Какишов Кенжебек Каныбекович
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ "АСАБА"
В статье в качестве материала исследования выбрана общественно-политическая газета "Асаба"; рассматриваются типологические характеристики газеты "Асаба" по таким критериям, как социально-политическая направленность, аудиторная ориентированность, совокупность проблемно-тематических линий, рубрикация и тематические пласты, характер информации, ее интерпретация. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/2/2017/4-1/10.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 1. C. 38-40. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
38
^БЫ 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 1
УДК 070
В статье в качестве материала исследования выбрана общественно-политическая газета «Асаба»; рассматриваются типологические характеристики газеты «Асаба» по таким критериям, как социально-политическая направленность, аудиторная ориентированность, совокупность проблемно-тематических линий, рубрикация и тематические пласты, характер информации, ее интерпретация.
Ключевые слова и фразы: газета; типология; жанры; информация; тематика; универсальность; качественные газеты.
Какишов Кенжебек Каныбекович
Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б. Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызстан кещеЬек83@таИ. гы
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «АСАБА»
С обретением в 1991 году суверенитета на материальной базе партийных изданий появились первые негосударственные газеты, которые самостоятельно начали освещать происходящие события, исследовать белые страницы истории Кыргызстана. Среди них можно выделить газету «Асаба» («Флаг»). Газета «Асаба» выросла из республиканской молодежной газеты «Ленинчил Жаш» («Юный ленинец») и до середины 90-х считала себя правопреемником газеты. С распадом партийной системы газета была провозглашена независимой от высшего комсомольского органа, по инициативе сотрудника «Ленинчил Жаш» М. Эшимканова была преобразована в акционерное общество закрытого типа. Учредителем газеты был трудовой коллектив. М. Эшимканов стал главным редактором. В период 1991-2000 гг. газета «Асаба» зарекомендовала себя как оппозиционное общественно-политическое издание, которое в освещении событий своим неповторимым стилем и направлением задало новый курс развития среди кыргызскоязычной прессы. Тираж номера в 2000 году был доведен до 50 тысяч, а периодичность - до двух раз в неделю [5].
В начале 2000 года судебным искам со стороны государства и отдельных чиновников подвергались как русскоязычные газеты, так и газеты на кыргызском языке. Среди кыргызскоязычных изданий «Асаба» остро критиковала правление А. Акаева. Возможно, поэтому в 2000 году против газеты «Асаба» начались судебные процессы. В результате в апреле 2001 года газета перестала выходить из-за банкротства [9].
Социально-политическая направленность издания В общественно политической жизни страны роль прессы постепенно меняется кардинальным образом: если в советскую эпоху кыргызские СМИ служили трибуной коммунистической идеологии [6], то с обретением суверенитета пресса начинает действовать независимо от государственной власти. Такие газеты, как «Асаба» и «Кыргыз Руху», отказались от устоявшегося десятилетиями стиля советской печати [7] и начали освещать общественную жизнь с позиции демократических ценностей, тем самым задали новый курс развития среди кыргызскоязычной прессы. А газета «Асаба» отличилась своим оппозиционным устремлением и творческим новаторством сотрудников. Язык и стиль, который они использовали при написании материала, значительно отличался от стиля партийной прессы. Для общества это было чем-то новым. На этом этапе главный редактор Мелис Эшимканов, можно сказать, открыл целую школу журналистов с новыми профессиональными установками. Конечно, первая оппозиционная газета «Асаба» на всем протяжении своего существования испытывала многие трудности как в экономическом, так и политическом отношениях. Газета сама находила финансовые средства для своего существования.
Посредством нового творческого подхода, хлесткого и язвительного стиля написания текста, смелой критики в адрес властей газета приобретала большую популярность среди читателей. В противостоянии с государственными изданиями и Гостелерадиокомпанией Кыргызской Республики газета «Асаба» регулярно публиковала критические материалы о деятельности президентской администрации, правительства, государственных чиновников и служб. Несмотря на то, что материалы газеты имели общественный резонанс, необходимо отметить ее характерную черту, которая была присуща многим общественно-политическим изданиям Кыргызстана, - это односторонность, отсутствие сбалансированной информации. Так, в материалах негосударственных газет в основном публиковали материалы о негативных явлениях и фактах в жизни республики и почти ничего не сообщалось о положительных моментах в ее развитии [8]. Правительственные же газеты далеко не отходили от положительного тона публикаций о ситуации внешней и внутренней политики страны. Объективное представление читателя складывалось только после прочтения материалов двух противоборствующих сторон: государственные газеты и частные оппозиционные.
Совокупность проблемно-тематических линий. Рубрикация и тематические пласты Газета «Асаба» - одно из первых изданий республики, которое заложило фундамент становлению в республике стандартов освещения общественной жизни с позиции демократических ценностей. Сегодня многие ее параметры изготовления газеты и публикации, стиль языка используются частными общественно-политическими изданиями. В этом отношении газета «Асаба» являлась новатором в сфере функционирования отечественной прессы. В период своего существования газета зарекомендовала себя как оппозиционное издание по отношению к правящей элите того периода.
