Научная статья на тему 'Типология природных туристических ресурсов по степени их информативности при формировании тура'

Типология природных туристических ресурсов по степени их информативности при формировании тура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
702
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фетисов Денис Михайлович

Рассмотрено значение информации как одного из основных ресурсов туризма. По данному критерию предложена типология туристических ресурсов, используемых в создании тура (на примере Еврейской автономной области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The degree of information filling typology of natural tourist resources in making of a tour

The importance of information as one of basic tourist resources is considered in the work. The used in tour resources typology on this criterion is offered in the article (on the example of The Jewish Autonomous Region).

Текст научной работы на тему «Типология природных туристических ресурсов по степени их информативности при формировании тура»

Д.М. Фетисов

ТИПОЛОГИЯ ПРИРОДНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПО СТЕПЕНИ ИХ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТУРА

Рассмотрено значение информации как одного из основных ресурсов туризма. По данному критерию предложена типология туристических ресурсов, используемых в создании тура (на примере Еврейской автономной области).

Возрастающий спрос на отдых в современном обществе обусловливает повсеместное формирование туристического сектора, который в структуре экономики многих стран занимает все более значимое место. Эта индустрия относится к категории ресурсоориентированных отраслей. Ее развитие опирается на использование разнообразных ресурсов, свойства которых оказывают влияние на рекреационную специализацию территории [1. С. 164]. Исходным базисом создания и реализации турпродукта, формируя первичное туристическое предложение, служат рекреационные ресурсы. Они представляют собой природные, природнотехнические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей и организации рекреационного хозяйства [2. С. 11; 3. С. 239]. Их потребление в процессе туристической деятельности происходит в месте их локализации, что вызывает мощные передвижения туристов в районы сосредоточения ресурсов.

Для регионов российского Дальнего Востока, обладающих достаточно обширными малоизмененными антропогенной деятельностью природными комплексами, основу развития туризма составляют природные рекреационные ресурсы. Известно, что серьезных позиций на мировом туристическом рынке, опираясь на использование богатого природно-рекреационного потенциала, смогли добиться многие страны, даже не относящиеся к числу наиболее экономически развитых. В связи с этим в процессе своего динамичного развития туриндустрия вслед за промышленностью и сельским хозяйством стала важнейшим пользователем природных ресурсов и окружающей человека среды. Однако важной особенностью туристической деятельности является низкая ре-сурсоемкость. Подавляющая часть рекреационных мероприятий использует природные ресурсы своего развития без прямого расходования, вплоть до всего лишь их визуального восприятия (наблюдение за природными явлениями, фото- и видеосъемка).

В туристическую деятельность вовлекаются не все рекреационные ресурсы, а только их часть, называемая туристической. К этим ресурсам относят объекты природы, истории и культуры, а также иные объекты туристического интереса, которые составляют или могут составить основу туристического продукта [4. С. 35]. Пригодные для проведения различных видов отдыха рекреационные ресурсы могут быть отнесены к категории туристических в том случае, если благодаря своим свойствам они доступны для использования в туристическом предложении. Они должны быть комфортны для определенных видов отдыха, доступны в транспортном отношении, обладать реальным или потенци-

альным туристическим спросом, высокой информативностью, удовлетворять любознательность туристов и др. Другими словами, ресурсы определяются в качестве туристических в случае экономической целесообразности их освоения. С такой позиции они приобретают туристические свойства только в совокупности прямо или опосредовано с туристическими услугами. Совместно они составляют основу турпродукта [5. С. 261].

Использование туристических ресурсов многогранно. При этом их реальные свойства играют нередко относительную роль в создании привлекательного образа рекреационного объекта. Например, потребность горнолыжного туризма в наличии горных склонов с определенными параметрами в крупных городах удовлетворяется строительством искусственных трасс. В такой ситуации привлекательность и потребность в посещении региона формируются состоявшимся образом этой территории. Следовательно, информация в сфере туризма становится главным ресурсом, что объясняется основной целью путешествий - получением туристами интересной информации о месте посещения, его истории, природе, культуре, людях. Потребность в познании нового является одним из мотивов любой туристической деятельности [3. С. 244; 6. С. 88].

