Научная статья на тему 'Типологические особенности современных искусствоведческих журналов'

Типологические особенности современных искусствоведческих журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2520
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ИСКУССТВО / ТИП ИЗДАНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕПРИЗНАКИ / TYPOLOGY OF CONTEMPORARY PRINT MEDIA / SPECIALIZED MEDIA / ART JOURNALS / ART / TYPE OF PUBLICATION / TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Автаева Н.О., Щерова М.С.

Анализируется понятие «искусствоведческий журнал» и место обозначенного сегмента периодики в системе типологии средств массовой информации. Сложность выявления общих типологических признаков СМИ и отсутствие единого терминологического аппарата являются проблемами, затрудняющими классификацию современных искусствоведческих журналов. Авторы статьи систематизируют типологии современных печатных СМИ, предложенные ведущими исследователями в сфере массовой коммуникации, выявляют типологические признаки, которые уместны для выделения искусствоведческих журналов в отдельную типологическую группу, неоднородную по своему составу, но имеющую ярко выраженные специфические особенности. Решающую роль в определении типа издания играют такие факторы, как цели СМИ, аудитория и учредитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL FEATURES OF CONTEMPORARY ART HISTORY JOURNALS

In this article, we present an analysis of the concept of «art history journal» and its place in the typology of the mass media. The difficulty in identifying the typological characteristics of the media and the lack of a unified terminology pose a challenge to the classification of contemporary art history journals. The authors systematize the typologies of modern print media proposed by leading researchers in the field of mass communication and identify typological characteristics relevant to the selection of art history journals in a separate typological group, which is heterogeneous, but has pronounced specific characteristics. Such factors as the functions of the media, audience and publisher play an important role in determining the type of publication.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности современных искусствоведческих журналов»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 179-1853

179

Ф И Л О Л О Г И Я

УДК 070

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

© 2016 г. Н.О. Автаева, М.С. Щерова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

zhurnalistnngu@mail.ru

Поступила в редакцию 15.11.2015

Анализируется понятие «искусствоведческий журнал» и место обозначенного сегмента периодики в системе типологии средств массовой информации. Сложность выявления общих типологических признаков СМИ и отсутствие единого терминологического аппарата являются проблемами, затрудняющими классификацию современных искусствоведческих журналов. Авторы статьи систематизируют типологии современных печатных СМИ, предложенные ведущими исследователями в сфере массовой коммуникации, выявляют типологические признаки, которые уместны для выделения искусствоведческих журналов в отдельную типологическую группу, неоднородную по своему составу, но имеющую ярко выраженные специфические особенности. Решающую роль в определении типа издания играют такие факторы, как цели СМИ, аудитория и учредитель.

Ключевые слова: типология современных печатных СМИ, специализированные издания, искусствоведческие журналы, искусство, тип издания, типологические признаки.

Проблема типологизации специализированных печатных изданий на сегодняшний день остается дискуссионной: что относить к типологическим признакам средства массовой информации? Обратимся к основному термину «типология» (от греч. typos - отпечаток, форма, образец и logos - слово, учение). Философский энциклопедический словарь предлагает следующую трактовку: «1. Метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; 2. Результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов» [1, с. 685].

Выявление типологических признаков СМИ как результата систематизации неизменяемых сходств и различий - основная задача исследователей в сфере массовой коммуникации. Например, представитель «московской школы» журналистики профессор М.В. Шкондин относит к факторам, которые лежат в основе типо-

логизации, технологические, экономические, аудиторные, редакционные, организационные признаки, а также характер информации и целевое назначение СМИ [2].

Профессор кафедры журналистики Тольяттин-ского государственного университета А.И. Акопов предлагает осуществлять типологизацию периодики, учитывая типоформирующие признаки (издатель, цели и задачи, читательская аудитория), типологические признаки (авторский состав, внутренняя структура, набор используемых в издании жанров, оформление) и формальные типологические признаки (периодичность, объем, тираж) [3]. Подобный подход является удобным для определения места специализированных изданий в системе СМИ.

Самая сложная для восприятия модель типо-логизации предложена в трудах декана факультета журналистики Воронежского государственного университета профессора В.В. Тулу-пова. К типообразующим факторам он относит следующие: объективные (общественно-экономическая формация; тип общества; социально-экономическое положение и политическая ситуация в стране и регионе; законодательная база; конъюнктура информационного рынка; своеобразие потенциальной читательской аудитории; технологический и междуна-

родный факторы); объективно-субъективные (цель; тип журналистики; профессиональные и этические стандарты; характер информирования; целевая читательская аудитория; авторский состав; организационная структура редакции; внутренняя структура; жанры и формы подачи материалов; язык и стиль; география материалов; реклама; дизайн; объем; тираж; периодичность; ареал и характер распространения) и субъективные (квалификация и мастерство редактора, менеджеров, журналистов, технических работников, полиграфистов, а также квалификация читателей, а также их пол, возраст, образование, профессия, социальное положение) [4].

