Научная статья на тему 'ТИПОГРАФИКА МЕДИА: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ UX/UI-ДИЗАЙНА САЙТА И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ВЁРСТКИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ИЗДАНИЯ ESQUIRE)'

ТИПОГРАФИКА МЕДИА: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ UX/UI-ДИЗАЙНА САЙТА И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ВЁРСТКИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ИЗДАНИЯ ESQUIRE) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
455
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОГРАФИЯ / ВЁРСТКА / МЕДИА / UX-ДИЗАЙН / UI-ДИЗАЙН / ЖУРНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Марина Анатольевна

В статье обоснованы технические характеристики тенденции перехода традиционных печатных медиа в мультимедийный формат. Основной пул изданий полностью перешел в формат сайта или канала, при этом некоторые крупные издания продолжают на регулярной основе выпускать как показательно крупные тиражи, так и исправно наполнять свои цифровые площадки актуальным контентом. Примером такого издания может служить русский Esquire, на примере которого мы и проводили наше исследование. Несмотря на частный «дубляж» материалов с сайта на полосу, некоторые жанры и материалы «жёстко закреплены» только за одной из площадок: так для сайтов оставили новостные жанры, лишенные развёрнутой аналитики, а авторские колонки и рассказы - печатной версии журнала. Таким образом, представляется актуальным и целесообразным определить составляющие элементы и особенности типографики сайта и журнала одного издания, чтобы определить их принципиальные отличия и сходства, сравнения которых позволят охарактеризовать рассматриваемую тенденцию с её технической точки зрения. Полученные составляющие также могут рассматриваться в качестве дополнительных показателей эффективности работы верстальщиков и дизайнеров на медиарынке. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать основные способы формирования полос журнала и страниц сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA TYPOGRAPHY: TECHNICAL CHARACTERISTICS, COMPARATIVE ANALYSIS OF UX / UI DESIGN OF THE SITE AND PRINTING (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN EDITION OF ESQUIRE)

The article substantiates the technical characteristics of the trend towards the transition of traditional print media to the multimedia format. The main pool of publications has completely switched to the format of a website or channel, while some large publications continue to regularly release both demonstratively large circulations and regularly fill their digital platforms with relevant content. An example of such a publication is the Russian Esquire, on the example of which we carried out our research. Despite the private “dubbing” of materials from the site to the page, some genres and materials are “rigidly assigned ” to only one of the sites: thus, news genres, devoid of detailed analytics, were left for the sites, and the author's columns and stories - the printed version of the magazine. Thus, it seems relevant and appropriate to determine the constituent elements and features of the typography of the site and the magazine of one edition in order to determine their fundamental differences and similarities, comparisons of which will allow characterizing the trend under consideration from its technical point of view. The resulting components can also be considered as additional indicators of the effectiveness of the work of layout designers and designers in the media market. To do this, it is necessary to consider and analyze the main ways of forming magazine strips and site pages.

Текст научной работы на тему «ТИПОГРАФИКА МЕДИА: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ UX/UI-ДИЗАЙНА САЙТА И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ВЁРСТКИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ИЗДАНИЯ ESQUIRE)»

УДК 070:655.533 DOI: 10.24412/2071-6168-2021-3-272-276

ТИПОГРАФИКА МЕДИА: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ UX/UI-ДИЗАЙНА САЙТА И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ВЁРСТКИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ИЗДАНИЯ ESQUIRE)

М.А. Кузьмина

Обоснованы технические характеристики тенденции перехода традиционных печатных медиа в мультимедийный формат. Основной пул изданий полностью перешел в формат сайта или канала, при этом некоторые крупные издания продолжают на регулярной основе выпускать как показательно крупные тиражи, так и исправно наполнять свои цифровые площадки актуальным контентом. Примером такого издания может служить русский Esquire, на примере которого мы и проводили наше исследование. Несмотря на частный «дубляж» материалов с сайта на полосу, некоторые жанры и материалы «жёстко закреплены» только за одной из площадок: так для сайтов оставили новостные жанры, лишенные развёрнутой аналитики, а авторские колонки и рассказы - печатной версии журнала. Таким образом, представляется актуальным и целесообразным определить составляющие элементы и особенности типографики сайта и журнала одного издания, чтобы определить их принципиальные отличия и сходства, сравнения которых позволят охарактеризовать рассматриваемую тенденцию с её технической точки зрения. Полученные составляющие также могут рассматриваться в качестве дополнительных показателей эффективности работы верстальщиков и дизайнеров на медиарынке. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать основные способы формирования полос журнала и страниц сайта.

Ключевые слова: типография, вёрстка, медиа, их-дизайн, ui-дизайн,

журнал.

