Научная статья на тему 'Типология основных ресурсных потоковых процессов системы услуг культуры'

Типология основных ресурсных потоковых процессов системы услуг культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные и финансовые потоковые процессы системы услуг культуры / информационно-логистическая система / information and financial flow processes of the system of cultural services / information and logistics system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальшина Наталия Анатольевна

Выявлены ключевые компетенции социально-экономических систем, инструмент управления социально-экономическими системами (оптимальное соединение в процессе движения ресурсов в определенной их комбинации для достижения цели), определена ресурсная направленность как основа создания и развития систем. Теоретический анализ включает определения информационного потока и финансового потоков в системе услуг культуры, материального потока ресурсов с выявлением их характеристик и требований к функционированию. Предложена классификация информационных потоков и структуризация потоков системы услуг культуры. Определены правила и основные логистические характеристики информационного потока системы услуг культуры. Для классификации финансовых потоков в логистике в системе услуг культуры определены признаки и представлены в виде рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPOLOGY OF THE MAIN RESOURCE FLOW PROCESSES SYSTEM SERVICES CULTURE

The key competences of socio-economic systems, the tool of management of socio-economic systems (the optimal connection in the process of movement of resources in a certain combination to achieve the goal), defined resource orientation as the basis for the creation and development of systems. Theoretical analysis includes the definition of information flow in the system of cultural services, financial flow in the system of cultural services, material flow of resources with the identification of their characteristics and requirements for operation. Classification of information flows and structuring of flows of the system of cultural services in order to ensure and implement the processes of making logistics decisions significantly simplifies the task of organizing information and analytical database of the system of cultural services. The rules and basic logistic characteristics of the information flow of the system of cultural services are defined. For the classification of financial flows in logistics in the system of cultural services, the features are defined and presented in the form of a figure.

Текст научной работы на тему «Типология основных ресурсных потоковых процессов системы услуг культуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 24—31.

УДК 338.46 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10903

ББК 65.49

ТИПОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ

СИСТЕМЫ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ

Н. А. Мальшина

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, Саратов, Россия

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-01004 «Разработка организационно-экономических и финансовых механизмов поддержки и стратегического развития индустрии культуры в регионах России».

Выявлены ключевые компетенции социально-экономических систем, инструмент управления социально-экономическими системами (оптимальное соединение в процессе движения ресурсов в определенной их комбинации для достижения цели), определена ресурсная направленность как основа создания и развития систем. Теоретический анализ включает определения информационного потока и финансового потоков в системе услуг культуры, материального потока ресурсов с выявлением их характеристик и требований к функционированию. Предложена классификация информационных потоков и структуризация потоков системы услуг культуры. Определены правила и основные логистические характеристики информационного потока системы услуг культуры. Для классификации финансовых потоков в логистике в системе услуг культуры определены признаки и представлены в виде рисунка.

Ключевые слова: информационные и финансовые потоковые процессы системы услуг культуры, информационно-логистическая система.

Наблюдаемое примерно с конца ХХ в. активное развитие мировой сферы сервиса предъявило новые требования к проектированию, функционированию и управлению системой социально-культурного сервиса. Применение методов логистики к системе услуг культуры позволяет наиболее полно реализовать потенциал потоковых процессов на основе системного подхода к управлению ресурсами и связанными с ними издержками в микро- и макро-со-циально-экономических системах.

Возможность применения логистической методологии к услугам культуры, определение понятия «система» и основных элементов проектирования логистических систем услуг культуры позволит оптимизировать процессы данной сферы.

Основная цель данного исследования — выявление основ применения методологии логистики в системе услуг культуры для открытия новых перспектив культурного наследия, индустрии культуры и новых способов взаимодействия с информационным миром, координации, финансирования и инноваций и более широкого имеющегося потенциала.

Целью рассмотрения специфики ресурсных потоков системы услуг культуры является увеличение возможности более рационального использования ресурсов данной сферы, выявления в них приоритетных составляющих для сферы сервиса.

