Научная статья на тему 'Типология культуры в социологии Питирима сорокина'

Типология культуры в социологии Питирима сорокина Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6173
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марцева Лидия Михайловна

Современная типология куль туры требует новых методических подходов. Господствующая в гуманитарных науках линейная историко-социологическая теория является недостаточной для анализа самостоятельных культурно-исторических типов и их геополитического взаимодействия. Теория локальных цивилизаций тоже имеет односторонний характер, затрудняющий выявление общей логики мирового культурно-исторического развития. Новые подходы содержит методология интегральных систем, разработанная в социологии П. А. Сорокина, которая позволяет преодолеть недостатки названных теорий в типологии культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of culture in Pitirim Sorokin sociology.

A modern typology of culture requires new methodical approaches. Linear historical and sociological theory wich predominates in the humanities is insufficient for analysis of independent cultural and historical types and their geopolitical interaction.

Текст научной работы на тему «Типология культуры в социологии Питирима сорокина»

Л. М. МАРЦЕВА

Омский государственный университет путей сообщения

УДК 301.185.4

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

в социологии

ПИТИРИМА СОРОКИНА

СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬ ТУРЫ ТРЕБУЕТ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ. ГОСПОДСТВУЮЩАЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ЛИНЕЙНАЯ ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ И ИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ТОЖЕ ИМЕЕТ ОДНОСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР, ЗА Т-РУДНЯЮЩИЙ ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ЛОГИКИ МИРОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ СОДЕРЖИТ МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИСТЕМ, РАЗРАБОТАННАЯ В СОЦИОЛОГИИ П.А. СОРОКИНА, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕДОСТАТКИ НАЗВАННЫХ ТЕОРИЙ В ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.

!

о

0

1

£ 5

I

0 §

1

о

0

О)

1 "в

8 I

0

1 §

Изданный впервые в России в 1992 г. сборник трудов П.А. Сорокина под общим названием «Человек. Цивилизация. Общество» включает важнейшие для типологии культуры работы: «Социальная стратификация и мобильность», «Социокультурная динамика» и «О так называемых факторах социальной эволюции». В своих исследованиях Сорокин использовал труды ведущих мыслителей Х1Х-ХХ вв., которые оказали большое влияние на его теорию: О. Шпенглера, И. Тэна, К. Маркса, О. Конта, Г. Спенсера, В. Парето, М. Вебера, 3. Фрейда, И. Павлова и др.

Культуру Сорокин рассматривал как интегрированную систему, которая держится и основывается на определенных ценностях. Сорокин различал два уровня интеграции: горизонтальный и вертикальный. Соответственно и типология культуры имеет у него двухуровневый характер.

Горизонтальный уровень представляют самостоятельные культурно-исторические типы или локальные цивилизации. Каждый из таких типов имеет свои ценности, которые существенно отличают его от других типов культуры. В целом Сорокин пользовался классификацией локальных цивилизаций, ставшей общеупотребительной после трудов Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Вебера и т.д. Иначе говоря, Сорокин придерживался того же, что и они, убеждения с многообразии культур. Каждый культурно-исторический тип формируется под воздействием своеобразных условий, главными из которых являются: природно-климатические, национально-этнические, религиозно-мировоззренческие и цивилизационные (формы социально-политической и хозяйственно-экономической деятельности). Отличия и особые сочетания перечисленных условий интегрируются в фундаментальные ценности, характерные для каждого самостоятельного типа культуры. Эти интегрированные фундаментальные ценности выражаются в исторических формах цивилизационно-го (гражданско-государственного) устройства общества. Гражданско-государственные отношения динамичны, меняются в конкретно-исторических условиях, оформляются в юридических законах, регулирующих взаимоотношения личности и государства в каждый данный период.

«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну -главную - ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [1, с.429]. В данном случае Сорокин указывает причины внутренних флуктуа-ций (колебаний) отдельных локальных цивилизаций. Как только начинаются изменения в какой-то одной части интегрированной ценностной системы, в движение приходит вся социокультура, все общество.

Наиболее близкий к нам прииЛр - перестройка, на-

чатая в СССР в 1985 г. Идея перестройки состояла в том, чтобы немного «поправить», перестроить или обновить экономику и оживить демократические принципы жизни. Затронув одну из частей интегрированной социокультурной системы, политики привели в движение всю систему, и «ускорение», планируемое сначала для экономической сферы, «набрало обороты» во всей системе, да так, что политики лишились возможности управлять скоростью социокультурных процессов. Тойнби называл подобные циклические колебания внутри культурно-исторических типов причинами «роста цивилизаций»; на языке диалектики их можно назвать источниками развития локальных культурно-исторических типов.

