Научная статья на тему 'ВАСНЕЦОВЫ И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ВАСНЕЦОВЫ И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
358
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Васнецов / культура / музыка / пение / род / священник / Vasnetsov / culture / music / singing / family / priest

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Полина Станиславовна, Щербакова Елена Николаевна

В статье исследуется роль музыки в жизни рода Васнецовых, представленного известными художниками Виктором и Аполлинарием, а также их младшим братом Александром Васнецовым. Выявляя истоки музыкальной одаренности братьев, авторы обращаются к истории древневятской ветви известной фамилии – Николаю Федоровичу Васнецову, Марии Николаевне Васнецовой (Кузнецовой) и их потомкам, проживающим в настоящее время на территории России (Москва, Краснодар). Авторы затрагивают вопросы музыкальных пристрастий прославленной династии, выявляют круг знакомств с представителями творческих профессий, останавливаются на творчестве братьев Васнецовых, принимавших участие в оперных и театральных постановках в качестве художников-декораторов, художников по костюмам, а иногда и актеров. Авторы приводят примеры того, что представители рода Васнецовых обучались не только пению, но и игре на фисгармонии, а впоследствии на фортепиано. Отдельное внимание уделяется полотнам Виктора Михайловича Васнецова, на которых изображены гусляры, Баян, а также сами гусли, речь идет о картинах «Гусляры», «Баян». Помимо этого, авторы касаются вопроса об иллюстрациях В.М. Васнецова, работающего над «Песнью о вещем Олеге» А.С. Пушкина, и одноименной кантатой Н.А. Римского-Корсакова. Авторы отмечают, что в ХХ в. импульсом к написанию А.Л. Лариным оратории «Русские страсти» послужили фрески Владимирского собора, в числе создателей которых был и В.М. Васнецов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VASNETSOV AND MUSIC: ON THE STATEMENT OF THE PROBLEM

The article examines the role of music in the life of the Vasnetsov family, represented by famous artists Viktor and Apollinarius, as well as their younger brother Alexander Vasnetsov. Revealing the origins of the brothers' musical talent, the authors turn to the history of the ancient Vyatka branch of the famous surname – Nikolai Fedorovich Vasnetsov, Maria Nikolaevna Vasnetsova (Kuznetsova) and their descendants currently living in Russia (Moscow, Krasnodar). The authors touch upon the issues of musical predilections of the famous dynasty, reveal a circle of acquaintances with representatives of creative professions, dwell on the work of the Vasnetsov brothers, who took part in opera and theatrical productions as decorators, costume designers, and sometimes also actors. The authors give examples of the fact that representatives of the Vasnetsov family studied not only singing, but also playing the harmonium, and later – the piano. Special attention is paid to the canvases of Viktor Mikhailovich Vasnetsov, which depict guslars, Bayan, as well as the gusli themselves, we are talking about the paintings “Guslyars”, “Bayan” (1910), “Heroes”. In addition, the authors touch upon the issue of illustrations by V.M. Vasnetsov, working on “The Song of the Prophetic Oleg” by A.S. Pushkin, and the cantata of the same name by N.A. Rimsky-Korsakov. The authors note that in the twentieth century, the impetus for AL Larin's writing of the oratorio “Russian Passions” was the frescoes of the Vladimir Cathedral, among the creators of which was V.M. Vasnetsov.

Текст научной работы на тему «ВАСНЕЦОВЫ И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

© Волкова, П.С., Щербакова, Е.Н., 2020 УДК 7.071.1

DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10078

ВАСНЕЦОВЫ И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

П.С. Волкова1, Е.Н. Щербакова1

1 Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар, 350063, Российская Федерация

