностные пласты. Поэтому традиционные ценности, идеалы и глубинные мотивационные ориентации политического поведения сохраняют свое содержание, модифицируя лишь форму своего проявления.
С другой стороны, региональная политическая культура подвержена изменениям, это не статичное состояние территории, но постоянно развивающийся процесс. Скорость становления и изменений региональной политической культуры в целом выше, чем национальной политической культуры, поскольку регион - это более открытая, мобильная и гибкая система, нежели национальное государство.
Единое государство, основанное на принципах федерализма, не сглаживает различия между региональными политическими культурами. В контексте политической культуры такое государство представляет собой конгломерат различных региональных политических субкультур, основанных на различных ценностных системах, традициях, формах политического участия, политическом менталитете.
Политическая культура России - многонационального и поликонфессионального государства -- характеризуется наличием региональных специфических культур, а значит элементов эклектики, мозаичности, которые не позволяют рассматривать политическую культуру страны как целостный концепт и гомогенную категорию.
В итоге политическая культура России носит весьма выраженный эклектический характер, допускающий сочетание крайне различных элементов региональных политических культур. Основным фактором такой мозаичности политической культуры России являются социально-экономические диспропорции, разрывы в уровнях развития, дохода, безработицы регионов, проблемы миграции, а также исторические и национальные коды и традиции.
Степень яркости и самобытности политической культуры региона во многом зависит от степени выраженности его идентичности. Сегодня наиболее высоким уровнем развития идентичности характеризуются следующие регионы: Москва и Санкт-Петербург; пять национальных республик с большой долей титульного этноса и относительно мощными традициями государственности - Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня и Чувашия; три казачьих северо-кавказских региона - Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края; несколько старорусских областей -бывших «великих княжеств», таких как Новгородская, Владимирская, Ярославская, Рязанская, Костромская и др.
В соответствии со степенью выраженности идентичности региона в России можно выделить три типа региональной политической культуры: западную, азиатскую, русскую. Разумеется данные типы политических культур не существуют в «чистом» виде, но они тесно взаимосвязаны,
взаимодействуют в процессе своего развития, интегрируя отдельные черты и элементы друг друга.
В границах России западная политическая культура представлена (но не доминирует) в Москве, Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Европейская политическая культура находит свое выражение в основном в своем электоральном аспекте и основана на представлениях о свободных конкурентных выборах, типичных для стран Запада.
Азиатская политическая культура существует в ряде национальных республик. Это, в основном, традиционное общество с преобладающими консервативными настроениями и сохраняющимися элементами патриархального уклада, где европейские импульсы искажаются и где сохраняются старые формы политической культуры.
На остальных территориях преобладает русская политическая культура с её сакрализаций власти и политики, эсхатологизмом и такими чертами, как этатизм и патернализм, которые уже подробно описаны в научной литературе.
Русская политическая культура представлена примерно в 20 регионах России, где преобладающим является русский этнос и характеризуется особой электоральной культурой и своеобразием, которое не подчиняется общим закономерностям.
Особое место занимает политическая культура Юга России. Целостность и своеобразие этой региональной политической культуры основаны на ряде факторов, важнейшим из которых является особое геополитическое положение. Характерной чертой южных регионов России было и остается пограничное положение с народами Северного Кавказа и расположение на пересечении важных коммуникаций, что сделало Юг зоной контакта народов и цивилизаций.
Сегодня, как и в прошлом, носителем региональной идентичности здесь является южнороссийское казачество.
Западная политическая культура весьма подробно описана многочисленными исследователями, и это описание вошло во многие учебники и хрестоматии.
Более актуальным является исследование русской и азиатской политической культуры, а также политической субкультуры казачества.
Политическая культура «русских регионов» России выступает как исторически порождаемый и обусловленный способ политической жизнедеятельности людей (или способ жизнедеятельности в политической сфере). Она является частным выражением абстрактно-общего понятия «русская культура», формой ее субъективно-объективной интерпретации и находит свое выражение в идеях, концепциях, убеждениях, ценностях, традициях и нормах политического поведения.
Принято считать, что политическая культура русских регионов России несет в себе определенные родовые черты восточной политической культуры, среди специфических черт которых отмечают: созерцательность, синтез политической и духовной власти, ценностный характер политики,
приоритетность равенства как справедливого устройства общества, сакрализация государства, патриархальный уклад, иерархичность общества, фундаментализм, осознание общности судьбы и др.
