Научная статья на тему 'Типологические особенности вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста'

Типологические особенности вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТИПЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И АВТОНОМНЫЙ КОНТУРЫ РЕГУЛЯЦИИ / AUTONOMIC REGULATION / TYPES OF VEGETATIVE REGULATION / HEART RATE VARIABILITY / CENTRAL AND AUTONOMOUS PATHS OF REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кушнир С.М., Антонова Л.К.

Цель работы предусматривала определение типологических особенностей вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста. Тип регуляции определялся на основании данных временного и спектрального анализа сердечного ритма у детей 1-го года и 4-7 лет. Показано, что дети 1-го года относились к I типу регуляции с симпатическими модуляциями центрального контура. Было установлено, что к дошкольному возрасту у ¾ детей имел место переход от централизации в управлении сердечным ритмом к доминанте автономного контура III типу вегетативной регуляции. При сравнении показателей вариабельности сердечного ритма у детей 1-го года и 4-7 лет оказалось, что уровень симпатикотонии у последних был существенно ниже. Сделан вывод о межконтурной трансформации регуляторных процессов у детей в период «1 год 4-7 лет», а частичный её характер расценен как переходный период формирования вегетативной регуляции на этапах постнатального онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кушнир С.М., Антонова Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF VEGETATIVE REGULATION IN PRESCHOOL CHILDREN

The aim of this work involved the determination of the typological features of vegetative regulation in preschool children. The type of regulation is determined on the basis of provisional data and spectral analysis of heart rate in children 1 year and 4-7 years. It has been shown that children 1 year related to I the type of regulation with simpatičeskimi modulations of the сentral contour of regulation. It was found that to preschool age ¾ children have occurred a transition from centralisation in managing heart rhythm to dominante of the autonomic contour of regulation -III type of vegetative regulation. When comparing indicators of heart rate variability in children 1 year and 4-7 years has proved that the level of simpatikotonii the latter was significantly lower. Concluded about the mežkonturnoj transformation of regulatory processes in children during «1 years 4-7 years», and partial nature of it seen as a transitional period of formation vegetative regulation at the stages of postnatal ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста»

УДК 612.12.- 009.86

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кушнир С.М., Антонова Л.К.

Тверской государственный медицинский университет, Россия,170100, Тверь, ул.Советская, 4. S_Kushnir@mail.ru - Кушнир Семен Михайлович Antonova.lk@yandex.ru - Антонова Людмила Кузьминична

Резюме: цель работы предусматривала определение типологических особенностей вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста. Тип регуляции определялся на основании данных временного и спектрального анализа сердечного ритма у детей 1-го года и 4-7 лет. Показано, что дети 1-го года относились к I типу регуляции с симпатическими модуляциями центрального контура. Было установлено, что к дошкольному возрасту у % детей имел место переход от централизации в управлении сердечным ритмом к доминанте автономного контура - III типу вегетативной регуляции. При сравнении показателей вариабельности сердечного ритма у детей 1-го года и 4-7 лет оказалось, что уровень симпатикотонии у последних был существенно ниже. Сделан вывод о межконтурной трансформациирегуляторных процессов у детей в период «1 год - 4-7 лет», а частичный её характер расценен как переходный период формирования вегетативной регуляции на этапах постнатального онтогенеза.

Ключевые слова: вегетативная регуляция, типы вегетативной регуляции, вариабельность сердечного ритма, центральный и автономный контуры регуляции.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF VEGETATIVE REGULATION IN PRESCHOOL CHILDREN

Kushnir S.m., Antonova L.k.

Tver State Medical University, Russia, 170100, Tver, Sovetskaya str., 4.

Summary: the aim of this work involved the determination of the typological features of vegetative regulation in preschool children. The type of regulation is determined on the basis of provisional data and spectral analysis of heart rate in children 1 year and 4-7 years. It has been shown that children 1 year related to I the type of regulation with simpaticeskimi modulations of the сentral contour of regulation. It was found that to preschool age % children have occurred a transition from centralisation in managing heart rhythm to dominante of the autonomic contour of regulation -III type of vegetative regulation. When comparing indicators of heart rate variability in children 1

year and 4-7 years has proved that the level of simpatikotonii the latter was significantly lower. Concluded about the mezkonturnoj transformation of regulatory processes in children during «1 years - 4-7 years», and partial nature of it seen as a transitional period of formation vegetative regulation at the stages of postnatal ontogenesis.

Key words: autonomic regulation, types of vegetative regulation, heart rate variability, Central and autonomous paths of regulation.

Введение

Внимание исследователей, изучающих закономерности развития детского организма, в настоящее время сфокусировано на исследованиях регуляторных систем [1]. Научные разработки в этой области становятся всё более привлекательными, поскольку открывают широкие возможности новых подходов к оценке уровня здоровья. Таким новым подходом является исследование функционального состояния вегетативной регуляции (ВР) с использованием вариабельности сердечного ритма (ВСР) [2,3]. Принимая во внимание неоднородность детской популяции, различные сроки созревания организма ребенка, исследования ВР дают ключ к познанию индивидуальных особенностей детского организма, его адаптивных ресурсов, что весьма актуально для мониторинга формирования здоровья ребенка в современных условиях.

