Е. А. Скворцова
Типология «костюмных изданий»: к вопросу о жанровом своеобразии альбома Д. А. Аткинсона о России
В статье предложена классификация так называемых «костюмных альбомов» в зависимости от цели их создания. Прослежена градация форм проявления интереса к национальным особенностям от костюмных альбомов до этнографических. На основании типологии предпринята попытка переоценки иллюстрированных изданий иностранцев о России 2-й половины XVIII - начала XIX в. Особое внимание уделено уяснению жанрового своеобразия «Живописного изображения нравов, обычаев и развлечений русских» Аткинсона и его места в эволюции подобных альбомов о России.
Ключевые слова: типология; костюмные альбомы; этнографические альбомы; жанры и жанровые разновидности; иллюстрированные издания.
E. A. Skvortsova Typology of "Costume Books": to the Question of the Peculiarity of a Genre of J. A. Atkinson's Album on Russia
The article offers a classification of so-called "costume books" according to a criterion of goal of their creation. It traces gradations of forms which reveal interest in national features from costume albums to ethnographic ones. On the basis of this typology I endeavor to give a new estimation of foreign
illustrated books on Russia of the second half of the XVIIIth - beginning of the XIXth centuries. I define the genre of "The picturesque representation of the manners, customs and amusements of the Russian people" by J. A. Atkinson and its place in evolution of such albums on Russia. Key words: typology; costume albums; ethnographic albums; genres and genre types; illustrated books.
«Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений русских» (1803-1804) - альбом из ста гравюр, исполненных Д. А. Аткинсоном по собственным рисункам, с пояснительными текстами на английском и французском языках, составленными Д. Уокером. Аткинсон (1774 или 1776 - 1830), английский художник и гравер, проживший в России без малого 20 лет, прибыл сюда в 1784 г. со своим родственником гравером Уокером. В 1802 г. они вернулись в Лондон [6; с. 341-342].
«Живописное изображение нравов...» обычно характеризуют как «костюмное издание». К таковым относят иллюстрированные труды конца XV - середины XIX в., призванные запечатлеть одежды разных эпох и народов. Часто термин трактуют расширительно и подразумевают под «костюмными изданиями» также альбомы, посвященные быту, - на том основании, что главной формой, в которой он отражен, является национальный костюм. К ним причисляют издания с характерными названиями: «Костюмы...», «Собрание...» (игр, средств передвижения и проч.), «Нравы и обычаи...», «Путешествие...», «Крики...» (выкрики торговцев разных городов).
Эти альбомы близки, но не одинаковы по своей сути. Смешение понятий вызвано тем, что до сих пор их изучали не как самостоятельное художественное явление, а исключительно как источник сведений о моде. Чтобы выстроить ясную типологию таких альбомов, необходимо учитывать, с какой целью в них показан костюм. Этот критерий позволяет рассматривать поток иллюстрированных изданий об одежде и образе жизни как развитие определенного жанра.
История костюма пока не сформировала дисциплину-саморефлексию - «историю истории костюма». Одно из немногих специальных изданий, освещающее эту тему, - каталог
совместной выставки «К 500-летию открытия Америки» [5]. Имеются исследования об отдельных образцах жанра, факсимильные воспроизведения альбомов с вступительными статьями, работы, косвенно затрагивающие этот вопрос. Отсутствие обобщающего труда стало причиной неадекватных оценок конкретных произведений и целых их пластов.
Едва ли не единственный пример типологии источников по истории костюма - диссертационное исследование А. Э. Жабре-вой, посвященное России XV-XVIII вв. [4]. Автор исходит из того, какие сведения об одежде они предоставляют и в какой форме (текстовой, изобразительной, комплексной). Предложенная мной классификация, касающаяся более узкого круга источников по форме и содержанию и более широкого - по географическому и хронологическому диапазону, строится на ином критерии, но не противоречит данной.
В соответствии с критерием цели, с которой были созданы изображения одежды, можно выделить среди них три основные группы.
1. Непреднамеренные. Отображение особенностей костюма не самоцель, а побочный продукт (портреты, мифологические картины и т.п.).
