УДК 821.111
ББК 83.3(4Вел)
К 30
Качанова А.А.
Аспирант кафедры зарубежной литературы РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail: [email protected]
Типология преступника и особенности образа джентльмена-мошенника в английском детективе
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются различные типы персонажей, совершивших преступления на страницах произведений английских писателей детективного жанра конца XIX - начала XX века. Цель данной работы - составить типологию преступника и рассмотреть подробнее один из особенных типов - «игровой» на примере героя рассказов Э.У. Хор-нунга. Актуальность работы обусловливается малоизученностью творчества писателя и типов преступника в классическом английском детективе. Теоретически новым является попытка проследить истоки типа преступника, связанного с традицией плутовского романа. Методика исследования основана на сравнительно-типологическом анализе художественных текстов. Анализируются психологические характеристики героя, его поведение, мотивы его действий. Делается вывод о том, что в отличие от преступников, которые в рассказах противостоят сыщикам-протагонистам, герой рассказов Хорнунга вызывает у читателей положительные эмоции. Данный тип персонажа интересен тем, что он сочетает в себе характеристики джентльмена и плута. Практическая значимость работы заключается в использовании её результатов в дальнейшем изучении особенностей детективного жанра и его канонов.
Ключевые слова:
Английский детектив, преступник, герой, Викторианский период, джентльмен, плут.
Kachanova A.A.
Post-graduate student of Department of Foreign Literature, the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg, e-mail: [email protected]
The typology of a criminal and peculiarities of the image of the gentleman - fraud in English detective stories
Abstract:
The article considers various types of the characters who have committed crimes on the pages of works of the English authors of the end of the 19th - the beginning of the 20th century. The aim is to represent the typology of the criminal and examine one of the special types - «playing» in more detail using the example of the hero of E.W. Hornung's stories. Relevance of work is related to poor study of writer's works and types of the criminal in classic detective fiction. Theoretically new is an attempt to trace the background of the type of the criminal character connected with the tradition of the picaresque novel. The research methodology is based on comparative typological analysis of literary texts. An analysis is made of psychological characteristics of the main hero, his behavior, motives of his actions.
The conclusion is drawn that unlike criminals who resist to protagonists-sleuth in stories the hero of Hornung's stories brings out positive emotions in readers. This type of the character is interesting because it combines characteristics of the gentleman and the trickster. The practical relevance of the work is in using its results in further studies of peculiarities of the detective genre and its canon.
Keywords:
English detective fiction, criminal, hero, Victorian era, gentleman, trickster.
Популярность произведений криминального жанра в Англии была обусловлена нестабильной ситуацией в стране. В XIX веке в связи с ростом городов и индустриализацией уровень преступности в Англии значительно вырос. Кражи составляли 8 процентов ежегодных преступлений. Мотивами преступлений были чаще всего деньги. Преступниками становились беспризорные мальчики, закоренелые пьяницы, люди пожилого возраста, которые не имели возможности работать или не могли получить стабильную работу [1: 186].
Преступники и преступления могут появляться в художественной литературе различных жанров. Клебанов Л.Р. своей книге анализирует правонарушения и их мотивы на страницах произведений различного жанра и разных эпох с точки зрения криминологии и предлагает их классификацию, в которой он разделяет преступления на разные виды убийства и другие преступления [2].
Произведения детективного жанра отличаются от других тем, что для них правонарушения являются неотъемлемой частью сюжета для создания загадки. Принимая во внимание типологию, данную в криминологии [3], и основываясь на текстах произведений классического английского детектива конца XIX - начала XX веков можно выделить следующую типологию преступников:
1. Случайный тип. К нему относятся преступники, которые впервые совершили преступление. Такой тип часто попадается в детективных рассказах, но данный персонаж обычно не поддаётся детальному описанию, упоминается при раскры-
тии преступления, в повествовании он выполняет лишь функцию создания загадки. Это может быть преступление, совершенное из-за влияния каких-либо факторов или необходимости. К примеру, убийство опасного преступника для защиты себя или своих близких, как это было в рассказе А.К. Дойла «Алое кольцо».