Цель работ: выявить типологические особенности ВР у детей 4-7 лет по данным

вариабельности сердечного ритма.

Методика

Обследовано 35 детей 4-7 лет (основная группа). В качестве группы сравнения обследовано 73 ребенка в возрасте 1,2 и 3-х лет. Достоверность различий показателей ВСР у детей 4-7 лет была выявлена только в сравнении с данными детей 1 -го года (22 ребенка). Мальчиков и девочек в группах было, примерно, равное количество. К обследованию привлекались дети 1 группы здоровья.

Изучались показатели временного (вариационная пульсометрия) и частотного, спектрального анализа ВСР по общепринятой методике (Баевский Р.М., 2002). Для определения типа ВР использовался метод Шлык Н.И. [5]. В качестве критериев оценки ВР служили репрезентативные показатели ВСР: стресс-индекс SI, усл.ед., отражающий степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными и VLF, мс2, характеризующий потенциал симпатикотонии. На основании их значений определялась принадлежность к одному из 4-х типов ВР: I тип (SI>100; VLF>240) - умеренное преобладание центральной регуляции (УПЦР), II тип (SI>100; VLF<240) - выраженное преобладание центральной регуляции (ВПЦР), III тип (SI>25<100; VLF>240) - умеренное

преобладание автономной регуляции (УПАР) и IV тип ^1<25; VLF>500) - выраженное преобладание автономной регуляции (ВПАР).

В оценке ВР использовалась двухконтурная модель управления сердечным ритмом,

представленная в виде двух взаимосвязанных контуров: центрального (ЦК) и автономного

(АК). При статистической обработке данных применялись непараметрические методы

Манна-Уитни и Крускала-Уоллиса.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования был установлен факт типологической

неоднородности ВР у детей дошкольного возраста: у 22(62,9%) из них определялся III тип

УПАР с доминированием вагусной активности АК ^1=56,8+3,8 усл.ед. и

VLF=1281,6±135,8мс ); у 11(31,4%) - I тип УПЦР с преимущественной симпатической

активацией ЦК ^1=161,5+18,5 усл.ед. и VLF=686,8±72,9,8мс ). В то же время, подавляющее

большинство 22(90,9%) детей 1-го года обладали I типом УПЦР с показателями

2

SI=351,2±6,66 усл.ед. и VLF=2159,9±477,8 мс . К месту напомнить, что автономные, преимущественно вагусные, механизмы ВР являются наиболее физиологическими, поскольку в их основе лежат экономизированные трофотропные процессы энергометаболического обеспечения в противоположность централизации управления сердечным ритмом с затратным эрготропным метаболизмом [4]. Необходимо было ответить на вопрос: почему переход к иерархии автономии в управлении регуляторными процессами был верифицирован лишь у % детей дошкольного возраста? Следовало предположить, что период межконтурной трансформации (1 год - 4-7 лет) в сторону преобладания АК является переходным периодом на этапе формирования ВР. Если следовать такого рода рассуждениям о переходных процессах становления ВР, то симпатикотония у детей 4-7 лет с I регуляторным типом должна была бы носить менее выраженный характер в сравнении с высоким симпатическим тонусом у детей 1 -го года.

Результаты проведенного сравнительного анализа ВСР подтвердили возникшее предположение и убедительно показали существенное снижение уровня симпатикотонии у детей к дошкольному возрасту. Об этом свидетельствовали более низкие значения

показателей эрготропной направленности: колебаний волн низкой и очень низкой частот LF,

2 2

мс и VLF, мс на 49,7% и 46,4% соответственно, а стресс-индекса SI, усл.ед. в 2,8 раза (все р<0,05). Одновременно у этих детей был выявлен значительный прирост показателей трофотропной активности: вариационного размаха ДX, сек. и индекса ISCA, усл.ед на 33,3% и 65,5% соответственно, а волн спектра в диапазоне высокой частоты ИР, мс в 3,5 раза (все р<0,05).

К этому следует добавить достоверное различие пропорциональности суммарной мощности волн спектра ВСР с высоким низкочастотным потенциалом при I-ом типе ВР у детей 1-го года в виде VLF > LF > HF и смещением параметра в сторону регуляторной автономии: LF>HF>VLF - у детей 4-7 лет. Заключение

Таким образом, у детей дошкольного возраста в системе вегетативной регуляции имелись существенные изменения в виде межконтурной трансфомации: от централизации в управлении сердечным ритмом у детей 1 -го года к доминирующей активности автономного контура у детей-дошкольников. Результаты исследования дают основание предположить, что возрастной диапазон «1 год - 4-7 лет» является переходным периодом на этапе формирования регуляторных процессов в постнатальном онтогенезе.

Литература

1.Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику. М.: Слово, 2008, 220 с.

2.Гурова О.А. Вариабельность сердечного ритма у детей дошкольного возраста. Новые исследования 2009; 20:33-37.

3.Киселев А.Р. Колебательные процессы в вегетативной регуляции сердечного ритма сердечно-сосудистой системы. Саратовский научно-медицинский журнал 2011; 7 (1): 34-39.

4.Кушнир С.М., Антонова Л.К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония. Тверь: Орлова З.П., 2007, 214 с.

5.Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский университет, 2009, 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.