Систематизируя различные подходы исследователей к классификации и иерархии типологических признаков периодической печати, можно прийти к выводу, что решающую роль в определении типа издания играют такие факторы, как цели СМИ, аудитория и учредитель.

Обратимся к отдельному сегменту рынка современной периодики - специализированным журналам. Безусловно, каждая группа нишевых изданий должна быть рассмотрена исследователями журналистики с позиции типологизации. К сожалению, в настоящее время существуют категории печатных СМИ, которые изучены не в достаточной мере, к таковым можно отнести искусствоведческие журналы. Они стоят на стыке двух сфер деятельности: искусствоведения и журналистики.

Рассмотрим эту группу изданий подробнее. Интересно, что к искусствоведческим журналам исследователи относят самые разные по своим типологическим признакам сегменты периодики, это происходит из-за того, что нет единой трактовки обозначенного термина. Справочные издания, такие как «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» [5], под искусствоведческими журналами понимают специализированные периодические издания, посвященные вопросам истории развития искусства, его современному положению, ставящие своей целью распространение знаний об искусстве и содействие формированию эстетических представлений в обществе. Таким образом, происходит определение одного неизвестного через другое неизвестное: то есть требуется трактовка понятия «искусство».

Поэтому для уточнения теоретико-методологической базы обратимся к справочным изданиям по искусству. Этот термин является неоднозначным и употребляется как в широком, так и в узком смысле.

Например, «Большая энциклопедия» содержит следующее определение понятия «искусство»: «Составная часть духовной культуры чело-

вечества, специфический род практической духовной деятельности и созданные благодаря ему произведения искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой -от произведений науки, ремесла, техники» [6].

«Словарь искусств» рассматривает искусство как процесс и результат деятельности человека, связанной с творчеством и фантазией (в широком смысле) [7].

Из вышесказанного следует, что к искусствоведческим изданиям можно отнести все существующие газеты и журналы, так как деятельность по их созданию является творческой. Следовательно, для конкретизации терминологического аппарата нужно обратиться к узкому значению термина «искусство».

В том же «Словаре искусств» отмечается, что современные определения понятия «искусство» обычно затрагивают эстетические критерии, охватывают литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру. На бытовом уровне к этому понятию относят зрелищные виды искусства [7]. Таким образом, только в одной словарной статье приводятся несколько определений этого термина, что подчеркивает его широту.

«Современный словарь-справочник по искусству» утверждает, что искусство включает в себя множество видов, разновидностей и жанров, которые специалисты пытаются классифицировать по различным параметрам. Убедительным, в частности, представляется различение пространственных, временных и пространственно-временных искусств [8, с. 260]. Под пространственными искусствами понимаются виды изобразительного искусства, существующие в реальном пространстве - архитектура, скульптура, декоративно-прикладное творчество, а также живопись и графика, которые создают иллюзию пространства и объёма на плоскости [9]. Временные (словесно-образные, музыкальные) - такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве. Пространственно-временные (танец, актерское искусство и все базирующееся на нем синтетическое искусство: театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.) -это такие, образцы которых обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Выделяют несколько видов искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое, танец) [6].

Между понятиями «искусствоведение» и «искусствознание» возникает некий диссонанс.

Типологические особенности современных искусствоведческих журналов

181

Большинство исследователей считают их синонимичными. Например, «Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре» сообщает, что искусствознание (искусствоведение) - наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искусства и художественной критики [10].

«Современный словарь-справочник по искусству», казалось бы, конкретизирует это понятие, при этом возникает еще больший диссонанс: в отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов искусств, искусствознание (искусствоведение) подразделяется на отдельные отрасли (музыковедение, литературоведение, искусствоведение, под которым чаще всего подразумевается наука об изобразительных искусствах, театроведение и т. д.) [8, с. 262]. Согласно этому определению искусствознание и искусствоведение соотносятся друг с другом как общее и частное.

В приведенном выше определении сказано, что искусствоведение включает в себя только изобразительные искусства, что является важным для нас. Это свидетельствует о том, что среди искусствоведов происходит некая дифференциация, что также необходимо отметить при рассмотрении вопроса о типологии искусствоведческих журналов.

В «Большой энциклопедии» есть статья, посвященная искусствоведческим журналам. Под ними понимаются «журналы, рассматривающие вопросы искусства» [6]. При этом подразумеваются только издания по изобразительному искусству, так как далее рассматривается их краткая история. Это является еще одним подтверждением того, что многие исследователи употребляют термин «искусство» для характеристики именно изобразительных видов творческой деятельности.

