жизни ребёнка определяется уровень риска развития наркозависимого поведения в будущем.
Регресс личности может означать слабость «Я» перед болью и фрустрацией, наличие базальной тревоги. На стадии латентной наркотизации подростки могут прибегать к наркотикам как к средству ухода от семейных конфликтов [7]. Таким образом, защитные механизмы, которые рассматриваются в качестве основных механизмов развития, являются также механизмами формирования аутодеструкции. [2] В конечном итоге, мы можем прийти к выводу, что роль семьи в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения сложно переоценить.
Соответственно, ведущим направлением в первичной и вторичной профилактике наркомании является работа с семьями. Важную роль может сыграть психокоррекция детско-го-родительских отношений, гармонизация взаимоотношений родителей с взрослыми детьми. Психологическое сопровождение семей должно быть нацелено на формирование у ребёнка в процессе воспитания гармоничных взаимоотношений структурных компонентов его личности: Ид, Эго и Супер-Эго. А при лечении наркозависимых пациентов, работа психолога должна быть направлена на преодоление базальной тревоги, ослабление контролирующей функции Сверх-Я, нахождении, совместно с пациентом, социально приемлемых путей разрядки агрессии.
В силу ослабленного самоконтроля и нарушения сбалансированности противоположностей у наркоманов наблюдается деформация влечений, которая выражается в сужении спектра их проявления и заостренных характеристиках: высокая тревожность, агрессивность, аутичность, депрессивность, ипохондричность, импульсивное поведение. Также для них характерен высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех.
Зависимый человек строит систему защитных механизмов, предназначенных для скрытия употребления. Айвазова А.Б. обращает внимание на то, что при работе с аддикциями понятие «отрицание» необходимо использовать не только в значении одного из видов психологических защитных механизмов, но и в более широком значении. Это понятие может включать в себя ряд психологических приёмов, помогающих снизить уровень осознания, что злоупотребление алкоголем или приём наркотических средств - это проблема, а не решением проблем. Отрицание является значительным фактором, способствующим снижению эффективности лечебных и реабилитационных.
Заключение
Существенным моментом, ограничивающим возможности использования психоаналитического подхода в профилактике и лечении наркозависимости, на наш взгляд, является отсутствие учёта в своих теоретических разработках таких понятий, как «свобода воли», «свобода выбора». Психоаналитическую модель личности относят к игнорирующим -понятие «личностный рост», духовность. При этом, следует отметить, что изучение духовного потенциала, содержательно-смысловой сферы становятся всё более актуальным [3; 11] Разумеется, мы не можем говорить об агрессии и аутоагрес-сии, не затрагивая сам факт, стремления человека выйти за определенные рамки, желания «нарушить границу». Вопрос заключается в том, по какому пути пойдет человек, что он выберет - созидание или разрушение. В рамках психоаналитической теории аутоагрессивное поведение определяется преимущественно бессознательными процессами, осознание является фактором их перенаправления и трансформации.
Причиной агрессивного поведения могут являться самые разнообразные факторы и весьма сложно определить, какие из них является решающим. Причины эти кроются в несовершенстве самой человеческой природы (то есть ее инстинктивной составляющей) или же в специфике биологических и психологических особенностей индивида (исследователи рассматривают генетическую предрасположенность индивидов к агрессивному поведению, дефекты в умственном развитии, проявления психопатии). На основании сказанного выше можно сказать, что изучение взаимосвязи саморазрушающего и зависимого поведения с позиции основных научных направлений в психологии является перспективным направление в исследовании этих феноменов.
Литература
[1]. Александров А.А. Психотерапия: учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2004.
[2]. Баранова С.В. Акмеологические механизмы духовно-нравственного наставничества // Акмеология. 2012. № 2. С. 104-68.
[3]. Болтенко М.Н. Психолого-акмеологические механизмы формирования смыслового потенциала личности // Акмеология. 2012. № 2. С. 118-121.
