Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259).
Филология. Искусствоведение. Вып. 63. С. 88-91.
К. В. Киуру
ТИПОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОВОДОВ В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
В статье рассматривается понятие информационного повода, определяется его специфика в спортивной журналистике. Представлена возможная типология спортивных информационных поводов, включающая в себя спортивные соревнования, пресс-конференции и брифинги, интервью.
Ключевые слова: ньюсмейкинг, информационный повод, спортивная журналистика.
Спортивная журналистика - одна из форм журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Как отмечают С. А. Михайлов и А. Г. Мостов, специфика спортивных новостей связана с тем, что большинство спортивных фактов ожидаемы [1. С. 9]. Более того, средства массовой информации целенаправленно готовят аудиторию к восприятию таких фактов, формируя соответствующие ожидания. Интерес аудитории к спортивным новостям базируется, в первую очередь, на альтернативности спортивных фактов.
Таким образом, информационный повод - это именно тот элемент структуры обмена спортивной информацией, посредством которого проявляются и осознаются информационные запросы аудитории. Как правило, аудитория хочет получать информацию о соревнованиях:
- равных, которым присуща острая борьба с непредсказуемым исходом;
- зрелищных, то есть таких, на протяжении которых постоянно можно следить как за действиями участников, так и за текущим результатом;
- понятных, то есть проводящихся по несложным известным правилам и сопровождающихся компетентным комментарием.
Спортивные информационные поводы можно разделить по следующим критериям:
- интерес аудитории к спортивным информационным поводам - отношение читателей к произошедшему событию;
- актуальность спортивного информационного повода - своевременность и значимость информации для читательской аудитории;
- территориальность спортивного информационного повода - масштабность события, которое может быть международным, федеральным, региональным, районным;
- эмоциональная окраска информации -то настроение, с которым читателям преподносится та или иная информация. Она может быть негативной, нейтральной и позитивной;
- участие публичных деятелей - участие в том или ином событии известных личностей (ньюсмейкеров), которыми могут быть знаменитые спортсмены, тренеры, директора спортивных клубов.
Типологию спортивных информационных поводов можно представить следующим образом.
1. Спортивные соревнования.
Спортивные соревнования имеют целью выявление сильнейших спортсменов и команд, высших спортивных достижений, совершенствование спортивного мастерства, пропаганду физической культуры и спорта. Позволяют объективно оценивать деятельность спортивных организаций, тренеров, спортсменов, судей; международные спортивные соревнования являются важным средством укрепления дружбы и взаимопонимания между спортсменами разных стран. По географическому признаку различают соревнования: всемирные (Олимпийские игры, Универсиада, мировые чемпионаты и кубки), региональные (континентальные чемпионаты, кубки, игры), национальные (отдельных стран) и т. д. В зависимости от содержания программы спортивные соревнования могут быть комплексными (Олимпийские игры, Универсиады, спартакиады) и специализированными (по отдельным видам спорта). В зависимости от задач и условий определения победителей - личными (учитываются результаты только отдельных участников), командными (только команд) и лично-командными; по характеру проведения - официальными (разыгрывается звание чемпиона, обладателя кубка и т. п.), классификационными (для определения спортивной
квалификации участников) и товарищескими, в том числе традиционными (например, легкоатлетический матч Россия - США).
Существуют три основные системы проведения спортивных соревнований: круговая (все участники встречаются между собой один или несколько раз, за победу начисляются очки), кубковая (с выбыванием проигравших) и смешанная (объединяющая принципы круговой и кубковой систем).
Спортивные соревнования проводятся раздельно для мужчин и женщин (за исключением конного спорта, ряда технических видов спорта и др.), взрослых, юниоров, юношей и детей. В некоторых видах спорта (теннис, настольный теннис) предусмотрены состязания смешанных пар, в фигурном катании - выступления спортивных пар и танцевальных дуэтов. Спортивные соревнования регламентируются соответствующими официальными правилами, определяющими требования к участникам, судьям, спортивным сооружениям, оборудованию, снаряжению, к условиям и порядку определения победителей и результатов участников. Контроль за соблюдением установленных для спортивных соревнований правил, фиксирование результатов и т. д. осуществляются спортивными судьями.
