Научная статья на тему 'Типичные ошибки студентов при выполнении выпускных квалификационных работ'

Типичные ошибки студентов при выполнении выпускных квалификационных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1996
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит К. Д., Заболотний А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типичные ошибки студентов при выполнении выпускных квалификационных работ»

УДК 378.14

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

К. Д. Чермит, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор, проректор по учебной работе и качеству образования, первый проректор, заведующий кафедрой общей педагогики,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп;

А. Г. Заболотний, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.

Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (ФГБОУ ВО «АГУ»); e-mail: [email protected], [email protected]

Настоящее исследование раскрывает актуальные вопросы, связанные с выполнением квалификационной работы. Квалификационная работа представляет собой творческую самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, определяющую готовность проводить научные изыскания в области будущей профессии. Из этого определения вытекает ряд требований. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что содержание аттестации устанавливается Федеральным государственным образовательным стандартом, где подчеркивается, что основной формой проверки уровня подготовленности является защита выпускной квалификационной работы бакалавра. То есть, можно констатировать, что квалификационная работа бакалавра представляет собой доминирующую форму итоговой аттестации выпускников. С учётом результатов её выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации бакалавра и о выдаче диплома о высшем профессиональном образовании. Мы не будем останавливаться на причинах этого государственного решения, но подчеркнем, что оно является следствием попытки не отстать от происходящих стратегических и фундаментальных изменений в системе образования. В представленной статье нами сделан подробный анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых студен-

тами при написании квалификационной работы бакалавра. Установлены ошибки, допускаемые студентами в формулировке темы, цели и задач, гипотезы и проблемы исследования. Выделены ошибки, связанные с нарушением содержательных составляющих работы и требований, обеспечивающих логику и сохранность развертывания определенного текста, представления смысла предъявляемой информации, содержащейся во всех компонентах основного текста работы. Разработаны критерии экспертной оценки квалификационной работы. Определена технология оценки заимствований, применяемых в квалификационных работах, на портале «Антиплагиат».

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа; типичные методологические ошибки; «Антиплагиат»; критерии оценки квалификационных работ.

Введение. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1. с. 31] указано, что содержание аттестации определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором подчеркивается, что основной формой проверки уровня подготовленности является защита выпускной квалификационной работы бакалавра [«В блок «государственная итоговая аттестации» входит защита выпускной квалификационной работы... а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен

в состав государственной итоговой аттестации) бакалавра»].

То есть, можно констатировать, что квалификационная работа бакалавра представляет собой доминирующую форму итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе. С учётом результатов её выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации бакалавра и о выдаче диплома о высшем профессиональном образовании. Мы не будем останавливаться на причинах этого государственного решения, но подчеркнем, что оно является следствием необходимости ориентироваться на происходящие стратегические и фундаментальные изменения в системе образования.

Обсуждение проблемы. Квалификационная работа представляет собой творческую самостоятельную учебно-исследовательскую работу, определяющую готовность проводить научные изыскания в области будущей профессиональной деятельности [3, с. 9]. К ней предъявляется ряд требований, вытекающих из этого определения. Работа должна соответствовать профильным дисциплинам образовательной программы обучения; представлять собой самостоятельное и логически законченное исследование на выбранную тему в области профессиональной деятельности; соответствовать общим требованиям научной методологии и методики (по правилам сбора и анализа фактов, построения обобщений, представления полученных знаний); реализовывать научно-методические требования предметной области, в рамках которой выполнена КРБ; обеспечивать выполнение требований научной этики, не допускать нарушения авторских прав; обеспечивать выполнение требований Государственных стандартов при оформлении полученных результатов исследований; обеспечивать выполнение таких принципов научного исследования, как самостоятельность исполнения; наличие элементов научного исследования; наличие элементов научной новизны и практической значимости, результативности; являться самостоятельным завершенным квалификационным исследованием, имеющим итоговый научный и практический результат.

С большим трудом система вузовского образования приспосабливается к этому нововведению. Здесь причины две: недостаточная подготовленность преподавателей к организации научного поиска (их этому не учили) и непонимание студентами формы самостоятельного производства, освоения и воспроизводства знаний той формы, которая существенно отличается от традиционных урочных способов передачи знаний.