Под системой в данном исследовании понимается совокупность находящихся в динамичном взаимо-

действии балансирующих процессов. При состоянии статического равновесия системы наблюдается де-структуризация. Системный подход рассматривает социально-экономическую систему по аналогии с биологической, при условии наличия в ней некоторой неопределенности (энтропии). Созидательность процесса «в подобных системах характеризуется максимумом пространства при оптимуме ресурса в каждой точке, так как только в триединстве протекающих процессов при оптимуме ресурсов достигается исчерпывающий адекватный охват» [2. С. 10]. Распад данных систем подразумевает образование новых устойчивых структур, обладающих необходимым ресурсным потенциалом.

Интеграция всех ресурсопотоковых процессов формирует базу оказываемых услуг культуры, которая, трансформируя их исходя из направленности и специфики оказываемых видов услуг, образует интегральные потоки. На этапе непосредственной встречи потребителя и продуцента в процессе оказания услуг происходит взаимодействие данного интегрального потока услуг культуры и конкретного потребителя.

Применение понятия энтропии для экономических процессов индустрии культуры, основанное на предположении, что финансы являются аналогом энергии, позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы, так как их организованность и динамика повышают эффективность функционирования всей экономической системы индустрии

культуры. Оптимальность в данном случае есть «степень использования системой ресурсов, то есть отношение ресурсов, подлежащих потреблению, к ресурсам, фактически потребляемым» [6. С. 12].

Традиционно формула энтропии для социально-экономических систем может быть рассчитана по методу А. Ляпунова (1). При некоторых весьма общих условиях оказывается, что эта совокупность социально-экономических систем имеет распределение, близкое к нормальному, хотя каждое из слагаемых может не подчиняться нормальному закону распределения вероятностей.

Так как по следствию из теоремы Ляпунова случайная величина ^ для больших значений п имеет распределение, близкое к нормальному, присутствует соотношение

где Ф(х) — интеграл вероятностей.

То есть, если «случайная величина Х представляет собой сумму очень большого числа взаимно независимых случайных величин, для которых выполнено условие» [3. С. 31]

п

Ьд " 3, (2)

где Ьк — третий абсолютный центральный момент величины Хк, а Dk — ее дисперсия, то Х имеет распределение, близкое к нормальному.

Тогда условие Ляпунова означает, что «влияние каждого слагаемого на сумму ничтожно мало» [3. С. 31].

Динамика энтропии по времени рассчитывается уравнением Лиувилля (2), описывающим «эволюцию р(р, qi; 0 во времени t согласно правилу нахождения полной производной функции с учетом несжимаемости потока в фазовом пространстве» [Там же]:

^ = + —+——^ =0, (3)

<И СИ ^ \с)д, <И с)р, df)

где } = 1, ..., d, d = 3N, система с координатами qi и сопряженными импульсами р.

В зависимости от аспектов функционирования системы различные виды потоков занимают приоритетное место. Состав интегрированного потока системы активных ресурсов индустрии культуры находится в динамичном состоянии и корректируется в зависимости от конечного вида предоставляемых услуг.

Системный подход в логистике — это «комплексное изучение явлений и объектов как целост-

ных логистических систем с целью ликвидации несоответствий между интересами и целями всей логистической системы и ее отдельных элементов, между разными логистическими системами, между логистической системой и внешней средой» [1. С. 65]. При исследовании взаимодействия элементов системы раскрываются системообразующие качества, то есть качества, не сводимые к качествам единичных элементов, что порождает «синергичес-кий эффект», который может быть положительным и отрицательным. Логистическая синергия — это «взаимное усиление связей внутри логистической системы или между логистическими системами, при котором общий (синергический) эффект одновременного действия каких-либо факторов превышает сумму эффектов, получаемых при раздельном действии этих факторов» [3. С. 374].