Но русская политическая культура имеет и свои особенности, на которые оказали влияние ценности и нормы Православия. Такими специфическими чертами русской православной культуры в сфере политической жизни принято считать следующие: приоритет духовных ценностей над материальными; ценностное отношение к миру, поиск смыслов, соборность, что в практике политической жизни означает приоритет общего над частным и подчинение личности интересам коллектива; этатизм и патернализм, долготерпение, умение переносить лишения и страдания; «симфония властей» (духовной и светской) и др.
Политическая культура русских регионов характеризуется наличием достаточно острых противоречий, и сегодня она не представляет целостного концепта. На данной политической культуре сказались затяжной системный кризис и перманентное состояние реформирования общества. Все это привнесло политическую культуру данных регионов элементы эклектики, мозаичности и придало её характер транзитивности. В политической культуре русских регионов происходит процесс сложного взаимодействия европейских и восточно-византийских традиций, норм и ценностей. Параллельно существуют взаимоисключающие принципы, идеи и ценности, такие как индивидуализм и коллективизм, частное и государственные мотивы поведения граждан, наблюдается активный экспорт идеологии консюмеризма.
В России изначально представления о власти и традиции политической культуры базировались на усвоенной и адаптированной к местным реалиями византийской модели. Русская национальная политическая культура уходит своими корнями в византийскую историю, ориентируясь на византийскую культуру и византийское право. Из Византии были перенесены некоторые культурные эталоны, доктрины и определенные ритуалы, так или иначе связанные с концепциями власти.
Этим объясняется тот факт, что большая часть образцов и эталонов западной политической культуры, которые порой искусственно привносятся в русскую традиционную политическую культуру, либо не приживаются, либо получают своеобразную интерпретацию в соответствии с национальным менталитетом и традициями. Одно из противоречий политической культуры русских регионов связано с антагонизмом существующих в российском обществе моделей ценностных ориентаций. Первая модель основывается на традициях патриархально-соборного начала, своими истоками уходящего в духовные идеалы Православия и связанные с носителями традиционалистской российской ментальностью. Доминантными ценностями этой модели являются понятия «служение», «милость», «терпение», «справедливость», «правда». Вторая модель исходит из приоритетности индивидуалистической модели ценностей, которые лежат в основе политической культуры западного постиндустриального общества и
соответствуют личности так называемого аристотелевского типа с ярко выраженным рациональным началом, которая ориентируется на такие ценности, как «свобода, права человека, законность, порядок, демократия». Представляется очевидным, что перспектива развития сферы политической культуры русских регионов по евроамериканскому пути (англосаксонской модели) на современном этапе не является целесообразной. Маловероятно, что будущая модель политической культуры российского общества будет представлять собой унитарную модель западного типа с доминантным архетипом свободного индивида, поскольку она неаутентична русской политической традиции, или традиционно-патриархальную модель с доминантным архетипом государства, поскольку она не отвечает современным реалиям. Вряд ли это будет и конгломерат двух антагонистических типов политических культур, поскольку он, как и всякий искусственный конструкт, неэффективен, и на его основе нельзя решить стоящие перед обществом сложные политические задачи. Хочется надеяться, что политическая культура русских регионов, как и российская политическая культура в целом, в конечном итоге, предстанет как творческий синтез национальных традиций, обогащенных лучшим, что накоплено в мировом опыте.
Политическая культура казачества представляет собой разновидность русской политической культуры и может быть отнесена к категории субкультуры.
Современной российское казачество представляет собой не просто некую этнографическую общность, но имеет признаки субэтнической общности со специфическими этнокультурными признаками и является специфической открытой социальной системой.
Возрождение политической культуры казачества происходило в 90-ые гг. ХХ в., что явилось следствием зримого выражения его исторического самосознания и социально-культурного самоутверждения в постсоветской России. Сегодня казачество из довольно аморфного самодеятельного военно-исторического и национально-культурного объединения превратилось в многочисленное казачье движение, имеющее свои отделения в различных регионах России. Как правило, структурными единицами казачьих организаций являются: войско, отдел, станица, хутор.
Политическая культура казачества складывалась во многом под воздействием государственной службы и особого уклада жизни. Этот традиционный казачий уклад был основан на общинном землепользовании, принципах самоуправления, несения военной службы и подчеркивался ношением особой униформы и владением фамильным оружием.
Политическая культура казачества имеет устойчивые традиции, но при этом является живой, развивающейся системой, которая изменяется под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов. Такими факторами являются: происхождение казачества, геополитическое положение территории расселения казаков, ландшафтно-климатические условия, политическое и идеологическое влияние российского государства,
демократические традиции («казачий круг» и принципы самоуправления), а также религиозный, генетический и этнографический факторы.
