Научная статья на тему 'Типичные ошибки, допускаемые в организациях при расчетах по подотчетным суммам'

Типичные ошибки, допускаемые в организациях при расчетах по подотчетным суммам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типичные ошибки, допускаемые в организациях при расчетах по подотчетным суммам»

2 (86) - 2006

ТиПиЧНЫЕ ошибки БУХГАЛТЕРОВ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО ПОДОТЧЕТНЫМ СУММАМ

Н.С. КУЛАЕВА, консультант по налогам ЗАО «ВКВ-Интерком-Аудит»

Нужно отметить, что практически ни одна налоговая проверка хозяйствующего субъекта не проходит без тщательного анализа счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Так как этот счет затрагивает по своей природе очень большое количество хозяйственных операций, рассчитывать на то, что данный участок бухгалтерского учета уйдет из-под контроля «налоговиков», не нужно. Расчеты через подотчетных лиц, объективно существующие в каждой организации, будут проводиться и в дальнейшем, ведь с их использованием значительно упрощается процесс расчетов и повышается их оперативность. Поэтому бухгалтеру необходимо свести к минимуму количество возможных ошибок при организации учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это поможет организации избежать штрафных санкций.

Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками, связанными с организацией учета на данном направлении бухгалтерского учета, являются отсутствие документов, устанавливающих порядок выдачи и возврата подотчетных сумм, списание подотчетных сумм на затраты без оправдательных документов, несоблюдение предельного размера расчетов наличными средствами между юридическими лицами, отсутствие аналитики по счету «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д.

ОТСУТСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ПОДОТЧЕТНЫХ СУММ

Данный вид нарушения является одной из наиболее часто встречающихся ошибок. Как уже отмечалось ранее, существование таких документов

является обязательным для любой коммерческой организации. Такое требование исходит из положений Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка РФ (далее — ЦБ РФ) от 22.09.1993 № 40.

Для того чтобы организовать своевременный и полный контроль в организации за движением подотчетных средств и их целевым использованием, руководитель должен издать приказ по организации, в котором указывается перечень лиц, которые могут получать денежные средства в подотчет. Как правило, в данный перечень входят работники, выезжающие в служебные командировки, работники снабжения и сбыта, завхозы.

Приказ должен содержать сроки, на которые могут выдаваться подотчетные средства, требования, предъявляемые к оформлению первичных оправдательных документов, порядок представления, обработки и утверждения авансовых отчетов. Сроки, на которые сотрудники организации могут получить деньги под отчет, устанавливаются организацией самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей организации. Могут также устанавливаться и предельные суммы выдачи денег под отчет.

Однако по поводу установления срока, на который могут выдаваться денежные средства на хозяйственные расходы, мы уже отмечали, что руководитель может установить такой срок, но не обязан. Поэтому, если Вы хотите иметь претензии налоговых органов в отношении неустановленного срока, то можно его не устанавливать.

Обратите внимание, иногда случается, что в организации существует такой приказ, однако лица, имеющие право получить подотчетные средства, с ним не ознакомлены.

Поэтому совет руководителям — ознакомьте с положениями данного приказа своих работников, лучше сделать это «под росьпись». Ведь несвоевременный возврат таких сумм либо наличие израсходованной суммы, не подтвержденной надлежащим образом оформленными документами, может привести к тому, что данная сумма будет включена в доход сотрудника и приведет к удержанию с него суммы НДФЛ.

Чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий, ознакомьте своих сотрудников с правилами удержания таких сумм с физических лиц.

Кроме вышеназванного приказа, в организации должен быть так называемый «лимит кассы». Этот документ выдается на руки хозяйствующему субъекту и согласовывается с банком, в котором организация обслуживается. Для определения лимита денежных средств существует специальный расчет, который зависит от многих факторов: от вида хозяйственной деятельности субъекта, от размера ежедневной налично-денежной выручки, поступающей в кассу организации, от количества рабочих дней. Данный документ устанавливает максимальную сумму денежных средств, которая может находиться в кассе организации на конец рабочего дня. Если при проверке кассовой дисциплины (данную проверку, как правило, проводят обслуживающие банки, налоговые органы и органы МВД России) будет обнаружен факт превышения лимита остатка кассы, организация неминуемо попадет под штрафные санкции. Помните, если лимит остатка денежных средств, устанавливаемый на каждый календарный год, отсутствует, то вся остающаяся в кассе наличность считается сверхнормативной.

