2017, том 20, №3 УДК 614.23:331.1:1
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Гуренко-Вайцман М. Н.1, Сугробова Ю. Ю.2, Юриста А. В.1
Кафедра государственного управления в сфере охраны здоровья
2Кафедра медицинской этики и профессиональных коммуникаций, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия Для корреспонденции: Сугробова Юлия Юрьевна, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой медицинской этики и профессиональных коммуникаций, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», е-mail: [email protected]
For correspondence: Sugrobova Yuliya Yuriyevna, MD, Professor, Heand of the science of Medical ethics and professional communications department, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU,, E-mail: [email protected]
Information about authors:
Gurenko-Vaitsman M.N., http://orcid.org/0000-0003-1492-8232 Yurista A.V., http://orcid.org/0000-0003-0609-8304 Sugrobova Yu.Yu., http://orcid.org/0000-0001-6530-621X
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена исследованию типологических характеристик конфликтов в отечественном здравоохранении, развивающихся в пространстве профессиональной субкультуры.
Определена актуальность исследуемой темы, подтверждено положение о динамике медицинской субкультуры, сформулирована потребность в изучении проблем медицинской конфликтологии.
Проанализированы и систематизированы конфликты в сфере охраны здоровья в типологизирующие группы.
1. По их субъективной составляющей - межличностного или межгруппового характера, где субъектами конфликта выступают две личности; «врач - пациент», «врач - врач», «врач - руководитель лечебного учреждения (администратор)»;
2. По их объективной составляющей, когда влияющими факторами выступают информационные, экономические, правовые, этические и другие виды взаимоотношений;
3. Виды конфликтов по их уровням в медицине: высший уровень (система здравоохранения -общество). средний уровень (учреждения здравоохранения, администрация - медицинский персонал), низовой уровень (медицинский персонал - пациенты/родственники).
Раскрыты особенности трансформации медицинской субкультуры, с одной стороны, основанной на истинных ценностях и принципах гуманистической культуры, биомедицинской этики, а с другой стороны, демонстрирующей недостаточную разработанность морально-правовых регулятивов и проблему социальной незащищенности врача, проблему выбора модели поведения врача и как результат этого
- проблему профессионального выгорания.
Ключевые слова: конфликт, медицинская конфликтология, медицинская субкультура, типологические характеристики конфликтов, образование.
TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONFLICTS IN THE MEDICAL SUBCULTURE
Gurenko-Vaitsman M. N.1, Sugrobova Yu. Yu.2, Yurista A. V.1
Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
The article is devoted to the research of the typological characteristics of the conflicts in the national health care, developing in the expanse of their professional subculture.
Actuality of the research theme is determined, the regulation on the dynamics of the medical subculture is confirmed, the necessity to study problems of conflict management in medicine is formulated. The conflicts in the health care sphere are analysed and systematized in the typological groups.
1. According to their subjective component of interpersonal or intergroup nature, where the subjects of the conflict are two personalities; the «doctor - patient», «doctor - doctor», «doctor - head of the medical institution (administrator)»;
2. According to their objective component, when influencing factors are informative, economic, legal, ethical and other types of relationships;
3. The types of conflicts according to their levels in medicine: the highest level (health care system -society), the average level (health care institutions (administration) - medical staff), the low level (medical staff
- patients/relatives).
The features of transformation of the medical subculture are revealed; on the one hand, the medical subculture is based on the true values and principles of humanistic culture, biomedical ethics, and, on the other hand, it demonstrates the insufficient development of the moral and legal rules and the problem of the doctor's social insecurity, the problem of model choice of the doctor's behaviour , and as a result of it - the problem of professional burnout.
Keywords: conflict, conflict management in medicine, medical subculture, typological characteristics of conflicts, education.
В современном мире неоспоримо важна роль медицины как формы знания и деятельности, направленной на обеспечение здоровья и благополучия человека и общества. Сегодня в условиях системного реформирования общества во всех сферах, многообразия религиозных, культурных традиций, доминирования рыночных отношений существенным образом меняются деонтологиче-ские принципы общения врача и пациента, актуализируется необходимость исследования специфики медицинской деятельности и своеобразия медицинского познания в аспекте динамики медицинской конфликтологии, стиля мышления медика, его личной культуры, определяющих в совокупности появление особого рода феномена - медицинской субкультуры.
