Научная статья на тему 'Խորհրդահայ նկարչությունը 1920 -ական թթ. վերջերին 30-ական թթ. սկզբներին'

Խորհրդահայ նկարչությունը 1920 -ական թթ. վերջերին 30-ական թթ. սկզբներին Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОЦРЕАЛИЗМ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ХУДОЖНИКИ / ВЫСТАВКА / ЭКСПОНАТ / ХУДОЖНИКИ / ПОРТРЕТ / ПЕЙЗАЖ / СОЦИАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / PAINTING / FINE ARTS / SOCIAL REALISM / REVOLUTIONARY PAINTERS / EXHIBITION / EXHIBIT / ARTISTS / PORTRAIT / LANDSCAPE / SOCIO-CONSTRUCTION WORKS / նկարչություն / կերպարվեստ / սոցռեալիզմ / հեղափոխական նկարիչներ / ցուցահանդես / ցուցանմուշ / արվեստագետներ / դիմանկար / բնանկար / սոցշինարարական ստեղծագործություններ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ներսիսյան Ս. Ա.

Автор анализирует процесс развития живописи с конца 1920-х до начала 30-х годов, когда шла борьба между теориями развития науки и культуры. Теория соцреализма уже создавалась, но с трудом. Это было приемлемо многими и странно для других одновременно. Борьба за этот метод дает противоречивый результат, так как в этот период были творецы этого метода и свободного метода одновременно.The author analyses the developing process of the painting from the late 1920s to the beginning of the 1930s when there was struggle between the theories of development science and culture. The theory of social realism was already being established, but with difficulty. It was acceptable by many and strange for others at the same time. The struggle for this method gives a contradictory result, as in this period there were creators of that method and free method at the same time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET-ARMENIAN PAINTING IN THE LATE 1920S TO AND IN THE BEGINNING OF 1930S

The author analyses the developing process of the painting from the late 1920s to the beginning of the 1930s when there was struggle between the theories of development science and culture. The theory of social realism was already being established, but with difficulty. It was acceptable by many and strange for others at the same time. The struggle for this method gives a contradictory result, as in this period there were creators of that method and free method at the same time.

Текст научной работы на тему «Խորհրդահայ նկարչությունը 1920 -ական թթ. վերջերին 30-ական թթ. սկզբներին»

frnphpqmhmj b.'lmp^m.pjm.U'Q 1920 -m^mU pp. [hpghp^U h 30-m^mU pp. u^qpUhp]U

bbpupujmb U U.

bphmhji lu. Upn[jmhp mh[mh Ztujlmlimh щЬшш^шЬ. ifmhljmilmpdmljmli hmifmiumpmh, Я-hqmplhuinJi фш^тшЬш] limqjiumpmhin (bphiuh, Ztujmummh)

[email protected]

4^nnpn2 pmnhp Ulmp^nrpprU, lhp^mp[hus, ungnhm^qtf, ЬЬцшфп^шЦши Ulmp]^Uhp, gnrgmhmUqhu, gntgmUJnt2, mp[husmqhsUhp, q]tfmUlmp, pUmU^mp, ung2]UmpmpmlmU ushq&mqnp&nLpjnrUUhp

Советско-армянская живопись конца 1920-х и начала 1930-х годов

Несисян С. А.

Армянский государственный педагогический университет им. ХАбовяна (Ереван, Армения)

[email protected]

Аннотация: Автор анализирует процесс развития живописи с конца 1920-х до начала 30-х годов, когда шла борьба между теориями развития науки и культуры. Теория соцреализма уже создавалась, но с трудом. Это было приемлемо многими и странно для других одновременно. Борьба за этот метод дает противоречивый результат, так как в этот период были творецы этого метода и свободного метода одновременно. Ключевые слова: живопись, изобразительное искусство, соцреализм, революционные художники, выставка, экспонат, художники, портрет, пейзаж, социально-строительные работы

The Soviet-Armenian painting in the late 1920s to and in the beginning of 1930s

Nersisyan S. A.

Armenian State Pedagogical university after Kh. Abovyan (Yerevan, Armenia)

[email protected]

Abstract: The author analyses the developing process of the painting from the late 1920s to the beginning of the 1930s when there was struggle between the theories of development science and culture. The theory of social realism was already being established, but with difficulty. It was acceptable by many and strange for others at the same time. The struggle for this method gives a contradictory result, as in this period there were creators of that method and free method at the same time.

