Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА НАРОДОВ АЛТАЯ'

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА НАРОДОВ АЛТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ АЛТАЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛИЩА / АЛТАЙЦЫ / ЮРТА / АИЛ / ЧАДЫР / ТИПОЛОГИЯ ЖИЛИЩ / КОНУСООБРАЗНЫЙ / ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ / МНОГОУГОЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ченчулаева Эмилия Витальевна, Куликова Ирина Владимировна

Степная культура очень разнообразна и красива. Существует мнение, что странники (кочевники) не имеют собственной культуры, искусства или архитектуры. Это не совсем так. С древних времен степная культура передается из поколения в поколение, сохраняя свои традиционные корни и обогащаясь новыми тенденциями. В последнее время Республика Алтай привлекает большое количество туристов. А что важно туристам? Прежде всего - уютное место для ночлега и отдыха. Таким местом становятся алтайские традиционные жилища: аилы, юрты и чадыры. Появляется задача сохранения традиций возведения подобных строений. Она выражается не только в использовании традиционных элементов, но и в философии архитектурной формы и образа. В XXI в. в период глобализации у коренных малочисленных народов, которые идут по пути сохранения развития своей культуры, стоит проблема передачи национальных и региональных особенностей новому поколению. К таковым относится тюркский коренной народ - алтайцы, которые проживают в Республике Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ченчулаева Эмилия Витальевна, Куликова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF ALTAI TRADITIONAL HOUSES

The steppe culture is very diverse and beautiful. There is an opinion that wanderers (nomads) have no culture, art or architecture of their own. This is not entirely true. Since ancient times, the steppe culture has developed from generation to generation, preserving its traditional roots and enriching itself with new trends. Recently, the Altai Republic has attracted a large number of tourists. What is important for tourists? First of all, a cozy place to sleep and rest. Altai traditional houses, namely ails, yurts and chadyrs are such places. It is thus important to preserve the traditional houses of Altai. It not only the use of traditional elements, but also the architectural philosophy. In the 21st century, small traditional peoples involved in the development of their culture, face the problem of preserving and transferring national and regional specificity to a new generation. These include the Turkic indigenous people, who live in the Altai Republic.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА НАРОДОВ АЛТАЯ»

УДК 728.03(571.15) DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-39-50

Э.В. ЧЕНЧУЛАЕВА, И.В. КУЛИКОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА НАРОДОВ АЛТАЯ

Степная культура очень разнообразна и красива. Существует мнение, что странники (кочевники) не имеют собственной культуры, искусства или архитектуры. Это не совсем так. С древних времен степная культура передается из поколения в поколение, сохраняя свои традиционные корни и обогащаясь новыми тенденциями. В последнее время Республика Алтай привлекает большое количество туристов. А что важно туристам? Прежде всего - уютное место для ночлега и отдыха. Таким местом становятся алтайские традиционные жилища: аилы, юрты и чадыры.

Появляется задача сохранения традиций возведения подобных строений. Она выражается не только в использовании традиционных элементов, но и в философии архитектурной формы и образа. В XXI в. в период глобализации у коренных малочисленных народов, которые идут по пути сохранения развития своей культуры, стоит проблема передачи национальных и региональных особенностей новому поколению. К таковым относится тюркский коренной народ - алтайцы, которые проживают в Республике Алтай.

Ключевые слова: народы Алтая; традиционные жилища; алтайцы; юрта; аил; чадыр; типология жилищ; конусообразный; цилиндрический; многоугольный.

Для цитирования: Ченчулаева Э.В., Куликова И.В. Типологические особенности традиционного жилища народов Алтая // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 2. С. 39-50. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-39-50

E.V. CHENCHULAEVA, I.V. KULIKOVA,

Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering

TYPOLOGY OF ALTAI TRADITIONAL HOUSES

The steppe culture is very diverse and beautiful. There is an opinion that wanderers (nomads) have no culture, art or architecture of their own. This is not entirely true. Since ancient times, the steppe culture has developed from generation to generation, preserving its traditional roots and enriching itself with new trends. Recently, the Altai Republic has attracted a large number of tourists. What is important for tourists? First of all, a cozy place to sleep and rest. Altai traditional houses, namely ails, yurts and chadyrs are such places. It is thus important to preserve the traditional houses of Altai. It not only the use of traditional elements, but also the architectural philosophy. In the 21st century, small traditional peoples involved in the development of their culture, face the problem of preserving and transferring national and regional specificity to a new generation. These include the Turkic indigenous people, who live in the Altai Republic.