Данный документ не только устанавливает лимит остатка, но и дает перечень расходов, на которые организация имеет право использовать налично-денежную выручку. Как правило, это следующие виды затрат: командировочные расходы, закупка ГСМ, хозяйственные нужды.

При отсутствии специального разрешения кредитного учреждения на расходование поступающей выручки вся наличность ежедневно должна сдаваться в учреждение банка, а средства для выдачи под отчет организация должна получать только по чеку, который оформляется по мере необходимости и предъявляется в банк.

Однако на практике нередко у организации случается ситуация, когда на конец дня в кассе образуется остаток денежных средств, превышающий лимит кассы. Что делать в такой ситуации, ведь Порядок ведения кассовых операций в РФ запрещает организациям использовать наличную выручку без согласования с банком? Здесь следует заметить, что на сегодняшний день ни Налоговый

кодекс РФ (далее — НК РФ), ни Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не предусматривают для организаций за нарушение этого требования Порядка ведения кассовых операций в РФ никакой ответственности. А вот штраф за превышение лимита достаточно высок. Согласно ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» КоАП РФ:

«Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

Поэтому, чтобы не попасть под штрафные санкции по этому основанию, организация иногда просто вынуждена нарушать требование Порядка ведения кассовых операций в РФ о целевом использовании денежных средств, выдавая денежные средства в подотчет своим сотрудникам на определенные цели.

Поступив таким образом, организация имеет возможность на следующий день оформить возврат подотчетных сумм в кассу от подотчетных лиц и внести деньги в банк. Такая операция поможет избежать штрафных санкций за превышение лимита кассы.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Приобретение материальных ценностей в магазинах, на оптово-розничных рынках и ярмарках, проведение мелкого ремонта и технического обслуживания оргтехники, оплата ГСМ и аналогичные операции осуществляются чаще всего наличными денежными средствами через подотчетных лиц. Иногда и расчеты по долгосрочным договорам осуществляются через подотчет (достаточно часто встречается в практике случай — оплата по договору аренды)

Получая денежные средства в подотчет и оплачивая контрагентам суммы задолженности за

приобретенное имущество (работы или услуги), сотрудник организации выступает по доверенности от имени своей организации — юридического лица. Поэтому, осуществляя платежи из подотчета поставщикам — юридическим лицам, сотрудник организации должен помнить о предельном размере расчета наличными между юридическим лицами.

Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим лицами по одной сделке» (введено с 24.11.2001) предельный размер наличных средств, используемых при расчетах между юридическим лицами, установлен в сумме 60 тыс. руб.

Следовательно, рассчитываясь подотчетными средствами с юридическим лицом за какое-то имущество (работы, услуги), работник организации может осуществить оплату в размере не более 60 тыс. руб. по одному договору.

При расчетах юридических лиц с физическими лицами вышеуказанных ограничений не существует.

Обратите внимание, если ранее предельный размер расчетов наличными деньгами определялся по одному платежу, то с 24.11.2001 он определяется по одной сделке. Это несколько меняет привычную ситуацию.

Сделками согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

К примеру, внесение наличных денег в кассу (в порядке оплаты товара, работ или услуг) является действием, но не является сделкой. Это — действие по исполнению обязательства по оплате.

Любой договор, заключенный сторонами, является сделкой. (Только односторонняя сделка не является договором.) Поэтому фактически предельный размер расчетов наличными деньгами в сумме 60 тыс. руб. установлен по одному договору.

Если, например, заключен договор на 100 тыс. руб. (или не определили суммы договора), то лишь 60 тыс. руб. по нему можно оплатить наличными деньгами, остальную сумму необходимо оплатить путем безналичных расчетов.