2. Злостный тип, который совершает преступления постоянно из-за каких-либо корыстных мотивов, склонности к насилию или ради того, чтобы утвердить себя на индивидуальном или социальном уровнях. Это персонажи, которые могут совершать целую серию преступлений, показывая своё мастерство и являясь достойным противником протагониста - сыщика. Они олицетворяют всё зло и аморальность общества. Например, профессор Мориарти - противник Шерлока Холмса, являющийся главой преступной организации, который является действующим персонажем в двух рассказах Дой-ла: «Последнее дело Холмса» и «Долина ужасов» - и упоминается ещё в нескольких. Мориарти обладает блестящим умом и математическими способностями, но его склонность к жестокости делает его преступником.
3. Эмоционально-неустойчивый тип. Это злоумышленник, причинами преступлений которого являются какие-либо психические отклонения или навязчивые идеи. Это маньяки, фанатики, садисты. Убийцы, совершающие какой-либо ритуал в своём преступлении. Например, преступники, которые присылали своим жертвам письмо и пять апельсиновых зернышек в одноименном рассказе о Шерлоке Холмсе. Также это могут
быть злоумышленники, которые поддались каким-либо эмоциям и внешним негативным факторам и нарушили закон из мести, ревности, обиды.
4. Скрытый преступник - это персонаж, который на протяжении всего произведения ведёт расследование вместе с сыщиком, а в конце оказывается убийцей. Например Степлтон из повести А.К.Дойла «Собака Баскервилей», который предлагал свою помощь в расследовании и всегда был рядом с главными героями, отводя подозрения таким образом от себя и у сыщиков, и у читателей. Это также может быть и преступник-рассказчик, как доктор Шеппард в романе «Убийство Ролже-ра Экройда» Агаты Кристи. Однако здесь уже идёт нарушение правил пишущих детективы, созданных Рональдом Ноксом в 1929 году, в которых сказано, что злоумышленником не должен являться тот, чей ход мыслей доступен читателям [4].
5. Преступник-полицейский, который по каким-либо личным мотивам оказывается за гранью закона. Например Ва-лентайн в рассказах Г.К. Честертона об отце Брауне, который в первых новеллах цикла является начальником полиции и служит на стороне закона, а затем в новелле «Тайна сада» совершает убийство в собственном доме.
6. Раскаявшийся преступник, перешедший на сторону добра, противоположность предыдущему типу злоумышленника. Примером является вор Фламбо из вышеупомянутых рассказов Честертона. Благодаря напутствиям отца Брауна он отказался от аморального стиля жизни и стал помогать священнику вести расследование.
7. Рецидивист. Противоположный предыдущему тип преступника, который вместо раскаяния нарушает закон вновь после того, как был пойман и оказался на свободе. Например убийца в рассказе Дойла «Три Гарридеба», который сбежал из тюрьмы в США и приехал в Лондон, где снова совершил убийство.
8. «Игровой» тип. Это персонажи,
которые становятся мошенниками и преступниками из-за постоянной потребности в риске. Они совершают преступления при помощи своего интеллекта, ловкости, не прибегая при этом к насилию и оставаясь при этом благородными джентльменами.
Данный тип встречался ранее в качестве центрального персонажа в памфлетах, площадных балладах, плутовских романах, повествующих о проделках воров и мошенников, которые пользовались популярностью в западноевропейской литературе XVI - XVII века. В английскую литературу герой-плут пришёл из испанской, где он звался пикаро (исп. picaro - хитрец, плут, мошенник) [5]. Это герой, который был порождён нищетой, моральным разложением, социальной нестабильностью. В плутовском романе пикаро изображается бродягой, свободным человеком, постоянно странствующим. Плутовство для пика-ро является ремеслом, в котором он может проявить свою смекалку и ловкость [6].
Английский писатель Э.Хорнунг создает своего персонажа Раффлза как пародию на сыщика детективных рассказов Шерлока Холмса. Раффлз - это взломщик-любитель, который совершает преступления и действует не на стороне закона. Несмотря на то, что Раффлз является взломщиком, Хорнунг создаёт образ положительного героя, наделяя его качествами настоящего английского джентльмена. Он придерживается некого кодекса вора - он не совершает убийств, не обижает слабых, а иногда даже восстанавливает справедливость, возвращая вещь владельцу, предварительно украв её у другого грабителя.
