Научная статья на тему 'Типологические особенности изданий для студентов в России начала XX в'

Типологические особенности изданий для студентов в России начала XX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
540
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности изданий для студентов в России начала XX в»

© 2007 г. Ю.А. Носова

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ НАЧАЛА XX в.

История дооктябрьских печатных изданий России исследована довольно подробно [1]. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что некоторые типы изданий и даже целые отряды прессы еще не стали предметом специального изучения, в частности отечественная печать для студенческой молодежи. В начале XX в. происходит формирование системы изданий для студентов, которая обладала своими особенностями, развивалась и дифференцировалась. Этот знаковый в развитии прессы для студентов России период заслуживает пристального внимания.

В «Библиографии периодических изданий России. 1901-1916 гг.» [2] 67 студенческих изданий выделяются в самостоятельную группу, но при этом не делается различий между газетами и журналами. Это объясняется тем, что даже сами издания не всегда могли определиться со своим типом, постоянно его меняли. 1900-1905 гг. -период бурного развития нелегальной студенческой прессы: различного рода листков, имевших нестабильную периодичность и недолгую жизнь. Например, «Злободневный листок» (Санкт-Петербург, 1901 г.), «Студенческий листок» (Санкт-Петербург, 1901 г.), «Студенческая жизнь» (Москва, 1901 г.), «Студенческая жизнь» (Санкт-Петербург, 1901 г.), «Студенческое слово» (Москва, 1901 г.). Особенно большой количественный рост подобных изданий наблюдался весной 1902 г. Некоторые листки и бюллетени стали печатать помимо краткой хроники студенческой жизни отрывки из политических произведений, прокламации и воззвания. «Листок группы „Издатель"» (Санкт-Петербург, 1902-1903 гг.), например, печатал отрывки из выпускаемого за границей партийного журнала «Освобождение» П.Б. Струве. Исследователь начала XX в. С. Г. Свати-ков писал, что «подавляющее большинство изданий 1899-1905 гг. носит характер злободневных листков, выходило исключительно в эпоху волнений и имело характер информации о событиях в данном учебном заведении, в данном городе и в других местах» [3].

1906 г. является особенно значимым, даже переломным в истории печати для студенческой молодежи. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г. начинается бурный количествен -ный рост изданий. В это время в стране издавалось по разным оценкам от 20 до 35 «общих студенческих журналов», как они сами себя часто определяли. Развивается издательская деятель-

ность и в учебных заведениях. Политические позиции и направления изданий самые разные: от черносотенных, либеральных, христианских до марксистских, народнических, исповедующих узкий экономизм или чистое искусство. Именно в этот период - между двумя революциями -происходит дифференциация изданий по различным признакам, что позволяет говорить об активном процессе формирования системы отечественной прессы для студентов.

Попытки создания общестуденческой газеты предпринимались и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Но, как правило, они не были слишком успешными. Например, «Студенческая газета» (Москва, 1906 г.) - «профессиональная, социально-политическая и литературная». Всего вышло 16 номеров, издание было приостановлено московским генерал-губернатором на основании Положения о государственной охране [2]. Газета выглядела достаточно безлико: отсутствие иллюстраций, шестиколонная верстка текста с использованием нескольких линеек. Недостаток информации о жизни учащихся и событиях в вузах, особенно в других городах, заставлял редакцию все время давать объявление о том, что требуются корреспонденты в провинции и за границей. Были попытки расширить круг обсуждаемых вопросов: работа студентов-медиков в клиниках, впечатления вольнослушательницы в университете, появление долгожданной студенческой библиотеки, мнения по «женскому вопросу» [4]. В целом же «Студенческая газета» не справлялась с заявленными задачами и, просуществовав два месяца, была закрыта.