Так как обеспечение ресурсами является основой функционирования систем, отдельный элемент системы взаимодействует с одним видом ресурсов или с их совокупностью (потоком). Затраты ресурсов выступают инструментом управления социально-экономическими системами (оптимальное соединение в процессе движения ресурсов в определенной их комбинации для достижения цели. Ресурсы являются источником возникновения системы, фактором управления либо опосредованно определяют условия ее существования. Интеграция необходима для обработки ресурсного потока, но выраженного через энергетический эквивалент.

Следовательно, применение системного подхода предполагает изучение: логистической системы в ее взаимодействии с экзогенными факторами; механизма функционирования эндогенных факторов; системных качеств, возникающих в процессе синергического эффекта.

Определение эффективности (результативности) потоковых процессов до применения интегральной логистической концепции и после ее применения позволит отразить степень эффективности логистических изменений. Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Эффективность управления — это «относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях» [1. С. 38], таких как объект управления и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики. Динамика критерия эффективности ориентирована на получение максимального результата при минимальных затратах.

Основным объектом управления и оптимизации в логистике всегда являлся материальный поток, традиционно включающий находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовую продукцию, к которым применяются логистические операции и функции [1. С. 12]. Параметрами классификации материальных потоков могут быть: «номенклатура, ассортимент и количество продукции; габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); физико-химические характеристики груза; характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость); условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); условия транспортировки и страхования; финансовые (стоимостные) характеристики; условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.» [3. С. 12]. Также выделяют следующие признаки классификации материальных потоков ресурсов: «по отношению к логистической системе; по отношению к звену логистической системы; по отношению к подсистеме логистической системы; по физико-химическим свойствам; по удельному весу груза; по характеру перемещения элементов потока; по степени упорядоченности элементов потока; по интенсивности; по степени совместимости» [8. С. 10]. Отношение единицы измерения к единице времени представляет собой показатель материального потока.

Финансовые и информационные потоки традиционно рассматриваются как сопутствующие потоку материальных ресурсов. Информационный поток — «поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих функций» [7. С. 7]. Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции.

Выделяется множество подходов к классификации информационных потоков, их исследование позволяет выявить возрастающую значимость и влияние информационных потоков на систему услуг культуры. Многие ученые сходятся во мнении, что в процессе управления и контроля материальными, финансовыми, трудовыми потоками главенствующая роль принадлежит циркулирующей в логистических системах информации.

Выделяется определенная совокупность свойств информационных потоков, включающая следующие элементы: «нематериальность — формирующая свойства и отличия от материального потока; состав информационного потока; наличие конкретного отправителя и получателя информационного потока; наличие канала передачи данных; точное время требуемого отправления и получения данных; допустимая погрешность потери данных при передаче; объем требуемых данных; издержки по формированию, перемещению и поглощению информационного потока» [7. С. 42].

Также выделяются различные подходы к определению показателей информационных потоков: «номенклатура передаваемых сообщений; типы данных; интенсивность и скорость передачи данных; пропускная способность информационных каналов; защита от несанкционированного доступа; помехозащищенность» [6. С. 5]; «источник возникновения; направление движения потока; интенсивность потока» [1. С. 8]; «объем; периодичность, характеризующая частоту их формирования; порядок согласования; порядок утверждения; сроки действия; порядок и срок хранения» [10. С. 21].

Информация, определяемая как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемая человеком или специальным устройством» [5. С. 17], лежит в основе формирования информационных ресурсов определяемых как ее производная и являющихся отдельными документами, массивом документов, входящих в состав информационных систем. В данном исследовании под информацией следует понимать набор информационных кодов («форма вещества или энергии, с помощью которых перемещается информация» [2. С. 357]), необходимых для принятия решения в системе услуг культуры.

Информационный поток определяется как «поток сообщений в речевой, документной и других формах, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе между звеньями логистической системы или логистической системой и внешней средой, предназначенных для реализации управленческих функций» [9. С. 25].

Спецификой информационных ресурсопотоковых процессов социально-культурной сферы при взаимодействии с материальными потоками является опережающая функция информационных потоков. Так, опережающий информационный поток во встречном направлении состоит из сведений о заказах сервисных продуктов, передвижениях групп потребите-

лей и потенциальных потребителей. Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сведения о предстоящем прибытии заказа, группах потребителей.

