Типологический аспект развития архитектуры -основа формирования новых типов жилых и общественных зданий. С.Б.Моисеева, Н.М.Согомонян
На сельских территориях процесс развития типологии жилых и общественных зданий приобретает своеобразие, связанное с особенностями сельских территорий: большим, чем в городе, влиянием природно-климатических условий на все процессы производства и жизнеобеспечения; мел-коселенностью и дисперсностью расселения, продиктованной характером производства и определяющей весь образ жизни населения; преобладанием малоэтажной жилой застройки, обеспечивающей связь жилища с землей и возможность ведения личного подсобного хозяйства; иерархичностью системы обслуживания, учитывающей значимость и размеры поселений; автономностью размещения населенных пунктов, диктующей необходимость в каждом поселении иметь комплекс объектов, обеспечивающих повседневные потребности населения.
В планах НИР Российской Академии архитектуры и строительных наук постоянно присутствуют темы, связанные с развитием архитектуры сельских поселений. В период 20062008 годов творческий коллектив под руководством академика РААСН Л.В.Хихлухи в составе С.Б.Моисеевой, Н.М.Согомонян и ведущего специалиста Российской Академии сельскохозяйственных наук П.П.Голуба работал над темой «Разработка основ современной типологии зданий для комплексной застройки сельских поселений», завершившейся составлением научно-обоснованных Программ-заданий на проектирование новых типов зданий.
Сельские жилые и общественные здания имеют много общего, в то же время каждому из этих типологических направлений свойственны свои особенности.
Сельское жилище
Архитектура сельского жилища формируется под влиянием целого ряда типообразующих факторов и предпосылок развития типологии жилища, к которым относятся природно-климатические особенности, социально-экономические условия, демография населения, освоение традиций народного зодчества, становление современных национальных особенностей под влиянием культур народов региона.
Региональные особенности в значительной степени проявляются в архитектуре жилища, земельный участок которого представляет собой часть природы. Вся совокупность наиболее массовых типов сельских жилых домов, непосредственно связанных с приквартирными участками, состоит из двух развитых групп. Первая - основная и наиболее многочисленная группа охватывает одноквартирные дома с надворными постройками и земельными участками при квартирах. Вторая - насчитывает различные вариации соединенных между собой квартир (жилых блоков), при этом отдельные квартиры примыкают друг к другу по горизонтали или вертикали и при каждой квартире имеется свой земельный участок - сочетание всех подобных образований составляет группу блокированных домов. Жилище, в состав которого включен приквартирный участок, сложилось и продол-
жает развиваться в виде комплекса дома и надворных построек, должным образом организованных на земельном участке, составляющих композиционно и функционально единую неразрывно связанную триаду.
В каждом из укрупненных регионов страны в течении веков сложилась своя объемно-планировочная система жилища, соответствующая образу жизни в конкретных природно-климатических условиях. Изменение хозяйственных отношений на селе в значительной мере повлияло на формирование сельского жилища - его величину, состав и площади помещений, планировочную структуру всей усадьбы, при этом рыночные отношения предопределили наибольшие изменения в развитии жилых зданий для индивидуальных застройщиков.
Типологический аспект развития сельского жилища, обусловленный переменой социальных условий жизни в стране, вместе с меняющимися экономическими отношениями приводит к возникновению новых явлений, в числе которых: разнообразие форм собственности, резкая дифференциация населения по уровню доходов и, следовательно, возникающая в связи с этим трансформация всех составляющих образа жизни населения. Перечисленные тенденции непосредственно влияют на архитектуру современного сельского жилища, отражая многообразие слоев жизни населения через адресные проектные решения.
Для семей различного уровня материального достатка в пределах допустимого усредненного стереотипа предназначены жилые дома с дифференциацией помещений по степеням комфорта. При этом подразумевается условная градация на застройщиков с минимальным, средним и высоким уровнем достатка, что в свою очередь предопределяет и соответствующие составы помещений и удобства условий проживания. Для перечисленных категорий рекомендуются новые типы жилища с уровнями стандарта жизни, рассчитанными на разные величины обеспеченности общей площадью квартиры каждого проживающего: в среднем 21 м2/чел., 28 м2/чел., 48 м2/чел. и соответственно в домах, именуемых: экономичные, комфортные, престижные (перспективные). Особую группу представляют жилые дома с элементами элитарного проживания - люкс-класса с уровнем стандарта более 80 м2/чел., предназначенные для прослойки состоятельной части населения, чьи финансовые возможности и претенциозности не укладываются в существующие типологические ряды жилища.