Keywords: Altai peoples; traditional house; Altaians; yurt; ail; chadyr; typology; cone-shaped; cylindrical; polygonal.

For citation: Chenchulaeva E.V., Kulikova I.V. Tipologicheskie osobennosti traditsionnogo zhilishcha narodov Altaya [Typology of Altai traditional houses].

© Ченчулаева Э.В., Куликова И.В., 2022

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 2. Pp. 39-50.

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-39-50.

Архитектурное наследие степи на сегодня остается недостаточно изученным. Поскольку алтайцы издревле селились в разных местах, от предгорий до высоких гор, география расселения и местонахождения оставшихся построек и артефактов довольно обширна. Народы и племена, тысячелетиями проживавшие на территории Горного Алтая, имеют свои традиции, образ жизни и быт, философию, которые передаются от старших к младшим. Исследования до середины XX в. содержат выводы, что степные народы не имели собственной культуры, искусства и архитектуры, а были странниками. Исходя из источников, степная культура существует с древних времен, и многие культурные традиции в искусстве и архитектуре сохранились до наших дней. Примером может служить Пазырыкская культура железного века в Горном Алтае, в Казахстане и Монголии [11].

Основным жилищем степных народов являлась юрта или аил, в конструкциях которых использовались войлок или кора дерева. Затем с течением времени материалы и конструкции усовершенствовались.

Юрта и аил - жилище у алтайцев, которое появилось тысячи лет назад, привлекает актуальностью в данный момент. В настоящее время возникает интерес к конструкциям и сооружениям, связанным с мобильностью, малым весом, компактностью, интересной формой, всесезонностью и стандартизиро-ванностью элементов. Все это в грамотном сочетании с малой стоимостью может сделать данное жилище конкурентным и желанным на строительном рынке легких сооружений. По установке и сборке конструкция жилища достаточно легка и проста. При ее возведении не требуется большого числа высококвалифицированных строителей, но нужен тот, кто понимает быт и традиции народов Алтая. Многие фирмы из России, Казахстана, Монголии, Китая, Европы и США изучают, усовершенствуют, производят и занимаются эксплуатацией юрт [3-7].

Юрта и аил - это не единственный тип жилища алтайского народа. В VI-III вв. до н. э. в раскопках археологических данных, проведенных в Па-зырыкской долине, в Улаганском районе Республики Алтай, находили постройки деревянных домов, бревенчатых землянок, хижин и шалашей конических типов, которые были построены без гвоздей. Слово «гертне» с тюркского переводится как «рубить насечку» [12], что в конструкции жилищ обозначает способ соединения бревен на углу сооружения [5].

Кроме деревянных сооружений находили лёгкие сборные по конструкции юрты, или «канат аил», из войлока, таким образом они были удобны при транспортировке для степных народов Алтая [Там же].

Жилища разных типов, которые сохранились до наших дней, предстают перед нами с уникальными и конструктивными решениями. Цель данного исследования - привести к определенным типологическим рядам традиционные постройки алтайцев [10].

Исходя из того, как обозначали алтайцев и в какой период они появились на картах, можно выявить, что их расположение зависело от того, к какому народу их относили, т. к. первопроходцы периодически указывали алтайцев другими народами. Но со временем, с помощью миссионеров, ученых и исследователей, народ Алтая утвердил свою позицию и на картах появился как алтайцы.