Под информационным потоком в системе услуг культуры в данном исследовании понимается «некоторый, условно выделенный (по критериям отражающим специфику полезности информации для объекта-потребителя) набор информационных кодов, поступающих из отдельно взятого объекта внешней среды к выбранному объекту — потребителю в интервале времени T» [2. С. 532]. Набор информационных кодов в системе услуг культуры в результате интерпретации преобразуется в данные и представляет собой сообщение, включающее различного ряда показатели, которое можно представить в виде / = Г, (4)

к р у

«где, — = ("А^, ...,kq) — вектор типа данных (управления или наблюдения); kr = 1, если r-й показатель относится к данным управления; кг = 1 если r-й показатель относится к данным наблюдения; т е [ 1.....q], где q — количество показателей в сообщении; = '-Р1.....Pf) — вектор наименований

показателей; рг — наименование r-го показателя;

= (3ri.....Уч) — вектор значений показателей;

yr — значение r-го показателя; T — время поступления информационного потока ответственному субъекту принятия решения» [Там же].

Информационный поток системы услуг культуры представлен на рис. 1.

1-й

информационный поток

Показатель 1 Показатель 2

Показатель q

Рис. 1. Структура информационного потока системы услуг культуры

Одновременный материальному информационный поток, в прямом направлении содержит сведения о количественных и качественных параметрах реализуемых продуктов. Информационный поток может отставать от материального в прямом направлении, содержать информацию об изменениях характеристик сервис-

ного продукта или отправляемых групп потребителей. Информационный поток, отстающий от материального, может двигаться во встречном направлении и содержать информацию о результатах приема групп потребителей и сервисного продукта по количеству и качеству рекламации и документальное подтверждение на реализацию поставщиком аккредитива.

Возможно существование больших временных разрывов между информационными и материальными потоками, или сделки могут не предусматривать существования реального материально потока, так как товарно-нематериальные ценности могут менять владельцев, оставаясь на одном месте либо еще не существуя.

Информационные потоки в сфере услуг обладают определяющим значением исходя из характеристик самих услуг: неосязаемости, невозможности хранения, невозможности определения качества до процесса потребления услуг, одновременности процесса потребления и производства услуг. По своим не материальным характеристикам информационные потоки выполняют связующую функцию в структуре логистической системы сферы сервиса и услуг. Специфической чертой информационных потоков сферы услуг культуры является необходимость объединения множества информации в одно время, в одном месте, с надлежащем качеством, с учетом требований потребителей. Классификация информационных потоков с целью обеспечения эффективности принятия логистических решений в сфере культуры в дальнейшем обеспечивает организацию информационно-аналитической базы данных системы услуг культуры.

Одной из составляющих информационно-логистической системы услуг культуры с точки зрения элементов структуры является совокупность информационных потоков.

Управление движением информационными потоками системы услуг культуры регламентируется известными логистическими правилами: «информационный поток должен содержать информацию надлежащего качества: достоверная информация в требуемом объеме в необходимой потребителю форме; должен поступать точно в установленный срок; должен поступать тому потребителю, которому он необходим для принятия или реализации решений; затраты на формирование, движение и хранение всех информационных потоков не должны превышать эффект от функционирования информационно-логистической системы услуг культуры» [1. С. 14].

Основные логистические характеристики информационного потока системы услуг культуры:

• Время поступления потребителю каждого информационного потока, определяемое как I — ^я/!—>0,

где требуемый момент времени поступления к п-му потребителю п^— 7^ . а фактический момент потребле-ния—Т?г

• Содержание в потоке данных определенного, актуального, достоверного набора данных.

• Высокая эффективность потока.

Приведение в соответствие с требованиями лиц,

принимающими логистические решения, параметров и методологии принятия решений повышает эффективность управления.