2. В альбомах, которые я называю «этнографическими», мастер стремится отразить особенности образа жизни людей и костюма как его части. У истоков стоят часословы, в которых календарные сведения сопровождались иллюстрациями со сценками типичных для каждого месяца работ.
3. Третью группу составляют альбомы, цель создания которых - скрупулезное отображение костюмов. Таковы, например, «Древние и современные костюмы» Чезаре Вечеллио [34] - одно из первых изданий в своем роде.
Размежевать костюмные и этнографические издания бывает непросто. Любознательность выводит мастеров за пределы сухого протокола о костюме и заставляет отражать приметы быта. Эта двойственность обусловлена природой интересующего нас явления: «costume» в переводе с итальянского - «обычай, нравы».
Можно выстроить градацию форм, в которых проявляется этнографический элемент, от костюмных альбомов, где имеются лишь его зачатки, до этнографических. Значение имеет сама тематика: наряды знати характерны для костюмных альбомов, незатейливая одежда низших слоев населения, представляющая интерес лишь как часть быта, - для этнографических. Возникновение собственно костюмных альбомов приходится на позднее Возрождение не только потому, что эта эпоха узаконила интерес к миру человека, но и потому, что тогда чрезвычайно усложнилась система этикета.
Костюмными обычно являются альбомы по одежде определенных групп людей - например, военных или религиозных организаций. Их библиография имеется в «Опыте о костюме» Р. фон Шпа-ларта [32; с. 1У-УП]. Характерный образец - иллюстрированный отчет о форме прусской армии времени Фридриха Вильгельма III [29], в котором роль моделей сведена к тому, чтобы быть манекенами, демонстрирующими костюм.
Есть исключения - например, «Собрание костюмов всех военных и религиозных орденов» М. Бара конца ХУШ в. [13]. Пусть европейские одежды показаны в нем скучно-однотипно, но когда речь заходит о Востоке, появляются изображения различных обрядов.
Выбор темы косвенно свидетельствует об интересе к костюму или быту. Первая форма, в которой непосредственно проявляется интерес к быту, - введение атрибутов ремесел. Они придают оттенок «этнографичности» альбомам, в сущности, костюмным - например, «Костюмы Европы, Азии, Америки и Африки» Абрахама де Бройна [16], вышедший в Антверпене в 1581 г.
Промежуточное положение между костюмными и этнографическими сериями занимают «крики» - изображения торговцев, громогласно предлагающих свой товар. Первые образцы жанра относятся к зрелому Средневековью, когда бурное экономическое развитие городов способствовало складыванию особой, городской культуры. Их литературной параллелью можно считать романы того времени, на страницы которых в тяжелейших условиях формирования капиталистических отношений в качестве
«героя своего времени» выходит предприимчивый, порой нечистый на руку горожанин. Позже его образ наделяется чертами нравственности, но энергичность и сообразительность остаются присущи ему всегда.
Многие альбомы «криков» переиздаются в XIX в. Рыночные «представления» развеселых хитроумных лавочников и разносчиков, отходившие в прошлое, стали особенно дороги сердцам европейцев как примета старых добрых времен. Достаточно прочесть ностальгический пассаж, который посвящен им в «Старой Англии» [25; с. 211].
Жанр воспринимался как поучительный, дающий пищу для философских размышлений и глубокомысленных заключений о человеческой натуре. Убежденный в этом автор предисловия к французскому переизданию «Криков Лондона» ссылается на авторитеты Солона и А. Попа [18].
«Крики», культивировавшиеся в течение шести веков во многих странах, очень разнообразны по манере исполнения. Приведем лишь несколько примеров. «Крики Парижа» XVI столетия [19] - книга небольшого формата, с исполненными в примитивной угловатой манере изображениями маршанов. «Крики Лондона XVIII века» [18] - миниатюрное издание, с иллюстрациями, которые характеризует та же грубоватость, что и их персонажей, среди которых есть остро выразительные, шаржированные образы. «Крики Вены» конца XVIII в. [14] - огромный альбом, на страницах которого, часто на фоне пейзажа, в цвете, искусно изображены разносчики.