10.01.00 Литературоведение
39
По тематической направленности и аудиторной ориентации газета входила в категорию универсальных СМИ с признаками специализированного общественно-политического издания, не чурающегося развлекательных элементов. Тематическое разнообразие было нацелено на удовлетворение многих информационных запросов читателей, что охватывало практически все сферы жизни республики, включая как региональные, так и международные новости. В отличие от других сфер общественной жизни политической тематике в издании отдавался значительный приоритет. Развлекательные материалы занимали небольшую долю в общем количестве всех материалов. В период правления республикой А. Акаева «Асаба» являлась самой влиятельной оппозиционной газетой и зарекомендовала себя как общественно-политическое издание. В состав ее читательской аудитории входили практически все слои населения. Отличительная черта и популярность газеты среди населения представляется тем, что газета совмещала в себе признаки как качественной, так и массовой прессы. Газета «Асаба» сочетала в себе глубину суждений, аналитичность, насыщенность публицистических жанров, а также сенсационность, наличие элементов оформления массовой прессы. В этом аспекте «Асаба» имела смешанную типологическую характеристику, с превалированием элементов качественной прессы.
За весь период своего существования «Асаба» подготовила около 900 рубрик. В газете принцип формирования рубрик зависел от значимости материала, т.е. для материала находили рубрику. Конечно, были определенные рубрики, которые имели постоянный характер выхода на страницах издания. Среди существующих рубрик своей регулярностью отличались новостные рубрики. Информационные сообщения обычно выходили на одной из трех первых полос в рубрике «Оп майда» («Песня, которую пел молотильщик») [2]. Новости из регионов можно встретить в рубрике «Ёз кабарчы билдирет» («Собственный корреспондент сообщает») [1]. В этом разделе материалы выходили в виде коротких новостных заметок. Новости сенсационного характера с присущим для развлекательных изданий оформлением освещались в рубрике «Атактуулар айлампасы» («Круговорот знаменитостей») [3], в которой публиковались материалы об известных личностях из сферы шоу и эстрады. В рубрике «Политкат» («Политписьмо») [4], которая посвящена письмам читателей, контингент авторов очень разнообразен. В основном это письма из отдаленных регионов республики. Газета организовала открытую информационную площадку, где читатели имели возможность открыто выражать свою точку зрения по общественно-политическим вопросам.
Характер информации и её интерпретация
Глубинные залежи творческого начала газеты «Асаба» имели тесную связь с устным народным творчеством - институтом акынства (певцы-импровизаторы) и другими видами фольклора. Необходимо отметить, что практически каждая публикация в плане содержания и стиля готовилась с учетом творческих приоритетов автора. Общим характерным признаком «Асабы» и в последующие годы большинства кыргызскоязыч-ных газет выступал элемент ловкости, эмоциональной экспрессивности и подтекста слова, который в кыргызском языке можно охарактеризовать таким понятием, как «тапандык» (ловкость, хитрость, находчивость). Сегодня «тапандык» имеет своеобразную специфику, которая представляет собой сложный симбиоз, состоящий из модернизированных под нынешние реалии стилистических признаков фольклора. Посредством данного приема автор текста может дать оценку определенному событию. Следует подчеркнуть, что оценочный характер информации выражается с использованием яркой выразительности слова. В некоторых случаях для усиления эффективности текста используют кыргызские диалекты.
В целом в газете использовался как фактологический, так и оценочный характер информации. Авторская позиция встречалась в материалах разного жанра: в заметке, корреспонденции. В целом информация-мнение стала неотъемлемой составляющей практически большинства частных газет на кыргызском языке. Следует отметить, что комментарии и авторская позиция используются в рамках внутренней политики каждой редакции, выражая интересы владельцев издания, что мало их отличает от правительственных газет, которые однозначно выражают официальную точку зрения.
Разнообразие и искусное владение жанровым составом публикаций обеспечивало газете высокую читабельность и популярность среди потенциальной аудитории. Наиболее используемыми жанрами являлись заметка, корреспонденция, информационное и аналитическое интервью, комментарий, информационный отчет, обзор, беседа. Нельзя сказать, что информационные жанры доминировали над аналитическими жанрами. В зависимости от степени необходимости использования того или иного жанра их соотношение менялось.
Творческий облик издания
Творческий облик издания «Асабы» являлся своего рода прототипом последующих частных общественно-политических изданий на кыргызском языке. Газета кардинально отличалась от стиля и стандартов оформления советской периодики, делая упор на сенсационность, экспрессивность и привлекательность оформления. Это связано, в первую очередь, с развитием в республике рыночных отношений, с появлением в медиа-пространстве альтернативной советской периодической печати новых стандартов журналистики. Поэтому коммерческий интерес влиял на тематическую составляющую газеты и на формирование облика газеты. Таким образом, издание для обширного охвата аудитории было нацелено на удовлетворение различных информационных запросов читателей.