Информационные потоки напрямую взаимосвязаны и формируют финансовые потоки. В современных условиях рыночной экономики повышение эффективности функционирования информационных, материальных потоков реализуется за счет их финансового обслуживания, что возможно лишь при условии применения логистических методов и принципов.

Финансовые потоки в виде движения денежных средств и финансовых ресурсов сопровождают проведение хозяйственной и предпринимательской деятельности. Представляется возможным определить «финансовые потоки как направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее» [9. С. 51].

Таким образом, под финансовыми потоками в логистике в системе услуг культуры понимается направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе услуг культуры, а также между данной логистической системой и внешней средой (экзогенными факторами), необходимыми для обеспечения эффективного движения определенного потока услуг культуры, выступающего в виде товаропотока.

Необходимость эффективного управления финансовыми потоками системы услуг культуры обусловливает их классификацию, с использованием следующих признаков: «отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей» [Там же. С. 52] и др.

Классификация финансовых потоков в логистике системы услуг культуры представлена на рис. 2. Следует отметить, что возможна и дальнейшая классификация финансовых потоков системы услуг культуры — по таким признакам, как стадия круговорота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и др. Однако, если она обусловливается потребностью определения наиболее эффективных способов управления ресурсопотоковы-ми процессами услуг культуры, тогда в каждом кон-

кретном случае следует устанавливать свой, особый способ классификационных признаков логистических финансовых потоков системы услуг культуры.

С изменением способов управления материальными потоками структура финансовых потоков изменилась:

1) «логистический финансовый поток (ЛФП) — это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;

2) под ЛФП понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними;

3) специфика ЛФП заключается в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего материального потока» [10. С. 177].

Финансовое сопровождение материальных потоков в системе услуг культуры в настоящее время остается малоизученной сферой: некоторые проблемы вообще опускаются из рассмотрения в специализированной литературе, по другой части вопросов прослеживаются существенные расхождения в понимании самой сущности финансовых потоков.

Финансовые потоки, так же как и потоки других видов ресурсов, «характеризуются рядом показателей, обусловленных неоднородностью их состава, назначения, форм транспортировки, видов отправителя и получателя, направлений движения, регулярности и видов движения» [Там же. С. 42]. Спецификой финансовых потоков услуг культуры представляется возможным определить необходимость учета нематериальных составляющих основного товара — услуги. В качестве основного товара, результата деятельности, результата функционирования сервисной логистической системы выступает услуга как комплекс нематериальных благ, предоставляемых потребителю, следовательно, поток услуг является главным и определяющим в логистической системе услуг культуры.

Финансовые потоки системы услуг культуры в некоммерческом секторе имеют свою специфику: «довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом)» [4. С. 165]. Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, часто лично не оплачивающие оказываемых им услуг. Фактически в сфере культуры действуют как минимум два финансовых рынка: рынок потребителей и рынок спонсоров (доноров).

Исходя из специфических характеристик услуг функциональные логистические подсистемы услуг культуры относятся лишь к дополнительным или сопровождающим товарам культуры, а основным

3 ^

Щ

к

по назначению

обуслов.тенные процессом закупки

ннв естнционные

по воспроизводству рабочей силы

по формированию материальных затрат в процессепроизводства

возникаюцнев процессе предоставления услуг культуры

по отношению к конкретной логистической ■ системе

внутренние

внешние

выходящие

в зависимости от форм расчетов

информационные ФП прн безналичном расчете

платежные поручения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежные требования

аккредиты

денежные (наличный расчет) ФП

рублевые

валютные

Рис. 2. Классификация финансовых функциональным процессом выступает — одномоментный процесс предоставления, потребления и оценки услуг культуры.

