ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ / OTHER QUESTIONS RELATED TO
CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE
DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2019.15.4
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Научная статья
Афонина Е.В.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», Брянск, Россия * Корреспондирующий автор ([email protected])
Аннотация
Проект восстановления разрушенного здания предполагается разработать на основе имеющихся аналогичных конструкций. Для создания проекта восстановления храма «Церковь Рождества Богородицы» в с. Княвичи Брянской области и прилегающей территории проводится работа с архивными фотографиями и чертежами аналогичных зданий эпохи. В статье рассмотрена конструкция церковных зданий Брянского края XVIII - начала XIX в постройки. Рассмотрены различные типы каменных зданий, конструкция, элементы декора, внутреннее убранство, форма трапезной части, алтаря, апсид, приделов, колоколен и прилегающей территории. Найдены аналогичные элементы постройки, на основе которых планируется создать проект восстановления храма.
Ключевые слова: реставрация, храм, восстановительные работы, памятник истории и архитектуры, конструкция, декор.
TYPOLOGICAL ANALYSIS OF BUILDING CONSTRUCTION WHEN REHABILITATION ACTIVITIES OF
CULTURAL HERITAGE
Research article
Afonina E.V.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Bryansk State Technical University", Bryansk, Russia
* Corresponding author ([email protected])
Abstract
The project of restoration of the destroyed building is supposed to be developed on the basis of available similar designs. To create the project of restoration of the temple "the Church of the Nativity of the virgin" in the village And the Bryansk region and adjacent territories is working with archival photographs and drawings of similar buildings of the era. The article deals with the construction of Church buildings of the Bryansk region XVIII - early XIX in construction. Various types of stone buildings, construction, decorative elements, interior decoration, the shape of the refectory, altar, apses, chapels, bell towers and the surrounding area are considered. Found similar elements of construction, on the basis of which it is planned to create a project for the restoration of the temple.
Keywords: restoration, temple, restoration works, monument of history and architecture, construction, décor.
Восстановление церковных зданий существенным образом отличается от исторических, так же, как и строительство храма кардинальным образом отличается от строительства светских зданий [1, 8, 11]. Масштабным работам по восстановлению храма или храмового комплекса предшествует объёмная историко-архивная работа, которая проводится на основании работы с сохранившимися документами (фотографиями, чертежами, схемами, описаниями зданий и сооружений и пр.), чертежами аналогичных зданий эпохи постройки восстанавливаемого комплекса, анализом ландшафта местности и других факторов.
Принципами церковного благочиния в возведении сооружений являются преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика, удобство совершения богослужений. Восстановление и благоукрашение храма рассматривается как форма христианской проповеди, воспитание православного вкуса и такта, привития любви к храму.
Памятник истории и культуры «Церковь Рождества Богородицы» в селе Княвичи Жирятинского района Брянской области является объектом культурного наследия регионального значения.
Несколько лет назад состояние здания «Церкви Рождества Богородицы» было обследовано специалистами архитектурного отдела Брянской епархии. Было установлено ограниченно работоспособное, местами недопустимое состояние объекта. В годы Великой Отечественной войны здание (в ту пору уже не выполняющее функции культовой постройки) находилось в оккупированной части села Княвичи, в ходе боев и артобстрелов сильно пострадало. Но основные изменения объемно - пространственной композиции церкви пришлись на послевоенные годы, когда «Церковь Рождества Богородицы» пришла практически в полное запустение.
Затем на протяжении десятилетий церковь находилась в заброшенном состоянии, что и привело к значительным разрушениям памятника. Архитектурный образ памятника утратил значительную часть своего величия и идейно-художественного содержания (рис. 1). Отмечено, что несмотря на общую деградацию технического состояния здания-памятника, церковь сохранила свою композиционную и функциональную структуру, и обладает несомненной исторической и градостроительной ценностью [3].
Бесстолпное купольное здание имеет традиционно барочную композицию: высокий четверик с пониженным пятигранным алтарем несет крупный световой восьмерик, увенчанный высоким граненым куполом с четырьмя люкарнами и главкой. В основу главного объема храма положен сомкнутый вспарушенный свод, венчающийся барабаном с куполом.
В декоре храма барочные элементы сочетаются с раннеклассическими. Плоские пилястры украшают углы объемов и образуют портики на боковых сторонах четверика; стены завершены упрощенными антаблементами. Окна с лучковыми перемычками заключены в барочные обрамления с замками и «ушками», дополнены в верхней части стен прямоугольными нишами.
