ТИПОЛОГИЯ ПОСЕЛЕНИЙ ЦОРА (Алазанекой долины)
®2011 Хапизов Ш.М.
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН
В статье раскрывается вопросы типологии поселений исторического региона Цор, который расположен в Алазанской долине. Автор, обращаясь к источникам и полевому материалу, раскрывает тему на примере некоторых поселений левобережья Апазани. В статье показано возникновение и существование различных типов поселений, особенности их хозяйственноэкономической и общественно-политической жизни. На конкретных примерах делаются обобщенные выводы об особенностях функционирования различных типов поселений в Алазанской долине.
The article deals with issues of typology of settlements in the historical region of Tsor, which is located in Alazani Valley. The author, referring to the sources and field data, reveals the theme in some of the settlements on the left bank of Alazani. He shows the emergence and existence of different types of communities, especially their economic, social and political life. Using specific examples he generalizes the findings about the features of different types of settlements in the Alazani Valley.
Ключевые слова: селение, отселок, хутор, Цор, Алаза некая долина, аварцы, Джар, Голода.
Keywords: village, isolated homestead, farmstead, Tsor, Alazani Valley, Avars, Dzhar, Goloda.
Исторически Алазанская долина, известная среди местного населения как Цор (Ц1ор) или передний Цор (авар. - Цебе Ц1ор), являлась регионом проживания аварцев Закавказья. Аварцы живут в предгорьях южного склона Главного Кавказского хребта, спускающегося к приалазанской равнине на границе Азербайджана и Грузии. Селения их состояли из нескольких сотен дворов и имели свободную разбросанную планировку. Их усадьбы были обширными и включали в себя фруктовые и тутовые сады, виноградники, огороды и сенокосные угодья. Тревожный быт феодальнородовых общин аварцев, живших в обстановке постоянных войн, наложил глубокий отпечаток на тип их усадьбы, которая обносилась толстыми каменными стенами
двухметровой высоты, имела хорошо укрепленные ворота, а если была старинной постройки, то защищалась еще и четырех или пятиэтажной каменной боевой башней [6. С. 50].
На специфику жилого
строительства и освоение им
селитебного пространства в
пределах поселений в Цоре
оказывала влияние не только общественно-политическая ситуация, но и зональность, рельеф селитебной территории, тип поселения. Отметим, что среди традиционных поселений аварцев в горном Дагестане
выделяются кучевая, хаотичноступенчатая, террасообразно-сту-
пенчатая, смешанная и
горизонтальная формы, которые менялись в процессе развития поселения [4. С. 169, 177]. Главным образом их распространение
зависело от рельефных особенностей расположения населенного пункта. На примере даргинских селений М. Османов показывает четкую взаимосвязь между «вертикальной зональностью» и формой поселений. Если для горного аула была характерна скученность жилых построек и террасообразная застройка, то на равнине каждый дом имел свой двор, часто садовые участки и потому занимал значительную территорию по площади[8.С. 230]. В источниках Х!Х века можно встретить наблюдения авторов по этому поводу, сделанные на основе цорского материала: «К усадьбам причисляются жилые постройки с двором, и поливные сенокосные места и сады. В горном Магале и горных селениях они состоят из одних тесных построек и малых двориков; в подгорной полосе, кроме жилищ, величину подымной усадьбы составляет 1/3-1 десятину, ниже на плоскости 3-4 десятины» [1. С. 22].
В ХУ11 - начале ХХ вв. в Цоре основными формами поселения были следующие: скученная (сюда входят и скученно-террасная, кучевая или гнездовая и скученноквартальная формы), усадебноразбросанная и уличная.
Скученная (кучевая) форма характерна для тухумного типа поселений, расположенных на
укрепленных возвышенностях,
выступах скал. В горном Дагестане они обычно находятся в высокогорье, но в Цоре такие поселения встречались и в предгорье. Обычно селения кучевой формы бывают небольших размеров, и планировка домов не подчиняется какой-то системе, это нагромождение построек на относительно
небольшой территории: дом
построен там, где есть возможность прилепить его, хотя это связано со многими неудобствами: теснотой,
трудностью подхода к нему,
отсутствием поблизости воды. Основным элементом поселения
кучевой формы является глухой дом, дом-крепость - замкнутый комплекс жилых и хозяйственных помещений. Для большинства поселений характерны многоэтажные каменные дома, тесно прижатые друг к другу с размещением жилых и
хозяйственных помещений в вертикальном плане, составляющие единый ансамбль, крепость. Такая планировка была наиболее удобной в условиях острого малоземелья и военной опасности, но в бытовом отношении она не удобна - мало в домах солнечного света и тепла. Здесь форма поселения была обусловлена рельефом местности, в этих селениях не было никаких улиц в настоящем понимании этого слова, кварталы были отделены узкими переулками, по которым с трудом могла проехать нагруженная лошадь. Характерными для скученнотеррасной формы можно считать селения Цараки (Сарыбаш), Сувагиль, Чимчар и т.п. Кучевое поселение с характерной планировкой является наиболее древней формой поселения в Аварии [4. С. 170]. Среди этой формы
поселений встречаются: кучевая-
круговая (вокруг выгона, площади, гумна), кучевая-рядовая или линейная (по берегам, в долинах рек).