Наибольший интерес у аудитории спортивных СМИ всегда вызывают международные, всемирные и национальные состязания. Также на заинтересованность аудитории влияет вид спорта и участие известных спортсменов в соревнованиях.
В спортивных соревнованиях можно выделить еще несколько самостоятельных информационных поводов, таких как:
1.1. Результаты соревнований.
Поскольку результат спортивных соревнований непредсказуем, то наряду с самими соревнованиями их результат может стать информационным поводом.
«В канадском Кэнморе стартовал предпоследний, седьмой по счёту этап кубка 1Ви, в рамках которого должно состояться всего четыре гонки. Только что завершилась индивидуальная гонка среди мужчин, победителем которой стал француз Людвиг Эрар. Всего 45 секунд, допустив на один промах меньше, проиграл ему российский биатлонист Максим Буртасов».
1.2. Неадекватное поведение зрителей на соревнованиях.
Как болельщики, так и простые зрители во время спортивных соревнований под действи-
ем алкоголя или от переизбытка эмоций сами могут стать информационным поводом или совершить поступок, который может сдвинуть основной информационный повод на второй план.
«Во время отборочного поединка на ЕВРО-2012 между сборными Болгарии и Англии болельщики хозяев позволили себе расистские выкрики в адрес игрока «Трёх Львов» Эшли Янга. Янг в середине второго тайма бы заменён на Милнера, а после игры (0:3) главный тренер сборной Болгарии Лотар Маттеус извинился за неадекватное поведение болельщиков своей команды. «Я ничего не слышал, но жаль, что такие вещи происходят. Такое не должно случаться в современном мире, хотя я понимаю, откуда растёт корень этой проблемы. Всё дело в нашей невзрачной игре. Болельщики расстроились, но не должны были выражать недовольство таким способом», - цитирует Маттеуса Goal.com».
1.3. Травмы спортсменов.
Также в качестве информационного повода могут выступать такие события, как травмы спортсменов во время соревнований или другие события.
«Российский нападающий лондонского «Тоттенхэма» Роман Павлюченко не выйдет на поле в матче пятого тура группового этапа Лиги Европы против ПАОКа из-за травмы, сообщает интернет-издание Чемпионат.сот».
1.4. Форс-мажорные ситуации.
Во время проведения спортивных соревнований могут произойти непредвиденные события, которые чаще всего возникают не по вине человека, а по случайности. Примером такого события может стать публикация об обрушении во время футбольного матча в Бразилии тридцатиметровой трибуны стадиона, на которой находились несколько сотен человек.
1.5. Неспортивное поведение спортсменов.
Такие события происходят довольно часто
из-за нарушения правил спортсменами, которые могут повлечь за собой травмы спортсменов или повлиять на результат игры.
«Американский горнолыжник Роберт Вит-це, скорее всего, не попадет на зимнюю Олимпиаду в Сочи. В среду он совершил отвратительный поступок в самолете, справив нужду на маленькую девочку, за что его изгнали из сборной США».
1.6. Дисквалификация спортсменов.
За какие-либо нарушения правил проведения спортивных соревнований или использо-
вание допинга спортсмен может быть дисквалифицирован.
«Сильнейшую тяжелоатлетку Украины Ольгу Коробку уличили в употреблении запрещенных препаратов. Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) дисквалифицировала украинскую спортсменку на четыре года - до ноября 2015-го. Также украинку лишили бронзы Чемпионата мира-2011. На официальном сайте IWF, где значатся итоговые протоколы мирового первенства, ее фамилия смещена с третьей строчки на последнюю и подтверждена дисквалификация. Таким образом, украинская тяжелоатлетка точно не выступит на 0лимпиаде-2012 в Лондоне, лицензию на которую она получила благодаря завоеванной бронзе на ЧМ-2011 в категории свыше 75 кг».
2. Спортивные пресс-конференции и брифинги.
Пресс-конференция - мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии к этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.