Аннотация. В статье исследуется роль музыки в жизни рода Васнецовых, представленного известными художниками Виктором и Аполлинарием, а также их младшим братом Александром Васнецовым. Выявляя истоки музыкальной одаренности братьев, авторы обращаются к истории древневятской ветви известной фамилии - Николаю Федоровичу Васнецову, Марии Николаевне Васнецовой (Кузнецовой) и их потомкам, проживающим в настоящее время на территории России (Москва, Краснодар). Авторы затрагивают вопросы музыкальных пристрастий прославленной династии, выявляют круг знакомств с представителями творческих профессий, останавливаются на творчестве братьев Васнецовых, принимавших участие в оперных и театральных постановках в качестве художников-декораторов, художников по костюмам, а иногда и актеров. Авторы приводят примеры того, что представители рода Васнецовых обучались не только пению, но и игре на фисгармонии, а впоследствии на фортепиано. Отдельное внимание уделяется полотнам Виктора Михайловича Васнецова, на которых изображены гусляры, Баян, а также сами гусли, речь идет о картинах «Гусляры», «Баян». Помимо этого, авторы касаются вопроса об иллюстрациях В.М. Васнецова, работающего над «Песнью о вещем Олеге» А.С. Пушкина, и одноименной кантатой Н.А. Рим-ского-Корсакова. Авторы отмечают, что в ХХ в. импульсом к написанию А.Л. Лариным оратории «Русские страсти» послужили фрески Владимирского собора, в числе создателей которых был и В.М. Васнецов.

Ключевые слова: Васнецов, культура, музыка, пение, род, священник. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Волкова, П.С., Щербакова, Е.Н. Васнецовы и музыка: к постановке проблемы. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 198-205. DOI: 10.24411/23081031-2020-10078.

VASNETSOV AND MUSIC: ON THE STATEMENT OF THE PROBLEM

P.S. Volkova1, E.N. Shcherbakova1

1 General of the Army S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military Order of Zhukov and the October Revolution Red Banner School, Krasnodar, 350063, Russian Federation

Abstract. The article examines the role of music in the life of the Vasnetsov family, represented by famous artists Viktor and Apollinarius, as well as their younger brother Alexander Vasnetsov. Revealing the origins of the brothers' musical talent, the authors turn to the history of the ancient Vyatka branch of the famous surname - Nikolai Fedorovich Vasnetsov, Maria Nikolaevna Vasnetsova (Kuznetsova) and their descendants currently living in Russia (Moscow, Krasnodar). The authors touch upon the issues of musical predilections of the famous dynasty, reveal a circle of acquaintances with representatives of creative professions, dwell on the work of the Vasnetsov brothers, who took part in opera and theatrical productions as decorators, costume designers, and sometimes also actors. The authors give examples of the fact that representatives of the Vasnetsov family studied not only singing, but also playing

the harmonium, and later - the piano. Special attention is paid to the canvases of Viktor Mikhailovich Vasnetsov, which depict guslars, Bayan, as well as the gusli themselves, we are talking about the paintings "Guslyars", "Bayan" (1910), "Heroes". In addition, the authors touch upon the issue of illustrations by V.M. Vasnetsov, working on "The Song of the Prophetic Oleg" by A.S. Pushkin, and the cantata of the same name by N.A. Rimsky-Korsakov. The authors note that in the twentieth century, the impetus for AL Larin's writing of the oratorio "Russian Passions" was the frescoes of the Vladimir Cathedral, among the creators of which was V.M. Vasnetsov.

Keywords: Vasnetsov, culture, music, singing, family, priest. Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation. Volkova, P.S., Shcherbakova, E.N. (2020), "Vasnetsov and music: on the statement of the problem", Journal of Musical Science, vol. 8, no. 4, pp. 198-205. DOI: 10.24411/23081031-2020-10078. (in Russ.)

О музыкальных пристрастиях братьев Васнецовых известно не так много. Сведения об этой стороне жизни художников весьма ограничены. Однако тот факт, что вхождение в абрамцевский кружок с неизбежностью сопровождалось общением с музыкантами1, актерами, певцами, обсуждениями оперных и театральных премьер, дает основание говорить об их несомненной музыкальной образованности, которая сказывалась в том числе и в процессе работы над декорациями и эскизами костюмов к оперным и театральным постановкам. Подобное предположение тем более правомерно, что свое образование большинство представителей знаменитой фамилии получало в духовных училищах и семинариях, где пение было неотъемлемой частью учебного процесса, что определило музыкальность Виктора, Аполлинария и других братьев Васнецовых.

