Научная статья на тему 'THE ILLUSTRATIONS OF VIKTOR M. VASNETSOV TO RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS IN THE MIRROR OF VISUAL ANTHROPOLOGY'

THE ILLUSTRATIONS OF VIKTOR M. VASNETSOV TO RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS IN THE MIRROR OF VISUAL ANTHROPOLOGY Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Область наук
Ключевые слова
VISUAL ANTHROPOLOGY / ILLUSTRATIONS BY V.M. VASNETSOV / ETHNOCULTURAL LANDSCAPE OF VYATKA REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Khodyreva Olga V.

The article analyzes the pencil drawings of Victor Vasnetsov for "Collection of Russian Proverbs" by Ivan Trapytsin. It is argued that this cycle is a visual document of the Russian ethnocultural landscape of the second half of the XIX century. The drawings show the peasants way of life, their outlook and values, manifesting themselves in particular life circumstances. All this is revealed through the representation of the most significant aspects of people's life, revealing the psychological character of Vyatka region inhabitants as an ethnic group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE ILLUSTRATIONS OF VIKTOR M. VASNETSOV TO RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS IN THE MIRROR OF VISUAL ANTHROPOLOGY»

РИСУНКИ ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА К РУССКИМ ПОСЛОВИЦАМ И ПОГОВОРКАМ В ЗЕРКАЛЕ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Аннотация

В статье анализируются карандашные рисунки Виктора Васнецова к «Собранию русских пословиц» Ивана Трапицына. Утверждается, что этот цикл является визуальным документом русского этнокультурного ландшафта второй половины XIX века. Рисунки показывают крестьянский образ жизни, мировоззрение и ценности, проявляющиеся в конкретных жизненных обстоятельствах. Всё это раскрывается через репрезентацию наиболее значимых аспектов народной жизни, раскрывающих психологический склад вятчан как этнографической группы.

Ключевые слова

визуальная антропология, иллюстрации В.М. Васнецова, этнокультурный ландшафт Вятского края

АВТОРЫ

Ольга Владимировна Ходырева

кандидат культурологии, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия. E-mail: olgadesatkova@yandex. ru

Визуальная антропология рассматривается частью социальной антропологии и одновременно методологией, общей для ряда социальных и гуманитарных наук, исследующих как феномены современной культуры, так и культуру традиционных обществ. Своё начало визуальная антропология берёт в работах антропологов середины - второй половины XX века, использовавших в своей практике фотографию. С развитием этнографического кино актуальность визуальной антропологии усилилась (А1ехвпбгоу, 2007). В то же время представители этого направления не исключают из поля своего внимания изучение визуальных систем, служивших фиксации социального опыта ещё до широкого внедрения в практику фотографии и кинематографа. Среди них - рисунок. В отличие от искусствоведческого или историко-культурного подхода, в визуальной антропологии произведение искусства становится источником изучения культурного ландшафта.

Искусство иллюстрации Виктора Михайловича Васнецова не так известно и изучено, как его живописное наследие. Между тем критики отмечали, что художник обладал «замечательными достоинствами в рисунке пером», «уменьем подмечать и схватывать тип во всей её оригинальности и полноте», поэтому, разъезжая по России, он мог бы оказать «несомненные услуги этнографии» (Ко^Мпв, 2004). Среди работ, имеющих антропологический характер, - цикл карандашных рисунков к «Собранию

русских пословиц» Ивана Трапицына, состоящий из 75 иллюстраций, написанных в г. Вятке в 1866 - 1867 г.г.

Материалом для иллюстраций послужила жизнь вятской деревни. Иллюстрации стали итогом увлечения юности, проведённой на малой родине в с. Рябово, где «по впечатлению» будущий живописец «рисовал пейзажи и людей...» (Vasnetsov, 1976). Известно, что работы первого периода творчества Виктора Михайловича - результат интереса к народничеству, и, по признанию самого художника, это плод «простой, приятельской любви к односельчанам» (Vasnetsov, 1976). Не случайно, характеризуя иллюстрации брата, Аркадий Васнецов писал: «Очень этот альбом произвёл на меня глубокое впечатление своим напоминанием далёкого, родного, прошлого детства! Как стал его рассматривать, так точно будто и жил тем прошлым рябовским временем, когда у нас были живы ещё отец и мать.» (Vasnetsov, 1976)

Крестьянин, представленный в разнообразных ипостасях - главный герой иллюстраций. В основу рисунка «Всякая копейка кладётся на счёт.» (Ипбетап, 1912) положена идея бережливости и расчётливости. Один из персонажей композиции изображён со счётами. Бережливость не исключает взаимопомощи на основе честных отношений. Иллюстрируя пословицу «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи», В. Васнецов показывает картину возвращения долга. Эти и другие рисунки являются прекрасной иллюстрацией к характеристике вятского крестьянина, данной автором конца XIX века: «сметливы., обладают ясным, светлым умом... Отличаются трудолюбием и предприимчивостью. (Lavrent'ev. 1890).

