Научная статья на тему 'Բարձրագույն կրթության գործընթացի հեռավար կազմակերպման արդյունավետության նահատումը (ՀՀ նյութերով)'

Բարձրագույն կրթության գործընթացի հեռավար կազմակերպման արդյունավետության նահատումը (ՀՀ նյութերով) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
բարձրագույն կրթություն / հեռավար կրթական մոդել / կրթության արտահանում / կրթական ժամանակակից համակարգեր / օնլայն համալսարան / բնակչության կենսամակարդակ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Խաչատրյան Մ. Գ.

Предпосылкой для развития высшего образования как ведущий отрасли сектора услуг и повышения уровня жизни может быть модернизация образовательных услуг, применение новейших технологий в этом секторе, а также создание и улучшение экспортных моделей образования.Изучая опыт многих стран в области интернационализации высшего образования и предоставления высококачественных образовательных услуг, можно сделать вывод, что эти страны смогли занять свои позиции на международном рынке и имеют тысячи современных, конкурентоспособных образовательных программ, различные модели их реализации и тысячи студентов со всего мира. Локализуя международный опыт и принимая во внимание тот факт, что Республика Армении имеет большой потенциал для развития высшего образования, можно с уверенностью сказать, что система образования Республики Армении имеет все предпосылки для обладение конкурентной позиции на международном рынке.The precondition for the development of higher education as a leading branch of the service sector and increasing the standard of living can be the modernization of the education services, the application of the latest technologies in that sector and the creation and improvement of the education export models.By examining the experience of many countries in the field of internationalization of higher education and providing of high quality educational services, it can be concluded that these countries have been able to establish their positions in the international market and have thousands of modern, competitive educational programs, various models of implementation of these programs and thousands of students from around the world. Localizing the international experience and taking into account the fact that the Republic of Armenia has a strong potential for the development of higher education, we can confirm that the system of education of the Republic of Armenia has all the preconditions for having a competitive position in the international market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF REMOTE ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION PROCESS(WITH RA MATERIALS)

The precondition for the development of higher education as a leading branch of the service sector and increasing the standard of living can be the modernization of the education services, the application of the latest technologies in that sector and the creation and improvement of the education export models.By examining the experience of many countries in the field of internationalization of higher education and providing of high quality educational services, it can be concluded that these countries have been able to establish their positions in the international market and have thousands of modern, competitive educational programs, various models of implementation of these programs and thousands of students from around the world. Localizing the international experience and taking into account the fact that the Republic of Armenia has a strong potential for the development of higher education, we can confirm that the system of education of the Republic of Armenia has all the preconditions for having a competitive position in the international market.

Текст научной работы на тему «Բարձրագույն կրթության գործընթացի հեռավար կազմակերպման արդյունավետության նահատումը (ՀՀ նյութերով)»

«Pmp&pmqmjfo ^ppnLpjmfo qnp6pbpmg^ ЪЬпш^шр ^шqtfш^hpщtfшfo шрщ^Ьш^Ьт^эдшЬ foшhшmnLtfp (« bjnLpbpn^)»

Mm^mwpjmU W. Q.

Цищ^р^шйш, щЪшшЦшй тЬтЬишд^тш^шЬ hшйшluшp,шй

S<■ иш^рпЩпйпй^Цш^ шйр^пй (Ьркшй, ^ш^шишшй)

mararm [email protected]

^finnpn2 ршпЪр" pmp^pmqnLjb ^ppnLpjnLb, hhnm^mp ^ррш^шЬ tfnqhi, ^ppnLpjmb mprnmhmbnL^, ^ррш^шЬ бш^шЬш^ш^д hшtfш^шpqhp, оЬ1Щ|Ь hшtfшluшpшЬ, рЬш^^р)шЬ ^ЬЬиш^ш^шр^ш^

Evaluation of the efficiency of remote organization of higher education process

(with RA materials)

Khachatryan M. G. Armenian State University of Economics, postgraduate student of the Chair of Macroeconomics

[email protected]

Annotation. The precondition for the development of higher education as a leading branch of the service sector and increasing the standard of living can be the modernization of the education services, the application of the latest technologies in that sector and the creation and improvement of the education export models.

By examining the experience of many countries in the field of internationalization of higher education and providing of high quality educational services, it can be concluded that these countries have been able to establish their positions in the international market and have thousands of modern, competitive educational programs, various models of implementation of these programs and thousands of students from around the world. Localizing the international experience and taking into account the fact that the Republic of Armenia has a strong potential for the development of higher education, we can confirm that the system of education of the Republic of Armenia has all the preconditions for having a competitive position in the international market.

Key words. Higher education, distance education model, export of education, modern educational systems, online university, living standards of the population

Оценка эффективности дистанционной организации процесса высшего образования

(по материалам РА)

Хачатрян М. Г.

Армянский государственный экономический университет, аспирант кафедры макроэкономики (Ереван, Армения)

[email protected]

Аннотация. Предпосылкой для развития высшего образования как ведущий отрасли сектора услуг и повышения уровня жизни может быть модернизация образовательных услуг, применение новейших технологий в этом секторе, а также создание и улучшение экспортных моделей образования.

