Научная статья на тему 'Типизация Логоса в логотипе'

Типизация Логоса в логотипе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
465
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОС / ТИП / ЛОГОСФЕРА / ЛИГАТУРА / ЛОГОТИП / ТИПОГРАФИКА / LOGOS / TYPE / LOGOSPHERE / LIGATURE / LOGOTYPE / TYPOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедев Никита Андреевич

В статье анализируются культурологические аспекты термина «логотип». Логотип рассматривается как бинарное лингвистическое сращение: лого + тип. Последовательно анализируется культурная эволюция обоих понятий. Особое внимание обращается на смысловую доминанту типического в Логосе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logos typification in logotype

The article deals with the culturological aspects of the term «logotype». The logotype is viewed as a binary linguistic fusion of «logos» and «type». The evolution of both terms is analyzed. The semantic dominance of the typical in Logos is paid special attention to.

Текст научной работы на тему «Типизация Логоса в логотипе»

4. Хроника по Брянскому казачеству. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazak-сеПег. ru/load/12-1-0-82

5. Трифанков Я.Ю. История казачества Брянского региона и сопредельных территорий в XVI-

XVIII вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (рукопись). - Брянск: БГТУ, 2013. - 28 с.

6. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе / пер. с пол. Д. Горбова; предисл. и примеч. С. Ланды. - М.: Худож. лит., 1992. - 736 с.

7. Путешествие в Турцию и Египет, совершенное в 1784 году // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации / пер. с фр. И.И. Кузнецовой; вступит. ст. и примеч. М.С. Мейера. - М.: ГРВЛ, 1985. - С. 35-82.

8. ГумилёвЛ.Н. Древняя Русь и Великая Степь. -М.: Мысль, 1989. - 766 с.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 18731888. - Гл. 6-8. - 596 с.

10. Антонович В.Б. Монографии по истории Западной и Юго-западной России. - Киев: Типография Е.Я. Федорова, 1885. - 347 с.

11. Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. - 1895. - № 7. - С. 12.

12. Шемякина М.К. Концепт «возрождение» в русской культурной традиции: структура, функции, механизмы реализации (на материале традиционной культуры русского народа): Дис. ... д-ра культурологи. - Кострома, 2013. - 255 с.

УДК 008

Лебедев Никита Андреевич

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

ferretn@gmail. com

ТИПИЗАЦИЯ ЛОГОСА В ЛОГОТИПЕ

В статье анализируются культурологические аспекты термина «логотип». Логотип рассматривается как бинарное лингвистическое сращение: лого + тип. Последовательно анализируется культурная эволюция обоих понятий. Особое внимание обращается на смысловую доминанту типического в Логосе.

Ключевые слова: логос, тип, логосфера, лигатура, логотип, типографика.

В 2010 году на восемьдесят второй церемонии вручения премии Академии кинематографических искусств и наук в Лос-Анджелесе в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» премию «Оскар» получил французский мультфильм «Логорама» (Logorama). Годом раньше мультфильм получил премию за «Лучший короткометражный фильм» на Стокгольмском кинофестивале и премию Ргіх Kodak на кинофестивале в Каннах. Фильм показывает один день из жизни города-прототипа Лос-Анджелеса, который помимо всего прочего знаменит еще и тем, что в нем представлено огромное количество рекламы. Действительно, фильм буквально кишит изображениями логотипов известных компаний, их слоганов и маскотов. За 16 минут эфирного времени в поле зрения зрителей попадают упоминания примерно о 2500 компаниях. Здесь практически все является логотипами брендов -люди, дома, техника. Имена героев говорят сами за себя: РІауЬоу-кролики, Linux-пингвины, MGM-львы в зоопарке, МіЛеНп-полицейские выслеживают преступника по имени Рональд МакДональд и т.д.

В самом общем понимании слово логотип происходит исторически от др.-греч. «Хоуос;» - слово и «тшо<;» - отпечаток. Далее история логотипа отсылает нас к типографике начала XIX века, когда «логотип» стал использоваться в качестве синонима другого термина - «лигатура» для обозначения

объединения двух или трёх знаков типографского шрифта. К середине XIX века, согласно Википедии, логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново, такое как, например, заголовок-название газеты. Наконец, в XX веке логотипом уже стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия коммерческой организации или товара (его торговую марку) или само название в таком начертании. Некоторые теоретики графического дизайна считают логотипом как шрифтовую, так и графическую части торговой марки, остальные - только шрифтовую.

