УДК 31б.35(091)(470.22)«19б0-е»
ДВИЖЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В 1960-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ КАРЕЛЬСКОЙ АССР)*
THE MOVEMENT OF THE SELF-ORGANIZATION OF THE PUBLIC IN THE 1960s. (ON THE MATERIALS OF THE KARELIAN ASSR)
Л.И. Вавулинская L.I. Vavulinskaya
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Россия, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11
Institute of Language, Literature and History, Karelian Research Centre, 11 Pushkinskaya St., Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910, Russia
E-mail:[email protected]
Аннотация
В статье на материалах Республики Карелия проанализирована социальная значимость общественного самоуправления, показана его зависимость от социально-экономических и политических условий, а также влияние на общественное развитие в 1960-е гг. В этот период наблюдался подлинный всплеск инициативы и активности трудящихся, возникли многообразные структуры общественного самоуправления граждан. В социальном творчестве трудящихся 1960-х гг. наибольший интерес представляет опыт работы общественных самодеятельных организаций в области культуры, народного образования, здравоохранения, охраны общественного порядка. На конкретных примерах в статье освещены разнообразные формы общественной самоорганизации, отмечены их достижения, выявлены причины ограниченности процесса развития самоуправленческих начал в рамках административно-командной системы.
Abstract
In the article on materials of the Republic of Karelia, the social importance of public self-government is analyzed, its dependence on social, economic and political conditions is shown, as well as the impact on social development in the 1960s. During this period, a genuine surge of initiative and activity of workers was observed, and diverse structures of public self-government arose. In the social creativity of the working people of the 1960s the most interesting is the experience of the work of public amateur organizations in the field of culture, public education, public health, and the protection of public order. On specific examples, the article highlights various forms of social self-organization, notes their achievements, identifies the reasons for the limited development process of self-governing principles within the administrative-command system. It is emphasized that the experience of the 1960s. testifies to the need for a reasonable combination of state and self-governing principles, taking into account the specifics of different spheres of social life.
Ключевые слова: общественное самоуправление, самодеятельные организации, домовые комитеты, народные дружины, товарищеские суды.
Key words: public self-government, Amateur organizations, housing committees, national teams, friendly courts.
Исследование становления и развития общественного самоуправления в различные исторические периоды представляет значительный научный и практический интерес. В связи с выходом российского общества на новый этап развития общественные объединения стали неотъемлемым элементом управления, в том числе и местного самоуправления. Практическая востребованность знаний в области социального управления обусловливает усиление интереса к проблемам самоуправления в современных условиях, изучению опыта развития общественной самодеятельности населения в нашей стране. Особый интерес в этом плане представляет период 1960-х гг., когда наблюдался подлинный всплеск инициативы и активности трудящихся, возникли многообразные формы общественной самоорганизации. В это время благодаря поддержке государства многие институты гражданского общества получили новый вектор развития, приобрели популярность среди граждан.
Исходной базой для развития самоуправленческих начал послужили решения XXI (1959 год) и XXII (1961 год) съездов партии, определившие в качестве главного направления развития политической системы все более широкое привлечение масс к управлению общественными делами. В официальных документах и в научной литературе стал применяться термин «самоуправление» в связи с выдвинутыми задачами коммунистического строительства, оформлением коммунистических общественных отношений и перерастанием социалистической государственности в коммуни-
* Статья подготовлена в рамках выполнения плана НИР Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, тема "Узловые проблемы истории Карелии. К столетию республики. Научные очерки и статьи", № 0225-2014-0012.
стическое общественное самоуправление1. Правда, широкое привлечение масс к управлению общественными делами рассматривалось лишь в плане передачи определенных государственных функций общественным организациям и отнюдь не означало ослабления партийного руководства. Предпринятые в 1960-е гг. попытки развития различных форм общественной самоорганизации были вызваны также развернувшейся еще во второй половине 1950-х гг. кампанией по сокращению административно-управленческого персонала.
Общественному самоуправлению, деятельности общественных организаций посвящен ряд работ, в которых анализируются их сущность, правовая основа образования и функционирования, формы взаимодействия с государственными органами2. Авторами исследований преимущественно являются правоведы, философы и социологи. Основной вектор их внимания направлен главным образом на проблемы самоуправления в целом, деятельность же общественных самодеятельных организаций рассматривается в качестве одного из сюжетов.
Несмотря на разницу в определении понятия «общественное самоуправление», большинство авторов сходится в главном: «Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ»з, «Общественное самоуправление соединяет в себе индивидуальное и коллективное в едином, не расчлененном социуме, способствуя самореализации личности в соответствии с ее ценностными ориентация-ми»4. В исследованиях отмечается разница между понятиями «местное самоуправление» и «общественное самоуправление», выделяется ряд видов общественного самоуправления: социально-классовое, политическое, профессиональное, конфессиональное, территориальное и т. д., в зависимости от того, какая социальная общность является основой такого самоуправления5.