В данном контексте следует упомянуть, что один из членов прославленного рода - Николай Федорович Васнецов2, служа сначала псаломщиком, а затем дьяконом в храмах Удмуртии, кроме Закона Божьего, также преподавал в церковно-при-ходской школе и пение (Щербакова Е., 2020). Несколько забегая впе-

ред, заметим, что его дочь, Мария Николаевна Васнецова (Кузнецова), обучалась игре на фисгармонии (за дополнительную плату), будучи воспитанницей Вятского епархиального женского училища и замечательно пела. Она очень любила творчество Л. Бетховена, С. Рахманинова, П. Чайковского (Щербакова Е., 2019). В свою очередь, также и сыновья Марии Николаевны, выбравшие в качестве дела жизни военную службу, Кузнецовы Николай Алексеевич и Василий Алексеевич, обучались пению в церковно-при-ходской школе, любили слушать классическую музыку и учили музыке своих детей.

Акцентирование внимания на том, что в роду Васнецовых преобладали священники, обусловлено следующим моментом. Согласно православным канонам, всякое богослужение проходит посредством пения, что позволяет утверждать: духовная музыка неизменно сопровождала братьев на протяжении не только детских лет, но и отрочества. Тот факт, что на отдельных картинах В.М. Васнецова мы встречаем изображение музыкантов и музыкальных инструментов - «Гусляры» (1899), «Баян» (1910) - ярчайшее свидетельство того, что наряду

с духовной музыкой братьям Васнецовым не была чужда и музыка народная. Другими словами, музыкальная культура входила в творческую жизнь представителей рода Васнецовых вполне органично. На это, в частности, указывает тот факт, что самый младший брат Виктора и Аполлинария - Александр Васнецов - выступил собирателем песен северо-восточной России.

Вместе с тем о любви к классической музыке, в первую очередь, к музыке, созданной русскими композиторами, говорит просветительская деятельность династии Шкля-евых. Будучи связаны семейными узами с фамилией Васнецовых, они приобщали к духовной и светской музыкальной культуре проживающих на территории бывшей Вятской губернии (ныне Удмуртия) аборигенов (Абрамович Е., 2019). Аналогичным образом о способности глубоко понимать классический репертуар свидетельствует творческий союз Виктора Васнецова и Николая Римского-Корсакова, которые действовали в унисон в работе над произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»3.

Речь идет об увидевшей свет в 1899 г., отмеченным столетним юбилеем А.С. Пушкина, Кантате для тенора, баритона, мужского хора и симфонического оркестра. В предисловии к изданию Иосиф Карлович Линдеман писал: «К балладе нашей приложили свои руки выдающиеся художник и музыкант: В.М. Васнецов написал к ней четыре картины, а композитор Н.А. Римский-Корса-ков положил ее на музыку. Получилось счастливое сочетание чудных слов, красок и звуков - получилось прекрасное освещение легенды раз-

личными способами» (Пушкинъ А., 1915, с. 4).

Осуществляя искусствоведческий анализ данного произведения в опоре на слово, музыку и живопись, О.В. Бегичева свидетельствует о том, что в иллюстрациях Виктора Васнецова находят воплощение все ключевые для жанра национально-исторической музыкальной баллады моменты, актуализируемые Римским-Корсаковым в кантате «Песнь о вещем Олеге». По мысли отечественного культуролога, аналогично тому, как в Прологе композитор, опираясь на музыкальные средства выразительности, демонстрирует противоположение мира мертвых (тема «воинства Одина») и мира живых (тема дружины), так и художник в первой иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» средствами изобразительного искусства обеспечивает зрителю возможность пережить два полярных состояния лишь с одной оговоркой (Бегичева О., 2019).