Keywords: Painting, fine arts, social realism, revolutionary painters, exhibition, exhibit, artists, portrait, landscape, socio-construction works

1920 - m^mU pp. hplpnpq lhu]g J]U^h 30 - m^mU pp. u^]qpp Imphj] t pUnpn2t]_ np^hu ^nphpqmhmj Ulmp^nrpjmU À.hm[nptfmU u^qpUm^mU фпц: Ujq фпцпгЛ mpqhU ^mp-smq]p qmpÀ.m[ ungnhm^qtf] tfhpnqp, npU ]p mpmmhmjmnLpjnrUp цЬшр t urnmUmp J^lnLjp] gmU^mgmb ninpsnrtf: Uju]UpU qp[hg ung2]UmpmpntpjmU phJmUhpn[ ushq-bmqnpbnLpjnrUUhp] ul]qpp: Pmjg qpmUn[ hmUqhpA. ung2]UmpmpntpjmU phJmUhpn[ ushq&mqnp&nLpjnrUUhpp 1926p. ¿t]U qh-pmqmUgnrJ 6 rnn^nup: 1pm Jhg tp JmUnrJ Q-. Q-jntpgjmU] «C]p - gpmUgp] mJpmprnm^] ImnnrgnrJp», 4. O-m^hgjmU] «bplmpnrqni. qnp&mpmUniJ», «Ih^nU», S. ^m^[mUpjmU]

«Z]qpn2hU» h UtfmUms]^ J] pmU] qnp&hp: bul UnLjU p[mlmU]U pmg[m& qpшф]lшlшU gnrgmhmUqhu] 235 tpu^nUmsUhp] Jns 13 rnn^nup ImqJnrJ t]U hhqшфn^шlшU h ung-2]Umpmpnrp]mU phJmjn[ qnp&hpp: Ujq sn-lnup p]^ tp ^hjqmdnrJ:

^m]tfmUm[np[m& lhp^mp[hus] qmp-qmgJmU nrq]Uhp] npnUnrJUhpn[, 1926p. [hp-ghp]U mjq 2p2mUnLJ qnp&nq lhp^mp[hu-smqhsUhp] pUlhpnrpjmU Jhg smpmàmj-UnLpjnrUhp hU mnmgmUnrJ, np] цшш^шпп[ mjUshq]g hhnmUnrJ hU U. UpnrsymUp, Q-. O-jnrpgjmUp, 4. O-m^hgjmUp, U. UmpqujmUp Imqlmlbp^h^nl «^^фи^т^шЬ ftnr-

ишишшк^ иЦшр^иЬр^ шипд^шд^шф» (АХПП) ишииш^пъцр: И]и

иЦшр^иЬр^и 2шш ¿шидшЬ и^шипШ Ьи и. ^шр]шкр, 2,. Чпэдшир, и. ишЬфш^шир, 0-. ЪЬриш^шир, Ф. ФЬр]_ЬиЬфшир Ь пър^?иЬр: ишииш^пъц^ (1928 - ^д Цп^фпъи Ьр «¿Ьцш-фп^шЦши иЦшр^иЬр^ и^ш^прпъи») h^UUш-ц^р шицшииЬр^ h^UUшЦшU ^иц^ри Ьр «шЦт^шдиЬ]_, иЬрдпрЬпък цшр&иЬ^ hшиш-ршЦпър]ши иЬ^ шр^Ьит^ цЬрр, иЬршпрЬи Цшщ^Ь 2р2шщштпц Ц|шир^и Ь ^Ьршфп^-^пц ^ршЦшипър]шир, фкшрЬ^ дЬцшр^Ьишш-Цши шрmшhшJmnLрjшU hшUпq^ Л.ЬЬр д^тЬр^ дпцп^рцшЦши шр^Ьит^ hUш^шUц h^UpЬр^ ^рш «шqqшфU ^шЦиши

шUhшрdh2шпLp]пLUр» [1]:

и^ш^пШ и. Ицшщшир, qmUЬlпф пр ^Ьр^^ииЬри hЬцшфп^шЦшU иЦшр^иЬр^ и^ш^пр^шк шкцшииЬр Ь^и, прпкр «шпш^-ишфи тЬц Ь^и тшфи рЫшт^Ц ЦпUщпq^-д^пк цшшЦЬриЬр^и, и^и^цЬп ш^шицшЦши шд дширЬр^ ишш]пърипрш^ Цши ришиЦшр^ hшUцЬщ (ршдшппър]шир ш]ицЬи Цп^фшЬ «шрщпъишрЬршЦши щЬ^шд^» дпгдшрЬрпъи Ь^и qпLиц, ипг^и^иЦ д^тшЦши ^ЬршрЬр-ипъир, рши^ пр цршир ц^т^пШ Ь^и прщЬи «ипд^ш]_шЦши шппШп^ ¿^пр, шитшррЬр» дширЬр шири^пъишЦ шртшдп^пг. Uпрпq-^пц ЬрЦр^ «ш2^шшширш]^и, hЬрпишЦшU qшрЦЬршЦр» [1]:

¿Ьцшфп^шЦши иЦшр^^иЬр^ пъц^и Ь^и ришрЬ^ ишЬ 1928р. h^UUшцр4шЬ АХПП - ^ Ьр^тшишрцшЦши ^пЦшт^ «Обьединение молодежи Ассоциации художников революции» - (ОМАХР) hшjЦшЦшU ишииш^пъф шицшииЬрр [2]:

«^Ьцшфп^пър]ши иЦшр^иЬр^ и^ш^пр-иши» ц^рпрп2пШр и^ш^шишЦ ¿рицпъи^Ьд: ЧЬрщшр^Ьит^ п^пртпШ qшрqшдUшU пщ^-иЬр^ иши^и hш]ЬдшЦшрqЬр^ и^Ь цш]ршрр 2шрпг.ишЦ^Ьд: 1ш ^пит^шипШ Ь ишЬ h^2-пъццпър]ши ^шиш^пр иЬрЦш]шдпъд^^иЬ-р^д О-. ^]пър2]шир, прр qрпLU Ь «ЧЬрщшр-^Ьит^ фрпишпъи 1927 - 28 р^шЦшииЬр^и шЬишЦши - ^цЬп|^^шЦши цш]ршр^, ^прп-ипъииЬр^ т. ^ириш^ЬршЦшппъдиши цд^ш-р^и 2р^ши Ь^и: АХП - ^ шр^ЬиmшqЬmUЬрр рпршфпШ Ьфи шид]ш^^ Цц^пъи ршqшдр Ь ^Ьршq^U^пLU: 1шиЦшрqшфU цш]ршр^

Регион и мир, 2020, № 4

ириши шпи^пър]шир шр^Ьит^ рUшqш^ш-ппШ Ьи иmЬц&шqпр&шЦшU ршqUшр^ ипр hшрдЬр шпш^шцр^Ьд^и» [3]:

ЪЦшр^пър]ши qшрqшдUшU иЬ^ hЬцшфп-^шЦши рЬишиЬр^ прцЬqрUшU шUhршdЬ2-шпър]ши h^UUш^прпLUUЬрп^ hшUцЬи ЬЦши и. Uшрqи]шUр, Чп^п]шир, и. ирпъш^|шир, ЪЬриш^шир Ь пър^2иЬр: Ършид цЬи Ь^и и. ишр]шир, Ь. ^шцЬпи]шир Ь и. ипш-рЬцшир: ЧЬр^^ииЬри цЬи Ь^и hЬцшфп^ш-Цши рЬиш]п^ ЦЬрцшр^Ьиш^ ш]и шиш^^ши Ьш]ршhЬцшдUшUU, пр hшUqЬдUпLU Ьр h^U ш^шицпъ]риЬр^ ширпц^пър]шир д^шишир: и]ц д^шпцшЦшипър]ши шришшшЦш-

ипрЬи п!2 ицшишЬд «^ш]шишши^

црп^ЬшшршЦши шр^ЬишшqЬшUЬр^ и^ш^п-рпъир» (h^UUшцр^ЬL Ь 1931р. ш2ишир), «прр ппъишЦши ^рп]_ЬтЦпцт^ ор^ишЦп^ Ь пqп^, Ьш]ршhЬц «Лш^шЦшииЬр^и» рипрп2 Цшрш-Цшипър]шир п^ и^ш]и иЬрдпъи Ьр шид]ш|^ и2шЦпърш]^и шрдЬриЬрр, ш]^Ь hшUцЬи qш-шр^Ьит^ hшишпgш]^U Л.ЬЬр^ цЬи 2Ь2^р циЬ^п^ «шршшцршЦши», hшUрoqпLш, hшишршЦшЦшU ЦЬидшц^ иЬ^ пъццшЦ^ иЬрипъЬ^пц шр^Ьиш^ ^рш» [1]:

Ъпъ]и ^]пър^]шир qрпLU Ь, пр 1920 -шЦши рр ^Ьр^Ьр^и «ишЬцЬшqпрЬшЦшU ипр рЬишш^Ц ш2^шшшириЬр 2шш Цшшшр-^Ьд^и: АХПП - ^ шпш^шцршЬ ЛЬрпишЦши nЬшL^qUр» UЬq ипш qпрЬUшЦшUпLU шрщпъир ¿ш^Ьд» [3]:

^рш цшш^шпиЬр^ ]пърор^ишЦ ршдшш-рпър]пъии пъи^ ^]пър^]шир, прр цЬшр Ь ^пишп^шиЬ^, пр тршишрши^шЬ Ь: «^Ьцш-фп^шЦши рЫшт^Цшфи шидиЬ^пъ qпрЬпLU, - qрпLU Ь иш, - ^ррЬ ф^qпLршL шр^Ьит, рши-цшЦшqпрЬпLр]пLUU hЬ2шпрЬU Цшрпц

Ьр Ь шидш^ hЬцшфп^шЦшU рЬишт^Цшфи: ЪЦшр^пър]пъир, ^прр UЬq ипш qЬршqшUдш-цЬи цЬ]qшдш]^U Ьр, цд^шрпър]пъииЬр^ шпш^ ЦшUqUЬg: и]ишЬц ^цЬпLпq^шЦшU h^UUшЦшU ^иц^риЬр^ hЬш и^ши^и ЦшрЬпр цЬр фи ^шцпъи фприш^ п1ишЦп1р]пъииЬрр, иЦшр^шЦши шищтшфд рц^пц ЦпииЬр^ш-ш^qUр Ь ипг^и^иЦ ЦЬрцшршр - шЬ^и^Цш-Цши Цшрпцпър^ир: CUцhшUршцЬи цЬ]qш-дш]^и дшир^ ршдшишЦши Цпцир ирш ип-д^ш^шЦши Црш^пршЦшипър]ши иЬ^и Ь: Ъш

