Научная статья на тему 'ТИБЕТО - МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТА МАЙТРЕИ В БУРЯТСКОМ БУДДИЗМЕ: ОСВЯЩЕНИЕ СТАТУИ МАЙТРЕИ В АНИНСКОМ ДАЦАНЕ'

ТИБЕТО - МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТА МАЙТРЕИ В БУРЯТСКОМ БУДДИЗМЕ: ОСВЯЩЕНИЕ СТАТУИ МАЙТРЕИ В АНИНСКОМ ДАЦАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТ МАЙТРЕИ / АНИНСКИЙ ДАЦАН / БУРЯТИЯ / СТАТУЯ МАЙТРЕИ / ИСТОРИЯ СТАТУИ / ИСТОКИ КУЛЬТА / CULT OF MAITREYA / ANINSKY DATSAN / BURYATIA / STATUE OF MAITREYA / HISTORY OF THE STATUE / ORIGINS OF THE CULT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванникова Цымжит Пурбуевна

Введение. В статье дана характеристика архивного документа из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) Общего архивного фонда (ОАФ) Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН), посвященного истории строительства храма и возведению статуи Майтреи в Анинском дацане и рассмотрены истоки культа Майтреи, восходящие к древней Индии. Целью статьи является определение аутентичности сведений, сообщаемых Лодон - ламой, истоков культа Майтреи и освящения реликвий. Материалы. Сочинение, озаглавленное «История (описание) бурхана Анинского дацана „Большой Майдари“», было написано в 1915 г. бурятским ламой Лодоном. Оно представляет собой гарчак - опись разнообразных реликвий и предметов, вложенных вовнутрь статуи. Ценность данного памятника заключается в том, что он содержит уникальные источниковые сведения и данные по истории буддизма в Бурятии, раскрывающие внутреннюю жизнь буддистского монастыря и буддистской общины, показывающие взаимоотношения между буддистской сангхой и прихожанами, взаимоотношения сангхи с учреждениями органов государственной власти. Представляют интерес материалы, повествующие о праздничных мероприятиях, посвященных освящению статуи Майтреи и его храма, состоявшихся в 1897 г. Результаты. Рассматриваемая «История бурхана» важна не только потому, что источников по истории бурятского буддизма чрезвычайно мало и она дает возможность реконструировать длительную и сложную историю статуи, но и потому, что сама статуя Майтреи не сохранилась, поскольку она была уничтожена в конце 30-х гг. прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIBETAN-MONGOLIAN TRADITIONS OF THE MAITREYA CULT IN BURYAT BUDDHISM: CONSECRATION OF THE MAITREYA STATUE AT ANINSKY DATSAN

Introduction. The article describes an archival document stored at the Center of Oriental Manuscripts and Xylographs (Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS) and reviewing the temple’s construction and the Maitreya statue’s erection at Aninsky Datsan. The study provides insight into origins of the Maitreya cult dating back to ancient India. Goals. The paper aims to determine the authenticity of the data reported by Ven. Lodon and trace origins of the Maitreya cult, including those related to the consecration of relics. Materials. The essay entitled ‘History (Description) of the Burkhan (Bur. ‘deity statue’) at Big Maidari Aninsky Datsan’ was written by Ven. Lodon, ethnic Buryat, in 1915. The former is a garchak - inventory list - of various relics and objects embedded inside the statue. The written monument is valuable due to that it contains unique source materials and data on the history of Buddhism in Buryatia which reveal the inner life of the Buddhist monastery and its community, shows the relationships between the monastic sangha and lay believers, the Buddhist clergy and state authorities. Materials describing the festive events dedicated to the 1897 consecration of the Maitreya statue and the temple are interesting enough. Results. The examined ‘History of Burkhan’ is important not only because sources on the history of Buryat Buddhism are scarce enough and it gives an opportunity to reconstruct the long and convoluted history of the statue, but also because the original Maitreya statue itself never survived and was dramatically destroyed in the late 1930s.

