Типологические особенности высшей нервной деятельности и работоспособность лошадей рысистых пород
С.А. Козлов, д.б.н., профессор, С.А. Зиновьева, к.б.н., С.С. Маркин, к.с.-х.н , Московская ГАВМиБ им. К.И . Скрябина
В настоящее время под работоспособностью рысистой лошади подразумевается ее способность к успешной призовой борьбе на ипподроме, поскольку, учитывая опыт европейских и североамериканских стран, самое целесообразное и рентабельное использование рысаков — это призовое ипподромное направление. Цель наших исследований заключалась в выявлении связи типа высшей нервной деятельности (ВНД) и работоспособности рысистых лошадей. Для дос-
тижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Обследовано поголовье рысистых лошадей, проходивших тренинг и испытания на Центральном Московском ипподроме. Установлен тип высшей нервной деятельности каждой лошади.
2. Выявлены аспекты работоспособности лошадей разного типа ВНД по интенсивности беговой нагрузки, стойкости рысистого аллюра, успешности выступлений (в баллах и рублях).
3. Произведено распределение лошадей разного типа ВНД по беговым классам на основании установленной ими резвости.
4. Выявлены возрастные особенности работоспособности рысистых лошадей разного типа ВНД.
5. Произведено сопоставление указанных выше показателей с данными, опубликованными в литературе, архивными материалами лаборатории тренинга ВНИИ коневодства и собственными исследованиями.
Объект и методы исследования. Объектом исследований послужили лошади рысистых пород, проходившие тренинг и испытания на Центральном Московском ипподроме. Используя двигательно-пищевую методику, разработанную сотрудниками ВНИИ коневодства, определили тип ВНД исследуемых животных. Проанализировав результаты ипподромных испытаний, выявили зависимость работоспособности рысистых лошадей от типа их высшей нервной деятельности [1, 2].
Результаты эксперимента и их обсуждение. Учитывая, что биологическая форма поведения рысаков в тренинге и испытаниях несравненно сложней, чем в других видах быстроаллюрных испытаний, характеристика типа ВНД как пожизненная характеристика свойств нервной системы лошади, не претерпевающая коренных изменений в процессе индивидуальной жизни, становится для них наиболее важной при индивидуализации тренинга и испытаний. В результате сопоставления и анализа полученных данных следует заключить, что распределение рысистых лошадей по типу их ВНД носит единообразный характер во все исследуемые периоды. В популяции беговых лошадей в условиях интенсивной селекции рысистых пород по резвостной работоспособности увеличивается количество представителей сильного уравновешенного типа ВНД, так как животные этого типа отличаются высокой и стабильной работоспособностью. Исследования типологических особенностей нервной системы рысаков, проведенные в различные периоды, позволили определить соотношение лошадей разных типов ВНД в различных резвостных классах. Учитывалась только лучшая пожизненная резвость, показанная рысаком независимо от возраста ее установления.
При анализе полученных данных оказался очевидным тот факт, что резвостной потенциал лошадей рысистых пород значительно вырос, и, если в период 60—80 гг. прошлого столетия количество рысаков класса 2 мин. 10 сек. и резвее в беге на 1600 м (класс 2.10) в анализируемых группах составляло около 17%, то в настоящее время их уже около 38%, при этом 69% лошадей только начинают беговую карьеру, что и объясняет большое количество животных I, II, III типов ВНД, входящих в низший резвостной класс. Однако лошади сильных типов ВНД входят в наиболее перспективные резвостные группы — 2.10 и резвее, при этом сохраняется лидирующее
положение сильного уравновешенного подвижного типа ВНД. Рысаки такого класса резвости среди животных I типа ВНД в ранние периоды исследований составляли менее 1%, основная же масса лошадей входила в класс 2.20—2.15. В период 70-80-х гг. происходило увеличение количества рысаков данного типа ВНД в резвост-ных классах 2.10 и резвее. Распределение по рез-востному классу обследованных нами рысаков свидетельствует о том, что половина животных
I типа ВНД имеет низший учитываемый резвост-ной класс (в силу молодости), но 40% входят в класс 2.10, причем 30% из них — в самый резвый класс 2.05 и резвее.