На род деятельности торговцев указывают атрибуты профессии и иногда сюжетная мотивировка. Погруженность персонажей в занятия, характерные для определенной страны - следующая форма, в которой заявляет о себе интерес к быту разных народов. Наиболее даровитые мастера вносят мотив действия и в костюмные альбомы. Например, в издании Иоста Аммана (1586) [11], посвященном женским нарядам, дамы представлены прогуливающимися, вдыхающими аромат цветов или просто любующимися ими. Но эти действия не отражают специфику
страны, поэтому издание с полным правом можно причислить к костюмным.
Несколько иначе дело обстоит с «Костюмами знати...» Ханса Вейгеля [36]. Иллюстрации включают одну-две фигурки, часто они представлены и анфас, и со спины. Уже это говорит о костюмном характере альбома, преобладающем стремлении полно передать особенности одежды. Но в связи с народами, мало известными европейцам, в нем возобладал этнографический элемент: имеются изображения обеденной трапезы турок и паланкина.
Разумеется, когда альбом полностью посвящен экзотическим народам, этнографическая тема звучит в полный голос. Ее бурное развитие было вызвано открытием Нового Света. С изобретением книгопечатного станка публикация подобных альбомов стала технически возможной. Быт туземцев получил отражение в многочисленных трудах - в «Правдивой истории о описании некой местности. » Ханса Штадена [33] с иллюстрациями, исполненными в архаичной манере, но динамично, живо, занимательно; в «Истории плавания в Бразилию.» Жана де Лери [26], где изображения примитивны, но подкупают самой безыскусностью, простодушием, непосредственностью восприятия; в поистине грандиозной «Истории Америки, или Нового Света.» Теодора де Бри, в 13 частях, с гравюрами изощренной техники по рисункам разных мастеров, но всегда высокого художественного уровня [17].
Авторы варьируют одни и те же сюжеты, но у одних иллюстраций больше, у других меньше. Комплексностью отличается альбом Теодора де Бри, в котором намечен весь тематический репертуар подобных изданий - это внешний облик жителей, их селения, ремесла и торговля, различные ритуалы. Последняя тема дала жизнь нескольким видам изображений - религиозным обрядам, национальным танцам, телесным наказаниям.
Этнографические альбомы ХУ-ХУ11 вв. освещали, разумеется, не только путешествия в Новый свет. В 1568 г. в Лионе были изданы «Четыре первые книги о плаваниях и странствиях» Ни-коля де Николаи [27] в восточные страны. Его персонажи, неизменно представленные с убедительной сюжетной мотивировкой,
врезаются в память. Не случайно их часто заимствовали авторы последующих этнографических изданий.
Высшим достижением является создание образа народа. Примеры таких изданий исключительно редки. Одно из них -«Сто гравюр, представляющие различные народы Востока» начала XVIII в. [21], осуществленное стараниями Ш. Ферриоля, посла Франции в Порте. Перед нами проходят суровый муфтий, танцующий дервиш, воин с породистым гордым скакуном. Женские образы овеяны пряным ароматом восточной эротики. Работа стоит много выше большинства этнографических альбомов. Отдавая должное таланту автора (изображения создал Ван Моур), заметим, что уровень альбома был подготовлен целым рядом изданий о Востоке1.
Любой костюмный альбом можно причислить к этнографическим, поскольку костюм - элемент быта. Но специальные костюмные издания возбуждали к себе интерес сами по себе, а отнюдь не в силу своей исконной этнографичности. Частные темы, как-то: «игры и развлечения», «наказания», «средства передвижения», отпочковались в отдельные альбомы позже и никогда не обрели такого широкого распространения2.
Этнографические альбомы, всесторонне освещающие быт, -ровесники костюмных. Но таких масштабных изданий было осуществлено немного. В большинстве альбомов интерес к этнографии проявляется лишь в некоторых формах, которые очевидны на фоне костюмных изданий и последовательно надстраиваются над изображением одежды - наравне с типом внешности, наиболее очевидным отличием одного народа от другого. К ним следует отнести введение атрибутов ремесел, изображение типичных занятий, элементов пейзажа. Главное достижение проявляется уже не на иконографическом и тематическом уровне, а на образном - в отображении черт народного характера3.
