Научная статья на тему 'Типичные ошибки подготовки заявок для участия в конкурсном отборе на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»'

Типичные ошибки подготовки заявок для участия в конкурсном отборе на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грантовое финансирование / субсидия / государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» / конкурсная документация / типичные ошибки реализации грантовых проектов / grant financing / subsidy / “Education Development” State Program of the Russian Federation / competitive documentation / common mistakes in the implementation of grant projects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарайская Татьяна Викторовна, Ганеев Алексей Рафисович, Чечелева Вера Николаевна

Грантовое финансирование выступает как актуальный инструмент развития государственных программ и федеральных проектов, стимулирует инициативу гражданского общества и способствует поддержке наиболее актуальных, инновационных и практически востребованных проектов в различных сферах общественной жизни. Однако участники конкурсного отбора часто допускают ошибки при подготовке заявок на получение финансовой поддержки в форме грантов в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», связанные, в первую очередь, с неполным обоснованием целевой составляющей проекта, отсутствием новизны, недостаточной детализацией по различным видам работ и обоснованием расходов на реализацию мероприятий проекта. В статье рассмотрены типичные ошибки, возникающие на этапе подготовки заявки для участия в конкурсном отборе для грантового финансирования, проанализированы причины их возникновения и указаны предложения по их устранению или минимизации. Статья подготовлена авторами, имеющими опыт более 5 лет работы в качестве экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы заявок на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON MISTAKES WHEN PREPARING GRANT APPLICATIONS FOR PARTICIPATION IN COMPETITIVE SELECTION FOR FEDERAL BUDGET GRANTS IN THE FORM OF SUBSIDIES FOR THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC MEASURES OF THE “EDUCATION DEVELOPMENT” STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Grant financing serves as a relevant tool for the development of state programs and federal projects, stimulating civil society initiative and contributing to the support of the most relevant, innovative, and practically demanded projects in various spheres of public life. However, participants in competitive selection often make mistakes when preparing applications for financial support in the form of grants within the framework of the implementation of specific measures of the “Education Development” State Program of the Russian Federation. These mistakes are primarily related to insufficient justification of the project’s target component, lack of novelty, insufficient detail on various types of work, and justification of expenses for the implementation of project activities. The article examines common mistakes arising during the preparation of applications for participation in competitive selection for grant financing, analyzes the reasons for their occurrence, and provides suggestions for their elimination or minimization. The article is prepared by authors with over 5 years of experience working as experts engaged in the examination of applications for grants from the federal budget in the form of subsidies for the implementation of specific measures of the “Education Development” State Program of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Типичные ошибки подготовки заявок для участия в конкурсном отборе на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»

Типичные ошибки подготовки заявок для участия в конкурсном отборе на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Зарайская Татьяна Викторовна,

координатор проектов ООО Академия «СЭТ» E-mail: ztv.1168@gmail.com

Ганеев Алексей Рафисович,

кандидат технических наук, ведущий эксперт Центра экспертизы в образовании РАО E-mail: argan74@mail.ru

Чечелева Вера Николаевна,

кандидат филологических наук, ведущий эксперт Центра экспертизы в образовании РАО E-mail: vera.checheleva@gmail.com

Грантовое финансирование выступает как актуальный инструмент развития государственных программ и федеральных проектов, стимулирует инициативу гражданского общества и способствует поддержке наиболее актуальных, инновационных и практически востребованных проектов в различных сферах общественной жизни. Однако участники конкурсного отбора часто допускают ошибки при подготовке заявок на получение финансовой поддержки в форме грантов в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», связанные, в первую очередь, с неполным обоснованием целевой составляющей проекта, отсутствием новизны, недостаточной детализацией по различным видам работ и обоснованием расходов на реализацию мероприятий проекта.

В статье рассмотрены типичные ошибки, возникающие на этапе подготовки заявки для участия в конкурсном отборе для грантового финансирования, проанализированы причины их возникновения и указаны предложения по их устранению или минимизации.