Текст научной работы на тему «ТИБЕТО - МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТА МАЙТРЕИ В БУРЯТСКОМ БУДДИЗМЕ: ОСВЯЩЕНИЕ СТАТУИ МАЙТРЕИ В АНИНСКОМ ДАЦАНЕ»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute

for Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 13, Is. 5, pp. 1331-1338, 2020

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1331-1338

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК 294.3+930(093)

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1331-1338

Тибето-монгольские традиции культа Майтреи в бурятском буддизме: освящение статуи Майтреи в Анинском дацане

Цымжит Пурбуевна Ванникова1

1 Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация) доктор исторических наук, главный научный сотрудник 0000-0002-1381-6186. E-mail: vancliikova.ts@gmail.com

© КалмНЦ РАН, 2020 © Ванчикова Ц. П., 2020

Аннотация. Введение. В статье дана характеристика архивного документа из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) Общего архивного фонда (ОАФ) Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН), посвященного истории строительства храма и возведению статуи Майтреи в Анинском дацане и рассмотрены истоки культа Майтреи, восходящие к древней Индии. Целью статьи является определение аутентичности сведений, сообщаемых Лодон-ламой, истоков культа Майтреи и освящения реликвий. Материалы. Сочинение, озаглавленное «История (описание) бурхана Анинского дацана „Большой Майдари"», было написано в 1915 г. бурятским ламой Лодоном. Оно представляет собой гарчак-опись разнообразных реликвий и предметов, вложенных вовнутрь статуи. Ценность данного памятника заключается в том, что он содержит уникальные источниковые сведения и данные по истории буддизма в Бурятии, раскрывающие внутреннюю жизнь буддистского монастыря и буддистской общины, показывающие взаимоотношения между буддистской сангхой и прихожанами, взаимоотношения сангхи с учреждениями органов государственной власти. Представляют интерес материалы, повествующие о праздничных мероприятиях, посвященных освящению статуи Майтреи и его храма, состоявшихся в 1897 г. Результаты. Рассматриваемая «История бурхана» важна не только потому, что источников по истории бурятского буддизма чрезвычайно мало и она дает возможность реконструировать длительную и сложную историю статуи, но и потому, что сама статуя Майтреи не сохранилась, поскольку она была уничтожена в конце 30-х гг. прошлого века. Ключевые слова: культ Майтреи, Анинский дацан, Бурятия, статуя Майтреи, история статуи, истоки культа

Благодарность. Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект XII.187.1.4. «Культурное наследие народов Трансбайкалья и сопредельных регионов Восточной Азии в системе духовных ценностей России», No. АААА-А17-117021310267-5). Материалы статьи апробированы на Международной научной онлайн-конференции «Монголоведение в начале XXI в.: современное состояние и перспективы развития - II», проведенной при финансовой поддержке

РФФИ (проект № 20-09-22004) и частичной поддержке гранта Правительства РФ (№ 075-152019-1879).

Для цитирования: Ванникова Ц. П. Тибето-монгольские традиции культа Майтреи в бурятском буддизме: освящение статуи Майтреи в Анинском дацане // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1331-1338. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1331-1338

UDC 294.3+930(093)

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1331-1338

Tibetan-Mongolian Traditions of the Maitreya Cult in Buryat Buddhism: Consecration of the Maitreya Statue at Aninsky Datsan

Tsymzhit P. Vanchikova1

1 Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the RAS (6, Sakhyanova St., Ulan-Ude 670047, Russian Federation)