При сокращении временного промежутка или его отсутствии потоковые процессы, рассматриваемые в определенный момент, могут быть определены как запасы соответствующих ресурсов. В сфере сервиса ввиду нематериальности сервисных потоков в качестве запасов выступают или материальные ресурсы, как обеспечивающие процесс обслуживания, или информационные ресурсы, как инициирующие или управляющие, или финансовые, в качестве сопутствующих, в зависимости от вида выполняемой логистической операции. Являясь элементами логистической системы, потоки взаимосвязаны, а в процессе их формирования

потоков системы услуг культуры и функционирования частично взаимозаменяемы. Данные зависимости представляются в виде «модели балансовых уравнений» [2. С. 137]:

Г Р = Р — ЛЧ

1 пр 1 ' ::

I 0ТП = Рпр + Сде — А5|[п

(5)

«где Рпр — объем производственного потребления материальных ресурсов за период; Рвх — интенсивность входного материального потока или объем поставок материальных ресурсов за период; Отп — объем производства товарной продукции за период; Рвых — интенсивность выходного материального потока или объем отгрузки готовой продукции за период; Сдс — размер добавленной стоимости за период; А51 и А5"тов — изменение величины производственного и товарного запаса

за период; А5"нп — изменение остатков (запасов) незавершенного производства за период» [Там же].

Модель соотношения статических и динамических параметров потока ресурсов, в основе которой лежит относительная стабильность системы, формируется как дифференциальная и интегральная зависимость данных состояний при применении временного показателя как переменной.

Условия, порождаемые противоречием динамичного потока и статичного запаса, также описываются уравнением балансового типа

+ ^ЕХ = ^К ^БЬ[Х ^ПОТ, (6)

«где —размер запаса на начало периода или начальный переходящий запас; 5"к — размер запаса на конец периода или выходной переходящий запас; Рвх— интенсивность входного материального потока или количество продукта, поступившего в запас за период; Рвых — интенсивность выходного материального потока или количество продукта, израсходованного (потребленного, выданного, отгруженного, проданного и пр.) из запаса за период; ^пот — величина потерь запаса от хранения за период» [Там же].

Формирование комплекса потоковых процессов в системе услуг культуры на основе сквозной схемы процессов производства и обращения позволяет представить процесс обслуживания от источника до конечного потребителя и определить возможные издержки на данном пути. Сервисное обслуживание формируется при продвижении какого-либо логистического потока, при непосредственном их взаимодействии.

В результате применение логистических принципов в области управления особенно информационными потоковыми процессами имеет приоритетное значение в системе услуг культуры. Именно сфера услуг культуры, «имеющая основной своей характеристикой комплексность, направлена на комбинацию в определенный временной промежуток нескольких потоковых процессов услуг, что требует принятия оперативных высокоэффективных решений» [4. С. 167]. Вариант, когда бизнес системы услуг культуры может получить преимущества и место для будущей конкуренции представляется оптимальным с использованием информационных технологий.

На основании анализа потоковых процессов на основе традиционного подхода представляется возможным сформулировать следующий вывод: потоковые процессы ресурсов традиционно являются объектом рассмотрения логистики; существуют общие характерные признаки потоков ресурсов традиционной логистики и потоков сферы услуг; расширение области исследования логистики распространяется на сферу сервиса и услуг; управление потоковыми процессами осуществляется при помощи интегрированных логистических систем; оптимизация потоковых процессов сферы сервиса возможна только при условии применения методологии логистики.

Пути повышения эффективности функционирования потоковых процессов сферы культуры состоят в системном применении инновационных методов логистики в управлении данной сферой с учетом специфики ее функционирования.

Список литературы

1. Гаджинский, А. М. Основы логистики: учеб. пособие / А. М. Гаджинский. — М .: Маркетинг, 1995. — 124 с.

2. Инженерная логистика: логистически-ориенированное управление жизненным циклом продукции / Л. Б. Миротин, И. Н. Омельченко, А. А. Колобов [и др.]. — М. : Горячая линия — Телеком, 2011. — 644 с.

3. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие. — 2-е изд. / под ред. В. С. Лукинского. — СПб. : Питер, 2008. — 448 с.

4. Мальшина, Н. А. Модель совершенствования управления потоковыми процессами в интегрированных сервисных комплексах / Н. А. Мальшина // Изв. Сарат. ун-та. Н. С. Сер.: Экономика. Упр. Право. — 2014. — № 1. — С. 163—167.

