УДК 656.22.656.25
DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.35.83
М. В. Карелина, Российский университет транспорта, Москва
ТИПИЗАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме применения высокотехнологичных тренажёров при подготовке будущих инженеров в транспортных вузах. Цель статьи - провести анализ высокотехнологичных тренажёров, определить их особенности, выделить характерные признаки для их типизации, которые возможно применять при подготовке будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Методология. Исследование проводится на основе теоретических методов.
Результаты заключаются в представленной типизации высокотехнологичных тренажёров, которая является средством приведения в систему, упорядочения процессов и устройств, позволяющих преподавателю или руководителю более осознанно делать выбор в пользу применения конкретного устройства для решения тех или иных задач обучения специалистов. Выводы заключаются в том, что современные тренажёры, используемые при подготовке инженеров железнодорожного транспорта, достаточно разнообразны, но могут быть типизированы по различным методическим признакам. Представленная иерархическая структура типизации делает более методически обоснованным подход к обучению студентов и предоставляет возможность построить более систематичную программу обучения с акцентом на деятельност-ной составляющей.
Ключевые слова: типизация, высокотехнологичные тренажёры, внедрение, назначение, виды.
Термин «типизация» происходит от слова «тип» (др.-греч. тилю^ - удар, след, отпечаток). Под понятием «типизация» будем понимать контекст, близкий к термину «классификация», «распределение по типам», «придание типовых форм» [1], «единица расчленения изучаемой реальности в типологии» [2].
Целью типизации тренажёров является установление места каждой из моделей в системе обучения и группировка их в порядке, удобном для определения взаимозависимости. Под понятием «тренажёр» (от англ. train - воспитывать, обучать, тренировать) мы подразумеваем механическое, программное, электрическое либо комбинированное учебно-тренировочное устройство, искусственно имитирующее различные рабочие места и ситуации, на них возникающие.
Высокотехнологичными тренажёрными комплексами можно считать сложные программно-адаптированные системы, в состав которых входят элементы симуляции и моделирования изучаемых процессов, физические или программные модели, которые воспроизводят реальные и нештатные технологические ситуации.
Типизация высокотехнологичных тренажёров железнодорожного транспорта как теоретический материал является необходимым условием выявления их возможностей для повышения их универсальности, что позволяет создать условия для продолжения активного внедрения тренажёров в учебный процесс и улучшения технических знаний у будущих специалистов железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, эксплуатационной и маневровой работой.
Анализ (оценивание и сравнение) высокотехнологичных тренажёров позволил определить их особенности, выделить характерные признаки для их типизации. На основе анализа практики применения тренажёров была выполнена систематизация имеющихся в настоящее время высокотехнологичных систем (табл.). В качестве признаков типизации были приняты методические способы обучения на высокотехнологичных тренажёрах, которые по вышеназванным признакам возможно разделить на семь типов.
По целям обучения тренажёры возможноразделить на следующие группы: общепрофессиональные, узкопрофильные, универсальные. К общепрофессиональным можно отнести стенды, демонстрационные макеты и тренажёры, позволяющие составить общее представление о возможностях и характере изучаемого объекта.