В отличие от композитора, в одном случае обратившегося к тональности g-moll, инициирующей прикосновение к миру мертвых, а в другом - к тональности Б^иг, распахивающей двери в мир живых, художник действует несколько иначе. Используя «прием рассечения сюжетного пространства на две части, где слева на фоне темного леса выписана фигура Кудесника, а справа - дружина Олега», В. Васнецов, с одной стороны, противопоставляет, с другой - связывает два мира за счет визуальной рифмы. В итоге белые одежды волхва звучат в унисон с окрасом княжеского коня, а «вертикаль сосновых стволов подхватывается четким ритмом

устремленных к небу копий дружины» (Бегичева О., 2019, с. 97-98). Столь же пронзительно и глубоко коррелируют между собой и другие разделы баллады Н.А. Рим-ского-Корсакова, запечатленные В.М. Васнецовым в пространстве живописи (Бегичева О., 2019).

Не менее интересным видится и то обстоятельство, что работы Виктора Михайловича Васнецова косвенно способствовали рождению еще одного музыкального произведения, в центре которого - образ Христа. Речь идет о кантате Алексея Ларина «Русские страсти» (1994). По признанию композитора, на замысел оратории повлияли фрески Владимирского собора, над которыми работал и В.М. Васнецов. Особенно потрясло автора оратории то, что лица библейских персонажей были отмечены славянскими чертами, равно как и в их облачениях угадывалось, по мысли А.Л. Ларина, что-то русское4.

Специально заметим, что изучение одной из ветвей рода Васнецовых, чья жизнь оказалась связанной с Вяткой (Щербакова Е., 2019), а впоследствии - Москвой и Краснодаром, показало, что все его представители служили своему Отечеству либо на церковном и военном поприщах, либо на ниве просвещения и здравоохранения. Однако, несмотря на то, что сегодня людей, связавших свою жизнь с музыкальным видом искусства, в роду Васнецовых по-прежнему нет, новое поколение не остается безучастным к музыкальным традициям семьи.

Достаточно сказать, что Елена Николаевна Кузнецова (1959) (в замужестве Щербакова), дочь Н.А. Кузнецова, в детстве окончила

музыкальную школу по классу фортепиано. Разделяя родительскую страсть к театру, Елена Николаевна в студенческие годы часто ездила в Москву, чтобы вместе с друзьями ее родителей - артистами столичных театров - встретить Новый год. Его ожидание сопровождалось настоящим представлением, в котором и она принимала участие: пела, танцевала, читала стихи. Потом ходила на спектакли в театры, где работали артисты. Знаменательно, что, по воспоминаниям праправнучки художников В. и А. Васнецовых, ее родители, Кузнецовы Николай Алексеевич и Софья Дмитриевна, также познакомились в артистической среде.

С некоторыми артистами семья поддерживала приятельские отношения долгие годы. Например,с Евгенией Михайловной Белоусовой, актрисой Краснодарского музыкального театра, заслуженной артисткой РСФСР и единственной народной артисткой Кубани. Муж Евгении Михайловны, Павел Павлович Уваров, подполковник медицинской службы, более сорока лет работал врачом-хирургом вместе с матерью Елены Николаевны, Софьей Дмитриевной, заслуженным работником здравоохранения Кубани, в Краснодарском военном госпитале. И сегодня Елена Николаевна сохранила любовь к искусству, в первую очередь, к современной оперной и эстрадной музыке. Ее кумирами являются такие исполнители, как Дмитрий Хво-ростовский, Анна Нетребко, Любовь Казарновская, Алессандро Сафина, Муслим Магомаев, Фредди Меркури, Сандра, Лара Фабиан и мн. др.

Вспоминая о том, как все праздники в родительском доме нередко

превращались в «домашние концерты», участниками которых были не только члены семьи, но и приглашенные гости, Елена Николаевна называет имена следующих дорогих сердцу родителей людей:

Николай Павлович Жуган, генерал-майор авиации, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, великолепно исполнявший русские народные и украинские песни, играл на фортепиано и других музыкальных инструментах;

Виталий Васильевич Фролов, полковник авиации, художник, поэт и писатель, член Краснодарской краевой писательской организации Союза писателей РСФСР, прекрасно владеющий жанром мелодекламации под аккомпанемент Елены Николаевны;

Владимир Афанасьевич Архипов, известный поэт с вятскими корнями, покоривший кубанские сердца своей искренностью и яркостью создаваемых им образов, сделавший фантастическую карьеру всероссийского поэта с многочисленными литературными регалиями5;

Зоя Георгиевна Розен, тоже вят-чанка, скрипачка, заслуженный работник культуры, более шестидесяти лет работающая в театре, в симфоническом оркестре. Ее муж, Эрик Викторович Розен, известный в стране дирижер, долгое время работал главным дирижером в Краснодарском музыкальном театре.