Более продуманное и соответствующее специфике аудитории содержание имела петербургская газета «Студенческая жизнь», выходившая в том же 1906 г. Но до закрытия по цензурному делу успело выйти всего два номера издания. В опубликованной в первом номере программной статье цели издания определялись следующим образом: «Сотни тысяч учащейся молодежи составляют собою огромную интеллигентную армию, связанную общими интересами, общим влечением к науке, общей идеологией. <...> Выступая ныне с изданием общественно-студенческой газеты, мы ставим своей задачей дать полную и точную картину жизни студенчества, его профессиональных нужд, стремлений, его политических и этических идеалов» [5]. Газета имела несколько постоянных рубрик: «Сту-

денческая жизнь», которая подразделялась на новости вузов Санкт-Петербурга и провинции -от открытия новой кафедры до конфликтов преподавателей со студентами, «Из прошлого наших университетов» (появление и развитие высшей школы в России), «Фельетон» (сатирические рассказы и стихи), «Рабочая жизнь» (особенности рабочего движения предыдущих двух лет), «Общественная жизнь» (о политических партиях), «Судебный отдел».

Нужно отметить, что подобные заявления о «всестуденческом» характере изданий, важной роли именно данного нового органа, широкой тематике и прогрессивном характере публикаций были характерны для студенческой печати этого периода. Несколькими годами позднее стали появляться газеты и журналы, которые больше соответствовали таким заявлениям.

Типичным примером общестуденческой газеты является уже другая «Студенческая жизнь» (Москва, 1910-1911 гг.), выходившая с подзаголовком «Еженедельная, внепартийная, общественная, литературно-художественная газета». По внешнему виду и верстке «Студенческая жизнь» сначала была больше похожа на журнал: обложка из более плотной серой или зеленоватой бумаги, страницы соединены скрепками, текст расположен в две колонки, материалы идут один за другим и отбиваются линейками в начале и в конце. Четкой рубрикации в издании не было. Разноплановые материалы публикуются подряд: от эссе памяти Чехова и стихов студентов до выдержек из книги «История современной Германии». И все же несколько оперативных рубрик позволяют относить «Студенческую жизнь» к типу газеты уже с первых выпусков. В рубрике «Телефон», занимавшей обычно полосу, публиковались новости из Москвы и Петербурга: вакансии в вузах, деятельность студентов, выставки, заседания Госдумы, посвященные проекту уставов университетов и т.д. Раздел «Корреспонденция» - различные новости о студенческих конкурсах, курсах, нововведениях в вузах, возможностях перевода из одного учебного заведения в другое, в заголовок которых всегда выносился город, откуда поступила информация. География была достаточно широкой - Пекин, Новочеркасск, Вилль-Франк. Содержательно газета старалась охватывать различные сферы жизни студенчества. Был блок информации справочно-познавательного характера: временные правила о допущении к экзаменам, материалы об университетской реформе, о страховании учащихся и т.д. В публицистическом блоке часто появлялись статьи о задачах студенчества и научной школе, о различных студенческих инициативах. По многим показателям можно судить, что газета успешно развивалась и

пользовалась популярностью. Реклама занимала достаточно большой объем, который увеличивался от номера к номеру. В № 37 даже сообщается, что редакция открыла собственную типографию.

Отлично справлялся с возложенными на него проправительствеными имиджеформирующими функциями журнал «Вестник студенческой жизни» (Санкт-Петербург, 1910-1913 гг.), выходивший сначала ежемесячно, а после третьего номера дважды в месяц. Своей главной задачей редакция считала «воспитывать верноподданных граждан Российской империи, поддерживающих существующий в стране порядок, послушных по отношению к начальству и умеренных в суждениях» [6]. Многие авторы высказываются достаточно резко. Во всех проблемах высшей школы журнал обвиняет социалистов и революционеров. На страницах «Вестника студенческой жизни» постоянно публикуются сообщения о том, что именно они провоцируют студенческие волнения и призывают примерных учащихся бастовать и требовать перемен.

