Научная статья на тему 'Երիտասարդական աշխատանքի ինստիտուտի կայացման հիմնախնդիրները հեռանկարները ՀՀ-ում'

Երիտասարդական աշխատանքի ինստիտուտի կայացման հիմնախնդիրները հեռանկարները ՀՀ-ում Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
երիտասարդական աշխատանք / երիտասարդական կենտրոն / երիտասարդական ասոցիացիա / երիտասարդական ճամբար / երիտասարդական աշխատող / երիտասարդական աշխատանքի ինստիտուտ / երիտասարդական քաղաքականություն

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Նաջարյան Ա.Խ.

Целью статьи является выявление основных проблем и перспектив молодежной работы в РА. Наша задача - изучить нынешнее состояние, предпосылки развития, цели, напрявления и принципы института молодежной работы в РА. Также, в результате представлен сравнительный анализ со странами, достигшими успешного опыта в данной сфере. В ходе проведения исследования были использованы методы эмпирического исследования. В результате, мы пришли к следующему заключению: молодежная работа способствует индивидуальному, социальному и образовательному развитию молодежи. Она развивает потенциал молодежи, помогает им полностью основаться в обществе, стимулирует взятие остветственности и принятие самостоятельных решиний относительно их собственой жизни, ценностей и развития. Молодежная работа - инструмент, способствующий личному развитию молодежи, социальному включению и активному гражданскому формированию. Таким образом, можем отметить, что в процессе формирования института молодежной работы есть множество проблем. К примеру, остутствие законодательных органов, регулирующих данную сферу деятельности, несовершенство, низкий уровень признания молодежной работы, неопределенность основных стратегических целей молодежной работы, дифицит систем, программ и материалов для подготовки молодежных работников. На основе всех выше перечисленных проблем, разработаны пути улучшений.The article is aimed at revealing the problems and perspectives in the Republic of Armenia for the establishment of the institute of youth work. Our objective is to study the current state of the institute of youth work and the preconditions goals, directions and principles for its development. In the result, a comparative analysis with countries with successful experience was also presented.The research has been conducted by using empirical research methods.As a result of this research, we came to the conclusion that youth work contributes to the individual, social and educational growth of young people, develops their potential, helps young people to fully establish themselves in the society, encourages them to take responsibility and make conscious decisions about their personal life, values and development. Youth work is a tool for the personal development, social inclusion and active citizenship of the young people.To summarize, we can conclude that there are numerous problems in the process of establishing the institute of youth work, such as the lack of a legislative framework for the coordination of the field, the imperfections, the low level of the recognition of youth work, the uncertainty of the main strategic goals, the lack of systems, programmes and study materials for the training of youth worker specialists. Based on these issues, guidelines for improvement have been developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF ESTABLISHING THE INSTITUTE OF YOUTH WORKIN THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article is aimed at revealing the problems and perspectives in the Republic of Armenia for the establishment of the institute of youth work. Our objective is to study the current state of the institute of youth work and the preconditions goals, directions and principles for its development. In the result, a comparative analysis with countries with successful experience was also presented.The research has been conducted by using empirical research methods.As a result of this research, we came to the conclusion that youth work contributes to the individual, social and educational growth of young people, develops their potential, helps young people to fully establish themselves in the society, encourages them to take responsibility and make conscious decisions about their personal life, values and development. Youth work is a tool for the personal development, social inclusion and active citizenship of the young people.To summarize, we can conclude that there are numerous problems in the process of establishing the institute of youth work, such as the lack of a legislative framework for the coordination of the field, the imperfections, the low level of the recognition of youth work, the uncertainty of the main strategic goals, the lack of systems, programmes and study materials for the training of youth worker specialists. Based on these issues, guidelines for improvement have been developed.

Текст научной работы на тему «Երիտասարդական աշխատանքի ինստիտուտի կայացման հիմնախնդիրները հեռանկարները ՀՀ-ում»

Регион и мир, 2021, № 5

СОЦИОЛОГИЯ_

Ьр^тшишрцш|шЬ ^Ьит^ттш^ l|iu|iugiUuii

h^tfbm^bq^pbbpo к ЪЬпшЬ|шрЬЬрр ^-nLti

304

hmpmpjmh U. fr.

^шиш^пи, hnqhpшйnLpJшй,mgfiщnqfiшJfi к ипд^шщ^шй шйр^пй,

U. Ъш]ршйщшй^, шЩшй щкшшЦшй hшйшlишp,шй (O-jmrfpfo,

artnajaryan@gmail.com

•<шЬд^дшршпЪрл Ьр^тшишрцш^шЬ ш2^штшЬр, Ьр^тшишрцш^шЬ ^hbrnpnb, Ьр^тшишрцш^шЬ шипд^шд^ш, Ьр^тшишрцш^шЬ бш^ршр, Ьр^тшишрцш^шЬ ш2^штпц, Ьр^тшишрцш^шЬ ш2^штшЬр^ ^Ьит^ттш, Ьр^тшишрцш^шЬ ршцшрш^шЬ^р^Ь:

Основные проблемы и перспективы становления института молодежной работы в РА

Наджарян А. Х.

Преподаватель кафедры психологии, социологии и социальной работы Ширакский Годусарственный

Университет имени М. Налбандяна (Гюмри, РА)

artnajaryan@gmail.com

Аннотация. Целью статьи является выявление основных проблем и перспектив молодежной работы в РА. Наша задача - изучить нынешнее состояние, предпосылки развития, цели, напрявления и принципы института молодежной работы в РА. Также, в результате представлен сравнительный анализ со странами, достигшими успешного опыта в данной сфере.

В ходе проведения исследования были использованы методы эмпирического исследования. В результате, мы пришли к следующему заключению: молодежная работа способствует индивидуальному, социальному и образовательному развитию молодежи. Она развивает потенциал молодежи, помогает им полностью основаться в обществе, стимулирует взятие остветственности и принятие самостоятельных решиний относительно их собственой жизни, ценностей и развития.

Молодежная работа - инструмент, способствующий личному развитию молодежи, социальному включению и активному гражданскому формированию. Таким образом, можем отметить, что в процессе формирования института молодежной работы есть множество проблем. К примеру, остутствие законодательных органов, регулирующих данную сферу деятельности, несовершенство, низкий уровень признания молодежной работы, неопределенность основных стратегических целей молодежной работы, дифицит систем, программ и материалов для подготовки молодежных работников. На основе всех выше перечисленных проблем, разработаны пути улучшений.

Ключевые слова: молодежная работа, молодежный центр, молодежная ассоциация, молодежный лагерь, молодежный работник, институт молодежной работы, молодежная политика.

The Problems and Prospects of Establishing the Institute of Youth Work

in the Republic Of Armenia

Najaryan A. Kh.

Lecturer, Chair of Psychology, Sociology and Social Work, Shirak State University after M. Nalbandyan, (Gyumri, RA)

artnajaryan@gmail.com

Abstract. The article is aimed at revealing the problems and perspectives in the Republic of Armenia for the establishment of the institute of youth work. Our objective is to study the current state of the institute of youth work and the preconditions goals, directions and principles for its development. In the result, a comparative analysis with countries with successful experience was also presented. The research has been conducted by using empirical research methods.

As a result of this research, we came to the conclusion that youth work contributes to the individual, social and educational growth of young people, develops their potential, helps young people to fully establish themselves in the society, encourages them to take responsibility and make conscious decisions about their personal life, values and development. Youth work is a tool for the personal development, social inclusion and active citizenship of the young people.

To summarize, we can conclude that there are numerous problems in the process of establishing the institute of youth work, such as the lack of a legislative framework for the coordination of the field, the imperfections, the low level of the recognition of youth work, the uncertainty of the main strategic goals, the lack of systems, programmes and study materials for the training of youth worker specialists. Based on these issues, guidelines for improvement have been developed.

Keywords: youth work, youth centre, youth association, youth camp, youth worker, institute of youth work, youth policy

Ung^mjm^mt hmtfmfatfp^m&nLpjnLtt k dnqn^pqm^mpmpjmt mtfpmpjnLtp t

hmumpm^mpjmt pnpp mtqmtfthpk mjq p^nL^" hp^mmumpqthp^ pmqmpmg^m^mt m^m^nL-pjnLt^g: Ujuop hp^mmumpqthp^ hmtfmp hp^-mmumpqm^mt mgm^gmpjnLtt nL

htmpm^npmpjnLtthpp ^mpknp ht, hph tfhtp gmt^mtnL^ ht nLthtmi im^mqnijt ^mjtfmtthp ^jmtp^ &np ^nL]_ mtgtnq hp^mmumpqthp^ hmtfmp: C&mm&^p^, pt^hpthp^ k q^png^ mqqhgmpjnLtp k m^m^gnLpjnLtp ^mpknp t hp^mmumpqthp^ hmtfmp, um^mjt hmjmt^ t tmk, np hp^mmumpqthp^ tfh&mtfmutnLpjnLtp ^mp^p nLt^ ipmgnLg^ htmpm^npmpjnLtthpk oqtnLpjmt, nhunLputhp^ k qnp&^pthpk np^hu mthms k, mnm^hi ku, np^hu hmumpm^nLpjmt mtqmtf k hp^mmumpq pmqmpmg^thp: bp^mm-umpqm^mt m2^mmm&p& oqtmpjmt tf^m^ mqpjnLpp ^t: UjtnLmtfhtmjt^ mjt ^mpknp t2mtm^nLpjnLt nL&k pmt^ np mjt hp^mmump-qthp^t mmi^u t nLutfmt ipmgnLg^ htmpm^npnL-pjnLtthp k ptqimjtnLtf t tpmtg hmjmgpthpp:

bp^mmumpqm^mt m2^mmmtpp pmqtfm-^pn^^L k pmqtfmptnijp ^pm^m^m t: Ujt ^pm^mtmg^nL^ t qmtmqmt ^mjtfmtthpnLtf, u^umft ^mqtfm^hp^mft ^mpm^tfnLtpthp^g tf^tk ftpmqphpp, npntf

thpmnnL^ ht p^mpmtm^ hp^mmumpq-thpk 2n2m^nL^ ht pmqtfmptnijp phtfmthp k ^n^thpqnp&nLtf ht smpphp mji qmuptpmg-thp^ k ^pm^m^mthp^ hhm: Uju pmqtfm^nq-tfmt^nLpjnLtt hp^mmumpqm^mt m2^mmmtp^ nLdhq ^nqtfhp^g tfh^t t: bp^mmumpqm^mt m2^mmmtpp ^mpnqmtnL^ t fi^nLt mp&mqmtphi pmqtfmqmtmpjmtp: UmubmrnnL^h nL tfhpnqm-^mt mmpphpm^nL^p u^qp ht mn&m^ hp^-mmumpqm^mt m2^mmm&f^ hmumthj^nLpjnLtp

tfh&mgthinL mtqmqmp ^np&^g, pmjg tf^ktnijt dmtfmtmk mjq pmqtfm^nqtfmt^nLpjnLtp phpnL^ t tfmutmmtfmt k mpqjnLtp^ n humm^ i^thpLt [1]:

knLuht, ^t^hu HLpmtfuntp [2], hmummrnni^ t, np qd^mp t ptnpn2h hp^mm-umpqm^mt m2qmmm&p^ ptnpn2 hmm^mtfe-thpp: bp^mmumpqm^mt m2^mmm&p& mtfpnqg b^pn^mjnL^ nLt^ ptnpn2tfmt fatq^p, npp ^mjtfmtm^np^mft t hp^mmumpqm^mt m2^m-mm&f^ t^mmtfmtfp hp^tfmum ^hpmphptfnLtpn^: Uju njnpm^ m2fammnqthpp hmtq^nL^ ht ph' qn^humthp^ k ph' pttqmmnLpjnLtthpk bp^-mmumpqm^mt m2^mmmtpp hqnp ^ppm^mt qnp&^p t, mjt ^jmtp^ q^png t, npt m^mhn^nL^ t mthpmdh2m MmmpjnLtthp" tfhp n^u^mj^t hmumpm^nLpjnLtnL^ qnjmmkhinL hmtfmp: ^t^-^hu tmk mjt ptqimjtnLtf t hp^mmumpqthp^ ung^mim^mt ^^^m^mjpp: fru^ hp^m^^ ^hpmphp-^nLtpp h^^tm^mtnL^ ^mjtfmtm^np^mft t j^&nL^ hp^mmumpqm^mt m2^mmmtp^t thp^mjmg^nq ^mpqm^^fim^^g: Hpn2 hp^pthpnL^ ^mpnq htf hmq^^hi ^m^m^np k ^mutmq^mmg^mft hp^-mmumpqm^mt m2^mmmtpthp^ ^^^k mthm-^m^mmmu^mtnLpjnLt [3]: bp^mmumpqm^mt m2^mmmtp^ (mjunLhhm" bU) ninpmnL^, hp^-mmumpqm^mt pmqmpm^mtnLpjmt qm2mnL^ 2p?mtmn^nL^ ht hp^mmumpqm^mt m2^m-mmtp^ pmq^mp^^ nL pmq^mqmt umh^m-tnL^thp k ^^m^ pmgmp&m^ umh^mtnL^ qmthpL ^np&hpp hm^nqnLpjmt ^ht hmutnL^, pmt^ np smpphp hp^pthpnL^ ninpmp smpphp q^^mt^mp nLt^ k qpmtf nLt^^mgthpL mpdhpp ^t: Hlus^ thp^mjmgthtp smpphp hp^pthp^ k ^mq^m^hp^nLpjnLtthp^ ^nqtf^g ptqnLt^nq umh^mtnL^thpp:

PgjnLum^ 1. bpftmMUMp^MfyMb wfawwwfapfi uwMwhntdhhpfl k hftdphpp [4]

Umhdm&nLd

^mjmummb^ ^mbpm^hmnLpjnLb bU hmtfmp^nLtf t bp^mmumpqbhp^, hp^mmumpqm^mb ^^php^ hhm mmp^nq t bp^mmumpqnLpjmb h^^bm^tq^pbhp^ pL&tfmfrp: bp^mmumpqm^mh m2^mmnq^ ^hum^mnLm^ ^mhnhm^mpq [5] hp^mmumpqm^mh ^hmm^mh gmqmgm^mhnLpjmh 2021-2025 pp. nmqtfm^mpmpjnLh [6] bp^mmumpqm^mh ^hmm^mh gmqmgm^mtmpjmh hmjhgm-Umpqp [7]

b^pm^^nLpjnLb bU-t ptqqp^nL^ t qnpftnLbhnLpjnLbbhp^ 2mpp (op." ung^mim^mb, ^2mUnLpmj^b, ^ppm^mb, u^npmmj^b k pmqmpm^mt), npntf ^pm^mtmg^nL^ ht hpfrmmumpqfrhpfr hhm, tpmtg hm^mp k tpmtg ^nq^^g" n^ ^np^mi k frh^nptfm] nLunL^hmnnLpjmh b^pn^m^mh hmh&hmdnqn^ u^^mm^ pnLqp. tnp ^pmt h^pn^mgfr hp^mmumpqnLpjmt hm^mp [8]

Регион и мир, 202Î, № S

fcuшnüpш bU-p qшpqшgúшüp úpш4шö úp2ngшnnLÚühpp hшúшp щшJÚшüühpp umhqónLÚü t, npnüf nLÜш^ t qшp&ünLÚ hppшuшpqpü qnpöhi püшшüpfpg qnLpu, qщpngш^шü ^шй pp püшpnLpJшü ш2^шшшüfШJpü úp2ш4шJpnLÚ: bppшшuшpqш^шü ш2^шшшüfp ш^ш (1999) [9], burnnüpmp hppшшuшpqш^шü ш2^шшшüfp hщ|hgш^шpq [10], fcurnnüprn^p hppшшuшpqnLpJшü щ2^щшщüfp qшpqшgúшü &pщqpp 2014-2020 [11]

Фpülшüqpш bU-ü fшqшfшgpnLpJшü шnш2^шдшgnLÚü t oqшшqnpöhln4 hppшшuшpqühpp шдшш dшúшüш^p, hppшшuшpqühpp püfünLpnLJÜшgnLÚp, ш2ш^gnLÚp üpшüg qшpqшgúшüü nL шü^ш^nLpJшüp, pü^hu &шк uhpnLüqühpp üp2^ 2фnLÚühppü nL qnpöш^gnLpJшüp: bppшшuшpqnLpJшü ш2faшmшügühpp ophüf(1986, 1995 к 2006) [12]

nLunLÚ^u^pbp^ mшpphp hp^pühpp ^np-úpg püqnLü^ö uшMшЬnLÚühpp'l ^pnp hüf Ü2bb np hppmшuшpц:шЦшü ш2faшmшü£p ^^рш-ЦшЬ, ungpшlшЦшü, Ú2шЦnLpшJpü úpn2шgшnnLÚ-ühpp ú^ngn^ nL pügnLpnijü hppmшuшpц:

uhpnLüqp йкш4npnLÚü t hшuшpшЦnLрJnLÜnLÚ, n^fhp Щшpnцшüшü шpшq hшpúшp4bl dшúш-ЬшЦш^^д úpgnL^^ ш2faшphp úшpmшhpш-^hpühppü: №^hu Ьшк шnшüйüшgühü£, np nLunLÚüшupp4шö hp^pühpnLÚ к Ьp^pшúnLрJnL-ünLÚ hppmшuшpц:шЦшü ш2faшmшü£p ^qto-^hp^^nLÚ t шpqhü ^кш^^^шй ^ш^шЦшй цш2штй, qnjnLpjnLÜ nLüp humшЦ ophüfühp, hшJhgшЦшpq к nшqúш4шpnLрJnLÜ, npnüf ^шJшumшЬnLÚ q-hn^ humшЦ ^кш^^^шй ^t : ^-nLÚ 2014 p.-pü pbqnLÜ^hi t bppmшuшpц:ш-ЦшЬ щЬтшЦшЬ ^^^^ürnp^ü hшJhgш-^pqp, 2015 p.-pü pbqnLÜ^hl t bppmшuшp-^шЦшЬ püupmpmnLmp ЦшЬпЬш-

^pqp к ^hp^hpu t AA hppmшuшp-

^шЦшЬ щЬтшЦшЬ £шцш£шЦшЬ^р]шй nшqúш-^pnLpjnLüp 2021-2025 pp: Uju шúhüp pnLjL ^p тш^ L^pdhg pLdhi nppmnLÚ шnш2шgnq faüqppühpp:

ù^mmm^ùhpp к ^mqdm^hp^dmù njnpmùhpp

bppmшuшpц:шЦшü ш2^штшЬ2Ь hppmш-uшpц:ühpp hшúшp qnpönLübnLp^ü qшpqшgúшü hшúшp ^mjtoüühpp urnhpönLÜb t, püp üpшüg, pphüg ^úgp шqшmnLp)шü hшúшйшJÜ, pnLjL t тш!^ qnpöh]_ pümшüp£pg qrn.pu umшüшl_ ^ppnLpjnLÜ к ppшЦшüшgühl npn2шЦp ш2^штшй£: ЪppmшuшpцшЦшù ш2^ш-mmùgp mnmp^mù 7-26 mшphЦшü hшuшpш-^nip^ü шЬ^шй t: fru^ ЪppmшuшpцшЦшù m2fammmùgp Ьщшшш^Ь t urnhpöh]_ Ьш^ш-qp^jühp к ш2шЦд^ hppmшuшpц:pü, np^huqp Ьш Цшpnцшüш hш2npnLp)шü hшuühl np^hu hшuшpшЦnLp)шü шЬ^шй: bppmшuшpц:шЦшü ш2^шmшügp u^u^nLÚ t mjürnhp, nprnhp ЦшЬ hppmшuшpц:ühp'l pphüg uhфшЦшü ш2^шp-hm^ggn^, ^pöpgühpn^ к hhmш£p£pnL-

pjnLÜühpn^: Ujü hppmшuшpц:p hшúшp щш]йшЬ-ühp t urnhpönLÜ шйййшЦшй (шЬйЬшЦшЬ) к цлдрш^шЦшй qшpqшgúшü hшúшp" n ф^йш^ nmnLg^ü ú^2ш4шJpnLÚ ünp qpmhjpgühpp к húmnLpjnLüühpp JnLpшgúшü úp2ngn^ pü^hu Ьшк ш]Ь ^pшünLÚ t tpp^^ü hшúnqúnLÜg-ühpp, ^^^gpmpjnLüp к hшpqшü£ü hppmшuшpц:ühpp únrn шд Ú2шЦnLJpühpp ü^mtoúp:

u^qpnLÙgbhpp. [13]

• bppmшuшpqühpp к hppmшuшpqühpp hhrn úpшupü ЦшqúшЦhpщ4nLÚ t hpp-mшuшpqшЦшü ш2^штшй£" üpшüg ühp-qpш4hln4 hppmшuшpqnLp)шü ш2^ш-тшй^р 4hpшphpJШl npn2nLÚühpp Цш]шдйшЬ úh^:

hpúü4шö t hppmшuшpqnLp)шü ^ppgühpp, hhmшgpgpnLp)nLÜühpp к gшüЦnLp)nLÜühpp ^^ш:

hpúü4шö t hppmшuшpqnLp)шü úшuüш-ЦgnLp)шü к Цшúш4np Цшй^р ^^ш:

• ЬppmшuшpqшЦшü ш2^шmшügp hpüü^ö t hppmшuшpqnLp)шü шйййш-ЦшЬ üш^шйhnünLp)шü ^^ш:

• ЬppmшuшpqшЦшü ш2^шmшügp pünL-pшqp4nLÚ t pü^^hu ühpgpü, mjü^hu tl úp2шqqшJpü pümhqpúшúp:

• Ьppmшuшpqühpp ш2^шmшügü шпш^-ünpq^nLÚ t tpp^^ü üЦшmшnnLÚ-ühpn^ к JnLpшfшü^]nLp úшpqnL hш4ш-uшp 4hpшphpúnLÜgp u^qpnLügn^:

• ЬppmшuшpqnLp)шü hhrn ш2^шmh|pu hppmшuшpq ш2^шшп^ h^ünLÚ t hшüqnLpdnpшЦшünLp)шü к qnpöpü^h-pnLp)шü u^qpnLügpg:

ЬppmшuшpqшЦшü ш2^шmшügp ^qto-^hp^^nLÚ t mшpphp hшumшmnLp)nLÜühpnLÚ к mшpphp йкhpn4, oqmшqnpöhln4 pшqúшqшü úhpnqühp: ЬppmшuшpqшЦшü ш2^шmnqp qhpü

nL ш2^шmшügшJ^ü úhpnqühpp Цш^^шй hü hp^mшuшpqühp^ ш2^шmшüg^ mhq^g, ^шф-бшЦ^, р^ш^ш^ ^úp^g к üщшmшЦühp^g: Uju qhphpp ühpшnnLÚ hü ш2^шт^ hp^mш-urnpqühp^ к hp^mшuшpqшЦшü ^úphp^ hhm, öprnqphp к üшfaшqйhp щшüш4nphl к qürnhrnmhi, шnш2шmшp qnpöpü^hpühp, 2hüghp к urnpprn^npnLÚühp Цшnш4шphl_, hшúшqnpйшЦ-ghi шл úrnuürnqhrnühpk öbnqühp^ к hhmш-gpgpnq ^úphp^ hhm: ^^pngühpnLÚ hhmш-gpgpnLpjnLüühp^ 2P2rnürn^g Цш^шй ш2^ш-mnLÚ hü mrnpphp püшqш4шnühp^ йш^ш-qhmühp, n^fhp iprngnLg^ q^mh^pühp hü ÜhngphpgnLÚ hp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg^ n^npmnLÚ: bp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg ^pшЦшüшgünqühpp, q^pngühpnLÚ,

ЦhümpnüшЬnLÚ hü hpmшuшpqшЦшü ш2^ш-mшügühp^ ЦшqúшЦhpщúшü Цшй qpш qnpö-üшЦшü ^pшЦшüшgúшü ^ш4 Цш^^шй q^png^ qшpqшgúшü йpшqp^ Цшp^£Ühp^g к ^rnjúrnü-ühp^g: ЪhpЦшJшgühüg hp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшügühp^ ЦшqúшЦhpщúшü hшumшmnL-pjnLüühpp к qpшüg pümprnqphpp [14]:

ЪpfrmшuшpqшЦшù iiiungliiiigliiiilihpli hp^mшuшpqшЦшü ЦшqúшЦhpщnLpJnLÜühp к n ф^йш^ hp^mшuшpqшЦшü faúphp hü: Ьp^mш-uшpqшЦшü hшúшJÜgü rnnrngünpq^nLÜ hü шJÜ uЦqpnLÜgn4, np rnung^rng^mj^ üщшmшЦühpü nL qnpйnLÜhnLpJnLÜü npn2^nLÚ t rnüqrnúühp^ pЬqhшünLp npn2úшúp: bp^mшuшpqшЦшü rnung^rng^rnühpp qnpйnLÚ hü hp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg^ ЛЦ Цшй ú^ pшü^ n^npmühpnLÚ: bp^mшuшpqшЦшü шung^шg^шühpnLÚ hp^mш-uшpqшЦшü ш2^шmшügühp^ útó úшuü ^ш-Цшüшg4nLÚ t Цшúш4npnLpJшü uЦqpnLÜpn4: ^шpknp hü hp^mшuшpqшЦшü dnqn^ühpp (hp^mшuшpqшЦшü fanphpqшpшЬ/ hp^mшuшp-qшЦшü fanphnLpq), npnüf ^nLÜhü ^pш4шЦшü Цшpqш4^fiшЦ к pümp^nLÚ Цшй щшmфpшЦ4nLÚ hü hp^mrnurnpqühp^ Цnqú^g: bp^mшuшpqшЦшü dnqn^ühp^ üщшmшЦü t йш^ш^^ npn2nLÚühp^ ЦшJшgúшü qnpйpüpшg^ü к щш2mщшühl_ hp^mшuшpqühp^ 2шhhpp:

ЪpfrmшuшpqшЦшù ^hùmpnùùhp^ qnpйnL-ühnLpjnLÜp ЦшqúшЦhpщnLÚ hü mhqшЦшü ^ügüшЦшnш4шpúшü úшpú^üühpp Цшй 2шhnLJp ^hhmrn^üqnq ú^nLpjnLÜühpp: bp^mшuшpqш-Цшü Цhümpnüühpp Цшpnq hü mшpphp i^ühp hp^mшuшpqшЦшü prng Цhümpnüühp, mbqhЦшm-^mp^ü к ^nphpqшm4nLpJшü Цhümpnüühp, hp^mшuшpqшЦшü ш2faшmшüp^ Цhümpnüühp к rnjjü: bp^mшuшpqшЦшü ЦhümpnüühpnLÚ hp^-mшuшpqшЦшü ш2^шmшügp ЦшqúшЦhpщ4nLÚ t hp^mшuшpqшЦшü ш2faшmшüp^ ú^ pшü^ n^npmühpnLÚ ^^шЦ" rnhq^rnrn^nLpjnLÜ, ^nphpqшm4nLpJnLÜ, hnpp^ qnpйnLÜhnLpJnLÜ к rnjjü) Цшй Цhümpnüшüшl_ úhЦ hшmnLЦ úhpnq^

^ш ^^шЦ" hp^mшuшpqühp^ pшg ш2^ш-mшüp): bp^mшuшpqшЦшü Цhümpnüühpü ^pшЦшüшgünLÚ hü hp^mшuшpqnLpJшüü шп^^П^ ш2^шmшügühp:

^hmшgpgpnLpJnLÙùhp^ q^pngühpo qnpйnLÚ hü hp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg^ щш2mnüшЦшü úшunLÚ"

шnш2шpЦhLn4 hp^rnrnurnp^-ühp^ü hhmшgpgpnL-pjnLÜühp^ 2P2шüшЦ^ ^ppnLpjnLÜ" h^úü^hp^ nLunLÚüшЦшü йpшqp^ ^pш: ^hmшgpgpnLpJnLÜ-ühpfr 2P2шüшЦnLÚ шnш2шpЦ4nq ЦppnLpJшü mhuшЦühpp mrnpphp hü" u^npm, hpшd2mnL-pjnLÜ, rnp^hum, щшp, qpшúш, pünLpjnLÜ, йЬлш-qnpйnLpJnLÜ, mh^ЬnLnq^ш к шJlü: ^hmш-ppgpnijnLÜühp^ q^pngühpp Цшpnq hü üшk ЦшqúшЦhpщhl_ hp^mшuшpqшЦшü pшg ш2^ш-mшüg, шnш2шpЦhl_ mhqhЦшm4шЦшü йшnшJnL-pjnLÜühp:

Ъp^mшuшpqшЦшù fiшdpшpùhpQ qnpйnLÚ hü np^hu ^pш4шpшüшЦшü Цшй hrnurnprn-ЦшЦшü ^pш4шpшüшЦшü шüй, npnüf qpшüg4шй hü шnkmpшJ^ü nhq^umpnLÚ, 2rnhnijp ^hhmш-^bqnq ú^nLpJnLÜühp^ к h^úüшцpшúühp^ nhq^umpnLÚ Цшй hЦhqhg^ühpnLÚ, й^шЦшü hшúшJÜgühpnLÚ к й^шЦшü ú^nLpJnLÜühpnLÚ, npnüg Цшnш4шpnLpJnLÜp Цшй ЦppnLpJшü к q^mnLpJшü ürn^rnprnpnLpjnLÜp mpшúшqphl_ t qnpйnLÜhnLpJшü pnLj^m^nLpjnLÜ:

öpшqphpù nL Ьш^шq5ЬpЬ ^pшЦшüшg-4nLÚ hü mrnpphp 4шJphpnLÚ, mшpphp Цш-nnLjgühp^ Цшй шЬhшmühp^ Цnqú^g: Sшpшй4шй hü hp^mшuшpqшЦшü фn^шüшЦúшü йpшqphpp, ú^2ngшnnLÚühpp, rnp2rn^ühpp к üш^шqйшJ^ü qnpйnqnLpJnLÜühpp. йpшqphp, npnüf Цhümpn-üшgшй hü hp^mшuшpqшЦшü rnung^rng^mj^, hp^mшuшpqшЦшü fiшúpшp^, hp^mшuшpqшЦшü Цhümpnü^ Цшй hhmrnppppnLpjnLÜühp^ q^png^ h^úüшЦшü qnpйnLÜhnLpJшü ^prn:

Ьp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg^ püшqш-4шnühpp qnpйnqnLpJшü щшJÚшüшqpшJ^ü pш-dшЬnLÚühp hü, npnüf щшpqhgünLÚ hü hp^mш-uшpqшЦшü ш2^шmшüg^ ЦшqúшЦhpщnLÚp к umhqйnLÚ hü qüшhшmúшü hшúhúшmnLpJшü hüшpш4npnLpJnLÜühp: bp^mшuшpqühp^ hhm hшmnLЦ ш2^шmшügp n^uЦ^ тшЦ qmü^nq к (Цшй) ^rnpprnqft^ ^bq^pühp nLÜhgnq hp^mrn-uшpqühp^ qшpqшgúшü üш^шqpJШl_ühp^ umhq-йnLÚü t" hp^mшuшpqühp^ ЦшpnqnLpJnLÜühp^ к MmnLpjnLÜühp^ шЦm^4шgúшü к üpшüg únm^-^g^rni^ pшpйpшgúшü ú^2ngn4: UЬqpш-qшpüшüg ürnk hp^mшuшpqшЦшü ш2^шmшüg^ n^npmühp^ü, npnüf hhmkjrniü hü [14] "

• bp^mrnurnpqühp^ hhmшgpgpnLpJnLÜühp^ 2P2шüшЦ^ ^ppnLpjnLÜp к qnpйnLÜhnL-pjnLÜp hpЦшpшdшúЦhm (hhmшgpgpnL-pjnLÜühp^ ^ppnLpjnLÜ) Цшй

ЦшpfiшdшúЦhm (hhmшgpgpnLpJnLÜühp^

2р?шЬшЦр опр&пШЬп1.р_]пгЬ) hшtfшЦшpq-4bpшhuЦ4np qпp&пLЬЬпLрJпLЬ Ь, пррЬ йшиЬшЦдЬщ Цшйш^пр hрtfпLЬ£ЬЬpп4 рршЦшЬшд^пЫ Ь hрtfЬшЦшЬ Цррт-р^Ьрд шqшm б^йшЬш^р рЬршдрпЫ:

• ЗЬрЬЦЬЦшт^тишЬ тршйшррпЫ Ьрр-тшишррЬЬррЬ ррЬЬрд ЬЬрЦшшдЬпЫ Ь ЬрртшишрцкЬррЬ dшtfшЬшЦшЦрд, Цпй-щЬтЬЬт, пршЦш к йшт^Ьф тЬрЬЦшт-4шЦшЬ &шпш]пгр]пгЬЬЬрр тршйшррпЫ:

• fenphppшm4nLpJnLЬ ЬрртшишррЬЬррк ЬрртшишрцкЬррЬ faпphpц:шm4шЦшЬ &шпш]пгр]пгЬЬЬр тршйшррЬщ4 ЬршЬд ЦшЬрпЫ прп2пЫЬЬр Цш^дЬ^т. hЬшpш-^пртрдпШЬЬр итЬр&Ьр1. hшtfшp:

• ЬрртшишрршЦшЬ hЬmшqпmпLрJпLЬр hшtfшЦшpqшJрЬ к hшtfЫшmшЦшЬ hЬmш-qпmпLрJпLЬЬЬpр шпЦшдтрзпьЬ Ь, прпЬр шЬhpшdh2m ЬЬ ЬрртшишрршЦшЬ ш2^ш-тшЬрр щшЬш^прйшЬ к рршЦшЬшдйшЬ hшtfшp:

• ^ширЬршдЬЬрЬ ЬрртшишрршЦшЬ ш2^штшЬрр прртпЫ. ЬрртшишррЬЬрр пршЦш ш2^штшЬрр hшtfшp шЬhpш-dh2m шpdЬ£ЬЬpр, qрmЬф£ЬЬpр к Мтт-р^ЬЬЬрр &ЬпррЬрйшЬ к qшpqшдtfшЬ йшт^ЬфтришЬ к пршЦр шщшhп4пLtf, прр ЦЬщшитр ЬрртшишрршЦшЬ ш2^ш-тшЬрр qшpqшдtfшЬЬ т. шрщпгЬш^Ьтпг-р]шЬр:

• ЬрртшишррЬЬрр hшЬqриm к qшpqш-дпЫ. ЬрртшишрцкЬрр шппр^прдшЬ к qшpqшдtfшЬ qпp&пLЬЬпLрJшЬ Шшрш^п-ртр]пьЬЬЬрр итЬр&пЫ hшЬqиmр к dшtfшЬдр к бшйршрЬЬрр ЦшqtfшЦЬpщtfшЬ Ьшfaшq&Ьpр йр^пдпф

• ЬрртшишрршЦшЬ ршитршршЦ^шЦшЬ ш2^штшЬрЬЬр. тшррЬр йр^пдЬЬрп^ ЬрртшишрцкЬрр qpшp4ш&пLpJшЬ ршр&ршдпЫ к ш2^штшЬрр 2пгЦш йттр qпp&Ьфи ЬрртшишррЬЬрр фбшЦр ршр^ш^пЫ:

• Uр2шqqшJрЬ ЬрртшишрршЦшЬ ш2^ш-тшЬр. ЬрртшишрртрдшЬ к Ьрртшишрр ш2^штпрЬЬрр hшtfшp tfр2шqqшJрЬ hшtfшqпp&шЦдпLрJшЬ к йр^шЦп-ршфЬ пштдйшЬ hЬшpш4пpпLрJпLЬЬЬpр к Мттр]пьЬЬЬрр итЬр&пЫ:

• ЬрртшишрртрдшЬ йшиЬшЦдтрдпгЬр pшqtfшqшЬ hЬшpш4пpпLрJпLЬЬЬp итЬр-&ЬргЬ, прпЬр рпщ ЦтшЬ Ьрртшишр-рЬЬррЬ йшиЬшЦдЬ прп2пЫЬЬрр Цшшд-йшЬ qпp&рЬршдЬЬpрЬ к ршр&ршдЬЬ йшиЬшЦдтрдшЬ йптр^шдршк