Актуальность изучения сущностного содержания понятия «конфликт» для медиков обуславливается фактом его объективного существования в каждом коллективе. Данный факт вызывает необходимость обязательного реагирования на него со стороны руководителя. Стремление руководителя подавить конфликт или скрыть приводит к значительным издержкам в организации эффективной работы коллектива. Причем обе эти позиции носят реально деструктивный характер, поскольку такая реакция на конфликт в конечном счете либо препятствует поступательному развитию коллектива, либо дает возможность свободно развиваться другим межличностным конфликтам. Исходя из этого, можно констатировать, что проблема конфликта, понятия его сущностных характеристик являются важными для руководителя, а управление конфликтами - одно из условий его успешной деятельности. Сегодня данная проблематика социальных конфликтов выступает предметом исследований не только самих медиков и психологов, но и философов, культурологов. юристов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В статье использованы нормативные документы: федеральные законы об охране здоровья в РФ, юридические нормативные акты по медицинской деятельности в РФ, материалы по реформированию здравоохранения, данные научных исследований в сфере конфликтологии. Методология исследования обусловлена сложностью поставленной проблемы, затрагивающей различные аспекты гуманитарного знания: этики, биоэтики, психологии, философии, права, культурологии, эстетики, социологии. Поэтому в работе использовался междисциплинарный подход, интегрирующий концептуальные положения названных наук. Однако, на наш взгляд, наиболее важным для данного фрагмента исследования стал синергетический подход, объединивший и сочетающий в себе современные
концепции конфликтологической науки (включая концепцию согласия, интеграции), конфликтную модель общества, парадигму согласия и другие взаимосвязанные моменты одного и того же общественного процесса. Научно-исследовательскими методами выступили: структурно-функциональный, типологический, компаративный.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проблема конфликтов, прямо или косвенно связанных с медицинской деятельностью, крайне серьезна и за последнее время находится на пике внимания как общественного мнения, так и государства. Актуализация проблем медицинских конфликтов связана со случаями врачебных ошибок, с жалобами пациентов, с обвинениями в нарушении врачебной этики и тому подобным. Вследствие этого сформирована потребность в научных исследованиях проблем медицинской конфликтологии, прежде всего «адекватного научного объяснения причин и способов разрешения такой специфической ситуации, как конфликт в медицине», классификации этих конфликтов, раскрытия роли различных социальных субъектов в них. Исследователи профессор М. Н. Гуренко-Вайцман, доцент А. В. Юриста в работе «Конфликтогенность медицинской деятельности: философско-правовой аспект» констатируют: «медицинская деятельность, затрагивающая по своей сути жизнеобразующие интересы каждого человека - жизнь и здоровье, не может существовать без конфликтов. Тем более, что за последние десятилетия социальная роль медицины не только расширилась своими насущными задачами и предметной областью, но и собственным медицинским потенциалом все больше стала проявляться во всех сферах жизни и деятельности общества... Исходной посылкой раскрытия современной проблематики конфликтов в сфере охраны здоровья является положение о том, что конфликты в медицине носят социальный характер» [1]. Наиболее распространенной классификацией конфликтов выделяются его базовые типологии:
• по основной направленности конфликта: при задействовании лиц одинакового социального статуса (или ранга), т. н. «горизонтальные» конфликты; конфликты между лицами, находящихся в субординационных отношениях, т. н. «вертикальные» конфликты; так называемые «смешанные» конфликты, которые носят синергетиче-ский характер и имеют отдельные элементы от двух предшествующих групп;
• по результативным последствиям для организации или для конфликтующих стороны: разрушительные или деструктивные последствия; развивающие, т. е. конструк-
тивные конфликты, разрешение которых приводит к качественному развитию отношений (двух человек или группы). В данном случае речь идет о возможностях разрешения конфликта и тенденциях к его преобразованию;
• по объему или по составу и количеству конфликтующих сторон (или участников): внутриличностные конфликты; межличностные конфликты; личностно-группо-вые; межгрупповые.
Следует подчеркнуть, что данная классификация носит основополагающий характер. Данные классификационные группы могут быть расширены, в некоторых классификациях конфликты имеют комплексный характер и различаются по нескольким основаниям. Например, по идеологическим, по экономическим, по социально-бытовым, по социально-психологическим и другим. Есть также конфликты «принадлежности», которые могут возникать, например, из-за одновременной принадлежности субъекта конфликта к двум конкурирующим группам [2].