Такие и подобные им изменения в локальных цивилизациях составляют их собственную историю. Внутри отдельных локальных цивилизаций границы таких исторических колебаний (флуктуаций) прозрачны и обнаруживают смену обществ одного культурно-исторического типа (предыстория России - догосударственная Русь - Киевская Русь - татаро-монгольский период - Московское государство и т.д. до настоящего времени). Все это развитие идет через смену государственно-социальных систем, но в пространственно-временных границах одного типа культуры. В то же время пространственно-временные границы между различными культурно-историческими типами остаются, по существу, непроницаемыми: русский, китайский, индийский, западноевропейский, еврейский, арабский и др. типы культуры существуют в своих пространственно-временных границах, имеют свою историю и культурные ценности.

Другую типологию культуры, обоснованную Сорокиным, можно назвать вторым вертикальным уровнем типологии. Здесь он выделяет следующие типы культуры: идеациональный, идеалистический, чувственный.

Идеациональная культура - это интегральная культурная система, в которой все ее части (хозяйство, торговля, политика, наука, искусства, право, бытовая жизнь людей, образование и т.д.) устойчиво основываются на религиозном фундаменте. К примеру, архитектура и изобразительное искусство западной культуры средних веков принято называть «Библией в камне». Все формы социальной деятельности в таком обществе определяются религиозными ценностями, верой в Бога, постижение которого составляет смысл жизнедеятельности индивида и общества. По словам Сорокина, чувственный, материальный (вещественный) мир рассматривается в такой культуре как временное «прибежище» человека, в котором человек лишь странник, стремящийся к достижению единства с Богом. «Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной» [1, с.430]. Такой интегрированный на основе признания реальности Бога тип культуры характерен для Брахманской Индии, буддийского и лаоистского общества, греческой культуры \/111-\/1 вв. до н.э., средневековой Западной Европы, русской культуры Ш-Ш вв. и др.

Идеалистическая культура появляется тогда, когда приходит в упадок идеациональная и начинается деформация ее культурных ценностей. Вместе со сверхчувственной и сверхразумной реальностью Бога появляется новый принцип мировоззрения, частично признающий также реальностью чувственный.объективный мир. Если для

религиозного человека вещественно-конкретная действительность не имеет существенного значения («что Бог даст»), то человек идеалистической культуры признает, что называется, и Бога, и реальные блага объективного мира. Основной посылкой такой культуры становится то, что «объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного разнообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической» [1, с.431]. Синтезированные идеалистические системы воплотились в греческой культуре \Z-IV вв. до н.э., западноевропейской ХШ-ХМ вв., русской Х\Л1-Х\ЛИ вв. и др.

Чувственная культура является следствием разрушения идеациональной (религиозной) и упадком идеалистической культур, когда устремление человека к «царству не от мира сего» заменяется реальными чувственными и ощутимыми (сенсорными) радостями и стремлениями сего мира, вещественного и материального. На этой основе формируется новая культура, признающая реальностью только чувственные ценности окружающей действительности. Принцип такой культуры в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны и познаваемы для человека, который сам ощущает себя богом, способным творить свою индивидуальную судьбу и общественную историю. Возникает «современная форма нашей культуры - культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру». Она может быть названа чувственной» [1, с.431].

Идеациональная культура имеет преимущественно сверхчувственный, ориентированный на Бога, религиозный и «потусторонний» характер. Идеалистическая культура имеет двойственный характер: частично религиозный, сверхчувственный и частично чувственный, светский, «посюсторонний». Чувственная культура имеет характер светский, утилитарный (практичный), нацеленный на чувственную и ощутимую пользу и выгоду для человека. «Все эти типы: идеациональный, идеалистический и чувственный - обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и других культур» [1, с.431]. Заметим, что классификация Сорокина синтезирует горизонтальный и вертикальный уровни типологии культуры. Именно это позволяет Сорокину соединить локальные цивилизации с общим развитием всемирной истории и культуры.