Этот факт лежит в основе первой, глобальной стратегической ошибки, которая допускается студентами. Для написания квалификационной работы, представляющей собой форму научного исследования, недостаточно выделения времени перед защитой, как происходит это в условиях подготовки к экзамену. Необходимо время, в течение которого студент осмысливает существующие знания, получает собственный

эмпирический материал, их рефлексирует и определяет новые знания, которые получены. Ошибки в этом аспекте зачастую фиксируются в учебных планах, группируя предметы и практики, обеспечивающие качество написания работы на последнем курсе.

Постоянно встречающейся стратегической ошибкой, приводящей к появлению большого числа методологических, методических и других ошибок, является непонимание руководителями и студентами стратегической цели научного исследования. Единственной целью научного исследования является получение нового знания [2, с. 34]. Ничем другим наука не занимается. Если по какой-то причине исполнитель квалификационной работы забывает об этом, то начинается цепная реакция в виде усложняющихся и взаимосвязанных ошибок.

Следующим уровнем появления ошибок являются методологические недоработки, причиной появления которых является незнание или нарушение законов, правил, предписаний методологии научного познания. Однако здесь следует учитывать, что научно-методологическая некомпетентность и незрелость исследователя являются состояниями предшествующими началу исследования и проходящими состояниями, что заставляет взять за правило постоянно сверять между собой методологические компоненты научной работы.

Наибольшую трудность для студентов представляет формулировка темы исследования. Поэтому к формулированию темы привлекаются кафедры и ученые советы факультетов, хотя от этого количество ошибок не уменьшается. Тема формулируется на основании понимания исследователем разрешаемого противоречия, проблемы и выявления объектно-предметных отношений и к ней предъявляются соответствующие требования. К наиболее важным можно отнести:

- отражение через набор ключевых слов изучаемого объекта и предмета исследовательской проблемы;

- обеспечение понимания процесса движения от известного к неизвестному;

- отражение степени научной новизны, социального запроса, потребности теории и практики изучаемой науки;

- формулирование новых и достаточно широких проблем исследования (избегать «мелкотемья»);

- адекватное отражение меньшим набором слов содержания научного исследования.

Типичными ошибками формулирования темы являются:

- Несоответствие темы исследования области, объекту и видам будущей деятельности.

- Изложение содержания деятельности исследователя вместо искомой знаниевой составляющей.

- Некорректное использование терминов и понятий изучаемой науки или придание им другого смысла.

- Отсутствие в теме объяснения цели исследования.

Существенную трудность для студентов представляет формулировка цели исследования. Цель научной работы - предвосхищение результата в сознании чело-

века, на достижение которого направлены исследовательские действия, и изложение в сжатом виде научного результата, то есть нового научного знания, которое предполагается получить.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

• Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

• Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

• Определяет последовательность действий, а не получаемое знание.

• Не обеспечивает представления о получаемом знании.

• Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

• Нарушает широко известные и принятые закономерности.

• Основывается на противоположных идеях авторов.

• Формулировка цели исследования констатирует лишь задачу экспериментальной части.

• Подменяются практическим результатом те знания, которые требуется получить.

• Включение в состав ключевых слов темы неопределенностей или слов, не несущих смысловой нагрузки.

Еще одной группой часто встречающихся методологических ошибок являются неточности, допускаемые при формулировании задач исследования. Задача представляет собой цель деятельности в определенных конкретных условиях. Они (исследования) выступают как частные сравнительно-самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы; задачи - это некие ступени, по которым последовательно достигается цель исследования.

В силу того что задачи исследования вытекают и конкретизируют цель исследования, типичные ошибки цели воспроизводятся и в них.

К типовым ошибкам можно отнести следующие неточности:

задачи относятся к исследователю, а не к исследованию (компонент называется «Задачи исследования»);

в задаче отражается выполняемое исследователем действие, а не определяемое знание;

в задачи вносятся слова второстепенной значимости, либо слова, означающие неопределенность. («Пустое слово» невозможно анализировать, в неопределенном явлении невозможно выявить границ.);

задачи выходят за рамки предмета исследования (нарушаются целостность и системность);

формулируется чрезмерно большое количество задач, что приводит к проблемам при защите.

Достаточно часто встречаются ошибки, связанные с нарушениями содержательной составляющей работы тех требований, которые должны обеспечить логику развертывания определенного текста, смысла

предъявляемой информации, содержащейся во всех компонентах (элементах, рубриках) основного текста. Недостаточная осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок. Недоработки в этом составляющей научной работы встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по содержанию.