Понятие «искусство» является настолько широким, что на данном этапе функционирования общества не существует единого его определения. То же самое касается видов искусства: их настолько много, что исследователи не всегда при их перечислении указывают все. Поэтому становится непонятным: то ли ученый называет только примеры групп искусства, то ли подразумевает под ними только то, что перечисляет.

Таким образом, можно сделать вывод, что под искусством чаще всего понимают изобразительные виды творческой деятельности (живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, архитектуру), театр, музыку, актерское искусство, литературу. Каждый из этих видов широко представлен в журналистике в качестве отдельной группы специализированных изданий.

Некоторые исследователи при типологиза-ции изданий широко трактуют термин «искус-

ство», приравнивая его к понятию «культура». Несмотря на то что искусствоведческие специализированные журналы возникли еще в XVIII веке, до сих пор не все исследователи журналистики выделяют данный вид изданий в отдельный подраздел. Это связано с тем, что классификация журналов во многом спорна и субъективна, и каждый сам выбирает, включать те или иные разновидности журналов в типологическую схему.

Так, профессор Г.С. Мельник среди определяющих характеристик печатных СМИ выделяет вид аудитории, а также предмет и отображаемую сферу действительности. В последней она обращает внимание на искусство как отдельную сферу [11]. К.М. Боголюбов условно разделяет все журналы на такие тематические группы или типы: общественно-политические, производственно-технические, сельскохозяйственные, литературно-художественные, журналы по естественным наукам, по вопросам искусства, культуры и просвещения, медицинские, по физкультуре и спорту и прочие [12].

А.Г. Бочаров предполагает, что в сфере журналистики личностные интересы делятся на несколько групп, в том числе выделяет культурный уровень в сфере литературы и искусства («Новый мир», «Советский экран») и в сфере научно-образовательной («Вокруг света», «Наука и жизнь») [13].

Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Универсальные воплощают модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

- «для всех не обо всем» (тематическая);

- «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские) [14]. К последней модели можно отнести и журналы по искусству.

На наш взгляд, данное деление является широким, включает в себя неограниченное количество журналов и требует более детальной классификации. В то же время специализированных изданий так много, что невозможно представить их однозначную типологию, в связи с чем ученые выделяют разные группы таких журналов.

Так, В. В. Ворошилов выделяет из множества специализированных изданий литературно-художественные и на темы культуры [15].

По мнению исследователя журнальной периодики А. И Акопова, специальная журнали-

стика представляет собой сложное, многообразное явление. Это сотни изданий, различных по тематическому направлению, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, продолжительности выпуска [16]. Исследователь берет за основу классификации специальных журналов тематическое направление и делит издания на 11 основных классов, при этом культурно-просветительские и искусствоведческие относит к разным группам [3, с. 11].

В свою очередь, искусствоведческие журналы подразделяются на две большие группы:

1. Общеискусствоведческие журналы -группа журналов посвящена общим проблемам искусства.

2. Отраслевые искусствоведческие журналы -эти журналы специализированы по различным видам искусства [3, с. 25].

А.И. Акопов - один из немногих ученых, кто выделяет искусствоведческие журналы в отдельную группу изданий, к тому же классифицирует их еще более детально.

Т.Ф. Дедкова делит специализированные журналы о культуре на несколько более мелких групп (критико-теоретические и критико-публицистические журналы по искусству; литературно-художественные, публицистические журналы; «журналы для интеллектуалов»; просветительские журналы и т. д.).

К профильным критико-теоретическим и критико-публицистическим искусствоведческим журналам она относит издания о народном творчестве, архитектуре, изобразительном искусстве, театре, балете, музыке, кино, литературно-художественные журналы, которые давно присутствуют в нашей журналистике. Среди них она называет критико-теоретические журналы «Театр», «Балет», «Музыкальная академия», «Искусство кино», «Музей», «Декоративное искусство», историко-культурный журнал «Наше наследие», критико-публицистические журналы «Театральная жизнь», «Экран» [17].

Типологические категории искусствоведческих журналов, предложенные Т.Ф. Дедковой и А.И. Акоповым, позволяют убедиться в том, что каждая группа нишевых изданий неоднородна по своим характеристикам и требует детального анализа, только в этом случае можно говорить об успешном построении типологической модели специализированных СМИ.

Дискуссионность выявления типологических признаков и отсутствие единого терминологического аппарата - это факторы, вызывающие

определенные трудности в процессе типологиза-ции специализированных изданий, в том числе искусствоведческих журналов. Поэтому при разработке вопроса систематизации типологических характеристик современных СМИ первым шагом должно стать уточнение теоретико-методологических основ планируемого исследования.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

2. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. 236 с.

3. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. 96 с.

4. Тулупов В.В. Системный подход к типологии газеты // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. С. 41-44.

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.: ВЛАДОС; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 1. 688 с.

6. Большая энциклопедия: В 62 т. / Гл. ред. С.А. Кондратов. М., 2006. Т. 19. С. 320.