Авторы определяют признаки общественного самоуправления, приводят классификацию организаций общественного самоуправления6. При этом отмечается отличие органов общественной самодеятельности от массовых общественных организаций (профсоюзов, молодежных организаций, добровольных обществ и др.) - отсутствие членства, материального участия (в виде членских взносов, паев и т.п.) и децентрализация; подчеркивается, что всю свою деятельность они осуществляют безвозмездно, на общественных началах, руководствуясь соображениями общественного блага.
Среди причин создания различных структур общественного самоуправления граждан называются, с одной стороны, частая неэффективность существующих органов (как государственных, так и муниципальных), а с другой, - открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт, имеющийся социальный потенциал и энергию7.
Ряд работ посвящен непосредственно вопросам деятельности общественных самодеятельных организаций8. Наиболее полно они освещены в коллективной монографии «Органы общественной самодеятельности как форма социалистической демократии. Опыт СССР и ГДР» (М., Наука,
1 Черняк Э.В. 1993. Общественное самоуправление: альтернативные концепции, советский и зарубежный опыт (ис-торико-критический анализ). Автореф. дис...докт. философ. наук. М., С. 4.
2 Коржихина Т.П. 1992. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии. М.; Графский В.Г., Ефремова Н.Н. и др. 1995. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М.; Мерсияно-ва И.В. 2004. Добровольные объединения граждан в местном самоуправлении: проблемы институционализации. М.; Она же. 2005. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия: учеб. пособие. Новосибирск; Шереметьева Л.Н. 2007. Общественные объединения Волгоградской области: история создания, деятельности и взаимодействия с органами власти. Волгоград; Белова Л.П. 2008. Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20-80-е гг. XX века) // Власть и управление на Востоке России. Хабаровск, С. 72-79; Малышева Е.П. 2014. Местные советы и институты общественного самоуправления: основные тенденции развития (1917-1991) // Труды историко-архивного института. М., С. 99-113; Синюкова Т.Н. 2015. Общественные организации СССР в 20-40-е годы: их историко-правовая роль // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 174 С. 95-100.
3 Зимина Н.В. 2015. Механизмы совершенствования общественных объединений как элемента местного самоуправления // Муниципальное управление в Российской Федерации: реалии и инновации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей под ред. Т. И. Сапожниковой. Чита, С. 34.
4 Морозова Н.П. 2010. Социальная значимость общественного самоуправления // Проблемы социально-экономического развития Сибири. № 1(1). С. 139.
5 Зимина Н.В. Указ соч. С. 34-35; Кравец А.А. 2014. Влияние идей общественного самоуправления на современное понимание и организацию территориального общественного самоуправления // Юридические исследования. № 6. С. 12-32.
6 Кравец А.А. 2014. Влияние идей общественного самоуправления на современное понимание и организацию территориального общественного самоуправления // Юридические исследования. № 6. С. 12-32; Коваленко Н.Е. 2008. Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие. СПб.
7 Зимина Н.В. Указ соч. С. 36.
8 Чигирь А.Е. 1975. Общественные самодеятельные организации трудящихся и развитие социалистической демократии. Минск; Ямпольская Ц.А. 1983. Органы общественной самодеятельности как форма общественной активности граждан. (Задачи исследования, подход к их решению) // Советское государство и право. № 12. С. 19-27; Она же. 1985. Органы общественной самодеятельности среди других форм общественной активности граждан (задачи исследования и подход к их решению) // Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. М., С. 57-76; Орлова О.В., Чехарина В.И. 1984. Органы общественной самодеятельности. (Обзор литературы) // Советское государство и право. № 5. С. 119-123; Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. М., 1985; Чехарина В.И. 1985. Органы общественной самодеятельности в области культуры и народного образования // Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. М., С. 102-116; Органы общественной самодеятельности как форма социалистической демократии. Опыт СССР и ГДР. М., 1988.
1988), где дается всесторонняя характеристика органов общественной самодеятельности в сфере культуры и народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, охраны правопорядка. Особый интерес у исследователей вызвала самодеятельность населения в сфере охраны общественного порядка1.
Несмотря на значительное количество исследований по проблемам самоуправления, не все аспекты данной проблемы освещены в равной степени. В статье предпринята попытка на материалах Республики Карелия проанализировать социальную значимость общественного самоуправления, показать его зависимость от социально-экономических и политических условий, а также влияние на общественное развитие.
В 1960-е гг. общественные организации стали аккумулировать в себе инициативу, знания и опыт людей за счет социальных проблем и потребностей граждан. В социальном творчестве трудящихся 1960-х гг. наибольший интерес представляет опыт работы общественных самодеятельных организаций в области культуры, народного образования, здравоохранения. Приближенность этих органов к населению, простота порядка их формирования, нацеленность на удовлетворение социально-культурных потребностей граждан обеспечили на первых порах их быстрый рост. В 1961 г. в Карелии насчитывалось около 6800 общественных формирований, а в 1970 г. - уже около 15 тыс., объединявших более 138 тыс. человек2. Рост числа общественных организаций являлся свидетельством саморазвития общества, его способности к самоорганизации.