В крестьянском жилище дом, земельный участок, надворные строения обеспечивают: вариантное семейное или личное использование помещений, создание площадей для общения, отдыха, деловой активности, профессионального и любительского труда, проведения хозяйственных работ -переработки ягод, овощей, содержания, в том числе - подготовки корма для скота и птицы, выполнения ремесленных поделок, хранения продукции и т.д. Развивающейся тенденцией формирования сельского жилища является дальнейшая дифференциация помещений в зависимости от уровня комфорта проживания. Так, развивается зона дневного пре-
бывания (проектируют столовую, гостиную, каминный зал, комнату для завтраков и др.), усложняется зона ночного отдыха (например, до варианта по спальне на члена семьи с сетью санузлов и гардеробных), расширяется хозяйственная зона, вблизи кухни размещаются рабочая комната, место приема пищи, сушильный шкаф и т.д., появляется лечебно-оздоровительная зона. В результате складываются дополнительные ряды помещений в рамках более сложного функционального зонирования.
Исследование типообразующих факторов и предпосылок развития типологии жилища предопределило возможность обоснования первоочередных объектов-представителей и разработки Программ-заданий на их проектирование. Каждая Программа-задание охватывает типы и этажность зданий, их планировочную структуру, состав и площади помещений, схемы функционального зонирования и взаимосвязей внут-риквартирных помещений и составляющих жилища.
Первая Программа-задание составлена на проектирование жилого дома блокированного типа. В отличие от одноквартирных жилых домов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, необходимость создания экономически эффективных решений для государственного, муниципального и других видов строительства предопределила создание многоквартирных жилых зданий - новых для условий сельской жизни домов блокированного типа. В Программе-задании рекомендуется применение блокированных домов разнообразной объемно-планировочной структуры: с квартирами в одном, двух или разных уровнях, рядовой, крестовой компоновки или с поэтажно расположенными квартирами. Перспективен блок-квартирный метод проектирования, при котором здания формируются из автономных жилых блоков, различных по своей этажности, планировочной структуре, площади, числу квартир в блоке: чаще других блок-квартиры образуют рядовые многоквартирные блокированные дома. Последние требуют скорейшего внедрения в практику строительства, что может быть обеспечено использованием и проекта, разработанного на основе данного задания (рис.1). В жилище, разработанном на уровне стандарта комфорт-класса, реализован поиск новых средств архитектурно-художественной выразительности. В каждой блок-квартире достигнуты функциональное единение квартиры и земельного участка, взаимосвязь жилой среды внутреннего и внешнего пространства, а также применены новые архитектурные формы -пирамиды, навесы, мансардные и иные окна.
Вторая Программа-задание отведена созданию нового типа сельского жилища с гибкой структурой - «растущему дому» (рис. 2). Гибкая объемно-планировочная структура обеспечивает возможность преобразования квартиры в соответствии с изменением состава и потребностей семьи, рода деятельности, материальных возможностей: принцип изменяемости и приспособления, заложенный в жилье с гибкими структурами, является главенствующим в концепции устойчивого развития жилища.
Общественные здания
Рассматривая предпосылки развития типологии сельских общественных зданий на современном этапе, можно выделить следующие отправные моменты. Первым типологическим фактором является образ жизни населения, включая социальные предпочтения сельских жителей. По причине отдаленности проживания многие жители лишены основных видов обслуживания и культурных ценностей, однако жизненно необходимый комплекс услуг должен быть им гарантирован. По данным социологических обследований, проводившихся Центром Всероссийского мониторинга ВНИ-ИЭСХ по выявлению социальных предпочтений сельских жителей, большинство опрошенного населения (77%) волнуют вопросы оказания медицинской помощи; около 70% населения волнуют вопросы будущего детей - наличие детских учреждений и школ. Этим видам обслуживания и должно уделяться внимание в первую очередь. На образе жизни сельского населения отражается и большая степень общения жителей - в небольших соседских коллективах люди близко знают друг друга. Складываются общие интересы, мероприятия часто проводятся на общественных началах. Необходимо отметить, что в последние годы научно-технический прогресс - телевидение, компьютеризация, мобильный телефон - вносит существенные поправки в привычный образ жизни селян, особенно в части образования и культуры.