К элементам наружного декора относятся карнизы, фасады храма "обыгранные" системой пилястр, украшающих храм со всех сторон. Северный и южный фасады храма оформлены системой пилястр, которые делят каждый из фасадов на части. Между пилястрами вписаны ниши с окнами, обрамленные наличниками арочной формы.
Церковь Рождества Богородицы
Рис. 1. Церковь Рождества Богородицы, с. Княвичи, Брянская область
При разработке проекта восстановления храма важное значение имеет поиск архитектурных аналогов. Наиболее полно храмовое строительство на Брянщине и прилегающих землях представлено в работах [4, 9, 10].
«Церковь Рождества Богородицы» построена в конце XVIII в. (1784-87гг.). В храме изначально было два придельных алтаря, примыкающие к основному зданию. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - один из немногих храмов в переходном стиле от барокко к классицизму.
В конце XVII и нач. XVIII века в Брянском крае, наряду с деревянным, широкое распространение получает каменное строительство, обусловленное экономическим и общественным подъемом в Петровскую эпоху.
Обширное строительство в Брянске и других городах края (в настоящее время Брянская область включает в себя территории, принадлежавшие в начале XX в. Орловской и Черниговской губерниям), осуществлялось по заказам
местной знати, духовенства и купечества, направлялось и контролировалось приказом каменных дел. В архитектурном наследии здесь могли соединиться художественные мотивы и строительные приемы русского, украинского и белорусского зодчества.
Период 1730-80-х гг. в зодчестве Брянского края характеризуется развитием стиля барокко. В это время в России продолжалось интенсивное строительство гражданских и культовых зданий. Одновременно происходил быстрый рост промышленного строительства начатого еще при Петре I сооружением в Брянке судоходной верфи и завода «Арсенал». Создавались мануфактуры, чугунолитейные и поташные заводы, возникшие на основе кустарных предприятий типа буд (от «буда» - строение, постройка), руден, гуд (от «гуда» - дуга, крюк), от которых затем получили свои названия городки и поселения в Брянской, Калужской, Орловской областях.
Памятников промышленной архитектуры сохранилось мало. Гораздо полнее сохранились памятники культового зодчества.
Наиболее древние архитектурные памятники на территории области очень малочисленны и известны лишь фрагментарно. Практически самые ранние храмы Брянщины, которые сегодня можно включить в хронологически непрерывный типологический анализ для выявления предпочтительных форм в разные периоды, построены в последней четверти XVII в.
Основным типом храмового здания в данный период является упрощенный вариант композиции восьмерик на четверике (рис. 2), продолжающей линию развития «нарышкинского» барокко.
Рис. 2. Тихвинская церковь в Брянске, 1755-69 г. постройки
Поиски выразительности в архитектуре идут по пути возможных комбинаций центрального объема с алтарем, трапезной и колокольней. Центром композиции часто выступает четверик, двухсветный (два глухих и два сквозных окошка) и сильно вытянутый вверх (храм в с. Новоселки, рис. 3), а иногда наоборот, приземистый. Интересно расположение окон второго света в барочных полуглавиях - полукруглых декоративных «закомарах» в центре фасадов (Церковь Воскресения в Брянске) - прием, явно связанный с влиянием московской архитектуры 1-й пол. XVIII в.
Рис. 3. Церковь Казанской иконы Божьей Матери с. Новосёлки, Брянская область. Время постройки - поел, треть
XVIII в.
Гораздо позже барочные храмы Брянщины типа восьмерик на четверике имели в плане крестообразную форму (пос. Солова, храм 1785г. постройки [4, 8]). В ряде сельских храмов встречаются своеобразные композиции с более свободным истолкованием традиционных объемно-пространственных схем. Таковы церкви в Кабаличах (1768-79гг.) и Сельце (2-я пол. 18 в.) со схожим крещатым построением, состоящим из основного двухъярусного четверика и примыкающих к нему прямоугольных рукавов [5, 9, 10].