Статья подготовлена авторами, имеющими опыт более 5 лет работы в качестве экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы заявок на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Ключевые слова: грантовое финансирование, субсидия, государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», конкурсная документация, типичные ошибки реализации грантовых проектов.

Введение

Грантовое финансирование мероприятий государственных программ и федеральных проектов, которые направлены на решение различных социально значимых задач, является важным механизмом поддержки наиболее актуальных, инновационных и практически востребованных проектов. Процесс подачи заявки в рамках конкурсного отбора на право предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам осложняется возникновением ошибок, обусловленных не учётом в полном объеме требований конкурсной документации, и оказывающих влияние на принятие решения по отклонению заявки. Это, в свою очередь, влияет на возможность реализации важных социальных, образовательных или культурных проектов, запланированных в рамках отклоненных заявок. Кроме этого, важным аспектом является и оформление заявок в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством и гран-тодателем [1-3].

Нарушения и ошибки, допускаемые в оформлении заявки, проявляются на различных этапах работы над проектом и часто затрагивают такие его аспекты, как описание целей и задач, новизны проекта, детализации и планирования работ, обоснования направлений расходования средств гранта [4].

В связи с указанными факторами актуальным направлением в рамках подготовки грантовой документации становится выявление и анализ типичных ошибок, допускаемых при подготовке заявок для участия в конкурсном отборе на право предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам, а также выработка мер по их минимизации и рекомендаций по устранению. Внимание к ошибкам и недочетам при составлении заявок и повышение качества их оформления снижают риск отклонения заявки и повышают вероятность получения юридическим лицом субсидии из федерального бюджета в виде гранта.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Материалы и методы исследования

Исследование типичных ошибок, допускаемых участниками конкурсного отбора при подготовке заявок на получение грантового финансирования, осуществлялось экспертами, имеющими более чем

сз т; о m О от

З

ы о со

пятилетний опыт работы по экспертизе и оценке заявок на получение субсидии из федерального бюджета в виде гранта на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», заказчиком по которым являлись Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Исследование проводилось на основе анализа текстов заявок с использованием методов экспертной оценки и сопоставления материалов заявок с результатами конкурсного отбора (протоколами по результатам конкурсного отбора), а также сравнительного исследования материалов заявок, прошедших конкурсный отбор и для реализации которых было заключено соглашение, с отчетной документацией по реализации проектов в рамках заключенных соглашений.

Особое внимание при проведении исследования было уделено анализу и систематизации причин отклонения заявок.

В ходе анализа информации, содержащейся в текстах заявок, были обнаружены ошибки, возникающие в процессе планирования работ по проекту и обусловленные следующими факторами [5]:

- неясностью в определении целей проекта;

- отсутствием новизны проекта, формальным подходом к её определению;

- слабой детализацией плана реализации проекта в целом и по каждому этапу отдельно;

- несоответствием опыта исполнителя, его квалификации и (или) уровня образования требованиям проекта;

- отсутствием измеримых результатов по каждому этапу проекта, в том числе указанием недостижимых сроков и количественных показателей внутри каждого этапа;

- отсутствием сроков обязательных действий в «дорожной карте» проекта или сетевом графике работ.

Таким образом, объективный анализ типичных ошибок при подготовке заявок и реализации проектов в рамках грантового финансирования отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» проводился на основании комплексного подхода, что позволяет систематизировать недостатки подготовки грантовой документации и выработать конкретные меры по устранению данных недочётов.

Результаты и обсуждения

Рассмотрим типичные ошибки и замечания при ° подготовке заявки в разрезе критериев, по которым " проводилась оценка.

Критерий «Кадровый состав участника конкурса, необходимый для достижения результатов пре-^ доставления гранта» включает следующие аспек-

ты, вызывающие затруднения при подготовке заявки:

1) Наличие у руководителя проекта опыта руководства проектами, связанными с тематикой лота, в рамках которого подается заявка.

2) Наличие у руководителя и специалистов, привлеченных к реализации предлагаемого проекта, опыта работы в сфере, связанной с тематикой проекта.

3) Наличие опыта реализации участником конкурсного отбора проектов, схожих с тематикой лота.