Тенденция перехода традиционных печатных медиа в мультимедийный формат обсуждается и анализируется теоретиками и практиками медиаиндустрии, пожалуй, с момента обозначения данной тенденции. Основной пул изданий полностью перешел в формат сайта или канала, или перебросил основные ресурсы редакций на работу над цифровым аналогом малотиражного журнала или газеты, которые продолжают параллельно выпускаться. При этом некоторые крупные издания продолжают на регулярной основе выпускать как показательно крупные тиражи, так и исправно наполнять свои цифровые площадки актуальным контентом. Примером такого издания может служить русский Esquire, на примере которого мы и проводили наше исследование. Часто, такие материалы как интервью и крупные новостные материалы дублируются на сайте и полосах, а мультимедийные лонгриды являются расширенными версиями многополосных конвергентных материалов. Однако, как правило, некоторые жанры и материалы «жёстко закреплены» только за одной из площадок: так для сайтов оставили новостные жанры, лишенные развёрнутой аналитики, а авторские колонки и рассказы - печатной версии журнала. Таким образом, представляется актуальным и целесообразным определить составляющие элементы и особенности типографики сайта и журнала одного издания, чтобы определить их принципиальные отличия и сходства, сравнения которых позволят охарактеризовать рассматриваемую тенденцию с её технической точки зрения. Полученные составляющие также могут рассматриваться в качестве дополнительных показателей эффективности работы верстальщиков и дизайнеров на медиарынке. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать основные способы формирования полос журнала и страниц сайта.

Определение правил «правильной» типографики на печати и в web-вёрстке, актуальные программы для работы и необходимые роли в редакции. Напомним, что «задача хорошей типографики во всех случаях - подчинение формы удобству чтения» [4]. Пожалуй, все принципиальные правила и отличия в типографике сводятся к вопросам «с чего будут читать» и «как это сделать удобнее и быстрее».

В полиграфии, традиционно, этим занимается верстальщик, иногда к нему присоединяется дизайнер. Макет под печать готовится в Adobe InDesign или в других аналоговых программах. Внутренние материалы чаще всего идут с выключкой слева и по ширине - в газетном стиле. Как правило, верстальщик ориентируется на линейное чтение и использует шрифты антиквы (с засечками; они замедляют чтение и выдерживают линию взгляда [3; С. 380]) при вёрстке текста и информационное («в поиске ключеви-ков») при подготовке материалов с изображениями и врезками.

На 2020-2021 гг. наиболее популярной платформой для работы UX/UI-дизайнеров, которые и занимаются разработкой типографики сайтов и приложений, является Figma.

Заметим, что также важной частью контента являются и новостные паблики СМИ, но т.к. они создаются на платформах тех или иных соцсетей уже имеющих свою вёрстку, мы их не рассматриваем в данном исследовании. «Новостным пабликом мы считаем не только страницы в социальных сетях официально зарегистрированных СМИ, но и сообщества, не зарегистрированные как СМИ, в том числе сетевые, при этом регулярно выкладывающие новостной контент и выполняющие, по сути, все функции медиа» [1].

При этом психология композиции работает на всех площадках одинаково. Так, часто порядок вносится при помощи тех или иных прямоугольных элементов и смысловых блоков, легкость при помощи окружностей, а динамика - треугольников и линий; яркие цвета у большинства ассоциируются с энергией, «природные» палитры - с покоем, а черно-белые - с элегантностью. Визуально маленькие объекты требуют к себе меньшего внимания, чем крупные, а те, что, расположены слева, кажутся важнее расположенных справа. На всех носителях информация лучше считывается при выключке слева, дроблёная на смысловые абзацы (около 5 строк для экрана) с достаточным количеством воздуха и интерлиньяжем не меньше высоты шрифта. С учётом вида чтения выстраивается динамика композиции: линейное чаще в полиграфии и аналитических лендингах, информационное - в web. В web не используют шрифтовые гарнитуры антиквы, употребляя гротеск, который быстрее считывается взглядом и больше информации позволяет поместить на экран.

Характеристики полиграфической вёрстки журнала. Рассмотренные нами выпуски Esquire за 2020 год позволяют вынести ряд закономерностей в их вёрстке с учётом двух исключений, обусловленных форматами «спецвыпусков». Анализ 5 месяцев работы издания приведён в таблице.

Резюмируя полученные нами данные можно отметить следующие особенности в вёрстке журнала:

большое количество воздуха, что является следствием одно из канонов газетной вёрстки - «расстояние, отделяющее все несвязанные между собой элементы, должно быть в два раза больше» [2];

достаточно мелкие шрифты осн. текста (до 12 pt.);

рекламные блоки не перебивают основные материалы и не вшиваются между ними, большая их часть расположена в начале номера, что не мешает сквозному чтению; количество не превышает 40 % от объёма номера;

фото в основном свёрстаны с соблюдением динамики на странице (слева -направо - по диагонали вниз), но без соблюдения симметрии; одиночные фото на странице зацентрены или растянуты на всю полосу без сохранения полей с наложением на них колонтитулов; в вёрстке иллюстраций соблюдаются те же «правила».