Dr. Sc. (History), Chief Research Associate

0000-0002-1381-6186. E-mail: vancliikova.ts@gmail.com

© KalmSC RAS, 2020 © Vanchikova Ts. P., 2020

Abstract. Introduction. The article describes an archival document stored at the Center of Oriental Manuscripts and Xylographs (Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS) and reviewing the temple's construction and the Maitreya statue's erection at Aninsky Datsan. The study provides insight into origins of the Maitreya cult dating back to ancient India. Goals. The paper aims to determine the authenticity of the data reported by Ven. Lodon and trace origins of the Maitreya cult, including those related to the consecration of relics. Materials. The essay entitled 'History (Description) of the Burkhan (Bur. 'deity statue') at Big Maidari Aninsky Datsan' was written by Ven. Lodon, ethnic Buryat, in 1915. The former is a garchak — inventory list — of various relics and objects embedded inside the statue. The written monument is valuable due to that it contains unique source materials and data on the history of Buddhism in Buryatia which reveal the inner life of the Buddhist monastery and its community, shows the relationships between the monastic sangha and lay believers, the Buddhist clergy and state authorities. Materials describing the festive events dedicated to the 1897 consecration of the Maitreya statue and the temple are interesting enough. Results. The examined 'History of Burkhan' is important not only because sources on the history of Buryat Buddhism are scarce enough and it gives an opportunity to reconstruct the long and convoluted history of the statue, but also because the original Maitreya statue itself never survived and was dramatically destroyed in the late 1930s.

Keywords: cult of Maitreya, Aninsky Datsan, Buryatia, statue of Maitreya, history of the statue, origins of the cult

Acknowledgements. The reported study was funded by state assignment, project XII.187.1.4. 'Cultural Heritage of the Peoples of Transbaikalia and Adjacent East Asian Regions in the System of Russia's Spiritual Values', no. AAAA-A17-117021310267-5). The article was presented at the International scientific online conference 'Mongolian Studies at the Beginning of the 21st Century: Current State and Development Prospects - II' funded RFBR (project no. 20-09-22004) and Government of Russia (grant no. 075-15-2019-1879).

For citation: Vanchikova Ts. P. Tibetan-Mongolian Traditions of the Maitreya Cult in Buryat Buddhism: Consecration of the Maitreya Statue at Aninsky Datsan. Oriental Studies. 2020. Vol. 13(5): 1331-1338. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1331-1338

Введение

Культ Грядущего Будды — Будды Майтреи1, который снизойдет на землю с небес Тушиты как последователь и преемник Будды Шакьямуни, как освободитель живых существ от страданий, который установит справедливое мирное правление — один из наиболее популярных в буддистской традиции. Майтрея как Будда будущих кальп почитается во всех школах буддизма, в разных регионах распространения, принимая присущие им этнокультурные и этно-конфессиональные различия. Он восходит к древнеиндийской буддистской традиции, сохранившей сведения о Майтрее, пророчества о котором нашли отражение в ряде древних текстов, как канонических, так и неканонических (подробно см.: [Lancaster 1987; Мягмарсурэн 2019: 185-198]), изучение которых позволяет рассмотреть историю становления и распространения его культа в разных странах. Общим ядром культа Майтреи для всех буддистских школ являются идеи о том, что он станет последующим чакравартином, который возродит чистоту учения «путем объединения всех верующих из различных школ» [Lancaster 1987] и спасет людей, почитавших его и поклонявшихся ему.

С появлением его культа связана и религиозная церемония круговращения коня или слона вокруг храма, основными целями которого являются приглашение Майтреи спуститься с небес Тушиты и демонстрация готовности к его встрече. С распространением культа Майтреи получило развитие и почитание его изображений.

Изображения Майтреи

Популярность Майтреи среди верующих способствовала появлению огромного количества разных изображений Майтреи, как скульптурных, так и живописных. Самые ранние изображения Майтреи относятся к раннему периоду скульптур Гандхары в Индии, II веку н. э. [Kitagawa 1988: 15].

1 Майтрея (санскр. Maitreya, кит. Mile, тиб. Джамба (byams pa), монг.-бур. Майдар, Май-дари — 'кроткий, милосердный, сострадательный') — имя Будущего Будды и бодхисаттвы настоящего времени.

Майтрея изображается в нескольких формах: стоящим и сидящим, последний вариант в свою очередь бывает сидящим со скрещенными ногами на «алмазном сидении» в позе лотоса и сидящим на троне с ногами, упирающимися на землю. В первом — он изображается как будущий Будда, а во втором — в образе бодхисаттвы, пребывающего на небе Тушиты [Барадин 1924: 10].