Наиболее распространенной формой поселения в горном Дагестане являлась ступенчатая (террасообразно-ступенчатая, ярусная). Она встречалась во всех природно-географических зонах, но наиболее характерна для нагорья, где поселения обычно расположены на склонах гор. Дома, плотно прижимаясь по бокам, друг к другу, тянутся по склону горизонтально, линией, и следующий ряд домов расположен параллельно первому. Итак несколько рядов образуют террасообразно-ступенчатую форму. Если даже дома образуют линию не четко горизонтальную, ровную, то характерная форма складывается и можно посчитать ряды-ступени
поселения. Например, если смотреть с юга, в Чохе таких этажей-ступеней (террас) 25, Урада - 22, Гочобе - 20, Гоцатле - 20, Кикуни - 16. Многие исследователи, путешественники, видевшие такие селения, сравнивали их с амфитеатром. Когда дома на склоне не создают линию, они расположены беспорядочно,
зигзагообразно, если и есть ряды -террасы, они изгибаются,
прерываются, складывается
беспорядочная ступенчатая форма. Таких селений у аварцев большинство (Согратль, Ругуджа,
Гергебиль, Араканы, Кахиб, Кудутль, Тидиб, Гачада, Хадиял, Цумилух и др.). Ступенчатая форма характерна в основном для поселений крупных размеров, сложившихся как
территориально-тухумные [4. С. 170-
171].
В других регионах Кавказа, к
примеру, в Армении, этот тип
застройки получил также название ярусного. Как отмечают авторы, в условиях горного рельефа кучевой и в еще большей степени компамктно-слитный тип застройки принимал вид ярусного расположения домов, при котором крыша одного дома служила двором для другого, расположенного выше по склону. Следует отметить, что специфика компактно-слитной застройки заключалась в большинстве случаев в
непосредственном примыкании друг к другу домов не столько по горизонтали, сколько по вертикали. «Тем самым можно говорить об определенной корреляции компактнослитного типа застройки с ярусным расположением домов», то есть террасообразным типом застройки [7. С. 119].
Т еррасообразно-ступенчатая форма застройки поселений в прошлом встречалась в Цоре чаще, но уже после неоднократных разрушительных походов Надир-шаха, почти все горные поселения были разрушены. Поселение Голода так и не восстановилось после разрушения Надир-шахом в 1740-х
годах. П. Саидова справедливо отмечает, что определенное время Голода и Джар сосуществовали вместе и что поселение Голода после разрушения Надир-шахом больше не застраивалось[9. С. 4]. Одно из последних упоминаний о наличии населения в Голоде - это указание того, что в этом селении в 1141 г. хиджры (1729 г.) некий Урдаш переписал книгу «Джами ал-усул» [10. С. 110]. 16 марта 1741 г.
афганские отряды войск Надир-шаха под командованием Кани-хана Кандагарского и Мухаммадгули-хана вошли на гору, на которой располагалось село Голода. Три дня шел бой, результатом которого стало разрушение Голоды и бегство ее жителей в аварские селения Тляратинского, Чародинского и Рутульского районов [12. С. 75]. После этого разрушения Голода превратилась в джарский хутор. Согласно Вахушти Багратиони, в ущелье реки Мазум-ор также находилось поселение «чарцев», «но и их истребил шах Надир и теперь остается в разорении» [2. С. 115-118]. Данное поселение по данным информантов, будучи расположено на южном склоне горы, также имело террасообразную форму.
Поскольку террасообразно-ступен-чатая форма застройки характерна именно для горных поселений этнических дагестанцев, то одновременно с исчезновением большинства горных поселений Цора стала редкостью и подобная застройка. В Цоре во второй половине XIX в., пожалуй, только селение Цараки или Сарыбаш в Кахском районе можно назвать селением, относящимся к населенным пунктам подобного типа. Как пишет автор конца XIX в., селение было расположено у подножья перевала ведущего в горный Дагестан: «Дома,
построенные из шиферных плит, с плоскими крышами, террасами прислоняются к горе, вследствие
чего аул близко походит видом на дагестанский» [3. С. 63].