На рисунке «Храни себя от бед, пока ещё их нет» (Lindeman, 1912) показан рачительный хозяин, который пришёл проверить конюшню, «ведь пуще всего боится крестьянин обезлошадеть». В этом и других рисунках отражены местные особенности, в частности в одежде. Крестьяне изображены в высоких шляпах, имеющих форму усечённого конуса, так называемых «гречневиках», вышедших из моды ещё в начале XX века. Крестьянин ценит практичность вещей: овчиный тулуп пусть и некрасив, но тёпел - и это главное его достоинство («Не ради красоты, а ради теплоты овчину шубу носим и лучшей уже не просим») (Lindeman, 1912).

Этнографическая ценность рисунков заключается в том, что художник изобразил вещи, давно вышедшие из употребления. И.К. Линдеман отметил, что на рисунке «Детям не порча игрушка.» (Lindeman, 1912) штоф - старинной формы, кустарной работы деревянные кони. Поражаясь длительным бытованием ряда предметов в жизни народа, эту «приверженность» старине Виктор Михайлович объяснял наличием «твёрдых основ народного понимания прекрасного», чувством красоты (Lobanov V. М. 1961).

На рисунках В. Васнецова предстаёт полная картина труда крестьян, они выносят из леса дрова («Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе»), пилят («Работай до поту, покушаешь в охоту»), колют («Рядись - не торопись, а работай - не ленись»). Вятские крестьяне «в большинстве случаев хорошие земледельцы» - писал Д.К. Зеленин ^^тп, 1994). И В.М. Васнецов показывает знакомые с детства сцены крестьянского труда, как, например, к пословице «Держись за соху плотнее.» (Lindeman, 1912). Крестьянин вспахивает поле с помощью лошади и самой распространенной в конце XIX века двузубой, или двуральной сохи с полицей (отвалом) в виде суживающейся лопатки, закреплённой на подвое (Zelenin, 1907).

Работами в поле занималась вся семья, изображенная художником на отдыхе после жатвы («Как хлеба край, так и под елью рай»). Старик режет каравай, рядом с

мужчиной лежит серп, а за этой группой видны снопы в поле (Liпdemaп, 1912). После просушки зерно обмолачивали. Один из рисунков показывает молотьбу хлеба, совершаемую также всей семьёй («Хлеб лучше молотить семьёю - и дело с подмогой идёт чередою»). В. Васнецов со знанием дела показал не машинный (с помощью молотилки), а тяжёлый ручной процесс заготовки зерна в овине. Вшестером, как это было принято в великорусских деревнях, - женщины, молодые мужчины, старики -молотят с помощью примитивных цепов. За группой молотильщиков - фигура человека с граблями, которыми обычно перебирали солому, отбрасывая её молотильщикам для повторного обмолачивания. Солому и пустые колосья сгребали в корзины, чем, вероятно и занят мальчик, сидящий справа (Liпdemaп, 1912).

Вятская земля всегда славилась ремёслами. «Ремесло за плечами не носят, да и с ним себе хлеба не просят», - гласит народная мудрость. Иллюстрируя это, В. Васнецов представил столярную мастерскую, показав особенности работы деревенского столяра, который стоит у станка в фартуке, шапочке и рубанком строгает доску (Liпdemaп, 1912). В краю лесов, Вятском уезде столярный промысел был особенно развит. Выдалбливались сундуки, мебель (Lavreпt'ev, 1890). Особенная надобность в Вятском уезде была в кузнецах, в том числе и для обеспечения столярного производства. Труд кузнеца показал В. Васнецов в рисунке «Куй железо, пока горячо» (Liпdemaп, 1912).

Колоритна фигура плотника - рослого крестьянина, несущего лучковую пилу и рубанок в правой руке. Этот плотник занимается отхожим промыслом. Выходя из селения, он проходит мимо верстового столба. Отхожими промыслами занимались в основном холостяки, ведь, по замечанию Д.К. Зеленина, «вятчанин очень любит семейную обстановку; он нежный отец... большой домосед; он не любит покидать свою семью, свой дом» (1е1ет'п, 1994). Именно таким глава семейства изображён на рисунке «Не надобен тогда и клад, когда муж с женою живут в лад». Босоногая женщина качает младенца в дощатой колыбели, подвешенной на специальный шест -очеп (Liпdemaп, 1912).