Самой известной и самой большой статуей Майтреи является статуя Будды Майтреи в Лэшане, в Китае, высота которой равна 71 м2.

Традиция возведения статуй Будды, Майтреи и других буддистских божеств и религиозных сооружений и их почитания связана, прежде всего, с древнеиндийской традицией почитания разных типов реликвий, например, физических останков Будды (шарил), закладываемых в ступы. С течением времени и в ступы, и в статуи помимо физических мощей, ассоциируемых с божествами, стали вкладываться молитвы-дхара-ни и книги, символизировавшие Будду, его речь и учение, сопровождавшиеся обрядами освящения и сакрализации статуй и ступ. Целью этих обрядов было наделение их душой [Bentor 1996a].

Письменные источники культа почитания Майтреи и других религиозных объектов

Особое распространение культ Майтреи получил в тибето-монгольской буддистской традиции, где в каждом монастыре были его скульптурные и/или живописные изображения, регулярно проводились религиозные церемонии. Из-за возникновения большого количества религиозных сооружений появилось множество сочинений на тибетском языке, связанных с обрядами его почитания и правилами возведения статуй и ступ, что потребовало унификации вкладываемых в них религиозных предметов, в связи с чем появился специальный жанр в тибетской

2 Статуя Будды в Лэшане [электронный ре-

сурс] // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Статуя_Будды_в_Лэшане (дата обращения: 09.08.2020).

литературе — пособий или руководств по освящению и «оживлению» статуй и других буддистских религиозных объектов, храмов, дуганов и т. д., а также текстов, содержащих список или описание предметов, вкладываемых во внутрь ступ и статуй. Об этом свидетельствует наличие более 200 сочинений на тибетском языке, выявленных Й. Бентор [Bentor 1996б: 299-300].

Согласно текстам, обряд освящения состоит из ряда последовательных действий и обрядов, начиная с ритуалов выбора и ис-прашивания места для возведения объекта, после чего следуют обряды освящения указанного места. Далее следует сложный многокомпонентный обряд закладывания реликвий в статую, называемый «сун-шуг» (от тиб. gzungs gzug), сопровождаемый многими специальными ритуалами, как совершение подношений трону (mnga' 'bul), установление стержня во внутрь статуи, называемого «древо жизни» (srog shing), омовение статуи (khrus gsol), ее одевание, открытие глаз (spyan dbye) и др. После завершения работ по заполнению статуи и ее опечатывания начинается обряд освящения «рабнай» (rab gnas) [Bentor 1996a: 301].

Примером одного из таких списков является сочинение амдоского монаха Жалкамбо Дагба-Жалцана (1762-1837) «Опись великого Золотого храма и его предметов культа, именуемая лестницей, ведущей на спасительный путь Великой Святости», перевод которого с тибетского языка был выполнен и издан Б. Б. Барадиным в 1924 г. [Барадин 1924: 6]3. В данном сочинении приводится опись вложенных реликвий и разных предметов в статую Майтреи, находящуюся в знаменитом Золотом храме монастыря Лавран.

Статуи Майтреи в Бурятии

Культ Грядущего Будды — Майтреи один из наиболее популярных в тибето-мон-гольской буддистской традиции, почти в каждом монастыре были его скульптуры и живописные изображения. Во всех крупных монастырях были специально построенные

3 Б. Барадин упоминает также 21-го настоятеля монастыря Лавран Гунтан-Данби-Донме (1762-1823), перу которого принадлежит несколько сочинений, таких как «История обряда посвящения» [Барадин 1924: 7-8].

храмы — Майдар-сумэ для хранения в них скульптур Майтреи.

Одна из наиболее крупных скульптур Майтреи в монголо-бурятском мире находилась в Анинском дацане, расположенном приблизительно в 30 км от Улан-Удэ. Анинский дацан был основан в 1795 г. хоринским тайшой Дамба-Дугаром Иринцеевым (1768-1804). В конце XIX в. на средства, собранные верующими, была возведена медная позолоченная скульптура Майтреи, для которой был построен трехэтажный дуган.