Примером журнала демократического направления может служить «Вестник студенчества» (Москва, 1907 г.) - «двухнедельный студенческий журнал, посвященный вопросам поднятия самосознания студенчества и объединения его вокруг широко-понимаемых профессиональных интересов». Первый номер четко обозначил программу издания в редакционной статье [7]: никаких политических обсуждений, только освещение интересов студенчества и высшего образования. В действительности содержание журнала было никак не аполитично. «Вестник студенчества» состоял из двух частей. Первая часть была посвящена событиям современной жизни, студенческой борьбе за демократизацию высшего образования. Авторов не устраивала ситуация, что образование стало определенного рода привилегией для состоятельных людей. Из-за дороговизны обучения доступ для обычных абитуриентов в вузы крайне усложнен, что возмущало широкую общественность. Вторая часть журнала была посвящена хронике жизни высших учебных заведений, историческим очеркам о студенческом движении, содержала публикации стихов и беллетристики.

К этой же типологической группе изданий, определявшей себя как «общестуденческая печать», можно отнести выходившие: в Санкт-Петербурге газеты «Студенческая мысль» (1907 г.), «Студенческая речь» (1907 г.), «Студенческая газета» (1913 г.), «Студенческие годы» (1913-1915 г.); журналы «Голос молодой России» (1906 г.), «Студенчество» (1907 г.), «Студенческая мысль» (1915 г.); в Мо -скве - газеты «Голос студенчества» (1910-1911 г.),

«Студенческий мир» (1910 г.), журнал «Молодая жизнь» (1912 г.) и др.

Следующую типологическую группу печати для студентов можно охарактеризовать как «общестуденческая провинциальная пресса». Находясь в непосредственной близости со своим читателем, такие газеты и журналы могли писать не только об общих вопросах студенческой жизни, но и о конкретных проблемах учащихся в регионе, о локальных происшествиях, о планируемых или состоявшихся мероприятиях. В качестве примера можно привести еженедельную газету «Вестник терского студенчества» (Владикавказ, 1913-1914 г.). Издание интересно своей необычной периодичностью - оно выходило только во время студенческих каникул - в июле и августе. Редакция считала, что в этот период учащаяся молодежь разобщена, и главная задача печатного органа объединять студентов. Тематически газета старалась соответствовать заявленной программе и публиковать материалы, связанные с жизнью студенчества именно в этом регионе. Блок материалов «Высшее образование на Кавказе» рассказывал про становление образовательной системы в регионе. В каждом номере появлялись публикации, посвященные теме землячеств, а точнее, их упадку в провинции. Довольно большой объем занимал анализ работы студенческих организаций по устройству санаториев, читален, бюро труда и финансовой помощи. Новостная часть была представлена как сообщениями местного характера - о различных мероприятиях и происшествиях во Владикавказе, Пятигорске, Дербенте, так и заметками из крупных университетских городов. На первой и последней страницах публиковалась реклама, причем в достаточно большом объеме.

Необычную периодичность имела и газета «Новгородское студенчество» (Новгород, 19111912 гг.), которая выходила всего два раза в год -в начале каждого семестра. В № 1 редакция отмечает, что не ставит перед собой цель охватить все стороны студенческой жизни. Главными темами, которым планировалось уделять внимание на страницах издания, были неудовлетворительное экономическое положение учащихся и знакомство новгородцев с молодежью, информирование о студенческой жизни. Таким образом, целевой аудиторией газеты были не только сами студенты, но и горожане. Выполнить на деле поставленные задачи оказалось не так просто. Рассказав в первых двух номерах о новгородском землячестве, об итогах его работы за последние пять лет, редакция зашла в тупик. Опубликованные в № 3 результаты анкетирования студентов стали последней попыткой познакомить городских жителей с жизнью учащихся [8]. Больше материалов о сту-

денчестве не появлялось. Страницы заполнялись литературными рассказами и объявлениями о поисках работы. Исправить положение издателям не удалось, газета просто перестала выходить.