Изучая опыт многих стран в области интернационализации высшего образования и предоставления высококачественных образовательных услуг, можно сделать вывод, что эти страны смогли занять свои позиции на международном рынке и имеют тысячи современных, конкурентоспособных образовательных программ, различные модели их реализации и тысячи студентов со всего мира. Локализуя международный опыт и принимая во внимание тот факт, что Республика Армении имеет большой потенциал для развития высшего образования, можно с уверенностью сказать, что система образования Республики Армении имеет все предпосылки для обладение конкурентной позиции на международном рынке.

Ключевые слова. Высшее образование, модель дистанционного образования, экспорт образования, современные образовательные системы, онлайн-университет, уровень жизни населения

U^farnphmtf bhp^mjnL^u mpq^m^mb t qmp-&h]_ mbmhunLpjmbbhp^ mjb^u^ fijrnpmjpb qmp-qmgrntfp, npnbg hptfgrntf t bppmpjnLbp k

q^mhj^gp: Uju hp^nL qnp&nbb hb ^Ь&шщЬи ^mpknp^nL^ hmtfm2famphmjpb mbmhunLpjmb

tfh^ imjb mmpm&nL^ qmm& q^mhj^gmhhbg mbmhunLpjmb mnmgfamqmgtfmb qnp&pbpm-grntf: Ujb hp^pbhpp, npmhq ^ppmpumb" hmm^m^hu pmp&pmqnLjb ^ppnLpjmb nppmp qmb^mtf t ^hmnLpjmb nL2mqpnLpjmb ^hbmpn-

ünLÚ, mjürnh^ ^mjü hüшpш4шpnLp)nLÜühp hü urnh^ö^nLÜ q^rnhi^gp np^hu шп£ nL ^ШЙШП^ шnшplш цшpйühlnL к mjü ^ 2шh mümhunLp)шü qшpqшgúшü öшnшJhgühlnL qш^шфшpühpp:

ш^Ь^п^ mjü hшüqшúшü£p, np ш2^шph^ qphph pnpp hplpühpp 2019-2020 pp ^üqühg^ü h^úüшfaüцp^ шпш^,

frü^frufrü tp COVID-19-n^ шpmшhшJm4шö ^rnüqhú^rnü, шnш2шgш4 mümhunLpjnLÜühp^ npn2 n^nprnühp^ qnpönLübnLpjrnü пщ^ш^^-p)шü фnфn^nLp)шü шühpшdh2mnLp)nLÜ: Ujq n^nprnühp^ p^nLÚ t üшк Ipprnp^ü nppmp, npp, Imprnl фnфn^nLp)шü hüprn^hg hшmЦшщhu qшpqшgnq к шügnLÚшJ^ü rnürnhunLpjnLü nLÜh-gnq hplpühpnLÚ, npmhq ^ mшpphpnLp)nLÜ qшp-qшgшö hplpühpp ц^ки humшl Цшqúш4np4шö ^t hhnш4шp ^ppnLpjrnü únqhip, к mhuшü^JnLÜ^g ц^ки 2шт шühф£ühp ^ü:

^ppnip^ü njnpm^ шpц^шЦшüшgnLÚp, ünp únqh]ühp^ ühpqpnLÚp, Ipprnp^ü шpmшhш-ünLÚp ЦшpкnpшqnLJÜ grnjLhpü hü, npnüf

^pnq hü h^úg hшüц^uшüшl_ mümhunLp)шü hшúшp np^hu hhnшüЦшpшJ^ü к шpц^шЦшü nppm: Uju qnpöpüprngp hüшpш4npnLp)nLÜ t mшl^u ^üшJhl_ üjnLprn^rnü nhunLpuühpp" фп^ш-phüp шpцjnLÜш4hm oqmrnqnpöhin^ úшpцЦшJ^ü nhurnpuühp^ ^nmhüg^ip qшpqшgühl rnürnh-unLpjnLÜp к qpшüghl_ шпш^Ь prnpàp rnürnh-uшЦшü ÜhngphpnLÚühp: ^ppnLp^ü njnpm^ pnpp o^lühpp ú^шdшúшüшl ^pUnp hü rnju únqhp^ rnürnhunLpjnLÜp qшpqшgühlnL hrnúrnp, uшЦшJÜ unLjü ш2^шmшügnLÚ lnLunLÚüшu^pф hrnm^rn^hu pшpйpшqnLJÜ Ippnip^ü nppmp: PшpйpшqnLJÜ IppnLpjnLÜp h^úüшЦшü