С одним лицом можно заключить неограниченное число договоров. Предельный размер расчетов установлен для сделки (договора), и сумма денег, которую можно принять от одного контрагента в течение одного дня, определяется лишь количеством заключенных с ним договоров.

Что же может считаться договором?

Договор, если одной из сторон является юридическое лицо или предприниматель без образования

юридического лица (далее — предприниматель), всегда заключается только в письменной форме.

Договор в письменной форме может быть заключен путем:

— составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ);

— обмена документами посредством связи, которая позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ);

— совершения лицом, получившим письменную оферту (предложение заключить договор с указанием существенных условий такого договора), действий по выполнению условий предлагаемого договора (п. 3 ст. 438 ГК РФ);

В первом случае каждая из сторон имеет подписанный всеми сторонами договор.

Во втором случае одна из сторон имеет, например, подписанный ею договор с факсимильным воспроизведением подписи руководителя и оттиска печати другой стороны. Вторая сторона имеет идентичный по содержанию договор с факсимильным воспроизведением подписей руководителей и оттисков печатей каждой из сторон (т. е. как бы подписанный двумя сторонами договор, затем переданный по факсу).

Наличие счета на оплату на сумму 600 тыс. руб. и десяти товарных накладных по 60 тыс. руб. на товар, указанный в счете, свидетельствует лишь о том, что заключен договор (сделка) на сумму 600 тыс. руб. Наличными деньгами можно оплатить товар лишь по одной товарной накладной.

Также следует иметь в виду, что наличие составленного договора, подписанного сторонами, позволяет оплатить наличными деньгами товар лишь на сумму 60 тыс. руб., независимо от количества счетов на оплату и товарных накладных на товары, поставляемые в рамках договора.

Ситуацию не спасает заключение дополнительных соглашений к договору, определяющих для товара, например, не только стоимость, но номенклатуру и количество, подлежащее поставке в течение месяца.

Договор (сделка) во всех этих случаях будет один, а предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке будет распространяться на все расчеты по данному договору. Все вышесказанное касается и договоров на оказание услуг и выполнение работ.

Даже при заключении пакета из нескольких договоров рекомендуем все-таки менять существенные условия договоров.

Если в организации будет обнаружено превышение предельно установленного размера расчетов наличными между юридическими лицами, то на

основании ст. 15.1 КоАП РФ (начиная с 01.07.2002) с организации-нарушителя будет удержан штраф в размере — от 400 до 500 МРОТ, с должностного лица от 40 до 50 МРОТ, т. е. сумма достаточно внушительная, до 50 000 и 5 000 руб. соответственно.

Однако, несмотря на то, что наличные расчеты между юридическими лицами государство контролирует достаточно жестко, организации все равно прибегают к таким видам расчетов. И нередко они сталкиваются с ситуацией, когда при осуществлении хозяйственной деятельности нужно внести в кассу другой организации сумму, превышающую допустимую величину. Чтобы не попасть под штрафные санкции, вносите несколько сумм, каждая из которых будет соответствовать отдельному договору. Это поможет избежать претензий со стороны налоговых органов.

Выявлять осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм должны банки и органы, осуществляющие проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Они должны передавать сведения в налоговые органы или органы внутренних дел, которые и осуществляют рассмотрение дела об административном правонарушении и наложении штрафов.

Центральный банк РФ, устанавливая предельный размер расчетов наличными деньгами, реализует свои полномочия по установлению правил осуществления расчетов (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

При анализе ситуации с ограничениями на расчеты наличными деньгами следует принимать во внимание письмо ЦБ РФ от 16.03.1995 № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью» (далее — Разъяснения).

ЦБ РФ разъяснил (п. 5 Разъяснений), что меры ответственности за осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм применяются только к одной стороне расчетов — к лицу, производящему платеж в адрес другого лица.

Обратите внимание, в том случае, если подотчетное лицо осуществляет расчет (в разрешенных случаях) с другим юридическим лицом в валюте, необходимо также следить, чтобы рублевый эквивалент платежа не превышал установленного предела расчетов наличными.

