Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ В СИСТЕМЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ'

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ В СИСТЕМЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ТИПОЛОГИЯ / РЕЧЬ СМИ / MEDIA TEXT / TYPOLOGY / MASS MEDIA SPEECH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добросклонская Татьяна Георгиевна

Постоянное совершенствование информационных технологий, диверсификация медиаконтента и возникновение новых медиаформатов требуют обновления типологического описания текстов массовой коммуникации как стремительно расширяющейся сферы речеупотребления. В рамках медиалингвистики типологическое описание медиатекстов должно учитывать следующие параметры: способ создания (авторский - корпоративный, устный - письменный); способ воспроизведения (устный - письменный); канал распространения (конкретное средство массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет); функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, features, реклама); тематическая доминанта или медиатопик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A significant component of media linguistics’ theory is comprised by a set of parameters specially designed for a thorough and coherent description of all possible types of medial texts. So the central concept of a media text is supported by a stable system of parameters, which allow to describe and classify all texts functioning in mass media in terms of their production, distribution, verbal and media characteristics. This system includes the following parameters: 1) authorship (the text could be produced either by an individual or a collective); 2) type of production (oral - written); 3) type of presentation (oral - written); 4) media channel used for transmitting: the print and the electronic media, Internet; 5) functional type or text genre: news, comment and analysis, features, advertising; 6) topical affiliation (politics, business, culture, education, sport, and other universal media topics, forming the content structure of everyday information flow).

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ В СИСТЕМЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ»

i skutecznosci wypowiedzi. Jest to równiez zderzenie dyskursów medialnych w róznych jego odmianach: prasowego, radiowego, telewizyjnego i internetowego.

Literatura

1. Bachtin / Pod red. E.Czaplejewicz, E.Kasperski. Warszawa, 1983.

2. Bogol^bska B. Od tradycji do nowatorstwa, od transgresji do adaptacji na wybranych przykladach literackich i publicystycznych. Lódz, 2013.

3. Borkowski I. Ostatnie lato Pilc. Wroclaw, 2012.

4. Czerwinski A. My si^ grzechu nie boimy//Duzy Format. N 36.2013, s. 4-5.

5. 20 lat nowej Polski w reportazach wedlug Mariusza Szczygla. Wolowiec, 2009.

6. Goc A., Zyla M. Misja gender// Tygodnik Powszechny. N 1. 2014, s.16-17.

7. Kozlenko D. Porazony mitosierdziem premiera//Duzy Format. N 40.2013, s.14-15.

8. Lotman J. Kultura i eksplozja. Przel.i oprac. B.Zylko. Warszawa,1999.

9. Made in Poland. Antologia reporterów „Duzego Formatu"/Pod red. W. Nowaka i M. Burcharta. Warszawa, 2013.

10. Michalewicz I .Siepomaga//Duzy Format.N 39,2013, s. 4-5.

11. Olszewski M. Zapiski na biletach. Warszawa, 2010.

12. Pilch J. Drugi dziennik. Kraków, 2013.

13. Style wspólczesnej polszczyzny/ Pod red.E.Malinowskiej, J.Nocon, U. Zydek-Bednarczuk. Kraków, 2013.

14. Turnau J. W co i jak wierz^//Gazeta Wyborcza. 24-26.XII.2013, s. 2-3.

15. Witosz B. Genologia lingwistyczna. Katowice, 2005.

16. Wójcik M. Bylismy normalnq rodzinq//Duzy Format. N 2. 2014, s. 6-8.

Татьяна Георгиевна Добросклонская

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

типологическое описание медиатекстов

в системе медиалингвистики

Постоянное совершенствование информационных технологий, диверсификация медиаконтента и возникновение новых медиаформатов требуют обновления типологического описания текстов массовой коммуникации как стремительно расширяющейся сферы речеупотребления. В рамках медиалингвистики ти-

пологическое описание медиатекстов должно учитывать следующие параметры: способ создания (авторский — корпоративный, устный — письменный); способ воспроизведения (устный — письменный); канал распространения (конкретное средство массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет); функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, features, реклама); тематическая доминанта или медиатопик.

Ключевые слова: медиатекст, типология, речь СМИ.

A significant component of media linguistics' theory is comprised by a set of parameters specially designed for a thorough and coherent description of all possible types of medial texts. So the central concept of a media text is supported by a stable system of parameters, which allow to describe and classify all texts functioning in mass media in terms of their production, distribution, verbal and media characteristics. This system includes the following parameters: 1) authorship (the text could be produced either by an individual or a collective); 2) type of production (oral — written); 3) type of presentation (oral — written); 4) media channel used for transmitting: the print and the electronic media, Internet; 5) functional type or text genre: news, comment and analysis, features, advertising; 6) topical affiliation (politics, business, culture, education, sport, and other universal media topics, forming the content structure of everyday information flow).

Key words: media text, typology, mass media speech.

Типологическое описание медиатекстов, разработанное в рамках медиалингвистики, имеет своей целью выделить и охарактеризовать с помощью определенной системы параметров основные типы текстов, функционирующих в данном речевом континууме.