Известно, что основа информационного наполнения тура складывается из нескольких направлений: 1) научное обеспечение, гарантирующее получение туристами достоверных знаний обо всех ресурсах, используемых на маршруте; 2) мифологическое обеспечение, потенциал которого, накопленный веками, позволит представить большое количество скучных научных данных и фактов в виде интересных и завораживающих повествований, которые легко воспринимаются туристами разных национальностей, возрастных групп, уровня образования; 3) топонимическое обеспечение, данные которого будут востребованы при объяснении названий географических объектов на линии маршрута; 4) культурно-эстетическое обеспечение, способствующее формированию у туристов образного, эстетического и эмоционального восприятия получаемой информации [7. С. 52].

Остановимся подробнее на первом направлении. Научное обеспечение турпродукта раскрывает особенности любых процессов и явлений, фактов на маршруте, дает им объяснение в доступной форме. Вместе с тем все природные объекты без исключения обладают познавательными свойствами. Информацию о регионе посещения туристы получают как во время путешествия, так и в период подготовки к нему. Ее доступность и открытость способны повлиять на решение потенциального путешественника о выборе определенного тура.

Природные комплексы как туристические ресурсы характеризуются различной степенью информативности, т. е. различаются количеством и качеством инфор-

мации, получаемой человеком, пребывающем в том или ином природном ландшафте. Более крупные объекты широко известны, их описание легкодоступно, они обладают разнообразными морфологическими частями. А сравнительно небольшие туристические объекты (отдельные скалы, сопки, лесные массивы и др.) доступны для ознакомления, как правило, непосредственно на маршруте во время путешествия. В связи с этим значение туристических ресурсов с разным уровнем информативности для формирования и накопления тура различается, что выразилось в разработанной нами типологии природных туристических ресурсов по данном критерию. Характеристика разных групп ресурсов приведена на примере Еврейской автономной области (ЕАО), которая располагается на юге Дальнего Востока России. По р. Амур она граничит с Китаем, из российских регионов соседями являются Хабаровский

Малый Хинган представлен на территории нашей страны северной частью. И хотя в России эта горная система более известна как Буреинская, ее южные отроги, выходящие к р. Амур в пределах ЕАО, называют Малым Хинганом [9. С. 66]. Он состоит из нескольких почти параллельных хребтов - собственно Малый Хинган (Главный), Сутарский, Помпеевский, Щуки-Поктой. Наивысшей точкой является гора без названия (1421 м). Горная страна характеризуется плавными очертаниями массивов, разделенными долинами многочисленных рек и ручьев.

Амур является одной из крупнейших рек мира. Его протяженность составляет 4444 км, из которых 2874 км составляет длина собственно Амура, начиная от места

край и Амурская область. Основой развития туризма в регионе выступает природно-рекреационный потенциал. Было выделено три группы природных ресурсов

1. Широко известные природные объекты, формирующие туристический брэнд (образ) тура или места его осуществления. Они представлены геокомплексами континентального уровня или их частями (горные системы, равнины, крупнейшие реки и др.). В работе М.Т. Романова они определены как туристические объекты общерегионального уровня [8. С. 108]. Характеристика объектов такого размера, как правило, дается при описании региона, в котором они расположены, например Дальнего Востока. В результате легкодоступная информация по ним даже вне туристических описаний обеспечивает им широкую известность.

В ЕАО ресурсами туризма этой группы являются горный комплекс Малого Хингана и р. Амур (рис. 1).

слияния рек Шилка и Аргунь. По длине он занимает второе место в России после Оби (с Иртышем) и пятое в Азии. На территории ЕАО река протекает в своем среднем течении вдоль южных границ области на протяжении более 500 км.

В соответствии с предложенной концепцией определения данных объектов в качестве основополагающих при создании туров туристическое предложение ЕАО, опирающееся на ее природно-рекреационный потенциал, должно строиться на доступности для знакомства при посещении региона с такими известными географическими объектами, как Малый Хинган и р. Амур.

2. Ресурсы непосредственного, прямого знакомства на маршруте. Во время путешествия невозможно тер-

Рис. 1. Группировка природных туристических ресурсов ЕАО по уровню информативности

риториально полностью охватить ведущие туристические объекты, что связано с сформировавшимися в их пределах системами природопользования, землевладения и другими организационно-правовыми ограничениями рекреационной деятельности. В связи с этим в специально разработанные маршруты разной познавательной направленности включены объекты, которые являются частями крупных геокомплексов и раскрывают все их свойства и разнообразие природы. Особенностью этой группы является то, что ее составляют не только уникальные природные объекты, но и типичные для региона посещения. При этом последняя категория объектов наиболее адекватно характеризует территорию, по которой проходит маршрут.