На рисунке «Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину» отец приобщает сына к ремеслу. Мальчик перегружен лыком. Следует отметить, что этот промысел действительно существовал в средних уездах Вятской губернии, где произрастает липа (Lavreпt'ev, 1890). Лыко применялось в изготовлении лаптей. Большинство крестьян изображено В. Васнецовым в онучах и лаптях. Иллюстрируя пословицу «Маленькое дело лучше большого безделья», художник показывает сцену плетения лаптей. Это неприбыльное дело: «Лапти плесть - однова в день есть (много не выработаешь)», поэтому, вероятно, художник подчеркнул, что нередко этим занимались старики (Liпdemaп, 1912). Они выполняли не сложную физически работу, как это показано также на рисунке «Не резвится старость, не бегает хворост, а деткам в охоту и резвость и скорость» (Liпdemaп, 1912), где бабушка присматривает за детьми.

Крестьянских детей мы видим и на рисунке «Кто пораньше встаёт.». Они возвращаются из леса с полным лукошком грибов (Liпdemaп, 1912). Братьям Васнецовым это хорошо знакомо. Аполлинарий Михайлович писал: «... особенно привлекал наше внимание Карпушин лес. Лес находился всего в версте, даже меньше, и мы часто ходили сюда за грибами.» (Vasпetsov, 1957).

В идеальном крестьянском микромире каждый занят своим делом. В иллюстрации к пословице «Мило тому, у кого много в дому» художник выразил

представление о доме как полной чаше - он одновременно и прост, и изобилен. В чистой горнице на дальнем плане бабушка, вероятно, кормит внуков, на среднем -женщина сидит за ткацким станком. На переднем плане жена прядёт, а муж плетёт верёвку. Их ребёнок собирает верёвки, сплетённые отцом (Lindeman, 1912).

В двух рисунках показаны отрицательные реалии школьного обучения детей, по словам Линдемана, уже отошедшие в область преданий в конце XIX века, розги и плеть. В отличие от этого рисунок «Ученье - красота, а неученье - слепота» презентует сцену домашнего обучения детей. Крестьянские мальчики и девочки слушают старика с азбукой (Lindeman, 1912). Мотивом иллюстрации могло послужить времяпрепровождение в рябовском доме Васнецовых, где дед и отец приобщали детей к наукам и искусствам. Окна в комнате распахнуты, в них до горизонта видно уходящее вдаль село с домами и церковью. Вячеслав Аполлинарьевич Васнецов писал: «Из окна дома моих предков открывался широкий вид на долину речки Батарихи, на поля, луга и еловые леса, окружавшие село Рябово» (Vasnetsov, 1976). Рисунок «За бедным в мире сиротою сам Бог ходит с калитою», на котором изображены дети у родительской могилы, также отчасти наполнен автобиографическим содержанием, так как и братья Васнецовы достаточно рано осиротели.

В. Васнецов не обошёл вниманием и пороков деревенской жизни, осуждаемых в пословицах и поговорках, поэтому образы цикла иллюстраций не всегда привлекательны. Сцена, которая напомнила Аркадию Васнецову картину, «виденную в детстве на родине» (Yaroslavtseva,1987) изображена на рисунке брата «Не детина -животина, что валяется у тына»: пьяный изображён валяющимся в луже у кабака (Lindeman, 1912). Народная мудрость предостерегает и от безделья - «Гулявший много смолоду, умрёшь под старость с голоду». В. Васнецов, иллюстрируя эту пословицу, как бы в назидание показывает нищего старика.

Однако отношение русского народа к бедности, к нищим людям заключается, по выражению В.О. Ключевского, в идее личной милостыни как национальной концепции человеколюбия. Это конкретная духовно-нравственная практика: «накормить голодного, напоить жаждущего.» (Klyuchevsky, 2017/1891). В пословице «С миру по нитке - бедному одёжка» говорится о важности посильной помощи. Сами бедные, деревенские жители понимают, что тоже могут оказаться в состоянии нищеты, поэтому подают «из чувства самосохранения» (Lindeman, 1912). Именно об этом говорит пословица «Просящему не запирай дверей, при голоде и сам попросишь сухарей у добреньких людей». Нищие старик и мальчик на рисунке В. Васнецова подошли к избе, из открытой двери которой крестьянин подаёт каждому кусок хлеба. В этом смысле вятчане являют наиболее характерный пример проявления народной психологии. Именно у них, по мнению Д.К. Зеленина, наиболее сильны общественные инстинкты: «Вятчанин любит просить, но он любит и давать» ^^пш, 1994).