В школах и детских садах были избраны родительские комитеты, в состав которых входило до 10 тыс. человек3. Они оказывали помощь школе в осуществлении Закона о всеобуче, посещали квартиры учащихся, участвовали в организации кружков, экскурсий и т.д. В г. Петрозаводске в 8 микрорайонах действовал школьный родительский патруль, контролировавший поведение школьников и выполнение ими режима дня. На предприятиях республики при домоуправлениях функционировали 240 советов содействия семье и школе, было организовано шефство предприятий, цехов над школами, отдельными классами. Большую работу проводили созданные на предприятиях и в организациях комиссии содействия вечернему и заочному обучению работающей молодежи.
Интересный опыт работы с детьми был накоплен советом содействия школе при домоуправлении № 2. По инициативе совета в микрорайоне школы № 8 была открыта пионерская фабрика мягкой игрушки. В кружках фабрики после уроков были заняты полезным трудом 300 детей. Игрушки, изготовленные из отходов производства швейной фабрики № 2, передавались в детские сады и группы продленного дня4. В школе работала швейная мастерская, где ученицы во время практических занятий выполняли заказы швейно-трикотажной фабрики. В летний период ученики VIII—IX классов городских школ проходили практику в колхозах и совхозах, принимали участие в озеленении и благоустройстве населенных пунктов. В большинстве школ при участии советов содействия школе были созданы опытные участки и хозяйства.
Подобная деятельность отвечала задачам комплексной реформы народного образования конца 1950-х - начала 1960-х гг., заключавшейся в политехнизации школы, соединении обучения с производительным трудом. Несмотря на то, что реформа потерпела неудачу, оказавшись неадекватной общему состоянию и перспективам развития общества, были достигнуты успехи в деле использования разнообразных форм трудового обучения и воспитания учащихся и накоплен опыт, не утративший своей значимости в настоящее время.
Среди разнообразных форм общественного самоуправления особо выделяются домовые, уличные и квартальные комитеты, возникшие еще в первые годы советской власти по месту жительства граждан. В 1957 г. Совет Министров СССР разрешил организацию жилищностроительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи банковских ссуд. Тогда же были восстановлены домовые комитеты5. С этого времени началось возрождение активности граждан по месту жительства.
В 1963 г. в Карелии насчитывалось более 250 домовых и 300 уличных комитетов, объединяв-
1 Королева Л.Н. 1990. Органы общественной самодеятельности и их взаимодействие с органами внутренних дел в укреплении общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.; Слепнев Е.А 1992. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка. На материалах РСФСР. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.; Кодинцев А.Я. Общественные суды в СССР в 30 - 50-е годы XX в. URL: http://www.juristlib.ru/bQ0k_5507.html; Садигов Р.Ш., Богданов С.В. 2012. Общественные контролирующие органы и ДНД как форма самоуправления граждан в СССР в период 1960-70-х годов (на примере Курской области) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск, № 1-1. С. 202-208; Филиппов В.В. 2014. Общественные формирования в борьбе с должностными и хозяйственными преступлениями в СССР в 1950 - 60 гг. // Власть и управление на Востоке России. № 1 (66). С. 89-94.
2 Национальный архив Республики Карелия (далее НА РК). Ф. Р-689. Оп. 17. Д. 680. Л. 77-79.
3 Государственный архив общественно-политических движений и формирований Республики Карелия (далее ГАО-ПДФ РК). Ф. 3. Оп. 15. Д. 120. Л. 20.
4 НА РК. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 1030. Л. 9.
5 Общественное самоуправление в системе местного самоуправления. URL: http://all-politologija.ru/knigi/mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-demokratii kovalenko/obshestvennoe-samoupravlenie-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya.
ших более 5 тыс. человек1. Рациональность этой формы определялась не только приближенностью к населению, но и тем, что она вовлекала в сферу общественной самодеятельности пенсионеров, детей, домашних хозяек, не занятых в общественном производстве. Сегодня трудно себе представить бескорыстный труд активистов - общественников, которые бесплатно, в свободное от основной работы время, занимались ремонтом жилья, благоустройством территории. При активном участии домовых и уличных комитетов только в 1963 г. в республике было посажено более 20 тыс. деревьев, 23 тыс. кустов, оборудовано 540 детских игровых площадок. При домоуправлениях на общественных началах действовали 19 красных уголков, 12 детских комнат, 2 детских клуба, 19 детских библиотек, были созданы футбольные и хоккейные команды2. Домкомы организовывали и проводили праздники улиц и дворов, мероприятия в честь Дня космонавтики и других праздничных дат.
В республике был широко известен опыт домового комитета при ЖЭУ № 2 Петрозаводского горжилуправления, который возглавлял пенсионер А.О. Колесов. В составе домкома работало 29 человек. По их предложению для лучшей организации ремонта домов было создано 14 ремонтных дружин в количестве 105 человек, которые на общественных началах осуществляли благоустройство дворов, изготовление игрового оборудования, ремонт мест общего пользования и квартир престарелых и инвалидов. При домоуправлении действовали разнообразные кружки, которые посещали 280 детей, детская библиотека, которую обслуживали сами ребята, бюро добрых услуг из учащихся 5-8 классов. Школьники посещали больных пенсионеров, помогали им по хозяйству, а в праздничные дни дарили изготовленные своими руками подарки. При домоуправлении был также создан совет по работе с детьми, на учете которого состояли 40 подростковз.