Результатами научных исследований предложена различная классификация конфликтов. При всем многообразии классификационных подходов наиболее приемлемыми являются классификационное группирование по направленности конфликта, по назначению, про длительности его протекания, по объему и по источникам возникновения.
Через призму типологизации современных конфликтов в сфере здравоохранения нами ставится задача дать характеристику классификации конфликта и выяснить возможность их применения в практической деятельности. В частности, актуальными являются характерные особенности конфликтов в сфере здравоохранении в общем их виде и непосредственно по классификационным группам.
При этом изучение сущностных характеристик современного конфликта в сфере медицинской деятельности является актуальным и востребованным и с той точки зрения, что «медицинский конфликт» выходит за пределы устоявшихся узконаправленных классификационных рамок модальностей конфликтных отношений. Так, Волчанский М. Е. обосновывает, что «новейшая экспликация феномена "конфликт" предполагает применение принципов системного подхода через призму анализа широкого понятия "отношения"» [3].
В частности, важны знания характерных особенностей для: межличностных конфликтов и конфликтных отношений между медицинскими работниками, между врачом и пациентом, между врачом и родственником пациента; персонально-интергрупповых конфликтов, которые могут
возникать между врачом и пациентом, между пациентом и его семьей и т. п.; интергрупповых конфликтов как следствия противоречий «между родственниками и медицинскими работниками, между профессиональными микрогруппами медицинских работников в границах одного или нескольких структурных подразделений ЛПУ, между различными лечебными учреждениями, а также интраперсональные конфликты - пациента, врача, родственника пациента [3].
В основе современного подхода к классификации конфликта в сфере охраны здоровья лежит понимание сути предмета конфликта и проявления конфликта, а также степени его длительности и напряженности, субъектов конфликтного взаимодействия, его социальных последствий.
ОБСУЖДЕНИЕ
Усилиями современных исследователей проблематики конфликтов в сфере охраны здоровья проанализированы и систематизированы в типо-логизирующие группы.
Первой можно назвать виды конфликтов по их субъектовой составляющей. Исходя из того, что субъектами медицинской практики, которые потенциально могут стать участниками конфликтной ситуации, являются медицинские работники, пациенты, медицинские коллективы в целом, а также «группы поддержки, принимающие сторону пациента и других участников, входящих в сферу медицинской деятельности» [4], то речь идет о конфликтах, которые носят:
• межличностный характер. Сторонами (субъектами) данного вида конфликта выступают: «врач - пациент», «врач - врач», «врач - руководитель лечебного учреждения (администратор)» и т. п.; Т. е. субъектами конфликта выступают две личности. Что касается такого вида межличностного конфликта, то его основой выступают различные столкновения: мнений, точек зрения, взглядов, идей, интересов и ожиданий участников взаимоотношений;
• межгрупповой характер. Сторонами (субъектами) данного вида конфликта могут выступать: «администрация ЛПУ - пациент», «врач - родственники пациента», «администрация ЛПУ - врач» и т. п.. Следует отметить, что конфликты данного вида могут быть как в виде конфликта «личность -группа», субъектами которого выступают с одной стороны личность, а с другой - группа (микрогруппа), так и в виде межгрупповых конфликтов, где конфликтующими субъектами выступают малые социальные группы или микрогруппы.
При этом следует отметить, что такая структуризация недостаточна и не может носить универсальный характер. Как правило, в подобные конфликты вовлечены не только субъекты, предоставляющие медицинскую помощь или медицинскую услугу, и те, кто получает медицинскую помощь, или потребитель медицинской услуги. Часто в данный вид конфликтов вовлекают нескольких участников, что выводит его на многоуровневый характер. С точки зрения О. Ю. Александровой, виды конфликтов по их субъектовой составляющей имеют, как правило, многоуровневых характер субъектных отношений. Речь идет о тем, что в межличностные или межгрупповые конфликты в среде медицинского учреждения, как правило, подключаются иные субъекты, не участвующие в оказании медицинской помощи или предоставлении медицинских услуг. Как следствие, могут возникать последующие субъектные отношения. Так, О. Ю. Александрова обосновывает следующие виды таких взаимоотношений: «страховая медицинская организация и лица, причинившие вред здоровью пациентов; медицинские учреждения и органы управления здравоохранением; медицинские учреждения и страховая медицинская организация; страховая медицинская организация и фонды обязательного медицинского страхования; фонды обязательного медицинского страхования и плательщики страховых взносов; пациенты и органы управления здравоохранением» [5].