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов

и (или) расчетов с использованием платежных карт» кассовые аппараты следует применять всегда, когда стороны рассчитываются наличными или с помощью пластиковых карт. Обратите внимание, речь идет о расчетах не только с населением, но и со всеми юридическими лицами. Поэтому, если подотчетное лицо расплатилось наличными, то помимо счета-фактуры, накладной, приходного кассового ордера ему должны выдать и чек контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). Сразу возникает вопрос:

«Нужен ли при наличных расчетах с юридическими лицами приходный кассовый ордер в связи с введением в действие Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ или достаточно только чека ККТ?»

При денежных расчетах с организацией выписывается приходный ордер, но этого теперь недостаточно. Кассовый чек при наличных денежных расчетах должен быть обязательно. Таковы требования нового закона.

Таким образом, получается, что организация-продавец, принимая от юридического лица денежные средства, должна оформить фактически два платежных документа. Ведь на сегодняшний день Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40, никто не отменял. А согласно п. 13 данного Порядка по каждому платежу наличными денежными средствами, поступившими от юридического лица, выписывается отдельный приходный кассовый ордер. Следовательно, на руках у подотчетного лица должно быть фактически два подтверждающих документа об оплате, однако в авансовом отчете данная сумма должна быть отражена один раз.

Это, конечно, вносит определенные неудобства, но пока ситуация остается именно такой. Видимо, в скором времени законодатели решат данную проблему и установят, какой из двух документов будет признаваться документом об оплате. Ответом на этот вопрос, на наш взгляд, может служить письмо УМНС по г. Москве от 22.09.2003 № 29/51732. Нужно сказать, что в части налога с продаж этот документ потерял свою актуальность, так как данный налог отменен, а вот в отношении выдачи документов при продаже товаров за наличный расчет он дает достаточно подробный ответ.

В заключение хочется отметить, что организация аналитического учета по наличным денежным суммам, уплаченным поставщикам через подотчетных лиц, достаточно сложна.

Поэтому организациям, планирующим значительные закупки, рекомендуется минимизировать расходы в режиме розничной торговли, оформив денежные расчеты по договорам с поставщиками посредством безналичных расчетов.

ОТСУТСТВИЕ «МЯГКОГО» ЧЕКА

Данный вид нарушения является также достаточно распространенным. Любая организация в процессе осуществления хозяйственной деятельности приобретает какие-либо материальные ценности в розничной торговле. Это могут быть любые хозяйственные принадлежности, канцелярские товары, бухгалтерские бланки, техническая литература. Конечно, в условиях крупного субъекта хозяйственной деятельности можно предусмотреть, чтобы закупка перечисленных ценностей была организована с помощью безналичных расчетов, хотя полностью исключить приобретение какого-то имущества (работ, услуг) не может и крупная организация. В условиях же малого бизнеса приобретение хозяйственных и канцелярских принадлежностей, как правило, осуществляется только через розничную торговую сеть.

Имея на руках денежные средства, принадлежащие организации, и осуществляя закупку в розничной торговле, сотрудник организации будет выступать в качестве физического лица. То есть в данном случае розничная организация торговли осуществляет продажу не юридическому, а физическому лицу. В соответствии с налоговым законодательством, в частности со ст. 168 НК РФ, при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

То есть, если подотчетное лицо обратится к продавцу розничного предприятия с просьбой выписать ему счет-фактуру, то, скорее всего, получит отказ, так как, пробив сумму покупки на ККТ и выдав чек покупателю, продавец выполнил все свои обязательства.