ш^п^^^й ц^тпцшЦшй h: ¿штЦш^и шp-^hum^ ^üщphu^nü^umшЦшü 2p^üp йЦш-p^ühp^ü ^pqhgph]_ hp uшhhL jhpUm.jpühp^ üшЦhphu^ ^^ишр^ üpш ^hqU^

qntjü^ ^шqhpp, pш^шpшp^hL ^ш]pЦhüшЦшü pnntg^ mщш^npnLpjm.üühpnф ¿pшфшüghL jhpUm.jp^ ühg, ¿^пpшüшL üpш hjntpjnLÜp ^hp^nL^h^nt hшüшp: Ujumhq^g hl pq^ntü h ш]ü, ^np цh]qшd^uшühp^ umhq-^qnp&ntp^ü ^hpшЦшпnLgnLÜü ш^ф pшpq, ]hpЦшpшшU ^pnghu hp: Uühpшdh2ш hp npqшüшцhu ]nLpшgühL цpnLhшшpшЦшü ш2^шphш]шgpp, шühpшdh2ш hp шpdшшш-^L шühL ]hpЦшpшü]ш цh]qшdш]^ü ^шЦ-т^Цшфд итшд^шЬ nLÜшЦnLp]nLÜühpp: Uü-Цhüqшü püntpjntü^g шügühL ü^шüqшüш]ü ünp, pшpq npjh^m^, üшpqnL, ung^jm^ü U^pqnt щшmЦhpüшüp, ^hpum^ü Цпф^ ünp umhq^qnp^^ü ühpnqp, ш]и ^pnghuü jhp-ЦшpшшU ^pnghu hp U hq^ щh]qшdш]^ü nhg^q^ühpn^: Zhqшфn^шЦшü pW^m^^ü hшüшп щш]pшpnф ршд шп ршд hшqpш-hшpnLÜ hp <фüpüшüщшmшЦ» цh]qшdp U qpш^nLÜ üpш mhqp» [3]:

и^ш^пШ 0-. O-jntpg^üp, hpp qmüntü t, np pшüqшЦшqnp&ühp^ hшüшp ш^ф hh2s tp шügnLÜp hhqшфn^шЦшü phüшühp^ü: t üшU, hpp qmüntü t, np щh]qшdшфü umhq^qnp&nLpjnLÜühpntü qd^p tp шpmшgnl_hl_ ung^jm^ü Цшй hhqшфn-^шЦшü pW^ühp, pш]g и^ш^т^ t, hpp ^hj-qшdшфü ü^pühpp hшüшpnLÜ t üшЦhphuш-j^ü, ^j^^ü^ шцш^npnLpJшü шшЦ шüЦhüqшü: CüqhшЦшпшЦp, püшüЦшpühpp, üшüш^шüq ШJÜ hhq^üшЦühp^, npnüp ш^ dшüpnLÜ umhq&hi hü qint^qnp&ngühp Цшй hшühüш]ü qh^u mшqшüqш^np qnpbhp, ш^р^ hü pü^üntü Цhüqшü^ 2Ü¿n^, ШJu Цшй ШJÜ цшшЦhp^ ф^lфunфш]шЦшü JnLpop^üшЦ pü^jü^üp: Q-. O-jntppg^ü^ U hhqшфn^nL-p^ü ü^p^ühp^ &Ш]pшhhqnLpjnLÜp Цш]ш-üntü tp üpшünLÜ, np ü^шüqшü^g qüntü t^ü ung^ш^uшшЦшü phüшühp^ü шügühLm. ^üq^p, np^ hшüшp dшüшüшЦ tp цшhшÜ2-^ntü: 'L^U ^p&ntü hüp, np qpшün^ üpшüp pü^hi t^ü qшшшцшpшh^ d^шnqшЦшünL-PJШÜ q^p^p: ^шшшhшЦшü ¿t, np üpшüg q^ppnp^ntüühpp ¿tp ^untü U. UшpJШÜp, npp üntjü^hu ntü^ umhq^qnp&nLpjntüühp

^nphpqшфü pW^ühpn^, pшJg npp ¿tp pшhhqшgünLÜ шp^hump:

Чшphlф t hшtfшÀ.ШJÜhll U. Uqшujшü^ ш]ü шhuшЦhш^ hhs, np «U^ü¿U 1932 p^m^üp hш] Цhpцшp^huшp qшpqшünLÜ tp qшqшфш-pшЦшü U qhqшp^humшЦшü pш^шЦшü^ü untp, pш]g Ш]qnLhшüqhpA. hшüqnLpdnqшЦшü, ш]Lpüшpшüp^ hüшpш^npnLpjnLÜp ¿pшgшпnq, шpшшuшhшüшünLÜ шпЦш Ü2ш4nLpш]^ü ^pшЦшünLp]nLÜ^g qhn шüpnq2n^^ü ¿üh-ЦnLuшgшЬ umhq^qnp^^ü üpünLnpmntü, phU ophgop uшuшЦшgnq ^p^^ü ^hpшhuЦüшü U nLqqшЦ^ ü^2ШÜшnLp]шü, Цшü^шpqhLÜшü nt шpqhLшЦüшü цш]üшüüh-pntü» [1]:

Uju шühüp ^hpg qшш4 1932p. йшфи^ 9 -^g hhsn, hpp ntd^ ühg йшш^ ¿шйЧф)^ ЧhüшpnüшЦшü ^nü^rnh^ «Q■pшЦшü - qhqшp-^huшшЦшü ЦшqüшЦhpцnLp]nLÜühp^ üшu^ü npn2ntüp» [4], npn^ LnLЬшp^hg^ü uшhqЬшqnpЬшЦшü pninp pü^hpntpjntüühpp U urnhqb^hg^ü uшhqЬшqnpЬш^JШÜ ü^ntp-jntüühp: U^шpш^hg ^nphpqшhш] Ü2шЦnL]p^ npnüntüühp^ фпщ U цшpшшqp^hg ungпhш-L^qüp й^шЦ^^^ pninp nLnprnühp^ hшüшp: Uju npn2ntüp Zш]шuшшünLÜ püqntü^hg üntjü hntü^u^ 10 - ^ü bpUшü^ Q-pnqühp^ шшüp rnhq^ nLÜhgшЬ üЦшp^¿ühp^ püqhшünLp dnqn^ntü, npntü hintjpühp nLÜhgшü U. Uшpqu]шüp, ^]nLp2]шüp, U. Uшhфшü]шüp, Ч. Cшpшp]шüp, U. Uшp]шüp U Ф. ^hpLhüшq]Шüp: tfnqn^p npn2ntü püqntühg ^nphpqш]^ü Zш]шuшшü^ üЦшp^¿ühp^ ü^nt-pjntü urnhqbhint üшu^ü, npn^ «фшЦ^hg 20 -pq qшp^ hш]ЦшЦшü ü^p^^ü ЦJШÜp^ ü2шüш^np tghp^g üh^ph [2]:

U^ü^U ш]и npn2ntüp gnLgшhшüqhuühpnLÜ шпЦш dшüphp^ üшu^ü ЦшpUnp

mhqh^ntpjntüühp t hшqnpqnLÜ ^]nLp2]шüp: 1929p. OMAXP - p pшgnLÜ t ^üp-üntpntjü gnLgшhшüqhu, ntp ühp^^g^b tp üns 100 gnLgшüünL2, npnüg qqш^ üшup ЦшqünLÜ tp hhqшфn^шЦшü phüшш^Цшü: Lntjü p^шЦшü^ü ^hшpшüqшpшü^ Ш2шЦgnLpjшüp pшg^nLÜ t «bpUшü^ ü^ ^ntüp шp^huшшqhшühph^ gnLgшhшüqhup, npshq ühpЦш]шg^шЬ tp 108 gnLgшüünL2, «npntü цh]qшdühpp U шüЦhüqшü püntpjntüp ЦшqünLÜ hj^ü püqhшünLp pшüшЦ^ 54 rnn^n-

ир 24 р^ 60 тпЦпи^ фп^шрЬи: ¿Ьцшфп-^шЦши к ипд2^ишршршЦши рЬишт^Цши 26 р^ 6 тпЦпи^д ршр&ршдЬ^ Ьр ш^Ьф рши 16 тпЦпи^Ь [3]:

hЬцшфn^шЦшU иЦшр^иЬ-р^ ^Ьрши^ши^шЬ АХПП - ^

ишииш^пщр ОМАХР - ^ hЬm 1930р. Ъркш-ипШ ЦшqUшЦЬрщnLU Ь ЬрЦпг. иЬЬ дпLдшhшU-цЬи к иЬЦ дпLдшhшUqЬи Ь^ ^и^ишЦшипШ: ЪрЬр дпLдшhшUqЬиUЬр^ иЦшриЬр^ к ршк-цшЦиЬр^ рМр hшиUпLU Ь 1050 - Ъп^и р^шЦши^ ишфи^и ЦЬрщиЬЦд^шф

иш^шЛЬпипърлшир ршд^шЬ дпLдшhшUqЬ-ипШ иЬрЦшлшд^пШ Ь 420 дпъдшиип!2, прпък-дпШ ЛЬцшфп^пър|ши к ипд2^ишрш-рпър]шк 109 дпрЬ¥26 тпЦпи)

ф^пърш^ - ЦЬидшцшфи дшкрр иЬрЦшлшд-^шЬ Ьр 115 дпрЬп^¥27,5 тпЦпи), щЬ^шдр к паШге топе 132 дпрЬ¥31 тпЦпи)Ь [3]:

Ьи^цЬи hшUnq^nLU Ькр ипд2^ишршртр-рЬ^ш]п^ ш2^шшшкриЬрр цЬпки иЬ-Ьшишиипг.р]пг.и ¿Ь^и ЦшqUпLU, рш]д шрЛ.ш-кшдрпъ^ Ь^и qqшф Яш]д шрцЬи 1930р. Ьп]Ь^рЬр]ши hЬцшфп^пLрjшU шпк^ шп^рп^ ршд^шЬ дпLдшhшUqЬипLU ш]и рЬ^ш]п^ qпр-ЬЬрр иЬЬш^шиип1р]П1и Ьи ЦшqUпLU: Зпъдш-цр^шЬ 410 qпрЬЬр^д 270 - р, 66

тпЦпир и^^р^шЬ Ь^и hЬцшфп^пLрjшU к ипд2^кшршрпър]ши рЬишфи [3]:

1931р. ипфирЬр^и ЦшqUшЦЬрщ^пLU Ь дпLдшhшUqЬи («^ш]шишши^ ЦЬрщшр^Ьитр 11 тшрпШ»), прпШ иЬрЦш]шд^шЬ 190 ш2-^шшшириЬр^д 136 - р, ш]и^ири 71,5 тпЦпир и^^р^шЬ Ь^и hЬцшфп^шЦшU к ипд2^иш-ршрпър]ши рЫшиЬр^и: О-. О-ргр^шир qпhпL-ишЦпър]ш^р Ь ^пЫи, пр щЬ^шдшфи qпрЬЬрU шрцЬи ^Ь^ Ь^и и^и^к ^Ьд тпЦпир, 1924р. 71 тпЦпир hшUЬUшmпLрjшUр, ^иЦ

hЬцшфп^шЦшU рЫшт^Цшф qпрЬЬрр ш^Ь^ Ь^и 1 тпЦпи^д и^и^к 71, 5 тпЦпир [3]:

И]]и шиЬир цЬшр Ь щш^шиш^прЬ^ п^ рЬ ш]и hшUпqUпl.Up^ ри^ширпър|ши hшиUЬlпф пр щЬ^шдшфи qпрЬЬрр «шиЦЬицши» Ьи, шр_ шр^ЬитпШ Ьршqр^шЬ ршцшршЦш-ипър]шир: Ц]пш Цшркпр дширр, пр qшрqш-ипъи Ьр ш]и 2р^шипъи ^^ишиЦшрш]^и Цши цпршрЬшиЬр^ дшири Ьр, прпШ ип^ищЬи иЬЬ тЬц Ьр hшшЦшд^пLU ипд2^ишршршЦши рЬишиЬр^и: И]ишЬц ^и тЬц Ьр hшшЦшд-

Регион и мир, 2020, № 4

^пШ ш2^шшширш]^и hшр^шЬш]^UUЬр^ ц^ишиЦшриЬр^и: и]^ иши^и Ь ^Цш]пъи ип^и ^]пър^]шир, пр^ иЬр ^Ьр^пъЬшЬ hпq^шЬр 2шш hЬшшpрpршЦшU Ь ^р hшqпрqшЬ шЬцЬЦп!р]пъииЬрп^, рши шпш^ рш2шЬ hш]Ь-дшЦЬшЬрп^, qрЬLп^ «32 р^и, ^пЦшЬирЬр]ши hЬqшфп^пLр]шU 15 - рц шшрЬ^шр^^и, ршд^пъи Ь «¿шр^шЬшфииЬр^ qшLЬр^шUЬ ипш 50 ш2ш^шшширп^: Сфишршрпгр]ши qшUшqшU рUшqш^шпUЬр^ hшр^шЬш]^UUЬр^ цпршрЬиЬрр шр^шЬ Ь]^и рЬ шпшиЛ.^и к рЬ ^иршфи, ^иЦ ш2^шшшир^

щрпдЬииЬрпШ: ир^Ьиш^ ш]и шЬишЦи ^р ицЬд^ф^Ц цшhшU2UЬрп^ риш Ь]пър]ши ипр дшир Ьр, ^пр шшррЬр^пъи Ьр ипиЦ цпрш-рЬшш]^и цшhшU2UЬр^д» [3]:

Ц|ищ^ипф и^и^к 1932р. hш] ЦЬрцшр^Ьи-qшрqшдUшU пъц^иЬр^ шЬишЦши прп-ипШиЬрр ш^шрш^Ьд^и ипдпЬшL^qU^ иЬрпцшршипър]ши Л.кш^пришир, прр ЦшрЬф