Возвращаясь к конкретным примерам, объектами этого уровня для р. Амур являются место прорыва ею Хинганских гор («Хинганские щеки»), участок течения реки по Среднеамурской низменности, где Амур образует множество проток и островов, пойменные озера с редкими и реликтовыми видами растений (лотос Комарова, бразения Шребера и др.), ихтиологический комплекс реки (самый разнообразный по количеству видов рыб среди рек России).

Раскрыть для себя особенности Малого Хингана туристы могут при посещении маршрутов, проходящих по долинам рек среди многочисленных склонов и вершин. Преобладающим типом растительности являются кедрово-широколиственные леса. Они обладают повышенным биоразнообразием и значительным эндемизмом, эти леса представляют собой сочетание северных и южных видов, где хвойные деревья соседствуют с широколиственными. Их ветви густо увиты лианами - виноградом амурским, актинидией коломикта, лимонником китайским и др.

3. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Они выделены в отдельную категорию в связи с тем, что обладают чертами как туристических объек-

тов первой группы, так и второй. С одной стороны, ООПТ занимают разные части крупных геосистем, внося свой вклад в формирование их информационного ресурса, с другой - в регионах нового освоения природные резерваты могут выступить в качестве ядер рекреационной активности, «потенциальных территорий доминирования рекреационных ресурсов» [10. С. 58]. Большинство туристов, особенно иностранные, воспринимают дикую природу как ландшафты, которые находятся под государственной охраной. Знакомство с нетронутой природой для них - это посещение ООПТ. Однако использование природных резерватов в туристической деятельности возможно только с учетом их статуса и принятого режима охраны. В ЕАО функционируют заповедник «Бастак», где туристическая деятельность возможна в охранной зоне, 6 заказников, в пределах которых охраняемые малоизмененные хозяйственной деятельностью природные ландшафты доступны для регулируемой рекреационной деятельности, и 24 памятника природы.

Таким образом, использование предложенной типологии туристических ресурсов по степени их информативности при формировании туристического предложения может способствовать принятию более рациональных решений при организации рекреационной деятельности. Основываясь на ней, в систему туристического продукта в качестве познавательных ресурсов должны включаться объекты, наиболее полно раскрывающие характерные черты основного комплекса, формирующего образ места посещения. В такой ситуации туристическую ценность приобретают не только уникальные и эстетически привлекательные объекты, но и типичные для данной территории. Это, с одной стороны, позволит по мере необходимости расширять туристическое предложение, основанное на распространенных ресурсах, а с другой - уменьшить рекреационную нагрузку на уникальные объекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.

2. Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Известия АН СССР. Серия геогра-

фическая. 1977. № 2. С. 5-11.

3. Мирзеханова З.Г. Ресурсоведение. Владивосток: ДВО РАН, 2003. 363 с.

4. Основы разработки кадастра туристических ресурсов (на примере Хабаровского края) / З.Г. Мирзеханова, И.Д. Дебелая, В.А. Масличенко,

Н.С. Карья; Под ред. З.Г. Мирзехановой. Хабаровск; Владивосток: ДВО РАН, 2005. 148 с.

5. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2002. 320 с.

6. Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территории // Известия РАН. Серия

географическая. 1998. № 4. С. 87-97.

7. Мирзеханова З.Г., Мирзеханова Д.Г. Особенности информационного обеспечения туристического продукта в приграничных территориях

// Проблемы устойчивого использования трансграничных территорий: Материалы Междунар. конф. Владивосток, 2006. С. 51-54.

8. Романов М. Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2004. 232 с.

9. Ливеровский Ю.А., Колесников Б.П. Природа южной половины Советского Дальнего Востока. Физико-географическая характеристика. М.:

Географгиз, 1949. 382 с.

10. Михеев В.С. Физико-географическая основа организации и развития туризма на Байкале // География и природные ресурсы. 1994. № 3. С. 54-61.

Статья представлена научной редакцией «Науки о Земле» 29 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.