Необходимо отметить, что кучевая форма поселений в прошлом имела большее распространение на Кавказе. К примеру, на Малом Кавказе кучевая или гнездовая форма даже являлась преобладающей [5. С. 37]. Обусловлено это было
преимущественно скотоводческой специализацией хозяйства и малыми
размерами поселений. Как
подчеркивает К. Т. Каракашлы,
используя западно-азербай-джанский материал, в регионе были распространены поселения, которые расположены кучками или гнездами по родственным признакам, причем
каждая кучка не так давно находилась на порядочном расстоянии от других. По мнению исследователя, кучевая или гнездовая форма является одной из начальных стадий, через которую прошли почти все селения в своем развитии [5. С. 37]. В этом отношении показательным является крупное аварское селение Динчи в Закатальском районе. В 1830 году после разрушения метрополии -Джара его жители расселились на родовых хуторах в местности, которые постепенно разрастаясь путем застройки земель между окраинными хуторами и центральной мечетью, превратились в единое крупное поселение. До 10 родовых хуторов, имевших гнездовую или кучевую форму застройки, постепенно слились воедино и, образовав единую систему внутрисельских дорог, постепенно перешли к другой форме расселения.
Такую форму поселения можно назвать улично-ветвистой (термин принятый больше в Дагестане) или усадебно-разбросанной (термин, характерный для закавказских исследователей). Такая форма поселений была известна в земледельческо-садоводческих зонах. В регионе, расположенном на южных склонах Большого Кавказа, в который входит и Цор, населенные пункты занимали большие площади. Обычно в таких поселениях имеется
более или менее выраженный центр поселения с комплексом
административных, культовых и торговых зданий. В вышеупомянутом селении Динчи - это квартал Тукабил (авар, «магазины»), в котором расположены Джума-мечеть,
администрация села, бывшая канцелярия колхоза, магазины, банкетный зал и другие общественные здания. Расположены они в центре села вдоль осевой автодороги, ведущей из райцентра Закатала в Динчи и далее в селение Бехе Чардах близ реки Алазани. От этого административного центра в разные концы селения ведут дороги, вдоль которых расположены жилые дома с примыкающими к ним огородами, хозпостройками и садами.
В этом регионе усадьбы размещаются друг от друга на большом расстоянии, из-за чего и селения занимают большую площадь и растянуты иногда на многокилометровом пространстве. К примеру, в Белоканском районе размерами занимаемой под жилую застройку земли отличаются Катих (растянуто 10,5 км в длину вдоль одноименного ущелья и выходит далее на приалазанскую равнину), Ханапи (7 км), Шарип (6 км), Шамбул (6 км), Халатала (5 км), в Закатальском - Джар и Эхеди Тала (по 5,5 км). В таких селениях дома утопают в зелени, они окружены со всех сторон фруктовыми садами или пашнями. Селения широко раскинулись по берегам рек или шоссейных дорог (такие селения можно считать одновременно и уличной, и рядовой формой поселений). Усадьбы,
расположенные без всякой системы, нередко отстояли одна от другой на расстоянии 150-200 м и больше. Центральное место в селении занимает обычно мечеть. Жилые помещения стоят изолированно от хозяйственных, расположенных в глубине двора. Усадьба окружена невысоким каменным забором. Как
отмечает А. Исламмагомедов, на
примере аварских предгорных селений в Дагестане «нельзя
сказать, что эти селения подчиняются строгой единой планировке, но они отличаются по сравнению с горными поселениями большей правильностью рядов, прямотой и шириной улиц. Вдоль главной улицы, которую можно легко определить, дома поставлены правильными рядами» [4. С. 171-
172]. Большинство крупных поселений Цора построены так же, как и вышеописанные предгорные поселения северной части Аварии: «Белоканы, - большое селение,
населенное лезгинами (лезгинами назывались все народы Дагестана в досоветской и иностранной литературе. Скорее всего, это произошло потому, что после завоевания Азербайджана русские столкнулись с лезгинами в ходе присоединения Дагестана), приятно поражает своей чистотой.
Красивенькие двухэтажные
каменные домики с высокими крышами и замечательно
маленькими отверстиями для окон и дверей, округленными сверху, стоят среди большого двора, покрытого дерном и окруженного каменной оградой. Рядом и за домом простираются сады. Таким образом, эти лезгинские деревни раскинуты на большом пространстве» [3. С. 55-56]. Другой автор Х!Х в. также описывает аварские равнинные селения Цора: «Селение выстроено беспорядочно; дома стоят в густом лесу, рассеянно, в довольно далеком один от другого расстоянии» [11. С. 555].