В оформлении главной страницы газеты «Асабы» наблюдались определенные отличия от нынешних частных периодических изданий. Газета выходила в черно-белом формате. На главной титульной странице были расположены текстовый материал в виде коротких новостей, анонс и обязательно фотоиллюстрации. На последующих полосах можно было заметить доминирование текстовых публикаций над визуальными материалами. Количество фотоиллюстраций на каждой полосе колебалось в пределах от двух до четырех фотоснимков. Оптимальное количество колонок на каждой странице обеспечивало легкую читаемость материалов. Рекламный блок, занимая небольшую площадь, обычно располагался на одной из последних трех полос.
40
ISSN 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 1
На сегодняшний день редкое использование коллажей постепенно приобретает постоянный характер. В этом аспекте острокритические коллажи являлись одним из основных визуальных ресурсов газеты «Асаба». Практически в каждом номере наблюдалось их активное использование. Как правило, в этих визуальных материалах отражались самые актуальные проблемы в обществе, целостная картина происходящего на политической арене страны.
Список источников
1. Асаба. 2000. 19 мая.
2. Асаба. 2000. 30 мая.
3. Асаба. 2000. 2 июня.
4. Асаба. 2000. 28 июля.
5. Мамбеталиев К. О состоянии СМИ Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.kg/?pid=10 (дата обращения: 13.12.2016).
6. Мониторинг кыргызскоязычных печатных СМИ 2011-2012 [Электронный ресурс]. URL: http://medialaw.kg/2013/01/27/ kg-media-monitoring-2011-2012/ (дата обращения: 10.12.2016).
7. Мониторинг кыргызскоязычных СМИ или куда мы катимся [Электронный ресурс]. URL: http://stanradar.com/ news/full/115-monitoring-kyrgyzskojazychnyh-smi-ili-kuda-my-katimsja.html (дата обращения: 13.12.2016).
8. СМИ Кыргызстана в условиях суверенитета и демократических преобразований в Республике (1991-2006 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/socio-economic-resources/mass-media/page,22,1489-smi-kyrgyzstana-v-usloviyah-suvereniteta-i-demokraticheskih-preobrazovaniy-v-respublike-1991-2006-gg.html (дата обращения: 12.12.2016).
9. Совет уулу Мелис. Аскер Сакыбаева, главный редактор газеты «Жаны агым»: «Асабу» закрыли Турдакун Усубалиев и «Кумтор» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gezitter.org/politic/6749_asker_sakyibaeva_glavnyiy_redaktor_gazetyi_ janyi_agyim_asabu_zakryili_turdakun_usubaliev_i_kumtor/ (дата обращения: 17.02.2017).
TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF THE SOCIO-POLITICAL NEWSPAPER "ASABA"
Kakishov Kenzhebek Kanybekovich
Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin
Socio-political newspaper "Asaba" serves as the research material; the author examines newspaper's typological characteristics according to such criteria as socio-political orientation, target audience, the integrity of problematic and thematic areas, lubrication and thematic strata, the nature of information, its interpretation.
Key words and phrases: newspaper; typology; genres; information; themes; universality; quality newspapers.
УДК 8; 10.01.00
Предания - один из жанров народной духовной культуры хакасов, ее явление, мимо чего не мог пройти великий ориенталист, филолог, историк Н. Ф. Катанов. Однако имеющий большое познавательное значение жанр оказался за пределами научных интересов. В нашей статье впервые рассматривается тематика, поэтика хакасских исторических преданий в контексте их национально-исторической конкретики и творческой типологии.
Ключевые слова и фразы: предание; традиция; типология; ритуал; сказка; цикл; реципиент; генезис; история; национальная культура.
Кошелева Альбина Леонтьевна, д. филол. н.
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан kosheleva. albina. 38@mail. ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ ХАКАСОВ, ЗАПИСАННЫЕ Н. Ф. КАТАНОВЫМ (1889-1892 ГГ.): ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ТИПОЛОГИЯ
Книга Н. Ф. Катанова «Образы народной литературы тюркских племен» (т. IX) содержит 2812 транскрибированных по системе академиков О. Н. Бётлинга и В. В. Радлова тюркских текстов (песни, загадки, толкования снов, отдельные предложения, сказки, рассказы, предания, легенды, шаманские молитвы, описания обычаев и пр.), «... записанные мною, - как выразился сам ученый, - в разное время и принадлежащие шести народностям Присаянья» [4, с. 1], имея в виду урянхайцев, качинцев, сагайцев, койбалов, бельтыров, карага-сов. Записанные и систематизированные Н. Ф. Катановым тексты - это ценнейший материал для ученых-гуманитариев. Данный уникальный труд стал предметом изучения для некоторых литературоведов, фольклористов и писателей Хакасии, в частности, - сказки (М. А. Унгвицкая, П. А. Трояков), обряды (Г. Г. Каза-чинова, В. К. Татарова), пословицы, поговорки (Л. К. Ачитаева), жанровая система (А. Л. Кошелева), песни (В. Е. Майногашева, А. В. Преловский), шаманские мотивы. Однако за пределами научных интересов остался такой интереснейший, имеющий большое познавательное значение жанр, как предание.