Все это существенно для переоценки костюмных и этнографических альбомов, создававшихся в XVIII - начале XIX в. иностранцами о России. По сей день исследователи, игнорируя европейский контекст, видят их значение лишь в том, что они заложи-
ли основы бытового жанра в отечественном искусстве и сохранили сведения об одежде того времени4.
Поверхностность характеристики русских у иностранных путешественников нередко связывают с их высокомерным отношением к народу, стоящему, по их мнению, на более низкой ступени развития5. Но для окончательных выводов требуется тщательное сравнение тематического репертуара изданий, созданных европейцами о русских и ими же - о народах, которые прочно вошли в европейскую семью. Вторых меньше6. И это не удивительно: большей популярностью пользовались альбомы о быте малоизвестных стран. С. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» указывает: «Более пользы и приятности получаем от описаний страны, с коими мы имеем вящее, нежели с другими, сообщение или коих подлинные обстоятельства нам еще неизвестны» [7; Предисловие].
Особенно интересные для нас образцы этнографических изданий - «Австрия, или Нравы, обычаи и одеяния всей империи» [31], миниатюрная книга, с небольшим количеством иллюстраций, и альбом «Костюмы Йоркшира» [35], относящийся к тем трудам, в которых под названием «костюмы» обнаруживается этнографический материал. Попытки дать картину нравов ни в одном из них не предпринято. И это издания европейцев о европейцах, которые нельзя заподозрить в пренебрежительном отношении к изображаемому предмету. Они доказывают, что иллюстрированные этнографические издания всегда оперируют определенными типажами и сюжетами и редко отличаются глубиной постижения народного духа.
Разумеется, это не исключает возможности сопоставления и выявления наиболее интересных образцов жанра. Из этнографических изданий о России ХУШ в. таковым следует признать «Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений русских» Д. А. Аткинсона [12]. В нем ярко выражен интерес к быту, сказавшийся не просто во введении атрибутов ремесел, а в сюжетной мотивировке, интересе к пейзажу и интерьеру. Уточнение жанровой характеристики предостерегает от неверных оце-
нок произведения. Работа Аткинсона не может быть поставлена выше костюмных альбомов о России (например, альбома Е. Хар-динга [24]), так как это явления разного порядка. Но сравнение ее с изданиями этнографического плана, например Х.-Г.-Г. Гейс-лера [22; 23], М. Бретона [15], М. Ф. Дамам-Дамартре [20], вполне оправданно.
Труд Аткинсона - комплексный альбом, по широте представленного материала превосходящий все, что было создано прежде: в нем мы находим сцены труда и праздников, сухопутные средства передвижения и суда, избы, селения, этнические и социальные типы, профессии, народные забавы, танцы, религиозные обычаи и такую печальную примету русской жизни, как кабак. Последующие издания уступают ему по охвату сюжетов или посвящены узким темам. Превосходят его лишь «Народы России» [30], но они вышли десятью годами позже, и изображения к ним исполнены русским мастером.
Альбом Аткинсона подводит итог иллюстрированным этнографическим изданиям о России XVIII в. - периода, когда в этом жанре работали исключительно иностранные мастера. В некоторых иллюстрациях ему удается передать черты народного характера. Таковы робкие застенчивые танцующие в хороводе девушки («Народный праздник»), разудалые мужики в «Кулачном бою», баба, в лице которой светится смирение и мудрое приятие жизни («Баба»). Но в целом об образе русских в его гравюрах говорить едва ли возможно. Прекрасное художественное исполнение выделяет альбом Аткинсона на фоне большинства европейских этнографических альбомов, в том числе и английской школы, где соперничать с ним могут, пожалуй, только У. Алек-сандер и Ч. Х. Смит.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Их библиография имеется в «Опыте о костюме» Р. фон Шпалар-та [32; с. ^П-Я].