Появление алтайских народов на картах России

В 1667 г. при составлении карты Сибири тобольским воеводой Петром Ивановичем Годуновым впервые появилось в указаниях оз. Телецкое. По велению царя Алексея Михайловича воевода при составлении карты указал проживающие народы вокруг озера. Ими оказались «саянцы», «киргизы» и «аблаевы». Также на карте было указано оз. Байкал, но его размеры были меньше Телецкого озера. В тот момент карта была оформлена перевернутой, север находился внизу карты (рис. 1) [15].

Рис. 1. Карта Сибири 1667 г., составленная воеводой Петром Ивановичем Годуновым (Атлас Азиатской России, 1914 г.)

Далее в 1698 г. карту Сибири обновил Семен Ульянович Ремезов. Тогда впервые на карте упоминалась главная алтайская река Катунь (Катуня). Алтайский народ обозначался на картах как «киргизы», «капагайцы», «саянцы» и др. (рис. 2) [Там же].

Рис. 2. Карта Сибири 1698 г. (Ремезов С.У. Чертежная книга Сибири). Фото И. Степанова (URL: https://www. flickr. com/photo s/132527901@N07/20325400881/in/album-72157656827164281/)

Но несмотря на то, что на картах указывался единый народ «алтайцы», выделяют две различные по происхождению этнографические группы: северные и южные алтайцы. Эти группы исторически имели различия: по языку, культуре и быту, а также по антропологии. Данные расхождения со временем утвердились к середине XX в. [14].

Алтайский народ разделился в 1991 г. и обозначился территориально на карте России таким образом: Республика Алтай и Алтайский край (Сибирский федеральный округ) (рис. 3).

Выделен этнографический состав народа: северные алтайцы - кумандин-цы, челканцы и тубалары и южные алтайцы - теленгиты, телесы и алтай-кижи. На карте можно рассмотреть, как в процессе ландшафтного районирования расселились племена алтайцев по Республике Алтай. Расселение по территории накладывало отпечаток на их быт и тип жилища (рис. 4) [12].

Рис. 3. Расположение Алтайского края и Республики Алтай в границах России

Типы ландшафтов " - предгорные

- низкогорные

- среднегорные

- высокогорные

- высокогорно-нагорные

- высокогорные альпийские

- межгорные плато

- межгорные котловины

- интразональные Типы жилищ

^■Г1, - многоугольный (аил)

- цилиндрический (юрта) .А, - конический (чадыр)

Расселение этнических групп южных алтайцев

- территория расселения алтай-кижи (Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Шебалинский, Чемальский район Республики Алтай)

- территория расселения теленгитов (Кош-Агачинский, Улаганский район Республики Алтай)

Рис. 4. Карта Республики Алтай. Ландшафтное зонирование. Расселение этнических групп. Расположение типов юрт. Составитель Э.В. Ченчулаева

В.И. Вербицкий, этнограф и миссионер, в своих наблюдениях описывал жизнь и быт алтайцев, их внешность: «Господствующш типъ алтайскихъ ино-родцевъ: среднш ростъ, сухопарость, лице плоское, лобъ низкш, скулы выдались, волосы и брови, какъ смоль, черные, жестюе, какъ конская грива, глаза унырнули подълобъ, носъ безъ переносицы...»1 Также он исследовал происхождение алтайцев и их разделение на племена, уже тогда он видел разницу между северными и южными алтайцами [8], которых имеет смысл рассматривать по отдельности.

Типы жилищ у южных алтайцев

Южные алтайцы - народ, проживающий на юге Республики Алтай, подразделяется на маленькие известные группы народов: теленгиты, телесы и алтай-кижи. Из-за особенностей рельефа мест проживания они занимались скотоводческой деятельностью, перегоняя скот с одного пастбища на другое, в большинстве случаев вели кочевой образ жизни, выстраивая временные жилища, чаще сборно-разборные и погодоустойчивые аилы (рис. 4) [14].

Кочевой образ жизни для южных алтайцев дал основу формирования своего быта. Чтобы пастбища не истощались, им каждый сезон нужно было перекочевывать из старого на новое, более благоприятное место. Обычно поселения устраивались рядом с водой (рекой, источником, озером), местностью, богатой растительностью. Расстояния между такими поселениями было около 5 км в целях несмешиваемости скота одного стада с другим и эффективности выпаса. Переезд из одного места в другое в зимнее время у алтайцев назывался «кышту2», а летнее - «]айлу3» [Там же].