Рассмотрим указанные выше типичные ошибки и их особенности более подробно.

Ошибки в указании у руководителя проекта опыта руководства проектами, связанными с тематикой лота, в рамках которого подается заявка, связаны с тем, что в п. 7.1 «Характеристика руководителя» заявки не показан опыт именно руководства проектами. В составе заявки отсутствуют документы и материалы, подтверждающие, что указанный в качестве руководителя сотрудник организации - участника конкурсного отбора осуществлял руководство проектами по тематике лота. Представленная в открытом доступе в сети Интернет информация, не подтверждает факт руководства проектами. При этом очень часто в заявке указываются проекты, не схожие с тематикой лота, или в заявке нет подтверждающих документов об участии в проектах и руководства ими, в связи с чем сложно идентифицировать наличие опыта, схожесть с тематикой лота и отнести проект к определенной программе (муниципальной, региональной или федеральной).

Ошибки в указании опыта работы в сфере, связанной с тематикой проекта у руководителя и специалистов, привлеченных к реализации предлагаемого проекта, связаны с формальным подходом к подтверждению опыта работы сотрудников и руководителя. В п. 7.2 «Характеристика коллектива исполнителей» заявки по каждому привлекаемому сотруднику не прописан опыт участия в проектах или указанный опыт не соответствует тематике лота, в рамках которого подается заявка. Типичной ошибкой является непредставление в составе заявки документов, подтверждающих наличие высшего образования, ученой степени/ученого звания или высшей квалификационной категории, наличие опыта у коллектива исполнителей.

Ошибки в указании опыта реализации участником конкурсного отбора проектов, схожих с тематикой лота, обусловлены тем, что в заявке указаны проекты, несхожие с тематикой лота или нереализованные проекты, а находящиеся в стадии реализации, или реализованные ранее, чем в течение последних 5 лет (требование конкурсной документации). Наиболее частой ошибкой является непредставление в составе заявки документов, подтверждающих реализацию проектов (контракт/договор/соглашение, акт) или представлены подтверждающие документы, но они не относятся

к указанным в п. 5 «Описание имеющегося задела по предлагаемой работе (проекту)» заявки проектам.

Критерий «Качество описания предлагаемого участником проекта» включает ряд проблемных для подачи заявки аспектов:

1) Описание новизны проекта.

2) Наличие обоснованного плана проекта с детализированным описанием мероприятий по каждому виду работ проекта.

3) Наличие измеримых промежуточных результатов (контрольных точек) по каждому виду работ и конечных результатов проекта.

4) Соответствие заявленных объемов по видам работ проекта обозначенным срокам. Выявленные типичные недочёты по данным

подкритериям оценки включают:

Ошибки в подкритерии «Новизна проекта» включают следующие недочеты:

- в разделе «Описание проекта» заявки не указана новизна и/или ее сложно определить;

- не выполняется условие, указанное в декларации: «Информируем, что заявленный нами в составе заявки на участие в конкурсе проект не является повторением работ, проекта(-ов), выполненных нами в предшествующие периоды за счет бюджетов различных уровней и иных источников», поскольку в открытых источниках в сети Интернет присутствует информация о том, что участником конкурсного отбора за последние несколько лет были реализованы аналогичные проекты, в том числе и в рамках грантовой поддержки. Эксперт при проведении экспертизы и оценке материалов заявки в обязательном порядке проверяет информацию, представленную в заявке, и проводит информационный поиск в сети Интернет. Ошибки в подкритерии «Наличие обоснованного плана проекта с детализированным описанием мероприятий по каждому виду работ проекта» проявляются в том, что в п. 3.1 «Состав и характеристика работ» заявки:

- недостаточно или полностью отсутствует обоснование предлагаемых мероприятий для реализации в рамках проекта;

- нет или слабо обозначена детализация мероприятий по каждому виду работ проекта. Зачастую присутствуют только крупные пункты - план может состоять из 3-4 пунктов, полностью взятых из описания лота в конкурсной документации;

- нет конкретики, особенностей, специфики, деталей в описании - представлено формальное описание плана выполнения проекта, не позволяющее оценить качество проработки проекта, последовательности реализации мероприятий;

- состав и содержание работ (мероприятий) в п. 3.1. «Состав и характеристика работ» не совпадает с мероприятиями, указанными в п. 3.2 «Дорожная карта (сетевой график) выполнения работ» заявки.