«В спорткомплексе «Метар-спорт» состоялась предсезонная пресс-конференция, посвященная началу чемпионата России по волейболу среди женских команд. На вопросы челябинских журналистов ответили директор ВК «Автодор-Метар» Евгений Исакович Гальперин, главный тренер основной команды Виктор Николаевич Бардок, капитан Олеся Шаравская, а также тренер молодежного состава Елена Викторовна Юрина. В межсезонье команду покинули Юлия Морозова, Мария Самойлова, Екатерина Осичкина, Евгения Кожухова, Татьяна Алейникова. Завершили спортивную карьеру Оксана Аксенова и Алисия Шекелева, - рассказал прессе о клубных потерях Евгений Гальперин. Однако, несмотря на существенное обновление состава, руководство «Автодора-Метар» настроено оптимистично».
3. Спортивные интервью.
Интервью - это техника сбора информации, которая может быть опубликована или передана в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы, так и вполне самостоятельным материалом.
Интервью подразделяется на два вида: интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.
В интервью чаще всего принимают участие известные деятели спорта. Интервью у спортсмена можно взять по следующим поводам.
3.1. Интервью-мнение о планах на предстоящие соревнования.
В преддверии каких-либо соревнований каждый спортсмен обладает если не прогнозом на них, то планами, о которых журналисты могут написать статью. Так же, как и спортсмены, такой информацией могут поделиться и тренеры клуба. Прогноз на предстоящие соревнования вызывает интерес у читателей.
«- Можете дать прогноз по грядущему Кубку Украины по смешанным единоборствам? Как спортсмен с богатым опытом, скажите, кого бы Вы выделили среди участников, как предполагаемых фаворитов турнира?
- Исходя из тех заявок, что подали команды-участники Кубка Украины, могу сказать, что в каждом весе болельщиков ожидают зрелищные поединки. Все спортсмены хорошего уровня подготовки. Все зависит от того, в какой психологической и физической форме бойцы подойдут к данному турниру. О фаворитах можно будет говорить после первых двух туров» (Интервью вице-президента Лиги Grand Mix Fight Эльхана Велиева).
3.2. Интервью-мнение после соревнований.
Так же, как и перед матчем, у спортсменов и
тренеров есть свое мнение и комментарии по поводу прошедших соревнований, у них есть своя точка зрения о причинах победы или поражения.
«- Александр Васильевич, не хотелось бы начинать с неприятного, но прокомментируйте, пожалуйста, выступление сборной Украины на Чемпионате мира в Стамбуле? Возможно, у вас остался какой-то осадок?
- Шоковое состояние после Чемпионата мира. Мы в принципе были к этому готовы, но рассчитывали, что 2-3 человека должны быть там, рядышком с олимпийскими лицензиями, как повезет. То ли нас перехитрили, то ли мы не доработали, но ошибка есть» (Интервью официальному сайту Федерации греко-римской борьбы главного тренера сборной Команды Украины Александра Котового).
3.3. Событие в личной жизни спортсменов (например, выход в свет книги, написанной спортсменом или тренером).
«75-летию «Шахтера» будут посвящены выход книг тренера Мирчи Луческу и голкипера Андрея Пятова, юношеский турнир с участием «Шахтера», «Барселоны», «Интера», других грандов, а также летние школьные лагеря. Об этом рассказал Генеральный директор донецкого «Шахтера» Сергей Палкин».
3.4. Награждение спортсменов за особые достижения.
Такой информационный повод, как награждение спортсменов за особые достижения, возникает намного реже, чем спортивные соревнования, и вызывает большой интерес как у журналистов, так и у читателей.
«В области чествовали земляков, внесших значимый вклад в развитие спорта. Церемония награждения прошла в рамках звездного марафона «20 вершин Независимости».
Гимн страны открыл торжественную церемонию. Для спортсменов - это уже традиция так начинать праздники и состязания. В этот раз здесь собрались не для того, чтобы померяться силами и завоевать очередную победу. Здесь чествуют лучших из лучших - тех, кто добился больших результатов в спорте».
Таким образом, предложенная типология информационных поводов в спорте может иметь практическое применение в работе пресс-секретаря спортивного клуба или журналиста, пишущего о спорте.
Список литературы
1. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. М. : Изд-во Михайлова В.А., 2005.