o^lü t Ippnip)шü n^nprnnLÚ, npp шпш^Ь щшmЦhpш4np t gnLjg тш^ pnih-^hmnLpjnLÜ-ш2^шmшüg^ 2nLUш-mümhunLpJnLÜ Цш^: ^щpкnp t nLunLÚürnu^phi шJu únqhj^ l^pшnúшü ф^^ к ^ш ühpцpúшü hhnшüЦшpühpp ^-rnú: ^ppnip^ü шpmшhшünLÚp 4hpшphpnLÚ t rnjü qh^hp^ü, hpp lppшlшü öpшqphp^ pn^bq-rn^nipinLÜp, фnpйш£ÜünLp)nLÜühp^ шpцjnLÜgühpp, m4JШLÜhpp, úhpnцшpшünLp)nLÜp, nLunLÚürn^rnü ^^üühpp шpmшцp4nLÚ к 4шfiшn4nLÚ hü шpmшuшhúшÜJШü 2nLlшühpnLÚ, hpp lppшlшü njnpm^ ш2^шmn^ühpp frphüg qnLÚшpp öш^unLÚ hü hшúш2faшphшJ^ü 2nL-Irnirnú шщpшÜ£Ühp^ к öшnшJnLp)nLÜühp^ йbngphpúшü üщшmшЦn4, ^ü^hu üшк hpp hшúшLuшpшüühp^ шцú^ü^umpшmnpühpp pш-gnLÚ hü hшúшLuшpшüühp шúpnц2 ш2faшphnLÚ Цшй 4шfiшnnLÚ hü frphüg nLunLÚüшlшü öprnqphpp шpmhplpnLÚ: ^ppшЦшü 0шпш|П1-pjrnüühp^ шpmшhшЬnLÚp ühplшJnLÚu ш^^ш-ün^ t rnp^nLÜrn^hm, np hph ^uЦшщhu Ú2шЦ4hü úfernqqrnjfrü umшЬцшpmühp^ü hшúшщшmшu-^шü npшЦJШl_ к úpgnLÜшЦ 4ppшЦшü öpшqphp к

nLunLÚürn^rnü щl_шüühp Цшph|^ t цpшüg rnpmrn-hшühl_, gшü^ np ^pprnpjnLÜü rnjdú шúhüш-^шйшп^п^ шщpшügü t hшúш2^шphшJ^ü 2nLЦшJnLÚ:

ЪhpЦшJnLÚu, ШПШ4Ь]_ gшü hpp^gh, püшЦ-^rnpjnLÜp ^pprnpjnLÜp ц^mшpЦnLÚ t np^hu ÜJnLpшЦшü pшphЦhgnLp)nLÜ, ung^шl_шЦшü ^rnp-2шpdnLЬnLp)nLÜ шщшhn4n^ h^úüш-^rnü ú^^ng: ^шuшpшЦnLp)шü úh^ йкш4np4hl t ^nLÜ ùnmhgmù 4ppnLpJшüp" np^hu Цшщ^-тш]^ ühpцpúшü шпш4Ь]_ hhnшüЦшpшJ^ü к 2rnhnLprnphp ú^ n^nprn^: «^шщ^mш|^umшЦшü qrnpqrngúrnü nLdhpp» ш2^шmnLp)шü

úh^ UppnLp Uhq^unüp uшhúшühl t ú^ op^ürn^rn-фnLp)nLÜ, hшúшйшJÜ np^ ^ppnLp)шü ф^üшüuш-4npúшü 1% -n^ ш4hlшgnLÚp hrnüqhgbnLú t ^ЪЦ-^ 0.35% шб^: 2004 p.-^ü SümhuшЦшü hrnúrn-qnpöшЦgnLp)шü к qшpqшgúшü ЦшqúшЦhpщnL-pjrnüp ЬЦш^ rn^ü hqpшЦшgnLpJшü, np pürn^^ühp^ úhöшúшuЬnLp)шü hшúшp nLunLú-üшЦшü qnpöpüprng^ mкn^nLpJшü ú^^^ü шfip úh^ rnrnpn^ hшüqhgünLÚ t hp^p^ ^ЪЦ-^ 3-6% rnfi^ü: [1]: PшpйpшqnL)ü úшuüшq^mшЦшü ^pmp^ü úшЦшpцшЦp к pünLpшqpn^

ú^ 2ШP2 gnLgшü^2Ühp Цшü: t шnшüй-

üшgühl_ op^üшЦ" püшЦ^nLp)шü úh^ pшpйpшqnLJÜ ^pprnpjnLÜ rnühgn^ühp^ pшd^üp, pnLhhpnLú nLuшün^ühp^ püцhшЬnLp gшüшЦp, nLuшün^ühp^ grnürn^p püш^¿nLp)шü úh^, püш^¿nLpJшü Цhüuш-úrn^rnpqrn^p pünLpшqpn^ gnLgшü^2Ühp^ úh^ ^ppnLpJшü prn^rnqp^p, 4ppшЦшü 0ШПШ]П1-pjrnüühp^ шpmшhшüúшü úrn^rnpqrn^p, ^ppш-llшü öшnшJnLp)nLÜühp^ q^üp, щpnфhunpш-цшuш^nuшЦшü lшqú^ npшlш4npúшü шцт^-firnüp, pшpйpшqnLJÜ lppnLp)шü úhónLpjnLÜp ^Ъи úшuüшpшdünLÚ к pшqúшp^4 ШЛ gnLgrnüfoühp:

Ujü hplpühpp, npnüf шpmшцpnLÚ к шpmш-hшЬnLÚ hü ^phüg Ipprnlrnü öpшqphpp, шpdhg-ühpp, úhpnцшpшЬnLp)nLÜühpp, n^ ú^rn^ü ш4hlшgЬnLÚ hü ^phüg hlrnúnLrnühpp, шлк hüшpш4npnLp)nLÜ mühü шqцhl_ hrn^^ü úшlшpцшln4 ünp qшpqшgn^ rnhü-qhügühp^ umh^öúшü ^pш: PшpйpшqnLJÜ IppnL-p)шü qhpшlшJnLp)nLÜühp^ 2шP2nLÚ hü' dшúшüшlшl^g цшpш2p2шü^ щшhшÜ2Ühpp pш4шpшpn^ щpnфhu^nüшl_ Irnqphp^ mpш-úшцpnLÚ, IppnLp)шü hш4шuшpnLp)шü hpш2-^ш4npnLÚ, nLunLgnLÚ, шlшцhú^-