Отдельно рассмотрим некоторые особенности в литературном и юбилейном номерах. Литературный выпуск (июль-август) отличается наибольшим количеством страниц полностью или в основном занятым исключительно текстом (рубриками, рассказами, авторскими колонками), выравнивание, динамика блоков и иерархия в котором нарушается с целью «индивидуализации» каждого отдельного материала, часть превращая полосу в арт-объект. Отметим, что литературный выпуск является у издания традиционным и ежегодным. Юбилейный сентябрьский выпуск 2020 года посвящен 15-летию существования издания в России и имеет следующие особенности: «грязные» страницы и отсутствие воздуха; «рукописные» поля в рубриках от их авторов;

«рукописные» (практически нечитабельные) страницы с комментариями коллекционеров журнала (12 стр.).

Анализ 5 месяцев работы издания

Параметры Май, 2020 Июнь, 2020 Июль-Август, 2020 (коллекцион., литературный) Сентябрь, 2020 (юбилейный, 15 лет изданию в России)

Количество страниц в номере 152 112 144 168

Количество употребляемых шрифтов (не учитываются шрифты из рекламных материалов) 8 (осн. текст набран прямой антиквой, заголовочные комплексы и врезки прямым гротеском; на врезках встречается брусковая антиква) 9 (доп. гротескный шрифт курсивом в рубрике «чтение») 8 8

Выравнивание (по рубрикам и разделам)

Содержание Слева (редко - по центру)

Письма Слева

Авторы К фото: слева, справа

От гл. редактора Заголовок - по центру, слева; осн. текст - по ширине

«Цифры» К фото

Рубрики По ширине, врезки - по центру

Страницы с рекламой (стр. с пометкой «реклама», нативная реклама и партнёрские материалы не учитывались) 16 (12 расположены в 1/3 номера (содержание, авторы, выходные данные и пр.) 24 % от общего объёма номера 10 (9 расположены в 1/3 номера) 11 % от общего объёма номера 14 (11 расположены в 1/3 номера) 20 % от общего объёма номера 23 (19 расположены в 1/3 номера) 39 % от общего объёма номера

Страницы целиком или более, чем на 70 % занятые иллюстрациями (с учётом постоянной рубрики - карикатуры по осн. новостным событиям от И. Чернякова; и без учёта небольших иллюстраций-врезок) 6 9 % от общего объёма номера 2 2 % от общего объёма номера 12 (10 к рассказам) 17 % от общего объёма номера 4 7 % от общего объёма номера

Страницы целиком или более, чем на 70 % занятые фото (без учёта фоторепортажей) 40 (в основном обзоры одежды и аксессуаров, портреты, фото подборки с героем номера) 60 % от общего объёма номера 52 (в основном фото подборки с героями номера) 58 % от общего объёма номера 10 14 % от общего объёма номера 43 (в основном обзоры одежды и аксессуаров, портреты) 72 % от общего объёма номера

*допускается погрешность в расчётах в 1...2 %

Характеристики полиграфического дизайна сайта. Первое (нефункциональное, как «поиск», подписка и пр.) отличие сайта Esquire от его печатной версии -отсутствие прямой рекламы и рекламных блоков и наличие коротких новостей и «мол-

ний». Уже упомянутые карикатуры Ильи Чернякова также публикуются на сайте с пояснениями. Крупные материалы, лендинги и спецрепы могут сопровождаться врезанными видео и аудио, анимированными «игрушками» для читателя. В их внутренней вёрстке также не соблюдается традиционная симметрия, но присутствует закономерная динамика, которая плавно перекликается с последующим при прокрутке материалом, как правило, той же рубрики. Внутри материалов может быть от 3 до 6 шрифтов (прямой гротеск и брусковая антиква) в зависимости от рубрики и динамики вёрстки - чем симметричнее собран материал, тем меньше внутри него будет шрифтов, согласно последним тенденциям к лаконичности в дизайне, что подтверждает следующее - «Такие характеристики шрифтов, как высота строчных знаков, увеличенные внутрибуквенные просветы и верхние выносные элементы, так же подвержены веяниям моды, как и длина юбки, которую задают парижские подиумы» [7].

