ТИХООКЕАНЦЫ В БОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Александр Матвеевич БАРАНЦЕВ, директор инженерно-экономического института ДВГТУ, кандидат технических наук, доцент, контрадмирал запаса
С раннего утра 22 июня 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину, Тихоокеанский флот был приведен в состояние постоянной боевой готовности с задачей отразить возможное нападение империалистической Японии. Уже к началу войны фашистской Германии против СССР Япония имела в Маньчжурии 480 тыс. солдат и офицеров, а к осени 1941 г. численность Квантунской армии достигла 700 тыс. чел.1 Японские войска были готовы начать военные действия против СССР в соответствии со срочно разработанным планом, известным под условным наименованием «Кан-токуэн» — «Специальные маневры Квантунской армии». 7 декабря 1941 г. Япония развязала войну на Тихом океане, в то же время продолжая усиливать Квантунскую армию. На 1 января 1942 г. ее численность достигла 1 100 тыс. чел., что составляло около 35% всех сухопутных вооруженных сил Японии2.
В течение Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне напряженной. Японцы нарушали наше торговое судоходство, систематически и без всякой причины задерживали советские суда, а в ряде случаев и топили их подводными лодками и авиацией. Всего в 1941 —1945 гг. японцами было задержано 178 судов и потоплено 14 транспортов Советского Союза.
Значительную угрозу для СССР представлял японский военно-морской флот. В 1941 г. в его состав входило 10 авианосцев, 10 линкоров, 38 крейсе-ров,112 эсминцев, 65 подводных лодок. Авианосная авиация Японии насчитывала 575 самолетов. Тихоокеанский флот СССР составляли 2 лидера, 12 эсминцев,6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 91 подводная лодка, 150 торпедных катеров и около 500 самолетов3.
Как видно, наш флот на Дальнем Востоке значительно уступал японскому в крупных надводных кораблях, поэтому главная задача Тихоокеанского флота заключалась в обороне побережья. Силы флота были рассредоточены вдоль побережья, протяженность которого достигала 2 000 миль. При этом расстояние от Владивостока до Советской Гавани составляло 588 миль, до Петропавловска-Камчатского через Татарский пролив — 1 700 миль. Большие расстояния крайне затрудняли маневр силами, особенно в зимний период. С учетом этих факторов уже в первые месяцы Великой Отечественной войны тихоокеанцы выставили оборонительные минные заграждения на подходах к Владивостоку, Советской Гавани, Петропавловску-Камчатскому. Минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией составили основу противодесантной обороны советского дальневосточного побережья. Моряки-тихоокеанцы в течение войны с фашистской Германией находились в высокой боевой готовности, а 153 тыс. были направлены на сухопутные фронты, и они сражались с немецко-фашистскими захватчиками.
Высокий уровень боевой подготовки, достигнутый на Тихоокеанском флоте в годы войны против фашистской Германии, предопределил успешные
действия моряков в стремительных операциях против империалистической Японии в августе 1945 г.: Тихоокеанский флот имел 2 крейсера, 1 лидер, 10 эсминцев, 2 миноносца, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 48 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера, 1 549 самолетов4.
Взаимодействие Тихоокеанского флота с сухопутными войсками координировал народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Тихоокеанскому флоту (командующий адмирал Н.С. Юмашев) предстояло нарушать морские коммуникации противника в Японском море, содействовать наступлению войск 1-го Дальневосточного фронта на корейском направлении и оборонять побережье. При этом оборона побережья Татарского пролива и Охотского моря возлагалась на Северную Тихоокеанскую флотилию (командующий вице-адмирал В.А. Андреев), а оборона побережья Камчатки — на Петропавловскую военно-морскую базу (командир капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев). При благоприятном развитии военных действий в Маньчжурии и Корее силы флота совместно с сухопутными войсками должны были освободить от противника Южный Сахалин и Курильские острова.
По приказу Ставки Верховного Главнокомандования 9 августа 1945 г. Тихоокеанский флот начал боевые действия одновременно с войсками Дальневосточных фронтов. Ночью 9 августа самолеты флота подвергли бомбардировке транспорты и объекты японцев в корейских портах Юки и Расин: 9—10 августа авиация флота произвела 616 самолето-вылетов. Летчики-тихоокеанцы совершили немало героических подвигов. Так, 9 августа во время боевого вылета на порт Расин был подбит самолет Ил-2 младшего лейтенанта Янко, который направил свой горящий самолет на вражеские позиции, повторив подвиг Героя Советского Союза Гастелло. Бомбардировочные и штурмовые налеты нашей авиации сочетались с набеговыми действиями торпедных катеров. В результате смелых атак экипажей катеров в Расине было потоплено 4 транспорта, в Сейсине повреждено 7 транспортов. После того как были уничтожены транспорты в порту Юки, проведена высадка морских десантов в названные порты. Высадка десантов поддерживалась огнем корабельной артиллерии.