Барочный декор большинства Брянских храмов имеет несколько упрощенный и подчеркнуто плоскостной характер: простые пилястры м лопатки на углах объемов, антаблементы со сравнительно небогатой профилировкой, в отдельных случаях с триглифным фризом (Горне-Никольская и Воскресенская церкви в Брянске), карнизы небольшого выноса. В отдельных памятниках прямоугольные рамочные наличники завершены разорванными фронтонами (Горне-Никольская церковь, г. Брянск, рис. 4) или сандриками- полочками - приемы явно ведущие начало от «нарышкинского» барокко. Реже встречается самостоятельная переработка традиционных мотивов -например, необычные наличники в виде уступчатых арочных обрамлений с крупными замковыми камнями и плоскими подоконными нишами.
Среди культовых памятников этого периоды выделяются ряд построек, выполненных на высоком профессиональном уровне и отличающихся подлинным барочным великолепием. К концу 1770-нач. 1780-х гг. барочные формы декора в архитектуре Брянщины становятся менее вычурными, приобретая ряд классических деталей, что свидетельствует о появлении на местной почве нового стиля - классицизма.
Рис. 4. Горне-Никольская церковь. Брянская область, г. Брянск.
Переход к классицизму внес в местную архитектуру художественную продуманность форм, при которой не требовались дорогостоящие работы ради полновесного эмоционального эффекта. Однако при этом зодчество Брянщины стало менее индивидуальным, более традиционным в постройках средних и малых размеров. В крупных же произведениях нередко чувствуется компромисс между новыми тенденциями в художественном оформлении и объемно-пространственной инертностью. В таких зданиях легкий декор классицизма накладывается на утяжеленные объемы и преображает не весь архитектурный ансамбль, а только фасады.
Ведущий стиль эпохи - барокко находит отражение в убранстве интерьеров, которые имеют подчеркнуто парадный характер.
Архитектурный облик больших сельских храмов с традиционно трехчастной композицией также определяют крупные купола на цилиндрических барабанах, возвышающихся над мощным кубическим или крестообразным объемом с портиками по сторонам. Их алтари прямоугольной формы, а трапезные заканчиваются уширенной папертью с колокольней над ней. Алтарная часть может быть полукруглой и, также как трапезная, пониженной по отношению к основному объему. В отдельных случаях боковые рукава креста трактованы как приделы с апсидами, что свидетельствует о продолжении развития композиционных приемов более ранних церквей.
Сегодня в храме Рождества Богородицы выполнен этап консервации здания, предусматривающий попытку остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения. При обследовании здания и разработке проекта восстановления установлены здания аналогичной постройки, что позволит разработать проект, основываясь на сохранившихся сооружениях. К таким аналогичным конструкциям можно отнести следующие:
1. Горне-Никольскую церковь, г. Брянск (в настоящее время - храм Горно-Никольского мужского епархиального монастыря в г. Брянск). Аналогия прослеживается в конструкции восьмерика в средней части храма, а также в конструкции колокольни (рис. 4).
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Новосёлки Брянской области (рис. 3). Высокий восьмерик средней части аналогичен конструкции Княвичского храма. Пропорции колокольни соответствуют восстанавливаемому зданию.
3. Церковь Дмитрия Солунского (постройка 1755-1757гг.) в с. Отрадное, Брянская область. Аналогией в конструкции служит высокий четверик храмовой части (рис. 5).
Рис. 5. Церковь Дмитрия Солунского (постройка 1755-1757гг.) в с. Отрадное, Брянская область.
4. Церковь Сергия Радонежского в пос. Выгоничи Брянской области, возведена в сер. ХУШв. Аналогия прослеживается в конструкции высокого восьмерика средней части храма, а также его деталей (рис. 6).
Рис. 6. Церковь Сергия Радонежского в пос. Выгоничи Брянскй области
Проект восстановления храма и прилегающей территории предполагается разработать на основе имеющихся аналогичных конструкций. В настоящее время активно благоустраивается прихрамовая территория - начато преобразование её в садово-парковый комплекс. Прилежащие территории засеяны садовыми растениями и огородными культурами. Проведены мероприятия по временной защите здания церкви: установлены подпорки, строительные леса, закрыты дверные и оконные проемы церкви.
Вопрос финансирования восстановительных работ является, на данный момент, самым трудным. Даже при максимальной концентрации всех материальных возможностей ускорить процесс возрождения святынь, некогда бывших подлинными чудесами православной архитектуры и эстетики, достоянием Отечества, не удаётся. Ответственность реставраторов подразумевает знание истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, наличия развитого художественного вкуса, понятий о христианской эстетике, символизме.