Врезки, как правило, выровнены по центру (не всегда), могут накладываться на фото или выделяться большим количеством воздуха. Асимметрия, ломанная динамика, изобилие шрифтов и др. «излишки» свойственны авторским материалам и таким рубрикам, как «апостолы». В данном контексте мы можем проследить большое количество знаков «стоп» для человеческого внимания [5; С. 132]. К минималистичным можно отнести «кино», литература», «наука», «журналистика», «правила жизни» и пр. Главная страница и общетематические - чистые, чётко структурированы и последовательны, «вечные» при скролинге, в одной цветовой гамме и трех цветов и с одними шрифтами (3 шт.).

Таким образом, результаты сравнения позволяют утверждать, что соотношение между типографикой в полиграфии печатного издания и его сайтом обусловлены не столько контентом (на странице, разумеется, не напечатаешь видео), сколько коммерческими целями (как рекламной площадкой в случае с журналом), техническими (программными) способами реализации материала редакцией и способами его потребления аудиторией, поскольку «Ясность - суть новой типографики» [6].

Список литературы

1. Дементьева К.В. Особенности креолизации медиатекстов о Республике Мордовия в новостных пабликах социальной сети «ВКонтакте» // Журналистика. 2020. Серия 10. №4. С. 170-196.

2. Картер М. Современный дизайн газет. М. 1995. 144 с.

3. Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и интернете. М.: КАК чертеж, 2013. 396 с.

4. Рудер Э. Типографика: руководство по оформлению / Эмиль Рудер; [авт. предисл. А. Фрутигер]. 8-е изд. М.: Таллер, 1998. 230 с.

5. Тышецкая А.Ю. Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18). С. 133-138.

6. Чихольд Я. Новая типографика: руководство для современного дизайнера; пер. с нем. Л. Якубсона. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. 245 с.

7. Шпикерманн Э. О шрифте; пер. с англ. Л. Лаврухиной; науч. ред. Е. Григорьев, А. Блюхер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 208 с.

Кузьмина Марина Анатольевна, магистр, the.marina.kuzmina@gmail.com, Россия, Саранск, НИ МГУ им. Н.П. Огарёва,

MEDIA TYPOGRAPHY: TECHNICAL CHARACTERISTICS, COMPARATIVE ANALYSIS

OF UX / UI DESIGN OF THE SITE AND PRINTING (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN EDITION OF ESQUIRE)

M.A. Kuzmina

The article substantiates the technical characteristics of the trend towards the transition of traditional print media to the multimedia format. The main pool of publications has completely switched to the format of a website or channel, while some large publications continue to regularly release both demonstratively large circulations and regularly fill their digital platforms with relevant content. An example of such a publication is the Russian Esquire, on the example of which we carried out our research. Despite the private "dubbing" of materials from the site to the page, some genres and materials are "rigidly assigned" to only one of the sites: thus, news genres, devoid of detailed analytics, were left for the sites, and the author's columns and stories - the printed version of the magazine. Thus, it seems relevant and appropriate to determine the constituent elements and features of the typography of the site and the magazine of one edition in order to determine their fundamental differences and similarities, comparisons of which will allow characterizing the trend under consideration from its technical point of view. The resulting components can also be considered as additional indicators of the effectiveness of the work of layout designers and designers in the media market. To do this, it is necessary to consider and analyze the main ways of forming magazine strips and site pages.

Key words: typography, layout, media, ux-design, ui-design, magazine.

Kuzmina Marina Anatolyevna, master, the. marina. kuzminaagmail. com, Russia, Saransk, N.P.Ogarev Mordovia State University

УДК 629.78.083 Б01: 10.24412/2071-6168-2021-3-276-287

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

КОСМИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРИ НАЛИЧИИ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВЕРОЯТНОСТНО-НЕЧЕТКОГО ВИДА

Д.А. Баранов, Е.В. Басотин, А.Н. Степенко

Рассмотрен подход к определению горизонта планирования развития космического ракетного комплекса, основанный на преобразовании к нормальному виду и де-фаззификации нечеткого множества, образованного пересечением нечетких множеств, характеризующих уровень востребованности и не востребованности во времени космического ракетного комплекса для выполнения целевых задач. Предложен способ построения функций принадлежности нечетких множеств, наиболее оптимально описывающих экспертные данные по критерию минимума суммы квадратов отклонений экспертных данных от сглаживающей кривой. Предложен вариант де-фаззификации нечеткого множества с использованием модификатора повышения его контрастности.

Ключевые слова: прогнозирование, внешняя среда, неопределенность, космический ракетный комплекс, нечеткое множество, функция принадлежности.

Космический ракетный комплекс (КРК) относится к классу сложных технических систем (СТС), для которых характерно как наличие связей между элементами системы, так и с внешней средой - функционирование КРК есть процесс реализации комплексом целевых функций во взаимодействии с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.