Основным видом жилищ в начале XX в. у южных алтайцев оставались аилы и юрты. На алтайском языке слово аил4 имеет значение «жилище». А слово «юрта» - войлочный аил, образованный от тюркского слова]урт,5 переводится на русский язык как «место, где проживает семья, ее поселение» [9].

В своей работе Н.М. Яндринцев, описывая жизнь и быт южных алтайцев6, отмечал наличие у них юрт и аилов, что типично для кочующих племен, не находя у них деревянных постоянных домов на тот период, в отличие от северных алтайцев (по трудам Н.М. Ядринцева), живущих «в лесах и селениях» оседло и имеющих дома. И по отношению к ним не употребляется слово «кочуют». Это важное замечание, оно указывает на существенные различия в культурно-бытовом укладе южных и северных племён Алтая.

Алтайскими народами интересовались многие исследователи. Первым, кто начал документировать культуру, был миссионер В.И. Вербицкий. Он описал быт и культуру в сборнике «Алтайские инородцы». Исследователь В.В. Радлов, путешествуя по Алтаю, пытался дать свою классификацию жилищ южных алтайцев. Также большой вклад в классификацию жилищ внесли

1 Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Москва, 1893. С. 9.

2 кышту (алтай.) - зимовка.

3]'айлу (алтай.) - летнее стойбище.

4 аил (алтай.) - отдельное жилище.

5]'урт (алтай.) - село, поселение.

6 Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. Санкт-Петербург, 1891. 308 с.

исследовательские работы Н. Кострова, А. Горохова, Е.А. Луценко, М. Соболева, Н. Харузина. Кроме этого, был неизвестный автор «Очерков Томского Алтая» - А.Р.

На основе работ вышеперечисленных авторов можно установить два основных типа первоначальных жилищ южных алтайцев, которые различались по форме и по сборке конструкции: первая - коническая, конусообразная форма, которая покрывалась разными материалами, у алтай-кижи - береза, у теленгитов - береста и войлок. Вторая форма - цилиндрическая из решетчатых элементов, которая сверху покрывалась войлоком (рис. 5) [13, 14].

Рис. 5. Типы жилищ южных алтайцев:

а - конический тип (чадыр) - аил алтайцев в 1910-е гг. (материалы Национального музея имени А.В. Анохина); б - цилиндрический тип (юрта) (автор А. Волков. URL: https://wolfgrel.ru/altaj-kochevoj-byt/)

В своих работах В. Радлов и М. Соболев указывали на первые постройки деревянной многоугольной юрты с конусообразной кровлей. В их указаниях не было конкретики в размерах и в функциональном зонировании жилища, а также объяснений традиционных и обрядовых замыслов этих построек [13].

Из современных исследователей, которые затрагивали тему типологии жилища алтайцев, были Н.В. Морозова и С.А. Хабарова [1, 2]. О. Ильина в своей книге «История зодчества Горного Алтая» показывает уже более точную классификацию традиционных жилищ народов Алтая: с указанием размеров, расположения внутреннего инвентаря [10].

Таким образом, исходя из многих работ исследователей, можно провести типологию жилищ у южных алтайцев к началу XX в., где выделяется три типа жилища: 1) конический; 2) цилиндрический; 3) многоугольный.

Конический тип. Форма строения в виде конуса имеет общие черты с другими видами строений народов Сибири (чумы). Среди субэтнических групп конусообразная форма жилища отличается материалом и названием: у алтай-кижи - чадыр (алтай.) (шатер, палатка), шанда (алтай.) (покрытая корой дерева), содон (алтай.) (островерхая); у теленгитов - аланчык (алтай.) (покрытая войлоком или корой березы). В употреблении слов в наше время сохранились названия чадыр - у алтайцев и аланчык - у теленгитов. Конструкция и вид жилищ этих групп сохранились и по сей день и не потеряли своей оригинальности (рис. 6) [14].