Регион и мир, 2021, № 5

ЬрртшишрцшЦшЬ ш2^штшЬрр рЬитрт^тр Цш]шдйшЬ qnp&pЬpшgQ ^-^й

-^ш^итшви^ ЬрртшишршЦшЬ ш2^ш-тшЬрр hрtfЬш£шpр рр^Ь Ь 1991 р^шЦшЬрд hЬmп, Ьрр ^ш^шитшЬр hшJmшpшp4Ьд прщЬи рЬрЬр2^шЬ щЬттрдпШ к рЬтрЬд dпpп^pрш-^шршЦшЬ, ипдрш]шЦшЬ к ррш^шЦшЬ щЬтт-р^Ь ЦшппгдЬр1. тррЬ: ^пт 70 тшрр ^ш^шитшЬр йши Ьр ЦшqtfпLtf ^Ц^^-р, пртЬр ЬрртшишрршЦшЬ ш2^штшЬрр qпp&пLй Ьр прщЬи hрйЬшЦшЬ ЦшЬпЬ: ^пр&пгй ЬрЬ hшйш-щштши^шЬ щЬтшЦшЬ Цшпп1]дЬЬр, йЬ^ш-ЬрqйЬhp, &pшqpЬp к фрЬшЬиш^прпгй: Ц|ЬпгшйЬЬш|Ьр4, ш2^штшЬрр ^рит

qшpшфшpшЦшЬ к ршршршЦшЬ Ьр:

иЬЦш^шдпгйрд hЬmп ^ш|шитшЬр qmЬ4пLй Ьр ршрр шЬдпгйш^рЬ 2р?шЬп^ к йрш^Ь 1995 р.-рд Ьр, пр рршЦшЬшд^пгй Ьр щЬтшЦшЬ ЬрртшишрршЦшЬ ршршршЦшЬпг-Р)пгЬ: ^ршЬпгй ^^шр «ЬрртшишрршЦшЬ ш2^штпр», «ЪрртшишрршЦшЬ ш2^штшЬр» тЬрйрЬЬЬрр, рш|д щЬтпгр]пгЬЬ ш^шЦдпгй Ьр ЬрртшишрршЦшЬ ш2^штшЬрЬЬрр: 1990 р.-рЬ ^ш^шитшЬпгй иЦиЬдрЬ qпp&Ьl_ hшишpшЦшЦшЬ к йр2шqqшJрЬ ЦшqйшЦЬpщпLрJпLЬЬЬp: ^рйЬш-ЦшЬ рррш^р Ьрртшишррпгр]пгЬЬ Ьр, риЦ ЬщштшЦЬ Ьр ш^шЦдЬ! Ьрртшишррпгр]шЬ ^ЬрррЬЬрр 1пг&йшЬр: Ц^и тшррЬЬрр рЬршд-рпЫ ЬршЬр pшqйшщшmЦ4Ьl ЬЬ, рЬр1_ш]Ь4Ь1 ЬЬ qпp&пLЬbпLрJпLЬр:

^ш^шитшЬпгй ЬрртшишрршЦшЬ ш2^ш-тшЬрр щштйшЦшЬ фпЬЬ пг ш4шЬрп1]рЬЬрр йшишйр шртшдп]_4ш& ЬЬ ищпртр к ЬрртшишрртрдшЬ hшpдЬpр Ьш^шршрпгр]шЬ 2016 р. ^pшtfшЬшqpпLtf, прЬ рршЦшЬшд^Ь! Ь «^ЬmшqпmпLрJпLЬ ЬрртшишрршЦшЬ ш2^ш-тшЬрр к Ьрртшишрр ш2^штпрр йширЬ ПгипгйЬширрпгр]пгЬ. Ьрртшишррпгр]шЬ

ш2^штшЬрр ЬЬрЦш ^рбшЦр к ррш qшpqшд-йшЬ hЬпшЬЦшpЬЬpр»: 2015 р.-р Ърртшишр-ршЦшЬ ш2^штпрр рЬитртпгтр ЦшЬпЬш-ЦшpqЬpр фшЦ^Ь! ЬЬ pшqпLй Ь]пгрЬрр hрйшЬ ^рш тЬршЦшЬ к йр2шqqшJрЬ Ьрртшишр-ршЦшЬ ш2^штшЬрш]рЬ фпрйр: 2014 р. hши-тшт^Ьд ЬрртшишрршЦшЬ щЬтшЦшЬ ршрш-ршЦшЬтрдшЬ hшJЬдшЦшpqр, пртЬр прщЬи ЬрртшишрршЦшЬ ршршршЦшЬтрдшЬ

ипгр]ЬЦт ишhйшЬ4Ьд «ЬрртшишрршЦшЬ ш2-^штпрр»: Ц^и hшJЬдшЦшpqпLй пр

ЬрртшишрршЦшЬ hшишpшЦшЦшЬ Цшqйш-ЦЬрщпгр]пгЬр" ^ш|шитшЬр ^шЬршщЬтпгр]ш-Ьпгй qpшЬ4ш& hшишpшЦшЦшЬ ЦшqйшЦЬp-щпгр]пгЬЬЬрЬ ЬЬ, прпЬр hшйшйшJЬ ррЬЬд ЦшЬпЬшррпгр]шЬ, qpшp4пLй ЬЬ Ьрртшишр-ртрдшЬ hшpдЬpп4 к/Цшй рршЦшЬшдЬпгй ЬЬ ЬрртшишрршЦшЬ ш2^штшЬр [7]:

sшp^ühp^ü hp^sшuшpqnLpJшü njnps^ щhsшЦшü hшúшЦшpqnLÚ ^pшЦшüшg4hL hü ЦшnnLg4шÖ£щфü фnфn^nLpJnLÜühp, np^ hhsкшügn4 lnLÖшp4hl hü «Ьp^sшuшpqшЦшü ú^2ngшnnLÚühp^ ^pшЦшüшgúшü ^hüspnü»

pjnLÜühp^ ^üus^snLsp, ^шJшusшü^ hp^sш-uшpqшЦшü h^úüшцpшúp'l ^p 10 úшpqшфü hp^sшuшpqшЦшü ^hüspnüühpn^: ^hp^mjnLÚu ^hü qnpönLÜ ^шJшusшü^ ^шüpшщhsnLpJшü ^p^^hs^ü шnpüphp шqqшфü hp^sш-uшpqшЦшü gшqшgшЦшünLpJшü fanphnip^p, úшpqщhsühp^ü шnpüphp hp^sшuшpqшЦшü ^nphnipqühpp: "bnp h^únLÜpühpn^ mju ^nni-jg-ühp^ 4hpшЦшqúшЦhpщúшüp qnLqшhhn шühpш-dh2snLpjnLü Цш dшúшüш^ щшhшü2ühp^ü к шpцk úшpsшhpш4hpühp^ü hшtíшщшmшu^ш-ühgüh]_ hp^sшuшpqшЦшü npps^ рш^шрш-^ünLpjnLÜp к öpшqphpp, ш^шЦд^ ú^2шqqшфü к sшpшöш2p2шüшфü ЦшqúшЦhpщnLpJnLÜ-ühp^ü шüqшúшЦgnLpJшüp, ^ü^hu üшк sшpш-öш2P2шüщфü ^üshqpшg^nü qnpöpüpшgühpnLÚ

^шJшusшü^ ühpqpш4úшúp щшJÚшüш4np4шö hp^sшuшpqnLpJшü njnpsnLÚ pшqúшЦnqú йкш-^шфhpn4 hшúшqnpöшЦgnLpJшü ünp hüшpш-^npnLpjnLüühp^ ^pшgúшüp [6]:

^шJшusшÜJшü ^pшЦшünLpJшü úh^ hp^sш-uшpqшЦшü ш2^шsшüp^, np^hu úшuüшq^snL-p^ü pü^piúp цdфшpшünLÚ t' щшJÚшüш4np-4ш0 qnpönq hp^sшuшpqшЦшü n^npsm^^ü pшqúшqшünLpJшü hшüqшúшü£nф Güq npnLÚ, pus qnpönLühnLpjrnü шnш2üшфü nppsk hp^-sшuшpqшЦшü -^-ühpp (s^^i qh^pnLÚ шJÜ ^rnqúrn^hp^nLpjnLüühpp, npnüg qnpönLÜhnL-p^ü шnш2üщфü njnpsp hp^sшuшpqnLpJшü h^úüшhшpghpü hü) hшpg4шöühp^ hrnúrnfaúpnL-p^ü úh^ ^qúnLÜ hü 19%, npnüg pus prnürn^ hш2npqnLÚ hü ^pш4шщш2sщшü ^qto^hp-^nipjnLÜühpp' 15.2%, шJÜnLhhsк ЦppшЦшü ЦшqúшЦhpщnLpJnLÜühpp, 9.6%, шщш' úürngrn-öp: frü^hu shuünLÚ hüf, ^rnqúrn^hp^nLpjnLÜ-ühp^ 19%ф úns t rnnrn^ürnj^ü npps hшúшp-^nLÚ hp^sшuшpqшЦшü h^úürnhrnpghpp:

Цц^птшЦ 2. Ьр^тшишщшЦшй <!Ч дпрдтйЬтр]шй шюшрйш/рй щщтр [15, 21]

^шшши^шй Sn^nu (%)

Ьp^sшuшpqnLpJшü h^úшhшpghp 69 19.0

UrnpqnL ^pш^nLÜpühp 55 15.2

^ppnipjnLÜ к q^snLpjnLÜ 35 9.6

-^ш^^рш^ qшpqшgnLÚ 32 8.8

^ш2ÚшüqшúnLpJnLÜ nLÜhgnq ^pq^üg h^úürnhrnpghp 27 7.4

U2шЦnL]p 24 6.6

UnnqpшщшhnLp]nLÜ 21 5.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^шüшüg h^úüшhшpghp 18 5.0