Типизация высокотехнологичных тренажёров железнодорожного транспорта по методическому назначению
Наименование методического признака Типы тренажёров
По цели обучения Общепрофессиональные Узкопрофильные Универсальные
По техническим возможностям (по принципу действия) Механические Электрические Цифровые
По роду деятельности специалиста Тренажёры для обучения сотрудников локомотивного хозяйства Тренажёры для обучения работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ и оперативного персонала службы перевозок Тренажёры для обучения сотрудников обслуживания путевой инфраструктуры Тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики; тренажёры для обучения сотрудников пассажирского хозяйства Тренажёры для обучения сотрудников грузового хозяйства
По форме обучения Индивидуальные Групповые
По роли студента в процессе обучения Пассивная роль Пассивно-активная роль Активная роль
По степени обработки студентом поступающей информации Регистрирующие отдельные параметры деятельности Позволяющие оценить систему в целом
По педагогико-эргономическим характеристикам Простота использования: - требования к визуализации (разборчивость и чёткость изображения, цветовая гамма, расположение текста на экране); - требования к длительности тренажёрной подготовки; - требования к надёжности и безопасности эксплуатации; - требования к уровню звука, звукового давления и вибрации; - требование к минимизации операций при подготовке к работе; - устойчивость от несанкционированного нажатия клавиш; - возможность легкого возврата на исходные позиции; - возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки
К узкопрофильным можно отнести высокотехнологичные тренажёры, формирование навыков на которых непосредственно связанно со спецификой будущей профессиональной деятельности. Это:
- тренажёры для обучения сотрудников локомотивного хозяйства: тренажёр «Машинист электропоезда ЭД9М в формате 3D», тренажёрный компьютерный комплекс электровозов ЭП1М, ВЛ10, ВЛ10-У, ЭД4М, 3ЭС5К «Ермак» в формате 3D, тренажёр по управлению автотормозами подвижного состава электровозов различных моделей, тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту ж/д техники и т. д.;
- тренажёры для работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ и оперативного персонала службы перевозок: виртуальные обучающие имитационные системы для работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ, модульный тренажёр для оперативного персонала службы перевозок «ЖАСМ», симулятор-тренажёр «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте с масштабным макетом», интерактивный электрифицированный 3D-макет-тренажёр «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой», тренажёрный комплекс «Светофорная сигнализация» и т. д.);
- тренажёры для сотрудников, обслуживающих путевую инфраструктуру: мультимедийный тренажёр для сотрудников, обслуживающих путевую инфраструктуру, симулятор-тренажёр «Дежурный по переезду», тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники и т. д.;
- тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики: программные тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики, основанные на имитационном моделировании железнодорожного участка, оснащенного современными системами СЦБ, тренажёр системы МПЦ ББ1Ьоск 950; тренажёр ЭЦ-ЕМ для подготовки регулировщика РТУ и энергодиспетчера и т. д.;
- тренажёры для обучения сотрудников пассажирского хозяйства: тренажёрный комплекс по подготовке проводников «Купе-1.01Б» на динамической платформе с автоматизированным рабочим местом и системой ЗБ-визуализации, тренажёр по управлению автотормозами подвижного состава электровозов различных моделей, виртуальный тренажёр для обучения электромехаников, тренажёр для отработки аварийных ситуаций с пассажирским вагоном и т. д.;
- тренажёры для обучения сотрудников грузового хозяйства: ЗБ-тренажёр для обучения прие-мосдатчиков и приемщиков поездов, интерактивный тренажёр весоповерочных вагонов; тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту ж/д техники и т. д.
К универсальным можно отнести тренажёры, которые развивают навыки, применимые в широком спектре профессиональной деятельности, например тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники.
По техническим возможностям (по принципу действия) тренажёры можно разделить на три типа: механические, электрические и цифровые.
К механическим тренажёрам можно отнести тренажёр по управлению автотормозами подвижного состава электровозов различных моделей, тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту ж/д техники и т. д. Тренажёр для изучения работы приборов управления тормозами может быть использован для обучения сотрудников как пассажирского, так и грузового хозяйства и применяться для изучения работы тормозного оборудования, методов и приёмов его испытания, изучения процессов, происходящих в пневматической системе, отработки навыков регулировки приборов управления тормозами, в том числе происходящих в пневматической системе.
К электрическим тренажёрам можно отнести тренажёрный комплекс «Светофорная сигнализация», интерактивный электрифицированный ЗБ-макет-тренажёр «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой» и т. д. Интерактивный электрифицированный 3D-макет-тренажёр «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой» с компьютерным управлением и тренажёрный комплекс «Светофорная сигнализация» предназначены для обучения будущих работников диспетчерского аппарата, т. е. студентов, и оперативного персонала службы перевозок.