Второй можно назвать виды конфликтов по их объективной составляющей. Речь идет о причинах и условиях возникновения конфликтов в медицинской деятельности. Ключевыми среди таких выделяют:виды взаимоотношений «врач - пациент - общество» непосредственно в процессе оказания медицинской помощи или предоставления медицинской услуги. Здесь такими влияющими факторами являются информационные, экономические, правовые, этические и другие виды взаимоотношений. Причем конфликтогенной предпосылкой является субъективный характер их понимания и интерпретации. В основе данных конфликтов лежат противоречия, реально отражающие неоднородность общества, то есть экономические, идеологические, социально-бытовые, социально-семейные и др.;
• виды различных типов социальных взаимодействий в коллективе лечебного учреждения. Важной в данном аспекте является их конструктивная или деструктивная характеристика. Речь идет о конкуренции, кооперации, возможных существующих конфликтах с учетом набора функций каждого члена трудового коллектива и т. п. Кроме того, важным фактором влияния на уровень конфликтности оказывает про-
филь и специфика работы, возраст и стаж работы сотрудников;
• организационно-управленческий вид взаимоотношений. Данный вид взаимоотношений может предопределить различного рода организационные и управленческие причины конфликтов, которые непосредственно связаны с созданием и функционированием медицинского коллектива, коллектива лечебного учреждения. В данном случае причинами конфликтов могут быть определенные несоответствия структуры организации с целями и требованиями ее деятельности, несоответствие структуры лечебного учреждения его профилю и задачам, и т.д. Как результат, могут сформироваться различные кон-фликтогенные формы: а) функционально-организационные формы деятельности медицинского учреждения, вызванные неоптимальностью функциональных связей структурных подразделений организации и их совместная деятельность; б) личност-но-функциональные, которые связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности; в) ситуативно-управленческие, которые обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач в медицинской деятельности. В том числе и невыполнение сотрудниками задач, поставленных руководителем.
Третьей можно назвать виды конфликтов по их уровням в медицине. Речь идет об уровнях противоречий, на которых происходят конфликты. Выделяют три уровня таких противоречий: высший, средний и низовой [6]:
• высший уровень определяется взаимоотношениями «система здравоохранения -общество». При этом следует подчеркнуть, что именно на уровне взаимоотношений «система здравоохранения - общество» могут возникать противоречия, которые могут сформировать конфликты в сфере медицинской деятельности. Например, такие противоречия могут вызвать отдельные недовольства у граждан по поводу проводимой в обществе политики в области здравоохранения. Или противоречия внутри лечебных учреждений, формируемые недостаточностью финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения, недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда и т. д.;
• средний уровень отражает взаимоотношения «учреждения здравоохранения (администрация) - медицинский персонал». Следует отметить, что на уровне взаимоотношения «учреждения здравоохранения (администрация) - медицинский персонал» возможны как «вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих структур, так и горизонтальные - например, между различными лечебными учреждениями» [6];
• низовой уровень сформирован взаимоотношениями «медицинский персонал - пациенты (и их родственники)». На данном уровне взаимоотношений могут формироваться различные горизонтальные конфликты, как, например, врачей между собой, так и пациентов. И основой таких конфликтов могут быть различного рода столкновения мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия [6].
Однако причины конфликтов данного уровня не исчерпываются исключительно различного рода столкновением точек зрения и ожиданий участников взаимодействия. Следует учитывать, что на процесс оказания медицинской помощи или предоставления медицинских услуг влияет значительное число объективных и субъективных факторов. Неудовлетворение результатом лечения у пациентов, причинение вреда или ущерб здоровью гражданина, которые в свою очередь становятся причиной конфликтов, предопределяются не только профессиональными дефектами деятельности медицинских работников, а отдельными социальными и бытовыми проблемами. Как следствие, негативное влияние экстраполируется на участников конфликта в процессе интерперсонального взаимодействия в системе «медицинский работник - пациент».