Ь ишк цш]ишиш^прЬ^ ^2^шипър]ши hшUшр цш]ршрпъи ^Ьр^ишЦи hшq-

ршишЦп^: ЬиЦ п^рЬр Ь^и ш]и дшишишЦш-hшш^шЬ^ ЦЬрцшр^Ьиш^ и2шиш^пр цЬи-рЬрр, прпир ишЬцЬЬ^ Ьи ииш]пъи qпрЬЬр шиЦш^ рЬишш^Цш]^д: ЪЬрЦш]шдиЬир иршид ЦЬрцшр^Ьиш^ ш]и Цши ш]и дшир^ hшUшшЬpишпLU: ^ршид^д иш^ к шпш^ шUhршdЬ2ш Ь иЬрЦш]шдшиЬ^ ишрш^рпи ишр]ши^и, прр ЦшрЬпъи Ьир, 1920 - 30 -шЦши рр. qшqшфшршЦшU цш]ршр^ иЬ^ цшhцшUЬд ^шф^ qqшдпцпLрjпLUр к ЦЬршЬд qпрЬЬр шпшид ЬшJршhЬцшдUЬlпL ипд^ш-^^ишшЦши рЬишш^Цши к шпшид hршdшр-^Ь^пъ h^U ш^ши^пъ]риЬр^д: Ъш hшUqЬи Ь qшL^и шшррЬр дшир^ ишЬqЬшqпрЬпLр]пLU-иЬрп^ ришиЦшр^, ц^ишиЦшр^, ишш]пърипр-ш^: РишиЦшр^ дшир^д qUшhшшЬL^ Ьи «О-шрпги», (1929), «и^ш^Ьрц^»)1928), «^ш]Цш-Цши qjпLqпLU» (1926), «и2пъир ^ш]шишши^ 1_ЬпиЬрпги» (1926), «и2пъи» (1928), «Ъркши]ши ршЦр qшрUшUр» (1928), «ПшцЦшЬ Ь^ршиЬи^иЬр» (1929), «^ишишфи !^пчи» (1930) к шр_ Цшш^иЬрр, ц^ишиЦшрш]^и дшир^д «ишр^Ци пъ 2шр^Цр»(1928), «Ьи ришши^рр» (1929), «ир2шЦ Эпрши]ши» (1927), «^шЦпр ^]пър^]ши» (1927), «и^Ьриши^р C^р^шUqшqЬ» (1929), ипЬфши ицш^ш^ши» (1930) к ш]^и, ишш]пърипршиЬр^д

«Ъшш]пърипрш ЬрЦUшqпL]U фпи^ ^рш» (1927), «UрqU^ Ьшц^ЦиЬрр» (1928), «Пшц^ЦиЬр» (1929) к шли:

^^ишиЦшрш]^и к ришиЦшрш]^и дширЬ-рпъи ^рЬи ипрп^^ Ь црикпрпги Ъц^Ь Фш-цкпи]шир, «прр hшишшшЬg фр^ир ип^Ь-шшhш] иЦшр^пър]ши иЬ^Ь [5]: РишиЦшршфи дшир^ шшцши^ш^пр ишЬqЬшqпр-Ьп!р]пъииЬр Ьи «UшUшh^U^ ^ширр» (1926), <^Ьишрши ¿шцршт^д» (1927), «иршршшр Чшцшр2шщшт^д» (1930), «Чпцр и^ЬтЦш qЬшшЦпLU» (1930), ^иЦ ц^ишиЦшршфи дши-р^д ^иришш^ц Ьи Cфр^шUqшqЬ^ (1929) к ¿п^. ^-пЫш^ши^ (1933) ц^ишиЦшриЬрр: ЬиЦ ирш 1933 -^и шр^шЬ «ьиришишЦшр^Ь иЬ^ «иЬир шЬиипъи Ьир ^р иmЬцЬшqпрЬш-Цши пщпъд £?Ьц^шЬ, иЬфшЦши иЦорпъир-иЬр^и пг. hшUпqUпLUpUЬр^U hш^шmшр^U, ц^тпц^и п!2^и hш]шдpп^ иш]пц шр^Ьитш-qЬш^ ^пhпl.U ЦЬрщшрр» [1]:

ипдпЬш^^ир ц^ишиЦшр^пър]ши дши-рпъи иЦqрUш^прпц тшцши^ш^пр иЦшр^-иЬр^д Ь ишЬфши ицш^ш^шир: Ъш иЦшрпЫи Ь Л^и т. ипр ишрцЦшид ш^цшЦши ЦЬрщшриЬр», прпид^д Ьи «Чпцщш qпрЬпц Ц^р» (1925), «Чши^щ» (1926), «^пиЬрш.-h^U», «ЧпиЬр^шшЦши шц^Цр» (1928) [5]:

РишиЦшр^пър]ши дширпъи ^рЬи фшрпъи Ь црикпрЬ^ иЬцршЦ ипшрЬушир, прр «Рш-ишишЬцЬшЦши шршишцрп1р]пъииЬрп^ шп-qпр^шЬ, ЦЬидшцш]^и иширшиши-