Домовые и уличные комитеты наряду с депутатскими группами стали подготовительной ступенью к созданию впоследствии новой формы координационного центра - комитета микрорайона, который в значительной степени позволил исключить дублирование в работе общественных самодеятельных организаций. В целом же, несмотря на позитивный опыт, домкомы часто являлись формальным придатком жилищно-эксплуатационных служб, так как не обладали реальными полномочиями, достаточной материально-технической и финансовой базой, подготовленными кадрами. Домовые и уличные комитеты нашли свое продолжение в деятельности ТОСов -территориального общественного самоуправления, отстаивающего законные права и интересы жителей.
Серьезную помощь пожилым людям в организации ремонта квартир, приобретении топлива, налаживании отдыха оказывали советы пенсионеров при исполкомах Советов и на предприятиях. Они также помогали местным органам власти в проверке работы магазинов и предприятий общественного питания, проведении лекций в школах и молодежных общежитиях. Созданный при Петрозаводском городском отделе народного образования совет пенсионеров, объединивший 109 бывших учителей, участвовал в организации учебно-воспитательной работы в школах города, осуществлении проверок знаний учащихся и т.д.4
В 1960-е гг. получило развитие женское движение. Женсоветы, созданные на предприятиях, стройках, в организациях, учреждениях и совхозах, содействовали вовлечению женщин в производственную и общественную деятельность.
Широкое распространение общественные начала получили в деятельности учреждений культуры. В середине 1960-х гг. на общественных началах работали 800 библиотек-передвижек, 80 пунктов по выдаче книг5. Некоторые сельские библиотеки перешли на работу без выходных дней, в которые библиотекарей заменяли общественники. В г. Кондопоге в марте 1962 г. была создана библиотека на общественных началах, основу которой составили личные книги пенсионеров С.В. Нежельского, А.Г. Богданова и других горожан. В дар библиотеке прислали свои книги писатели Л. Леонов, С. Маршак, В. Кетлинская, И. Эренбург. К началу 1971 г. фонд библиотеки составил уже более 7 тыс. экземпляров книг, а ее читателями являлись около 500 человек6. Библиотека работала три дня в неделю, с 17 до 20 часов. В ней регулярно проводились читательские конференции, встречи с писателями. В Кемском районе (Энгозеро) пенсионер В.П. Попов сделал личную библиотеку достоянием односельчан. Ее посещали 175 читателей7.
Карельский книготорг широко привлекал общественность к пропаганде и распространению литературы среди населения республики. В 1964 г. на предприятиях и в организациях работали 2 тыс. распространителей книги8. По линии органов связи и Союзпечати в республике в 1964 г. работало 96 общественных советов по пропаганде и распространению печати. Кроме того, во всех предприятиях и учреждениях имелись общественные распространители по организации подписки на газеты и журналы (до 3 тыс. человек)9.
1 Вараксин В.И. 1963. Нам помогают тысячи общественников // Опираясь на общественность. Петрозаводск, С. 55.
2 ГАОПДФ РК. Ф. 3. Оп. 15. Д. 12. Л. 19.
3 НА РК. Ф. Р-689. Оп. 17. Д. 925. Л. 170, 172.
4 Советы Карелии. 1917-1992: Документы и материалы. Петрозаводск, 1993. С. 315-316.
5 ГАОПДФ РК. Ф. 3. Оп. 15. Д. 120. Л. 21.
6 НА РК. Ф. Р-689. Оп. 20. Д. 38. Л. 7.
7 Там же. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 1030. Л. 6.
8 Там же. Ф. Р-689. Оп. 17. Д. 53/445. Л. 187.
9 Там же. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 195/1030. Л. 69.
С помощью общественности в гг. Беломорске и Медвежьегорске были открыты народные музеи. Члены совета Беломорского музея (руководитель пенсионер К.Я. Игнатьев) два раза в неделю проводили экскурсии. При музее работал совет самодеятельных художников в составе 9 человек, который организовывал проведение художественных выставок. В Медвежьегорском народном музее была открыта выставка "Народное искусство Севера", на которой представлено более 50 экспонатов архитектуры, фотографий жилых построек, вышивка. В районе на общественных началах работали 5 картинных галерей, студия "Медведь-фильм", любительское объединение художников1.
Однако общественные организации по-прежнему рассматривались как продолжение профессиональной деятельности в свободное время, а остро ощущавшуюся потребность в творческой деятельности по месту жительства пытались удовлетворить старыми, кружковыми, методами работы, к которым и население, и организаторы относились как к второстепенному занятию. Потенциал низовых инициатив был еще невелик и поддерживался в основном профессионалами-энтузиастами. Многие клубы и библиотеки, переведенные на работу на общественных началах, практически бездействовали. Были и курьезные попытки использования общественных начал в деятельности организаций культуры. Так, 14 кинотеатров и 110 киноустановок республики в 1961 г. перешли на работу без контролеров, однако вскоре вынуждены были вернуться к прежней практике2.