Для изучения более подробных характеристик работоспособности лошадей разного типа ВНД мы рассмотрели интенсивность их беговой эксплуатации, результативность выступлений (по количеству занятых I мест) и устойчивость рысистого аллюра (по % выступлений, сделанных со сбоями к общему числу стартов) в возрастном аспекте [1, 2, 3]. В младшем возрасте рысаков всех типов ВНД записывают в призы примерно одинаково. В возрасте 3 и 4 года наиболее интенсивно эксплуатируют рысаков сильного уравновешенного инертного типа ВНД. Лошади слабого типа не выдерживают жесткой эксплуатации, количество их выступлений во все возрастные периоды ниже, чем у животных других типов, и не соответствует норме. Рысаки слабого типа ВНД во всех возрастах выступают нестабильно, несмотря на применение защитных приспособлений, ограничивающих слух и поле зрения от сильных раздражителей. Рысаки сильного уравновешенного подвижного типа ВНД (I группа) прогрессируют в резвости с возрастом и отличаются стабильностью выступлений. Рысаки сильного уравновешенного инертного типа ВНД обычно превосходят по сумме выигрыша и средней резвости лошадей других типов ВНД, однако у них — средние дистанционные способности, но они долго сохраняют работоспособность и резво-стное долголетие. Преимущества лошадей сильного уравновешенного подвижного типа ВНД перед другими типами проявляются в возрастные периоды 3-х, 4-х, 5 лет и старше.
Другим важным показателем работоспособности беговой лошади является стойкость ее рысистого аллюра. Резвая рысь предъявляет особые требования к уравновешенности нервных процессов. Чрезвычайно важным и дефицитным является сильный процесс внутреннего торможения, обеспечивающий выполнение ритмичной работы на больших скоростях в условиях искусственного аллюра. Малейшее перевозбуждение ведет к нарушению координации, четкости движения и переходу на естественный, наибыстрейший для каждой лошади аллюр — галоп, недопустимый в призовой езде и именуемый либо сбоем (несколь-
ко темпов), либо проскачкой (более 12 темпов галопа). В двухлетнем возрасте молодые рысаки сильно реагируют на внешние раздражители, большая часть их выступлений происходит со сбоями. Относительно меньше сбоев отмечено у рысаков сильных уравновешенных типов ВНД (особенно II типа). Рысаки со слабой нервной системой находятся в невыгодных для отработки стойкости аллюра условиях из-за сильных раздражителей. По сумме выигрыша в баллах рысаки III типа в двухлетнем и трехлетнем возрасте несколько уступают рысакам рассмотренных групп, их выступления нестабильны. Для них характерен замедленный прогресс резвости в более раннем возрасте. В старшем возрасте успех рысаков этой группы ВНД становится исключительным, и их выигрыш достигает рекордных сумм. Средняя резвость рысаков слабого типа ВНД во всех возрастах ниже, чем у рысаков сильных типов ВНД. В этой группе наблюдается наибольший отсев лошадей во все возрастные периоды из-за трудностей работы и сложности выявления резвостных способностей. Их выступления нестабильны, а участие и победы в серьезных призах крайне редки, поэтому выигрыш лошадей слабого типа ВНД минимален и не сопоставим с выигрышем лошадей других типов ВНД.
Выводы
1. Среди лошадей рысистых пород имеются животные всех типов ВНД.
2. В условиях жесткой селекции на резвость рысаков сильных уравновешенных типов ВНД становится больше, чем менее «удобных» для испытаний лошадей сильного неуравновешенного и слабого типов.
3. Резвостной прогресс лошадей рысистых пород приводит к улучшению рекордов большинства рысаков всех типов ВНД с 2 мин. 20 сек. до
2 мин. 10 сек. в беге на дистанцию 1600 м.
4. Рысаков высокого резвостного класса больше среди лошадей сильных типов ВНД.
5. Лошади сильных типов ВНД обладают лучшими характеристиками работоспособности, учитываемыми по стойкости рысистого аллюра и сумме выигрыша во все возрастные периоды.
6. Определение типа ВНД у молодых рысистых лошадей до отправки их на ипподромы с большой достоверностью позволит дать прогноз их беговой карьеры и организовать оптимальный тренинг и ипподромную эксплуатацию.
Литература
1. Карлсен, Г.Г. Ипподромный тренинг рысаков / Г.Г. Карлсен, П.А. Лыткин, И.Л. Брейтшер, А.М. Ползунова // Коневодство и конный спорт. 1965. № 12. С. 20—25.
2. Леонова, М.А. Оценка степени тренированности рысистых лошадей по комплексу физиологических показателей // Тренировка рысистых и верховых лошадей. М., 1972. Т. 26. Вып. 2. С. 122-127.
3. Ашибоков, Л.Х. Степень общей тренированности и работоспособность лошадей: методические рекомендации / Л.Х. Ашибоков, И.Л. Брейтшер, Г.Г. Карлсен и др. // Нальчик: Изд. Кабардино-Балкарского гос. ун-та, 1979. 95 с.