Интерактивный электрифицированный 3D-макет-тренажёр «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой» предназначен для обучения студентов работе с различными системами интервального регулирования движения поездов на перегонах с автоматической и полуавтоматической блокировкой. Устройства тренажёра являются обобщённой копией сходных технических устройств, на станционных перегонах сымитирована работа блокировок, светофоров, маршрутно-релейной централизации стрелок и сигналов, осуществляется пропуск поездов в обе стороны.
Тренажёрный комплекс «Светофорная сигнализация» даёт возможность изучить виды светофорной сигнализации и представляет собой электрифицированную светодинамическую трёхсекци-онную панель со всеми видами светофорной сигнализации и элементами управления, где реализованы различные виды сигналов, и компьютер с управляющей программой. Комплекс предназначен для изучения студентами алгоритма работы светофорной сигнализации и применения её видов. Комплекс позволяет проводить контроль знаний, моделируя различные нештатные ситуации и отрабатывать навыки действий при их возникновении для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации подвижного состава.
К цифровым тренажёрам можно отнести практически все тренажёры для обучения сотрудников локомотивного хозяйства, виртуальные обучающие имитационные системы для работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ, программные тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики, тренажёры для обучения сотрудников пассажирского и грузового хозяйства. Для обучения машинистов применяются высокотехнологичные тренажёры и симуляторы различных модификаций, которые в формате 3D имитируют внутреннее оборудование кабины машиниста и позволяют моделировать любые встречающиеся неисправности и их видимые проявления, как на своём поезде, так и на встречных поездах [4, 5]. В тренажёрах имеется возможность выбора времени суток, времени года, интенсивности осадков и температуры окружающего воздуха, с
изменением коэффициента сцепления колеса с рельсом, условиями видимости сигналов и работы тормозов. На экран можно вывести пневматическую схему локомотива, где в режиме онлайн воспроизводится работа всех её систем с указанием реального изменения давления в каждом элементе, в зависимости от положения ручек кранов в кабине управления, и визуальный контроль электрооборудования. Достоинство тренажёров состоит в том, что вся информация поступает непосредственно в учебную аудиторию, позволяя создавать различные нештатные ситуации, показывая на большом экране работу пневмооборудования и электрической схемы.
Для обучения студентов навыкам работы с пассажирским ж/д транспортом возможно использовать тренажёрный комплекс по подготовке проводников «Купе-1.01Б» на динамической платформе с автоматизированным рабочим местом преподавателя и системой 3Б-визуализации, многофункциональный интерактивный учебно-тренировочный комплекс по тушению пожара поездной бригадой МКР-01 и т. д. Тренажёрный комплекс по подготовке проводников «Купе-1.01Б» предназначен для профессиональной подготовки проводников пассажирских вагонов и позволяет моделировать штатные и нештатные ситуации, максимально приближенные к поездной работе, имитируя купейный вагон модели 61-4440 в натуральную величину и рабочее место проводника с аналогом панели пульта управления приборами ЭВП-110. Динамическая платформа имеет две степени свободы в продольном и поперечном направлении, с возможностью управления параметрами работы электроснабжения и контроля за ними. Сенсорный дисплей демонстрирует климатические и другие показатели и связан с моделирующим устройством. Также тренажёр оснащен монитором с динамическим видом из окна, системой, позволяющей создавать в вагоне звуки, имитирующие движущийся состав поезда, торможение, пожарную сигнализацию и т. д. Тренажёр позволяет проводить обучение правилам техники безопасности, имитировать экстренное торможение и работу ручного тормоза. Программно-моделирующее устройство - это комплекс из двух персональных компьютеров графической 3Б-модели с программным обеспечением, которое позволяет выбрать погодные условия движения, сценарий поездки и участок движения, задать нештатную ситуацию (нагрев роликовой буксы или редуктора привода генератора, срабатывание пожарной сигнализации, экстренное торможение, неисправность электрооборудования, системы отопления вагона и термоавтоматики) и зафиксировать нарушения, допущенные во время тренировочной поездки.