Обосновав теорию интегрированных культурных сверхсистем в виде трех различных по фундаментальным ценностям типов культуры, Сорокин совершил прорыв за рамки теорий культурно-исторических типов Данилевского, Шпенглера, Тойнби, М. Вебера и А. Вебера и многих других крупнейших ученых этого направления. Идеациональный, идеалистический и чувственный типы культуры распространяются на все локальные цивилизации, каждая из которых, имея собственное неповторимое ценностное культурное ядро, все-таки проходит через периодические колебания между этими интегрированными культурными сверхсистемами, составляющими смысл истории всей мировой цивилизации. Кроме того, типология интегральных культурных сверхсистем позволила Сорокину выйти из рамок линейной историко-социологической теории К. Маркса. Теорию К. Маркса, ее распространение и влияние Сорокин рассматривал как универсальное (всеохватывающее) выражение чувственной культуры, которая вступала в Западной Европе XIX в. в апогей - в наивысшую фазу своего развития. Напомним, что XX в. западноевропейская культура существовала в условиях: постоянных войн (I и II мировые войны); утраты колоний; социально-экономических кризисов, выход из которых и сегодня ищет в распространении своего финансового и военно-политического присутствия во всех регионах мира, включая Россию. В XX в. самой выдающейся фигурой на социологическом небосклоне считается П.А. Сорокин, давший свое объяснение всемирной истории. Его теория циклических флуктуаций (колебаний) всей мировой цивилизации имеет геополитический характер.

Ценности интегральных культурных сверхсистем или типов культуры являются универсальными (всеобщими) для обществ различных культурно-исторических типов в разные периоды истории. Эти ценности усваиваются и применяются в жизни основной массой на-

селения страны, независимо от социальных, имущественных, профессиональных, демографических (половозрастных), этнических и других различий. Каждое общество как целостная социокультурная система представляет в себе в разной степени элементы идеациональной (религиозной), идеалистической (рациональной), чувственной (материальной) культур. Доля присутствия этих элементов существенно зависит от особенностей конкретного культурно-исторического типа и от степени усвоения этим типом соответствующих ценностей. К примеру, Россия переняла от Византии христианство в форме еще раннехристианской апостольской церкви и сохраняет православие (правильное славие) более тысячи лет, несмотря на самые, казалось бы; невероятные исторические коллизии вроде разрушения церкви в СССР. А в романо-германской культуре произошло сначала отделение римско-католической церкви от православной (1054 г.); потом - отделение от римско-католической церкви многочисленных протестантских сект (XV-XVI вв.), которые до сих пор продолжают образовываться; а в настоящее время бурно развивается неоязычество во главе с астрологией, теософия в рериховском варианте и оккультизм с различными магиями, нетрадиционной медициной и т.д., включая сатанизм. Все чувственные культуры опираются на эти религиозные суррогаты (заменители).

Сорокин утверждает, что если какая-то из интегрированных культурных сверхсистем стремится занять монопольное положение в обществе, то общество начинает развиваться однобоко, в ущерб достоверности других систем. «Общество, в котором властвует такая односторон-ня истина, отстраняется от реальности, от реального знания. Это приводит его к невежеству, ошибкам, пустоте ценностей, к бесплодию творческих возможностей, к нищете социально-культурной жизни» [1, с.479]. Рано или поздно наступает момент, когда односторонне развивающееся общество начинает испытывать затруднения из-за атрофии отсутствующих культурных ценностей. В конце концов оно объективно, независимо от своих планов и желаний, оказывается перед выбором: продолжать ли «развитие в заданном направлении и пережить полную атрофию, либо изменить курс за счет принятия другой, более адекватной системы истины, реальности и культурных ценностей» [1, с. 479]. Именно в такие моменты маятник между интегрированными культурными сверхсистемами более (Россия) или менее (Китай) начинает отклоняться в противоположную сторону.

Сорокин приводит множество убедительных примеров, когда локальные цивилизации успешно переходили из ритмично сменяющих друг друга «трех великих сверхсистем». «Другие же культуры или погибали и исчезали, или обрекались на загнивание и полуживое существование, а их опустошенная, ограниченная и безжизненная система истин, реальностей и ценностей становилась лишь историческим «экспонатом», вместо того чтобы быть творческой субстанцией». По мысли Сорокина, германо-романский культурно-исторический тип тоже стоит перед выбором, поскольку Запад исчерпал потенциал чувственной сверхсистемы, занявшей там монопольные позиции. «Без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса» [1, с.504]. Периодичность смены идеациональной, идеалистической и чувственной культур Сорокин определяет примерно в 400 лет и приводит в доказательство многочисленные графики и таблицы, охватывающие историю разных локальных цивилизаций от VIII в. до н.э. до XX в.

П.А. Сорокин скончался 11 февраля 1968 года в своем доме в Винчестере. В том же году Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.

МАРЦЕВА Лидия Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и культурологии.

17 мая 1999 г.

1 §

I I

г

СО о

0

1 1 I

I

I

о

0

3

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.