шlшü pшüш4np-qpш4np lppшlшü hrnúrnlrnpq^ lшmшphlшqnpönLÚ, lpшm4шú^2ngühp^ oqmш-qnpöúшúp ^prnnLrni nLunLgúшü únqhiühp^ ^pШ^nLUnLÚ, фnpÚШl_, 2ШPnLÜшlшlшÜ к n^ фnpúшl_ lppnLp)шü ühpцш2ÜшlhgnLÚ к rn^iü: [2]:

Uju rnhurnülinLÜ^g úhó qhp rnü^ hhnш4шp Ippnip^ü шpцjnLÜш4hm únqhj^ Ú2шlnLÚp к ühpqprnúp, npp ú^шdшúшüшl lшщшhn4^

rnqq^j^b ^рш^шЬ hшriшЦшpqp шpq]nLbш-^Ьшш^шЬ prnp&prngnLtfp, шд Ьшк ^pnp t prngh]_ rih& hhnшbЦшpbhp hшJЦшЦшb %ршЦшЬ &prnqphp^ к ^pnpnLqmbhpp ^ш^ pшphlшф tfrnfr к шpp:pшЦшbшgriшb, pb^hu Ьшк qprnfrg шpmшhшbriшb ^^i^pp rih&шgriшbp, pbp ^qrnbqhgb^ hшriш2шfaшphшJpb 2nLЦшJnLri щщ ^pnpnLqmbhpp bhrnmtfrntfp щшhшb2шp4p шй^Ь: ^шpknp t b2hi, np щшЬp:hripшb rih& шqqhgnLpJnLb nLbhgrn^ ^ртрдшк hшmЦшщhu pшpйpшqnL]b ^ppmp^b nppmp ^ш: Ubhpш-dh2rnnLpjnLb шпш^шдш^ ш^шЬршЦшЬ %pnL-Р)шЬ rinphp фn^шppbhlnL hbnrn^rnp ^ppmp^b rinphp^ к рш ppшЦшbшgbhl hbшpш4nppbu ^pfi dшriшbшЦшm4ш&nLri: ^h pb^hu Цшqriш-^hp^^hg mju qnp&pbpшgp, Цш^шй t mшpphp hp^pbhprnri ^ртрдшЬ njnpmpb mp^np шпш^-Ьщ|Ьтр)шЬ hшbqшriшbш£pg: "U^farnphp qшp-qшgш& к qшpqшgnq rip 2rnp£ hp^pbhpmri шpqhb pu^ pш4шЦшbpb hp^p dшriшbшЦ t qnp&rnri hb hhnrn^rnp ^ртрдшЬ ш^ЬЬш-mшpphp rinqh]bhp [3]:

• hhnш4шp rnumgrnri ^qnqnb$hprnbup rip^ngn^: -^hnш4шp ^рш^шЬ &шnшJnLp]nLbbhp rirnmnLgnq hшumшmnLp]nLbbhpp nLuшbnqbhppb ^pphpL hшriшp hшfiш^ oqmшqnp&nLri hb 4pqhnqnbфhpшbu: Uju qnp&pbprngp Цшqriш-Цhpщriшb hшriшp oqmшqnp&4nLri hb 4Nhn-Цnbфhpшbup &pшqpp, pb^pupb t ezTalks Cloud Meeting pшp&p nprn^p &pшqppp: Ujb шщшhn-^mri t rnbphpp 2фnLrip к hbшpш4шpnLpJnLb t mш|pu ф^ьшпир^ь &hnp phph pb^hu nLuшbnqbhpp, rnjb^hu tl qшuшfanubhpp hrnrirnp: Uju^pun^, hhnш4шp nLunLдriшb rih<? ^pqhn-Цnbфhpшbup ЦhbuшЦшb php t farnqnLri:

• upbfapnb к ш^Ь^пЬ hhnrn^rnp ^ppnL-pjrnb: Pшnшgpnphb Synchronous-^ ^rnbrn^nLri t «ripkbnijb к pu^ Asynchronous- p' n ripшdшriшbшk -^hnrn^rnp ^ppmp^b upbfapnb Ь^шЬшЦр щшhшb2nLri t ЦhЬqшbp hшqnpqшЦgnLri шngшbg Цшй hhnrn^nb$hprnbup rip^ngn^, Цшй tl шпцш" LurnprnbnLri: Upbfapnb hhnш4шp ^ppmpjmbp un4npшpшp ^rn^rnu fi^rnb t к ш^ЬФ 2шт t щшhшb2nLri nLuшbnppg hrnm^rngbhinL ^ppmp^bp: Ujb bшk bщшumnLri t qшuшfanubhpp к nLuшЬnqbhpp rip^k шфф rih& йш^шф pbmhpшЦmp4

2фnLribhpp:

Uupbfapnb hhnш4шp ^ppmpjmbp nLuшЬnq-bhppb mprnrirnqprnri t ш2faшmhlnL шqшmnL-pjnLb к rnqrnm qpшфpЦp hbшpш4npnLpJnLb: ПLuшbnqbhpp ^rnpnq hb ш4hlp 2шт dшriшbшЦ rnbg^rngbhi шл nLuшbnqbhpp hhm:

• prng dmriшbшЦшgnL]gp шngшbg qшu-pbpшgbhp: -QLurnbnqbhppb mpшriшqp4nLri t шqшmnLpJnLbp " prng qrnupbprngbhpp шngшbg bщшmшЦшhшpriшp dшriшbшЦ tfrnubrn^ghpL

hbrnprn^npnLpjnLb: иш rimbnLri t «Uupb^pnb» nLunLgriшb ЦшmhqnppшJp rih^, npmhq nLuшbnq-bhppb mp^nLri hb pbmhpbhmp ^pш hprib4ш& qшuшqpghp к bjnLphp: UЦqpbшщhu nLuшbnq-bhppb mpшriшqp4nLri t pphbg ш2^шmшbgb ш4шpmhLnL 4hp2bшdшriЦhmbhp к prnjirnmp^nLri t ш2^шшЬ! pphbg hrnprirnp mhri^hpn^: Pшg ЩLшbш4np4ш& шngшbg qrnupbprngbhpp ^шфш-qшbg шpdhgш4np hb rnjb nLuшbnqbhpp hшriшp, n^fhp bш^pbmpnLri hb pbgbnLpnijb ш2^шшЬ1:

• hppppqrnjpb hhnrn^rnp ^ppnLpjnLb: ^ppppqrn^pb hbnш4шp ^ppnLpjnLbp pprn^rnbrntf шupb^pnb к upb^pnb nLunLgriшb hrnrirnqpnL-pjnLb t, npp pbpшggnLri murnbnqbhpp ЬЬршЦш hb hhrnkh^nL pphbg ш2^шmшbgb ш4шpmhLnL npn2шЦp d^ri^hmp: nLuшЬnqbhppb рт_дш-mp^nLri t pbgbnLpnijb Цшmшphl_ шпш^ш-qpшbgbhpp к rnjq шnш2шqpшbgbhpp bhp^rnjrng-bhi шngшbg $npnLrip rip^ngn^:

• hrntfrn^rnpq^n^ ppшЦшbшg4nq hhnш4шp ^ppnLpjnLb: ^шriшЦшpq^шJpb hprinLbgbhpn^ hhnш4шp nLunLgriшb pbpшggnLri nLurnbnpbhpp щшpmш4np hb hшЬqpщhl_ LuшpшbnLri Цшй hшriшЦшpq^шJpb l_шpnpшmnppшJnLri шrihb 2шpшp Ь2^Ш& d^ripb: ^ЬПШЦШ ЦppnLpJшb rnju rnhurn^p nLuшbnqbhppb pшg qpшфpЦ ^p mprntfrnqp^mtf:

• фpgu4ш& dшriшbшЦp rnngrnbg qшupbpшg-bhp: «Фpgu4ш& dmriшbшЦ» qrnupbprngp hhnш4шp ^ppnLpj шЬ шrihbшmшpш&4ш& mh-uшЦb t: £шbp np ^hpbrnqppp gnLjg t mшlpu, np rnju qшupbpшgbhpp шngшbg hb, prn^g nLuшbnqbhpp ^hmp t rinLmp qnp&hb pphbg nLumribrn^rnb ^rnjp Ь2шЬшЦ4ш& d^ripb: Uju qшupbpшgp йkш^шфp ribnLri t hrnrirndrnri, gшbp np ш]Ь npn2 qh^ghprntf щшhшb2nLri t щшpmшqpp ЦhЬqшbp qpnLjgbhp:

• ob^rnjb hшriшl_uшpшbbhp: U2^шphpb hrnjm-bp hb obirnjb hшriшl_uшpшbbhpp prnqrirnpp^ oppbшЦbhp, npnbf riшmnLgnLri hb nprn^jrni ^ppnLpjnLb rip 2шpp riшubшqpmnLpJnLbbhpp q&n^, pb^^pupg hb American College of Education, University of Florida Distance Learning, Florida State University, University of Missouri, Utah State University, Mississippi State University, Central Michigan University к шдЬ [4]: Obirnjb hшriшLuшpшЬЬhpp qnp&nLbhmpjnLbp hbrnprn-^npnLpjnLb t rnrnjpu riшppЦшbд umшbшl_ nprn^jrni pшpйpшqnL]b ^ppnLpjnLb ш2^шphp gшbЦшgш& ^rnjppg:

Ujdri mtqpmqmntmtp ot^mjt hmtfmjum-pmttbpft qnp&nLtbnLpjmt tfft^mqqmjftt ^np&ftt, mjq qnp&ptpmgft ^mqtfm^bp^tfmt mnm&5&m-hmm^nLpjnLttbpftt, qpm^mt k pmumgm^mt ^nqtfbpftt, ftt^bu tmk ^ otjmjt hmtfmjumpmt hfttftbpL hbnmt^mptbpftt:

HLunL^tmuftpbin^ mmppbp bp%tbpft ^np&p ^mpbjft t ^mumb]_, np m2^mphnLtf mpqbt pm^m-^mtftt bp^mp dmtfmtm^ t qnp&nL^ bt otjmjt hmtfmiumpmttbp: ^pmtgftg npn2tbpp qnp&nLtf bt 2 mmppbpm^n^ k mn^m, k mngmtg (ISM The International School of Management France) [5], um^mjt ^mt hmtfm^umpmttbp, npntf pmgmnm-^bu qnp&nL^ bt otjmjt hmppm^nLtf" ^ftpmnbp^ dmtfmtm^m^ftg mbfatnpqftmtbpp k ftpmqpmjftt htmpm^npnLpjnLttbpp [6] SKILLBOX:

Upmbp^pnL^ hbnm^mp %pnLpjnLtp ^mqnLg qmqmpbi t ifttbi ftt^-np tnp k mtun^np pmt: Ujdri hbnm^m ^mpqn^ htmpm^np t ummtm^ qftmm^mt mum^fimt qpbpb gmt^mgmft tfmutmqftmnLpjmt tfb^: Umnpk pbp^mft bt npn2 tfmutmqftmnLpjnLttbpft hbnm^mp %pm.pjmt mnmt&tmhmm^nLpjnLttbpp.

1. Mdfttftpfttq: Ungmtg ftpmqpbpft tfmup qmum^mtq^nL^ t tfmqftumpnum^mt k qn^mnpm^mt tfm^mpqm^tbpnL^ k nLqq^m& t mjt nLumtnqtbpftt, n^fbp mpqbt m2^mrnniJ bt ftpbtg tfmutmqftmnLpjmtfp, n^fbp gmt^mtnL^ bt m^bjft tbq tfmutmqftmmgnLtf ummtm^ k qftmbjftptbp ^ftpmnbi tmfamq&mjftt m2^m-mmtptbpnL^:

2. -^mtfm^mpq^mjftt qftmnLpjnLt: ^bnm^mp ^ppnLpjmt mbfa&npqftmjft pnLt qmqm^mpp mtpm^mbjftnpbt t hmtfm^mpq^mjftt qftmnLpjmt hbm: Ungmtg nLunLgnL^t mjumbq hfttftm^mtnL^ m^m^fttnL^ t nLumtnqft fttftnL-pnLjt m2fammmtpftt k ftpm^mtmg^nL^ t qpbpb mnmtg umMmtm^m^nL^tbpft: Umutmqftmm-gnL^tbpp mmmmt^nL^ bt ^ftpbpmt^mmtqnL-pjnLtftg tfftt^k mbumfamqbp:

3. pftqtbuft ^mnm^mpnL^ (MBA): Pftqtbu ftpmqpbpt mjuop nLumtnqtbpft 2p?m&nLtf mnm-^bimqnijt ^mhmt^mp^ nLtbt: Pmpbpmfamm-pmp, mju ftpmqpbpp ^mpnq bt hb2mnLpjmtfp mbqm^n^hl hbnmhmp ftkm^m^, fttp bpftmm-umpq ftbntmp^mmbpbpftt htmpm^npnLpjnLt t mmi^u ^mp^b ftpbtg pftqtbuftg k %pm.pjnLt ummtmpL qnp&ptpmgnL^ pL&bi ^ftpmnm^mt pftqtbuft fatqftptbp:

4. &fttmtutbp k hm2^m^mhnLpjnLt: &fttmtutbpft k hm2^m^mhnLpjmt nppmnLtf ^ppnLpjnLtp hmumtbjft t mtfpnqgnLpjmtfp mngmtg: UmutmqftmnLpjmt tfb^ mngmtg nLunL-gnL^p m^mhn^nL^ t pninp mthpmdb2m MmnLpjnLttbpp ftt^bu tfmutm^np, mjt^bu tl ^bmm^mt hmm^m&nL^ m2fammbpL hmtfmp [7]:

^bnm^mp nLunLg^mt qnp&ptpmgnL^ nLum-

tnqtbpft k qmumfanutbpft tfft^k hmtfmmbq m2^mmmtgp ^mqtfm^bp^nLtf t ^tmbptbm^

• tfmtfmtm^ ^mup nLumtnqp nLunL^tmu^pnL^ t mpmtfmqp^mft tjnLpbpp k qmum^nunLpjnLttbpp (mbpum ^m^ mbumtjnLp) " oqmmqnpftbin^ ftp mt&tm^mt hm2^4p, ^t^^bu tmk nLunL^tmuftpnL^ t ^mutmqftmmg^mft qpm^mtnLpjnLt.

• HLumtnqp ^mpnq t nLu^mt ptpmgpnL^ ftmqnq gmt^mgmft hmpg nLqqbi ^pn^bunptbpftt tm^m^mqpnLpjmt ^ft^ngn^ ^numn^ ^m^ hmmnL^ umbq&4m& hmppm^tbpnL^ (^mpbp).

• Stmjftt mnm^mqpmtptbpp tnijt^bu nLqmp^^nL^ bt ^numftt ^mtf ^bppbnt^nL^ hmmnL^ hm^m^mpqnL^.