Список литературы / References
1. Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. - СПб.: САТИСЪ. - 2007.
2. Алонов Ю.Г., Осипова З.Б. Православная архитектура. Традиции и современность. Личная практика проектирования и строительства // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2005. - № 2 (39). - С. 11 17.
3. Афонина Е.В. Организация восстановительных работ объекта культурного наследия при частичном сохранении здания // Современное строительство и архитектура. 2018. № 4 (12). С. 46-49.
4. Богданов А., протоиерей. Священник Княвичи / А. Богданов // Орловские епархиальные ведомости. - Орел : Тип. И.Чичикаслова, 1867. - 771с.
5. Свод памятников архитектуры и монументального искусстсва России: Брянская область./ Редкол. Выголов В.П. (отв. ред.), Комеч А.И., Плужников В.И., Стерлигов А.Б. - М.: Наука, 1998 - 640 с.
6. Кириллов В.В. Становление стиля барокко в русской архитектуре рубежа XVII XVIII веков // Барокко в России. М., - 1994. - С. 58 - 69.
7. Орловский В. О проектировании храмов в современных условиях // Архитектура. Строительство. Дизайн. -2003. - № 6 (40). - С. 50-53.
8. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. Свод правил по проектированию и строительству. - Введ. 1999-12-27. - М.: 1999. - 31 с.
9. Плужников В.И. Типология объемных композиций в культовом зодчестве конца XVII - начала XX в. на территории Брянской обл / А. П. Власюк, В. П. Выголов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки.- М., 1983. - Вып. 2. - С. 130-139.
10. Пясецкий Г.М. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Болховской -Кромской уезды / Г.М. Пясецкий. - Орел : Тип. губерн. Правления. - 1905. - Т. 1. - С. 141-143.
11. Швидковский O.A. Гармония взаимодействия: архитектура и монументальное искусство. М., Стройиздат, 1984.
12. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина: Историко - краеведческие очерки / Я.Д. Соколов - Брянск : Читай -город, 2013. - С.53-55.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Alexander (Fedorov), abbot. Church art as graphic complex. SPb., SATIS, 2007.
2. Alonov Yu.G., Osipova Z.B. Orthodox architecture. Traditions and present. Personal practice of design and construction//Architecture. Construction. Design., 2005. No. 2 (39). Page 11 17.
3. Afonina E.V. The organization of recovery work of an object of cultural heritage at partial preservation of the building//Modern construction and architecture. 2018. No. 4 (12). Page 46-49.
4. Bogdanov A., archpriest. Priest Knyavichi / A. Bogdanov//Oryol diocesan sheets. - Eagle: Type. I. Chichikaslova, 1867. - Page 771.
5. Arch of monuments of architecture and monumental iskusstsv of Russia: Bryansk region. / Redkol. Vygolov I. P. (otv. an edition), Komech A. I. a hillock, Pluzhnikov of V.I. Matviyenko, Sterligov A. B. - M.: Science, 1998 - 640 p.
6. Kirillov V.V. Formation of Baroque style in the Russian architecture of a boundary XVII XVIII centuries//Baroque in Russia. M, 1994. Page 58 - 69.
7. The Orlovsky V. Design of temples in modern conditions // Architecture. Construction. Design. - 2003. - No. 6 (40). Page 50-53.
8. SR 31-103-99. Buildings, constructions and complexes of Orthodox churches. The set of rules on design and construction. - Vved. 1999-12-27. - M.: 1999. - 31 p.
9. Pluzhnikov V.I. Typology of volume compositions in cult architecture of the end of XVII - the beginnings of the 20th century in the territory of the Bryansk Region / A.P. Vlasyuk, V.P. Vygolov // Monuments of the Russian architecture and monumental art. Style, attributions, datings. - M, 1983. - Issue 2. - Page 130-139.
10. Pyasetsky G.M. Historical description of churches, arrivals and monasteries of the Oryol diocese. Bolkhovskoy -Kromskoy counties / G.M. Pyasets-ky. - Eagle: Type. губерн. boards, 1905. - T. 1. - Page 141-143.
11. Shvidkovsky O.A. Harmony of interaction: architecture and monumental art. M, Stroyizdat, 1984.
12. Sokolov Ya.D. Hoary Bryansk antiquity: The historian - local history sketches / Ya.D. Sokolov - Bryansk: Read - the city, 2013. - Page 53-55.