4. Хроника по Брянскому казачеству. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazak-сеПег. ru/load/12-1-0-82
5. Трифанков Я.Ю. История казачества Брянского региона и сопредельных территорий в XVI-
XVIII вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (рукопись). - Брянск: БГТУ, 2013. - 28 с.
6. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе / пер. с пол. Д. Горбова; предисл. и примеч. С. Ланды. - М.: Худож. лит., 1992. - 736 с.
7. Путешествие в Турцию и Египет, совершенное в 1784 году // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации / пер. с фр. И.И. Кузнецовой; вступит. ст. и примеч. М.С. Мейера. - М.: ГРВЛ, 1985. - С. 35-82.
8. ГумилёвЛ.Н. Древняя Русь и Великая Степь. -М.: Мысль, 1989. - 766 с.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 18731888. - Гл. 6-8. - 596 с.
10. Антонович В.Б. Монографии по истории Западной и Юго-западной России. - Киев: Типография Е.Я. Федорова, 1885. - 347 с.
11. Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. - 1895. - № 7. - С. 12.
12. Шемякина М.К. Концепт «возрождение» в русской культурной традиции: структура, функции, механизмы реализации (на материале традиционной культуры русского народа): Дис. ... д-ра культурологи. - Кострома, 2013. - 255 с.
УДК 008
Лебедев Никита Андреевич
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ferretn@gmail. com
ТИПИЗАЦИЯ ЛОГОСА В ЛОГОТИПЕ
В статье анализируются культурологические аспекты термина «логотип». Логотип рассматривается как бинарное лингвистическое сращение: лого + тип. Последовательно анализируется культурная эволюция обоих понятий. Особое внимание обращается на смысловую доминанту типического в Логосе.
Ключевые слова: логос, тип, логосфера, лигатура, логотип, типографика.
В 2010 году на восемьдесят второй церемонии вручения премии Академии кинематографических искусств и наук в Лос-Анджелесе в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» премию «Оскар» получил французский мультфильм «Логорама» (Logorama). Годом раньше мультфильм получил премию за «Лучший короткометражный фильм» на Стокгольмском кинофестивале и премию Ргіх Kodak на кинофестивале в Каннах. Фильм показывает один день из жизни города-прототипа Лос-Анджелеса, который помимо всего прочего знаменит еще и тем, что в нем представлено огромное количество рекламы. Действительно, фильм буквально кишит изображениями логотипов известных компаний, их слоганов и маскотов. За 16 минут эфирного времени в поле зрения зрителей попадают упоминания примерно о 2500 компаниях. Здесь практически все является логотипами брендов -люди, дома, техника. Имена героев говорят сами за себя: РІауЬоу-кролики, Linux-пингвины, MGM-львы в зоопарке, МіЛеНп-полицейские выслеживают преступника по имени Рональд МакДональд и т.д.
В самом общем понимании слово логотип происходит исторически от др.-греч. «Хоуос;» - слово и «тшо<;» - отпечаток. Далее история логотипа отсылает нас к типографике начала XIX века, когда «логотип» стал использоваться в качестве синонима другого термина - «лигатура» для обозначения
объединения двух или трёх знаков типографского шрифта. К середине XIX века, согласно Википедии, логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново, такое как, например, заголовок-название газеты. Наконец, в XX веке логотипом уже стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия коммерческой организации или товара (его торговую марку) или само название в таком начертании. Некоторые теоретики графического дизайна считают логотипом как шрифтовую, так и графическую части торговой марки, остальные - только шрифтовую.
Теперь рассмотрим понятие логотипа более подробно. Как и любое другое понятие, оно находится в антиномическом противоречии его статической и динамической сторон. Иначе говоря, понятие логотипа есть нечто одно, неделимое и неизменное, с одной стороны, и совокупность эволюционных изменений и процессов, с другой. И поскольку внутренняя жизнь понятия определяет его смысловое наполнение и развитие, именно к процессуальной стороне понятия логотип мы и обратимся. Лингвистически «логотип» - это сложное слово (лого + тип) с ритмической и смысловой доминантой на втором элементе. Рассмотрим их последовательно.
Логос, первооснова «лого», вошел в речевое употребление в качестве философского термина около 544-483 гг. до н.э. Как слово «логос» с самого начала имело полисемичный характер, означая одновременно «слово» (или «предложение», «выс-
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Лебедев Н.А., 2013
казывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»).