Точно так же и дети Василия Алексеевича Кузнецова, Людмила Васильевна Кузнецова (в замужестве Пивоварова, 1953) и Олег Васильевич Кузнецов (1957), окончили музыкальную школу по классу фортепиано. В их семье «домашние

концерты» устраивались каждую неделю. Младшее поколение потомков рода Васнецовых украшало концерты игрой на фортепиано, а родители, как, например, Анна Михайловна, пели украинские песни. Помимо этого, Людмила Васильевна в детстве увлекалась балетом, была солисткой школьного танцевального ансамбля, пела в школьном хоре и выступала в школьном театре, режиссером которого был профессиональный артист, чье служение было связано с драматическим театром. Когда же Людмиле Васильевне пришлось разделить с мужем тяготы его профессиональной деятельности, связанные с дипломатической миссией в Ханое, ей довелось принять участие в съемках франко-вьетнамского фильма «Дьен Бьен Фу».

Подобно своей сестре Елене Николаевне, Людмила Васильевна любит слушать классическую музыку в оркестровом, фортепианном, скрипичном и органном звучании. Не менее трепетно относится к репертуару для гитары. В один ряд с прославленными оперными исполнителями - Анной Нетребко, Лу-чано Паваротти, Джоан Сазерленд, Пласидо Доминго, Марией Каллас, Хиблой Герзмава, Дмитрием Хво-ростовским - Людмила Васильевна ставит Элвиса Пресли, Дж. Бона Джови, Фредди Меркьюри и мн. др. Не забывая о своем увлечении балетом, среди артистов балета Людмила Васильевна выделяет Ульяну Лопаткину, Екатерину Максимову, Марико Кида, Майю Плисецкую, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева, Владимира Васильева, Николая Цискаридзе. Из композиторов ее всегдашними собеседниками

остаются В. Моцарт, Л. Бетховен, И.С. Бах, П.И. Чайковский, Эннио Морриконе, Нино Рота.

То обстоятельство, что дети Олега Васильевича, Антон и Ксения, а также дети Людмилы Васильевны, Андрей и Людмила, тоже получили домашнее музыкальное об-

разование, занимаясь с учителями музыкальных школ по классу фортепиано, дает надежду, что молодое поколение прославленного рода Васнецовых сумеет сберечь и дать новый импульс традициям семьи, будущее которой, возможно, окажется связанным с музыкальным творчеством.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Напомним, что сам Савва Мамонтов -душа и хозяин усадьбы, в которой проходили творческие встречи - брал уроки вокала в Милане, где ему пророчили певческую карьеру, что позволяет сделать вывод о том, что он обладал музыкальным талантом.

2 В частности, начиная с основателя рода -Дмитрия Игнатьевича Васнецова, - все последующие поколения мужчин имели непосредственное отношение к храмовому служению. Так, второй сын Дмитрия Игнатьевича, Косма, служил сначала пономарем в с. Ошети Нолинского уезда, затем был рукоположен во дьякона в церковь Московских чудотворцев с. Верхосунья Слободского уезда и вскоре - во священника, а потом переведен в Богородицкую церковь с. Верхо-куменского Вятского уезда, где прослужил до конца своих дней. У него было три сына -Сергей, Диомид и Емельян. Последний, иерей Архангельской церкви с. Кстинино Глазовского уезда, став священником, положил начало кстининскому роду священнослужителей Васнецовых. У Емельяна было также три сына - Петр, Дмитрий, Гавриил. У сына Гавриила, священника с. Кстинино Вятского уезда, был сын, дьякон с. Ксти-нино Вятского уезда, Гавриил (1799-1868), а у него - сын Федор (1822-1905), священник с. Сезенево Слободского уезда, а затем с. Паздеры Сарапульского уезда, отец Николая Федоровича Васнецова (1867), псаломщика с. Чумоя Сарапульского уезда, дьякона с. Зуры Глазовского уезда.