Если при планировке горных селений на улицу с обеих сторон выходили высокие стены, превращая их в своеобразный коридор, то в предгорных селениях улица застроена только с одной стороны. На улицу выходят с одной стороны задние или торцовые стены жилого дома, а на противоположную сторону выходят заборы. Как в горных, так и в предгорных, как в селениях
ступенчатой формы, так и в горизонтальной дома с одной стороны улицы, если она была протянута с запада на восток, выходили на нее фасадами, а с другой - задними сторонами.
Нередко на приалазанской равнине встречаются поселения, состоящие фактически из одной улицы, вдоль обеих сторон которой расположены усадьбы и хозяйственные постройки. Эти улицы представляют как бы ось, на которую нанизано все поселение, из-за чего такая форма застройки получила название осевой или уличной. Поселения такого плана различались в зависимости от расположения их в микрорегионах Цора с различным рельефом. Например, в предгорье или в ущельях рек такие поселения размещались обычно по берегам рек, а на равнине -вдоль транзитной дороги. Почти все эти поселения возникли в 1830-1920-х гг. Характерные поселения такого плана - Нухбик, Гоабтала и Вохрабтала Макавского
муниципалитета Закатальского
района, которые возникли в 1830-х годах на базе хуторов сел. Джар и позднее из-зи расположения вдоль транзитных дорог, ведущих из
предгорья к реке Алазани, выросли в крупные самостоятельные селения.
Встречаются в Цоре и поселения, застройка которых не подчинена какой-либо закономерности и
представляет собой беспорядочное расположение усадеб, которые отделены друг от друга садами, пашнями и выгонами. Такая форма застройки была условно названа нами разбросанной. Чаще всего это небольшие стихийно возникшие
поселения - хутора, однако
встречаются и крупные селения, такие как Эхеди-Чардах, которые представляют собой некую совокупность кварталов, состоящих из нескольких десятков домов, разбросанных в разных лощинах, выходящих к одной долине.
Также необходимо отметить, что по мере роста в размерах поселения
во многих случаях застраивались относительно ровные места вокруг склона, и в целом оно приобретало смешанную форму. Такая смешанная форма преобладает в предгорных районах: старая часть поселения находится на горке, склоне и имеет ступенчатую форму, а кварталы, образовавшиеся позднее на ровном месте - горизонтальную [4. С. 171]. То есть вся эта приведенная нами дробная классификация по формам носит некоторый условный характер, ибо не во всех селениях и не всегда возможно определить одну конкретную, преобладающую форму. В каждом аварском поселении можно
найти элементы двух, а то и всех форм, которые порой трудно разграничить: разные части аула
имеют разные формы. Эти части отражают этапы развития поселения. Известно, что «за короткий промежуток времени, часто в зависимости от тех или иных социально-экономических условий, формы поселений претерпевают решительные изменения». Хотя аварские поселения мало менялись на протяжении многих веков, они сохраняли характерные черты, форму, сложившиеся под влиянием особенностей другой
(предшествующей) эпохи [4. С. 173].
Примечания
1. Бакрадзе Д. Заметки о Закатальском округе // Записки кавказского отдела императорского русского географического общества (ЗК0ИРГ0). Тифлис, 1892. Кн. XIV. Вып. 1. 2. Вахушти. География Грузии /
Введение, перевод и примечания М. Г. Джанашвили // ЗК0ИРГ0. Тифлис, 1904. Кн. XXIV. Вып. 5. 3. Ган И. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан
// СМОМПК. Тифлис, 1902. Вып. 31. Ч. 2. 4. Исламмагомедов А. И. Аварцы (историко-этнографическое исследование XVIII - нач. XIX вв.) . Махачкала, 2 0 02. 5. Каракашлы К. Т. Материальная культура
азербайджанцев северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа (историко-этнографическое исследование). Баку, 1964. 6. Кобычев В. П.
Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в. // Кавказский этнографический сборник. М., 19 62. Вып. III. 7. Культура
жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры) / отв. ред. С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983. 8. Османов М.-З. Поселения
даргинцев в Х1Х-ХХ вв. // Ученые записки ИЯЛИ Дагестанского филиала АН ССР. Махачкала, 1962. Т. X. 9. Саидова П. А. Чарско-белоканские говоры аварского языка. Махачкала, 197 6. С. 4 // Рукописный фонд ИЯЛИ ДНЦ
РАН. Ф. 3. Оп. 4. Д. № 393. 10. Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М.,
Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. 11.
Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область // Русский Вестник. 1841. 12. Ц1оралъул
аваразулрагъазул тарих / х1адургьабуна Т. М. Айтберовас. Мах1ачхъала, 1996 (на авар. яз.).
Статья поступила в редакцию 18.07.2011 г.