Ошибки в подкритерии «Наличие измеримых промежуточных результатов (контрольных точек)

по каждому виду работ и конечных результатов проекта» связаны с тем, что в п. 4.1 «Основные планируемые результаты и возможность их оценки с помощью качественных и количественных показателей» раздела 4 «Планируемые результаты и научно-методическая значимость проекта» заявки:

- не обозначены количественные показатели по каждой позиции Дорожной карты, отсутствуют показатели по некоторым видам работ предлагаемого проекта;

- не все количественные показатели из требований лота, представленные в конкурной документации, представлены в данном разделе заявки;

- в разделе 8 «Достижимость программных индикаторов и показателей (описание того, каким образом и за счет чего будет достигнут каждый индикатор и показатель) на основе заявленных ожидаемых результатов от организации проекта» заявки:

отсутствует указание программных индикаторов, предусмотренных в программе, и описание того, каким образом и за счет чего будет достигнут каждый индикатор и показатель;

отсутствует необходимое описание, либо представлены формальные формулировки;

отсутствуют обязательные показатели комплекса процессных мероприятий «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», казаны в форме заявки для конкурсного отбора.

Проведённое исследование выявило следующие ошибки в подкритерии «Соответствие заявленных объемов по видам работ проекта обозначенным срокам»:

- в п. 3.2. «Дорожная карта (сетевой график) выполнения работ», по мнению эксперта, указаны нереальные сроки реализации проекта, а в п. 3.1. «Состав и характеристика работ» заявки отсутствуют пояснения, позволяющие сделать вывод о возможности выполнить мероприятия проекта в указанные сроки;

- формальное описание проекта не позволяет сделать вывод о качественном планировании мероприятий и должном уровне контроля реализации проекта;

- по мнению эксперта, заявленные количественные показатели не могут быть реализованы в указанные в «Дорожной карте (сетевом графике) выполнения работ» сроки;

- пропущены сроки обязательных действий, предусмотренные в конкурсной документации. Рекомендации по устранению ошибок и недочетов при подготовке заявок включают следующие направления:

1. Целеполагание необходимо осуществлять с позиции научного подхода; формулировать достижимые, измеримые и конкретные цели, со-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ответствующие содержанию проекта, а также конкретизировать цели в задачах проекта, которые должны отражать основные этапы его реализации.

2. Новизна проекта должна опираться на анализ опыта реализации других проектов по данной тематике, учитывать их специфику и предлагать инновационные механизмы достижения цели, опирающиеся на научные, экономические и технические тренды.

3. Планирование проекта должно включать документированный детализированный перечень мероприятий «Дорожной карты» или сетевого графика с подробным указанием видов и сроков работ, а также количественных показателей их выполнения по каждому этапу проекта.

4. Состав рабочей группы, уровень образования, квалификации и опыта исполнителей проекта должен полностью соответствовать тематике проекта и требованиям конкурсной документации, в том числе в части предоставления необходимой подтверждающей документации, а также опираться на действующую нормативно-правовую базу при регулировании трудовых отношений, подрядных работ и иных видов работ.

5. При оценке рисков, связанных с реализацией проекта, необходимо учитывать все возможные ограничения (временные, ресурсные, кадровые, технические, финансовые и др.), а также формировать стратегию их снижения.

Заключение

Ошибки в оформлении заявки в рамках конкурсного отбора на право предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам оказывают негативное влияние на репутацию Исполнителя проекта (грантополучателя), снижают эффективность реализации проектов и уменьшают возможности получения финансирования в будущем.