Недоработки этого типа в основном касаются:

• нарушения логической последовательности в представлении компонентов научного аппарата введения;

• несоблюдения общего и частного в оглавлении научной работы (к примеру: в соотношении формулировок глав и его параграфов; в главе - один параграф; формулировка параграфа шире по содержанию, чем формулировка главы);

• неточного представления содержания компонентов введения и их внутреннего взаимного несоответствия;

• слияния или дублирования методологических компонентов и их признаков;

• появления множественных ошибок в формулировке защищаемых положений (вместо описания защищаемых положений указывается лишь их название; защищаемое положение не имеет законченной мысли, в нем отсутствует предикатная часть предложения и имеет место лишь субъектная часть, не предлагается суждение, требующее защиты, в защищаемых положениях формулируется мысль, не нуждающаяся в защите, т. е. утверждается очевидное).

Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по сведению результатов в единую и целостную систему.

Взаимное соответствие основных исходных компонентов понятий введения квалификационного исследования является важной составляющей, обеспечивающей целостное взаимодействие и единую систему. Однако это не является единственным условием. Логическое взаимодействие должно быть обеспечено и в других составляющих квалификационной работы. Рассмотрим логическую схему взаимодействия других компонентов научного исследования при написании выпускной квалификационной работы.

Фундаментальным основанием работы является название темы, которая определяет набор изучаемых ключевых слов, то есть слов, обеспечивающих понимание направления, структуры, цели исследования. Каждое слово, входящее в название, должно быть тщательно изучено, при этом промежуточными целями этого изучения являются обоснование актуальности исследования и определение противоречия, которое требуется разрешить.

Знание, получаемое при разрешении противоречия, является целью исследования (подчеркиваем, что знание является целью). Предположение о путях достижения цели (гипотеза) может быть и не сформули-

ровано в квалификационной работе бакалавра, но это не освобождает исследователя от ее знания.

Цель исследования должна быть разбита на компоненты, формулируются как задачи. По сути задачи представляют собой «ступеньки, наступая на которые» мы добираемся к реализации цели. Для решения каждой из задач или некоторой совокупности задач подбираются методы исследования. Их применение для решения первой задачи приводит к некоторому количеству выводов, применение для решения второй задачи приводит к другим выводам и т. д. (Задача не может разрешаться с получением одного вывода. В таком случае вывод и положение, выносимое на защиту, совпадают между собой, что является грубой ошибкой.)

Совокупность выводов по первой задаче позволяет формулировать первое положение, выносимое на защиту. Таким же образом поступают и по всем остальным выводам. То есть, получается, что количество положений, выносимых на защиту, соответствует количеству поставленных задач (меньше - некоторые задачи банальны и не приводят к новым знаниям, больше - задачи сформулированы не оптимально, одна задача содержит в себе несколько компонентов, требующих защиты).

После формулирования положений, выносимых на защиту, следует их сопоставить с критериями научной новизны и практической значимости, то есть обосновать эти компоненты концепции научной работы.

Если придерживаться этой методики построения квалификационной работы, то она будет иметь целостность и не будет «расслаиваться» на составные части, а иное является самой распространенной ошибкой при выполнении квалификационных работ.

Следует обратить внимание еще на один важный момент, который особо актуален с введением правила выставления квалификационных работ на всеобщее обозрение в интернете. Среди функций студента - автора квалификационной работы - есть пункт, устанавливающий его ответственность за соблюдение авторских прав предшественников. Здесь речь идет о нарушении законодательства об авторских и смежных правах, в том числе использование под видом собственных рассуждений чужого текста, идей и материалов работ, опубликованных другими авторами (в том числе ранее выполненных квалификационных работ), другими словами - о плагиате. Плагиат может быть разного вида. Например, это может быть дословное воспроизведение чужого текста; парафраз (изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения смысла и содержания заимствованного текста), использование без полной ссылки на источник, использование со ссылками, но объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы.

В представленных текстах ВКР допускается н воспроизведение чужого текста в объеме не более 10 % текста, парафраз - в объеме не более 20 % всего текста работы (объем может изменяться в зависимости от тре-

бований вуза и особенностей специальности). Это не значит, что 10 % можно украсть, а 11 % нельзя. Просто в любой научной работе используется определенный набор ключевых слов и выражений, что делает невозможным написание вообще без повтора тех иных слов и идей, которые уже использовались другими учеными и исследователями.

Как обнаруживается плагиат? В каждом вузе разрабатываются собственные подходы. Но в большинстве вузов обязанность по письменному предупреждению студента о недопустимости плагиата, о необходимости самостоятельной проверки текста ВКР до ее сдачи на кафедру и перепроверке заимствований лежит на научном руководителе.