Однако для целей списания подотчетной суммы одного чека ККТ недостаточно, сотруднику орга-

Магазин «Все для дома»

ООО «Меркурий»

ИНН 5507088692

низации необходим еще и товарный чек, иногда его называют «мягким». Товарный чек служит для расшифровки сведений, указанных в кассовом чеке. Кассовый чек содержит сведения о продавце, его наименование, ИНН, возможно, сумму НДС и указывает общую сумму, на которую произведена покупка; а в товарном чеке должен содержаться фактический перечень приобретенных товаров. Именно на основании товарного чека бухгалтер организации осуществляет принятие к учету приобретенных ценностей. В том случае, если продавец розничного предприятия отказывает покупателю в выписке товарного чека (такие случаи нередки, несмотря на действующие Правила торговли), сотрудник организации должен убедить продавца выписать такой документ, в противном случае бухгалтер может не списать данную сумму расхода с подотчетного лица. И еще одна «мелочь» — в товарном чеке запрещается использовать общие фразы, например приобретены хозяйственные товары на сумму 300 (триста) руб. 00 коп. В нем должны содержаться сведения о конкретном товаре, его количестве и цене за единицу. Например, приобретены хозяйственные товары на сумму 300 (триста) руб. 00 коп., а именно: Стиральный порошок «Миф» в количестве 10 шт. по цене 30-00 руб. = 300-00 руб.

Форма товарного чека не является унифицированной и в соответствующие альбомы унифицированных форм не входит. Однако оформление этого документа является обязательным для торговой организации. Эта обязанность установлена Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Основными реквизитами данного документа являются наименование продавца, наименование товара, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, осуществившего продажу. Для того чтобы не возникало спорных ситуаций с налоговыми органами, можно форму товарного чека разработать самостоятельно и закрепить ее в приложении к учетной политике организации.

Примерная форма товарного чека может выглядеть следующим образом:

Копия чека

Наименование товара Кол-во Ед. изм. Цена, руб. Сумма, руб.

1. Стиральный порошок «Миф» 10 Шт. 30-00 300-00

Всего на сумму: 300-00 рублей 00 коп.

Оплачено: Триста рублей 00 коп.

«15» мая 2004 года Продавец

Установленный в настоящий момент предельный размер расчетов наличными денежными средствами позволяет приобрести в режиме розничной торговли материалы и основные средства, имеющие различные режимы постановки на учет, использования в производстве и списания. Поэтому четкое указание в товарном чеке номенклатуры, количества и стоимости приобретенных товаров исключат ошибки в учете.

Таким образом, товарный чек фактически представляет собой товарную накладную, а, следовательно, является обязательным первичным документом.

Обратите внимание, современная ККТ может содержать все необходимые сведения, в том числе и перечень приобретенных товаров, однако даже при наличии такого чека ККТ товарный чек «лишним» не будет и исключит нежелательные вопросы со стороны проверяющего органа.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, которыми отчитывается подотчетное лицо, должны быть парными: либо накладная плюс квитанция к приходному ордеру, либо товарный чек плюс чек ККТ. Первый документ в каждой паре описывает саму операцию, второй подтверждает факт оплаты. Исключения составляют лишь чеки ККТ из больших универмагов и супермаркетов, которые по своей структуре содержат реквизиты товара внутри кассового чека, но при наличии такого важного реквизита вышеуказанной статьи, как подпись.

В случае если товарный чек не имеет подробной расшифровки о приобретенном товаре, представители организации должны составить акт, в котором следует отразить, что конкретно и для каких целей было приобретено.

В общем случае кассовый чек фиксирует факт оплаты, а товарный — служит своеобразной накладной, отражающей получение подотчетным лицом оплаченных товаров. При отсутствии товарного чека акт, составленный представителями организации, будет выполнять функции товарного чека.

НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика организации определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерских и финансовых служб, но и всей организации. Насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности данного хозяйствующего субъекта, будут предусмотрены в учетной политике, настолько верно будет выбрана наиболее оптимальная схема ведения

бухгалтерского и налогового учета. В конечном итоге от этого зависит сумма уплачиваемых налогов, возможные налоговые последствия в виде налоговых санкций и, соответственно, финансовое благополучие организации.

Учетная политика должна быть основана на ряде установленных принципов, в том числе на принципе временной определенности фактов хозяйственной деятельности. В целях реализации этого принципа хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.

Несоблюдение указанного требования в отношении подотчетных средств подразумевает то, что бухгалтер неправомерно отражает в учете операции по возмещению работникам расходов, понесенных в связи с приобретением для нужд организации материальных ценностей за счет собственных средств, как списание подотчетных средств.