Одной из сфер, в которую государство направляло инициативу масс, стала охрана общественного порядка. В ней участвовали добровольные народные дружины, советы общественности, товарищеские суды общественные госавтоинспекции и др. Наиболее массовой формой общественной самодеятельности населения стали народные дружины, оказывавшие содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, занимавшиеся вопросами детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Народные дружины продолжили традиции обществ содействия милиции (осодмил), позднее - бригад содействия милиции (бригадмил), действовавших в 1920-30-е годы. Задачи народных дружин и формы их работы были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» и постановлении Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 30 марта 1960 г. «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка». В начале 1964 г. в Карелии действовало 659 народных дружин, в которых участвовало почти 26 тыс. дружинников3. Только в Петрозаводске в 1970 г. дружинники задержали более 1500 нарушителей общественного порядка, из которых 937 были переданы органам милиции, а об остальных было сообщено в организации и предприятия для обсуждения их поведения в коллективах4. Добровольные народные дружины внесли значительный вклад в противодействие преступности. В настоящее время добровольные дружины по охране правопорядка действуют в ряде регионов России в различных организационных формах, в том числе: территориальных дружин по охране общественного порядка; казачьих дружин по охране общественного порядка;, студенческих отрядов по охране правопорядка (СООПР). 2 апреля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка5.
Еще одной формой общественного самоуправления являлись товарищеские суды, получившие распространение в нашей стране еще в 1920-е годы. Традиция же образования судов из непрофессионалов идет из дореволюционной эпохи. Товарищеские суды создавались по территориальному и производственному принципу на предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведениях, по месту жительства. В начале 1964 г. в республике работали 783 товарищеских суда в составе 4500 членов6. Товарищеские суды призваны были рассматривать некоторые незначительные антиобщественные действия, которые не требовали вмешательства правосудия. Их задачей являлось предупреждение проступков, причиняющих вред обществу, и воспитание человека путем общественного воздействия. Членом товарищеского суда могли стать граждане с высокими профессиональными и моральными качествами. Компетенция товарищеских судов была достаточно широкой: трудовые правонарушения (опоздания на работу, нарушение техники безопасности и др.), пьянство, мелкие кражи, оскорбления, драки, нарушения правил поведения в общественных местах и по месту жительства, невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей, недостойное поведение в семье. Товарищеские суды могли также рассматривать дела об имущественных спорах между гражданами на сумму до 50 руб. при согласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде.
Товарищеский суд имел право применить к нарушителям следующие меры: обязать принести публичное извинение, объявить товарищеское предупреждение, общественное порицание или общественный выговор, наложить денежный штраф до 50 рублей, лишить премии и т. д. При рассмотрении дел о нарушителях трудовой дисциплины (прогулах, опозданиях, преждевременном уходе с работы) товарищеский суд был вправе поставить перед руководством предприятия вопрос о перево-
1 Там же. Ф. Р-689. Оп. 17. Д. 680. Л. 82. 85, 126.
2Там же. Ф. Р-689. Оп. 17. Д. 44/368. Л. 20.
3 Там же. Ф. П-3. Оп. 15. Д. 120. Л. 20.
4 Там же. Ф. Р-689. Оп. 20. Д. 5/39. Л. 185.
5 Об участии граждан в охране общественного порядка. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ. Российская газета. 2014. 4 апреля.
6 НА РК. Ф. П-3. Оп. 15. Д. 120. Л. 20.
де виновного на менее оплачиваемую работу. Если товарищеский суд приходил к убеждению о необходимости привлечь правонарушителя к уголовной или административной ответственности, он принимал решение о передаче материалов соответствующим органам.
В 1960-е гг. были сделаны попытки более широкого привлечения общественности к решению производственных проблем. К этому времени относится массовое распространение на предприятиях таких форм производственной демократии, как технические советы, советы новаторов и наставников, бюро экономического анализа, общественные бюро нормирования, общественные конструкторские бюро и др. За 1962-1970 гг. только число членов ОКБ, бюро и групп экономического анализа в Карелии возросло более чем в три раза и составило 2390 человек1. Эти организации вносили свой определенный вклад в развитие творческой самодеятельности масс. Развитию элементов самоуправления в трудовых коллективах способствовала также деятельность постоянно действующих производственных совещаний, советов бригад, кружков качества и т.д. Однако у общественных организаций развивались в основном исполнительские аспекты деятельности, связанные с утверждением планов и подведением итогов их выполнения. Такая ситуация сказывалась на эффективности коллективных форм принятия решений. При отсутствии оперативно-хозяйственной самостоятельности трудовых коллективов и демократических механизмов волеизъявления общественные функции управления на предприятиях осуществлялись формально, а отдельные технические усовершенствования не могли влиять в целом на повышение эффективности производства.