1

Рис. 6. Конический тип (чадыр). Ликвидация неграмотности в с. Кулада 1932 г. (архив Куладинского краеведческого музея)

Цилиндрический тип. Цилиндрическая форма жилища (юрта) чаще собирается из решетчатого каркаса и покрывается войлоком. Она имеет общую форму и конструкцию с монгольскими и тувинскими юртами. В Республике Алтай войлочные юрты сохранились в Кош-Агачском районе у народа теленгитов. Они возводят сооружение в летнее время как временное жилище. В зимнее время они живут в деревянных строениях. Цилиндрический тип жилищ у субэтнических групп имеет свои названия: у теленгитов - оон айл7и ка-кур айл8; у алтай-кижи - кереге или керене9 кийис айл (рис. 7) [14].

Рис. 7. Цилиндрический тип (юрта). Природный парк «Уч-Энмек». Фото Э.В. Ченчулае-вой, 2021 г.

7 оон айл (алтай.) - войлочная юрта у теленгитов без дымового круга и крестовины.

8 какур айл (алтай.) - войлочная юрта у теленгитов без решетчатых звеньев, устанавливаемая из шестов.

9 кереге или керене (алтай.) - войлочная юрта у алтайцев.

Многоугольный тип. Многоугольная форма строения имеет разные названия у субэтнических групп южных народов: у теленгитов - черте айл10, у алатй-кижи - чеден11 и агаш айл12. По форме эти жилища строили четырехугольными, пятиугольными, шестиугольными, встречались и семиугольные.

Первые фиксации многоугольных жилищ были сделаны В.В. Радловым. Тогда он впервые описал и приложил рисунок многоугольной юрты. Строительство рубленого жилища, в отличие от конусообразного и цилиндрического, было делом трудным. По данным Радлова, такие многоугольные постройки были зафиксированы по всей территории Республики Алтай, кроме районов Курайской и Чуйской степи. Для таких сооружений уже требовались знания по насечке и рубке бруса. Возможно, тонкости по плотническому ремеслу передали русские переселенцы [14].

Многоугольные формы наряду с конусообразными широко использовались как теленгитами (по рекам Челушман и Башкаус), так и алтай-кижи (повсеместно). Аилы этого типа обычно были шести- и восьмиугольными, реже пяти- и девятиугольными. И ныне иногда можно встретить такую форму строения, особенно у семей, где есть лица пожилого возраста, которые живут там в летнее время (рис. 8) [14].

Рис. 8. Многоугольный тип (аил). Природный парк «Уч-Энмек». Фото Э.В. Ченчулае-вой, 2021 г.

В результате исследования можно отследить, в каких местах преобладал тот или иной тип жилищ в Республике Алтай в период с конца XIX по начало XX в. (см. рис. 4).

Типы жилищ у северных алтайцев

Жизненный быт у северных алтайцев сформировался иначе, в противоположность своим южным соседям. Северные алтайцы, в свою очередь, из-за особенности территориального расположения занимались охотой, скотоводством и земледелием, собирательством ягод и кедрового ореха. Охота, являв-

10 черте айл (алтай.) - рубленная, многоугольная юрта у теленгитов.

11 чеден (алтай.) - городьба; многоугольная юрта у алтайцев.

12 агаш айл (алтай.) - деревянная, многоугольная юрта у алтайцев.

шаяся основой их способа пропитания, диктовала существование охотничьих коллективов. Таким образом, собирались первые общинные группы с совместным проживанием охотников и их семей на одном месте [14].

Северные алтайцы - кумандинцы, челканцы и тубалары - в XIX в. возводили жилища постоянные и непереносные, им не требовалось кочевать, как южным алтайцам. Проживали на территории Алтайского края и севера Республики Алтай (см. рис. 4).

У субэтнических групп кумандинцев и челканцев можно выделить два типа жилищ: 1) бревенчатый сруб и 2) двухскатный остов. Жилище представляло собой накат жердей, который покрывали землей или корой березы - кара тос13. Конусообразной или войлочной юрты у кумандинцев и челканцев исследователи не отмечали [Там же].