3 Здесь уместно упомянуть эскизы В. Васнецова, сделанные им к пьесе «Снегурочка» Александра Островского, о которых Владимир Стасов выразился следующим образом: «Васнецов сочинил все костюмы и декорации - в том числе "Палату Берендееву". Это - истинные chef-d'oeuvre (шедевры) театрально-национального творчества. <...> Никогда еще ничья фантазия, сколько я способен судить, не заходила так далеко

и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаменталистики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной. Все, что осталось у нас в отрывках бытовых от древней русской жизни, в вышивках, лубочных рисунках, пряниках, деревянной древней резьбе, - все это соединилось здесь в чудную, несравненную картину. Для любования и изучения не только художников, но и всех развертываются здесь широкие, далекие горизонты». Подробнее по данному вопросу см: (10 театральных художников Серебряного века // Культура.рф. URL: https://www. culture.ru/materials/253887/10-teatralnykh-khudozhnikov-serebryanogo-veka (дата обращения: 18.08.2020)).

Отдельного внимания заслуживает работа В. Васнецова над декорациями к опере А. Даргомыжского «Русалка», над которыми он трудился вместе с И. Левитаном. Уникальность декораций заключается в том, что они представляли собой настоящие картины. Располагаясь на заднем фоне, они потрясали воображение зрителя не меньше, чем само исполнение оперы. Как вспоминают участники тех событий, особенное впечатление на зрителей произвел вид подводного царства, который создавал иллюзию присутствия водной стихии. Подробнее по данному вопросу см.: (Костюмы и декорации В. Васнецова к опере «Снегурочка» // Ренессанс. URL: https://renesans. ru/russian_artist/vasnecov/snegurocha.shtml (дата обращения: 12.08.2020)).

Аналогичным образом и А. Васнецов увлеченно работал над созданием декораций и костюмов к спектаклям «Царская невеста», «Купец Калашников» (на сюжет «Песни о купце Калашникове» Лермонтова), «Шемякин суд», поставленным на фабрике Трехгорной мануфактуры, а также над декорациями к следующим операм:

• «Град Китеж» (1902-1903) С.Н. Василенко (постановка не была осуществлена);

• «Садко» (1897) для театра Г.Г. Соло-довникова, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1908) для Мари-инского театра, «Царская невеста» (1912) для Народного городского театра Н.А. Рим-ского-Корсакова;

• «Опричник» (1911) П.И. Чайковского (для частной оперы Зимина);

• финальная сцена к опере «Иван Сусанин» М.И. Глинки (1914) для Большого театра (совместно с К.А. Коровиным).

Помимо этого, А. Васнецовым были созданы декорации и эскизы костюмов к спектаклям «Купец Калашников», «Шемякин суд» и «Бежин луг» для Народного городского театра. Подробнее по данному вопросу см.: (Живописец Аполлинарий Васнецов. Жизнь и творчество. URL: https://vasnec.

ru>monografia-three16.php (дата обращения: 11.05.2020)).

4 Подробнее по данному вопросу см: Алексей Львович Ларин. Оратория «Русские страсти» // Музыкальные сезоны. 13.08.2019. URL: https://musicseasons. org/aleksej-lvovich-larin-oratoriya-russkie-strasti/ (дата обращения: 14.09.2020).

5 Владимир Афанасьевич - единственный в России, кто дважды становился лауреатом Всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского. Это по его инициативе ежегодно на Вятке проводятся литературные чтения «Васнецовские дали». Вот и недавно он написал книгу, которую так и назвал «Васнецовские дали», поэтический сборник, куда вошли стихи поэта разных лет.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамович Е.З., Щербакова Е.Н. Род Ва-снецовых-Шк ляевых: Культурологический анализ. Краснодар: Марарин О.Г., 2019. 80 с.