Естественно, что не все формы общественной самодеятельности населения, возникшие в 1960-е гг., прижились. Некоторые из них были надуманны, а то и прямо злоупотребляли свободным временем и энтузиазмом людей. Так, недолго просуществовали поликлиники на общественных началах, общественные советы ВТЭК, состоявшие из врачей, занятых на основной работе, комиссии ФЗМК по пенсионным вопросам, группы общественных контролеров при райотделах социального обеспечения, в которых было мало специалистов-юристов, общественные ремонтные дружины и некоторые другие.
Перегруженность людей общественными обязанностями вынудила бюро Карельского обкома партии в русле решений правительства страны принять в 1959 г. постановление «О вредной практике совместительства по службе и перегрузке работников общественными обязанностями»2.
Таким образом, противоречивый опыт развития самоуправленческих начал в 1960-е гг., с одной стороны, показал потенциальные возможности этого процесса, а с другой — его ограниченность в рамках административно-командной системы. Нельзя отрицать реальной пользы различных форм самоорганизации трудящихся, в то же время влияние их на общественную и государственную жизнь в тот период оставалось малозаметным. Отсутствие реальных прав и материально-финансовой базы у общественных организаций позволяло развивать лишь отдельные элементы самоуправления и нередко порождало формально-бюрократическое отношение к их предложениям и рекомендациям. Не была разработана правовая база ряда общественных организаций, многие из которых действовали на основе Положения о добровольных организациях и их союзах, утвержденного еще в 1932 г.
При создании общественных формирований не всегда учитывался профессиональный уровень и степень подготовленности актива к выполнению сложной управленческой работы. Нередко создание тех или иных объединений вызывалось не естественной необходимостью, а погоней за количеством, что вело к формализму, заорганизованности, а в конечном итоге — к огосударствлению общественной жизни.
Некоторые общественные формирования брали на себя не свойственные им функции, дублировали работу других, в том числе штатных органов. К середине 1960-х гг. выявилась тенденция к усилению партийно-государственного контроля за деятельностью общественных объединений, введению процесса развития самоуправленческих начал в строго определенное русло.
В целом опыт 1960-х гг. показал, что необходимо разумное сочетание государственных и самоуправленческих начал с учетом специфики разных сфер общественной жизни. Сама практика отобрала те жизнеспособные формы общественного самоуправления, которые с успехом используются и сегодня — территориальное самоуправление, советы ветеранов, родительские комитеты при школах и др.
Библиография References
1. Белова Л.П. 2008. Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20 -80-е гг. XX века) / / Власть и управление на Востоке России. № 2 (43). С. 72-79.
Belova L.P. 2008. Pravovye osnovy funkcionirovanija obshhestvennyh organizacij v SSSR (20-80-e gg. XX ve-ka) // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. № 2 (43). S. 72-79.
2. Вараксин В.И. 1963. Нам помогают тысячи общественников // Опираясь на общественность. Петрозаводск: Карельское книжное изд-во. С. 53-62.
1 Там же. Ф. Р-480. Оп. 9. Д. 8. Л. 36; Ф. Р-2948. Оп. 1. Д. 222. Л. 151.
2 НА РК. Ф. П-3. Оп. 10. Д. 33. Л. 13-14.
Varaksin V.I. 1963. Nam pomogajut tysjachi obshhestvennikov // Opirajas' na obshhestvennost'. Petrozavodsk: Karel'skoe knizhnoe izd-vo.S. 53-62.
3. Графский В.Г., Ефремова Н.Н. и др. 1995. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. М.: Наука.
Grafskij V.G., Efremova N.N. i dr. 1995. Instituty samoupravlenija: istoriko-pravovoe issledovanie / Otv. red. L.S. Mamut. M.: Nauka.
4. Зимина Н.В. 2015. Механизмы совершенствования общественных объединений как элемента местного самоуправления // Муниципальное управление в Российской Федерации: реалии и инновации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей под ред. Т. И. Сапожниковой. Чита: Изд-во Забайкальский государственный университет. С. 33-38.
Zimina N.V. 2015. Mehanizmy sovershenstvovanija obshhestvennyh ob#edinenij kak jelementa mestnogo samoupravlenija || Municipal'noe upravlenie v Rossijskoj Federacii: realii i innovacii. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik statej pod red. T. I. Sapozhnikovoj. Chita: Izd-vo Zabajkal'skij gosudar-stvennyj universitet. S. 33-38.
5. Коваленко Н.Е. 2008. Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие. СПб.: изд-во СПбГУЭФ.
Kovalenko N.E. 2008. Mestnoe samoupravlenie kak forma demokratii: Uchebnoe posobie. SPb.: izd-vo SPbGUJeF.
6. Кодинцев А.Я. Общественные суды в СССР в 30 - 50-е годы XX в. URL: http://www.juristlib.ru/ book_5507.html (19.04.2014).
Kodincev A.Ja. Obshhestvennye sudy v SSSR v 30 - 50-e gody XX v. URL: http://www.juristlib.ru/ book_5507.html (19.04.2014).