А вот у субэтнических групп тубаларов, наоборот, отмечали конусообразную форму. У тубаларов можно отметить два типа построек: 1) четырехугольная бревенчатая, покрытая корой березы; 2) конусообразная форма - со-олто14. Со временем у них фиксировали многоугольные жилища, состоящие из пяти углов (рис. 9) [Там же].

Рис. 9. Типы жилищ северных алтайцев (архив Национального музея им. А.В. Анохина): а - двухскатный тип; б - четырехугольный бревенчатый тип (переходный тип от аила к избе), четырехгранная форма в с. Кудурга; в - конусообразный тип (ча-дыр), бревенчатый тип (справа)

Кроме главного назначения функции жилища, оно служит также местом для проведения традиционных обрядов. У кумандинцев и челканцев есть обычай возводить свадебное жилище для невесты, которое после окончания свадьбы разбиралось. В его конструкциях особых различий нет, но называлось оно у народов по-разному: шалык-одог15 (кум.) и селте16 (челк.) [Там же]. Такая традиция существует как у алтайцев (северных и южных), так и у других тюркских народов.

Заключение

Таким образом, юрта, аил и чадыр - традиционные алтайские сооружения - являются основным объектом национальной культуры, поэтому их образ, форма и конструктивные элементы применяются архитекторами для со-

13 кара тос (алтай.) - кора березы.

14 соолто (алтай.) - конусообразная юрта у тубаларов.

15 шалык-одог (алтай.) - свадебное жилище у кумандинцев.

16 селте (алтай.) - свадебное жилище у челканцев.

здания туристических объектов и комплексов. Чтобы это передавалось и строилось правильно, надо помнить о традициях алтайского народа.

Существует мнение, что Алтай - это один большой народ, но он имеет свои разделения на северных и южных алтайцев, которые отличаются друг от друга диалектом речи, культурой быта, традициями, одеждой, внешностью и в итоге самым важным для данного исследования - типом жилья.

История и традиционные аспекты строительства юрты, аила и чадыра играют огромную роль в понимании и обучении молодых архитекторов и строителей. Важно сохранить алтайскую архитектуру с традиционными особенностями. Национальная архитектура могла бы дать новую жизнь и взгляд на жилища Республики Алтай и сделать их облик уникальным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Морозова Н.В. Использование традиций народной архитектуры при проектировании рекреационных комплексов в Горном Алтае // Ползуновский вестник. 2011. M i. С. 285-290.

2. Хабарова С.А., Герасимов А.П. Национальные особенности архитектуры народов Горного Алтая // Избранные доклады 64-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2018. С. 583-595.

3. Тентиев Ж. Юрта - священный храм кочевой цивилизации // Вестник КРСУ. 2018. Т. 18. M 10. С. 23-25.

4. Байыр-оол М.С. Юрта в тувинской традиционной культуре // Новые исследования Тувы : электронный информационный журнал. 2013. M 2. С. 67-79.

5. Malibekuly Zh., Semenyuk O., Dyisebayev U., Kuc S. Architecture of the yurt and its impact on teaching young architects // World Transactions on Engineering and Technology Education. 2020. M 2 (18). Р. 226-230.

6. Guoqiang Xu, Hong Jin, Jian Kang. Experimental Study on the Indoor Thermo-Hygrometric Conditionsof the Mongolian Yurt // Sustainability. 2019. M 11 (3), 687.

7. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Москва, 1893. 221 с.

8. Древнетюркский словарь / под ред. В.М. Наделяева [и др.] ; АН СССР. Институт языкознания. Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1969. XXXVIII. 676 с.

9. Ильина О.П. Истоки зодчества Горного Алтая. Горно-Алтайск : ОАО «Горно-Алтайская типография», 2012. 111 с. ISBN 978-5-93809-032-3.

10. Кызлясов И.Л. Пратюркские жилища. Обследования саяно-алтайских древностей / Российская акад. наук, Институт археологии, Самарский обл. историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Москва ; Самара, 2005. 96 с. ISBIN 5-94375-039-8.

11. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. Москва ; Ленинград, 1953. 444 с.

12. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Ч. 1. Поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черновых и лебединских татар, шорцев и саянцев. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1866. 453 с.

13. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.) // АН СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Новосибирск : Наука, 1978. 157 с.

14. Горный Алтай на первых русских картах. URL: https://www.gorno-altaisk.info/ news/86164

REFERENCES

1. Morozova N.V.Ispol'zovanie traditsiy narodnoy arkhitektury pri proektirovanii rekreatsionnykh kompleksov v Gornom Altae [Traditions of folk architecture of recreational complexes in the Altai Mountains]. Polzunovskiy vestnik. 2011. No. 1. Pp. 285-290. (rus)

2. Khabarova S.A., Gerasimov A.P. Natsional'nye osobennosti arkhitektury narodov Gornogo Altaya [National features of the architecture of the peoples of the Altai Mountains]. Izbrannye doklady 64-y universitetskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh Tomsk (Selected Papers 64th Sci. Conf. of Students and Young Scientists). 2018. Pp. 583-595. (rus)

3. Tentiev Zh. Yurta - svyashchennyy khram kochevoy tsivilizatsii [Yurt - a sacred temple of nomadic civilization]. VestnikKRSU. 2018. V. 18. No. 10. Pp. 23-25. (rus)

4. Bayyr-oolM.S. Yurta v tuvinskoy traditsionnoy kul'ture [Yurt in the Tuvan traditional culture]. Novye issledovaniya Tuvy. 2013. No. 2. Pp. 67-79. (rus)

5. Malibekuly Zh., Semenyuk O., Dyisebayev U., Kuc S. Architecture of the yurt and its impact on teaching young architects. World Transactions on Engineering and Technology Education. 2020. No. 2 (18). Pp. 226-230.

6. Guoqiang Xu, Hong Jin, Jian Kang. Experimental study on the indoor thermo-hygrometric conditions of the Mongolian Yurt. Sustainability. 2019. No. 11 (3). P. 687.

7. Verbitskiy V.I. Altayskie inorodtsy [Altaic foreigners]. Moscow, 1893. 221 p. (rus)

8. Nadelyaev V.M. (Ed.), et al. Drevnetyurkskiy slovar' [Ancient Turkic Dictionary]. Leningrad: Nauka, 1969. 676 p. (rus)

9. Il'ina O.P. Istoki zodchestva Gornogo Altaya [The origins of the architecture of the Altai Mountains]. Gorno-Altaisk, 2012. 111 p. (rus)

10. Kyzlyasov I.L. Pratyurskie zhilishcha. Obsledovaniya sayano-altayskikh drevnostey [Pratyur houses. Surveys of Sayan-Altaic antiquities]. Moscow: Samara, 2005. 96 p. (rus)

11. Potapov L.P. Ocherki po istorii altaytsev [Essays on the history of the Altai people]. Moscow: Leningrad, 1953. 444 p. (rus)

12. Radlov V.V. Obraztsy narodnoy literatury tyurkskikh plemen, zhivushchikh v Yuzhnoy Sibiri i Dzungarskoy [Folk literature of Turkic tribes living in Southern Siberia and the Dzungarian Steppe]. Saint-Petersburg, 1866. 453 p. (rus)

13. Toshchakova E.M. Traditsionnye cherty narodnoy kul'tury altaytsev (XIX - nachalo XX v.) [Traditions of Altai folk culture (19-20th centuries]. Novosibirsk: Nauka, 1978. 157 p. (rus)

14. Gornyy Altay na pervykh russkikh kartakh [Gorny Altai on first Russian maps]. Available: www. gorno-altaisk.info/news/86164. (rus)

Сведенья об авторах

Ченчулаева Эмилия Витальевна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, alice.li.7@mail.ru

Куликова Ирина Владимировна, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Authors Details

Emilia V. Chenchulaeva, Undergraduate Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, 634003, alice.li.7@mail.ru

Irina V. Kulikova, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.