13 августа 6 торпедных катеров, имея на борту 180 чел., под общим командованием полковника А.З. Денисина вышли из бухты Новик и через шесть с половиной часов заняли важный узел обороны — порт и город Сей-син. В ожесточенных боях за Сейсин особое мужество проявила отважная санитарка, старший краснофлотец Мария Цуканова. Она вынесла с поля боя более 50 тяжелораненых десантников, но после ранения сама оказалась в плену. Она, несмотря на пытки, ничего не выдала врагу. За мужество и стойкость Марии Цукановой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник ей сегодня размещен на территории главного госпиталя Тихоокеанского флота. Ко второй половине дня 16 августа военно-морская база Сейсин была полностью очищена от японцев.
Совместные действия Северной Тихоокеанской флотилии с войсками 2-го Дальневосточного фронта по освобождению Южного Сахалина развертывались так же успешно. 16 августа корабли флотилии высадили в порт Торо 365-й батальон морской пехоты. Высадка прикрывалась и обеспечивалась авиацией флотилии. 17 августа над городом был поднят советский флаг. В период с 20 по 25 августа 1945 г. были освобождены порты Маока, Футомага, Хон-то, Отомари. В порты Маока и Отомари перебазировались силы из со-
става Северной Тихоокеанской флотилии для освобождения островов Курильской гряды.
Наиболее укрепленным островом Курильской гряды был Шумшу, на котором находилась главная японская военно-морская база Катаока. Сильно укреплен был также о-в Парамушир. Военный совет Тихоокеанского флота приказал командиру Петропавловской военно-морской базы совместно с командующим Камчатским оборонительным районом высадить десант и к 25 августа овладеть северными островами Курильской гряды. В этих боях моряки-тихоокеанцы показали образцы мужества и героизма. Не щадя жизни, они с гранатами в руках бросались на амбразуры дотов и дзотов, ложились под танки, чтобы остановить контратаки японцев. Старшина 1 статьи Николай Вилков и матрос Петр Ильичев пали смертью храбрых, повторив легендарный подвиг Александра Матросова. Им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 23 августа о-в Шумшу был полностью занят нашими войсками, а к 31 августа наши части овладели всеми северными островами Курильской гряды.
При содействии кораблей Амурской Краснознаменной флотилии (командующий контр-адмирал Н.В. Антонов) высаживались десанты на неприятельский берег и обеспечивалась переправа на территорию Маньчжурии войск 2-го Дальневосточного фронта.
Наряду с высадкой морских десантов Тихоокеанский флот наносил удары по морским коммуникациям противника. Эта задача решалась подводными лодками и авиацией. Подводные силы флота успешно справлялись с задачами по ведению разведки и прекращению плавания японских судов. Подводная лодка «Л-12» под командованием капитан-лейтенанта П.З. Щегланцева 22 августа потопила японский транспорт водоизмещением 5 950 т, а подводная лодка «Л-19» под командованием капитана 3 ранга А.С. Кононенко в ночь на 22 августа уничтожила вражеский транспорт водоизмещением в 8 000 т. «Л-19» погибла при форсировании минного заграждения, героический экипаж не вернулся из боевого похода. Морская авиация только в первые два дня военных действий совершила 616 самолето-вылетов и уничтожила свыше 30 японских судов общим тоннажем в 130 000 т. Тихоокеанский флот осуществлял также защиту своих морских путей сообщения: за время войны с Японией его боевые корабли и авиация обеспечили проводку 28 конвоев, насчитывавших 69 транспортов.
Родина высоко оценила подвиг тихоокеанцев в Великой Отечественной войне. Более 30 тыс. моряков удостоились боевых наград; 51 моряку-тихооке-анцу за особые отличия в боях присвоено звание Героя Советского Союза. 19 кораблей, частей и соединений Тихоокеанского флота преобразованы в гвардейские, 16 награждены орденом Красного Знамени, 13 получили почетные наименования.
Своими героическими подвигами в боях за Родину тихоокеанцы вписали яркие страницы в летопись боевой славы Военно-Морского Флота СССР.
1 История второй мировой войны 1939—1945. М., 1975. Т. 4. С. 252.
2 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 — 1945 гг. М.,1963. Т. 5. С. 525.
3 История второй мировой... Т. 4. С. 258.
4 Боевой путь советского Военно-Морского флота. М., 1967. С. 511.
SUMMARY. Retired Rear Admiral A. Barantsev presented an article “The Pacific Fleet in the Great Patriotic War”. The article elucidates the participation of the Pacific fighting men in the war against Germany, and describes fighting actions of the Fleet against the Japanese militarists.