7. Словарь искусств. М., 1996. С. 177.

8. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: АСТ, 1999. 813 с.

9. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А. П. Горкина. М.: Росмэн, 2007. 1127 с.

10. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре / Сост. Р.П. Андреева. СПб., 2003. С. 126.

11. Мельник Г. С. Политическая пресса в системе российской печати // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара. (Санкт-Петербург; С.-Петерб. гос. ун-т. 12 марта 1998 г.) / Отв. ред. Б.Я. Мисонжников; СПб.,1999. С. 17-18.

12. Боголюбов К.М. Журналы в СССР. М., 1960. С. 9.

13. Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1973. № 3. С. 31.

14. Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4. С. 3-14.

15. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс: Учебник, 5-е изд. СПб., 2004. С. 165-166.

16. Акопов А. И. Отечественные специальные журналы (1765-1917). Историко-типологический обзор. Ростов, 1986. С. 4.

17. Дедкова Т. Ф. Отражение в СМИ современных культурных процессов // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. М., 2008. С. 166-174.

Типonoгицеские ocoöemocmu coBpeMemux ucKyccmBOBeönecKux wypmnoB

183

TYPOLOGICAL FEATURES OF CONTEMPORARY ART HISTORY JOURNALS N.O. Avtaeva, M.S. Shcherova

In this article, we present an analysis of the concept of «art history journal» and its place in the typology of the mass media. The difficulty in identifying the typological characteristics of the media and the lack of a unified terminology pose a challenge to the classification of contemporary art history journals. The authors systematize the typologies of modern print media proposed by leading researchers in the field of mass communication and identify typological characteristics relevant to the selection of art history journals in a separate typological group, which is heterogeneous, but has pronounced specific characteristics. Such factors as the functions of the media, audience and publisher play an important role in determining the type of publication.

Keywords: typology of contemporary print media, specialized media, art journals, art, type of publication, typological characteristics.

References

1. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar'. M.: So-vetskaya ehnciklopediya, 1983. 840 s.

2. Tipologiya periodicheskoj pechati / Pod red. M.V. Shkondina, L.L. Resnyanskoj. M.: Aspekt Press, 2007. 236 s.

3. Akopov A.I. Metodika tipologicheskogo is-sledovaniya periodicheskih izdanij. Irkutsk: Izd-vo Ir-kutskogo un-ta, 1985. 96 s.

4. Tulupov V.V. Sistemnyj podhod k tipologii gazety // Problemy massovoj kommunikacii na rubezhe ty-syacheletij: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Voronezh, 2003. S. 41-44.

5. Rossijskij gumanitarnyj ehnciklopedicheskij slovar'. M.: VLADOS; Filol. fak. S.-Peterb. gos. un-ta, 2002. T. 1. 688 s.

6. Bol'shaya ehnciklopediya: V 62 t. / Gl. red. S.A. Kondratov. M., 2006. T. 19. S. 320.

7. Slovar' iskusstv. M., 1996. S. 177.

8. Sovremennyj slovar'-spravochnik po iskusstvu / Nauch. red. i sost. A.A. Melik-Pashaev. M.: Olimp: AST, 1999. 813 s.

9. Iskusstvo. Sovremennaya illyustrirovannaya ehnciklopediya / Pod red. prof. A.P. Gorkina. M.: Rosmehn. 2007. 1127 s.

10. Illyustrirovannyj slovar' po iskusstvu i arhitekture / Sost. R.P. Andreeva. SPb., 2003. S. 126.

11. Mel'nik G.S. Politicheskaya pressa v sisteme ros-sijskoj pechati // Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnyh processov: Materialy nauch.-prakt. seminara. (Sankt-Peterburg; S.-Peterb. gos. un-t. 12 marta 1998 g.) / Otv. red. B.Ya. Misonzhnikov; SPb.,1999. S. 17-18.

12. Bogolyubov K.M. Zhurnaly v SSSR. M., 1960. S. 9.

13. Bocharov A.G. Osnovnye principy tipologii sov-remennyh sovetskih zhurnalov // Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 11. Zhurnalistika. 1973. № 3. S. 31.

14. Resnyanskaya L. Obshcherossijskie gazetnye iz-daniya // Vestnik MGU. Ser. Zhurnalistika. 2000. № 4. S. 3-14.

15. Voroshilov V.V. Zhurnalistika. Bazovyj kurs: Uchebnik, 5-e izd. SPb., 2004. S. 165-166.

16. Akopov A.I. Otechestvennye special'nye zhurnaly (1765-1917). Istoriko-tipologicheskij obzor. Rostov, 1986. S. 4.

17. Dedkova T.F. Otrazhenie v SMI sovremennyh kul'turnyh processov // Problematika SMI: Informacion-naya povestka dnya. M., 2008. S. 166-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.