Примером следующей типологической группы - студенческого вузовского издания - может служить газета студентов и слушательниц Психоневрологического института «Жизнь студентов психо-неврологов» (Санкт-Петербург, 1911-1915 гг.), выходившая два раза в неделю. Специфика газеты - ориентация на вопросы внутренней жизни вуза. Например, заметка об обязательно -сти семестровых взносов, анонс работы кружков творчества, обсуждение деятельности совета старост и проблемы его реорганизации, а также публикации о различных мероприятиях и юбилеях. Довольно большой объем занимал официальный блок - документы администрации, расписание лекций и дополнительных занятий. Эти материалы делали издание особенно полезным, газета была своеобразным посредником между администрацией вуза и студенческим сообществом. Причем это не отражалось на независимости издания. Неоднократно указывалось, что печатный орган управляется только студентами и финансируется за счет дохода от рекламы и продажи тиража. Без указания отдельной рубрики, но стабильно из номера в номер печатались публицистические материалы о современном положении всего студенчества - его задачах и проблемах.

Нужно отметить, что большое число вузовских изданий, ориентированных не на политические, а на учебные вопросы, появляется к 1910 г., когда общественная ситуация становится спокойнее. Сразу стало очевидно, что за попытками «решения» глобальных вопросов устройства го -сударства и социальных отношений, были упущены из виду собственные проблемы вузов. Во многих вузах инициативные студенты и часто молодые преподаватели начинают выпускать различные «бюллетени», «листки» и «вестники», чтобы обсуждать практические вопросы обучения и бытовые проблемы, ориентировать студентов в учебной и общественной жизни вуза, предоставлять им возможность публиковать собственные произведения.

Особая форма взаимоотношений студентов начала XX в. - землячества или кружки взаимопомощи - вызвала к жизни новый тип студенческой печати. Кружок взаимопомощи учащихся Воронежского сельскохозяйственного института выпускал в 1916-1917 гг. сборник «Студенческое слово». Главной задачей издания было информирование о деятельности студенческой организации, но этим тематика не ограничивалась. Довольно большая часть издания отводилась под публикацию результатов творческих поисков

студентов. Большой объем занимала публицистическая часть сборника, делающая акценты на проблемах работы института и бытовых вопросах жизни студентов. Обсуждение вопросов реформы системы образования не ограничивается отдельно взятым вузом, речь идет о принципиальных изменениях в системе вузов всей России. Таким образом, пресса для студенческой молодежи становится не просто информатором о вузовской жизни, но и реальным помощником в решении практических вопросов и своеобразным клубом обмена мнениями.

Совершенно другие цели и задачи стояли перед следующей типологической группой изданий - академическим вузовским журналом. В качестве примера интересно рассмотреть «Известия Алексеевского Донского Политехнического института в Новочеркасске», «Варшавские университетские известия», являющиеся первыми вузовскими изданиями на Дону. Основной их задачей была публикация научных трудов как сотрудников своих вузов, так и сторонних ученых. Именно вторые отделы двух рассматриваемых изданий отличают их в значительной степени. Выпускаемые всего раз в год «Известия Алексе-евского донского политехнического института» не могли следить за динамичной жизнью вуза, оперативно сообщать о важных событиях, публиковать различные точки зрения на актуальные вопросы высшей школы. Ежемесячные «Варшавские университетские известия» справлялись с этой задачей гораздо лучше. Можно сказать, что официальные отделы этих изданий являются предшественниками вузовских «многотиражек».

В качестве отдельного типологического отряда печати для студентов можно выделить однодневное издание - благотворительное или «бальное». Данные издания не являлись периодическими, но представляют интерес в рамках данной классификации, так как были очень популярны в студенческой среде. Примером благотворительного студенческого издания может служить однодневный донской журнал «Студенты - беженцам», изданный 24 августа 1915 г. Один номер стоил 20 коп., а редакция сообщала, что «чистый сбор от продажи журнала поступает в пользу беженцев без различия национальностей». Сама идея и активность студентов Ростова-на-Дону и Нахичевани, выступивших инициаторами и авторами всех материалов на 20 страницах, свидетельствует об их патриотическом настрое. Открывается журнал программным материалом, задающим тон всему номеру: «Что такое современное студенчество, какова его роль в текущих событиях, почему государство дает ему особые привилегии даже в те минуты, когда напрягаются все силы страны?» Тут же следует ответ: «В эти дни мы не можем стоять в

стороне от общественной работы, не можем равнодушно относиться к тому напряжению, которое испытывает наша Родина» [9]. На страницах журнала студенты говорят о своем стремлении служить Отечеству в целом и в то же время помогать конкретным людям, улучшить жизнь народа. Особо стоит отметить демократический, прогрессивный характер издания. В пользу жертв войны студенты Варшавского университета в Ростове выпускают 3 декабря 1916 г. аналогичную однодневную газету «Студенты и курсистки - воинам», учащиеся вузов Томска 6 апреля 1915 г. - «Студенческий день» и др.