Для того чтобы наиболее полно отразить всё разнообразие современной медиаречи, типологическое описание медиатекстов должно основываться, с одной стороны, на общей типологии речи, с другой — на типологии жанров традиционно сложившихся в журналистике. Действительно, для типологической характеристики текстов массовой информации значимыми оказываются

устойчивые дихотомии, выделяемые в рамках общей типологии речи: речь устная — речь письменная (традиционное противопоставление форм речи, связанное с формами существования языка); речь монологическая — речь диалогическая (как виды речи, которые могут реализовываться как в устной, так и в письменной формах). Типологическая классификация жанров, разработанная как часть общей теории журналистики, подразделяет тексты массовой информации на отдельные жанры в зависимости от их композиционно-структурных особенностей. При этом следует учитывать заметные различия в национальных научных школах. Вместе с тем, как показывает анализ конкретного языкового материала, для полного и всестороннего типологического описания текстов массовой информации необходимо учитывать большее число параметров, что обусловлено самой спецификой данной области речеупотребления.

Так, например, с точки зрения общей типологии речи для текстов массовой информации, помимо устойчивого противопоставления текст устный — текст письменный, текст монологический — диалогический, чрезвычайно важным оказывается дихотомия текст авторский и текст неавторский, коллегиальный. Главная особенность коллегиальных текстов состоит в том, что они, независимо от того, составлены ли одним конкретным автором или группой людей, распространяются на массовую аудиторию всегда от лица целого коллектива или организации, будь то редакция газеты, радиостанция, телепрограмма, информационное агентство и т. п. Типичным примером такого неавторского коллегиального текста могут служить сообщения информационных агентств, составляющие неотъемлемую часть ежедневного информационного потока и варьирующиеся по протяженности: от предельно кратких 15-20 слов до развернутых сообщений в 100-150 слов с более сложной внутренней структурой, предполагающей использование прямой цитатной и косвенной речи.

Важным фактором при разработке типологического описания медиатекстов является дихотомия речь устная — речь письменная, которая при перенесении в сферу массовой коммуникации приобретает целый ряд особенностей. Чтобы учесть эти особен-

ности, по-видимому, имеет смысл разграничивать способ создания и способ воспроизведения текстов массовой информации. Тогда чтение комментария с «бегущей строки» можно рассмотреть как письменный текст по способу создания и устный по способу воспроизведения, а напечатанное в газете интервью — устный текст по способу создания и письменный по способу воспроизведения. Такое разграничение тем более важно потому, что, как отмечают многие исследователи, в сфере массовой коммуникации происходит постепенное сближение устно-разговорной и книжно-письменной речи. При этом образцы устной речи оказывают все большее влияние на весь строй языка средств массовой информации [Лаптева, 2000, с. 34].

Существенное значение имеет тип СМИ, в рамках которого данный текст создан и функционирует, поскольку каждый меди-аканал, будь то газета, радио, телевидение или Интернет, определяет форматные и языковые свойства текста.

Обязательным компонентом типологического описания текстов массовой информации является их систематизация с точки зрения функционально-жанровой принадлежности. В сфере массовой коммуникации динамика речеупотребления настолько активна, что происходит постоянное жанровое движение, лишающее данную единицу необходимого признака устойчивости. Границы отдельных жанров оказываются размытыми, что в свою очередь усложняется несовпадением жанровых классификаций медиаречи, принятых в различных лингвокультурных традициях, например в русской и английской. Преодолеть несовершенство жанровой классификации позволяет концепция функционально-жанрового типа текста, которая, с одной стороны, помогает обозначить его функциональную направленность в плане соотношения сообщения — воздействия, с другой — соотнести текст с одним из основных видов медиаречи, так или иначе притягивающих все остальные жанры и разновидности, как-то: новости, информационная аналитика и комментарий, features (тематические авторские материалы), реклама.

Устойчивая тематическая организация информационного потока делает возможным применение еще одного важного пара-

Л. Р. ДуСКАЕВА. Типология РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДИСКУРСА

I

метра, а именно принадлежность медиатекста к тому или иному медиатопику, например политика, бизнес, спорт, культура.

Таким образом, типологическое описание медиатекстов, предлагаемое в системе медиалингвистики, должно учитывать следующие параметры: способ создания (авторский — корпоративный, устный — письменный); способ воспроизведения (устный — письменный); канал распространения (конкретное средство массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет); функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, features, реклама); тематическая доминанта или медиатопик (политика, бизнес, образование, культура, спорт и т. д.) [Добросклонская, 2005, c. 47].

Литература

1. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005.

2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.

3. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 2000.

Лилия Рашидовна Дускаева

Санкт-Петербургский государственный университет

Типология речевых жанров

журналистского дискурса

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 14-34-01028

В докладе предполагается описать классификацию журналистских речевых жанров, осуществленную на едином основании — коммуникативной интенции — по двум направлениям. С учетом ведущих мотивов осуществления журналистской речевой деятельности, речевые жанры разделены на информирующие, оценочные и побудительные; с учетом предметной составляю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.