О данной статуе сохранились краткие упоминания в архивных отчетах дацана о движимом и недвижимом имуществе, в устных сведениях местных старожилов, путешественников и ученых. Подробное описание церемонии освящения храма и самой статуи сохранилось в записках Н. Виноградова, миссионера Анинского стана, который 17 октября 1897 г. присутствовал на церемонии освящения сумэ Майдари: «...Против главного входа на середине сумэ на деревянном кресле и резном медном блестящем подножии величаво восседал Майдари. Потупленные глаза идола долженствовали изображать то, что бог этот погрузился в ничуть ненарушимый покой. Отсутствие же бороды и усов долженствовало свидетельствовать о вечной юности бога, а шишка на лбу из дорогого моржана4 указывала верующим на мудрость его и тот свет учения, который содержится в буддизме и просвещает весь мир.

Майдари в сидячем положении имел более 5 саженей вышины, так что свободного места между головой и крышей оставалось не более одного или двух аршин. На груди и на обеих ногах идола повыше ступни были вставлены корольки из моржанов разных цветов и других недорогих драгоценных камней: малахита, аметиста, аквамарина и т. п. Ногти ног и рук были телесного цвета, голова на затылке прикрывалась шисаром, увешанным кистями. Сверху из благословляющих рук бога спускались длинные и широкие хадаки; правая рука его держала священный цветок падма линхова, т. е. лотос» [Виноградов 1898: 170-178].

4 Моржан — коралл. Возможно, слово происходит от тибетского слова dmar-zang 'scarlet-red' [Das 1902: 982] — 'пурпурно-красный'.

Это описание храма и статуи Майтреи 1897 г. — самое полное из имеющихся на данное время, тем оно ценно для нашей статьи, предваряя краткую историю возведения и описания обрядов закладывания реликвий во внутрь данной статуи.

Последнее по времени сообщение о статуе Майтреи Анинского дацана содержится в материалах экспедиции, совершенной П. Н. Дамбиновым и Р. С. Мэрдыгеевым в 1927 г., которые в отчете писали: «„Майдар" — Анинского дацана представляет из себя гигантскую статую с изображением Будущего Будды в сидящем положении. Высота „Майдари" 5 саж. и 2 вершка [т. е. около 11 м]. Одно ухо этой громадины не меньше роста взрослого человека в натуральную величину. Анинский „Майдар" считается по величине самым большим из всех „Майдаров", имеющихся в дацанах бурят-монголов» [Дамбинов, Мэрдыгеев 1927: 64-65]. К сожалению, как пишут участники экспедиции, им не удалось ни сфотографировать, ни зарисовать статью из-за плохого освещения в помещении [Дамбинов, Мэрдыгеев 1927: 64-65]. Тем большую ценность представляет уникальный архивный документ об истории изготовления и водворения статуи Майтреи в Анинском дацане «История (описание) бурхана Анинского дацана „Большой Майдари"», который представляет собой машинописную копию перевода на русский язык со старописьменного монгольского языка, о чем сообщает надпись: «Перевод», напечатанная в верхнем правом углу. Текст на 24 листах, на листах — по 31-32 строк. Бумага пожелтевшая. Текст местами не четкий, имеются исправления [Лодон 1915]. Эта «История» отличается от довольно стандартных исторических сочинений типа «чойджун» ('История учения') и других сочинений религиозного содержания тем, что содержит описания бытовых сюжетов, взаимоотношений буддистской церкви с российскими властями. И в то же время в ней встречаются живописные описания приключений, с которыми столкнулись ламы по пути в Долоннор и на обратном пути домой.

Структура и содержание сочинения

Текст состоит из Введения (л. 1-2), основной части (лл. 1-23) и заключения (лл. 2124).

Введение состоит из: а) слов обращения к ламам, ученым и святым с просьбой поклониться и помолиться Майдари, Будде Шигемуни, Дзонхаве и их ученикам и призывания их в Анинский дацан; б) разъяснения цели составления сочинения, а именно: «рассказать, чем заполнены внутренности Майдари»; в) изложения пророчеств о Майтрее.