7. Королева Л.Н. 1990. Органы общественной самодеятельности и их взаимодействие с органами внутренних дел в укреплении общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.
Koroleva L.N. 1990. Organy obshhestvennoj samodejatel'nosti i ih vzaimodejstvie s organami vnutrennih del v ukreplenii obshhestvennogo porjadka i bor'be s pravonarushenijami. Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M.
8. Кравец А.А. 2014. Влияние идей общественного самоуправления на современное понимание и организацию территориального общественного самоуправления // Юридические исследования. N° 6. С. 12-32.
Kravec A.A. 2014. Vlijanie idej obshhestvennogo samoupravlenija na sovremennoe ponimanie i organiza-ciju territorial'nogo obshhestvennogo samoupravlenija / / Juridicheskie issledovanija. Ш 6. S. 12-32.
9. Коржихина Т.П. 1992. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии. М.: Изд. РГГУ.
Korzhihina T.P. 1992. Obshhestvennye organizacii v SSSR. Materialy k istochnikovedeniju i istoriogra-fii. M.: Izd. RGGU.
10. Малышева Е.П. 2014. Местные советы и институты общественного самоуправления: основные тенденции развития (1917-1991) // Труды историко-архивного института. М.: Изд. РГГУ. С. 99-113.
Malysheva E.P. 2014. Mestnye sovety i instituty obshhestvennogo samoupravlenija: osnovnye tendencii razvitija (1917-1991) // Trudy istoriko-arhivnogo instituta. M.: Izd. RGGU. S. 99-113.
11. Мерсиянова И.В. 2004. Добровольные объединения граждан в местном самоуправлении: проблемы институционализации. М.: Academia.
Mersijanova I.V. 2004. Dobrovol'nye ob#edinenija grazhdan v mestnom samoupravlenii: problemy insti-tucionalizacii. M.: Academia.
12. Мерсиянова И.В. 2005. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия : учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС.
Mersijanova I.V. 2005. Vlast' i obshhestvennost': innovacionnye formy vzaimodejstvija : ucheb. posobie. Novosibirsk: SibAGS.
13. Морозова Н.П. 2010. Социальная значимость общественного самоуправления // Проблемы социально-экономического развития Сибири. W l(l). С. l34-139.
Morozova N.P. 2010. Social'naja znachimost' obshhestvennogo samoupravlenija // Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri. Ш l(l). S. 134-139.
14. Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка. Постановление Бюро Центрального Комитета КПСС по РСФСР, Совета министров РСФСР от 30 марта l960 г. W 435. Собрание постановлений РСФСР. l960. W l4. Ст. 56.
Ob utverzhdenii Polozhenija o dobrovol'nyh narodnyh druzhinah RSFSR po ohrane obshhestvennogo porjad-ka. Postanovlenie Bjuro Central'nogo Komiteta KPSS po RSFSR, Soveta ministrov RSFSR ot 30 marta 1960 g. да 435. Sobranie postanovlenij RSFSR. 1960. Ш 14. St. 56.
15. Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. да 218. Собрание постановлений СССР. 1959. W 4. Ст. 25.
Ob uchastii trudjashhihsja v ohrane obshhestvennogo porjadka v strane. Postanovlenie Central'nogo Komiteta KPSS, Soveta Ministrov SSSR ot 2 marta 1959 g. Ш 218. Sobranie postanovlenij SSSR. 1959. W 4. St. 25.
16. Об участии граждан в охране общественного порядка. Федеральный закон от 2 апреля 20l4 г. W 44-ФЗ / / Российская газета. 2014. 4 апреля.
Ob uchastii grazhdan v ohrane obshhestvennogo porjadka. Federal'nyj zakon ot 2 aprelja 2014 g. Ш 44-FZ // Rossijskaja gazeta. 2014. 4 aprelja.
17. Общественное самоуправление в системе местного самоуправления. URL: http://all-politologija.ru/knigi/mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-demokratii kovalenko/obshestvennoe-samoupravlenie-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya(26 октября 20l6).
Obshhestvennoe samoupravlenie v sisteme mestnogo samoupravlenija. URL: http:||aïï-politologija.ru|knigi|mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-demokratii kovalenko/obshestvennoe-samoupravlenie-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya(26 oktjabrja 2016).
18. Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР / Редкол.: Кудрявцева Г.А., Шутько Д.В., Щиглик А.И. (Отв. ред.). М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1985.
OЪshhestvennye organizacii i organy oЪshhestvennoi samodejatel'nosti v SSSR I Redkol.: Kud-rjavceva G.A., Shut'ko D.V., Shhiglik A.I. (Otv. red.). M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1985.
19. Органы общественной самодеятельности как форма социалистической демократии. Опыт СССР и ГДР. M.: Наука, 1988.
Organy oЪshhestvennoj samodejatel'nosti kak forma socialisticheskoj demokratii. Opyt SSSR i GDR. M.: Nau-ka, 1988.