По роду деятельности специалиста тренажёры можно разделить на шесть видов: тренажёры для обучения сотрудников локомотивного хозяйства, тренажёры для работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ и оперативного персонала службы перевозок, тренажёры для сотрудников, обслуживающих путевую инфраструктуру, тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики, тренажёры для обучения сотрудников пассажирского хозяйства, тренажёры для обучения сотрудников грузового хозяйства.
По уровню сложности тренажёрные системы для обучения машинистов подразделяются на четыре группы: базовая компьютерная симуляция, частичная симуляция панели управления, продвинутая симуляция панели управления, полная симуляция кабины машиниста.
Базовая компьютерная симуляция — это частичная имитация работы поезда и панели управления, которая подходит для тренировки подачи базовых сигналов и отработки теоретических действий машиниста в различных сценариях; управление производится с помощью сенсорных экранов.
Частичная симуляция панели управления - это физическая имитация основных элементов панели управления; она подходит для тренировки базовых практических действий машиниста и управляется с помощью сенсорных экранов с элементами имитации панели.
Продвинутая симуляция панели управления - это физическая имитация реальной панели управления машиниста с точным повторением большинства её функциональных элементов; подходит для тренировки сложных сценариев в процессе работы машиниста, управляется с помощью копии панели управления.
Полная симуляция кабины машиниста - это реалистичная имитация кабины машиниста, включая оборудование и зоны вне панели управления в ведущем вагоне и его тамбуре; такая модель подходит для отработки большинства возможных сценариев с вовлечением широкого спектра задач машиниста.
По форме обучения тренажёры можно сгруппировать по двум типам: индивидуальные и групповые.
К индивидуальным относятся тренажёры для подготовки машиниста, тренажёры для работников диспетчерского аппарата ДСП / ДНЦ и оперативного персонала службы перевозок, программные тренажёры для обучения сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики, тренажёры
для пассажирского хозяйства, в частности, тренажёрный комплекс по подготовке проводников «Ку-пе-1.01Б» на динамической платформе с автоматизированным рабочим местом и системой ЗБ-визуализации, виртуальный тренажёр для обучения электромехаников, тренажёры для грузового хозяйства, например, ЗБ-тренажёр для обучения приемосдатчиков и приемщиков поездов, интерактивный тренажёр весоповерочных вагонов и т. д.
К групповым относятся тренажёр по управлению автотормозами подвижного состава электровозов различных моделей, тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту ж/д техники, учебно-тренировочный комплекс по тушению пожара поездной бригадой МКР-01, тренажёр для отработки аварийных ситуаций с пассажирским вагоном, тренажёрный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту ж/д техники.
Роль студента в процессе обучения на тренажёрах можно обозначить как пассивную, активную или пассивно-активную.
Пассивная роль студента заключается в том, что он является лишь слушателем учебного материала о технических и технологических особенностях работы тренажёров, с дальнейшей проверкой полученных знаний посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и т. д. Примером пассивной роли студента являются занятия на стендах-тренажёрах и демонстрационных макетах-тренажёрах. К недостаткам этого метода обучения, которое в основном является групповым, можно отнести низкую эффективность усвоения учащимися учебного материала и авторитарный стиль взаимодействия преподавателя со студентом.
Активная роль студента в обучении выражается в том, что он является непосредственным участником динамических, интерактивных и симуляционных процессов, происходящих на тренажёрах. Такое обучение происходит в основном индивидуально и характерно для подготовки машинистов поездов, работников оперативного персонала службы перевозок, сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики и характеризуется высокими темпами усвоения практического материала.
Пассивно-активная роль студента ориентирована на сочетание лекционного курса с упражнениями и заданиями на тренажёрах, применима при подготовке сотрудников пассажирского и грузового хозяйства, обслуживания путевой инфраструктуры и в основном характерна для обучения в малых группах.
По сложности обработки студентом поступающей информации тренажёры бывают двух видов: регистрирующие отдельные параметры деятельности и позволяющие оценить систему в целом.