Рассматривая проблему конфликтов в сфере здравоохранения с точки зрения их типологии, следует отметить еще одну их составляющую. Речь идет о психологическом аспекте взаимоотношений между медицинским работников и пациентом, врачом и пациентом. Согласно мнению С. В. Антонова [7], директора и основателя Центра медицинского права, конфликты и конфликтные ситуации в сфере медицинской деятельности имеют не только правовой, но и психологический характер. Он доказывает, что значительная часть жалоб пациентов, указывающих на плохое медицинское обслуживание или недостаточную медицинскую помощь, относятся по своей сути к психологическому аспекту взаимоотношений между врачом и пациентом. И что в таком случае не является предметом жалобы
уровень компетенции медицинских работников или уровень их профессиональных качеств.
Безусловно, данная категория конфликтов не является критичной или деструктивной своими последствиями как, например, юридический конфликт. Психологический характер конфликта не влечет за собой каких-либо серьезных угроз, которые могут выступать следствием других видов конфликтов, например, в сравнении с угрозой наступления уголовной или гражданской ответственности в рамках юридического конфликта. Однако данный тип конфликта реально существует в медицинской практике. Многие авторы указывают значительность данных видов конфликтов как с количественной, так и качественной точек зрения, требующих своего разрешения с учетом личности самого врача, использования навыков умелого психолога и т. п.
Следует особо подчеркнуть, что анализ сущностных характеристик конфликта в медицинской деятельности выходит за пределы узконаправленных классификаций. Современные видения предполагают применение принципов системного подхода через призму анализа широкого понятия «отношения» [3].
В данном аспекте обосновываются многочисленные и крайне разнообразные виды конфликтного взаимодействия. Такими, например, называют модели взаимоотношений: «руководитель высшего звена ЛПУ - руководитель подразделений учреждения», «врач - руководитель разного уровня», «врач - врач», «врач - средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер, акушерка, лаборант и т. п.)», «врач - младший медицинский работник», «средний медицинский работник - руководители разных уровней», «средний медицинский работник - его коллега», средний медицинский работник - пациент», «младший медицинский работник - пациент».
При этом следует отметить, что современная медицинская практика показывает появление новых видов межличностных конфликтов. Их изучение и анализ может дать расширение существующей классификации и включить столкновения другого уровня. Речь идет о внутригрупповых конфликтах, которые в процессе своего развития могут обрастать характерными признаками межличностного и внутригруппового конфликтов, и как следствие, объективный конфликт интересов может перейти на уровень межгрупповой враждебности.
Изучая данные виды конфликтов, формируя возможности их предотвращения, многие ученые указывают на ключевые факторы данного вида конфликтов. Как результат, определяются его объективные, субъективные и нереалистические фак-
торы. Так, объективным фактором признают направленность действий на достижение конкретных результатов. К нему, например, относят неудовлетворение результатами обещанного, некачественное выполнение своих обязанностей, признание несправедливым распределения каких-либо обязанностей, различного рода требования и др.
Субъективные факторы конфликта часто связаны с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. На данном уровне взаимоотношений провокативными могут служить несоответствующие представления о должном поведении медицинского персонала, о правильности проведения процедур, о правилах и санитарно-гигиенических условиях нахождения в стационаре, о достаточности и достоверности диагностики или правильности назначение терапии.
Нереалистичными факторами конфликта являются различного рода открытые выражения накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности. Этот конфликт нередко характеризуется предвзятым отношением пациента к отдельному медицинскому работнику или сфере здравоохранения в целом. При этом именно открытое выражение своего недовольства и является основной его целью. Речь идет о том, что острое конфликтное взаимодействие становится самоцелью, а не средством достижения конкретного результата.
Большую роль в решении поставленных проблем должны сыграть медицинские учебные заведения, так как одними аспектами идеологии, воспитания здесь не обойдешься. Профессор Сугро-бова Ю.Ю.в своих работах утверждает приоритеты вузов, которые могут и обязаны разрабатывать и реализовывать программы этико-деонтологиче-ского, правового, философского, культурологического образования [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что на фоне передовых достижений медицинской науки и техники, появления новых лечебных методик, нормирования новых теоретических знаний и практических умений сфера медицинской деятельности еще находится в сфере конфликтогенного напряжения. При этом проводимая реформа российского здравоохранения также пока не привнесла снижения конфлик-тогенности в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют сохраняемый уровень социальной напряженности и существующие конфликты интересов субъектов медицинской практики.