Основная часть документа, повествующая об истории строительства статуи Майтреи и водворения ее в храме в Анинском дацане, состоит из нескольких разделов:

1. История подготовки к изготовлению статуи Майтреи, описание административных и экономических подробностей.

2. Изготовление и доставка статуи Майтреи в Анинский дацан из Долоннора.

3. Процесс подготовки статуи Майтреи к водворению в дугане и церемония освящения (сбор реликвий и необходимых предметов, процесс закладывания реликвий). Обряды закладывания реликвий, текстов и предметов и их освящения состоят из множества предварительных, подготовительных работ, последовательных ритуалов и обрядов, в зависимости от частей статуи, зачастую длившихся несколько лет.

Предметы для закладывания в статую Анинского Майтреи собирались среди верующих со всей этнической Бурятии, Монголии, Тибета, Китая, Индии. Подробный список вкладываемых предметов, молитв-дхарани и буддистских книг занимает значительную часть документа: с л. 7 по л. 17.

4. Заключительная часть — ритуалы освящения (лл. 21-24). После завершения работ по заполнению статуи Майтреи и ее установления в дугане заключительным этапом стало установление на крыше дуга-на ганжира, который был также заполнен многочисленными книгами, молитвами, изображениями божеств. Л. 22 — сообщение о том, что все внутренние и наружные работы по сооружению статуи и оборудованию дугана были завершены в год красной курицы, в лето от рождения Будды 2778 и от рождения Христа в 1897 г. на 9-й день первого девятого месяца5. В этот же день после ритуалов поднесения подношений со-

1 В тот год было 2 девятых месяца.

стоялось «малое» освящение, выполненное ламой-астрологом, — нанесение краски на глаза статуи, называемое обрядом «открытия глаз», который символизирует оживление или наделение статуи душой, после этого обряда статуя считается просветленной, наделенной мудростью, а не просто предметом из металла или дерева [Bentor 1996а: 36].

На 4-й день второго девятого месяца состоялись большие торжества, посвящённые освящению, официально завершавшие процесс водворения и обожествления реликвии, означавшие присутствие Майтреи среди верующих и защиту их милостью божества, и, как сказано в заключении, «Святое изображение Майдара-бурхана в законченном виде сияло, подобно отражению солнечных лучей на дереве Замбу-модон золотыми лучами [Лодон 1915: 22-23]. На церемонии присутствовали более 1 000 лам из окрестных дацанов и до 20 тысяч верующих светских лиц. На торжестве освящения статуи были организованы конные скачки-бега, в которых приняло участие до 80 лошадей.

5. Колофон сочинения (л. 24) повествует о том, что все участники сооружения статуи получат право на второе рождение в загробной жизни в обители Майдар-бурхана и другие милости от всех божеств, помещенных внутрь статуи Майдари. В колофоне сообщается, что оно было написано ламой Лодоном в «год деревянного кролика 15-го числа 6-го месяца 15-го рабджуна во время летнего празднования в честь Майдара», который соответствует 1915 г. Автор завершил свое сочинение пожеланием, чтобы его записи послужили на пользу человечеству и помогли бы ему обрести перерождение в обители Майдари-бурхана, которое он заслужил написанием данных записок [Лодон 1915: 24].

Выводы

Описанная автором история установления статуи и список вложенных в нее предметов свидетельствуют о том, что бурятские ламы, в данном случае анинские, были знакомы с текстами индо-тибето-мон-гольской традиции освящения религиозных объектов и следовали всем правилам и последовательности совершения всех ритуалов, которые были ими заранее продуманы и скоординированы, хотя список некоторых

предметов, вкладываемых во внутрь статуй, мог незначительно варьироваться в зависимости от региональных и временных обстоятельств, благодаря чему успешно были проведены все работы — как подготовительные, так и на завершающем этапе работы по установке статуи и по закладыванию реликвий во внутрь нее. Об этом сам автор «Истории» сообщает, что при освящении статуи руководствовались «указаниями священных книг и руководств по проведению работ» [Лодон 1915: 10], изложенными в сочинениях таких известных буддистских ученых, как Первый Панчен-лама, Пятый Далай-лама, Гунчен-Чжамьян-шадба,

Чжанчжа-хутухта Агван-Лубсан-Чойдан и др., подтверждая преемственность индо-ти-бето-монгольской буддистской традиции. Бурятские и монгольские ламы пользовались также гарчаками монгольских лам, например, сочинением халхаского Хамбо Агван-Хайдуба (1779-1838), входящим в первый том его собрания сочинений [Менх-Эрдэнэ 2019: 178].