[4]. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. - СПб.: Класс, 2003.
[5]. Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Основные тенденции распространённости наркологических расстройств в России в 2003-2004 годах // Вопросы наркологии. № 3. 2005. С. 57-67.
[6] Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для мед.вузов. - СПб.: Питер, 2000.
[7]. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. - М.: Смысл, 2001.
[8]. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. - М.: АСТ, 2010.
[9]. Попова О.Ф. Избегание страдания как экзистенциальная установка формирования зависимости // Акмеология. 2013. № 2. С. 82-86.
[10]. Прокудин И.А. Соотношение смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению // Акмеология. 2013. № 1. С. 53-57.
[11]. Суркова Е.Г. Сущность понятия «Личностный рост» в современной психологии (системный подход) // Акмеология. 2014. № 3. С.58-65
[12]. Шайдукова Л.К. Особенности «ремиссионных» психических расстройств у больных наркоманиями // Наркология. 2006. № 11. С. 53-58/
[13]. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М.: Коги-тоЦентр, 2005.
[14]. Ярошевский М. Г. История психологии: учебное пособие. - М.: Академия, 1997
[15]. Freud, S. Psychical (or mental) treatment (1905) // In Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud Vol. 7 / translated and edited by J. Strachey. London.: DC: Hogarth Press, 1953. P. 281-302.
STRUCTURE PATTERN AUTOAGRESSIVE DRUG ADDICTS PERSON UNDER THE PSYCHOANALYSIS
Vashukova Ekaterina Yurievna - graduate student of the correspondence Department of the Moscow Institute of Psychoanalysis. 121170 Russia, Moscow, Kutuzov Ave 34. e-mail [email protected]
Abstract
This article analyzes the psychoanalytic theories of formation
of such phenomena as autoaggression and addiction.
This paper examines the main provisions of classical
psychoanalysis, object relations theory on the relationship of
self-destructive and addictive behavior.
Key words: addiction, autoaggression, personality,
psychoanalysis.
УДК 159.9.07
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСТОЙЧИВОСТИ И УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ
Воробьева Александра Андреевна - соискатель, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
Новикова Ирина Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected] Шляхта Дмитрий Александрович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты исследования соотношения индивидуально-типических особенностей реализации настойчивости с учебной успешностью студентов-лингвистов. Ключевые слова: настойчивость, личностные черты, системно-функциональный подход, индивидуально-типические особенности.
Одним из востребованных направлений современной практической психологии являются типологические исследования личности, результаты которых позволяют осуществлять адресную работу в таких сферах, как образование, психологическое консультирование, профориентация и т.п. В частности, весьма продуктивным является изучение различных аспектов учебной деятельности студентов в соотношении с индивидуально-типическими особенностями свойств личности [2].
С использованием методологического потенциала системно-функционального подхода А.И. Крупнова [1; 2], были установлены четыре основных типа реализации активности личности, которые стабильно выделяются в различных выборках для таких свойств как настойчивость, любознательность, общительность, инициативность, уверенность и др.: инструментально-смысловой, мотивированно-агармонический, слабо-мотивированный и избирательный [3-5].
Нами было проведено исследование индивидуально-типических особенностей реализации настойчивости в соотношении с учебной успешностью, в котором приняли участие 202 российских студента первого и второго курсов ИИЯ РУДН направления «Лингвистика» (161 девушка и 41 юноша) в возрасте от 17 до 25 лет. Для диагностики настойчивости использовался бланковый тест, разработанный А.И. Крупно-вым [1]. Показателем академической успеваемости студентов был итоговый балл по учебным дисциплинам, которые мы разделили на пять групп: 1) английский язык (обязательный «первый» иностранный язык для всех студентов); 2) второй иностранный язык; 3) специальные дисциплины 4) общеобразовательные дисциплины 5) психолого-педагогические дисциплины. Для статистической обработки использовался кластерный анализ методом К-средних и дисперсионный анализ (А^УА).