20. Орлова О.В., Чехарина В.И. 1984. Органы общественной самодеятельности. (Обзор литературы) II Советское государство и право. № 5. С. 119-123.
Orlova O.V., Cheharina V.I. 1984. Organy oЪshhestvennoj samodejatel'nosti. (Obzor literatury) II Sovet-skoe gosudarstvo i pravo. № 5. S. 119-123.
21. Садигов Р.Ш., Богданов С.В. Общественные контролирующие органы и ДНД как форма самоуправления граждан в СССР в период 1960-70-х годов (на примере Курской области) II Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-1. С. 202-208.
Sadigov R.Sh., Bogdanov S.V. 2012. OЪshhestvennye kontrolirujushhie organy i DND kak forma samouprav-lenija grazhdan v SSSR v period 1960-70-h godov (na primere Kurskoj oblasti) II Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Istorija i pravo. № l-l. S. 202-208.
22. Синюкова Т.Н. Общественные организации СССР в 20-40-е годы: их историко-правовая роль 11 Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ. Герцена. 2015. № 174. С. 95-100.
Smjukova T.N. 2015. OЪshhestvennye organizacii SSSR v 20-40-e gody: ih istoriko-pravovaja rol' II Iz-vestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. № 174. S. 95-100.
23. Слепнев ЕА. 1992. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка. На материалах РСФСР. Лвто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. M.
Slepnev E.A. 1992. Razvitie organizacionno-pravovyh form vzaimodejstvija sovetskoj milicii s orga-nami obshhestvennoj samodejatel'nosti po ohrane oЪshhestvennogo porjadka. Na materialah RSFSR. Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M.
24. Советы Карелии. 1917-1992. Документы и материалы. Петрозаводск: Изд. Карелия, 1993-
Sovety Karelii. 1993. 1917-1992. Dokumenty i materialy. Petrozavodsk: Izd. Karelija.
25. Филиппов В.В. Общественные формирования в борьбе с должностными и хозяйственными преступлениями в СССР в 1950-60 гг. II Власть и управление на Востоке России. 2014. № 1 (66) С. 89-94.
Filippov V.V. 2014. OЪshhestvennye formirovanija v bor'be s dolzhnostnymi i hozjajstvennymi prestup-lenijami v SSSR v 1950-60 gg. II Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. № 1 (66) S. 89-94.
26. Черняк Э.В. 1993. Общественное самоуправление: альтернативные концепции, советский и зарубежный опыт (историко-критический анализ). Aвтореф. дис...докт. философ. наук. M.
Chernjak Je.V. 1993. OЪshhestvennoe samoupravlenie: al'ternativnye koncepcii, sovetskij i zarubezhnyj opyt (istoriko-kriticheskij analiz). Avtoref. dis.dokt. filosof. nauk. M.
27. Чехарина В.И. Органы общественной самодеятельности в области культуры и народного образования II Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. M.: изд-во ИГиП AB СССР, l985. С. l02-116.
Cheharina V.I. 1985. Organy obshhestvennoj samodejatel'nosti v oblasti kul'tury i narodnogo obrazovanija 11 Ob-shhestvennye organizacii i organy obshhestvennoj samodejatel'nosti v SSSR. M.: izd-vo IGiP AN SSSR. S. 102-116.
28. Чигирь АЕ. 1975. Общественные самодеятельные организации трудящихся и развитие социалистической демократии. Mинск: Наука и техника.
Chigir' A.E. 1975. OЪshhestvennye samodejatel'nye organizacii trudjashhihsja i razvitie socialisticheskoj demokratii. Minsk: Nauka i tehnika.
29. Шереметьева Л.Н. 2007. Общественные объединения Волгоградской области: история создания, деятельности и взаимодействия с органами власти. Волгоград: Издатель.
Sheremet'eva L.N. 2007. OЪshhestvennye ob#edinenija Volgogradskoj oblasti: istorija sozdanija, dejatel'nosti i vzaimodejstvija s organami vlasti. Volgograd: Izdatel'.
30. Ямпольская Ц.A. 1983. Органы общественной самодеятельности как форма общественной активности граждан (Задачи исследования, подход к их решению) II Советское государство и право. № l2. С. l9-27.
Jampol'skaja C.A. 1983. Organy obshhestvennoj samodejatel'nosti kak forma obshhestvennoj aktivnosti grazhdan (Zadachi issledovanija, podhod k ih resheniju) II Sovetskoe gosudarstvo i pravo. № 12. S. 19-27.
31. Ямпольская ЦА. 1985. Органы общественной самодеятельности среди других форм общественной активности граждан (задачи исследования и подход к их решению) II Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. M.: Изд-во ИГиП AM СССР, С. 57-76.
Jampol'skaja C.A. 1985. Organy obshhestvennoj samodejatel'nosti sredi drugih form obshhestvennoj aktivnosti grazhdan (zadachi issledovanija i podhod k ih resheniju) II Obshhestvennye organizacii i organy obshhestvennoj samodejatel'nosti v SSSR. M.: Izd-vo IGiP AN SSSR. S. 57-76.