Бегичева О.В. Жанровые метаморфозы романтической баллады в искусстве XIX-XXI веков: Моногр. Майкоп: Магарин О.Г., 2019. 192 с.

Пушкинъ А.С. ПЬснь о вЬщемъ ОлегЬ. Кошя рукописи поэта. Съ 27 рисунками въ текстЬ. Разбор баллады и объяснительныя къ ней примЬчашя написалъ инспекторъ Московской XI гимназш И.К. Линдеманъ. Для младшихъ классовъ среднеучебныхъ заведенш и для народныхъ училищъ. М.: Т-во Левенсон, 1915. 98 с.

Щербакова Е.Н. Мария Николаевна Кузнецова (Васнецова) // «Эту школу позабыть нельзя». Саракташ, 2019. С. 7-8.

Щербакова Е.Н. Культурологический анализ жизни и деятельности Николая Васнецова, представителя древневятского рода Васнецовых, священников, учителей, художников // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 4. С. 451-455.

REFERENCES

Abramovich, E.Z., Shcherbakova, E.N. (2019), Rod Vasnetsovykh -Shklyaevykh: Kul'turologicheskii analiz [The Vasnetsov-Shklyaev family: Cultural analysis], Mararin

0.G., Krasnodar, 80 p. (in Russ.)

Begicheva, O.V. (2019), Zhanrovye

metamorfozy romanticheskoi ballady v iskusstve XIX-XXI vekov [Genre metamorphoses of romantic ballads in the art of the XIX-XXI centuries], Magarin O.G., Maikop, 192 p. (in Russ.)

Pushkin, A.S. (1915), Pbsn' o vbshchem" Olegb. Kopiya rukopisi poeta. S" 27 risunkami v" tekstb. Razbor ballady i ob"yasnitel'nyya k" nei primbchaniya napisal" inspektor" Moskovskoi XI gimnazii I.K. Lindeman". Dlya mladshikh" klassov" sredne-uchebnykh" zavedenii i dlya narodnykh" uchilishch" [Song of the prophetic Oleg. Copy of the poet's manuscript. With 27 figures in the text.

1.K. Lindeman, inspector of the Moscow XI gymnasium, wrote an analysis of the ballad and explanatory notes. For Junior classes of secondary educational institutions and for public schools], Tovarichshestvo Levenson, Moscow, 98 p. (in Russ.)

Shcherbakova, E.N. (2019), "Maria Nikolaevna Kuznetsova (Vasnetsova)", "Etu shkolu pozabyt' nel'zya" ["This school cannot be forgotten"], Saraktash, pp. 7-8. (in Russ.)

Shcherbakova, E.N. (2020), "Cultural analysis of the life and work of Nikolai Vasnetsov, a representative of the ancient Vyatka Vasnetsov family, priests, teachers, and artists", Missiya konfessii [The mission

of the confessions], vol. 9, no. 4, pp. 451-455. (in Russ.)

Сведения об авторах

Волкова Полина Станиславовна, профессор, доктор искусствоведения, профессор 6-й кафедры русского языка Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменного училища им. генерала армии С.М. Штеменко, член Союза композиторов России E-mail: polina7-7@yandex.ru

Щербакова Елена Николаевна, преподаватель 6-й кафедры русского языка Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменного училища им. генерала армии С.М. Штеменко

Authors information

Polina S. Volkova, Professor, D.Sc. (Art Criticism), Professor of the 6th Department of the Russian Language at the General of the Army S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military Order of Zhukov and the October Revolution Red Banner School, member of the Union of Russian Composers E-mail: polina7-7@yandex.ru

Elena N. Shcherbakova, teacher of the 6th department of the Russian language at the General of the Army S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military Order of Zhukov and the October Revolution Red Banner School

Поступила в редакцию 27.09.2020 После доработки 10.11.2020 Принята к публикации 16.11.2020

Received 27.09.2020 Revised 10.11.2020 Accepted for publication 16.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.