Научная статья на тему 'ТИПОГРАФИКА В ВЕБ-ВЕРСИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ'

ТИПОГРАФИКА В ВЕБ-ВЕРСИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОГРАФИКА / ШРИФТ / ТЕКСТ / ВЕБ-ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевцова Д. В.

С развитием интернета печатные издания вкладывают значительные усилия в усовершенствование веб-версий своих изданий. В статье рассмотрено понятие «типографика», ее свойства и особенности при создании текстов для новостных, научно-популярных, глянцевых и прочих видов изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIPOGRAPHICS IN WEB VERSIONS OF MODERN PRINT EDITIONS

With the development of the Internet, print publications have invested considerable effort in improving the web versions of their publications. The article describes the concept of «typography», its properties and features when creating texts for news, popular science, glossy and other types of publications.

Текст научной работы на тему «ТИПОГРАФИКА В ВЕБ-ВЕРСИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

УДК 655.24

ТИПОГРАФИКА В ВЕБ-ВЕРСИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Д.В. Шевцова Научный руководитель - А.Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Li_Jane@mail.ru

С развитием интернета печатные издания вкладывают значительные усилия в усовершенствование веб-версий своих изданий. В статье рассмотрено понятие «типографика», ее свойства и особенности при создании текстов для новостных, научно-популярных, глянцевых и прочих видов изданий.

Ключевые слова: типографика, шрифт, текст, веб-дизайн.

TIPOGRAPHICS IN WEB VERSIONS OF MODERN PRINT EDITIONS

D.V. Shevtsova Scientific Supervisor - A.N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Li_Jane@mail.ru

With the development of the Internet, print publications have invested considerable effort in improving the web versions of their publications. The article describes the concept of «typography», its properties and features when creating texts for news, popular science, glossy and other types of publications.

Keywords: typography, font, text, web design.

Текст издавна является одним из популярных источников информации для человека. Однако любой текст должен быть удобен для восприятия. Правильно оформленный текст будет читабельным независимо от его тематики: будь то обычные новости или тексты о космических разработках, изобретениях в области биологии и химии и так далее.Чтобы привлечь внимание читателя и выделить материал среди других, его стараются красиво оформить и сделать легким для восприятия. Направление, которое содержит в себе правила о расположении текста, выборе шрифтов и размеров, называется типографикой [1].

По определению, взятому из учебного словаря терминов рекламы и паблик рилейшенз, типографика (от гр. typos - отпечаток, форма, образец и graph - пишу) - это искусство моделирования полиграфической продукции, а также искусство отбора шрифтов и их компоновки [2]. До появления компьютеров правила типографики использовали для создания макетов книг, газет и плакатов. Сейчас же их применяют для удобного отображения информации на дисплее - в программах и на сайтах. Правила типографики учитывают параметры шрифта, размеры текста, его расположение [1]. Внешний вид сайта и его удобство для пользователя во многом зависят от используемых шрифтов.

Основываясь на книге «Живая типографика» Александры Корольковой можно выделить несколько свойств типографики, которые необходимо учитывать при оформлении текста: удобочитаемость, различимость, заметность. Каждое из этих свойств необходимо учитывать, исходя из цели текста. Если это большая статья, то важно основываться на удобочитаемости, чтобы чита-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

тель не слишком напрягал глаза при чтении. Различимость - свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Если текст должен привлекать к себе внимание, то такое свойство как заметность особенно важно [3].

По мнению Глеба Летушова шрифты классифицируются в основном на антикву и гротеск. Антиква - шрифт с засечками, поэтому часто в названии есть слово serif («засечка»). Такой шрифт передает ощущения надежности и традиционности. Шрифт с засечками выглядит строго и классически. Гротеск - классификация шрифта без засечек. В названии его часто встречается слово sans («без»). Гротеск ассоциируется с чем-то современным и легким [1].

Автором статьи было проведено исследование и сравнительный анализ веб-версий современных печатных изданий. Было рассмотрено 30 изданий различной тематики: новостные, глянцевые, деловые и связанные с космической тематикой. В результате было выяснено, что, чаще всего, независимо от тематики, в веб-версиях печатных изданий используются шрифты без засечек. Шрифты с засечками в основном встречаются в изданиях с новостной тематикой (например, «Га-зета.ги», «The wall street journal», «Медуза» и т.д.). Шрифты без засечек используют чаще всего в глянцевых и деловых изданиях (например, «Vogue», «Cosmopolitan», «Forbes» и т.д.). Некоторые издания сочетают использование шрифтов с засечками и без них. Так, например, в «Стольнике», используют шрифты с засечками для заголовков, а шрифт без засечек используют для основного текста. Некоторые издания используют, в том числе, фирменный шрифт в качестве основного шрифта для заголовков (например, «The New Yorker», «NASA» и т.д.). Еще одной особенностью многих веб-изданий является наличие негативного пространства между анонсами статей, рекламой, изображениями. Под негативным пространством автор статьи подразумевает пустое пространство или область макета, которая остается пустой. Негативное пространство является законным элементом дизайна, который оказывает большое влияние на восприятие пользовательского интерфейса [4]. В веб-версиях печатных изданиях также используются выделенные выше свойства типографики.

Темпы развития веб-технологий, связанных с типографическим аспектом дизайна, сопутствуют расширению творческого инструментария веб-дизайнера. Однако стоит отметить, что, как и в традиционной «типографике бумажного листа», в веб-типографике всегда будут оставаться актуальными чувство ритма, меры, равновесия и аккуратное обращение со словом [5].

Библиографические ссылки

1. Что такое типографика и какие шрифты использовать на сайте [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_tipografika/ (дата обращения: 10.03.2019).

2. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. - Воронеж: ВФ МГЭИ. И. А. Радченко. Под ред. Е. Е. Топильской. 2007. 114 с.

3. Королькова А. Живая типографика. ООО «ИндексМаркет», Москва, 2012. С. 14.

4. Что такое негативное пространство в дизайне? [Электронный ресурс]. URL: https://cloudmakers.ru/negativnoe-prostranstvo/ (дата обращения: 21.03.2019).

5. Беляев А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее. // Вестник Московского университета: серия 10. Журналистика. МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 2010.

© Шевцова Д.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.