Рассмотрим пример.

Пример. Работник организации, не имея в подотчете денежных средств или даже решения о действии в интересах организации, например доверенности, приобрел за свой счет какое-то имущество для нужд организации, например хозяйственные принадлежности на сумму 3 000 руб.

Сдал все необходимые документы, заполнил форму авансового отчета, в которой соответственно отразил сумму перерасхода и попросил возместить ему понесенные затраты.

В практике такие случаи встречаются сплошь и рядом.

Бухгалтерия возмещает ему понесенные затраты, забывая о том, что в данной ситуации организация не имеет на то оснований.

Такие основания у субъекта хозяйственной деятельности могут возникнуть только при заключении с данным физическим лицом договора купли-продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Как правило, такой договор никогда не заключается со своим работником.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь представим, что Ваша организация заключила такой договор купли-продажи и приобрела у своего работника данные хозяйственные принадлежности на сумму 3 000 руб., рассчиталась с ним по данному договору. В этой ситуации, осуществив выплату по договору, организация обязана предоставить в налоговые органы информацию о размере полученного дохода данным физическим лицом (по форме № НДФЛ-2).

В соответствии с налоговым законодательством по НДФЛ (ст. 229 НК РФ) физические лица, осуществлявшие в течение налогового периода продажу собственного имущества, принадлежа-

щего им на праве собственности, обязаны подать в налоговый орган декларацию о доходах.

Налоговым законодательством (ст. 220 НК РФ) установлено, что при исчислении налогооблагаемой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму дохода на сумму подтвержденного расхода, то есть в данном случае физическое лицо должно предоставить в налоговый орган документы, по которым было приобретено такое имущество. При отсутствии таких документов сумма возмещения расходов, превышающая 125 000 руб., понесенных налогоплательщиком при приобретении для организации материальных ценностей за счет собственных средств, будет включена в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ.

Чтобы уйти от такого развития ситуации, бухгалтеры нередко оформляют выдачу подотчетных средств «задним числом», однако может случиться и так, что на первичных документах будет стоять

более ранняя дата, чем на расходном кассовом ордере. В результате нарушен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Кроме того, может возникнуть и ситуация, что для такой выдачи просто не хватит денежных средств в кассе организации в нужный момент. В таком случае данное деяние будет расценено проверяющим органом как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и возникнут риски по признанию расходов для целей налога на прибыль и вычетов для НДС.

Более подробно с вопросами выдачи и учета подотчетных сумм, учета и налогообложения командировочных и представительских расходов можно познакомиться в книге ЗАО «ВКК-Интерком-Аудит» «Подотчетные средства с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Представительские и командировочные расходы».

УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»

Цель — ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.

Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.

Дата и место проведения: 21 февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00 — 17.00

Направления работы конференции

1. Концепция единого подхода к процессам управления человеческой репродукцией и инновационным развитием

2. Репродукционно ориентированная экономика: инновационный выбор современной России

3. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики (макро-, мезо, и микроуровень)

4. Статистика репродукционного процесса

5. Учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности

6. Методологические и организационные проблемы подготовки специалистов для сферы социальной репродукции и домашнего репродуктивного сектора

7. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов

8. Адаптация финансовой отчетности российских предприятий к международным стандартам: «за» и «против»

9. Методологические проблемы перехода на МСФО в условиях интеграции России в мировую экономику

10. Формирование интеллектуальной сферы деятельности как средство ускорения перехода на инновационный путь развития

11. Пути активизации научно-инновационной деятельности в техническом университете

12. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, информационное обеспечение, оценочные показатели

13. Системный подход к управлению инновационным развитием

14. Проблемы совершенствования теоретических и методологических аспектов учета и анализа нематериальных активов

15. Пути повышения интеллектуальной готовности трудовых ресурсов к инновационному развитию

Телефон для справок: 8(343)358-11-20 — Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02

e-mail: intelectaudit@r66/ru или [email protected] или [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.