К регистрирующим отдельные параметры деятельности относятся тренажёры, обучение на которых не даёт полного представления о характере изучаемого объекта в целом, концентрируя внимание лишь на его отдельных частях; к ним относятся: макет-тренажёр «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой», тренажёрный комплекс «Светофорная сигнализация», тренажёр по тушению пожара поездной бригадой МКР-01, тренажёр по управлению автотормозами подвижного состава различных моделей, тренажёр для обучения электромехаников и т. д.
К позволяющим оценить систему в целом относятся тренажёры, дающие возможность полностью смоделировать реальный объект и находящееся на нём оборудование для отработки типовых и нештатных ситуаций. К ним можно отнести следующие тренажёры: симуляторы для машинистов поездов различной модификации, обучающие системы для работников диспетчерского аппарата, тренажёр-симулятор «Дежурный по переезду», предназначенный для сотрудников, обслуживающих путевую инфраструктуру, тренажёры для сотрудников хозяйства автоматики и телемеханики, основанные на имитационном моделировании железнодорожного участка.
По педагогико-эргономическим характеристикам тренажёры возможно охарактеризовать по следующим признакам: простота использования, реализация требований к визуализации и звуку (разборчивость и чёткость изображения, цветовая гамма, расположение текста на экране), реализация требований к длительности тренажёрной подготовки, реализация требований к надёжности и безопасности эксплуатации; реализации требований к уровню звука, звукового давления и вибрации, реализация требований к минимизации операций при подготовке к работе, реализация требований к устойчивости от несанкционированного нажатия клавиш, реализация требований к возможности легкого возврата на исходные позиции, реализация требований к возможности неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки.
Представленная типизация является средством приведения в систему, упорядочения каких-то явлений, процессов, устройств и т. д. Учитывая большое разнообразие устройств (в нашем слу-
чае это именно устройства), их разумное упорядочение, типизация позволяет преподавателю или руководителю более осознанно делать выбор в пользу того или иного конкретного устройства.
Как показано выше, современные тренажёры, используемые при подготовке инженеров железнодорожного транспорта, достаточно разнообразны, но всё же могут быть типизированы по различным методическим признакам. Представленная в настоящей работе иерархическая структура типизации делает, на наш взгляд, более методически обоснованным подход к обучению студентов на конкретных этапах и в конкретных условиях. Такая типизация предоставляет возможность построить более систематизированную программу обучения с акцентом на деятельностной составляющей и призвана увеличить эффективность обучения в целом. Это очень важно при подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых будет непосредственно связана с движением поездов, эксплуатационной и маневровой работой.
Немаловажным представляется и своего рода мотивационный фактор. Сегодня высшее образование неотделимо от современных технологий, отсутствие или недостаточное их использование в обучении студенты легко замечают. Это, конечно, полностью применимо и к подготовке инженеров транспорта. Внедрение в учебный процесс высокотехнологичных тренажёров должно обеспечить улучшение технических знаний у студентов транспортных вузов, повышение в обучении удельного веса деятельностной составляющей, что является гарантией эффективного формирования практических навыков будущих специалистов и снижения сроков их адаптации на рабочем месте.
Библиографический список
1. Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). М., 1970. 240 с.
2. Большой энциклопедический словарь : гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», СПб: Норинт. 2002. 1203 с.
3. ФГОС ВО 230301 Технология транспортных процессов (уровень бакалавриата). URL: http: //fgosvo. ru/news/8/2208
4. Посмитюха А. А., Самсонкин В. Н. Тренажёры для локомотивных бригад - важная составляющая учебного процесса // Локомотив-информ. Полтава, 2015. № 09-10. С.17-21.
5. Мысков О. В., Потанин А. А. Машинистам помогают тренажёры // Локомотив. М.: Изд-во РЖД, 2014. № 2. С. 39.
6. Козлов П. А., Четвериков В. А., Яриков И. М. Интеллектуальный тренажёр для профессиональной подготовки диспетчеров // Железнодорожный транспорт. М., 2011. № 10. С. 29-32.
7. Макшин В. Н. Обучающие комплексы для технического обучения работников центральной дирекции управления движением // Труды XIV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». М., 2015. № 1. С. 37-40.