Теперь рассмотрим понятие логотипа более подробно. Как и любое другое понятие, оно находится в антиномическом противоречии его статической и динамической сторон. Иначе говоря, понятие логотипа есть нечто одно, неделимое и неизменное, с одной стороны, и совокупность эволюционных изменений и процессов, с другой. И поскольку внутренняя жизнь понятия определяет его смысловое наполнение и развитие, именно к процессуальной стороне понятия логотип мы и обратимся. Лингвистически «логотип» - это сложное слово (лого + тип) с ритмической и смысловой доминантой на втором элементе. Рассмотрим их последовательно.

Логос, первооснова «лого», вошел в речевое употребление в качестве философского термина около 544-483 гг. до н.э. Как слово «логос» с самого начала имело полисемичный характер, означая одновременно «слово» (или «предложение», «выс-

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Лебедев Н.А., 2013

казывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»).

Так как этот термин созвучен житейскому обозначению «слова» в речевом общении, Гераклит использовал его, чтобы особо подчеркнуть различие между Логосом как законом бытия и человеческой речью. Космический логос (слово) «обращается» к людям, хотя они и неспособны его понять. То есть в античной философии Логос интерпретируется как «слово», которое принадлежит субстанции, но не личности, является формообразующим, но не волесодержащим.

Позднее, в иудейской и христианской традициях термин «Логос» переосмысливается как слово личного и живого Бога. Бог «окликает» Словом (Логосом) вещи и тем самым вызывает их из небытия. История земной жизни Иисуса Христа, в частности, согласно БСЭ, трактуется в христианстве как воплощение, «вочеловечение» Логоса, принёсшего откровение и явившегося этим откровением («Словом жизни»), самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу-Сыну, который представляет «Слово» Бога-Отца и является вторым лицом Троицы. У русских религиозных философов, таких как В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский, понятие «Логос» обозначает цельное и органическое знание, которому свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции. Наконец, во второй половине XX века светская интеллектуальная традиция трансформирует понятие «Логос» в понятие «Логосфера», в философскую категорию, обозначающую мыслительно-речевую область культуры. В основе Логосфе-ры по мысли, например, Р. Барта, лежит некий риторический идеал («образ прекрасной речи»), предположительно существующий у любого носителя языка и составляющий неотъемлемую часть данной культуры.

Так вкратце выглядит общая интеллектуальная и духовная эволюция Логоса. На первый взгляд может показаться, что она никак не помогает нам объяснить, каким образом умозрительный Логос проникает в мир технологий и машин, а именно в типографическое дело. Но это не так. Типографический Логос возник, как мы покажем, вполне закономерно.

Автором термина «логотип» является граф Чарльз Стэнхоуп (Стэнап в английском произношении), единственный пэр Англии, который в конце XVIII - начале XIX веков внес собственными трудами вклад в английскую науку. Во второй половине XVIII века участие английских аристократов в развитии науки ограничивалось финансовой поддержкой отдельных ученых и Королевского общества. Эксцентричный граф Стэнхоуп, язвительно прозванный английской прессой «Дон-Кихотом нации», оказался примечательным исключением.

Среди его изобретений - линзы для микроскопов и методы получения стереотипных копий, монохорд для настройки музыкальных инструментов и способ получения строительного раствора особой крепости, новые конструкции шлюзов для каналов и проч. Среди прочего присутствует изобретенный им в 1800 г. печатный пресс с ручной подачей бумаги и технология логотипа. Томас К. Хансард в своем труде «Типография: исторический очерк возникновения и становления искусства печати» (1825) приводит слова самого Стэнхоупа: «Я посчитал целесообразным создать новую пару составляющих наборной кассы. ввел новый набор двойных букв (это: on, of, to, к, an, Л, т, se; они не печатались в виде лигатур) которые я называю логотипами; и отказался от двойных букв А7, fi, А, Й1, ffl, ГС, которые ранее занимали место в наборной кассе, но использовались так редко.» [1].

Еще раз перечислим первые логотипы в истории культуры: on, of, to, к, an, Л, т, se. Сейчас уже не представляется возможным доподлинно установить, почему именно граф решил назвать эти буквосочетания новым именем, а не причислил их к классу обычных лигатур. Общее прототипическое значение лигатуры - нечто, служащее для объединения, соединения. Лигатура - знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем. Можно предположить, однако, что при отборе восьми буквенных сращений Стэнхоуп руководствовался не только, и не сколько практическими соображениями технически ускорить процесс набора текста. С одной стороны, данные сочетания, по всей видимости, действительно имеют высокую частоту встречаемости в письменной речи. С другой стороны, в силу своей частотности они в определенном смысле включают в себя внутреннюю энергию бурной стихии самого языка в той мере, в какой она запечатлена в самой идее фонетического алфавита. Фонетический алфавит - уникальная технология. Из многих видов письма только в нем семантически бессмысленные буквы используются для передачи семантически бессмысленных звуков. Для примера, М. Маклюэн решительно настаивает на том, что фонетически записанное, алфа-бетизированное слово есть результат внезапного разрыва между слуховым и визуальным опытом человека, а сам фонетический алфавит является ни больше, ни меньше как технологией, ставшей средством создания цивилизованного человека. Цивилизация строится на основе письменности, единообразной обработки культуры зрительным чувством, расширенным в пространстве и во времени с помощью алфавита. Он создает для всех культурных институтов общий метод трансформации и контроля, превращая все ситуации в единообразные и непрерывные. Принц Модупе в автобиографической книге «Я был дикарем» (1958) так рас-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