Это сочинение также свидетельствует о том, что тексты, связанные с освящением реликвий, были предназначены для лам, которые заучивали тексты наизусть: так, автор рассматриваемого сочинения даже через 18 лет смог воспроизвести по памяти огромный список вкладываемых сочинений, предметов и изображений, говоря при этом, что поскольку гарчак был утерян, он воспроизвел список всех предметов по памяти, потому он мог не все упомянуть. Из его неоднократных сообщений видно, что существовал оригинал описи гарчака, который был утерян: «Вследствие потери точного списка всех книг, данные показаны приблизительно. Если в будущем список будет найден, то придется внести в эту книгу некоторые дополнения и поправки [Лодон 1915: 17, 20, 21].

Это огромное мероприятие по строительству храма и возведению статуи Майтреи, задуманное в небольшом бурятском селении, смогло осуществиться только благодаря неустанной деятельности лам и при поддержке населения окружающих сел и всех людей, так или иначе соприкасавшихся с этой инициативой. Невозможно представить, сколько всего людей было задействовано в нем, начиная от сбора по-

жертвований, сбора всех реликвий и предметов для закладывания во внутрь статуи, для строительства храма, сколько мастеров, плотников, художников, печатников, швей для изготовления оберток для книг, заготовителей продуктов, еды, поваров для приготовления пищи и кормления мастеровых и лам, караванщиков, подвозчиков, караульщиков, писарей, переписчиков, экономов, бухгалтеров, учетчиков и многих-многих других. Процесс освящения огромной статуи был чрезвычайно сложным, комплексным, состоявшим из целого цикла взаимосвязанных ритуалов и действий. Это была грандиозная акция и мероприятие не только местного, регионального значения, не только для своего времени, но и по современным масштабам, о чем

Источники

Дамбинов, Мэрдыгеев 1927 — Дамбинов П. Н., Мэрдыгеев Р. С. Об искусстве бурятских дацанов // Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК). Общий архивный фонд (ОАФ) ИМБТ СО РАН. Д. 375. С. 64-65. Лодон 1915 — Лодон. История (описание) бурхана Анинского дацана „Большой Майдари" // Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК). Ф. 29. Оп. 2. Д. 1. 24 л.

Литература

Барадин 1924 — Барадин Б. Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране / ВШИоШеса Buddhica XXII. Л.: Российск. госуд. акад. тип., 1924. 98 с.

Виноградов 1898 — Виноградов Н. Религиозное торжество ламаизма по поводу святи-ны Анинского «сумэ» в честь Майдари // Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям (ИЕВ). 1 апреля 1898 г. № 7. С. 170-178.

МягмарсYрэн 2019 — МягмарсYрэн Г. Майдар бурханд холбогдох бичгийн эх сурвалжууд (= Источники, связанные с Майтреей) // Шашин соёл судлал. Боть I, дэвтэр 1-19. Улаанбаатар: Менхийн Yсэг, 2019. С. 185198.

Менх-Эрдэнэ 2019 — Мвнх-Эрдэнэ Ц. Дахин сэргээн бугээсэн ХYрээ Майдар шYтэнд CYн-шуг ергесен тухай (= О совершении обрядов и подношений вновь возведенной статуе

можно судить по содержанию рассматриваемого документа.