2 В. Г. Власов отмечает, что «разные жанры непрерывно переходят один в другой». Игнорировать родство явлений не следует, но осознание
существующей между ними разницы необходимо, чтобы обозначить своеобразие конкретных альбомов [2; с. 623].
3 Это заставляет пересмотреть весьма распространенную оценку этнографического интереса как неизбежно поверхностного, проявившуюся, например, в суждениях Т. В. Алексеевой [1; с. 255].
4 Это стало причиной неадекватных оценок. Например, Н. Н. Гончарова считает тенденцию к внесению в костюмные альбомы элемента действия характерной для начала XIX в. Неточность обусловлена тем, что она сравнивает труд Корнеева с предшествующими изданиями о России, не различая среди них костюмные и этнографические, и не принимает во внимание европейский контекст [3].
5 Такой позиции придерживались А. А. Федоров-Давыдов [9; с. 162] и А. А. Сидоров [8; с. 122]. Даже те авторы, которые отдавали должное иностранцам как зачинателям бытового жанра, не рассматривали их работы в рамках общеевропейской традиции. Это обусловило существование столь разных оценок творчества отдельных мастеров, основывающихся преимущественно на индивидуальном восприятии.
6 Английская карикатура, работы У Хогарта, Т. Роуландсона, Д. Гил-рея - произведения другого жанра. Резкая критика действительности имеет в них иную основу: бичуются пороки, порожденные определенным этапом развития цивилизации. Это результат вдумчивого анализа общества. Уничижительное отношение к русским авторов этнографических альбомов исследователи видели в самой поверхностности, в том, что те не находили в России ничего более достойного изображения, чем диковинные обычаи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеева Т. В. Бытовой жанр // История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. М. : Изд-во АН СССР, 1961. С. 231-267.
2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб. : Азбука-классика, 2005. Т. 3. 752 с.
3. Гончарова Н. Н. Е. М. Корнеев : Из истории русской графики начала XIX века. М. : Искусство, 1987. 381 с.
4. Жабрева А. Э. Типология источников XV-XVШ веков по истории русского костюма (библиографический подход) : Автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук. СПб., 1999.
5. К 500-летию открытия Америки : Каталог выставки / ГЭ, РНБ. СПб. : АО Славия-Интербук, 1993. 160 с.
6. Кросс Э. Британцы в Петербурге: XVIII век. СПб. : Дмитрий Бу-ланин, 2005. 528 с.
7. Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым, Академии наук профессором. СПб. : при Академии наук, 1755. Т. 1 - 483 с., 13 л. илл.; Т. 2 - 319 с., 12 л. илл.
8. Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров. М. : Изд. АН СССР, 1956. 527 с., 17 л. илл.
9. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. М. : Искусство, 1953. 583 с., 20 л. илл.
10. Ярцева А. В. Альбом Дж. Авг. Аткинсона «Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений русских» из собраний РНБ // Проблемы развития зарубежного искусства : Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского / Науч. ред. В. И. Раздоль-ская. СПб. : Институт им. И. Е. Репина, 1998. С. 41-43.
11. Amman J. Im Frauenzimmer: Wirt vermeldt von allerley schonen Kleidungen und Trachten der Weiber. Frankfurt-am-Main, 1586.
12. Atkinson J. A. The Picturesque representation of the Manners, Customs and Amusements of the Russian People. London : printed by W. Bulmer, 1803-1804. V. 1-3.
13. Bar M. Recueil de tous les costumes des orders réligieux et militaries. Avec un abrégé historique et chronologique, enrichi de notes et de planches coloriées. Paris : l'auteur, 1778-1789. 6 vol.
14. BrandJ. Ch. Zeichnungen nach dem gemeinen Volke, besonders der Kaufruf in Wien. Études prises dans le bas peuple, et principalement les cris de Vienne, 1775. Vienna, 1775.
15. Breton M. La Russie, ou moeurs, usages, et costumes des habitants de toutes les provinces de cet empire. Gravés sur les dessins originaux et d'aprés nature de M. Damame-Demartrait. Paris, 1813. V 1-6.