Итак, в начале XX в. отечественной журналистики можно выделить несколько типологических отрядов изданий для студенческой молодежи. Во-первых, как они сами себя называли, «общестуденческие» газеты и журналы, которые издавались в столицах и позиционировали себя обычно как органы всех учащихся вузов России. Но «всестуденческая» направленность не подкреплялась ни достаточным тиражом, ни широтой информационного поля. Как правило, издания выходили не более года.

Во-вторых, провинциальные общестуденческие газеты и журналы. Помимо вопросов о роли учащейся молодежи в обществе, для них характерна четкая привязанность информации к месту издания, а также ориентация на объединение студентов данного региона.

В-третьих, вузовские - печатные органы, выпускаемые студентами одного учебного заведения, факультета или даже группы. Нужно отметить, что в отличие от современных студенческих газет, указание на то, что орган выпускается определенным факультетом, не меняло общего содержания, не делало его узко специализированным. Вне зависимости от того, что стоит в подзаголовке, тематика и подборка материалов была рассчитана на всех учащихся.

В-четвертых, газеты студенческих союзов и кружков взаимопомощи, куда входит и так называемая «земляческая печать». Их основной задачей являлось отражение деятельности студенческого объединения и организация его членов.

В-пятых, вузовские академические журналы, состоявшие из двух отделов - научного и официального. Именно вторые разделы этих журналов, являвшиеся своеобразной визитной карточкой вуза, публиковавшие наряду с различными постановлениями и сообщения о событиях внутри-вузовской жизни, можно считать предшественниками «многотиражной» вузовской прессы, распространенной в советский период.

В-шестых, целая группа разноплановых однодневных изданий, выпускаемых по определенному поводу и чаще всего с благотворительными

целями. И хотя подобные газеты не обладают признаком периодичности, мы считаем целесообразным их включение в данную классификацию.

Дооктябрьский период развития студенческой прессы России - время дифференциации газет и журналов для учащихся, формирования специфических типов этого отряда печати, оформления тенденций дальнейшего развития. Таким образом, можно говорить о прессе для студентов в начале XX в. как о сложившейся системе, развивающейся и порой нестабильной, но, тем не менее, уже оформившейся.

Литература

1. См. напр.: Ахмадулин Е.В. Правительственная печать России (кон. XIX - нач. XX вв.). Ростов н/Д, 2000; Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы Первой мировой войны. Л., 1975; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981; Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать

Ростовский государственный университет

(1905-1914). М., 1991; Смирнов С.В. Легальная печать в годы первой русской революции. Л., 1981; Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX в. Ростов н/Д, 1969; Станько А.И. Пресса южного региона России (XIX в). Краснодар, 1998.

2. Библиография периодических изданий России. 1901-1916 гг. Л., 1961.

3. Сватиков С.Г. Студенческая печать с 1755 по 1915 гг. (Журналы, газеты, сборники и альманахи) // Путь студенчества. М., 1916. С.229.

4. См.: Студенческая газета. 1906. 1 окт.

5. От редакции // Студенческая жизнь. 1906. 20 ноя.

6. Цит. по.: Токарева О. Шумный квартал (о студенческих журналах 1900-1917 гг.) // Учительская газета. 1999. 25 мая.

7. От редакции // Вестн. студенчества. 1907. №1. С. 2.

8. Анкетирование новгородских студентов // Новгородское студенчество. 1912. 15 янв.

9. Современное студенчество // Студенты - беженцам. 1915. 15 авг.

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.