• fotfpmjftt tm^mqftbp ^mmpmumb^nL hm^mp oqmmqnpft^nL^ bt mmppbp ^prnnLmi mm^mm^tbp, pttmp^nL^tbp, ptqhm&nip mngmtg hmumtbj^nLpjm^p ftpmqpbp;

• Ungmtg qmum^nunLpjnLttbp, ub^fttmp-tbp, pttmp^nL^tbp mtg^mg^nL^ bt Zoom, Google Hangouts, Skype, Microsoft Teams k mji Mmtmmft^ ^ftqbn^nt^bpmtuft htmpm^npnL-pjm^p ftpmqpbpft tfftgngn^:

Ot^mjt hm^m]_umpttbpft mngmtg nLunLg-tfmt qnpftptpmgp ^mq^m^bp^b^nL hm^mp qnLjnLpjnLt nLtbt fttmbptbm ftpmqpmjftt m^mh^nL^tbp, npntf ftpbtgftg tbp^mjmg&nL^ bt hmppm^, npmbq hm^m]_umpmttbpp ^mpnq bt qpmtg^bi k ftpbtg tjnLpbpp (tib^mpntmjftt qpfbp, mbum&mjmtmqpnLpjnLttbp, mqmm ot-l_mjt qmum^nunLpjnLttbp, ^bpfttmptbp, tlb^mpntmjftt hnq^mfttbp, ^ftfim^mqpm^mt m^jm^tbp k mjit): Uju^ftuft hmppm^ t imjt mmpm&nLtf k ^ftpmnnLpjnLt nLtbgnq https://www.coursera.org/ ^mjpp, npmbq hm^m-Lumpmttbpftt htmpm^npnLpjnLt t mp^nL^ qpmtg^bi k ^ftpmnbin^ ftpmqpft mp^mft mnm^b-LnLpjnLttbpp qmm2mfi &kn4 hft^tb]_ ot^mjt hm^m]_umpmk p&qnLtb^nLpjnLtftg tfftt^k m^mp-mm^mt ^mummpqpft hmt&tnL^, ftt^bu tmk ftpm^mtmgtb]_ pmg qmubp, npftt ^mpnq bt ^mutm^gb]_ m2^mphft mmppbp ^bmbpnL^ ptm^^nq ^mpqft^" qpm&n^ ftu^ &bnp pbpbin^ hm^m2^mphmjftt ^mp^mtft2:

nLunLtftmuftpbp^ mmppbp 4bpinL&nLpjnLt-tbp, p^mjftt m^jmitbp k qftmm^mt hnq^mfttbp ^mpbjft t humm^ t2b]_, np hbnmhmp ^ppnLpjmt ^nqbift tbpqp^mt qnpftptpmgp pm^m^mtftt pmpq k pmq^mpn^m&qm^ t, fmtft np ^mhmt^nL^ t hmmnL^ ^m^mttbpft mn^mjnL-pjnLt (hm^m^mpqft^tbp, mpmq fttmbptbm, m2^mmmtpmjftt hmpm^tbp), ftpmqpmjftt m^m-hn^nL^, mthpmdb2mnLpjnLt t mnm^mbniJ ^mpq^mjftt nbunLputbpft" qmum^nutbpft k nLumtnqtbpft ^bpm^mmpmum^mt, ^ppm^mt

dmúmüm^m^pg к úpgnLÜm^ öpmqphpp й2шЦ-úmü, m4jm]ühpp pmqmühpp umhpöümü к шд ^mp^p hppmhmúmqmpqhpp qnpömpqimü: Um^mjü qhmp t üшк ^únnmümi hhnm|ip ^ppnLpjmü mpppm^mü hmlm^mpq nLÜhümpL mnm|hpLpjnLÜühpp úmupü, pü^qpupp hü %рш-^mü üjnLphpp pmqúmqmbnLpjnLÜ, hümpm|npnL-pjnLÜ ummümi ^ppnLpjnLÜ gmü^mgmö |mjppg gmü^mgmö dmúmümk qprnhjpgühpp umnLqúmü hümpm|npnLpjnLÜ, mшpphp phúmühpn| шqшm dmúmüm^ pmumfanunLpjnLÜühp luh^nL hüpm-|ipnLpjnLÜ, mühmmm^mü ^ppm^mü öpmqphpp Ú2ikúmü к mjp ömnmjnLpjnLÜühpp

mpmmhmüúmü hüpm|mpnLpjnLÜ к mjiü: [8] :

£müp np ühp^mjnLÚu pmqúpgu ^mpUnplml t ^ppnLpjmü mpmmhmüúmü фhЬnúhp npqhu mümhunLpjmü qmpqmgúmü mnm^ümjpü к pp^ nhunLpuшmшp nppm, pü^qhu üшк ш1фпф^п|

|hpnqpjmip Цшphф t hqpm^mgüh]_, np -mjmu-mmüp -müpmqhmnLpjnLÜp ünijüqhu nLÜp pnpp hümpm|npnLpjnLÜühpp (pmpÜp npmqm|npnLÜ nLÜhgnp ^mpphp pnpp úmuümqpmnLpjnLÜühpp qön| pmpÜpmqnLjü %pnLpjmü úp^mqqmjpü ^шфшüp2ühpp hmúmqmmmufamü qpnpnL^m-ühpp mnqmjnLpjnLÜ, npn2 hmúmiumpmüühpp ^npúpg mpphü pu^ hhnm|ip ^ppnLpjmü inphp ühpp ^ppmnúmü ф^й, úp^mqqmjpü ^ppm^mü hmúmqmpqnLÚ úpgnLÜm^ pppp nLÜhümpL iühpmdh2mnLpjnLÜ, npn2 n^nprnühpnLÚ úp^mq-qmjpü 2nL^mjnLÚ mpphü pu^ Ühnp php|mö pLp^ hm^npnLpjnLÜühp к mjiü) nLÜhümpL úp^mq-qmjpü ^шфшüp2ühppü hmúmqmmmumfamü oü^mjü hmúm]umpmü: Oü]mjü hmlijumpiü hpú-ühjnL hmúmp gmü^mjp t ümfa к шпш^ |hppLÖhi mju hmúm^mpqp inmüÜümhmm^nLpjnLÜühpp SWOT ^hpinLÖm^mü qnpöppp úp^ngn^:

^ oùirnjù hшdшluшpшù h^dùh]nL SWOT ^bpinLÖnLpjnLÜ (^iuqik|h| t hhgpüm^p l|nr|il|ig)

1. PmpÜpmqnijü ^ppnLpjnLÜ nLÜhgnq rnmpphp ninpmühpp úmuümqhmühpp mn^mjnLpjnLÜ

2. -mjmurnmünLÚ ^ppnLpjmü nppmp hmúmqmmmu^münLpjnLÜ úp^mqqmjpü ^ppm^mü ¿щфщüp2ühppü 3 . SS ninpmp mpmqpüpmg qmpqmgnLÚ

S

1. ^ppm^mü öpmqpmjpü

фщphphühpp |hpmphpjmi_ qm^mu mhqh^mrnlnLpjnLÜ: Umuümqhmühpp Ihpmqmmpmumúmü iühpmdh2mnLpjnLÜ

SS öpmqpmjpü фщphpühpp Ühnphpúmü к ühpqpúmü öm^uhp

GmnmjnLpjnLÜühpp njnpmp mpmmhmüúmü prnjL úm^mpqm^

W

1. Pmpápmqnijü ^ppnLpjmü mpmmhmüúmü hümpm|npnLpjnLÜ

2. UpgnLÜm^ ^ppm^mü фщphpühpp ú2i^úmü hümpm|npnLpjnLÜ

3. ^ppnLpjmü mpmmhmüúmü фщ^mnpp" npqhu mürnhunLpjmü qmpqmgúmü mji_pümpmüpmjpü úhpnqp ^ppmnnLÚ к rnürnhum^mü oqnLSÜhpp usmgnLÚ

4. GmnmjnLpjnLÜühpp mpmmhmüúmü úh^ pmpápmqnijü ^ppnLpjmü pmqmqpp^p úhómgnLÚ к múpmqüqnLÚ

5. Umpq^mjpü nhunLpuühpp qnmhügpmip mnm|hi_ mpqjnLÜmlhrn ^ppmnhi_nL hümpm|npnLpjnLÜ

O

T

1. Oü^ijü hmúiLumpmüp urnhqóúmü qnpöpüpmgp ^mqúm^hpqúmü ppm|m^mü hpúfhpp mn^mjnLpjnLÜ

2. -múm^mpqp ühpqpúmü hmúmp mqmqrnmgpnü 2p?müp mn^mjnLpjnLÜ

3. -múi2^mphmjpü 2nL^iJnLÚ ^ppm^mü ömnmjnLpjnLÜühpp úmrnnLgúmü úpgm^gnLpjnLÜ

шp&шЬшqphl, пр шпЦш ЬЬ т ]ш|Ь

hЬшpш4npnLpJnLЬЬhp итЬц&Ьт. к qпp&шpЦhlпL оЬ1Ш]Ь hшйшl_uшpшЬ4bpp hhпш4шp

^рпгр^шЬ йпqhlЬhpft hftppftqш]ftЬ Ц^шпйшЬ й^^пдп^, к ш2^шphftЬ гёшттдЬт. ^шЦ^ ^ршЦшЬ йшпщтр^Ь, qpшЬп4 ^иЦ ЬщшитЬ--- шpmшhшЫшЬ йЬ^ &шпшJпLр]пLЬЬhpft pшqшqp^ft ш^ЬшдйшЬр (2020 р hпLЬ4шp hпЦmЫphp шtfftиЬhpftЬ -- &шпшJпLр)пLЬЬhpft Цшп^д^ш&рпЫ ^ртрдшЬ рш^Ьр Цшqtfhl Ь 3.0 %, ^иЦ 2019 р^шЦшЬ^к 2.8% [9]), шЛ Ьшк ЦшЬ пpп2шЦft faЬqftpЬhp к faтpЬqпmЬhp, пpпЬp hЬшpш4пp Ь 4hpшgЬhl ш|и п^ттЫ б^ш рш^шршЦшЬтрдшЬ фшЦйшЬ шpq]пLЬpпLй к Цшpfi hшиЬhl_ hш2пqпL-

р)шЬ:

Oqmшqnpй^ш& (щиициЬтрциЬ дшВД

1. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 2006 г. «Динамические силы капиталистического развития» Артур Мэддисон

2. Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. 2017 г.

3. https://www.eztalks.com/elearning/types-of-distance-education.html

4. https://www.bestvalueschools.org/online-universities/

5. https://www.ism.edu

6. https://skillbox.ru

7. https://www.unipage.net/ru/education_online

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Костоева З.М., Лолохоева Л.Р., Костоева М.М.

Дистанционное обучение: плюсы и минусы. // Вестник науки и образования N 19(97). Часть. 1. 2020.

9. https://www.armstat.am/

Сдана/<?шШф1 Г 19.12.2020 Рецензирована/0-рш^пиф1 Г 25.12.2020 Принята/^йцтй^Щ Г 08.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.