Данное сочинение мы рассматриваем как ценный источник по истории буддизма в Бурятии, как источник, раскрывающий внутреннюю жизнь буддистского монастыря и буддистской общины, показывающий взаимоотношения между буддистским институтом и прихожанами, с учреждениями органов государственной власти. Он свидетельствует о наличии международных связей, не только духовных, религиозных, но и экономических, культурных, торговых, межличностных, об отношениях между людьми разных национальностей, благодаря которым сохранились уникальные сведения о безвозвратно утраченном памятнике буддистской архитектуры и о его роли в жизни бурят.

Sources

Dambinov P. N., Merdygeev R. S. Arts of Buryat Datsans Revisited. At: Center of Oriental Manuscripts and Xylographs; Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies (Siberian Branch of the RAS). General Archival Collection. File 375. Pp. 64-65. (In Russ.) Lodon. History of the Burkhan at Big Maidari Aninsky Datsan. At: Center of Oriental Manuscripts and Xylographs; Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies (Siberian Branch of the RAS). Coll. 29. Cat. 2. File 1. 24 p. (In Bur.)

Ургинского Майтреи) // Шашин соёл судлал Боть I, дэвтэр 1-19. Улаанбаатар: Менхийн Yсэг, 2019. С. 178-184. Bentor 1996a — Bentor Y. Consecration of Images and Stupas in Indo-Tibetan Tantric Buddhism (Brill's Indological Library, vol. 11). Leiden; New York; Köln: Brill, 1996. 415 p. Bentor 1996б — Bentor Y. Literature on Consecration (Rab gnas) // Tibetan literature: Studies in Genre / Essays in Honor of Geshe Lhundup Sopa. Edited by J. I. Cabezón and R. R. Jackson. Ithaca; New York: Snow Lion, 1996. Pp. 290-311. Das 1902 — Das S. Ch. Tibetan-English Dictionary. Calcutta: Gaurav Publishing house, 1902. 1353 p.

Kitagawa 1988 — Kitagawa J. M. The Many Faces of Maitreya // Maitreya, the Future Buddha. Ed. by A. Sponberg, H. Hardacre. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1988. Pp. 7-22.

Lancaster 1987 — Lancaster L. Maitreya. In: The Encyclopedia of Religion / Mircea Eliade (ed.).

References

Baradiyn B. B. The Statue of Maitreya in the Golden Temple of Lavran. Ser.: Bibliotheca Buddhica. Vol. XXII. Leningrad: Russian State Academic Printing House, 1924. 98 p. (In Russ.) Bentor Y. Consecration of Images and Stupas in Indo-Tibetan Tantric Buddhism. Ser.: Brill's Indological Library. Vol. 11. Leiden; New York; Köln: Brill, 1996. 415 p. (In Eng.) Bentor Y. Literature on consecration (Rab gnas). In: Cabezón J. I., Jackson R. R. (eds.) Tibetan Literature: Studies in Genre. Essays in Honor of Geshe Lhundup Sopa. Ithaca; New York: Snow Lion, 1996. Pp. 290-311. (In Eng.)

Das S. Ch. Tibetan-English Dictionary. Calcutta: Gaurav Publishing House, 1902. 1353 p. (In Tib. and Eng.) Kitagawa J. M. The many faces of Maitreya. In:

Vol. 9. New York: Macmillan, 1987. Pp. 136141.

Sponberg A., Hardacre H. (eds.) Maitreya, the Future Buddha. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1988. Pp. 7-22. (In Eng.)

Lancaster L. Maitreya. In: Eliade M. (ed.) The Encyclopedia of Religion. Vol. 9. New York: Macmillan, 1987. Pp. 136-141. Mönkh-Erdene Ts. Maitreya of Urga: rituals and offerings to the newly reconstructed statue revisited. Shashin soel sudlal. Vol. I. No. 1-19. Pp. 178-184. (In Mong.) Myagmarsüren G. (A list of) Maitreya-related sources. Shashin soel sudlal. 2019. Vol. I. No. 1-19. Pp. 185-198. (In Mong.) Vinogradov N. Lamaist religious festivity in honor of the consecration of Maidari Aninsky Temple. Pribavleniya k Irkutskim Eparkhial'nym Vedomostyam (IEV). 1898, April 1. No. 7. Pp. 170-178. (In Russ.)

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.