Рябово - село, где жили только священники, приход Предтеченской церкви состоял из 25 селений, расположенных от него на расстоянии от 1 до 6 верст (Rashkovskii, 2016). Поэтому тема религиозного быта Виктору Михайловичу особенно близка. В сюжете рисунка «Будь в божьбе всегда умерен, а в обязанности верен» Аркадий Васнецов увидел реальную сцену, виденную им в Рябово. Об этом он писал брату: «Вспомнилась картина, где изображены мужики с поднятыми руками и священник в ризе, приводящий их к присяге (Yaroslavtseva, 1987).

Пословица «Каков поп, таков и приход» истолкована художником следующим образом: священник собрал вокруг себя крестьянскую семью, ребёнок читает евангелие, а все остальные его слушают. На рисунке «Богу молись, а сам не плошай» показан крестьянин, молящийся перед образом Богоматери. Народная мудрость «Без Бога ни до порога» говорит о необходимости молитвы перед важным делом. В. Васнецов показал, как перед началом нового дела вся деревня собирается на молитву. Крестьяне вынесли местночтимую икону, на рисунке мы различаем образ Богоматери. По словам Линдемана, в цикле иллюстраций к русским пословицам и поговоркам Виктор Михайлович впервые создал образ Девы Марии, в совершенстве воплотившийся в апсиде киевского Владимирского собора (Liпdemaп, 1912).

Вместе с тем, по словам Д.К. Зеленина, именно в Вятской губернии были наиболее распространены внецерковные праздники и суеверные обычаи (Zeleпiп, 1994). Тема веры и суеверия затрагивается в иллюстрации «За правду писанному верь, но с верою не суеверь». В рамке рисунка женщина, желая вылечить ребёнка, ворожит на воду. Тогда как над рамой - христианские символы истинной веры -Евангелие и ангелы.

Таким образом, методологическая установка визуальной антропологии как способа анализа визуальной культуры даёт возможность по-новому взглянуть на малоизвестные рисунки В.М. Васнецова. В них запечатлены картины народной жизни, наиболее ярко раскрывающие, по мнению художника, действие того или иного аспекта народной психологии. Несмотря на буквальную интерпретацию вербального текста, иллюстрации самоценны, так как являются визуальным документом исчезнувшей реальности русской крестьянской культуры. Её особенности раскрываются через общие черты, свойственные жителям северо-востока России и присутствующие в жизни вятской деревни. Иллюстрации показывают наиболее значимые аспекты народной жизни, раскрывающие психологический склад вятчан как этнографической группы и одновременно с этим создают географический образ «крестьянской страны».

ЛИТЕРАТУРА

1. Alexandrov E. (2007). Is reviews. In search of visual anthropology. Anthropological forum No. 7. http://ecsocman.hse.ru/data/2012/05/03

2. Korotkina L. V. (2004). Viktor Vasnetsov. Letters. New materials. Moscow: Publishing house "ARS"

3. Klyuchevsky V. O. (2017/1891). The Good people of ancient Rus. (Public lecture delivered in 1891 in favor of the victims of crop failure). http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_dobrye_ludi_drevney.html

4. Lindeman I. K. (1912). Russian Proverbs and sayings in the illustrations of Victor Mikhailovich Vasnetsov. Moscow: Publishing house of the partnership Levenson

5. Lavrent'ev V. K. (1890). Geography of the Vyatka province: Course rodinovedenie for urban schools. Vyatka

6. Lobanov V. M. (1961). Victor V. M. Vasnetsov in Moscow. Moscow: "Moscow worker"

7. Rashkovskii A. (2017). The History of home buying priest Vasnetsov in Ryabovo village under rural school. http://7x7-journal.ru/post/75458

8. Vasnetsov A. M. (1957). Became an artist and how and what worked (Excerpt from autobiography). Proceedings of Museum of history and reconstruction of Moscow. Apollinary Vasnetsov. The centenary of the birth. Vol. VII. (pp. 113-149). Moscow, "Moscow worker"

9. Vasnetsov, V. A. (1976). Memories of artists Vasnetsovs brothers. Leningrad: Khudozhnik

10. Yaroslavtseva N. I. (1987). Viktor Mikhailovich Vasnetsov: Letters. Diaries. Memories. Judgments of contemporaries. Moscow: Iskusstvo, 1987

11. Zelenin D. K. (1994). Selected works. Articles on spiritual culture. 1901-1913. Moscow: Publishing House "Indrik"

12. Zelenin D. K. (1907). Russian plow: its history and types: essays from the history of Russian agricultural culture. Vyatka: Vyatka gubernia statistics Committee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.