иЬрп^ hшUЬU^шЬ ршqUшр^ ришиЦшриЬ-рпЫи... ^ЬритЬцЬЬ]_ Ь hшJрЬU^ Ш2^шрh^ hшUЬиш, шицш^пъ]^ qЬqЬдЦпLр]пLUр» [1]: и]и 2р2ши^ иmЬцЬшqпрЬпLрJпl.UUЬр^д Цш-рЬф Ь шпши^ишдиЬ^ «^пъир ш^пЫи» (1926), «иш]ршипъш: икши» (1926), «ипш^птр Чп-иш^прпъи» (1928) к и^ рши^ шд qпрЬЬр:

Ошрр^Ь]_ Ч]пър2]шир иЦqрUш^прпLU Ь ^и^пштр^ш^ щЬ^шд^ дширр: Цщ дшир^ ишЬqЬшqпрЬпLр]пLUUЬр^д ЦшрЬф Ь шпшиЛ.-ишдиЬ^ «С^ршЦ^ ^ршидр^ Цшппъдпъ-ирЬ¥1929), «2пршqЬи: и2^шшшир рпг.иЬ-^пъи»(1929), иЬЬшц^р Цшш^иЬрр:

Ъишишш^щ Цтш^иЬрп^ Ь hшUqЬи qшфи ишк 1928р. ¿ш]шишши ЬЦшЬ Фшипи 0■Ьрl_ЬUЬqJшUр: ¿^?шрдши Ьи «и^ш^Ьрцпг. иЬшшцшЛ.пъ^иши qпрЬшршUр» (1929), «Чш-фши^ щциЛ.шЛ.п1^шршир» (1929), «2пршqtир»

(1930) Цшш^иЬрр: Ршр&ршрдЬр qпрЬЬр Ьи ирш ишЬцЬшЬ Лпишипи иЬ|^р]ши^ (1928), и^Ьш^р ^ишhшЦш]U^ (1928) к щрпфЬипр ¿. U^рqш и^шщши^ (1932) ц^ишиЦшриЬрр ки: Ршд^ h^2]ШLUЬр^д, ^прhрqшhш] иЦшр-^пър]ши qшрqшдUшU qпрЬпLU ^рЬид и2ш-ишЦшф ш^ши^и пъиЬи ¿. Чпэдшир, Ч. Чш]фЬ^!]шир, Ч. и^^Ц]шир, и. РшдрЬпъЦ -иЬ|^р]шир к ршqпLU пър^2иЬр:

иифпфЬ^п^ 2шршцр^шЬр ЦшрЬ|^ Ь hшU-qЬL hЬшк]ШL ЬqрЦшдпLрпLUUЬр^U.

1. 1920р. ^Ьр^Ьр^и к 30- шЦши рр. иЦqрUЬр^U цЬпки щш]ршр Ьр рирш-ипъи ипдпЬшL^qU^ ишЬqЬшqпрЬшЦшU иЬрпц^ hшUшр, прр цд^шрпър]шир Ьр шришшш^пр^пъи:

2. ЪЦшр^пър]ши п^пршпъи ишииш^п-ршщЬи щш]ршр Ьр qUпLU иЦшр^пър]ши ипд^шфитшЦши рЬрпъи qшрqшдUшU hшUшр и^ш]и, прр и2шишЦпъи Ьр иЦшрЬ^ и^ш]и ипд^шфитшЦши 2^Uш-ршрп!р]пъии шршшдп^пц щшшЦЬриЬр:

¿ш] иЦшр^^иЬр^ и^^к qш]пLр]пLU пъиЬр рпъпи шшршЛ.ш]ип!р]п1и Цшщ^шЬ ш]и иЬрпц^ hЬш к ЬрЬ пишир дшиЦшипъи фи и^ш]и шпш^ипрц^Ь^ цршип^, 2шшЬрр hшЦшпшЦ ЦЬд^шЬи Ь^и ри^пъипъи, пр^ шрщпъирпъи h^2]ШL dшUшUшЦшhшш^шЬпLU Ьи^Ьд^и и^ш]и ипдпЬшL^qU^ иЬрпц^, ш]^к шqшш иmЬцЬшqпрЬ ишр^ ршрЛ.ршрдЬр

иип!2иЬр:

Oqшшqпр&^шЬ дашЦшЬтдошЬ дшЬЦ

1. и^шщшЬ иршршш. -<щ| ^Ьрщшр^Ьишр дшр-дшд^шЬ пг^рЬЬрр 19-20-рц ^шрЬрт^, ЪркшЬ, 2009

2. Авакян Артур, Из истории художественной жизни Армении, Ереван, 2002.

3. ^|П1_р2,)шЬ fonрhрqшhщ| ^Ьрщшр-ЦЬишр шЬдш& nL^pЬ,§fonрhрqш]pЬ шр^Ьиш!, 1934,рр4 10 :

4. «fonрhрцщ|pfr -ш^шишшЬ», 12 ^иурир, 1932, N 117:

5. -щ) ¿пцпфцр щшшJnLpJnLЬ -ии- ^и hршш.

7, ЪркшЬ, 1967:

Сдана/^шШйф129.07.2020 Рецензирована/0-рш^пиф1 £ 31.07.2020 Принята/Пйцтй^Щ £ 01.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.