16. Bruyn A., de. Omnium pene Europae, Asiae, Africae et Americae gentium habitus. Antwerpen : M. Colyn, 1581.
17. Bry Th., de. Historia Americae sive novi orbis, Compraehendens in XIII sectionibus... Francfurt : M. Meriani, 1634.
18. CerteuxA. Les cris de Londres au XVIIIe siècle. Avec epigrammes en vers traduites par Mille X. / Préface, notes et bibiographie des principaux ouvrages par A. Certeux. Paris : Chamuel, 1893. 183 p.
19. Cousin J., Pilinski A. Cris de Paris au seizième siècle. Paris : Vve A. Labitte, 1885.
20. Damame-DamartraitM. F. Collection complete des différents genres de voitures don't les russes se servent dans leur empire et particulierment a St.-Petersburg. Paris, 1806.
21. FerriolM., de, Mour J. B, van. Recueil de cent estampes representant differentes nations du Levant tirées sur les tableaux peints d'après nature [by Jean Baptiste van Mour] en 1707 et 1708 par les ordres de M. de Ferriol, ambassadeur du roi à la Porte. Et gravées en 1712 et 1713 par les soins de Mr Le Hay. Paris : Sr. Le Hay ; Sr. Duchange, 1714. pl. 100. fol.
22. Geissler J. C. H., Hempel Ch. F., Richter J. G. Mahlerische Darstellungen der Sitten, Gebräuche und Lustbarkeiten bey den russischen, tatarischen, mongjlischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1804.
23. Geissler J. C. H., Richter J. G. Spiele und Belustigungen der Russen aus den niedern Volksklassen / Geissler J. C. H., Beschreiben von J. Richter, Traudit de l'allemand par P. Hacault. Leipzig, 1805.
24. Harding E. The Costume of the Russian empire, illustrated by a series of seventy three engravings: With description in English and French. London ; Printed by T. Bensley for John Stockdale, 1811. 70 p., 70 col. plates.
25. Knight Ch. Old England: a Pictorial Museum of Regal, Ecclesiastical, Baronial, Municipal, and popular antiquities. London : C. Knight & Co., 1845. V. 2.
26. LeryJ., deHistoria navigationis in Brasiliam quae et America dictur... Genevae : Eustathii Vignon, 1594.
27. Nicolay N., de Les quatres premiers livres des Navigations et peregrinations orientalis. Lyon, 1568.
28. RacinetA. The Complete Costume History : From Ancient Times to the 19th century. Köln ; London ; Los Angeles, 2003. 636 p.
29. Ramm A. L. Tabellarische Nachweisung von allen Regimentern und Korps der Königlich Preuszischen Armee unter der Regierung Sr. Magestät Friedrich Wilhelm III. Zur Erläuterung der Abbildungen von denen Militair-Uniformen in illuminirten kupfern dargestellt. Berlin : Johann Friedrich Unger, [1800]. 45 p.
30. Rechberg Ch., de. Les peoples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie, accompagnée de figures coloriées. Paris, 1812-1813. V 1-2.
31. Serres M., de. L'Autriche, ou Moeurs, Usages et Costumes des Habitants de cet Empire; Suivi d'un Voyage en Baviére et au Tirol; ouvrage
orné de quarante-huit gravures représentant plus de cent vingt personages différens. Paris, 1821. T. 1-6.
32. SpalartR., von. Versuch über das Kostüm. Wien, 1807. T. IV.
33. Staden H. Warhaftig historia und Beschreibung eyner Landescyaft der Wilden Nacketen Grimmigen Menschfresser Leuthen in der Newenwelt America gelegen vor und nach Christi geburt im Land zu Hessen unbekannt ... Marburg : Andres Kolben, 1557.
34. Vecellio C. Habiti antichi et moderni di diverse Parti del Mondo. Venezia : Domenico Zenaro, 1590.
35. Walker G. The costume of Yorkshire. Leeds : Richard Jackson, 1885. 10 parts.
36. Weigel H. Habitus praecipuorum, tam virorum quam feminarum singulari arte depicti. Nürnbergae : Formschneider, 1577.