Медицинская субкультура, сохраняя традиционализм своей деятельности, не может не считаться все еще консервативной системой. Однако сегодня медицинская субкультура динамично развивается, превратившись в инновационную систему, прави-
ла «игры» которой связаны с активным появлением все новых и новых медицинских технологий и доктрин, расширением информационного пространства, взаимодействием профессиональных субкультур, внешними социальными факторами, стремлением специалиста совершенствоваться.
Сегодня мы можем констатировать, что второе десятилетие XXI века характеризуется, с одной стороны, позитивной трансформацией модели взаимоотношений в системе «врач - пациент», основанной на истинных ценностях и принципах гуманистической культуры, биомедицинской этики, а не на законах рынка и экономического выживания. С другой стороны, к негативным аспектам современного состояния медицинской субкультуры можно отнести наличие «белых пятен», то есть большого количества «открытых», неразрешенных вопросов: недостаточную разработанность морально-правовых регулятивов и проблему социальной незащищенности врача, проблему выбора модели поведения врача, как результат этого -проблему профессионального выгорания.
В целом, можно признать, что усилиями современной многоотраслевой науки и практики поднят важный пласт потребностей медицинской практики - сферы медицинской конфликтологии и связанной с ней медицинской субкультуры. На наш взгляд, современные процессы реформирования сферы здравоохранения неизменно должны проходить с учетом теоретических знаний, поднятых в данном исследовании, и его методологического и практического инструментария.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуренко-Вайцман М. Н., Юриста А. В. Кон-фликтогенность медицинской деятельности: фило-софско-правовой аспект. Крымский терапевтический журнал. Симферополь, 2016; № 4(31): 55-61.
2. Никсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб. 1977: 13.
3. Волчанский М. Е. Социология конфликта в медицине [Электронный ресурс]: Автореф. дис.. .д-ра соц. наук. Волгоград. 2008. Доступна по: http:// geum.ru /aref/a131-2-ref.php. Ссылка активна на 10.05.2017.
4. Конфликты в медицине. Доступна по: http:// www.studfiles.ru/preview/3006469/. Ссылка активна на 10.05.2017.
5. Александрова О. Ю. Герасименко Н. Ф., Григорьев Ю. И., Григорьев И. К. Ответственность за правонарушения в медицине. Учебное пособие. М., 2006.
6. Руженков В. А. Чернева Я. А. Медицинская конфликтология. Учебное пособие. Белгород, 2011.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента // Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. М., 1997.
8. Сугробова Ю. Ю., Сыч Т. Г. Вуз здорового образа жизни в современных условиях. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». М.: Издательство РУДН, 2016,18, 8:137-140.
REFERENCES
1. Gurenko-Vaitsman M. N., Yurista A. V. Konfliktogennost medicinskoi deyatelnosti: filasofsko-pravovoi aspect. Crimean Journal of Internal Diseases. 2016:4(31); 55-61. (in Russ)
2. Nikson Ch. Konflikt: sem shagov k miru. SPb. 1977:13. (in Russ)
3.Volchanskii M. E. Sociologiya konflikta v medicine. Available at: http://geum.ru /aref/a131-2-
ref.php. (in Russ) Accessed May 10, 2017/
4. Konflikti v medicine. Available at: http://www. studfiles.ru/preview/3006469/ (in Russ) Accessed May 10, 2017/
5. Aleksandrova O. Yu. Gerasimenko N. F., Grigorev Yu. I., Grigorev I. K. Otvetstvennost za pravonarusheniya v medicine: Uchebnoe posobie. M. 2006. (in Russ)
6. Rujenkov V. A. Cherneva Ya. A. Medicinskaya konfliktologiya. Uchebnoe posobie. Belgorod. 2011. (in Russ)
7. Meskon M. Albert M., Hedouri F. Osnovi menedjmenta. Obschaya redakciya i vstupitelnaya statya doktora ekonomicheskih nauk L. I. Evenko. Akademiya narodnogo hozyaistva pri pravitelstve Rossiiskoi Federacii. - M.1997. (in Russ)
8. Sugrobova Yu.Yu. Sich T.G.. Vuz zdorovogo obraza jizni v sovremennih usloviyah.Jurnal nauchnuh statey Zdorove i obrazovanie v XXI veke. M.. 2016, 18, 8:137-140. (in Russ)