PüшщшhщшЬnLp]nLÜ 11 3.0

Uшuüшq^sшЦшü qшpqшgnLÚ к qpшq^шönLp]nLÜ 10 2.8

U^nps 7 1.9

Un 30 8.3

GЬqшúhüp 363 100

Ьp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшügühpp -^-niú ^pшЦшüшg4nLÚ hü h^üürn^rnünLÚ ц:шupüpшgüh-p^, uhú^üшpühp^, hшüq^щnLÚühp^, püürnp^nLÚ-ühp^, ^nphpqшs4nLpJшü, hшúшdnqn4ühp^ к q^srndnqn^ühp^ ^q^^hp^^ü shupn^, früp

hшusшs4nLÚ t üшк Ьp^sшuшpqшЦшü ^q-úшЦhpщnLpJnLÜühp^ grnpshqrnqpürnü hhsшqn-snip^ü шpq]nLÜgühpnLÚ [15, 22]: S^rn-qpnipjnLÜühp, 4hplnLÖшЦшü к hhsrnqnsrn^rnü ш2^шsшügühpp ^qúnLÜ hü ú^jü 10-15%:

Регион и мир, 202Î, № S

UJL

^nuJoililimaip oqlinLpjoili mpшJш^pnLJ UpgnLjplibp|i ^qi^^bpqnuJ SщшqpnLpJnLl 4bp[nLöш^шl ш2^ШШШ1Щ ^moiqnrnnLpjnLl, mbqb^mi4nLp^li l^i^^qpnuJ Sbqb^rn^^l бши^^^^'И^ Up20ii4libp, unqps^j|ili Jh2ngшQnLЛbп ^ш^рш^Ъ Jh2ngшQnLJUbп ЯшиТш^пфи!, q^s^dnqn^lbph ^qi^^bpqnuJ

^nphprçmrn^nLpjnLl ^lii^iqnuJlibp, ßlilwp^nuJlibp ^UQli^glibp, ubJIil^plibp

S%

2%

10% 11% 12% 14% 15% 15%

23%

43%

49%

71% 74%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% S0%

1. Ьр^тшишщшЦшй ^k-ühpfi ^ршЦшйшдйшй ЩййшЦшй qnpdnqmpjniäähpp

^mpknp qnpönü t üшU. hppmшuшpqшЦшü ш2faшmшÜ£Ühpp фpüшüuш4npúшü шцpJnLÜhpp ---nLÚ, úшuüш4npшщhu С^ш^р topqnLÚ, npp t úp^qqmjpü qnünp hшúшJÜ£Ühpp ühö qhpp щ|и nppmnLÚ 2020р.-р m4JШlühpn4:

-^^ш^шЬ^й -^-ühpp фрüшüuш4npnLÚ hü umшünLÚ üp^qq^ifrü ^qto^hp^nLpjnLü-ühppü, qhuщшüшmühppg, pü^hu üшU. hшúшJÜ£шщhmшpшüühppg, npp ишЦш^ gp mn^nu t ^qúnLÜ:

U l

10%

иИлштш^шЪ ^^ш^фи^ nLl

3%

Чбшфпф Ьшпшу nL^j nLl

2%

^ЬШШ^ШЪ i^piT|ili

5%

10%

и^швдшу |ili rçnlinp

70%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

2. Сррш^р йшрф Ьр^тшишщЦшй ^k-ühpfi ф^йшйиш^прйшй шщутрйЬрр

S0%

-hmшqnmnLpJшü шppJnLÜ£Ühpp gnLjg hü тшфи, np bppmшuшpqшЦшü ш2^шmшügn4 qpшp4np hppmшupшqшЦшü -^-ühppü pünpn2 hü hhmUJШl_ шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜühpp.

• 2шт Efe hü m^ü hppmшuшpp:шЦшü ühpp, npnüp дршр^пгй hü úprnjü hppmшupp:шЦшü ш2faшmшügnф

• фpüшüuш4npúшü шppJnLÜhppg Цшй шnшüйpü öpшqpшJpü шnшüйüшhшmЦnL-pjnLÜühppg Цш^^шй hppmшupшp:шЦшü -^-ühpü pprn^rnürngünLÚ hü шд hpúüш-fabqppühpp pLÖ^ü nLpp^ö ш2^ш-mшügühp,

• hppmuшpp:шЦшü -^-ühpp ^npúpg ^ш-Цшüшg4np hppmшuшpp:шЦшü ш2^ш-mшügühpp ЦшpfiшmU. pbnijp hü %nLÚ, npp ^npüpnmnLÚ t hppmrnurnpqühpp ^nLÜ ühpqpш44шönLpJшüp: ^ш^ш^^^и ü2hüg, np Gpprn^p topqnLÚ qnjnLpjnLÜ nLÜp 5 npnüp ppшЦшüшgünLÚ hü ЬppmшuшuшpqшЦшü ш2faшmшüg, úшuüш4n-pшщhu O-jnLÚpnL hppmшuшpqшЦшü üш^шйhn-ünLpjnLÜühpp ^hürnpnü, O-jnLÚpm. hpprnrnurnpq-ühpp rnnLÜ, ЬppmшuшpqшЦшü щш^шт -ПЦЦ "bnp inLju úhüpnppüq frhuprnprn O-jnLÚpp Cpp^ü^ü hppmшuшpqшЦшü Q-JnLpшЦшü hшúшJÜgühpnLÚ üшU. ^кш^^^! hü hppmrn-

uшpqшЦшü ^rnqúrn^hp^nLpjnLÜühp, uшЦшJÜ üpшüg qnpöühnLpJшü úrn^srnpühp 2ws фnfp hü: üшк шд ЦшqúшЦhpщnLp]nLÜühp,

frü^frufrf hü" «4npm 4frdü ^шJшusшü» qшpqшgúшü к prnpqnpörn^rnü ú^2шqqшфü ЦшqúшЦhpщnLpJnLÜ, «^шJЦшЦшü Цшp^sшu» Р^Ц npnüf ^pшЦшüшgünLÚ hü hшúшJÜfшфü qrnpqrngúrnü öpшqphp, ^^шЦ^ шnü^nLp]nLÜ nLÜhüшl_ hp^srnurnpqühp^ü:

np^huq^ npps^ h^úüш^üq^ühpp ^pn-qrnürnüf hшúшЦnqúшü^ pшgшhшJshüf, üшк ^pшЦшüшgphl hüf phü^úrnpf^üq, npp ^phü^g ühpЦшJшgünLÚ t «Lrn^rnqni.^ ü2шйnq^ü hшuш-üh^Lp^ü áqsniúp»: Ujü ^phü^g ühp^rnrng-ünLÚ t irn^rnqni.^ ф^й^ nLunLÚüшu^pnLÚ, шpdкnpnLÚ к hrnúhúrnsnLÚ [16, tghp 166-167]: Ьp^шsuшpqшЦшü ш2^шsшüf^ ^üus^snLs^ phü^úшpf^üq^ hшúшp püsp^h t tusnü^j^ ф^^" nLunLÚüшu^phLn4 2010 p.-^ к 2020 p.-^ npn2rn^ gnLgшü^2Ühpp к qpшüg ФпФп^^-pjnLÜühpp, шJЬnLhhsк hшúhúшs4hl t úrnpq^ gnLgшü^2Ühp^ фnфn^nLp)nLÜühp^ hhs: Uшuüш4npшщhu ü2hüf, np busnü^ü ^hn^ 1999 p.-^ü nLÜhp bp^sшuшpqшЦшü ш2^ш-sшüf^ rn^s, tusnü^j^ hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüf^ hшJhgшЦшpq,üшк Ú2rn^hl t busnü^rnj^ hp^sшuшpqnLp)шü Ш2^ШSШÜf^ qrnpqrngúrnü öpшq^p 2014-2020: fru^ ^ШJШu-sшü^, úшuüш4npшщhu úшpq^

s^^ühpp àhnf hü php^hi hшpgúшü, q^súшü к ^rnqürn^hp^nLpjnLÜühp^ sшphЦшü hш24hs4nL-pjnLÜühp^ nLunLÚürnu^pnLpjrnü шpq]nLÜfnLÚ: ^шúhúшsnLp)шü hшúшp шnшüйüшg4hl t hhsU^i gnLgшü^2Ühpp"

ühpqpш44шöühp pЬqhшünLp hp^sш-uшpqnLp)шü %-^g,

• Uh^ hp^sшuшpqшЦшü ^hüspnbnLÚ 2rnhrnnnLÜhp^ ú^frü p4шfшüшЦ,

• ^шqúшЦhpщ4шö hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüfühp^ fшüшЦ,

• ^hpшщшspшu4шö hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüf ^pшЦшüшgünqühp^ sn^nup,

• ЬpшЦшüшg4шö hp^sшuшpqшЦшü ш2^ш-sшüfühp^ pш4шpшp4шönLp)шü úшЦшpqшЦp:

"^p^^g^è шpq]nLÜfühp^g t

qrnnünLÚ, np Ü2^ö dшúшüшЦшhшs4шönLÚ fcusnÜ^rnjnLÚ к ^ШJШUSШÜnLÚ, úшuüш4npш-^hu úrnpqniú 100% t Цшqúш-

^hp^^rnö hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüfühp^ fшüшЦp: Ufi t qprnüg^hi hp^nL hp^pühpnLÚ ti hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüfühp^ü ühpqpш4-^öühp^ pЬqhшЬnLp frnürn^nLÚ, úшuüш4n-pшщhu úшpqnLÚ 28%, ^u^ fcusn-

ü^jnLú" 18%: Urn^rnjü ^hsf t hш24^ шnühl rnjü

фшusp, npp tusnü^j^ pЬqhшЬnLp hp^srn-uшpqnLpJшü 60% 2020 p.-^ü ühprnn^hi t hp^-sшuшpqшЦшü ш2^шsшüfühp^ü, ^u^ úшpqnLÚ' ú^jü 35%:

^rn^npq gnLgшü^2^ hшúшp ^ph]^ t Ü2h]_, np fcusnü^ШJnLÚ ú^jü 38.4%-n^ t rnfihi úh^ hp^sшuшpqшЦшü ^hüspnünLÚ 2rnhrnnnLÜhp^ ú^g^ü p4шfшüшЦp" hшuühln4 1384: U^^nL^ dшúшüшЦ úшpqnLÚ rn^u gnLgrnü^p

шfihl t 250%-n^" hшuühln4 700: Urn^jü ü2hüf, np tusnü^rnjnLú ^rnü pшqúшpünLJp к pшqúшp^4 hp^sшuшpqшЦшü rn2farnsrnüfühp ^pшЦшüшgünq ЦшqúшЦhpщnLp)nLÜühp, npnüf шpqhü àкш4np4шö к husшЦhg4шö ш2^ш-sшüfühp hü ^prn^rnürngünLú n^npsnLú к nLÜhü ^phüg husшЦ npn24шö 2шhшnnLÜhp^ 2P2ш-ürn^p: bu^ ^ШJШusшünLÚ, úшuüш4npшщhu úrnpqnLú rn^u n^npsp qhn йкш4npúшü фш-LnLú t к Цшü uшЦш4 fшüшЦ^ Цшqúш-^hp^nLpjnLÜühp, npnüf husшЦ ^pшЦшüшgЬnLÚ t hp^sшuшpqшЦшü úшuüшq^sшg4шö ш2^ш-srnüfühp: bü^ 4hpшphpnLÚ t 4hpшщшspшus-hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüf ^pшЦш-üшgЬnqühp^ frnürn^ü, шщш ü2hüf, np fcusnü^ШJnLÚ rnjü шfihl t 5%-n^" hшuühln4 15%-^u^ úшpqnLÚ ШJÜ шfihl t 53%-n^"

hшuühln4 55%: Uju gnLgшü^2^ úh0 sшpphpnL-pjnLÜp щшJÚшüш4np4шö t üpшün4, np fcusn-ü^rn^nLú qnjnLpjnLÜ nLÜhü hшúшl_uшpшüühp, npnüf sprnúrnqpnLú hü «hp^sшuшpqшЦшü ш2^шsшüf» ЦppшЦшü öpшq^p, ^ü^^hu üшк «ung^шl_шЦшü ш2faшsшüf» ЦppшЦшü öpш-qpnLú hp^sшuшpqшЦшü шnü^4nq qшupüpшgühp Цшü: bu^ ^шJшusш-bnLú, úшuüш4npшщhu úшpqnLÚ,

h^úürn^rnünLú hp^шsшuшpqшЦшü ш2^ш-sшüf^ húsnLpjnLÜühpp к q^sh^fühpp Ühnf hü php^nLú hшuшpшЦшЦшü ЦшqúшЦhpщnLp)nLÜ-ühp^ ^nqú^g ЦшqúшЦhpщ4nq uhú^ürnpühp^ к 4hpшщшspшusnLÚühp^ шpq)nLÜfnLÚ:

^шpкnp gnLgrnüfo t üшк ^pшЦшüшg4шö hp^sшuшpqшЦшü rn2farnsrnüfühp^ pш4шpшp-4шönLp)шü úшЦшpqшЦp: tusnü^rnjnLú rnju gnLgшü^2 Ü24шö dшúшüшЦшs4шönLÚ шfihl_ t 60%-n^" hшuühln4 85%-^: bu^ ^ШJШusшЬnLÚ üúшü hhsшqsnLp)nLÜühp ^hü ^pшЦшüшg4hl 2010 p.-^ü: Ujq ^u^ щшsfiшnn4 ú2rn^hl t hшpgúшü phpp^^ к hrnpgnLú t ^pшЦшüшg4hl 2шhшnnLÜhp^ 2P2шüшЦnLÚ ^pшЦшüшg4шö hp^-sшuшpqшЦшü ш2^шsшüfühp^ pш4шpшp4ш-önLpjrnü úшЦшpqшЦ^ npn2Úшü hшúшp: ^шpgúшü шpq)nLÜfühpp gnLjg hü s^hi, np G^prn^ úшpqnLÚ h^úüшЦшünLÚ ^pшЦшüшg4hl t ^pprn^rnü, ung^шLшЦшü к Ú2шЦnLpшJ^ü hp^sш-uшpqшЦшü ш2^шsшüfühp к 2шhшnnLÜhp^ pш4шp4шönLp)nLÜ ^rnqúhi t 78%:

Регион и мир, 202Î, № S

Цщтиш^ 3. <шушитшйр кЬитпйрш)р ЬрртшишщшЦшй Ш2^штшйрйЬрр щп2 дтдшйр2^Ьр

йшрф op ЗДршЦ ííuiill ЬишпЬ^ш [17]

2G1G 2G2G Фпфп^. 2G1G 2G2G Фпфп^.

bppmшuшpцш^шü щ2^щшщüfühppü ühpqpщ4UщöЬhp pbqhrnbmp hppшщuщpцnLp]щü %-pg 7% 35% +28% 42% 60% +18%

Uh^ hppшщuщpqщ^щü ^hürnpnünLÚ 2шhщnnLÜhpp úp2№ p^^ta^ 200 700 + 250% 1000 1384 +38.4%

kщqúщ^hpщ4щö hppmшuшpцш^шü щ2^щшщüpühpp ршйш^ 5 11 +120% 85 200 +135%

Чhpщщщшpщuш4щö hppшщuщpqщ^щü ш2^штшйр ppщ^щüщgüщühpp rnn^nup 2% 55% +53% 10% 15% +5%

Ьpщ^щüщg4щö hppшщuщpqщ^щü ш2faшmшügühpp pщ4щpщp4щönLpJщü úщ^щpцщ^p S^jrni Жш 78% - 25% 85% +60%

^rnrnrnp^rnö hшúшщшpфшЦ hhmшmnqn- qrnprnqrngtob qnpönLÜ шпЦш htmU.^ h^ú^-rnnLpjrnü шpp)nLÜgnLÚ pшgшhшJm4bl t fabqppbhpp" purn nppmühpp к й2шЩЬ1 t qprnbg hppmшuшpqшЦшü ш2^штшЬрр pbumpmrnmp qшpqшgúшЬ hrnúrnp ^^ш^р puijibp:

Цщтиш! 4. Ьрртшишщш^шй ршрЬ]ш^йшй тцц^шд дпрдпщщщййЬр

П|прш Uiniipiii|il^|ini qnpönqnLpjnLbbhp

^ш^ш^шЬ ЦШ2Ш • njnpmp qщpqщgúщü nL ^щpqщ4npúщü hщúщp pprn^rnUrnfrnphb ишИшЬ^шй úp2qhpщшhu¿щ^щü hщúщqnpöщ^gnLpJщü ^pщünLÚ, hшm^шщhu ищ^щр к hppшщuщpqnLpJщü hщpghpp, ^ppnLpjrnü к q^mm-p^ü к и^^ш^^шЬ шщшhn4nLpJшü, щщpщöpuфü ^шnщ4щpúщü üщ^щpщpnLpJnLÜühpp йр2к/№т • h^/ш2faшmnц/щhmш^шü npprn 2Ф^шЬ nL hшúшqnpöш^gnLpJшü 50-50 ^кш^шф^ hщppщ^ühpp й2ш^тй urnhqönLÜ /nLunLgnqщ^щü hщúщшhд öpщqphp, hщúщшhд püürnp^úrnü фnpnLÚühp/ • hppшщuщpqщ^щü щ2^щшщüpp pprn^rnbrntob щЬшш^шй pщqщpщ^щünLpJщü ишШшЬтй • щЬтш^шй úщ^щpцщ^nLÚ bppшщuщpцnLp]щü №urnprnnLrnp urnh^önLÜ