Специфика политической культуры казачества проявляется в его представлениях о своем месте и роли в системе общественных и государственных институтов России. В политической культуре казачества закрепились следующие традиционные его функции.
-- Несение государственной службы, обеспечение государственной безопасности и правопорядка, защита государственных интересов России.
-- Традиции участия в политической деятельности и политической жизни страны, в том числе делегирование своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти как регионального, так и федерального уровня.
-- Функции заградительной и сдерживающей силы для экстремистов и террористов, пытающихся предпринимать активные действия на Северном Кавказе. Казаки имеют большой опыт по нейтрализации межконфессиональных и межэтнических конфликтов специфическими, присущими именно им традиционно-правовыми способами.
-- Возрождение Православия как национальной идеологии большей части русского этноса.
Базовое противоречие политической субкультуры казачества - это противоречие между традиционным регионализмом и автономизмом и государственническими настроениями. Переселенцы-казаки охраняли государство, служили и защищали его, однако на протяжении своей истории демонстрировали свою оппозицию государству, свою особость.
Феноменом политической культуры казачества являются традиции и обычаи социальной самоорганизации и самоуправления, специфические механизмы функционирования казачьих войск, многовековые традиции служения своему Отечеству.
Специфические черты политической культуры казачества проявляются в:
- стремлении установить контроль за деятельностью органов государственной власти в своих регионах, особенно в муниципальных образованиях, требование внести казачество в число реабилитируемых репрессированных народов и восстановления казачества в исторически присущих ему правах;
- попытках установить параллельные официальным органам власти на местах собственные властные и управленческие структуры. Воссоздав специфические особенности своей культуры и традиционного уклада, казаки стали претендовать на самостоятельное управление территориями своего исторического проживания;
- самостийном создании казачьих воинских формирований со своим уставом и казачьей воинской иерархией. Казаки неоднократно вносили предложение нести воинскую службу в специальных казачьих частях Вооруженных Сил по индивидуальному контракту и под контролем атаманов
и атаманского правления. и официально перейти на государственную службу;
- преобладании радикальных настроений по отношению к политике органов государственной и муниципальной власти, особенно по поводу решения проблем земельной собственности. Казаки пытаются через официальные органы власти решить вопрос об отводе обособленных земельных массивов для создания казачьих станиц и установление на этих землях особого режима землепользования, основанного на традиционной для них общей земельной собственности и специфическом укладе казачье общины;
- неоднократно выраженном желании перейти на государственную службу. Возможности своего служения Отечеству казаки видят в несении не только военной, но и пограничной, таможенной службы, участии в работе органов исполнительной и законодательной власти, муниципалитетов, осуществлении экологического контроля, выполнении функций по обеспечению безопасности жизни населения, охране важных объектов, участию в охране общественного порядка, сопровождения ценных грузов и т.д.;
- в недавнем прошлом поддержка некоторых оппозиционно настроенных по отношению к высшей государственной власти России политических деятелей и экстремистских структур, которые пытались использовать казачество в своих интересах.
Сущность политической культуры казачества раскрывается в формах его общественной и военной организации, хозяйственно-экономической деятельности, в специфическом менталитете, особенностях духовной и материальной культуры, идеологических и морально-нравственных установок. Основной род занятий казаков традиционно был связан с несением государственной службы и земледелием, что порождало чувство социального родства и солидарности.
Казачеству присущи особые традиции, обряды, народное творчество, привычки, психологический склад, стереотипы поведения. Отличительными чертами его самосознания являются представления об единстве исторической судьбы и отличии от других социальных и этнических групп общества.
Главной идеологической составляющей политической культуры казачества является патриотическая идея и демократическая традиция самоуправления. Другими важными составляющими политической культуры казаков являются такие идеи, как государственность, соборности, патриархальность, религиозность, традиционализм, и консерватизм. Это выражается в преданности своей Родине и готовности к самопожертвованию ради неё; поддержке идеала сильного, единого, централизованного государства с мощной вертикалью власти, верности своим вековым традициям, в уважении к вышестоящим по должностной иерархии и почтении старшим; наличии строгой субординации и дисциплины; позиционировании себя как носителей традиционной русской духовности, основанной на идеалах и ценностях Православия.