Для минимизации указанных негативных факторов Исполнителем проекта (грантополучателем) ещё на этапе формирования заявки необходимо учитывать требования, предъявляемые Заказчиком (грантодателем) в рамках соглашения, предоставлять текущую и отчётную документацию в полном объёме и надлежащем виде, обосновывать и согласовывать с Заказчиком (грантодате-лем) изменения в проекте.

Также следует отметить, что отказ от формального подхода к целеполаганию и планированию при оформлении заявки способствует достижению конкретных и измеримых целей проекта, детализации всех этапов его реализации и обоснованности планируемых результатов.

Литература

1. Дятлова, А.М., Рудников, Л.М. Гранты: понятие, нормативно-правовое обеспечение, осо-

бенности реализации и классификация видов / А.М. Дятлова, Л.М. Рудников // Вестник СГЮА. 2020. № 3 (122). - С. 17-25.

2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 130 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 г. № 199н «Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам».

4. Грищук, А.А. Проблемы развития грантовой системы в России и пути их преодоления / А А. Грищук // Молодой ученый. - 2021. - № 44 (386). - С. 210-212. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/386/84927/ (дата обращения: 16.01.2024).

5. Коваленко, В.Н. Типичные ошибки в гран-товых заявках / В.Н. Коваленко // Южнороссийский журнал социальных наук. 2004. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-oshibki-v-grantovyh-zayavkah (дата обращения: 16.01.2024).

COMMON MISTAKES WHEN PREPARING GRANT APPLICATIONS FOR PARTICIPATION IN COMPETITIVE SELECTION FOR FEDERAL BUDGET GRANTS IN THE FORM OF SUBSIDIES FOR THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC MEASURES OF THE "EDUCATION DEVELOPMENT" STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zaraiskaya T.V., Ganeev A.R., Checheleva V.N.

Academy "SET" LLC; Russian Academy of Education

Grant financing serves as a relevant tool for the development of state programs and federal projects, stimulating civil society initiative and contributing to the support of the most relevant, innovative, and practically demanded projects in various spheres of public life. However, participants in competitive selection often make mistakes when preparing applications for financial support in the form of grants within the framework of the implementation of specific measures of the "Education Development" State Program of the Russian Federation. These mistakes are primarily related to insufficient justification of the project's target component, lack of novelty, insufficient detail on various types of work, and justification of expenses for the implementation of project activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines common mistakes arising during the preparation of applications for participation in competitive selection for grant financing, analyzes the reasons for their occurrence, and provides suggestions for their elimination or minimization. The article is prepared by authors with over 5 years of experience working as experts engaged in the examination of applications for grants from the federal budget in the form of subsidies for the implementation of specific measures of the "Education Development" State Program of the Russian Federation.

Keywords: grant financing, subsidy, "Education Development" State Program of the Russian Federation, competitive documentation, common mistakes in the implementation of grant projects.

References

1. Dyatlova, A.M., Rudnikov, L.M. Grants: Concept, Legal Framework, Implementation Features, and Classification of Types /

A.M. Dyatlova, L.M. Rudnikov // Herald of SGYA. 2020. No. 3 (122). - P. 17-25.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 06.02.2021 No. 130 "On Approval of the Rules for Providing Grants in the Form of Subsidies from the Federal Budget to Legal Entities as Part of the Implementation of Individual Measures of the State Program of the Russian Federation 'Education Development'.

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 30.11.2021 No. 199n "On Approval of the Standard Form of Agreement (Contract) on the Provision of Subsidies from the

Federal Budget, including Grants in the Form of Subsidies, to Legal Entities, Individual Entrepreneurs, and Individuals."

4. Grishchuk, A.A. Problems of Grant System Development in Russia and Ways to Overcome Them / A.A. Grishchuk // Young Scientist. - 2021. - No. 44 (386). - P. 210-212. - URL: https:// moluch.ru/archive/386/84927/ (accessed: 16.01.2024).

5. Kovalenko, V.N. Typical Errors in Grant Applications / V.N. Kova-lenko // Southern Russian Journal of Social Sciences. 2004. No.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/iVtipichnye-oshibki-v-grantovyh-zayavkah (accessed: 16.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.