5. Мильнер, Б. З. Управление знаниями / Б. З. Мильнер. — М. : ИНФРА-М, 2003. — 178 с.

6. Основы логистики : учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 200 с.

7. Родкина, Т. А. Информационная логистика / Т. А. Родкина. — М. : Экзамен, 2001. — 288 с.

8. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории : учеб. для вузов / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. — СПб. : Союз., 2001. — 544 с.

9. Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе : учебник / В. И. Сергеев. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 517 с.

10. Фоменко, А. В. Концептуальные подходы к формированию комплекса потоковых процессов в интегрированных логистических системах / А. В. Фоменко. — Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т., 2005. — 235 с.

Сведения об авторе

Мальшина Наталия Анатольевна — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, Саратов, Россия. malsnataliya@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Pp. 24—31.

THE TYPOLOGY OF THE MAIN RESOURCE FLOW PROCESSES SYSTEM SERVICES CULTURE

N.A. Malshina

Saratov State Conservatory Named after L.V. Sobinov, Saratov, Russia. malsnataliya@yandex.ru

The article was made with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 19-010-01004 "Development of organizational, economic and financial mechanisms of support and strategic development of the cultural industry in the regions of Russia"

The key competences of socio-economic systems, the tool of management of socio-economic systems (the optimal connection in the process of movement of resources in a certain combination to achieve the goal), defined resource orientation as the basis for the creation and development of systems. Theoretical analysis includes the definition of information flow in the system of cultural services, financial flow in the system of cultural services, material flow of resources with the identification of their characteristics and requirements for operation. Classification of information flows and structuring of flows of the system of cultural services in order to ensure and implement the processes of making logistics decisions significantly simplifies the task of organizing information and analytical database of the system of cultural services. The rules and basic logistic characteristics of the information flow of the system of cultural services are defined. For the classification of financial flows in logistics in the system of cultural services, the features are defined and presented in the form of a figure.

Keywords: information and financial flow processes of the system of cultural services, information and logistics system.

References

1. Gadzhinskij A.M. Osnovy logistiki [Logistics basics]. Moscow, Marketing Publ., 1995. 124 p. (In Russ.).

2. Mirotin L.B., Omelchenko I.N., Kolobov A.A. [et al.]. Inzhenernaya logistika: logisticheski-orienirovan-noe upravlenie zhiznennym ciklom produkcii [Engineering logistics: logistics-oriented product life cycle management]. Moscow, Goryachaya liniya-Telekom Publ., 2011. 644 p. (In Russ.).

3. Lukinskij V.S. [ed.]. Modeli i metody teorii logistiki [Models and methods of logistics theory]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 448 p. (In Russ.).

4. Mal'shina N.A. Model' sovershenstvovaniya upravleniya potokovymi processami v integrirovannyh ser-visnyh kompleksah [Model of improvement of flow processes management in integrated service complexes]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo [News of Saratov University. New series. Economy Series. Management. Right], 2014, no. 1, pp. 163-167. (In Russ.).

5. Mil'ner B.Z. Upravlenie znaniyami [Knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003. 178 p. (In Russ.).

6. Osnovy logistiki [Logistics basics]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999. 200 p. (In Russ.).

7. Rodkina T.A. Informacionnaya logistika [Information logistics]. Moscow, Ekzamen Publ., 2001. 288 p. (In Russ.).

8. Semenenko A.I., Sergeev V.I. Logistika. Osnovy teorii [Logistics. Fundamentals of the theory]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 2001. 544 p. (In Russ.).

9. Sergeev V.I. Logistika v biznese [Business logistics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001. 517 p. (In Russ.).

10. Fomenko A.V. Konceptual 'nyepodhody kformirovaniyu kompleksapotokovyhprocessov v integrirovannyh logisticheskih sistemah [Conceptual approaches to the formation of a complex of flow processes in integrated logistics systems]. Saratov, Sarat. gos. tekhn. un-t, 2005. 235 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.