Так как этот термин созвучен житейскому обозначению «слова» в речевом общении, Гераклит использовал его, чтобы особо подчеркнуть различие между Логосом как законом бытия и человеческой речью. Космический логос (слово) «обращается» к людям, хотя они и неспособны его понять. То есть в античной философии Логос интерпретируется как «слово», которое принадлежит субстанции, но не личности, является формообразующим, но не волесодержащим.
Позднее, в иудейской и христианской традициях термин «Логос» переосмысливается как слово личного и живого Бога. Бог «окликает» Словом (Логосом) вещи и тем самым вызывает их из небытия. История земной жизни Иисуса Христа, в частности, согласно БСЭ, трактуется в христианстве как воплощение, «вочеловечение» Логоса, принёсшего откровение и явившегося этим откровением («Словом жизни»), самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу-Сыну, который представляет «Слово» Бога-Отца и является вторым лицом Троицы. У русских религиозных философов, таких как В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский, понятие «Логос» обозначает цельное и органическое знание, которому свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции. Наконец, во второй половине XX века светская интеллектуальная традиция трансформирует понятие «Логос» в понятие «Логосфера», в философскую категорию, обозначающую мыслительно-речевую область культуры. В основе Логосфе-ры по мысли, например, Р. Барта, лежит некий риторический идеал («образ прекрасной речи»), предположительно существующий у любого носителя языка и составляющий неотъемлемую часть данной культуры.
Так вкратце выглядит общая интеллектуальная и духовная эволюция Логоса. На первый взгляд может показаться, что она никак не помогает нам объяснить, каким образом умозрительный Логос проникает в мир технологий и машин, а именно в типографическое дело. Но это не так. Типографический Логос возник, как мы покажем, вполне закономерно.
Автором термина «логотип» является граф Чарльз Стэнхоуп (Стэнап в английском произношении), единственный пэр Англии, который в конце XVIII - начале XIX веков внес собственными трудами вклад в английскую науку. Во второй половине XVIII века участие английских аристократов в развитии науки ограничивалось финансовой поддержкой отдельных ученых и Королевского общества. Эксцентричный граф Стэнхоуп, язвительно прозванный английской прессой «Дон-Кихотом нации», оказался примечательным исключением.
Среди его изобретений - линзы для микроскопов и методы получения стереотипных копий, монохорд для настройки музыкальных инструментов и способ получения строительного раствора особой крепости, новые конструкции шлюзов для каналов и проч. Среди прочего присутствует изобретенный им в 1800 г. печатный пресс с ручной подачей бумаги и технология логотипа. Томас К. Хансард в своем труде «Типография: исторический очерк возникновения и становления искусства печати» (1825) приводит слова самого Стэнхоупа: «Я посчитал целесообразным создать новую пару составляющих наборной кассы. ввел новый набор двойных букв (это: on, of, to, к, an, Л, т, se; они не печатались в виде лигатур) которые я называю логотипами; и отказался от двойных букв А7, fi, А, Й1, ffl, ГС, которые ранее занимали место в наборной кассе, но использовались так редко.» [1].
Еще раз перечислим первые логотипы в истории культуры: on, of, to, к, an, Л, т, se. Сейчас уже не представляется возможным доподлинно установить, почему именно граф решил назвать эти буквосочетания новым именем, а не причислил их к классу обычных лигатур. Общее прототипическое значение лигатуры - нечто, служащее для объединения, соединения. Лигатура - знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем. Можно предположить, однако, что при отборе восьми буквенных сращений Стэнхоуп руководствовался не только, и не сколько практическими соображениями технически ускорить процесс набора текста. С одной стороны, данные сочетания, по всей видимости, действительно имеют высокую частоту встречаемости в письменной речи. С другой стороны, в силу своей частотности они в определенном смысле включают в себя внутреннюю энергию бурной стихии самого языка в той мере, в какой она запечатлена в самой идее фонетического алфавита. Фонетический алфавит - уникальная технология. Из многих видов письма только в нем семантически бессмысленные буквы используются для передачи семантически бессмысленных звуков. Для примера, М. Маклюэн решительно настаивает на том, что фонетически записанное, алфа-бетизированное слово есть результат внезапного разрыва между слуховым и визуальным опытом человека, а сам фонетический алфавит является ни больше, ни меньше как технологией, ставшей средством создания цивилизованного человека. Цивилизация строится на основе письменности, единообразной обработки культуры зрительным чувством, расширенным в пространстве и во времени с помощью алфавита. Он создает для всех культурных институтов общий метод трансформации и контроля, превращая все ситуации в единообразные и непрерывные. Принц Модупе в автобиографической книге «Я был дикарем» (1958) так рас-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
51
сказывает о своем первом опыте знакомства с письменным словом: «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах -это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превращать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не более, чем думбу из западни» [2, с. 92].