Оценка заимствований из сетевых источников (Интернет) и электронной базы ВКР учебного заведения проводится студентом с использованием инструментов портала «Антиплагиат», распечатывается и к работе прилагается отчет.

Студент должен сделать запись на последней странице ВКР: «Подтверждаю, что ВКР выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах», и подписаться.

На основании отчета «Антиплагиата » научный руководитель и рецензент определяют объем заимствований, объем воспроизведения чужого текста и объем парафраз, вносят заведующему кафедрой предложение о допуске к защите.

Заключение. Изучение типичных ошибок, допускаемых при выполнении квалификационных работ, позволяет определить критерии оценки любого научного исследования, в том числе и квалификационных работ. Экспертная оценка квалификационной работы формируется на основании определения следующих позиций:

- актуальность проведенного исследования;

- полнота раскрытия исследуемой темы;

- четкость в формулировании основных положений, объем проанализированного эмпирического и исследовательского материала;

- композиционная целостность работы, соблюдение требований, предъявляемых к структуре выпускной работы;

- продуманность методологии и аппарата исследования, соответствие им заключения, выводов, практических рекомендаций;

- качество оформления работы;

- научная новизна работы.

В завершение следует отметить, что при защите любой научной работы оценивается не только сама работа. Комиссия оценивает умение защищающегося представить работу, уровень его речевой культуры, степень владения материалом, умение вести диалог, отвечать на вопросы и замечания, а также компетентность в области избранной темы. Зная требования, предъявляемые к квалификационным работам, понимая и осознавая риски и способы их преодоления, создаются условия для реализации требований Го-

сударственного образовательного стандарта рациональным способом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

Чермит К. Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы: учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. Чермит К. Д. Квалификационная работа бакалавра: алгоритм выполнения в схемах: учеб. пособие / К. Д. Чермит, С. К. Бондырева, А. А. Горелов. - М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та, 2015. - 154 с.

TYPICAL STUDENTS' MISTAKES DURING FINAL QUALIFYING WORKS PREPARATION

K. Chermit, Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Biological Sciences, Professor, Vice-Rector for Study and Quality of Education, First Vice-Rector, Head of the General Pedagogy Department, Adyghe State University

A. Zabolotniy, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Physical Training Department, Adyghe State University

Contact information for correspondence: 385000, Maikop, Pervomayskaya Street, 208; e-mail: [email protected], [email protected]

This study reveals the relevant issues related to the preparation of the qualification work. Final qualifying work represents the creative independent educational research paper defining readiness of student to conduct scientific researches in areas of future professional activity. There is a number of requirements to it arising from this definition. The Federal law «About Education in the Russian Federation» points out that the content of certification is defined by the Federal State Educational Standard, which emphasizes that the main form of verification of level of graduate's readiness is the bachelor's final qualifying work defense. That is, it is possible to note that the final works of the bachelor represents the dominating form of a final assessment of the graduates finishing training of the main educational program. State Certifying Commission resolves an issue of awarding graduates with bachelor qualification and higher education diploma taking into account their performance and defense results. We will not stop on the reasons of this state decision, but we will emphasize that it is a result of attempts to keep up with the ongoing strategic and fundamental changes in the education system. In the present publication we made a detailed analysis of the most typical mistakes made by students in bachelor's final qualification works. Typical mistakes in formulations of subjects, purposes, objectives, hypothesis and research problems were revealed. The mistakes which

are connected with disorders of content components of final qualifying works and requirements providing logic and safety of disclosure of a certain text, representation of meaning of presented information contained in all components of the main text were selected. Criteria for expert assessment of final graduate works are developed. The technology of assessment of the borrowings used in final graduate works with the use of Antiplagiat portal tools were determined.

Keywords: final qualifying works; typical methodological mistakes; «Antiplagiat»; evaluation criteria of final qualifying works.

References:

1. About education in the Russian Federation: feeder. law of 29.12.2012 N 273-FZ [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru. Available at: www.consul-tant.ru

2. Chermit K. D. Metodologiia i metodika psikhologo-peda-gogicheskikh issledovanii [Methodology and technique of psychology and pedagogical researches], Moscow NOU VPO «MPSU», 2012. (in Russian)

3. Chermit K .D., Bondyreva S. K., Gorelov A. A. Kvalifikatsi-onnaia rabota bakalavra [Qualification work of the bachelor: a performance algorithm in schemes]. Moscow, Izd-vo Mosk, psikhol.-sotsial'n, in-ta, 2015, 154 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.