8. Долгов М. В., Куренков С. А., Дюбина А. Ю. Виртуальный тренажёр - новое направление в технической учебе // Автоматика, связь, информатика. М.: Изд-во РЖД, 2016. № 1. С. 37-40.
9. Меркулов А. В., Годяев А. И. Трёхмерная визуализация и автоматизация проектирования виртуальной среды тренажёра-симулятора участка железной дороги // Вестник ТОГУ. Хабаровск, 2015. С. 18-21.
M. V. Karelina,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Russian University Of Transport (MIIT), 9 Obraztsova st., Moscow, 127994, Russian Federation
TYPIFICATION OF HIGH-TECH SIMULATORS FOR RAILWAY TRANSPORT
Introduction. This is a research on high-tech simulators use in the process of future engineers training in transport universities. The purpose of the article is to analyze high - tech simulators, to determine their features, to identify the characteristic features for their typification, which may be used when training future specialists for railway transport.
Methodology. The research is conducted on the basis of theoretical research methods.
The results are presented in the typification of high-tech simulators, being a means of bringing processes and devices into a system, and it allows a teacher or a supervisor to make a more conscious choice in favor of a particular application of a particular device.
Conclusions. It is concluded that modern simulators used in railway engineers training are quite diverse, but they can be typed on various methodological grounds. The presented hierarchical structure of typi-
fication makes the approach to teaching students more methodically justified and provides an opportunity to build a more systematic training program taking into account the emphasis on the activity component. Keywords: typification, high-tech simulators, introduction, purpose, types.
References
1. Permyakov G. L. From an Idiom to a Fairy-Tale (Some Notes of the General Theory of Cliché). Moscow. 1970, 240 p. (In Russian).
2. The Great Encyclopedic Dictionary. Edited by A. M. Prokhorov. Ed. 2nd Rev. and add. Moscow: Bolchaja Russkaya Encyclopedia; St. Petersburg: Norint. 2002, 1203 p. (In Russian).
3. The Federal State Educational Standard of Higher School Education. The Training Direction 230301 The Technology of Transport Processes (Bachelor Degree). Available at: http:fgosvo.ru.news.8.2208 (In Russian).
4. Posmytyukha, A. A. Samsonkin, V. N. Training Machines Are an Important Part of Teaching the Locomotive Crew. Lokomotiv-inform. Poltava, 2015, no. 09-10, pp. 17-21. (In Russian).
5. Myskov O. V., Potanin, A. A. Training Machines Help Drivers // Locomotive. Moscow: RZD Publishing House, 2014, no. 2, p. 39. (In Russian).
6. Kozlov A. P., Chetverikov, V. A. Yarikov, I. M. Intellectual Training Machines for the Professional Training of Traffic Controllers. Zheleznodorozhniy Transport. Moscow, 2011, no.10, pp. 29-32. (In Russian).
7. Makshin V. N. Training Complexes for the Technical Training the Employees of the Central Administration of Transport Control. The Materials of the XIV Science and Practice Conference "Railway Traffic Security". Moscow, 2016, no. 1, pp. 37-40. (In Russian).
8. Dolgov M. V., Kurenkov, S. A., Dubina, A. Y. Virtual Simulator is a New Direction in Technical Training. Avtomatika, svyaz, informatika. Moscow: RZD, 2016, no. 1, pp. 37-40. (In Russian).
9. Merkulov A. V., Godyaev, A. I. Vizualizing and Automatizing 3D Design of the Virtual Space of the Simulator Of the Part of the Railway. Bulletin of the TOGU. Khabarovsk, 2015, pp.18-21. (In Russian).
Поступила в редакцию 15.02.2019 © М. В. Карелина, 2019
Автор статьи: Мария Владимировна Карелина, кандидат технических наук, доцент, 644099, Москва, Российский университет транспорта (МИИТ), ул. Образцова, 9, стр. 4.
Рецензенты:
Н. Д. Никандров, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.
И. В. Роберт, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра информатизации образования, Институт стратегии развития образования РАО, Москва.