^ш^р шщшhn4nLÚ • bppmшuшpцш^шü щ2^щшщüpp Uqquijpü йрйршйш! umrnüqrnpmühpp й2ш^тй /^шщ^шй щqqщJpü hppшщuщpqщ^щü pшцшpш^шünLpJшü шnщ2ÜшhhppnLpJnLÜühpp к nLqqnLpjnLÜbhpp hhS • bU örnnuijnq tornmgnq ^mn^jg^pp ühpppü hщшm^ uшщüqщpшühpp, nLqhüp2bhpp, ш2^шшшйрр ^rnbnbrn^rnpqhpp фш^йшЬ ^шЬ^й • ^ш^р umrnüqrnpühpp й2ш^йшй nшnLgnцщ^щü Ühntap^p щщшpщuшnLÚ к nLunLgnqrn^rnü únqnqühpp й2ш^тй • nprn^p uшщüqщpühpp oqшщqnpönLÚ щü&щüg nL ^rnnnijgühpp ^щpnдnLpJnLÜühpp Ьшк щ2^щшщüpp ^ш^р nL rnqqhgnLpjrnü qщpqщgúщü hщúщp • UüUmrnüqnLpjrnü к щщшhn4nLpJщü ¿щфщüp2Ьhpp ишШшйтй hppшщuщpqщ^щü щ2^щшщüp шpщúшqpnq ^nm-jg^pp q^ém^m-p^b hrnúrnp

nLÜЩ^nLpJnLÜÜhpp ишйщшф к öpщqphpp Ú2rn^nLÚ bppшщuщpqщ^щü щ2^щшnдühpp nLÜщ^nLpJnLÜühpp фщphpp Ú2rn^nLÚ к фnpйщp^nLÚ, npp hp^ü фш" - püpüщqüщhщшúщü йЬ^шй^йр ишпйшйтй, - hщúщщщщщufaщü nLunLgnдщ^щü qnpöpüpщgp к ^pprn^rnü öpщqpp й2шитй:

bU püqhщünLp hщppщ^ bppшщuщpqщ^щü щ2^щшщüp mprnúrnqpnq ^щnnLJgühpp, hppшщuщpqщ^щü щ2^щшnqühpp, hщüpщJpü drnnuijnqühpp, n^nprnp úp2ЩqqЩJ^Ь ^шnnLJgühpp hщúщp pbqhrnbmp hщppщ^p urnhqönLÜ, npp hüщpщ4npnLpJnLÜ ^шш úщuüщqhшühpp к шл 2шhщqpqpn ^rnnmjgühpp 2ЩPnLЬщUщUщЬ qщpqщgúщü фnp&p фn^щüщ^úщü, фnfaoqünLpJшü, щpq]nLÜщ4hшnLpJщü pщp&pщgúщü, hщúщшhq inppüqp hrnúrnp:

bU npprnp фpЬщЬuщЦnpnLÚ • qnünpщJpü hщúщJÜpp ^nnpqpüщgpщ шщшЬП^ПЦ úh^щüpqúp ишпйшйтй • S^U к hrnúuijpühpp nhunLpuühpp únpp]pqщgpщJp hüщpщ4np шщшhn4nLÚ к ^pщünLÚ, rnh^hpnLÚ njnprnp фpüшüuшdnpúшü hщúщp

Uü^n^hp^ ^mmmp^mö hmühümmnLpjnLüp k hhmmqnmnLpjnLüp" ^mpnq hüf np

-mjmummünLü hp^mmumpqm^mü m2fammmüp-ühp^ ^pm^mümgümü qnpöpüpmgnLü ^mü npn2m^^ faüq^pühp, npnüf ^hpwphpnLü hü ^pm^m^mü qm2m^ ^mpqm^npnLüühp^ü, ^ppm-^m^mü hmüm^mpqhp^ mühpmdh2m ^n^n^nL-pjnLÜühp^ü, qhmnLpjnLü S^U hppnpq uh^mnp hmümqnpöm^gmj^ü ühfamü^qüühp^ü, npnüg hmümp mnm^mp^nLü hüf ^pm^mügühi npn2m^ pmqhp, ümuüm^npmqhu hp^mmumpqm^mü m2^mmmüp^ ^pm^mümgümü qhmm^mü pmqm-pm^münLpjmü umhümünLü, -^-ühpk m2^mmnq-ühp^ k qhmm^mü njnpm^ umhqöhi hmppm^ühp 50-50 hmümqnpöm^gnLpjmü äkm^m^n^, bp^-mmumpqm^mü m2^mmnqühp^ nLüm^nLpjnLü-ühp^ ^mphp^ Ü2m^nLÜ k ^np&mp^nLÜ, ^qhu ümk hp^mmumpqm^mü m2^mmmüp^ $^ümü-um^npümü hmümp S^U k hmümjpühp^ nhunLpu-ühp^ ünpfr^qmg^mj^ hümpm^np mqmhn^nLü k fapmünLü: Uju mühüp pniji ^mm pmphjm^hi hp^mmumpqm^mü m2^mmmüp^ ^mqüm^hpq-ümü k ^pm^mgümü npm^p, npü tl frp hhpp^ü ^pmp&pmgü^ hp^mmumpqühp^ ^jmüp^ npm^p, ^üqmum^ hp^mmumpqühp^ pmph^hg^ ^jmü-p^ü, ^üpümhmummmümüp k ^üpünLunLgümü:

Oqmmqnpö^rnö qpm^mbnL^jmb guiiili

1. Thole. W. (2000). Kinder- und Jugendarbeit. Eine Einführung. Weinheim/München: Juventa Verlag.

2. Williamson. H. (1995). "At the crossroads: youth work in Wales", Welsh Journal of Education, 1995, No. 2.

3. Coussee. F. (2009). "Cardijn versus Baden-Powell:The methodical turn in youth work history" in Gilchrist, R. et al. (eds) Essays in the history of youth and community work: discovering the past. Lyme Regis, Dorset: Russell House Publishing, pp. 116-132.

4. bpfrmmumpqm^mü m2fammmüpfr ü^mqqmjfrü

nLUnLÜümU^pnLpjnLü, http://escs.am/files/files/2019-08-30/0fa777a0948832aeef70c270377b7b08.pdf (hmumüh^ t 24.07.2021 dmüp 17:15)

5. bpfrmmumpqm^mü m2fammnq^ ^üu^m^rnrnrnfr ^münüm^mpq,

http://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=83456&m= %27%27&sc=%20 (hmumühifr t 26.07.2021 dmüp 13:10)

6. -- hpfrmmumpqm^mü qhmm^mü pmqmpm^mümpjmü 2021-2025 pp. ß-mqüm^mpmpjnLü, https://www.e-

draft.am/en/projects/3268/about (hmumüh]^ t 23.07.2021 dmüp 12:10)

7. bpfrmmumpqm^mü qhmm^mü pmqmpm^münL-pjmü hmjhgm^mpqp https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID= 96116 (hmumühifr t 22.07.2021 dmüp 14:20)

8. b^pnqm^mü hmü&ümdnqn^ uq^mm^ pmqp.ünp fapmü h^pnqmgfr hpfrmmumpqmpjmü hmümp https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/a3fb3071-785e-4e15-a2cd-51cb40a6c06b (hmumüh^ t 21.07.2021 dmüp 16:15)

9. bpfrmmumpqm^mü m2fammmüpfr m^m https://www.riigiteataja.ee/akt/12851236 (hmumüh^ t 27.07.2021 dmüp 17:40)

10. fcumnüfrmjfr hpfrmmumpqm^mü m2fammmüpfr hmjhgm^mpq,

https://www.hm.ee/en/activities/youth/youth-work (hmumüh^ t 15.07.2021 dmüp 16:45)

11. bpfrmmumpqmpjmü m2fammmüpfr qmpqmgümü öpmqfrp

https://entk.ee/noortepoliitika/noortevaldkond/ (hmumüh^ t 11.07.2021 dmüp 11:30)

12. Upmmumhümüjmü hp^pühpmü hpfrmmumpqm^mü pmqmpm^mümpjmü frpm^m^mü ^mpqm^npmüühpp http://db.rgub.ru/youthpolicy/2/an-1120-2.pdf (hmumüh^ t 13.07.2021 dmüp 13:50)

13. The core principles of youth work, https://www.europegoeslocal.eu/changemakerskit/co re-principles-of-youth-work/ (hmumüh]^ t 09.07.2021 dmüp 11:05)

14. bpfrmmumpqm^mü m2fammmüp, CM / Rec (2017) 4 püqmü^mö t b^pnqmjfr fanphpq^ "bmfampmpühpfr ^nüfrmhfr ^nqüfrg, https://rm. coe.int/recommendation-cmrec-2017-4-and-explanatory-memo-rus/16808e3d83 (hmumüh]^ t 11.07.2021 dmüp 15:25)

15. -- bpfrmmumpqm^mü ^mqüm^hpqmpjnLüühpfr pmpmhqmqpnLü k qhmmpjmü ^nqüfrg ^ümüum^np^nq hpfrmmumpqm^mü qpmüm2&nphmj^ü öpmqphpfr mpqjnLüm^hmmpjmü qümhmmmü, bü№ 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. fow^wmpjwb ^mu^mpjmü ^.t., ömnmjnLpjnLüühp^ t^nünü^^m, nLunLüüm^mü &hnümpU, bpkmü, 2013,176 t2

17. bp^mmumpqm^mü n^nprn^ qmpqmgümü öpmqfrp, tumnü^mj^ hp^mmumpqm^mü m2^mmmüpühp^ ^hümpnü, https://www.hm.ee/sites/default/files/nak_rus.pdf (hmumühi^ t 14.07.2021 dmüp 12:48)

CdaHa/^MÜäätfhi t 22.06.2021 Pe^H3upoeaHa/Qpwfanutfhi t 29.06.2021 npuHxma/^faqnifatfhi t 06.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.