Вторым основным фактором развития типологии принимается функциональная направленность разных видов зданий -всем им свойственны свои принципы развития, свои размеры и вместимость, свои взаимосвязи с другими видами услуг.
Третий фактор - влияние градостроительных условий: тип и вместимость общественных зданий любой функциональной направленности определяется статусом и размером градостроительного образования, численностью и возрастной структурой населения, радиусом доступности, способом связи, близостью других объектов.
Четвертым фактором можно считать принадлежность здания государственным (муниципальным, хозяйственным) или частным структурам: процесс приватизации многих объектов общественного назначения, в первую очередь - торго-во-бытовых и коммунальных, вызвал дифференциацию зданий на социально-гарантированные (детские учреждения, школы, библиотеки, медицинские учреждения и др.) и частно-коммерческие (магазины, предприятия питания, бытовые предприятия, объекты досуга и др.).
Пятый основополагающий фактор - учет влияния природно-климатических условий и народно-бытовых традиций, что особенно сказывается на зданих в разных регионах.
Изучение этих основополагающих факторов и предпосылок позволило перейти к обоснованию первоочередных объектов-представителей и составлению Программ-заданий на их проектирование.
По каждой Программе предполагалось обосновать тип, вместимость, этажность здания, состав его помещений, их
необходимые взаимосвязи, возможность кооперирования или блокирования отдельных звеньев, основные требования к образной характеристике зданий.
Первая Программа-задание составлена для Детского образовательного учреждения (ДОУ) на 4 группы - одну ясельную и три дошкольных, всего на 60 мест. Здание, помимо детских групповых помещений, имеет весь набор необходимых пространств - как для творческого развития ребенка, так и коммунально-бытового обслуживания и питания. Известно, что в настоящее время детские учреждения на сельских территориях пришли в упадок - многие переданы в собственность другим владельцам, на площади некоторых, помимо детских помещений, разместились учреждения других функциональных групп - офисы, магазины, бытовые мастерские и т.п. Сеть детских учреждений требует своего скорейшего восстановления, чему могут способствовать здания, построенные на основе проекта (рис. 3.), разработанного на основе данного задания. В проекте предусмотрено поэтажное размещение детских групповых комнат. Большой глубине корпуса соответствует размещение в центральной части всех вспомогательных помещений; наличие зала музыкальных и гимнастических занятий, обычно не свойственного таким небольшим учреждениям, будет способствовать творческому развитию детей.
Вторая Программа-задание посвящена созданию средней школы с уменьшенной наполняемостью классов - 12
учащихся. Такая школа на 132 учащихся может строиться в расчете на территорию муниципального образования на 1200-1500 жителей и дополняться в отдельных поселениях Учебно-воспитательными центрами, объединяющими детский сад на 25 мест и начальную школу на 40 учащихся - из двух классов-комплектов. Для такого объекта также разработана Программа-задание и выполнены два варианта проектных решений. Такое сочетание объектов учебно-воспитательного назначения, как детское учреждение - начальная школа -средняя школа, позволит обеспечить вариантность в застройке муниципальных образований, соединяя несколько Учебно-воспитательных центров в небольших поселениях и среднюю школу в центре территории сельского округа.
Большое значение на сельских территориях приобретает возрождение малых поселений - порядка 200-250 жителей. Для таких условий также разработана Программа-задание на проектирование микроцентра для малых сел и по ней выполнены примеры проектных решений, один из них представлен на рис. 4.