Центральной идеей политической культуры является восстановление казачества как самобытной социально-этнической группы и сохранение специфического самосознания и культуры. Поэтому сегодня идет активная работа по возрождению казачьих традиций, военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-просветительской работе среди населения.
Сравнительно малоизученными остаются особенности региональной азиатской политической культуры, характерной для многих национальных республик России
В политической культуре азиатского типа имеются значительные архаические черты, связанные с восприятием власти и функционированием властных институтов. Попытки внедрения моделей западноевропейской политической культуры здесь всегда были довольно болезненной процедурой и приводили к незапланированным результатам. Процессы модернизации традиционной политической культуры искажаются фактами цивилизационного или традиционного характера данных регионов.
Процесс формирования демократической власти по западным образцам ведет к деформации господствовавших на протяжении веков традиций и ценностей. Дело в том, что образ традиционной власти представляет собой некий миф, и как любой политический миф он очень устойчив по отношению к рациональному внешнему воздействию и не поддается разрушению.
Стабильность такой традиционной власти основана на взаимоприемлемом компромиссе и разделе власти и ответственности с официальной политической элиты с традиционно влиятельными в регионах социальными силами и справедливом распределении материальных ресурсов между ними.
В результате тесных взаимосвязей между ними носитель официальной власти выступает как представитель и лидер традиционных авторитетных групп, сосредоточием совместной светской и сакральной силы, готовых делить с ними свои властные функции и привилегии.
Во многих национальных республиках России можно заметить влияние местных клановых, этнических и конфессиональных групп, что является проявлением политической культуры патриархального типа. Для такой культуры характерным является стремление правящей элиты привлечь на ответственные посты и ввести во власть людей, связанных с ней кровными, семейными и земляческими узами.
Процесс этноконфессиональной консолидации в этих регионах также проявляется в том, что место русской номенклатуры во власти постепенно занимает национальная номенклатура. Этнические же русские, не имеющие кровных или семейных с ней связей, вытесняются с наиболее значимых постов и переходят в положение этнического меньшинства даже несмотря на свое фактическое численное превосходство.
Обладателем сакрального «мандата» на управление регионом или республикой по традиции считается не конкретный человек, занимающий
высший государственный пост, а весь его род, все группы, связанные с ним кровными, семейными или земляческими узами.
Другой характерной чертой политической культуры азиатского типа является восприятие лица, представляющего верховную официальную власть как носителя сакрального статуса. Поэтому руководитель республики или региона становится лидером харизматического толка, обладающим почти неограниченными полномочиями при фактическом отсутствии оппозиции. Это закономерно приводит к складыванию регионального политического режима авторитарного типа.
В результате прямого внедрения в традиционное общество, каким остаются большинство национальных республик России, чуждых им институтов западной политической культуры, происходит искажение их содержания, а формы реализации принимают специфический характер. Так, явка избирателей на выборы ряда республик Северного Кавказа приближается к 100%.
Это свидетельствует о том, что на большей части территории Российской Федерации, где еще сильны черты традиционного общества, политическая культура западного типа не прививается, а такие её ключевые элементы, как многопартийная система, сильная и влиятельная оппозиция не формально, а по настоящему конкурентные выборы, независимые СМИ еще не сложились.
Однако это не означает некую «второсортность» или отсталость политической культуры азиатского типа. Критерием эффективности региональной политической культуры можно считать её способность поддерживать политическую стабильность в регионе, способность политической мобилизации населения на решение актуальных задач развития региона, соответствие данного типа региональной политической культуры менталитету, традициям и ценностям национальной культуры, возможности формирования и сохранения на базе региональной политической культуры региональной идентичности, наличие привлекательных политических мифом и высокий авторитет официального главы региона или республики.
С точки зрения данных параметров региональная политическая культура азиатского типа соответствует своим задачам и является аутентичной для своего региона.
Леонова О.Г. Типология региональной политической культуры России. В
данной статье автор рассматривает сущность понятия «региональная политическая культура», выделяет три её типа и дает описание политической культуры русских регионов России, азиатской политической культуры и политической субкультуры казачества.
Ключевые слова: политическая культура, региональная политическая культура, политическая субкультура, русская политическая культура, политическая субкультура казачества, азиатская политическая культура.
Leonova O.G. The typology of a region political culture. This paper deals with the concept of a political culture of the region. According to the author there are three types of this culture. The author describes the political culture of the Russian regions, the Asian political culture and the political subculture of Kazaks in Russia.
Key words: political culture, region political culture, political subculture, political culture of the Russian regions, political subculture of Kazaks, Asian political culture.