Джордж Оруэлл назвал истории о Раффлзе «рассказами о снобах». По его мнению, автор мог бы сделать джентльмена-взломщика, принадлежащего к высшей знати, однако Хорнунг поступил иначе: Раффлз вхож в высшее общество, но не принадлежит ему [7].
У А.Дж.Раффлза, как и у любо-
го истинного джентльмена, есть хобби: игра в крикет, которая является не только увлечением, но и пропуском в высший свет. Именно благодаря успехам в игре его зовут на ужины в дома богатых людей. Раффлз не случайно увлечен именно спортом, ведь он может испытать схожие эмоции от игры и от кражи: волнение перед совершением преступления, как и перед матчем, радость и самоудовлетворение от победы. Как типичный англичанин, он является патриотом своей страны, с любовью и уважением относится к королеве. Кроме того, Хорнунг выбирает достойную смерть для своего персонажа - Раффлз отправляется на англо-бурскую войну и погибает в битве за Англию, что делает его не только истинным патриотом, но и героем, искупившим смертью все противозаконные поступки, которые он совершил до этого.
Раффлз относится к классу профессионалов, который появился в викторианской Англии. Закоренелый или профессиональный преступник отказывается работать, он никогда не работал и предпочита-
ет получать деньги благодаря своей смекалке. Жить, обворовывая общество - это ремесло профессионального преступника [1: 186]. Поэтому для него преступление - это не просто способ легкой наживы, а искусство. Он всегда всё планирует и проводит тщательную подготовку. Раффлз берётся за дело, которое ему кажется сложным и интересным, чтобы получить острые ощущения, подобные тем, которые испытывают спортсмены во время соревнований. Он может совершить преступление ради восстановления справедливости, потому что преступление - это игра, а игра должна быть справедливой.
Герой Хорнунга олицетворяет не зло, с которым обычно ведут борьбу сыщики в детективных рассказах и романах, а синтез концепции «искусство ради искусства» и плутовства. Он изображается отнюдь не жестоким преступником, а обаятельным авантюрным мошенником, который проявляет ловкость и гениальность, совершая кражи и соблюдая при этом кодекс джентльмена, что помогает ему завоевать симпатии читателей.
Примечания:
1. Crime and punishment in England: a sourcebook / ed. by A. Barrett, Ch. Harrison. [Repr.]. London; N. Y.: Routledge, 2003. 347 р.
2. Клебанов Л.Р. Преступник и преступление на страницах художественной литературы / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2006. 131 [1] с.
3. Цеева С.К. Личности преступника: понятие, структура и типология // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп, 2015. Вып. 2 (158). С. 308-311.
4. Knox R. The Ten Commandments of Detective Fiction. URL: http://www.classiccrimefic-tion.com/commandments.htm
5. Испанско-русский словарь. URL: http://diccionario.ru/perevod/picaro
6. Испанский плутовской роман: пер. с исп. / редкол. Н. Балашов [и др.]; вступ. ст. Н. Томашевского; коммент. С. Ереминой [и др.]; худож. В. Носков. М.: Худож. лит., 2000. 940 [2] с.
7. Orwell G. Raffles and Miss Blandish. URL: http://orwell.ru/library/reviews/chase/ english/e_bland
References:
1. Crime and punishment in England: a sourcebook / ed. by A. Barrett, Ch. Harrison. [Repr.]. London; N.Y.: Routledge, 2003. 347 pp.
2. Klebanov L.R. The criminal and the crime on the pages of fiction / Russian Acad. of Sciences, Institute of State and Law. M.: Volters Kluver, 2006. 131 [1] pp.
3. Tseeva S.K. Criminal identity: concept, structure and typology // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. Maikop, 2015. Iss. 2 (158). P. 308-311.
4. Knox R. The Ten Commandments of Detective Fiction. URL: http://www.classiccrimefic-tion.com/commandments.htm
5. Spanish-Russian Dictionary. URL: http://diccionario.ru/perevod/picaro
6. Spanish picaresque novel: transl. from Spanish / ed. by N. Balashov [et al.]; introd. Article by N. Tomashevsky; comments by S. Eryomina [et al.]; the artist is V. Noskov. M.: Khudozh. Lit., 2000. 940 [2] pp.
7. Orwell G. Raffles and Miss Blandish. URL: http://orwell.ru/library/reviews/chase/ english/e_bland