Было выявлено, что для субъектов с инструментально-смысловым типом реализации настойчивости характерны высокие показатели успеваемости по второму иностранному языку, специальным и психолого-педагогическим дисциплинам, и средние по английскому языку и общеобразовательным дисциплинам. В целом, «напористые» студенты стараются демонстрировать высокие баллы по большинству дисциплин, однако, к сожалению, им не всегда хватает сил и времени на достижение желаемых высоких результатов, что может приводить к средним результатам по некоторым курсам. Однако, низкие баллы для этого типа не характерны.
Представители мотивированно-агармонического типа реализации настойчивости в целом демонстрируют средние баллы по большинству дисциплин, при этом показатели по второму иностранному языку и психолого-педагогическим дисциплинам у «неуверенных» студентов чуть ниже среднего. Представители данного типа характеризуются специфическими трудностями в инструментально-стилевой подсистеме настойчивости при нормально развитой мотивационно-смыс-ловой подсистеме и показывают средние результаты как по специализированным, так и неспециализированным курсам. Низкие баллы зафиксированы по предметам, которые являются наиболее «новыми» и даже несколько «чуждыми» для испытуемых (как, например, психолого-педагогические курсы, которые достаточно сильно отличаются от лингвистических дисциплин специализации).
Для представителей слабо-мотивированного типа реализации настойчивости характерны низкие значения показателей успеваемости по всем дисциплинам, при этом минимальные показатели для данного типа выявлены для второго иностранного языка, что соответствует особенностям реализации настойчивости для «инертных» студентов. Таким образом, курс, предполагающий наиболее волевое поведение для его эффективного освоения, является наименее успешным для субъектов, у которых такое поведение развито слабо. Отмечается определенная тенденция (в сравнении с предыдущим типом) к снижению показателей успешности для курсов,
требующих проявления высокой настойчивости ввиду их выборности и важности.
Представители избирательного типа реализации настойчивости характеризуются высокими баллами по всем дисциплинам (при этом для второго иностранного языка показатели максимальны). Таким образом, субъекты с более развитой волевой сферой показывают более высокие результаты в обучении. Отметим, однако, что для «прагматичных» студентов может иметь место не только ориентация на само по себе освоение дисциплины, но и на получение высоких оценок и, следовательно, более «ценного» в дальнейшей профессиональной карьере диплома, что может служить объяснением столь высоких показателей успеваемости таких студентов. При этом по дисциплине, максимально характеризующей интерес студента (второй иностранный язык) представители данного типа показывают наиболее высокие результаты, что также соответствует их психологической характеристике, в то время, как для дисциплин, изначально не лежащих в сфере их интересов зафиксированы относительно низкие показатели.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что психологические характеристики четырех устойчивых типах реализации активности личности в волевой сфере получают свое содержательное подтверждение при анализе учебных достижений студентов, относящихся к каждому их данных типов.
Литература
[1] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2008.
[2] Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно- функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 9-30.
[3] Воробьева А.А., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Типологические особенности настойчивости и любознательности у студентов различных направлений обучения // Акмеология. - 2014. - № S3-4. - С. 54-55.
[4] Новикова И.А., Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». -2009. - № 1. - С. 36-40.
[5] Шляхта Д.А. К проблеме типологического исследования личностных черт // Вестник РУДН. - Серия: «Психология и педагогика». -2008. - № 4. - С. 47-51.
TYPOLOGICAL FEATURES OF PERSISTENCE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT IN LINGUISTIC STUDENTS
Alexandra A. Vorobyeva - Post Graduate, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198 Irina A. Novikova - Сand.Ps., Associate Professor, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198 Dmitry A. Shlyakhta - Сand.Ps., Associate Professor, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198
Abstract
The article presents the results of the research on the correlation of individual-typical differences in realization of volition personal traits and academic achievement in linguistic students. Key words: persistence, personal traits, System-Functional approach, individual-typical features.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Воронцова Анна Александровна - кандидат психологических наук, доцент. Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Туль-