Существо данной Программы связано с объединением под одной крышей помещений разных учреждений обслуживания, обычно их 7-8, все они представляют собой конечные пункты более крупных объектов обслуживания, обеспечивающие прием заказов, выполнение выездных услуг и в то же время непосредственно обслуживающие жителей в целях общения. В данной Программе объединены клуб с эст-
Фундамент -ленточный сборный из железобетонных блоков
Наружные стены - кирпичные эффективной кладки
Перекрытия - из сборных железобетонных панелей
Крыша - чердачная, стропильной конструкции Кровля - мягкая черепица Наружная отделка - штукатурка с покраской фасадными красками
Цоколь - облицовка под естественный камень
Рис. 1. 4-квартирный блокированный жилой дом. Автор архитектор Т.Бендиткис
радой и киноустановкой, чайная, кружковые помещения, магазин, помещение почтальона, контора, медпункт, может предусматриваться небольшая гостиница. К числу помещений иногда добавляется квартира обслуживающего персонала. Планировочная структура таких объектов может быть самой разной, главное, чтобы она обеспечивала как совместное, так и автономное функционирование учреждений, входящих в структуру здания. В микроцентре на рис. 4, как и в случае детского учреждения, предусмотрена большая ширина корпуса, что способствует теплосбережению здания, это достигается путем размещения в центральной части заль-
ных помещений, не требующих естественного света. Объемно-пространственное решение здания учитывает его островную постановку в застройке села, что свойственно многим русским селениям - подобное островное положение обогащает художественную выразительность поселения, не богатого общественными сооружениями.
Помимо четырех Программ-заданий для первоочередных объектов в ближайшее время целесообразно разработать и другие, для не менее необходимых типов зданий. К ним, на наш взгляд, можно отнести клуб досугового типа с универсальным характером работы, обеспечивающий разные заня-
Рис. 2. «Растущий» жилой дом. Автор архитектор В.Никифоров
тия по интересам и дополняемый учреждениями, развивающими его функционирование, например, мастерскими народных промыслов, видео-кафе и т.п. Необходимым типом зданий представляется средняя школа с обычной наполняемостью классов - 25 учащихся, такая школа на 275 мест может строиться в центре муниципального образования на 23 тыс. жителей. Необходимым типом зданий является коммунально-технический центр, включающий в разных соче-
таниях такие обслуживающие предприятия, как баня, прачечная, пекарня, эксплуатационные службы, обслуживание автотранспорта, пожарное депо. Такой объект может строиться в расчете на 2-3 муниципальных образования и принадлежать частично муниципальным структурам - в части пожарного депо, бани, прачечной, а также частным лицам в части ремонтных мероприятий, обслуживания транспорта, эксплуатационных служб.
Рис. 3. Проектное предложение Детского образовательного учреждения на 4 группы - 60 мест. Общий вид со стороны фасада и план. Авторы архитекторы В.Аникин, И.Рутман
Есть еще одна группа объектов, которая требует своего специального типологического обоснования - объекты здравоохранения. Причем первоочередным из таких объектов нам представляется Дом обслуживания ветеранов. Возрастная структура населения на селе говорит о преобладании старших возрастов в общей структуре населения. Эти жители, как правило, обладающие жилищными условиями, нуждаются в профилактических осмотрах, питании, бытовых услугах, общении, трудовых занятиях по силам. Такие объекты разного состава могут создаваться муниципальными образованиями и обслуживаться персоналом, как всякое медицинское учреждение.
В итоге рассмотрения типологических особенностей сельских жилых и общественных зданий можно сделать вывод о типологическом многообразии зданий и необходимости индивидуализации решений с учетом местных особенностей.
Typological Aspect of Architectural Development - Basis of Formation of New Types of Dwelling and Public Buildings. By S.B. Moiseyeva and N.M. Sogomonyan.
The article is devoted to the research of the basis of modern typology of constructions for mass building of rural areas. Prerequisites of the typological development considering market's condition and peculiarities of rural areas are revealed. There are some examples of new typological buildings in the article, such as a blocked apartment house, a "growing" building, a kindergarten and a secondary school of a less capacity, a primary school with a kindergarten, a mikrocentre of complex service.
Рис. 4. Пример проектного решения общественного микроцентра. Фасад и план 1-го этажа. Автор архитектор Р.Сахарова. 1 - Вестибюль с гардеробом, 2 - видеозал, 3 - кружковые, 4 - кафе с кухонной группой, 5 - бильярдная, 6 - библиотека с книгохранилищем, 7 - магазин, 8 - сауна, 9 - гостиничные номера с туалетом, 10 - административные помещения, 11 - кладовые, 12 - санузлы, 13 - венткамера, 14 - электрощитовая. На 2-м этаже размещены зал, кинопроекционная, фойе, номера