51

сказывает о своем первом опыте знакомства с письменным словом: «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах -это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превращать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не более, чем думбу из западни» [2, с. 92].

«Пойманные в капканы слова» и есть типизированный Логос, единообразный принцип организации вселенной, воплощение, образ прекрасной речи и т.д. Напомним, что этимологически «тип» -это прототип, первообраз, подлинник, образец, основный образ. Следовательно, логотип - это технологически упорядоченный, запечатленный образ Логоса. «Технологический» означает «ускоренный», поскольку ускорение есть альфа и омега технологической мысли. Примечательно, что во множественном числе «типы» - это уже буквы, литеры, набор в типографии, снимки с которых делают печать [3]. Можно было бы сказать, что в типографическом наборе мы имеем дело с ускоренным Логосом, придуманном прогрессивно мыслящим английским графом-технократом в начале

XIX века. И поскольку ускорение есть, помимо всего прочего, формула разложения и распада любой

некогда уникальной, организованной, монолитной целостности, то неизбежной коррозии и редукции подвергается и Логос, превращаясь в непритязательное и неприхотливое «лого» для массового производства и массового потребления, иконический знак и индекс бренда.

В финале лихого мультфильма-боевика «Лого-рама» клоун-террорист Рональд Макдональд разрушает мир красивых картинок. Мир логотипов рушится. Мы видим, что планета, на которой происходят события, вращается вокруг гигантского логотипа Пепси, а тот висит где-то на краю логотипа Милки Уэй. Life is better the Milky Way.

Библиографический список

1. Oxford English Dictionary. Logotype. - [Электронный ресурс]. - https://unicat.bangor.ac.uk/ validate?url=http%3A%2F%2F0-www.oed.com. unicat.bangor.ac.uk%3A80%2Fviewdictionaryentry% 3Ashowfullentry%2Ftrue%3FredirectedFrom% 3Dlogotype%26t%3Aac%3DEntry%2F109860 (дата обращения: 14.12.2012)

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - 3-е изд. - М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.

3. Толковый словарь В.И. Даля. Тип. - [Электронный ресурс]. - http://dal-dictionary.info/Словарь_Даля/ 39597/Тип (дата обращения: 14.12.2012)

УДК 1(091) (4/9)

Семенюк Антон Павлович

кандидат исторических наук Национальный исследовательский Томский политехнический университет

[email protected]

УЧЕНИЕ О ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ В.В. РОЗАНОВА*

Автор статьи предлагает новый ключ к прочтению философии В.В. Розанова. В качестве такой фундаментальной связующей основы розановского мировоззрения в данной статье усматривается потенциалистская метафизика. Автор прослеживает наличие этих установок на разных этапах развития розановской мысли. Ключевые слова: потенциальность, русская религиозная философия, понимание.

атегория потенциального (возможного) имеет фундаментальное значение для розановской системы взглядов. В основе картины мира Розанова лежит метафизическое учение о потенциальности как о предустановленном порядке мирового бытия, пребывающего в становлении и возникновении. Розанов мыслит бытие не данным или наличным в завершённой форме, а несущим в себе фактор становления: мир сущего есть всегда нечто неизмеримо большее и иное, чем наличный мир, доступный нашему восприятию и мышлению. Стало быть, всё сущее есть и то, чем оно ещё не является, то, что ещё будет или может быть. «Потенции - это незримые полу-существую-

щие, четверть-существующие, сото-существующие формы (существа) около зримых (реальных). Мир «как он есть» - лишь частица и минута «потенциального мира», который и есть настоящий предмет полной философии и полной науки. Этих тайных невидимых форм предметов и явлений неизмеримо более, нежели видимых, наблюдаемых, и эти последние - только незначительная часть их получившая осуществление в данный момент», - писал Розанов в 1913 году, вспоминая свою первую книгу [4, с. 143].

В философии и естествознании Нового времени потенциальное осмысливается в соответствии с господствующей логикой причинности как воз-

* Исследование выполнено в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158. 2011. «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Семенюк А.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.