«Пойманные в капканы слова» и есть типизированный Логос, единообразный принцип организации вселенной, воплощение, образ прекрасной речи и т.д. Напомним, что этимологически «тип» -это прототип, первообраз, подлинник, образец, основный образ. Следовательно, логотип - это технологически упорядоченный, запечатленный образ Логоса. «Технологический» означает «ускоренный», поскольку ускорение есть альфа и омега технологической мысли. Примечательно, что во множественном числе «типы» - это уже буквы, литеры, набор в типографии, снимки с которых делают печать [3]. Можно было бы сказать, что в типографическом наборе мы имеем дело с ускоренным Логосом, придуманном прогрессивно мыслящим английским графом-технократом в начале
XIX века. И поскольку ускорение есть, помимо всего прочего, формула разложения и распада любой
некогда уникальной, организованной, монолитной целостности, то неизбежной коррозии и редукции подвергается и Логос, превращаясь в непритязательное и неприхотливое «лого» для массового производства и массового потребления, иконический знак и индекс бренда.
В финале лихого мультфильма-боевика «Лого-рама» клоун-террорист Рональд Макдональд разрушает мир красивых картинок. Мир логотипов рушится. Мы видим, что планета, на которой происходят события, вращается вокруг гигантского логотипа Пепси, а тот висит где-то на краю логотипа Милки Уэй. Life is better the Milky Way.
Библиографический список
1. Oxford English Dictionary. Logotype. - [Электронный ресурс]. - https://unicat.bangor.ac.uk/ validate?url=http%3A%2F%2F0-www.oed.com. unicat.bangor.ac.uk%3A80%2Fviewdictionaryentry% 3Ashowfullentry%2Ftrue%3FredirectedFrom% 3Dlogotype%26t%3Aac%3DEntry%2F109860 (дата обращения: 14.12.2012)
2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - 3-е изд. - М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.
3. Толковый словарь В.И. Даля. Тип. - [Электронный ресурс]. - http://dal-dictionary.info/Словарь_Даля/ 39597/Тип (дата обращения: 14.12.2012)
УДК 1(091) (4/9)
Семенюк Антон Павлович
кандидат исторических наук Национальный исследовательский Томский политехнический университет
УЧЕНИЕ О ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ В.В. РОЗАНОВА*
Автор статьи предлагает новый ключ к прочтению философии В.В. Розанова. В качестве такой фундаментальной связующей основы розановского мировоззрения в данной статье усматривается потенциалистская метафизика. Автор прослеживает наличие этих установок на разных этапах развития розановской мысли. Ключевые слова: потенциальность, русская религиозная философия, понимание.
атегория потенциального (возможного) имеет фундаментальное значение для розановской системы взглядов. В основе картины мира Розанова лежит метафизическое учение о потенциальности как о предустановленном порядке мирового бытия, пребывающего в становлении и возникновении. Розанов мыслит бытие не данным или наличным в завершённой форме, а несущим в себе фактор становления: мир сущего есть всегда нечто неизмеримо большее и иное, чем наличный мир, доступный нашему восприятию и мышлению. Стало быть, всё сущее есть и то, чем оно ещё не является, то, что ещё будет или может быть. «Потенции - это незримые полу-существую-
щие, четверть-существующие, сото-существующие формы (существа) около зримых (реальных). Мир «как он есть» - лишь частица и минута «потенциального мира», который и есть настоящий предмет полной философии и полной науки. Этих тайных невидимых форм предметов и явлений неизмеримо более, нежели видимых, наблюдаемых, и эти последние - только незначительная часть их получившая осуществление в данный момент», - писал Розанов в 1913 году, вспоминая свою первую книгу [4, с. 143].
В философии и естествознании Нового времени потенциальное осмысливается в соответствии с господствующей логикой причинности как воз-
* Исследование выполнено в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158. 2011. «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Семенюк А.П., 2013